Развитие силы выносливости ловкости и других двигательных качеств у ребенка

Между
развитием двигательных качеств (силы,
быстроты, выносливости, ловкости,
гибкости) и формированием двигательных
навыков существует тесная взаимосвязь.
Освоение новых движений сопровождается
совершенствованием двигательных
качеств. Различные движения избирательно
воздействуют на двигательный аппарат
человека и поэтому в неравной мере
развивают отдельные мышцы и мышечные
группы.
Формирование
двигательных качеств в онтогенезе
происходит неравномерно и гетерохронно
и зависит от развития ряда систем
организма. Например, совершенствование
выносливости определяется в значительной
мере слаженной деятельностью кровесной,
дыхательной и сердечно-сосудистой
систем, а развитие силы мышц тесно
связано с ростом костной и мышечной
тканей, с формированием способности
управлять работой мышц. Каждому возрасту
свойствен определенный уровень развития
двигательных качеств. Наивысшие
достижения в силе, быстроте и выносливости
достигаются в разные сроки.
Систематическая
тренировка ускоряет развитие двигательных
качеств, но прирост их в различные
возрастные периоды неодинаков.
Сила.Впервые максимальную произвольную силу
мышц (МПС) при изометрическом напряжении
удается измерить в возрасте 4-5 лет. МПС
сгибателей и разгибателей кисти
составляет в среднем соответственно
5,22 и 4,61 кг, бедра 6,0 и 7,9 кг, туловища 8,17
и 14,65 кг.
С
возрастом происходит
неравномерное развитие силы отдельных
мышц. Как видно из табл. 28, в 12-16 лет
прирост МПС у мышц-разгибателей бедра
больше, чем у мышц-разгибателей голени
и стопы.
Таблица
28. Максимальная произвольная сила мышц
(кг) в зависимости от возраста
Возраст, лет | Разгибатели бедра | Разгибатели ходеци | Разгибатели стопы |
12 | 62 | 24 | 39 |
13 | 74 | 31 | 49 |
14 | 85 | 37 | 55 |
15 | 96 | 41 | 59 |
16 | 106 | 44 | 68 |
В
каждом возрастном периоде
изменяется соотношение (топография)
МПС различных мышц, формируется
своеобразный мышечный профиль. С 8 до
10 лет повышение МПС мышц происходит
отйосительно равномерно. К 11 годам темпы
роста ее увеличиваются. Наиболее
интенсивный прирост МПС установлен в
период от 13-14 до 16-17 лет. В последующие
годы (до 18-20 лет) темпы ее роста замедляются.
У более крупных мышц МПС увеличивается
несколько дольше. К 16-17 годам завершается
формирование топографии силы мышц,
характерной для взрослых.
В
настоящее время в связи с
акселерацией отмечается тенденция
более раннего развития силы отдельных
групп мышц.
Наряду
с ростом абсолютной МПС увеличивается
относительная МПС (на 1 кг массы тела).
Наиболее высокий темп развития
относительной силы происходит от 6-7 до
9-11 лет, а для некоторых мышц (разгибатели
туловища, подошвенные сгибатели стопы)
до 13-14 лет.
Быстрота.
При выполнении спортивных упражнений,
как правило, отмечается комплексное
проявление быстроты. Например, результат
в спринтерском беге зависит от времени
двигательной реакции на старте, быстроты
одиночных движений и частоты (темпа)
шагов.
Впервые
в отдельных движениях время реакции
удается определить в возрасте 2-3 лет —
0,50-0,90 с. Но уже в 5-7 лет оно снижается до
0,30-0,40 с, а к 13-14 годам приближается к
данным взрослых (0,11-0,25 с). Изменение с
возрастом двигательной реакции происходит
неравномерно. До 9-11 лет время ее
уменьшается быстро, а в последующие
годы, особенно после 12-14 лет, — медленно.
