Развитие самостоятельности ребенка через игровую деятельность

елена литовченко
Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в игровой деятельности

СЛАЙД 1

ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность, субъектность, инициативность.

Процесс взаимодействия детей в игре является средством развития их самостоятельности. Но полноценного развития игра детей достигает лишь тогда,когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность,отрабатывая все ее основные компоненты. Так при сюжетно-ролевой игре я выделяю для ребят на фоне целостного сюжета содержание и способ ролевого взаимодействия;в дидактических помогаю им выделить и осознать правила,определить последовательность действий и конечный результат,во время организации и проведения подвижных игр знакомлю с содержанием правил и требований к игровым действиям,раскрываю смысл игровой символики и функции игровых атрибутов,помогаю оценивать достижения сверстников. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятелными играми детей,осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовительного этапа игры.

СЛАЙД 2

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.

В группе постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, посылки из космоса и т. п.

По моему мнению, среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулировать творческую активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий.

СЛАЙД 3

Для этого нами используются разнообразные предметы-заместители, обладающие, как я считаю, наибольшим развивающим эффектом, позволяющие ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый и природный материал, различные атрибуты для развития сюжетов игр, которые хранятся в картонных коробках, прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками – все это приходит детям на помощь по ходу игры, ввиду недостающего атрибута.

Предметно – развивающая среда организована мною таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, в соответствии со своими индивидуальными и возрастными особенностями, через ведущий вид деятельности – игру.Для этого оформлены:

СЛАЙД 4

* Центр «Семья», в котором есть наборы для организации игр

5,6 ,7

*Центр «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» размещены в специальных контейнерах, а также уголок ряженья с зеркалом, где есть наряды как для девочек, так и для мальчиков;

СЛАЙД 8

* Центр «Мы – строители», в котором кроме строительных материалов есть большой автопарк и мастерская с инструментами;

СЛАЙД 9

* спортивный уголок с оборудованием и масками для самостоятельных спортивных и подвижных игр;

* Центр художественного творчества, где есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, формочки для лепки, бумага для рисования

* Центр развивающих игр, в котором разные виды мозаик, лото по разным темам, настольных и дидактических игр, которые способствуют обогащению чувственного и тактильного опыта детей, развитию внимания, памяти, слуха, а так же формированию сенсорных эталонов;

СЛАЙД 10

* Музыкальный уголок, где есть музыкальные инструменты и игрушки;

* Театральный уголок,в котором представлены различные виды театра: настольный театр, пальчиковый, театр резиновых игрушек и каждый ребенок может выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Встреча с героями из сказок помогают ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Такая среда способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

СЛАЙД 11

Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то, образовательная деятельность, в тоже время должна быть и игровой, что поможет динамичнее развиваться личности каждого ребёнка.

В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью, инициативного ребенка отличает содержательность интересов. И всё же ребёнка необходимо побуждать к деятельности, важен мотив. Мотивация побуждает ребёнка к деятельности, придаёт этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

СЛАЙД 12

Источник

Ирина Зырянова — Серебрякова
Развитие самостоятельности детей в сюжетно-ролевой игре

«Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития. Игра – это огромное светлое

окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

В. Сухомлинский.

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность.

Творческая игра начинает зарождаться в раннем возрасте. В совместной со взрослыми деятельности происходит освоение разнообразных действий с предметами. Закрепление представлений о назначении и свойствах предметов. Все, что дети делают в повседневной жизни, они вполне могут отображать и в своих, пусть еще очень простых играх. Игра самых маленьких детей так и называется сюжетно – отобразительная, в ней отображаются хорошо знакомые сюжеты, взятые из жизни.

В сюжетно – отобразительной игре надо начинать развивать у детей самостоятельность.В реальной жизни мы постоянно слышим от малышей: «Я сам!», в игре тем более они должны иметь право на самостоятельность.

Что же такое самостоятельность? Самостоятельность — качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает самостоятельные, без посторонней помощи взрослого, постановку и решение разного рода жизненных задач, возникающих перед ребенком в повседневном его поведении и деятельности.

