Развитие самостоятельности ребенка в старшем дошкольном возрасте
Светлана Курик
Особенности становления самостоятельности в старшем дошкольном возрасте
Особенности становления самостоятельности в старшем дошкольном возрасте
Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется по мере взросления и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Обратимся к особенностям становления самостоятельности в старшем дошкольном возрасте.
При изучении проблемы развития самостоятельности у детей старшего дошкольного принято рассматривать понятие «самостоятельность»с двух позиций: как личностное качество, зафиксированное в мотивах, потребностях, интересах, ценностных ориентирах и как способность ребенка действовать независимо от взрослого.
Стать самостоятельным – естественная потребность ребенка и объективная необходимость. Каждый ребенок в пределах своих возможностей стремится к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Переход в старшуюи в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском учреждении.Ими движут мотивы: мы можем научить малышей, мы – помощники воспитателя, мы хотим узнать новое и многому научиться, мы готовимся к школе, мы – будущие первоклассники. Эти мотивы направляют их активность.
У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов – восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более устойчивым, появляется способность запоминать, мобилизуя волю. Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным, в значительной мере произвольным, лишенным принуждения. Отмечается большая выносливость головного мозга, его коры при воздействии внешних раздражителей. В связи с этим более выраженной становится способность к торможению эмоциональных порывов. При необходимости ребенок может ограничить свои желания, действовать в соответствии с поставленной целью.
Старшие дошкольники принимают сформированных представлений о результатах тех или иных действий и последовательности этапов работы. Это обусловлено развитием воли и связной речи. Постепенно цели становятся более устойчивыми и реальными, ребенок оценивает свои возможности и умения. Старшие дошкольники видят результаты своей работы и могут сравнить их с поставленной целью, и, при не достижении необходимых результатов, они корректирую свои действия. Таким образом, формируется самоконтроль как особый вид деятельности.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в различных видах деятельности. И это является обязательным элементом образа жизни старших дошкольников в детском учреждении. В творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.
У детей старшего дошкольного возраста можно отметить развитие инициативности, являющейся важной характеристикой воли. Инициативность – это способность действовать согласно внутренним побуждениям. Старшие дошкольники проявляют инициативу и самостоятельность дифференцированно и разнообразно. Ребенок старшего дошкольного возраста может и умеет направлять свою инициативу на то, чтобы стремительнее выполнять порученные ему или задуманные им дела согласно требованиям взрослых. У детей меняется отношение к своим обязанностям, возникает ответственность за свою деятельность. Дети могут оказывать помощь друг другу, контролировать, поправлять друг друга, правильно относиться к оценке своего труда, редко хвалить себя, часто проявлять скромность при оценке личной деятельности. В этом отношении самостоятельность ребенка приобретает нравственную направленность.
У старших дошкольников инициатива и самостоятельность, отмечает А. М. Маркидонова, проявляются значительно тоньше и разнообразнее. Самостоятельность обнаруживается в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнить трудное и ответственное дело, порученное группе. Возросшая самостоятельность детей сказывается в их умении оценивать работу и поведение других ребят.
Отличительной особенностью самостоятельности детей старшей и подготовительной группы является организованность. Инициатива детей направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т. е. вопреки требованиям взрослых. Дети могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших. Самостоятельность дошкольника характеризуется способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других.
Наиболее приемлемыми критериями сформированности самостоятельности у детей 5 – 7 лет как личностного образования является характер основных отношений личности. Именно система отношений человека к окружающему миру и к самому себе характеризует внутреннюю позицию личности, ее ценностные ориентиры, личностные смыслы, общую направленность.
А. В. Кенеман, Н. В. Полтавцева и др. выделяют следующие общие показатели самостоятельности дошкольников:
1. Мотив, побуждающий детей к действиям.
2. Интеллект.
3. Эмоциональное состояние.
4. Физиологические и индивидуальные особенности.
