Развитие системного мышления у ребенка

Развитие системного мышления у ребенка thumbnail

В жизни важно развитое логическое, образное, аналитическое мышления, но системное мышление так же важно. Логика, как раз позволяет нам делить информацию на отдельные элементы, а системное мышление позволяет искать бесконечные варианты их взаимодействия и ориентироваться в них.

Что такое системное мышление

Системное мышление в дошкольном возрасте – это умение соотносить часть и целое, искать сходства и отличия, уметь обобщать и понимать простые причинно-следственные связи.

Как понять, что системное мышление развито?

— ребенок воспринимает систему целиком и видит в ней связи ее компонентов.

Например: Смена времен года-это система, а сами времена года, природные явления, характерные лету, зиме, весне или осени их компоненты.

— ребенок видит закономерность процессов;

-ребенок видит систему целиком и в мельчайших ее компонентов.

Например, все те же времена года-это система, компоненты: природные явления, одежда людей, поведение животных и природы, одежда людей и т.д.

— ребенок может быстро переключаться с одного предмета на другой.

— ребенок умеет сравнивать, анализировать.

Зачем развивать системное мышление?

Готовность к школе включается в себя различные компоненты, такие как: мотивация к обучению, умение общаться, самоконтроль, умственное развитие и т.д. А для достаточно высоких умственных способностей ребенка необходимо развитое мышление, в том числе и системное.

Когда развивать системное мышление?

Начинать можно уже с раннего детства.

Как развивать системное мышление?

Различные занятия с ребенком развивают, в том числе и мышление ребенка (например, чтение, рисование, лепка, конструирование и т.д.). А если с ним проводить специальные занятия, то развитие проходит гораздо быстрее и эффективнее.

Занятия должны проходить в игровой форме, без принуждения и систематически.

Для того чтобы развить системное мышление у ребенка нужно научить его: выделять главное; видеть не только целое, но и детали; самостоятельно делать выводы; видеть решение ситуации и их последствия; решать творческие задачи (опыты и эксперименты); уметь находить разные пути решения ситуаций; а так же развитое воображение и хороший кругозор.

Знакомство ребенка с новой информацией должно проходить по следующему плану:

1. Название.

2. Откуда взялось.

3. Зачем и кому нужно.

4. Рассказать о надсистеме (т.е. куда входит), обобщить.

5. Рассказать о подсистеме (составляющие).

6.Установить связи с другими предметами.

Например, вы увидели на улице воробья, ребенок заинтересовался им. Расскажите, когда-то воробей вылупился из яйца и был маленьким птенчиком. Родители кормили его мошками, комарами, гусеницами. Затем родители научили его летать.

Воробьи живут и в городе и в деревне, поближе к людям, в теплые края зимовать не улетают.

Это дружные птицы, живут стайками и помогают друг другу во время опасности, делятся с другими, если найдут много корма.

Воробей это птица, в мире очень много птиц, они отличаются от других тем, что у них есть крылья, клюв и перья.

В ходе рассказа задавайте вопросы ребенку, например, почему воробьи селятся рядом с людьми, в чем сходство и различие с другими птицами и т.д.

Игры на развитие системного мышления

«Закончи слово»

Взрослый говорит первый слог, а ребенок должен произнести все слово. Можно усложнить задачу, придумывать не одно слово, а сколько сможет.

«Пофантазируй»

Если на земле закончатся все ручки (или например учебники, спички, пуговицы), чем можно их заменить? Карандашами, фломастерами, кистями и т.д. В ходе игры учатся находить резервы предметов.

«Один или много»

Игра учит находить в одном предмете составные части.

Например: Сколько у меня в руке книг? (Одна) А сколько в ней листов? (Много) Сколько букв в книге? (Очень много).

«Главное в предмете»

Цель игры научиться определять главную функцию в предмете.

Например: Игла — тонкая, острая, умеет шить.

«Беги ко мне»

Подвижная игра, подходит для 3х и более игроков. Помогает научиться классифицировать предметы по разным признакам: форма, цвет, размер, назначение, количество.

Для игры нужны цветные картинки с изображением различных предметов. Дети бегают по кругу, взрослый говорит «Раз, два, три ко мне беги, если твой предмет имеет синий цвет» и так далее меняя все время признак.