Как дети могут проявлять самостоятельность в игре? Под руководством воспитателя они учатся самостоятельно ставить игровые задачи и выбирать различные предметные способы для их решения.

Как развивать самостоятельность у детей в игре?

В организации этой непростой работы должна быть четкая последовательность. Когда ребенок учится чему-то новому, ему необходимо сотрудничество со взрослым. Воспитатель в этот период помогает поставить игровую задачу, показывает, каким предметным способом ее можно решить. Когда же ребенок научиться ставить игровые задачи, надо предоставить ему максимальную возможность для проявления самостоятельности.

Обучение новым игровым умениям происходит в совместных играх со взрослым. Освоенные игровые действия с игрушками, предметами-заместителями постепенно включаются в самостоятельные игры. Основным приемом руководства здесь является активизирующее общение воспитателя с детьми.

В сюжетно – отобразительной игре дети еще не вступают во взаимодействие друг с другом, их игры носят индивидуальный характер. Но все же малыши постепенно начинают проявлять интерес к играм сверстников, наблюдают за ними. Такой интерес нужно всячески поддерживать, что в последствии приводит к проявлению желания играть совместно с другими детьми.

Также большую роль играет рациональное размещение игрового материала. Его нужно располагать так, чтобы играющие дети, с одной стороны, не мешали друг другу, но при этом имели возможность наблюдать за играми сверстников, то есть играли рядом. Поскольку на этапе сюжетно-отобразительной игры дети еще не принимают роли, при оформлении игровых уголков не нужны ролевые атрибуты.

Сюжетно-отобразительная игра присуща только детям до 3 лет. Огромным достижением, свидетельствующим о завершении этапа сюжетно – отобразительной игры, является принятие детьми на себя ролей взрослых.

Переход к сюжетно – ролевой игре происходит в тот момент, когда ребенок принимает на себя роли. В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно – ролевой игры.

Элементарные навыки самостоятельности, приобретенные на этапе сюжетно – отобразительной игры,в дальнейшем совершенствуются: дети придумывают замысел, по своему усмотрению выбирают роли, ставят разнообразные игровые задачи, решают, с кем играть.

Как же развивать самостоятельность на этом этапе?

Важным требованием тут должно стать отсутствие гиперопеки со стороны взрослого в процессе руководства игрой.Можно сформулировать правило руководства: все, чему научился каждый ребенок, нужно постепенно переводить на уровень самостоятельного применения в игре.

К проявлению самостоятельности и творчества детей побуждает гибко изменяющаяся игровая среда.

Игровая деятельность постепенно переходит от индивидуальной к коллективной. По мере обогащения игрового опыта для детей предпочтительнее становится взаимодействие в игре со сверстниками.

К старшему дошкольному возрасту у детей хорошо развита сюжетно – ролевая игра, которую можно охарактеризовать как подлинно самостоятельную и творческую деятельность.

В развитой сюжетно – ролевой игре дети обязательно вступают во взаимодействие. Детям сложно вступать во взаимодействие со сверстниками, но к старшему дошкольному возрасту, при условии правильного руководства игрой, они овладевают этим явлением.

В старшем дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью. Дети сами определяют замысел игры или поддерживают предложение сверстников. Приобретенный опыт взаимодействия позволяет им самостоятельно договариваться о продолжении игры. Тем не менее, самостоятельность в игре может быть развита не у всех детей,поэтому перед воспитателем ставятся следующие задачи руководства:

— Продолжать развивать у детей самостоятельность в выборе разнообразных, интересных замыслов и в постановке различных игровых задач для их реализации.

— Поощрять выбор оригинальных предметных и ролевых способов претворения замыслов в игре.

— Приучать детей самостоятельно договариваться со сверстниками в игре.

Итак, на протяжении дошкольного возраста игра в развитиипроходит три последовательных этапа: сюжетно – отобразительную, начальный этап сюжетно – ролевой и развитую сюжетно – ролевую игру.

Игра, как никакая другая деятельность, предоставляет дошкольникам возможность в полной мере проявить самостоятельность и творчество.

