Принципы диагностики и коррекции развития ребенка

Принципы диагностики и коррекции развития ребенка thumbnail

Виды психологической
помощи в клинике

Психокоррекционная и психотерапевтическая
работа в деятельности практического
психолога. Основные принципы
психотерапии душевнобольных. Установление
контакта, выбор цели и методов, длительность
работы и способы ее завершения. Показания
и противопоказания к психотерапии.
Психокоррекция и психотерапия, как
отдельная отрасль и составная часть
нейро – пато – и соматопсихологии.
Понятие о психологической реабилитации.
Принципы психологической реабилитации
больных. Реабилитация в патопсихологии,
нейропсихологии, психосоматической
медицине.Трудотерапия.

Психологическая
помощь в клинике включает:

1 – психотерапию;

2 — психологическую
коррекцию;

3 – психологическую
реабилитацию.

Психологическую
помощь может оказать психолог, как
человек «с базовым психологическим
образованием, который владеет методами
оценки психических явлений и умениями
их коррекции». [1, 4]

«Психотерапевт
– врач по образованию, который оказывает
человеку помощь в решении проблем,
связанных с психическим здоровьем, но
не с психопатологией. При наличии
психопатологии необходимо обратиться
за помощью к врачу – психиатру». [1, 4].

Отрывок
из книги:
Осипова, А.А. Введение в практическую
психокоррекцию: групповые методы работы
/А.А. Осипова. – М.: Московский психолого
– социальный институт; Воронеж:
Издательство НПО «МОДЭК», 2000 – 240 с.

Психокоррекция

это система мероприятий, направленных
на исправление недостатков психологического
развития или поведения человека с
помощью специальных средств психологического
воздействия.

Психологическая
коррекция — это такая деятельность
психолога,
которая направлена на повышение
возможности участия
клиента в самых разных сферах (в обучении,
поведении,
в отношении с другими людьми), на раскрытие
потенциальных
творческих резервов человека.

Психокоррекции
подлежат такие недостатки, которые не
имеют органической основы и не представляют
собой такие
устойчивые качества, которые формируются
довольно рано и потом практически не
изменяются.

Выделяют
специфические
черты,
характерные
для психокоррекционного
процесса, отличающие его от психотерапии.


Психокоррекция ориентирована на
клинически здоровую
личность людей, имеющих в повседневной
жизни
психологические трудности, проблемы,
жалобы невротического
характера, а также на людей, чувствующих
себя хорошо, однако желающих изменить
свою жизнь либо
ставящих перед собой цель развития
личности.


Коррекция
ориентируется на здоровые стороны
личности независимо от степени нарушения,


В психокоррекции чаще ориентируются
на настоящее и будущее
клиентов.


Психокоррекция обычно ориентируется
на среднесрочную помощь (в отличие от
краткосрочной (до 15 встреч) помощи
при консультировании и долгосрочной
помощи
(до нескольких лет) при психотерапии).


В
психокоррекции акцентируется ценностный
вклад психолога,
хотя отклоняется навязывание определенных
ценностей клиенту.


Психокоррекционные воздействия
направлены на изменение
поведения и развитие личности клиента.

Основное
отличие психокоррекции от воздействий,
направленных
на психологическое развитие
человека,
заключается
в том, что психокоррекция имеет дело с
уже сформированными
качествами личности или видами поведения
и направлена
на их переделку,
в
то время как основная задача развития
состоит
в том, чтобы при отсутствии или
недостаточном
развитии сформировать у человека нужные
психологические
качества. Однако практика показала
высокую эффективность
коррекционно-развивающих программ,
последовательно
реализующих как задачи коррекции, так
и развивающие
цели и задачи.

В
психокоррекционной работе может
уделяться внимание как дискретным
характеристикам внутреннего мира
человека, отдельным психологическим
структурам, так и развитию
личности в целом. Как показывает практика,
наиболее
эффективны те коррекционные и
коррекционно-развивающие
программы, в реализации которых наряду
с психологом
принимают участие члены семьи клиента,
педагоги, медики,
социальные работники и другие специалисты.

Различие
между психотерапией и психокоррекцией
заключается
в том, что психотерапия имеет дело с
различного рода
нарушениями у людей, страдающих различными
видами
соматических или психических заболеваний
(расстройств).
Многие аномалии психики и поведения
людей, которые
проявляются в заболеваниях, похожи на
те, с которыми
имеет дело психолог, занимающийся
психокоррекцией.
Однако людей, обращающихся за помощью
к психотерапевту,
обычно называют больными
или
пациентами,
а
тех, кто нуждается только в коррекционной
помощи, именуют
клиентами.