Источник

Как ни старайся, мы не сможем впихнуть в голову ребенка абсолютно все знания об окружающем мире. Но, к счастью, этого и не требуется. Важнее не загрузить ребенка информацией, а научить его с информацией работать. Мы не сможем дать ребенку готовые инструкции по выходу из любой ситуации – жизнь гораздо богаче на события, чем рисует наше воображение. Но в наших силах научить ребенка искать недостающую информацию, анализировать ее и на основе анализа принимать решения. Как сказал Мишель Монтень: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».

Для развития лучше давать меньше знаний, но в системе, формируя, таким образом, привычку искать и устанавливать связи между отдельными элементами. Однако взрослые часто дают ребенку информацию фрагментарно, как конечный, ни с чем не связанный факт.

Приведу такой пример. Соседская девочка Кристина сообщает мне о планах на вечер:

– Мы с мамой сегодня пойдем на день рождения. Я только не очень помню, к кому. То есть я знаю, к кому мы пойдем, но будет ли день рождения тети, дяди или брата, я не помню. Но торт будет обязательно!

С пониманием киваю. Торт – это очень важно. А Кристина восторженно продолжает:

– У меня так смешно: день рождения всегда весной. У других бывает летом, зимой, осенью. А у меня всегда весной. Каждый год весной получается, и ни разу даже осенью!

В восприятии семилетней Кристины день рождения – это просто праздник конкретного человека, не привязанный к строго определенной дате и конкретному факту появления на свет. Как-то эту взаимосвязь ей объяснить забыли. Так, кстати, часто бывает: взрослые скажут что-то с высоты своего опыта и своих знаний в полной уверенности, что ребенок их понял нужным образом. А у ребенка в голове совсем другая картина выстраивается. Вот и у Кристины относительно дня рождения получилась мешанина из случайных чисел.

Это дидактическая ошибка. Нельзя формировать хоть временное, но ложное представление. Знания нужно давать в системе. Не просто выдавать информацию по кусочкам, а показывать, как этот кусочек соотносится с целым, с уже известным. Представьте, что будет, если показать ребенку картинку с хоботом слона и сказать: «Это хобот», – а с остальными частями тела животного познакомить только через год. Возможно, что некоторое время маленький ребенок будет думать, что хобот – это самостоятельное животное, похожее на удава. Потом, конечно, он все поймет, когда получит остальные фрагменты целостной картинки. Казалось бы, ничего страшного. Но при таком подходе системность мышления не формируется. У человека, привыкшего получать знания в разрозненном виде, без установления взаимосвязей, без понимания соотношения части и целого, не формируется потребность в выстраивании целостной картины. Он не будет фанатично искать недостающие элементы системы и задавать проясняющие вопросы. Есть то, есть это, а как это связано с тем – его не волнует… Системность – важный дидактический принцип, суть которого хорошо отражена в философском тезисе: «Целое больше суммы своих частей».

При фрагментарном подходе ребенок знает, что есть день, есть ночь, есть солнце и луна. И удивляется: «Зачем глупое солнце светит днем, когда и так светло? Светило бы, как луна, ночью, было бы больше пользы». При системном подходе ребенку помогают установить правильную причинно-следственную связь: днем светло, потому что в этот момент наш участок Земли освещен Солнцем.

При фрагментарном подходе ребенок считает, что волк плохой, потому что съедает хорошего зайчика. При системном подходе ребенок понимает, что волк и зайчик – звенья пищевой цепочки.

При фрагментарном подходе ребенок заучивает домашний адрес: «Улица Пушкина» – и спорит, что он живет на улице Пушкина, а не в Екатеринбурге. При системном подходе ребенок знает, что улица Пушкина находится в Екатеринбурге, а Екатеринбург – город в России. Он легко встроит в эту систему любой город мира по критерию «находится в России или нет». Теория множеств для дошкольников? Легко!

При фрагментарном подходе ребенок зубрит таблицу сложения как странный стих без рифмы. При системном – понимает общий принцип и сам доходит до операции умножения, радостно сообщая однажды: «Сто раз по сто – это десять тысяч!» В пять лет реально даже начинать знакомить с понятием возведения в степень. (Если уж пытливый детский ум своими вопросами до этого доведет.) Мой пятилетний сын Сашка вместо «очень-очень много» говорил «додекальон», имея в виду 10 в степени 39. А я в его годы никак не могла понять, почему не существует самого большого числа.

При системном подходе новая информация дается обязательно с опорой на уже существующую, и при этом объясняется, как новое связано с уже известным.

