Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье thumbnail

Семья как фактор формирования самостоятельности у детей

Чувство любви не может стать чрезмерным, если оно вполне зрелое, и не связано с какими-то особыми условиями и ожиданиями. Однако, не все, что делается «во имя любви» к ребенку, в действительности идет ему на пользу и во благо.

Незаменимым, самым важным внешним фактором в жизни ребенка является семья. Она оказывает влияние на все процессы развития ребенка больше, чем любой другой человек или какие-то внешние обстоятельства. Некоторые семьи пытаются подчинять свою жизнь интересам ребенка. Многие родители связывают все свои надежды, мечты, желания и жизненные амбиции со своими юными чадами. Результатом всего становится стремление к чрезмерной заботе о молодом поколении. Взрослые, стремящиеся оградить свое дитя от любой опасности, готовы впасть в панику при малейшей угрозе. Но страдают от этого не только они, жертвами часто становятся их дети.

У ребенка, поставленного в такие условия, обычно возникает полная зависимость от родителей, что ведет к тяжелым последствиям. Чаще всего ребенок серьезно отстает от «графика» подготовки к окончательному переходу к жизни взрослого человека.

В десятилетнем возрасте такой ребенок не в состоянии заставить себя что-либо сделать, т.к. он не приобрел опыта в преодолении трудностей. Он не знает, что значит делиться с другими, и привык думать только о себе. Он обнаруживает, что ему трудно самому принимать решения или как-то контролировать свое поведение. Через несколько лет он попадет в мир сложных проблем подросткового периода, оставаясь совершенно неподготовленным к той самостоятельности и ответственности, которые предоставляет ему этот возраст.

Подготовить ребенка к умению самостоятельно справляться с обязанностями и правилами, можно только при условии, что эту подготовку родители начали с самого раннего детства. Конечно, не надо заставлять ребенка делать все так, как это делал бы взрослый. Необходимо поощрять детей в соответствии с их возрастом, формируя тот уровень самостоятельности и широкого круга обязанностей, которые находятся в пределах его возможностей. Например, вскоре после рождения ребенка мать может начинать перекладывать некоторые обязанности со своих плеч на младенца. Например, он постепенно приучается спать в течение всей ночи, самостоятельно держать бутылочку с молоком, дотягиваться до тех вещей, которые ему разрешено брать. Позже его приучают пользоваться горшком, он учится говорить и ходить. Постепенно, по мере того как ребенок овладевает все новыми навыками и умениями, его мать освобождается от соответствующих забот, по его обслуживанию.

С каждым годом ребенок может получать все больше возможностей самому принимать решение по самому широкому кругу вопросов. На него возлагаются повседневные жизненные обязанности, с которыми он в состоянии справиться. Например, в семилетнем возрасте ребенок может уже сам выбирать себе одежду на текущий день, он обязан держать в порядке свою комнату и каждое утро убирать постель. Ребенку в возрасте девяти-десяти лет можно предоставить больше свободы, например, в выборе программы телевидения (в пределах разумного). Необходимо все время думать о различном, упорядоченном переходе ребенка к состоянию самостоятельности и ответственности. Для этого надо готовить ребенка постепенно, год за годом, вплоть до возраста полной независимости, который наступает в свое время.

Лучшим временем для начала подготовки ребенка к вступлению во взрослую жизнь является период, когда он только начинает ходить, пытаясь освободиться от чьей-либо зависимости. Реншоу писал: «Когда ребенок пытается, есть сам, то он создаст больше грязи и беспорядка; когда он стремится одеваться сам, то это занимает больше времени и получается не очень аккуратно; когда он сам причесывается, то его волосы лежат в беспорядке. Но если не дать малышу возможности пытаться все это сделать самому, пусть сквозь слезы и неудачи, и будет все делать за него сама мама, то в результате формирование самостоятельности ребенка к независимому поведению будет откладываться на будущее»

Родителям тоже необходимо учиться обретать свободу от ребенка так, чтобы он мог обрести свободу от родителей, т.е., если отец и мать не обретут свободу от своего ребенка, в противном случае он может навсегда остаться зависимым от родителей. Бывают ситуации, когда мы должны давать детям возможность вступить в борьбу. Они не могут расти, не испытав чувства риска и опасности. Когда малыш учится ходить, он не может не падать. Когда он становится учащимся, то в той или иной мере сталкивается с определенными трудностями в учебе, которые приходится ему решать самостоятельно.