Тренировка
способствует улучшению скорости
двигательной реакции. Наибольшее
уменьшение времени реакции под влиянием
систематической тренировки отмечено
у детей 9-12 лет. В этом возрасте преимущество
тренирующихся детей перед не занимающимися
спортом особенно велико. Если в это
время не развивать быстроту, то в
последующие годы, возникшее отставание
трудно ликвидировать.
В
процессе развития организма
повышается скорость одиночных движений.
К 13-14 годам она приближается к данным
взрослых,. в 16-17 лет отмечается снижение
ее, а к 20-30 годам — некоторое повышение.
У юных спортсменов скорость одиночных
движений развита лучше. Уже в возрасте
13-14 лет отмечается явное превосходство
их над нетренирующимися, которое
сохраняется в последующие возрастные
периоды. Наибольшая эффективность
развития скорости одиночных движений
установлена в 9-13 лет.
Важным
компонентом быстроты является частота
(темп) движений. Максимальная частота
движений (за 10 с) в локтевом суставе
увеличивается с 4 до 1.7 лет в 3,3-3,7 раза.
У детей 11 -12 лет максимальная частота
вращения педалей на велоэргометре
составляет в среднем 20 (за 10 с), затем
повышается и в 18-20 лет равна 33.
Взаимосвязь
в развитии силы и быстроты достаточно
полно проявляется в скоростно-силовых
упражнениях, например в прыжках в длину
и в высоту. Наибольший прирост результатов
в прыжках наблюдается от 12 до 13 лет
(табл. 29).
Таблица
29. Результаты (см) в скоростно-силовых
упражнениях у мальчиков в зависимости
от возраста
Возраст, дет | Прыжок вверх (толчком | Прыжок в длину | Тройной прыжок (с |
12 | 35 | 171 | 517 |
13 | 38 | 185 | 560 |
14 | 40 | 194 | 591 |
15 | 42 | 201 | 615 |
16 | 44 | 211 | 636 |
Таким
образом, и- по данным скоростно-силовых
упражнений отмечается неравномерный
прирост результатов в различные
возрастные периоды.
Выносливость.Наиболее полно возрастные изменения
выносливости изучены при статических
усилиях различных групп мышц, например
сгибателей кисти, предплечья, бедра.
Установлено, нат пример, что с возрастом
увеличивается время удержания сгибателями
кисти усилия на динамометре, равного
50% от максимального (в 10-12 лет время
данного усилия составляет 96 с, а в 18-»
20 лет- 113.с).
Продолжительность
усилия различных групп мышц неодинакова
и увеличивается не одновременно. В
возрасте от 8 до 11 лет наибольшей
выносливостью характеризуются
мышцы-разгибатели туловища; в 11 -14 лет
значительно повышается выносливость
икроножных мышц, в 13-14 лет несколько
снижается статическая выносливость
сгибателей и разгибателей предплечья
и разгибателей туловища.
По
мере развития организма
увеличивается время удержания основных
гимнастических поз — виса и-упора. С 13
до 17 лет предельная продолжительность
виса повышается у мальчиков в 4,3 раза,
а у девочек- в 4 раза.
С
возрастом заметно повышается
работоспособность при выполнении
напряженных динамических упражнений
на выносливость. В упражнении на
велоэргометре мощность работы,
увеличивается с 509 кгм/мин в 8-9 лет до
2710 кгм/мин у взрослых людей (табл. 30).
Таблица
30. Возрастные изменения мощности работы
на велоэргометре (А.З. Колчинская, 1973)
Возраст, лет | Мощность, кгм/мин |
8-9 | 509 |
10-11 | 745 |
13 | 916 |
14 | 1045 |
15-16 | 1219 |
22 | 2710 |
Выносливость
в разные возрастные периоды повышается
неравномерно. Так, установлено, что в
упражнениях аэробной- мощности наибольший
прирост выносливости наблюдается у
юношей от 15-16 до 17-18 лет. В упражнениях
анаэробной мощности значительное
увеличение продолжительности работы
отмечается от 10-12 до 13-14 лет.