Характерными показателями развития самостоятельности, по мнению Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько, Н. А. Цыркун,являются:
а) умение выполнять работу по собственному желанию, замечать необходимость что-то сделать;
б) умение самостоятельно выполнять действия без помощи взрослого и жесткого контроля;
в) умение осознанно выполнять действия в ситуации заданных требований и условий деятельности;
г) умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
д) умение дать достойную оценку своей работе, провести элементарный самоконтроль.
К концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достигнуть выраженных показателей самостоятельностив разных видах деятельности: в игре, в труде, в познании, в общении. В качестве общих показателей самостоятельности старшего дошкольника также выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи других людей – как сверстников, так и взрослых, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Кроме того, выделяют компоненты самостоятельности старших дошкольников (Т. С. Борисова):
— интеллектуальный компонент: продуктивное мышление, развитые память, внимание и речь;
— эмоциональный компонент: положительные эмоции, повышающие продуктивность самостоятельной мыслительной и практической деятельности;
— волевой компонент: самостоятельность невозможна без развитой воли и способности к саморегуляции.
Самостоятельность в старшем дошкольном возрасте позволяет ребенку на новом уровне познавать окружающую действительность, строить взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, что подготавливает ребенка к школьному обучению. Самостоятельность становится условием для своеобразной формы самообразования и саморазвития маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки.
Становление самостоятельности в старшем дошкольном возрасте происходит под контролем и руководством взрослого. В дошкольных образовательных организациях воспитатели используют разнообразны формы и методы работы для развития самостоятельности дошкольников.Выбор форм и методов работы зависит от: контингента воспитанников, материальной базы дошкольного учреждения, региональных особенностей, опыта педагогов.
В целях развития самостоятельности у старших дошкольников используются формы:
— игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, музыкальные, подвижные и др.);
— труд (дежурство, поручения, оказание помощи взрослым, коллективный труд и др.);
— проекты (экспериментирование, конструирование и др.);
— творчество (рисование, лепка, аппликация и др.).;
— непосредственное образование (занятия и мероприятия);
— самоорганизация (создание условий для самостоятельных действий).
Среди методов работы можно отметить:
— похвала;
— поощрение;
— объяснение действий;
— целенаправленная активизация самостоятельности;
— стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела.
Таким образом, самостоятельность в старшем дошкольном возрасте является объективным и необходимым качеством личности ребенка. Уровень развития психических процессов позволяет ребенку осуществлять самоконтроль своей деятельности, ставить цели и достигать их самостоятельно, а также осуществлять оценку своего поведения и поведения окружающих людей с точки зрения норм морали. Самостоятельность старших дошкольников, однако, требует контроля и направления со стороны взрослых, с помощью специальных методов и форм работы.
Источник
Морозова Евгения Александровна
Условия формирования самостоятельности у старших дошкольников
Условия формирования самостоятельности у старших дошкольников
Эффективности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия: целенаправленное формирование самостоятельности в семье с учетом уровня развития этого качества у ребенка; сотрудничество ДОУ и семьи с целью повышения уровня самостоятельности детей.
Формирование самостоятельности — длительный и сложный процесс и родители в нем играют главную роль. Именно от них зависит, каким вырастет ребенок.
Успешность ребенка в разных видах деятельности во многом зависит от умения действовать самостоятельно, однако именно развитие самостоятельности зачастую меньше всего беспокоит родителей. Лишь отдав ребенка в детский сад, они с удивлением обнаруживают, что их «очаровательный зайка» отстает от сверстников, и начинают вместе с воспитателем предпринимать решительные действия, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.
Характер взаимоотношений детей дошкольного возраста и их родителей зависит от множества факторов. Обозначим наиболее значимые, те, которые достаточно серьезно влияют на развитие самостоятельности ребенка в старшем дошкольном возрасте.
К ним относятся:
— личностные особенности родительской фигуры, формы поведения родителей в семье и за ее пределами;
— личностные особенности ребенка;
— педагогическая компетентность родителей, уровень их образованности;
— качество эмоциональных связей в детско-родительских отношениях;
— средства воспитательного воздействия, применяемые родителями и другими взрослыми;
— вовлеченность ребенка в жизнедеятельность семьи;
— степень удовлетворения актуальных потребностей ребенка в семье.
