Развитие самостоятельности у ребенка с овз

Сара Тлишева
Воспитание самостоятельности у детей с ОВЗ в школе-интернате

ГКОУ РА «Адыгейская Республиканская школа-интернат

для детей с ОВЗ»

Доклад

на тему:

» Воспитание самостоятельности у детей с ОВЗ в школе-интернате«

Работа воспитателя:

Тлишевой С. А.

2018г.

«Мой взгляд на современные взгляды и подходы в работе по развитию самостоятельности воспитанников с ОВЗ, в условиях школы – интерната».

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается в настоящее время гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Это позволяет нам предположить, что одним из важнейших качеств, которые необходимо формировать и развивать с детства, является самостоятельность. В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.

Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись самостоятельно заправлять кровать, Андрей без подсказки помогает Ване правильно заправить кровать.

На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни. На самом деле у многих детей самостоятельность не сформирована. Не удивительно, что когда дети становятся старше, родители начинают задумываться, почему их ребенок ни к чему не приучен и ничего не умеет и, следовательно, начинают винить в этом всех окружающих. Но, прежде всего все зарождается в семье. Часто родители сами отказываются от воспитания в ребёнке самостоятельности, так как это для них проще и удобнее. Например, дети приучены к тому, что ничего нельзя делать без ведома родителей и поэтому без особых указаний они не сходят за продуктами или не сделают чего-нибудь по дому. Или ребенок хочет сделать какое-то дело самостоятельно, но взрослые из-за чрезмерной опеки и боязни за него, не позволяют ничего сделать. Именно этим объясняется наше обращение к проблеме формирования самостоятельности у младших школьников.

«Самостоятельность» позволяет нам сделать вывод, что самостоятельность представляет собой волевое качество личности, которое характеризуется инициативным, критическим, ответственным отношением к собственной деятельности, умением планировать эту деятельность, ставить перед собой задачи и искать пути их решения без посторонней помощи, опираясь при этом на имеющиеся в собственном опыте знания, умения и навыки. Самостоятельность формируется по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Однако в любом возрасте важно разумно поощрять детскую самостоятельность, развивать необходимые навыки и умения. Ограничение самостоятельной деятельности ребёнка приводит к подавлению личности, вызывает негативные реакции.

Перед воспитателем встаёт проблема, как творчески и без нанесения вреда психическому здоровью ребёнка и его родителям разрешить этот вопрос.

Определила для себя следующую цель: — добиться максимальной самостоятельности и проявления активности воспитанников.

Один из главных элементов социальной адаптации подростков является подготовленность к самостоятельной жизни путем освоения ими бытовых навыков и умений.

Особенно дети-сироты, выходя в большую жизнь, не могут принять новые жизненные условия. Они не могут принять свое новое жилье, в котором им приходится жить в одиночку. Для них это чужой дом, чужой мир, большой и непонятный, в котором они не умеют жить. Этим объясняется то, что выпускники интернатов и детских домов, особенно в первое время после выпуска, не живут по отдельности, уходят из дома, стараются собираться по несколько человек в одной квартире.

Работу по социально-психологической и бытовой адаптации детей в условиях школы-интерната я веду одновременно по нескольким направлениям. Я провожу целенаправленное обучение бытовым навыкам, обучению семейному поведению, знакомлю с планированием бюджета, формирую правильное представления о роли всех членов семьи и т. д.

Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным:

самостоятельность — это способность решать учебные и жизненные проблемы без помощи извне;

Читайте также:  Физического развития ребенка раннего возраста

самостоятельность — уникальная способность человека противостоять давлению извне, сохранять свою индивидуальность;

самостоятельность связывают с умением человека действовать самому, без системы внешнего управления, с умением управлять собой, своими поступками;

.- самостоятельность не дается человеку от рождения, она формируется в процессе воспитания и обучения через включение ребенка в различные виды деятельности;

Развивая самостоятельность, мы формируем некоторые навыки и умения, формируем привычку, добиваемся от ребенка желания сделать что-то самому, своими руками. Сделав что-то сам, ребенок чувствует причастность себя к какому-то делу, важность и значимость своих действий.