Юные
спортсмены характеризуются не только
большей выносливостью, но и более
значительным ее возрастным приростом.
Так, у девочек, занимающихся плаванием,
от 8 до 15 лет работоспособность в
упражнениях на велоэргометре увеличивается
в 3 раза, а у мальчиков — в 3,4 раза. При
этом чём старше юные спортсмены и чем
больше у них стаж занятий спортом, тем
больше они отличаются от неспортсменов.
Ловкость.Это двигательное качество характеризуется
умением управлять силовыми, временными;
пространственными параметрами движений.
Одним
из проявлений ловкости является точность
ориентации в пространстве. Способность
к пространственной дифференцировке
движений заметно усиливается в возрасте
5-6 лет. Наибольший рост этой способности
отмечается от 7 до 10 лет. В 10-12 лет она
стабилизируется, в 14-15 лет несколько
ухудшается, а в 16-17 лет показатели
двигательной ориентации достигают
данных взрослых. Систематическая
тренировка развивает умение более
качественно анализировать пространственные
параметры движений.
С
возрастом изменяется способность
дифференцировать темп движения. В 7-8
лет отмечается значительная вариативность
частоты вращения педалей велосипеда.
К 13-14 годам способность воспроизводить
заданный темп движений улучшается и
приближается к данным взрослых.
О
совершенствовании с возрастом
ловкости свидетельствует способность
дифференцировать усилие мышц. У детей
5-10 лет точность воспроизведения заданного
усилия меньше, чем в последующие периоды
развития. Наиболее совершенная
дифференци-ровка уровня мышечного
напряжения характерна для юношей 15- 17
лет.
Под
влиянием тренировки е-пособность
управлять движениям улучшается. Высокая
степень развития координации движений
обусловливает более успешное
совершенствование других двигательных
качеств.
Гибкость.По мере развития организма гибкость
изменяется неравномерно. Так, подвижность
позвоночного столба при разгибании
заметно повышается у мальчиков с 7 до
14 лет, а у девочек с 7 до 12 лет. В более
старшем возрасте прирост ее снижается.
Подвижность позвоночного столба при
сгибании у мальчиков 7- 10 лет значительно
возрастает, а в 11 -13 лет уменьшается.
Высокие показатели гибкости отмечаются
у мальчиков в 15 лет, а у девочек — в 14 лет.
При. активных движениях гибкость
несколько меньше, чем при пассивных.
Соседние файлы в предмете Спортивное право
- #
24.07.201753.06 Mб44912-_Sportivnoe_pravo_Rossii_Alexeev_S_V_2012_-666s.pdf
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Жуковская средняя общеобразовательная школа №1
имени Б.В Белявского
Учитель ф/к Карлсон Н.Н.
Жуковка 2017 г
Мир становится таким, что слабый здоровьем
человек даже при хорошей психике
не может выдержать жизненных испытаний.
М. Шаймиев .
Двигательные способности есть структурные и функциональные особенности организма, которые обеспечивают специфическую эффективность двигательной деятельности.
Человек рождается с генетически заложенными задатками, которые он унаследовал от своих предков. Задатки в процессе жизнедеятельности организма развиваются и формируются в виде основных двигательных способностей (силовые способности, скоростные способности, способности к ловкости, способности к выносливости, координационные способности), и на их основе воспитываются многообразные физические качества. Они составляют качественную основу всей двигательной деятельности человека. Развитие физических способностей обеспечивается единством наследственных факторов и процессом педагогического воздействия на организм.
Характер двигательной деятельности, в частности, разные режимы выполнения одних и тех же двигательных действий способствуют развитию различных двигательных способностей. Например, бег на короткие дистанции способствует развитию скоростных способностей, а бег на длинные дистанции способности к выносливости. Вместе с тем следует отметить, что бывают различные способности и выносливости в зависимости от характера выполняемой двигательной деятельности: выносливость к скоростной работе, общая выносливость, силовая выносливость, выносливость к статической работе.