Психика развивающейся личности активна, каждый ребенок отыщет свой путь к самостоятельному познанию окружающей действительности, проблема в том, социальный ли путь выберет взрослеющий человек пяти-семи лет. Очень важно, чтобы старшие дошкольники выбирали такие средства самоутверждения, находили такие способы получения родительского внимания, любви и заботы, которые помогли бы им в опыте социализации, повысили уверенность в своих силах. Родители должны помогать детям, искренне принимая индивидуальные проявления личности растущего человека.
Поэтому для адекватных действий по формированию самостоятельности в дошкольном возрасте родителям следует знать много, но, возможно, самое главное — знания об этапах развития самостоятельности, а также правилах её формирования.
До определенного момента все действия детей примитивны: мячик катают, веником машут, в коробку что-нибудь кладут. Эти подражательные операции называют действиями «в логике предмета». Ребенок не особенно задумывается, зачем он машет веником, — он просто воспроизводит знакомое действие, не догадываясь,что в нем есть особый смысл: после его завершения должен быть определенный результат — чистый пол. Вот когда ребенок поставит своею целью сделать чисто в квартире и ради этого возьмется за веник, тогда можно считать, что он сделал первый шаг к самостоятельности, действовал «в логике цели». Проявление инициативы — это первый компонент в развитии самостоятельности.
Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности — целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости — даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку — это необходимое условие развития его самостоятельности. Ребенок откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам.Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет, ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, надо помочь. А родители, к сожалению, не всегда охотно поддерживают «приступы» детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых,деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит назад, к примитивной имитации. Только в крайнем случае, если уж он удумал нечто из ряда вон выходящее, можно прибегнуть к этому — в остальном инициативу надо поддерживать.
Овладев вторым компонентом самостоятельности -целенаправленным осуществлением своих намерений, ребенок все равно остается зависимым от взрослого, точнее от его способности соотносить результат с тем, как должно быть. Ребенок не обладает достаточным опытом, чтобы самостоятельно определить, достигнут ли устраивающий всех результат. Носитель этого знания — взрослый, поэтому каждое самостоятельно задуманное и осуществленное действие ребенка он обязательно должен оценить, а это — целое искусство. С появлением первых ростков самостоятельности ребенок становится очень чувствительным к своим правам на ее проявление — столь же остро он реагирует и на оценку своих действий. Стоит грубо, резко или невнятно отозваться о его «взрослых» инициативах, и они могут исчезнуть навсегда вместе с вашими надеждами на самостоятельность ребенка. Поэтому, какой бы причудливой ни была его задумка, сначала похвалите, эмоционально поддержите ее, а уже потом тактично объясните, почему не получилось. Выслушивая ваши доводы, он со временем усвоит все понятия «общепринятого».
В старшем дошкольном возрасте ребенок уже практически безошибочно понимает, что сделал хорошо, а что плохо, чего надо стыдиться, а чего — не надо, и без нашей оценки. Такого рода способность — функция самоконтроля — завершающий компонент в формировании самостоятельности в предметной деятельности. Овладев способностью самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать ее, ребенок становится уже в какой-то степени независимым от взрослого. Но это лишь первый и весьма скромный шажок на пути к зрелой самостоятельности.
Источник
Развитие самостоятельности у старших дошкольников.
Проблема развития у детей самостоятельности была и остается одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность. Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается в настоящее время гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно, поэтому проблема развития самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. Первые проявления самостоятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие самостоятельности. Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности субъекта, а ручной труд — это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение.
В психолого-педагогической литературе самостоятельность рассматривается как стержневое личностное качество. Ее значение для развития ребенка отмечал С.Л. Рубинштейн указывал, что «самостоятельность — это общественное проявление личности, характеризующее тип ее отношения к труду, людям, обществу». В педагогической науке изучение самостоятельности было тесно связано с разработкой теории воли (труды А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и др.)