В этой связи нужно сказать, что в современной дидактике под самостоятельностью как важным личностным качеством понимают систему навыков сознательной самоорганизации; в качестве самостоятельной деятельности рассматривают деятельность ребенка, которую он совершает без помощи и указаний преподавателя, руководствуясь только сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий и операций; под самостоятельной работой понимают вид трудовой деятельности, способствующей наряду с усвоением информации формированию у ребенка самостоятельности, — труда, готовящего к самостоятельной деятельности, а также самоорганизованности, самоконтролю и других личностных качеств.

Читайте также:  Сенсомоторное развитие ребенка до года в таблице

В проблеме самостоятельности надо различать две грани: способность ребенка обходиться своими силами, без посторонней помощи и инициативность в поиске нужной помощи. Соответственно можно выделить две грани несамостоятельности: беспомощность и безынициативность. Беспомощность ребенка связана по преимуществу с неосвоенностью содержания, средств и способов той или иной деятельности. Развитие самостоятельности по этой линии носит характер постепенного накопления детской умелости и столь же постепенного уменьшения дозы помощи, в которой нуждается ребенок. Безынициативность-другая грань несамостоятельности — связано по преимуществу с невладением формой сотрудничества, с неспособностью восполнить собственную неумелость, некомпетентность с помощью других людей. В становлении этой стороны самостоятельности не наблюдается постепенного количественного нарастания умелости. Инициативность возникает «скачком». Детские вопросы, знаменующие начало познавательной инициативы — это своеобразный речевой «взрыв». Так же остро прорывается знаменитое «Я сам» — отказ от помощи, прямое требование самостоятельности.

Эльконин Д.Б. считает, что путь к самостоятельности изломан, тернист, временами почти непроходим, а движутся по нему рывками, скачками, падая, расшибаясь и отступая назад, вовсе не из-за того, что жизнь наша несовершенна, а мы сами недовыполняем своего взрослого предназначения — быть вожатыми, проводниками ребенка на пути к взрослости, самостоятельной жизни. Речь идет не о злонамеренных или нерадивых родителях и учителях, не об исключениях и ошибках во взаимоотношениях ребенка и взрослого, а о психологических законах, о природе этих отношений. А природа эта не добра и не зла, она естественна.

Без взрослого нормальное психическое развитие ребенка просто невозможно, без взрослого ребенок никогда не станет самостоятельным человеком. Взрослый открывает ребенку путь к независимости, инициативе, и он же ставит на этом пути границы и преграды. Папа научил сына читать и тут же вынимает из его руки книжку: «Рано!». В любом возрасте: взрослый направляет, побуждает, учит ребенка самостоятельности, но он же эту самостоятельность ограничивает. Это ограничение необходимо, иначе самостоятельность выродится в своеволие, инициативность — в озорство, способность обходиться своими силами — в самонадеянность, самоуправление – в самоупорство. Это естественный, правильный, вытекающий из природы отношений детей и взрослых факт: взрослый обязан ограничивать детскую самостоятельность, ставить ей пределы своими «надо» и «нельзя», а иначе душевное и физическое благополучие ребенка будет под угрозой.

Формируя у детей самостоятельность, необходимо обратить внимание на три группы мотивов, которые являются определяющими.

  1. Социальные мотивы. Они могут включать показ необходимости осознания учащимися жизненных потребностей в приобретении знаний высокого качества, понимания общественной значимости хорошей подготовки и т.п. Усиливать мотивы этой группы родители могут путем превращения их из понимаемых в действенные за счет показа прикладного характера усваиваемой информации.