Процесс воспитания самостоятельности у учащихся школы-интерната имеет свои особенности, которые обусловлены,

во-первых, характерным для большинства воспитанников средним уровнем адаптивных функций, отставанием по таким важным направлениям прогрессивного становления личности как формирование активного, свободного поведения и умение владеть собой, своими потребностями, эмоциями, а также внешней ситуацией.

Во-вторых, в школе-интернате, в отличие от массовой школы, осуществляется одностороннее влияние на воспитанников, без должного воздействия семьи и широкой социальной среды. Воспитуемые находятся постоянно, в кругу одних и тех же впечатлений, одних и тех же педагогических воздействий, что накладывает специфический отпечаток на формы их поведения, занижает эмоциональный фон, ограничивает потребность в расширении круга общения, сопровождается беспрекословным выполнением требований педагога, препятствует выработке умения анализировать и проявлять требования к собственным действиям.

Несмотря на выше сказанное одним из ведущих направлений в подготовке детей к самостоятельной жизни является трудовое обучение и воспитание. Ведь только в процессе труда мы можем воспитывать такие качества, которые помогут ребенку в будущем вести самостоятельную трудовую жизнь.

В школе я при работе с детьми применяю различные виды трудовой деятельности. Внеурочные занятия трудом — одна из форм работы с детьми с ОВЗ, которая в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей.

Хозяйственно – бытовой труд. В силу своей каждодневности и системности является одной из активнейших форм, накопления детьми трудового опыта, трудовой культуры. Навыки самообслуживания и хозяйственно – бытовые навыки формируются в группах. Начиная с 1 класса, я приучаю ребенка к порядку. У каждого воспитанника есть свое место в шкафу, там все должно лежать если не в идеальном, то в разумно организованном порядке. Дети делят одежду на подгруппы: нижнее белье, кофты, брюки. И соответственно складывают их. Тоже самое можно сказать и о стирке. Носочки, трусики дети начинают стирать уже с начальной школы. Учатся соблюдать последовательность стирки, делят по цветам (темное, светлое). Большое внимание уделяю внешнему виду детей: приучаю их следить за чистотой школьной и повседневной одежды, вместе с воспитателем гладят одежу. Дети учатся самообслуживанию, самостоятельно выполняют влажные уборки (протирают свои тумбочки, наводят порядок в помещениях, осуществляют мелкий ремонт одежды, учатся накрывать столы, и убирать посуду после приема пищи. Содержание хозяйственно-бытовой подготовки включают дежурство в интернате, школе, столовой, но и беседы, чтение литературы, организации игр. С помощью этого вида труда с раннего возраста воспитывается опрятность, чистоплотность, аккуратность, привычка себя обслуживать.

:

Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Наблюдается тенденция к частой смене работы, не всегда объективно – обоснованная неудовлетворённость заработком; имеют место трудности в установлении контакта с членами коллектива, отстранённость от участия в общественной жизни предприятия. Возникают проблемы в связи с неумением распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйства. У выпускников, живущих с родителями, наблюдаются иждивенческие настроения. Воспитанники коррекционной школы не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду.

Модель выпускника школы-интерната исходя из современных взглядов на концепцию независимой жизни по отношению к лицам с ОВЗ, представляется как личность, которая:

способна жить в социуме, реализуя свои конституционные права;

ориентируется в своих правах и обязанностях; может реально использовать свои гражданские права,

имеет активную гражданскую позицию;

усвоила принятые формы социального поведения и соблюдает их, не допускает правовых нарушений;

готова к общению и совместной деятельности со здоровыми людьми;

понимает ценности культуры;

имеет сформированные навыки коммуникации;

готова, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме;

понимает важность здорового образа жизни, заботится о своем здоровье;

способна организовать свой быт и нести ответственность за будущую семью.