Когда вы знакомите ребенка с новым понятием, обязательно помогите ему выстроить связи с тем, что уже есть в системе его знаний.

1. Дать этому название. В дальнейшем сформируется узнавание.

2. Рассказать, откуда это взялось. Установление причинно-следственных связей.

3. Рассказать, зачем это нужно, кому это нужно, как можно это использовать. Функциональность объекта.

4. Дать более общее понятие. Рассказать о надсистеме, то есть о множестве, куда входит этот объект. Обобщение.

5. Рассказать о подсистеме, о составных частях объекта. Из чего он состоит. Умение видеть части целого.

6. Рассказать о связях с другими объектами. Установление сходства и отличий.

Системное мышление в младшем дошкольном возрасте – это умение соотносить часть и целое, искать сходства и отличия, уметь обобщать и понимать простые причинно-следственные связи. Лужа – она ведь не сама по себе лужа, а потому что прошел дождь. И исчезнет лужа не потому, что ей так захотелось, а потому, что ее высушат солнце и ветер. Точно так же дома можно высушить капли воды на поверхности стола, если на них дуть. Эксперименты и аналогии в дошкольном возрасте? Легко!

Ребенок принес вам одуванчик. Кроме «спасибо», скажите, как называется этот похожий на солнышко цветок. Отметьте, какой он красивый, как приятно на него смотреть. Объясните, что вырос одуванчик из маленького семени. Когда одуванчик отцветает, он становится похожим на пушистый белый шарик. Если подуть на такой шарик, семена полетят в разные стороны. Если ребенок уже знает, что такое парашют, можно сравнить семена одуванчика с парашютом, поискать сходство. Еще можно рассказать ребенку, какие животные из известных ему едят одуванчики (черепаха, например). Познакомьте ребенка с надсистемой: одуванчик – это цветок, цветы – это растения. Расскажите о подсистеме: у одуванчика есть головка, стебель, листочки, корешок.

Расскажите о связях с другими объектами, знакомыми ребенку. Например, ромашка – это тоже цветок, как и одуванчик. Что у них общего? Чем они отличаются? Понятно, что чем старше ребенок, тем больше связей он может выстраивать. Если, конечно, его этому постепенно учить.

Давайте разберем еще один пример. Кот. Предположим, вы встретили кота на прогулке. Кто это? (Дать название.) Что у него есть? (Лапы, хвост, глаза, уши и так далее.) Какой он? (Белый, с черным ухом, пушистый, худой, с грязными лапами.) Где он живет? (Этот кот домашний или, наоборот, бездомный.) Как он вообще появился? (Родился у кошки. У всех зверей есть свои мамы. Кот – зверь. Мама кота – кошка.) Поговорите о связях с другими животными, о которых ребенок уже знает, о сходствах и отличиях. (Собака тоже зверь. У нее тоже четыре лапы и хвост. А чем она отличается от кота? Чем кот похож на тигра? А отличается от него чем?). Если ребенок узнаёт кота на картинке, но не узнаёт, встретив на улице, – система не выстроена.

Источник

Оксана Кочеткова
Формирование основ системного мышления у детей 3–4 лет

В отечественной дидактике идет активный поиск путей формирования основ системного мышления детей. Основным инструментом формирования мыслительных операций системного характера ТРИЗ-педагогика считает алгоритм, основанный на так называемом «системном операторе». Автор и разработчик данного алгоритма – Г. С. Альтшуллер.

Алгоритм системного мышления:

1. Выбор объекта и определение его функции или свойства (объект – функция)

2. Определение линии развития как собственно объекта, так и его функции или свойства (объект в прошлом и в будущем)

3. Выявление составляющих объекта (части объекта)

4. Определение оснований для построения классификационной группы, к которой принадлежит объект. Выявление основного места обитания или функционирования (объект – место функционирования, классификационная группа)

5. Сравнение объекта с другими по разнообразным признакам (чем объект похож и чем отличается от других объектов).

Сведения об объектах систематизируются с помощью таблицы, которая называется «системным оператором». Его минимальная модель – девять экранов. Мыслительные операции систематизации позволяют дать ребенку более широкое и глубокое представление об объектах природного мира. Усвоенные операции помогают детям структурировать имеющуюся у них отрывочную информацию, дополнять ее с помощью аналогий и сравнений. В первую очередь объекты живой природы подвергаются так называемому генетическому анализу, т. е. в основу логических операций системного характера ложится линия жизни (существования) конкретного объекта.