  2. Мотивы, направленные на развитие познавательных интересов к предмету и науке, которую он представляет. Усилить эти мотивы можно, формируя у детей знания о процессе познания.

  3. Реакция ребенка на ряд внешних факторов, организующих деятельность. Для усиления этой группы мотивов родители должны стараться показать детям престижность их хорошей работы.

Позвольте обозначить шесть основополагающих принципов, которые позволят последовательно, корректно выполнять работу по формированию самостоятельности у детей.

Первый принцип. Определите границы дозволенного, самый важный этап в процессе приучения детей к самостоятельности сводится к установлению разумных требований и ограничений. Ребенок должен знать, в чем заключается приемлемое или недопустимое в его деятельности, и только тогда от него можно требовать ответственности за соблюдение конкретных правил. Выполнение этого предварительного условия исключит возникновение сильнейшего чувства несправедливости, которое дети испытывают, когда их наказывают морально или за какой-нибудь случайный проступок. Если правила ограничения не определены, то наводить порядок в жизни ребенка нельзя!

Второй принцип. Когда дети открыто, бросают вызов неповиновения, отвечайте на него решительно и уверенно. Если ребенок понимает, что от него ждут, он должен нести ответственность за свою деятельность.

Третий принцип. Следует различать границы между сознательным неповиновением и ребяческой безответственностью. Ребенка нельзя наказывать, если его действия являются проявлением сознательного неповиновения, например, когда забывает покормить собаку или убрать свою постель, не вынесет мусор или оставит что-нибудь на улице под дождем. Помните: подобные действия типичны для детского возраста. Скорее всего, в таких ситуациях незрелый ум стремится изолировать себя от давления, оказываемого на него взрослыми, от их забот и проблем. Необходимо проявлять мягкость по отношению к ребенку, когда вы учите его лучше справляться с делами и своими обязанностями. Если он не реагирует на наставления, высказанные в спокойном тоне, то можно прибегнуть к использованию хорошо известных, опробованных мер воздействия, например, повзрослевшему ребенку можно поставить требование заработать деньги, чтобы компенсировать стоимость потерянной или сломанной им вещи, запретить пользоваться предметами, которые он портит, и.т.д.

Читайте также:  Зачатие развитие ребенка в утробе матери по неделям

Четвертый принцип. Утешение и наставление ребенка должно проходить после того, как столкновение закончилось. Когда закончится конфликт, во время которого родители продемонстрировали свое право на лидерство (особенно, если все закончилось слезами ребенка), у детей младшего возраста (от двух до семи лет, а, возможно и старше) может возникнуть потребность в утешении, в желании почувствовать, что их любят. Пользуясь всеми доступными средствами, пойдите на встречу и дайте им желанное утешение. Прижмите ребенка к себе и скажите, как вы его любите. Покачайте его немного и постарайтесь еще раз объяснить ему, за что он был наказан, что ему нужно было сделать, чтобы подобная неприятность больше не повторялась. Во время таких разговоров на фоне проявлений любви и заботы закладывается и строится здание любви, верности и семейного единства.

Пятый принцип. Избегайте требований, которые невозможно выполнить. Нужно быть абсолютно уверенным в том, что ребенок способен исполнить то, что от него требуют. Предъявление требований, которых ребенок не может выполнить, создает ситуацию неразрешимого конфликта, из которого он не видит выхода. Такая ситуация с неизбежностью наносит ущерб эмоциональной сфере человека.

Шестой принцип. Пусть вашими действиями руководит любовь! Взаимоотношения, основанные на искренней любви и привязанности, обычно складываются правильно, даже, несмотря на неизбежность отдельных, ошибок и просчетов со стороны родителей.