Большое место в жизни младших школьников продолжает занимать игровая деятельность. В процессе сюжетно-ролевой игры дети могут овладеть теми качествами личности, которые привлекают их в реальной жизни. Например, школьник, который плохо учится, берет себе роль отличника и старается, выполнив все игровые правила, полностью соответствовать роли. Такая ситуация будет способствовать усвоению младшим школьником требования, которые необходимо соблюдать, чтобы стать успевающим учеником. Самостоятельность проявляется и развивается в выборе и в развертывании сюжетов ролевых игр, в умении принимать решения в различных ситуациях, а также контролировать свои действия и поступки.

Выполнение домашних заданий является одной из основных форм самостоятельной учебной работы учащихся. В процессе выполнения домашних заданий осуществляется дальнейшее закрепление и совершенствование умений и навыков, приобретенных на уроке. Домашнее задание выполняется воспитанниками самостоятельно под контролем воспитателя. По своей значимости самоподготовка является вторым режимным моментом после учебной работы на уроке. Успешное проведение самоподготовки способствует решению одной из главных задач коррекционной школы – формированию у воспитанников умения самостоятельно трудиться. Немаловажное значение имеет и организация самоподготовки. Время выполнения домашних заданий должно быть твердо установлено. При ежедневных регулярных занятиях, начинающихся в одни и те же часы, у детей вырабатывается привычка к систематической, самостоятельной работе, что способствует формированию у них ответственности. С решением этой задачи связаны коррекционно-воспитательные цели и задачи самоподготовки:

Читайте также:  Влияние семейных ценностей на развитие личности ребенка

1. Воспитание у детей добросовестного отношения к выполнению задания.

2. Формирование у воспитанников устойчивого желания самостоятельно трудиться, проявление у них чувства долга по отношению друг к другу, к коллективу группы к учителю и воспитателю.

3. Воспитание упорства, усердия, целеустремленности, воли и любви к учению.

4. Развитие у воспитанников активности и интереса к выполняемой работе.

5. Развитие у воспитанников чувства ответственности, формирования умения работать в коллективе.

Самоподготовка, по сути, является продолжением учебного процесса, однако значительно отличается от урока методикой организации и проведения. Задача воспитателя – закреплять у воспитанников знания, полученные на уроках, учить их работать самостоятельно.

В результате проведенной мной работы заметила, что дети стали более самостоятельными и активными в доведении работы до конца, понимают значение слова «самостоятельность», свободно оперируют этим понятием применительно к себе и сверстникам. Повысился уровень самоконтроля, более объективной стала оценка детьми своих возможностей. Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода нахождения ребенка в школе.

Я считаю себя творческим воспитателем и стараюсь жить и работать по принципу: «Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

Источник

Наталья Георгиева
Воспитание самостоятельности у лиц с ОВЗ в условиях коррекционно-развивающего пространства интерната

Формирование самостоятельности у лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является одной из актуальных задач, стоящей перед педагогами нашего учреждения. Как воспитатель группы девушек трудоспособного возраста с ОВЗ с основным диагнозом F – 70 (лёгкая умственная отсталость, в своей работе я уделяю серьёзное внимание воспитанию самостоятельности, как важного волевого качества, необходимого для их благополучной адаптации и социализации в общество. По этой причине, основной задачей своей деятельности по подготовке реабилитантов к самостоятельной жизни считаю создание оптимальных именно для них условий воспитания и обучения. Педагогика определяет самостоятельность как умение действовать без посторонней помощи, т. е. способность проявлять инициативу, достигать цель деятельности, умение управлять собой и своими поступками, сохранять свою индивидуальность, противостоять давлению извне. Самостоятельность формируется в процессе воспитания и обучения через включение реабилитанта в различные виды деятельности, а не даётся с рождения.

Современное общество со всем его многообразием и сложностями требуют от реабилитантов самостоятельно ставить и решать проблемы. Но наблюдения и опыт работы позволяют сделать вывод о больших трудностях, возникающих у данной категории лиц, в адаптации к независимой практической жизни. Практика показывает, что многие выпускники нашего интерната оказываются беспомощными в самостоятельном жизнеустройстве. Им сложно научиться пользоваться общественным транспортом, использовать указатели, информационные таблички. Возникают трудности при посещении магазинов и других общественных мест, учреждений социального обслуживания. Воспитанники не умеют планировать бюджет, рационально вести хозяйство. Запас знаний, умений и навыков ограничен бытовыми, повседневными вопросами, социальные связи ограничены.