В основе воспитания физических качеств лежит свойство организма отвечать на увеличивающиеся нагрузки повышением исходного уровня работоспособности. На физическую нагрузку организм реагирует мобилизацией имеющихся в нем резервов.
Во время упражнений расходуются энергетические ресурсы, постепенно развивается утомление. После утомительного занятия работоспособность остается сниженной, затем постепенно восстанавливается. Дойдя до первоначального уровня, работоспособность продолжает увеличиваться, так как организм восстанавливает ресурсы в количествах, превышающих затраченные. В результате такого сверхвосстановления наступает фаза повышенной работоспособности, которая некоторое время удерживается, а затем снижается до исходного. Таким образом, состояние организма после занятий физическими упражнениями можно отметить три фазы: утомление, восстановление, увеличение работоспособности.
Тренированность возрастает только при систематических занятиях и резко снижается при их прекращении. В процессе физического воспитания недопустимы перерывы, так как утрачивается положительный эффект занятий. При прекращении занятий достигнутые результаты быстро ухудшаются, работоспособность падает. Неблагоприятные изменения наблюдаются уже на пятый-седьмой день перерыва. Уменьшается сила мышц, понижается быстрота движений, ухудшается выносливость. Для укрепления организма и постоянного развития физических качеств необходимо систематически повышать нагрузки.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Развитие способности к выносливости.
Выносливость – способность организма совершать продолжительную работу без снижения её эффективности.
В ряду физических качеств человека выносливость занимает особое место. Любое другое качество – быстрота или сила, ловкость или гибкость – в большинстве случаев проявляется в течение некоторого времени или при многократном выполнении, что требует определенного уровня выносливости. Различают общую и специальную выносливость.
Общая выносливость есть способность продолжительно выполнять работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы. Такая работа выполняется, например, в кроссовом беге, беге на лыжах. Общая выносливость – основа для воспитания всех разновидностей проявления выносливости.
При выполнении любой физической нагрузки рано или поздно наступает временное снижение работоспособности. Чем раньше оно наступает, тем ниже уровень выносливости. Выносливость развивается только в том случае, когда во время занятий преодолевается утомление.
При воспитании общей и специальной выносливости следует: выполнять упражнения до утомления, следить за дыханием для улучшения восстановительных процессов в организме; регулировать нагрузку по показателям пульса.
Одно из самых эффективных и доступных средств воспитания общей выносливости на моих уроках — кроссовый бег. Кроме того использую на уроках и другие циклические упражнения, а главное подвижные и спортивные игры, значительно усиливающие деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
Упражнения для общей выносливости.
Кросс с чередованием бега и ходьбы по пересеченной местности от 500 м до 2-3 км для девушек и от 1 км до 5-6 км для юношей. Бег по песку, по снегу. Спортивные игры: баскетбол, футбол, ручной мяч. Туристские походы.
2. Развитие силовых и скоростных способностей.
Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать этому сопротивлению посредством напряжения мышц.
Средствами воспитания силы являются упражнения с повышенным сопротивлением, так называемые силовые упражнения.
Эти упражнения можно разделить на две группы:
I группа. Упражнения с внешним сопротивлением, для чего используются обычно масса предметов, противодействие партнера, сопротивление резины, эспандеры и т.д.
II группа. Упражнения, отягощенные массой собственного тела. (Например, подтягивание на перекладине, отжимание).
Для воспитания взрывной силы, нужной для прыжков, метаний и других скоростно-силовых движений, используют упражнения с небольшим отягощением, но с предельной или околопредельной скоростью (выпрыгивание со штангой на плечах массой 10-15 кг, метание гири и др.)
Эффект развития силы зависит от массы отягощения, числа подходов и повторений в каждом подходе, продолжительности интервалов отдыха между подходами.