Абсолютизация самостоятельности личности, ее независимости отражается в теории «свободного воспитания». Как подчеркивает А.В. Петровский, «самостоятельность вовсе не представляет собой «отпочкования от общества» Развитие независимости по отношению к чуждым ребенку, ситуативным социальным воздействиям предполагает непрерывный рост и укрепление усвоенных им общественных норм поведения, усиление его связи с обществом в целом»
Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно — образовательного процесса.
В рамках данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, 9 организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
По мнению Теплюк С. «истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности».. Теплюк С. отмечает роль родителей в развитии самостоятельности детей. Родители должны целенаправленно её развивать, не оставляя её на потом. При этом родители должны помнить, что при развитии самостоятельности с каждым разом объем самостоятельных действий ребенка увеличивается, а помощь взрослого сокращается. Показателем самостоятельности ребенка является результативность его действий.
«В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе».
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования (п. 1.4 абзац 1 — 4, 7 ФГОС ДО) является: 1) Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; 3) Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; На этапе завершения дошкольного образования в контексте понятия «самостоятельность» целевыми ориентирами (п.4.6 ФГОС ДО), предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
∙ проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
∙ способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
∙ ребенок способен к волевым усилиям;
∙ пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
∙ способен к принятию собственных решений. Самостоятельная деятельность детей — одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.
В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. Уже у ребенка раннего возраста есть желание самостоятельно выполнять действия с предметами, относящимися к миру взрослых людей (мыть посуду, накрывать на стол и т.п.). Это желание может быть востребовано и развито в разнообразных видах элементарного бытового труда. Формирование навыков элементарного бытового труда необходимо, прежде всего, для развития самостоятельности.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка изменяется отношение к своим обязанностям, появляется ответственность за свою работу. Появляется новый мотив — «сделать для других», ребенок проявляет инициативу, меняется отношение к себе, появляется объективная самооценка. Выполняя элементарные трудовые навыки, дети начинают работать совместно, распределяют между собой обязанности, договариваются друг с другом, осуществляют свои действия так, чтобы другой мог их успешно продолжать. Д.Б Эльконин указывал, что «старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы» . Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться. Программой ДОУ для дошкольников выделены четыре вида трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд — в подготовительной группе это особенно актуально. Данные виды труда всегда привлекательны для детей, значимы для каждого из них и, самое главное, не требуют создания особых условий, могут быть организованы в любой семье, в каждом детском саду. Формы, в которых ребёнок привлекается к труду, разнообразны. Это может быть коллективная работа, в паре с воспитателем или с другим ребёнком, индивидуальный труд, дежурства и разовые поручения. Виды детского труда отличаются друг от друга и содержанием, и назначением. Так, ручной труд в подготовительной группе связан с изготовлением изделий посредством плетения, шитья, вышивания, а также созданием различных игрушек и даже книг, сувенирчиков, украшений, подарков для друзей и родных, с ремонтом своих книг и игрушек, коробок и т. д. По своему назначению он близок к производительному труду взрослых, так как имеет овеществленный результат, который неизменно вызывает у ребёнка положительные эмоции и побуждает к деятельности снова и снова. В то же время он связан с конструктивной деятельностью, потому что часто базируется на навыках и умениях, приобретенных в конструировании.
Учитывая возросший опыт старших дошкольников следует меньше показывать, указывать, а предоставлять большую самостоятельность для выполнения работы, проявления творчества, смекалки, трудовых и волевых усилий и только при создании таких условий, ребенок вырастет самостоятельным и инициативным.
Список литературы:
1. Бондаренко Т. М. Приобщение дошкольников к труду. – Воронеж, Метода, 2014.
2. Гуськова Т.В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным? Дошкольное воспитание-№8, 2009. – с. 25
3. Порембская Л. А. Бытовой труд как средство воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. -Л. , 1992. — с. 67
Источник