Добиться максимальной самостоятельности и проявления активности воспитанников цель моей работы. Необходимо дать возможность реабилитантам поверить в свои возможности и постоянно расширять их реальную, практическую самостоятельность и ответственность. Подтверждая тем самым, что они способны быть успешными и счастливыми, что они действительно могут «строить» свою жизнь.

Самостоятельный воспитанник, выписывающийся на постоянное место жительства в город, представляется мне как личность, которая

— способна жить в социуме, следует принятым формам социального поведения, соблюдает их;

— имеет сформированные навыки коммуникации;

— готова к общению и совместной деятельности с людьми, проживающими в городе;

— знает и реализует свои конституционные и гражданские права и обязанности, не совершает правонарушений;

— заботиться о своём здоровье, понимает важность здорового образа жизни;

— способна организовать свой быт и нести ответственность за свою безопасность и безопасность окружающих людей;

— понимает ценности культуры, может организовать своё свободное время.

Самостоятельность у лиц с ОВЗ формируется в три этапа:

1. Реабилитант действует в привычных для него условиях без помощи и напоминания (сам убирает постель, наводит порядок в личных вещах; сам соблюдает санитарно – гигиенические нормы; сам произносит «пожалуйста» и «спасибо» и др.).

2. Реабилитант самостоятельно использует имеющие у него знания, умения и навыки в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, умея сдавать обувь в мастерскую по ремонту, он помогает другому реабилитанту сдать обувь.

3. Реабилитант переносит имеющиеся у него знания, умения и навыки в любые условия и способен определить критерии своего поведения в конкретной сложившейся ситуации.

Читайте также:  Развитие интеллектуальной сферы ребенка раннего возраста

На любом этапе необходимо разумно поощрять самостоятельность. Ограничение самостоятельности подавляет личность, вызывает негативную реакцию. По мере освоения разных видов деятельности постепенно появляются определенные качества и способности у воспитанника. Необходимо определенным образом организовать, выстроить повседневную жизнь и, главное, их деятельность, чтобы развить те или иные желаемые качества. Необходимо создать условия, которые требуют от реабилитанта постоянного проявления самостоятельности. Если постоянно «тренировать» самостоятельность в разных ситуациях с разными условиями, то в конечном итоге самостоятельность «закрепляется» как положительный личный опыт воспитанника и становится качеством его личности. Для развития самостоятельности не важно, что именно делает реабилитант, главное, чтобы он делал это сам. Нужно давать воспитаннику как можно больше самостоятельности на всех этапах – от принятия решения что-то сделать до исполнения задуманного и оценки полученного результата. Главное — положительный эмоциональный настрой и, конечно, успешный результат.

Основываясь на данных мониторинга, учитывая возможности реабилитантов, считаю целесообразным давать знания в небольшом объёме, многократно повторяя и постоянно закрепляя их. Из года в год материал коррекционно – развивающей программы дублируется, но при этом он наполняется новым и усложняется.

Ведущим направлением в подготовке реабилитантов к самостоятельной жизни является хозяйственно – бытовой труд. Навыки самообслуживания, хозяйственно – бытовые навыки в силу своей каждодневности и системности формирует необходимые самостоятельной личности качества, накапливается трудовой опыт. Я приучаю воспитанниц к аккуратности, все личные вещи должны лежать если не в идеальном, то в разумно организованном порядке. Учу делить вещи на подгруппы: нижнее бельё, кофты, брюки и соответственно складывать и раскладывать их. Реабилитанты, соблюдая все правила техники безопасности, учатся правильной последовательности стирки, делят вещи по цветам, используют разнообразные средства для стирки. Большое внимание уделяю внешнему виду воспитанниц, вместе с воспитателем девушки гладят свою одежду, подбирают одежду по сезону, по случаю, при необходимости осуществляют необходимый мелкий ремонт одежды. Согласно графику дежурств, наводят порядок в жилом помещении, делают влажную уборку, вытирают пыль, наводят порядок в местах общего пользования. Традиционно, к новогодним праздникам, к празднику Пасхе вся группа проводит генеральную уборку комнаты, где отрабатываются навыки сезонной уборки, разбираются и убираются на хранение сезонные вещи, убираются труднодоступные места. Таким образом, воспитывается опрятность, чистоплотность, аккуратность и главное привычка самостоятельно себя обслуживать.