При методе статических усилий наибольший эффект воспитания силы достигается, если усилие составляет 60 % и выше от максимального, а напряжение длится 5-6 с. Усилие обязательно должно завершаться расслаблением напрягшихся мышц. Число повторных усилий при выполнении каждого упражнения в одной серии 3-5 раз. Упражнения должны охватывать все мышечные группы: плечевого пояса и рук; туловища; тазового пояса и ног.
Дозировка упражнений на развитие силы такая, чтобы после их выполнения появлялось чувство усталости, но не предельного утомления.
Девушкам рекомендую выполнять силовые упражнения с малым отягощением (набивные мячи, гантели и пр.) и с отягощением массой собственного тела.
Упражнения для воспитания силы.
Упражнение с отягощением массой собственного тела: подтягивание на перекладине; отжимание на полу в упоре; сидя на скамейке, сгибание и разгибание туловища; приседание на одной или на двух ногах.
Упражнения с амортизаторами и эспандерами: движение руками вниз, в сторону, вверх из различных положений и т.д.
Упражнения с гантелями: из различных исходных положений (стоя, сидя на скамейке) разнообразные движения с гантелями: сгибание, разгибание, повороты, поднимание рук.
Быстрота – способность человека в определенных условиях мгновенно реагировать на тот или иной раздражитель и совершать нужные действия с минимальной затратой времени. Быстрота определяется временем двигательной реакции, отдельного движения и частотой одинаковых движений в единицу времени.
Различают простые и сложные двигательные реакции. Простая реакция характеризуется выполнением определенного движения на заранее известный, но внезапный сигнал. К сложным двигательным реакциям относятся реакции выбора и реакции на движущийся объект. Например, при приеме волейбольного мяча надо оценить направление и скорость его движения и принять решение как действовать.
Максимальная скорость, которую может проявить человек в каком-либо движении, зависит не только от развития быстроты, но и ряда других факторов – степени развития силы, гибкости, владения техникой. К средствам воспитания быстроты движений относятся упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью. При этом продолжительность их должна быть 5-20 с. Быстрота очень специфична – быстрота в беге и быстрота в метаниях существенно отличны и требуют применения различных средств и методов.
Упражнения для воспитания быстроты.
— Бег на месте в упоре с максимальной частотой;
— Бег на 20, 30, 40, 50, 60 м с максимальной скоростью с хода;
— Выполнение различных упражнений по сигналу: бег лежа, сидя, с колени, много скоки;
— Бег с высоким подниманием бедра, голени, с максимальной частотой;
— Разнообразные эстафеты.
Развитие быстроты наиболее эффективно при оптимальном возбуждении нервной системы, поэтому упражнения на быстроту провожу в начале урока после хорошей разминки.
3. Развитие координационных способностей.
Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность исходя из требований внезапно меняющейся обстановки. Время, необходимое для овладения новыми упражнениями, как один из показателей ловкости, зависит от его координационной сложности, физической подготовленности занимающихся, наличие прежнего опыта и выполнение различных движений.
Другим показателем ловкости является способность человека быстро перестраиваться на различные виды двигательной деятельности. Для оценки ловкости учащихся я использую контрольные упражнения. Например, ведение баскетбольного мяча между стойками, расставленными на различных расстояниях одна от другой (5-10 стоек). Основным путем воспитания ловкости является овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями.
Проявление ловкости во многом зависит от того, насколько точно учащиеся управляют своими движениями во времени и пространстве.
Систематическое применение разнообразных общеразвивающих упражнений способствует накоплению двигательного опыты учащихся, что является фундаментом высокого уровня ловкости.
Ценными средствами воспитания ловкости служат подвижные спортивные игры, именно на уроках я даю возможность учащимся поиграть в футбол, баскетбол, волейбол, ручной мяч. Значительное место в развитии ловкости занимают акробатические упражнения, комбинации вольных упражнений.
4. Поддержание и развитие способности к гибкости.
Гибкость – способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Термином «гибкость» пользуются в тех случаях, когда речь идет о подвижности в суставах всего тела.