Лучшими из родителей окажутся те, кто преуспевает в выполнении трех ключевых функций:

-если они наилучшим образом спланируют и организуют внешнюю среду, в которой находится ребенок;

-если они будут разрешать детям обращаться к ним, чтобы дать ребенку возможность обменяться информацией или впечатлениями, чтобы успокоить при возникновении неприятностей или дать ему необходимый в тот момент полезный совет;

-если они будут проявлять твердость в соблюдении порядка и дисциплины, но одновременно не будут скрывать своей любви, привязанности и заботы в отношении своих детей.

Источник

Ребенок в мегаполисе значительно менее самостоятелен, чем его сельские сверстники. Как учить малыша взрослой жизни?

— Как развить в ребенке самостоятельность?

Развитие самостоятельности ребенка в семье— В первую очередь следует отметить, что жизнь и детей, и взрослых очень сильно изменилась за последнее время. В основном все семьи сейчас малодетные, хотя, возможно, аудитория сайта «Православие и мир» состоит из больших семей.

Кстати, мне хотелось бы ознакомить широкую аудиторию с термином «статистическая норма»: о многодетных семьях в социологических исследованиях говорят – «нестандартный репродуктивный выбор». А «стандартный репродуктивный выбор» подразумевает, что взрослых в семье больше, чем детей, иногда сильно больше: один ребенок – папа, мама, два комплекта дедушек-бабушек, дяди-тети, а если повезет, то еще прабабушки-прадедушки.

Получается, что в стандартной семье взрослых значительно больше, чем детей. И, конечно, взрослым приятно позаботиться о детях даже в условиях нехватки времени. Поэтому часть того, что могло бы лечь в основу развития самостоятельности – обязанностей, бытовых умений – просто не отдается ребенку в то время, когда он готов эти обязанности на себя принять.

Тему о проблеме развития самостоятельности я бы начала с раннего детского возраста. Самый первый класс самостоятельности – бытовая самостоятельность: умение одеться, раздеться, умыться, поесть, заправить кровать, чуть позже – собрать свои вещи. Первый уровень бытовой самостоятельности – то, что делает ребенок для себя, по самообслуживанию. Эти навыки ребенок должен освоить к трем годам.

Однако сейчас в обычных стандартных небольших семьях ребенок до трех лет не одевается, да и после трех может не одеваться. До четырех лет он не ест самостоятельно, его кормят. О том, чтобы иметь собственный развитый волевой навык – собрать игрушки или разложить свою одежку в шкафу, — об этом речи нет, потому что никто этот навык не формирует, а сам он не возникает. И это все очень сказывается на самостоятельности в дальнейшем.

Взрослые как-то не очень понимают, что эти умения — смотреть за собой и устранять последствия своих действий — теснейшим образом связаны с формированием воли, а волевые качества участвуют в формировании интеллектуальных навыков.

Очень часто взрослые развивают ребенка однобоко. Обычно в стандартной маленькой семье очень много сил уходит на развитие, которое понимается довольно узко – в первую очередь, конечно, интеллект, способности, мышление, ну, может, творчество и еще специфические двигательные вещи – танцы, например. В очень немногих семьях развиваются такие умения, как помощь в чем-то взрослому, какая-то работа в доме. Взрослые в помощи не нуждаются, в доме все на кнопках — включил, все заработало.

Читайте также:  Психология аномального развития ребенка как наука

Такие дети, у которых эти навыки не сформированы, очень заметны в начальной школьной жизни – они хуже умеют отвечать за себя, не могут начать работу и завершить, они часто пасуют перед трудностями.

Развитие бытовой самостоятельности — основа всего. Если родители не развивают у ребенка самостоятельность такого рода, он растет как маленький потребитель, которого все обслуживают, а он к этому привык и требует обслуживания хорошего класса.

Второй уровень бытовой самостоятельности – минимальная забота о ближних. Важно донести до ребенка, что он не только может получить заботу, но и сам может позаботиться о ближних. Пусть это будет совершенно элементарный набор умений, те вещи, которые взрослый может сделать быстрее и лучше сам, — принести тапочки, принести питье, плед и т.д..