«Системный оператор»

6 Н. С. 3 Н. С. 9 Н. С.

4 С. 1 С. 7 Н. С.

5 П. С. 2 П. С. 8 П. С.

С – система, т. е. объект, который находится в центре рассмотрения

Н. С. – надсистема, ближайшее окружение объекта.

П. С. – подсистема, структурная единица объекта.

Примерная последовательность вопросов к детям при прогнозировании развития природного объекта:

1. Что это? (называется объект и обозначается схемой)

2. К какому миру он относится? К какому классу? Какие признаки говорят об этом?

3. Где находится (живет) наш объект? Какие условия в этом месте? (климат, питание и т. д.)

4. Из каких частей состоится объект? Как каждая часть помогает объекту существовать? (для чего каждая часть)

5. Кто его «друзья»? (представители того же класса)

6. Каким этот объект был раньше? Откуда он появился?

7. Какие у него были части? Чем они отличались от того, что есть сейчас?

8. Как изменится этот объект, когда вырастает? Какие новые «дела» у него появятся?

9. Что нужно, чтобы так произошло?

10. Что будет, если… (задать условие по изменению климата, флоры, фауны региона, где обитает объект, в соответствии с уровнем природоведческих знаний детей).

Работа с «системным оператором» начинается с того,что:

1. Выбирается объект – система, определяются его признаки, основное назначение – функция;

2. Определяются части системы, ее составляющие (подсистема);

3. Рассматривается место функционирования системы и группа или класс, к которым относятся объекты (надсистема);

4. Объект и его функция рассматриваются в прошлом;

5. Рассматривается прошлое подсистемы объекта;

6. Определяется прошлое надсистемы объекта;

7. Объект и его функция рассматриваются в будущем;

8. Рассматривается будущее подсистемы объекта;

9. Определяется будущее надсистемы объекта.

Примером может служить логика системного мышления по отношению к объекту живой природы «воробей».

Мама-воробьиха в гнезде (согревающая яйца) Гнездо с птенцами Место обитания воробья (лес или городские улицы)

яйцо Птенец (воробышек) Взрослый воробей

Скорлупа, белок и желток с зародышем Части тела слабого неумелого птенца Части тела взрослой птицы

Этапы работы.

1 этап. Установление системных связей.

Задачи.

1. учить детей называть систему, выделять основные признаки объекта: цвет, форма, размер, назначение.Контрольные вопросы: что (кто) это? (мяч). Какого цвета (формы, размера) мяч? Как можно играть с мячом? Для чего нам нужен мяч? (играть).

2. учить детей выявлять составляющие системы (части) и рассказывать об их назначениях.

Контрольные вопросы: что это у петушка? Что делает петушок крылышками? Как называется эта часть у петушка? Зачем петушку ноги?

3. познакомить детей с местом обитания, функционирования объектов.Контрольные вопросы:

Где живет лиса? Кто еще живет в лесу? Где стоит кровать? Что еще есть в спальне?

4. учить рассматривать развитие системы во времени: настоящее, прошлое, будущее (задача решается во втором полугодии учебного года).Контрольные вопросы:вы сейчас какие: большие или маленькие? Что вы умеете делать? А раньше, какими вы были? Что умели делать? Какими вы будете, когда вырастите?

2 этап. Знакомство детей с системным оператором – волшебными экранами.

Задача: систематизировать знания детей о любой системе, т. к. сведения о ней рассматриваются во взаимосвязи с другими предметами, явлениями.

Волшебные экраны – универсальная модель организации занятий с детьми по ознакомлению с окружающим и природой. В совместной деятельности с детьми можно использовать все 9 экранов или меньшее их количество. Это зависит от поставленных задач на занятии.

Источник

Развитие системного мышления

Категория: Консультации

Создано 28.02.2014 20:20

Автор: Администратор сайта МАОУ № 200

Просмотров: 2975

Тренинг для педагогов
«Развитие системного мышления у дошкольников»

    Развитие системного мышленияОдним из качеств, формирующих творческое мышление у детей, является системность.
Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.
Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.
Чтобы лучше понять, что такое системное мышление, приведу несколько примеров несистемного подхода или несистемного мышления.