Подвижность в суставах имеет большое значение в труде, в быту и особенно в спорте. При отсутствии необходимого запаса подвижности в суставах трудно использовать технические приемы, что снижает потенциальные возможности человека. Поэтому на гибкость необходимо обратить внимание в возрасте 8-10 лет, когда уже весь связочный аппарат и мышцы интенсивно развиваются.
Гибкость определяется как эластичность – свойство мышц, связок и суставов в целом. Гибкость можно развивать и добиваться высоких её показателей во всех возрастных периодах развития организма, даже в преклонном возрасте, о чем свидетельствует жизнь спортсменов, цирковых артистов, артистов балета. По истине подходит в данном случае выражение «Любви все возрасты покорны».
Особенности развития гибкости.
— Важно постоянно поддерживать достаточный уровень гибкости и постоянно упражняться в развитии гибкости.
Методика развития гибкости.
Наиболее часто применяемым физическим упражнением для развития гибкости является упражнение в растягивании, которое служит для растягивания мышц, связок и т.д.
Методические правила для применения физических упражнений с целью развития гибкости.
1. Использование физических упражнений на растягивание возможно только после соответствующей специальной разминки, ибо можно повредить мышцы и связки. Это зависит от места времени, а также условий проведения занятий физическими упражнениями.
2. Серийность и постоянное усиление растягивания. Не допускать болевых ощущений, возможностей получения травм.
3. На занятиях по физической культуре рационально использовать физические упражнения на растягивание. Их можно применять только после разминки, после основной части урока, а также в заключительной части урока физической культуры.
5. Воспитание осанки.
Важной частью физической культуры является двигательная культура, а так же телесная культура. Это культура составляет основу осанки человека.
Осанка – это индивидуальная особенность телосложения человека для обеспечения позы оптимальной жизнедеятельности. Систематические занятия физическими упражнениями формируют специфическую осанку в целом. Спортивная деятельность особым образом влияет на становление осанки: легко узнаваемы фигура, телосложение, осанка гимнастов, осанка боксеров и осанка штангиста. Формирование правильной, рациональной, оптимальной осанки большая ответственность самого человека. Недаром бытует выражение: «Каков позвоночник, такого и состояние физического здоровья человека».
Хорошее состояние позвоночника, высокие показатели его гибкости, достигнутые систематическим выполнением физических упражнений, создают оптимальные условия для нормального функционирования внутренних органов. Следовательно, характеристика гибкости имеет важное значение для позвоночника и в целом для формирования нормальной осанки – как основы оптимального физического здоровья человека.
Особенности формирования осанки.
Правила:
1. Постановка стопы. При вертикальной стойке они должны быть слегка развернуты носками наружу.
2. Полное разгибание ног в коленном суставе.
3. Контроль состояния тазобедренного сустава и поясничного отдела позвоночника.
4. Правильное устойчивое положение лопаток, плеч, развернутое положение грудной клетки.
6. Спортивные игры.
Занятия спортивными играми способствуют совершенствованию основных двигательных качеств: быстроты, точности и координации движений, ловкости, силы и выносливости. Спортивные игры часто провожу на открытом воздухе при различных погодных условиях и поэтому дают высокий оздоровительный и закаливающий эффект. В процессе занятий спортивными играми воспитываются ценные моральные и волевые качества: коллективизм, целеустремленность, выдержка, самообладание и дисциплинированность.
Подвижные игры.
Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями и преодолением препятствий очень интересны. Здесь можно проверить свою силу, развить выносливость, быстроту, меткость и ловкость. Не обойтись в играх и без смекалки, умения ориентироваться на площадке, быстро выбирать правильные решения. Польза подвижных игр и в том, что они дадут вам возможность лучше узнать друг друга, научиться проявлять терпение и взаимовыручку, адекватно относиться к победе и поражению.
В традицию школы вошли соревнования и игры с участием родителей: пап и мам. Игры: футбол, мини-футбол, баскетбол, настольный теннис, волейбол, армспорт, игра: «Папа, мама, я – спортивная семья».
Источник