Следующий уровень формирования бытовой самостоятельности – домашние обязанности, когда ребенку уже года четыре, не раньше, классические четыре при условии нормального, не запаздывающего развития.

Эти обязанности должны присутствовать у ребенка изо дня в день, вне зависимости от ситуаций. Например, именно он заботится о том, чтобы поливать этот цветок, и желательно без напоминаний; он отвечает за то, чтобы раскладывать ложки за воскресным обедом; он отвечает за то, чтобы протереть крошки со стола. Все это делается не для себя, это в кругу семьи. Это не разовые обязанности, как на предыдущей ступеньке, когда, например, его попросили принести плед и он принес или даже сам догадался, а тут то, что он должен помнить сам и делать регулярно.

Такие обязанности очень формируют волю и характер в правильную сторону. Если этой самостоятельности внутри дома нет, то о самостоятельности во внешнем мире говорить нельзя. Потому что если ребенок не привык за собой смотреть и вообще отслеживать последствия каких-то своих действий, то, например, элементарно, дорогу переходить он не может, т.к. он привык, что за ним постоянно кто-то следит.

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Самостоятельность сама в наших городских условиях не появляется именно потому, что взрослые очень контролируют, очень оберегают детей, и это понятно. Самостоятельность надо по ступенечкам формировать, и какие-то ситуации режиссировать.

— Родители перекладывают воспитание детей на нянь, детские сады, школы полного дня. А выходные хотят пообщаться друг с другом, с друзьями. Дети привыкают, скорее, к изолированности, а не самостоятельности.

— У ребенка сначала школа, потом няня – он вроде самостоятельный, потому что без мамы, но надо понимать, что няни и другие наемные граждане о развитии детской самостоятельности думают в последнюю очередь. Им проще все сделать самим.

На формирование самостоятельности уходит уйма сил. А правильных гувернанток, как Мэри Поппинс, к сожалению, большой недостаток. Обычно это люди попроще, будут кормить ребенка с ложечки, делать за него уроки, убирать огрызки из-под стола. Поэтому, если родителям значимо формирование детской самостоятельности, то это должно быть как-то оговорено с теми людьми, с которыми остается ребенок. Сама по себе самостоятельность не возникнет в условиях города.

— Дети практически не бывают дома в одиночестве, совсем не гуляют одни, привыкают, что всегда кто-то из взрослых их постоянно сопровождает. И это реальность большого города.

— Дети не перемещаются сами, у них мало собственного опыта — и социального, и фактического. Ребенка сопровождают в дороге чуть ли не до середины средней школы, предотвращают сложности, страхуют ребенка больше чем нужно. Это наша ситуация, мы должны к ней примериваться.

Времена не выбирают, «время всегда хорошее» (название замечательной детской книжки «Время всегда хорошее», Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак). И, зная, что сейчас такое время, нужно режиссировать ситуации, когда ребенок может остаться один.

Может, в дачном поселке можно отпустить погулять одного или в городе до ближайшего магазина отпустить. Очень полезны домашние тренировки — оставить родителей в покое, хотя бы ненадолго дать папе с мамой поговорить без помех, дать взрослому время для отдыха.

Очень часто, особенно если ребенок в семье один, родители выступают как обслуживающий персонал, более-менее высокого ранга, но ориентированный исключительно на удовлетворение его, ребенка, запросов. Тут нужно акцентировать, что и ребенок может удовлетворить какие-то нужды мамы, папы, дедушки, бабушки, братьев-сестер. Это очень ценно, если не только отдается внимание ребенку, не только ребенок получает, но и сам ребенок может отдавать. Но этому нужно учить. И это закроет ту пропасть нашей гиперопеки, которая возникает в наших больших городах.

Читайте также:

Православное воспитание детей. Как не вырастить ребенка атеистом?

Источник