Все крупные организационные ошибки — это, как правило, результат несистемного подхода, узкого, одностороннего, без учета причин и следствий, а ещё хуже, предвзятого.
• Катастрофическое обмеление Аральского озера наступило не мгновенно, оно было следствием того, что недопустимо много отбирали воды из рек Сырдарьи и Амударьи на орошение полей хлопка, не учитывая затрат воды на естественное испарение и прочие многочисленные потери воды. К расчетам и предостережениям ученых не прислушались. Это пример предвзятого решения. Все понимали и делали умышленно во зло будущим поколениям своего же народа.
• Строительство атомных электростанций без решения проблемы захоронения отходов — пример преступного несистемного подхода.
• Был такой случай. Заселили озеро ценной рыбой, но не подумали, что на вытекающей из озера реке есть высокий водопад, который рыба преодолеть не может. Пришлось строить наклонную трубу.
Согласитесь, что многих ошибок и не было бы, если бы люди в детстве освоили системное мышление.
Теперь поговорим о системном мышлении.
Под термином система будем понимать организованное множество элементов любой природы, как-то связанных друг с другом и функционирующее во имя исполнения общих целей.
Вообще говоря, любой предмет является системой, так как он состоит из частей, а части взаимодействуют. То, что мы исследуем, с чем имеем дело — это и есть система.
Считается, что системное мышление — это самая выигрышная черта диалектического мышления.
С точки зрения системного подхода, объекты, входящие в данную систему должны рассматриваться и сами по себе и в связи со многими другими объектами и явлениями. Ни одно живое существо, ни один коллектив, ни одна машина не могут существовать вне связи со своим окружением. Но описать и учесть все связи практически невозможно, и теоретически бессмысленно. Достаточно выделить только наиболее устойчивые связи, непосредственно и значительно влияющие на решение поставленной задачи и поддающиеся реальной оценке. Вот для этой конкретной цели и используются понятия системного подхода.
Альтернативой системному мышлению является предметное мышление, рассматривающее объекты изолированно, без учета всех существенных частей и связей между ними, внешних и внутренних.
Есть такая притча о том, как слепые анализировали слона? Один, потрогав хвост, сказал: – “Это веревка”, другой, потрогав бивни, сказал: – “Это палка”. “Это — шершавая колонна”, — сказал третий, трогая ногу. “Нет, — это стена”, сказал четвертый, трогая спину слона…
В чем их ошибка? Они анализировали большую систему по частям, это правильно, но они мыслили предметно, не системно, каждый делал вывод обо всей системе только по одной части. Они приписывали свойства частей всей системе.

Зачем знать, что системы состоят из частей?
• Чтобы знать, что мир не однороден.
• Чтобы познать систему, проведя ее анализ по частям.
• Чтобы понять, чем отличается одна система от другой.
• Чтобы построить правильную модель системы.
Делить систему на подсистемы можно различными способами, по разным критериям. Число выделяемых подсистем в системе может быть любым, так же как и число надсистем, в которые эта система входит как часть. Например, окно состоит из рамы, переплета, стекол, форточки, задвижек, петель. Это подсистемы. С другой стороны, надсистемами окна могут быть: дом, автобус, вагон, автомобиль… — те системы, в которые окно входит как их часть.
Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями.

Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:
1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающеюся во времени;
2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.
Несколько игр и упражнений для усвоения детьми понятий система, подсистема, надсистема, системный эффект, сверхэффект.
Для каждого возраста может быть подобран свой набор заданий. Начнем с самых простых упражнений.
Надо ли говорить детям слово «система»? Опыт работы с четырехлетними детьми показал, что они прекрасно понимают этот термин.

Содержание тренинга:

Методические указания:
1. Упражнения требуют наличия предварительно подобранного или изготовленного реквизита (рисунков различных предметов и их частей или самих предметов, разобранных на составные части).
2. В описаниях упражнений важен их принцип, конкретное содержание может быть любым и выбирается в зависимости от имеющихся возможностей.
3. Не решайте задачи за ребенка, не лишайте его радости самому составить нужный ему предмет. При первом знакомстве с заданиями помогите наводящими вопросами: Это чья голова? Что есть у рыбы, кроме головы?
4. Хвалите детей даже за маленькие успехи. Не заставляйте ребенка решать задачки насильно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить упражнения, займитесь его развитием, показывайте ему множество разных предметов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (проводится игровой тренинг с педагогами).
Упражнение 1. “Собери предмет”.
Данное упражнение предназначено для детей младшего возраста (от 2 до 6 лет), не умеющих ни читать, ни писать.
Методика выполнения упражнения:
На столе хаотично размещены подсистемы (части) какой-либо заранее подобранной системы. Для самых маленьких рядом находится уже собранный предмет (образец). В упражнении от ребенка требуется найти (подобрать) все подсистемы и собрать их в систему. Для детей постарше оригинала не приводится.