Самостоятельность в игре не возникает самопроизвольно, это результат длительной, продуманной и кропотливой работы.

Уровень самостоятельности

3 – 5лет

— замысел игры появляется по инициативе самого ребенка;

— выбирают роли;

— ставят взаимосвязанные игровые задачи;

— решают, с кем играть;

— сопровождают ролевые действия ролевыми высказываниями, обращенными сначала к игрушке партнеру и воображаемому собеседнику, затем к взрослому и сверстнику;

— ролевые высказывания возникают по инициативе взрослого или самого ребенка;

— учатся выбирать предметные и ролевые способы решения ролевых задач;

самостоятельно включают в игру предметы – заместители;

— младшие дошкольники играют рядом;

— дети среднего дошкольного возраста взаимодействуют в игре со сверстниками;

— дети среднего дошкольного возраста ставят игровую задачу сверстникам и принимают их от сверстников;

— взаимодействие со сверстниками кратковременное;

5 – 7лет

самостоятельно выбирают тематику игр, определяют замысел;

— отображают в играх разнообразные действия взрослых, взаимоотношения, общение между людьми;

— ставят игровые задачи сверстникам, определяют предметные и ролевые способы их решения;

— принимают игровые задачи от сверстников или тактично от них отказываются, договариваются по поводу ролевого взаимодействия;

— поддерживают длительное взаимодействие в игре;

— меняют роли в процессе игры;

— ведут ролевой диалог;

— ролевые высказывания возникают по инициативе ребенка или сверстника;

— взаимодействие со сверстниками бывает кратковременным и длительным;

Источник

Виктория Калугина
Формирование инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности

Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т. к. она способствует развитию его личности в целом. В последнее время утвердился «гуманистический»подход к развитию ребенка: за ним признали право быть личностью. А самостоятельность — верная спутница личностного развития.

Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все по-разному его понимают.

Многие авторы считают:

— это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;

— способность рассчитывать только на свои силы;

— свобода выражения своих чувств, творческих замыслов;

— умение распоряжаться собой и своим временем;

— умение ставить перед собой новые задачи и решать их самому.

Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека. Что же входит в понятие «самостоятельная деятельность».

«Самостоятельная деятельность» наиболее полно определяется А. И. Зимней. По её определению «самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания».

Таким образом,«самостоятельная деятельность, или самодеятельность»– это субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность,с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.

На самостоятельность влияет интеллект ребенка, эмоциональное состояние, физиологические и индивидуальные особенности, большое место отводится инвентарю.

С понятием «самостоятельная деятельность» тесно связано понятие «самоактивация» – это субъектно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.

Особое значение для развития в дошкольном возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой и игровой деятельности детей.

Собственно процесс самостоятельной деятельностипредставляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.

Мотив побуждает ребенка к деятельности.Он может быть создан разными условиями:

– обогащение арсенала умений;

– побуждение детей через изменение условий;

– постановка новых задач.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность, субъектность, инициативность.

Процесс взаимодействия детей в игре является средством развития их самостоятельности.

Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Для выявления уровня проявления инициативы у детей в домашних условиях намибыло проведено анкетирование родителей.

Результаты обработки данных показали, что уровень инициативности в игре сформирован недостаточно. Из графика в презентации видно, что лишь 10% детей умеют играть самостоятельно, без помощи взрослого. Только у 30% детей есть фаза подготовки игры, что показывает нам неумение большинства детей ставить цель в игре, а это один из главных компонентов самостоятельной деятельности. Но с другой стороны большая часть детей (60 и 70%) вступает в контакт по своей инициативе в игре с детьми и взрослыми.

Все дети проявляют воображение в игре, что свидетельствует о сформированности начальных стадий сюжетно игровой деятельности.

Итак, по результатам данного опроса родителей были выявлены те трудности, которыебыли проработаны с помощью организации сюжетно-ролевых игр в группе детского сада.А именно: развитиеумения ставить цель игры, игровую задачу, развивать игровой сюжет, выполняя серию последовательных действий, брать на себя разнообразные роли, активизировать познавательную активность детей, добиваться результативности в игре. Все это было реализовано с помощью грамотного руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста.