Вместе мы отмечаем праздники, дни рождения, где девушки учатся сервировать стол, готовить, мыть и убирать посуду. На таких мероприятиях в игровой форме учу воспитанниц поддерживать беседу за столом, вести себя в гостях, встречать гостей, развиваю коммуникативные навыки.

Большое место в формировании самостоятельности лиц с ОВЗ отвожу экскурсиям. Выделяю вводные, текущие и итоговые экскурсии. Вводные экскурсии позволяют сформировать представления о назначении того или иного социально – бытового учреждения, об услугах, предоставляемых данным учреждением, о работниках и посетителях. Во время текущих экскурсий изученный материал закрепляется и конкретизируется. На итоговых экскурсиях реабилитанты практически закрепляют полученные знания, умения и навыки (например, выбирают и приобретают товар в магазине, отправляют письмо по почте, пользуются банкоматом). Экскурсии дают возможность в реальных условиях сформировать навыки самостоятельного жизнеобеспечения.

При изучении многих тем на коррекционно – развивающих занятиях применяю метод моделирование ситуаций: «Знакомство», «Покупка», «Поведение в общественных местах» и др. Сюжеты ситуаций беру из жизни, но в соответствии с возможностями, накопленным опытом, уровнем знаний, умений, навыков. Побуждаю воспитанниц самостоятельно выбирать ситуацию, развёртывать её сюжет, принимать решения, оценивать свои действия и поступки.

Практика работы показала, что часто воспитанникам необходимо показать последовательность (алгоритм) действий. Выполнить по алгоритму действие вместе с воспитателем, отработать каждое действие, тем самым научив самостоятельно проделывать то или иное действие. По моему мнению, работа по алгоритму является достаточно эффективной в формировании самостоятельности деятельности лиц с ОВЗ. Примеры алгоритмов приведены в приложении к сообщению.

В результате проведенной мной работы заметила, что воспитанницы стали самостоятельнее и активнее, доводят работу до конца. Повысился уровень самоконтроля, реабилитанты более объективно оценивают свои возможности. Также хорошим результатом своей работы считаю успешное проживание выпускников моей группы в городе.

Закончить своё выступление я хочу слова Авраама Линкольна: «Мы не поможем людям, делая за них то, что они могли бы сделать сами».

Список использованной литературы и интернет – ресурсов

1. Букина Н. Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными («Родительское образование «Вместе с семьей») //Дошкольное воспитание, 2007.– №12.– С. 101-107

2. «Воспитание самостоятельности у детей с ОВЗ в школе-интернате». Доклад. [Электронный ресурс, текст]/режим доступа -https://infourok.ru/doklad-vospitanie-samostoyatelnostu-u-detey-s-ovz-v-shkoleinternate-556360.html – свободный.

3. «Как развивать самостоятельность ребёнка». Консультация для родителей. [Электронный ресурс, текст]/режим доступа — https://mdou120.edu.yar.ru/soveti_spetsialistov

/konsultatsii_2012_minus_2013_uch_dot_god/konsultatsiya_dlya_roditeley_oktyabr.html — свободный.

4. «Как развивать самостоятельность ребёнка». Статья. [Электронный ресурс, текст]/режим доступа — https://detsad16.42ru.ru/clubs/6_kak-razvivat-samostojatelnost-rebenka.html — свободный.

5. «Концепция Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Проект. [Электронный ресурс, текст]/режим доступа —

https://xn—8kcmadfbxacgagmbj3bgaqdcguqaw3aba5a1i.xn--p1ai/fgos-2/ — свободный.

Источник