Примерные задания для детей 2, 3, 4 лет:
Задание 1. Собрать огурец из трех частей (заранее порезанных).
Задание 2. Собрать рыбу из трех частей.
Задание 3. Собрать крокодила (игрушечного).
Задание 4. Собрать шишку, тигра, собаку, бабочку и т.д.
Для детей 5, 6 лет задания посложнее:
Задание 5. Собрать автомобиль (систему) из его частей (подсистем): кузов, колеса, фары, номера, руль…
Задание 6. Собрать велосипед: руль, педали, колеса, рама…
Задание 7. Собрать куклу: голова, руки, ноги, туловище…
Задание 8. Собрать очки: дужки, стекла, перемычка между стеклами, очечник…
Задание 9. Собрать портфель: корпус, ручка, замок, крышка…
Задание 10. Собрать телефон: корпус телефона, трубка, шнур, провод…
Задание 11. Собрать самолет: фюзеляж самолета, шасси, мотор, второй мотор.
Упражнение 2. “Составь иерархию частей системы” (подсистема).
Методика выполнения упражнения:
На столе разложены заранее подготовленные рисунки. На первом рисунке изображена система, например, дерево. На остальных рисунках, расположенных в хаотическом порядке, — подсистемы: ствол, сучья, листья, клетка, ядро клетки…
От ребенка требуется составить (правильно разложить рисунки) иерархию частей (С-ПС-ППС-ПППС).
По возможности следует использовать вместо рисунков разобранные на части разнообразные предметы.
Примерные задания:

Задание 1. Земля, Евразия, Россия, Новгород, Новгородский кремль, Памятник тысячелетию России, Пушкин, его голова…
Задание 2. Шкаф с одеждой, пальто, рукав, пуговица, нитки…
Задание 3. Телефон, корпус, цифронабиратель, диск с дырочками…
Задание 4. Самолет, фюзеляж, крылья, элероны…
Задание 5. Парусник, мачта, стеньга, парус, шкаторина…
Задание 6. Портфель, пенал, карандаш, грифель, кончик грифеля…
Задание 7. Рыба, голова, рот, зуб, часть зуба…. и т.д.

Упражнение 3. “Составь иерархию надсистем”.
Методика проведения упражнения:
Это упражнение проводится аналогично упражнению 2. Даны рисунки дерева и, в хаотичном порядке: часть леса, лес, ландшафт, страна…
От ребенка требуется составить иерархию (правильно расположить рисунки) надсистем (НННС-ННС-НС-С) для данной системы.
Примерные задания:
Задание 1. Земля и ее НС: Солнечная система, созвездие, галактика, метагалактика, Вселенная…
Задание 2. Шкаф: мебель, квартира, дом, улица, квартал, город, страна…
Придумайте самостоятельно 15-20 аналогичных заданий.

Упражнение 4. «Что здесь простое, а что составное?»
Методика выполнения упражнения:
На столе лежат рисунки, на которых изображены несколько пар простых и составных предметов (или сами предметы, по возможности).
Спросите ребенка, чем отличаются предметы в указанной паре?
Портфель полный книг — это система? В этой системе и книги и сам портфель — подсистемы. А пустой портфель? Если мы начали изучать портфель, то портфель – стал системой, состоящей из ПС: боковины, дно, крышка, ручка, застежка…
В бане жара. Баня — это система. А жара – это система? А пар? Мочалка? Мыло? Все это системы, кроме жары. Жара — это свойство или качество системы.
Примерные задания (пары предметов):
1. Стакан пустой и стакан с водой.
2. Лист чистый, лист с текстом и книга.
3. «Сдутый» шарик и надутый шарик.
4. Вода “Ключевая” и лимонад.
5. Грифель и карандаш.
6. Пустая катушка из-под ниток и катушка с нитками.
7. Вода и суп.
8. Вода и лед.
9. Вода и пар.
10. Вода и туман (туман — это мельчайшие водяные капельки в воздухе, а водяной пар — это молекулы воды в воздухе, он бесцветен, а туман как белое облако).