В результате реализации данного направления педагогического воздействия были получены следующие данные:

Из данных графика видна однозначная положительная динамика: умение играть самостоятельно, без помощи взрослого было выявлено у 50% детей (увеличение на 40%, появилась фаза подготовки к игре у 60% детей (увеличение на 30%, увеличение на 20% количества детей, вступающих в контакт со сверстниками по своей инициативе в игре.

Исходя из полученных данных можно сделать следующие выводы, что условиями развитиясамостоятельности и инициативности, а также социально-игрового опыта являются:

1. Игровой педагог, т. е. носитель игрового опыта.

2. Использования в работе игр разного вида, особый упор сделан на сюжетно-ролевые игры.

4. Интересы и желания детей являются отправной точкой для сюжетов игр.

5. Грамотное управление и руководство игровой деятельностью детей: проектирование сюжетно-ролевых игр; подготовка предметно — развивающей среды; мониторингразвития навыков игровой деятельности,а также социальных навыков: самостоятельности и инициативности.

Важной задачей является формирование умения самостоятельно распределять роли, используя различные жеребьевки.

При руководствесюжетно-ролевыми играми нами были использованы следующие приемы (как правило косвенные):

1.Прямые:

внесение атрибутов, которые не требуют специального обучения,

взятие на себя роли подсказка в ходе игры,

внесение нового атрибута,

направление игры в нужное русло,

переключение внимания на другую игровую ситуацию.

2.Косвенные:

чтение отрывков из газет и журналов,

рассматривание картин и плакатов,

изготовление атрибутов на занятиях по труду,

беседы, знакомство с трудом взрослых.

Иногда при распределении ролей взрослый может назначить роли, руководствуясь определенной педагогической задачей (поощрение новенького, включить в игру робкого, или самвключается в игру.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Проведение сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»

Задачи:

— Обогащать игровой и личный опыт детей, расширять представление об окружающей действительности.

— Использовать произведения искусств как источника информации и впечатлений.

Формировать интерес к классической музыке.

— Активизировать в речи и уточнить название инструментов, медицинских профессий, учить понимать назначение профессиональных действий.

— Развивать социальные отношения детей за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.

— Обогащать представления о работе врачей разных направлений (педиатр, лор, окулист, медицинская сестра и т. д.).

— Учить называть и передавать в игре профессиональные действия медицинских работников.

Формировать грамматический строй речи, культуру общения, умение объяснять, отвечать на вопросы.

Формировать диалогическую форму речи.

— Воспитывать уважение к труду профессии врача.

— Способствовать расширению круга ролевых действий.

— Учить выполнять действия, предусмотренные ролью, согласовывать их с интересами товарищей.

— Использовать в игре свои знания и опыт, взаимопомощь.

— Способствовать формированию коммуникативных навыков.

Формирование доброжелательного и внимательного отношения друг к другу.

Подготовка к игре:

1.Изготовление атрибутов:

— изготовление справок из бумаги;

— изготовление таблеток и витаминов из пластилина;

— сбор пустых коробочек из-под лекарств и витаминов;

— изготовление медицинских карточек.

2.Обогащение впечатлениями:

— рассматривание иллюстраций к произведению А. Барто «Мы с Тамарой – санитары»;

— прослушивание музыкального произведения П. Чайковского «Болезнь куклы»;

— рассматривание сюжетной картинки «На приеме у врача»;

— чтение сказки К. Чуковского «Айболит»;

— экскурсия в медицинский кабинет детского сада;

— чтение отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть»;

— предложить родителям с детьми сходить на экскурсию в поликлинику;

— дидактическая игра «Волшебный сундучок»;

— провести беседу по итогам экскурсии.

3. Обучение игровым приемам:

— научить пользоваться атрибутами;

— учить раскладывать атрибуты;

— учить детей взявших на себя роль врача, давать рекомендации «больным».

— учить объединяться в игре и использовать диалоги.

Источник