Упражнение 5. «Докажи, что Один предмет — это Много»
Методика выполнения упражнения:
Дана система С. Доказать, что С=ПС1+ПС2+ПС3+ПС4+…
Дайте ребенку что-нибудь разобрать — старый будильник, игрушку, мясорубку, электрический фонарик…, иначе он разберет на подсистемы какую-нибудь ценную систему. Говорят, продают специальные игрушки, предназначенные для разборки.
Цель: дети сами должны убедиться, что любой предмет состоит из частей, разных или одинаковых.

Примерные задания:
Задание 1. Из чего состоит ДОМ? (Крыша, стены, окна…)
Задание 2. Из чего состоит СТУЛ? (Сидение, ножки, спинка…)
Задание 3. Мы решили приготовить к празднику торт. Что нам понадобится? (Масло, мука, сахар, яйца, соль, варенье…).
Задание 4. Надо сшить для Барби платье. Что для этого понадобится?
Упражнение 6. «Найди Целое по её Части или метод Шерлока Холмса»
Методика выполнения упражнения:
Дана одна ПС. Найдите Систему. Верно ли говорили древние, что, если мы видим одного льва, можно считать, что видели всех львов, одного волка — всех волков?
Всегда ли по ПС можно угадать Систему? Можно ли по стоптанному башмаку сказать, кто его хозяин? Шерлок Холмс смог бы.
Что можно по одежде сказать о человеке?
Зададим ПС, попробуем найти побольше систем, для которых она — часть. Пусть ПС — лапа. Она может быть частью собаки, белки, лисицы…
Примерные задания:
Задание 1. Яблоко (яблоня, ваза с яблоками, натюрморт, овощной магазин, пирог…).
Задание 2. Пчела (пчелиный рой, улей, насекомые…).
Задание 3. Стул (мебель, интерьер, магазин, изделия столярной мастерской…).
Задание 4. Лист бумаги (книга, настенный календарь, блокнот, тетрадь, пачка писчей бумаги…).
Даны ПС: Голова, руки, глаза, туловище. (С: обезьяна, человек, кукла, робот, портрет).
Даны ПС: Голова, глаза, туловище (С: все млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые).
Даны ПС: Голова, туловище. (Все животные, кроме простейших).
Даны ПС: Ствол, лист, корень. (С: дерево).
Дана ПС: Ствол. (С: деревья, кустарники, огнестрельное оружие, шахта).
Вариант 3. Теперь по нарастанию числа ПС:

Упражнение 7. «Назови Целое по его Частям».
Методика выполнения упражнения:
Даны несколько ПС. Требуется найти С.
Вариант 1. Называют несколько ПС, просят ребенка догадаться, к каким системам они могут принадлежать.
Даны ПС: деревья, кусты, трава, ягоды, грибы. (С: лес, парк, роща, тайга, бор, джунгли).
Даны ПС: вода, рыбы, водоросли… (С: река, озеро, море, океан, лиман, пруд).
Даны ПС: обложка, корешок, страницы… (С: книга или фотоальбом).
Вариант 2. Называют несколько ПС, а дети называют системы. Число ПС сокращают. Что будет с числом систем?
Даны ПС: Голова, руки, глаза, туловище, хвост. (С: обезьяна).

— У каких систем есть труба? (Дом, корабль, паровоз, кочегарка, трубач, автомобиль…).
— У каких систем есть и труба и колеса? (Автомобиль, паровоз, колесный пароход).
— Труба, колеса и якорь? (Остался колесный пароход).
Обратите внимание детей на тот факт, что чем больше называется ПС, тем труднее назвать систему.
— У кого есть иголки? (Ель, сосна, кедр, роза, акация, ёж, дикобраз, кактус, ерш…).
— А у кого есть иголки и жабры? (Ерш…).
— Подошва? (Сапоги, ботинки, туфли, галоши, гора, оползень…).
— Подошва и снег? (Высокая гора).
Вариант 4. Раскладывают предметы или рисунки предметов. Просят назвать, частью каких систем они являются.
— Слон — это ПС следующих систем: тропических животных, семейства млекопитающих, отряда хоботовых, системы теплокровных, толстокожих…

Упражнение 8. «Продолжи уменьшение и увеличение до предела»
Методика выполнения упражнения:
Дана С. Требуется найти ПС, ППС, ПППС, ППППС… и НС, ННС, НННС, ННННС…
Называют предмет и просят составить два ряда: в сторону уменьшения размеров ПС до предела и в сторону увеличения размеров НС, тоже до предела.
Например, дана система — дерево:
Дерево – ветка – лист – клетка — ядро клетки — хромосомы – ДНК – гены – молекулы – атомы — ядра атомов — элементарные частицы – кварки (мельчайшие «кирпичики» мироздания).
Теперь в сторону увеличения размера:
Дерево – лес – ландшафт – материк – Земля — Солнечная система – созвездие — Галактика – Метагалактика — Вселенная.
Это называют «системным лифтом».
Покажите детям, что подобное рассмотрение (увеличение и уменьшение размеров) можно начинать с любой системы, конечный результат (Вселенная и кварки) будет тот же.
…Комната – квартира – дом – город – район – область – страна — материк…
Так можно «погулять» по всем частям Вселенной. Ребенок должен понять, что Мир бесконечен и в сторону увеличения и в сторону уменьшения, и «вверх и вниз».
Эта игра — удобный случай рассказать детям о безграничности Вселенной.

Упражнение 9. «Что посередине»
Методика выполнения упражнения:
Дана ПС и НС. Требуется определить С, находящуюся посередине.
Примерные задания:
Задание 1. Колесо — ? — Транспорт (Автомобиль, трамвай, велосипед, тепловоз, телега, мотоцикл…).
Задание 2. Крыльцо — ? — Деревня (Дом).
Задание 3. Яблоко — ? — Сад (Яблоня).
Задание 4. Шнурок — ?- Обувь (Ботинок, кеды, туфли, кроссовки).
Задание 5. Лист — ? – Дерево (Ветка).
Правильных ответов может быть много.
Предложите детям самим придумать подобные упражнения.

Упражнение 10. “Найди общее”
Методика выполнения упражнения:
Даны несколько Систем. Необходимо найти общие для них ПС и НС.
Например:
Даны Системы: Площадь. Улица. Проспект.
Общие для них ПС: асфальт, шум.
Общие НС: район, город.
Придумайте самостоятельно 10-15 заданий.

Упражнение 11. “Частью чего это является?”
Методика выполнения упражнения:
Начните с какого-нибудь предмета. Например, со стула.
— Частью чего стул является?
— Частью мебели.
— Мебель частью чего является?
— Частью квартиры.
— Квартира частью чего является?
— Частью дома.
Дальше продолжите самостоятельно.
Теперь начните с другого предмета, например с горошины.
Чем Вы закончите?

Упражнение 12. Вопросы на понимание состава систем.
1. Смех — это система? Карандаш — это система? Восторг – это система? Капля – это система?
2. В какую систему входят мох, деревья, грибы?
3. Продолжи ряд: ноготь, палец, ладонь,…
4. Продолжи ряд: спица, колесо,…
5. Продолжи ряд: буква, страница…
6. Назови самую большую систему, которая тебе известна.
7. Назови части вооружения рыцаря (шлем, копье, меч,…)
8. Найди лишнее слово, назови по какому признаку (критерию) оно лишнее:
Сазан, щука, лещ, камбала, карась, сом.
Акула, треска, кит, камбала, минтай, салака.
Рож, овес, пшеница, ячмень, кукуруза, сорго, тимофеевка, клевер, помидоры.
9. Что общего у ежа, елки, швейной машинки? Что общего у паровоза, дома, корабля?

Упражнение 13. Вопросы на понимание системного эффекта.
Методика проведения упражнения:
На столе раскладывают несколько предметов (картинок) и ребенку предлагают из них составить полезные системы. Например: книга, карандаш, очки, бумага, свеча, резинка. Полезные системы: книга+очки+свечка (можно читать в темноте), карандаш+бумага+резинка (удобно рисовать). Винт – отвертка. Очки – очешник. Замок – ключ. Мыло – мыльница. Ружьё — патрон – чехол – шомпол. Сабля – ножны.

Вопросы на понимание системного эффекта.
1. Составь полезные системы из следующих предметов: стол, иголка, книга, резинка, стакан, стул, нитка, очки, носки, полка…
2. Зачем птицы, рыбы, насекомые объединяются в стаи? Ради какого системного эффекта? (Разделение функций — одни охраняют, другие едят или ухаживают за молодняком, легче отбиваться от врагов, легче решать проблемы ра?