Клиент
это
нормальный, физически и психически
здоровый
человек, у которого в жизни возникли
проблемы
психологического или поведенческого
характера, которые он не способен
самостоятельно разрешить, и поэтому
нуждается в посторонней помощи.

В
качестве объектов
коррекционного
воздействия могут выступать
личность, семья или группа.

Виды психокоррекции

Все
виды психокоррекционных мероприятий
можно попытаться
классифицировать, исходя из определенных
критериев.

1.
По критерию
«характер
направленности диагностики и
коррекции» (выдвинутому Д. Б. Элькониным)
выделяют: симптоматическую
коррекцию; каузальную (причинную)
коррекцию.

Симптоматическая
коррекция —
это
коррекция симптомов.
Симптоматическая коррекция, как правило,
предполагает кратковременное воздействие
на человека с целью снятия
острых симптомов отклонений в развитии,
которые мешают
перейти к коррекции каузального типа.

Симптоматическая
и каузальная психокоррекции.
При
симптоматической
психокоррекции «мишенью» воздействия
является некоторый симптом (тревога,
заикание и т.д.) или группа симптомов.
Примером такого вида коррекции является
поведенческая терапия.

Читайте также:  Ваш кроха воспитание и развитие ребенка от 0 до 3 лет читать

Симптоматическая
коррекция может быть описана в рамках
«аспириновой метафоры»: если аспирин
устраняет головную боль, то это не
значит, что причиной головной боли
является недостаток аспирина в организме.
Поэтому вовсе необязательно искать и
устранять причину симптома (Бурлачук.
«Основы психотерапии»).

Каузальная
(причинная) коррекция
направлена
на источники
и причины отклонений. Данный вид коррекции
более длителен
по времени, требует значительных усилий,
однако более
эффективен по сравнению с симптоматической
коррекцией, так как одни и те же симптомы
отклонений могут иметь
совершенно разную природу, причины и
психологическую
структуру нарушений.

2.
По характеру направленности содержания
коррекции
различают:

коррекцию
познавательной сферы, коррекцию личности,
коррекцию аффективно-волевой сферы,
коррекцию поведения, коррекцию
межличностных отношений, коррекцию
внутригрупповых взаимоотношений
(семейных, супружеских, коллективных),
коррекцию
детско-родительских отношений.

3.
По форме работы
с
клиентом различают: индивидуальную
коррекцию, групповую
коррекцию:


в
закрытой естественной группе (семья,
класс, сотрудники
и т.д.);


в
открытой группе для клиентов со сходными
проблемами;


смешанную (индивидуально-групповую).

4.
По
критерию наличия
программ
выделяют:
программированную
психокоррекцию, импровизированную
психокоррекцию.

5.
По
характеру управления
корригирующими
воздействиями:


директивную,


недирективную.

Директивная
и
недирективная
психокоррекции
различаются
позициями психолога и клиента в процессе
взаимодействия. В ситуации директивной
позиции психолога он выступает
как эксперт и профессионал. В этом случае
позиция
психолога «выше», чем позиция клиента.
Психолог знает
нужды клиента, знает, куда его вести и
какими средствами
достигать поставленной цели.

В
случае недирективной психокоррекции
— психолог наряду с клиентом выступает
равноправным участником процесса
коррекции. Он не ведет за собой клиента,
он лишь помогает
ему в его развитии.

Директивный
(ориентированный на проблему) и
недирективный (ориентированный на
клиента) подходы различаются
и в процессуальном аспекте. В недирективном
подходе
отсутствуют (или слабо выражены) процессы
переноса клиента
на психолога своих потребностей типа
отношений со
значимыми фигурами детства. В директивном
подход(
имплицидной
установкой является установка на
обязательное
«погружение» клиента в проблему. Если
клиент этого делать
не желает, то в рамках данного подхода
это трактуется
как сопротивление психокоррекции и
считается необходимым
это сопротивление преодолевать, на что
направлен целый
ряд технических приемов и средств.

6.
По
продолжительности:


сверхкороткую (сверхбыструю);


короткую (быструю);


длительную;


сверхдлительную.

Сверхкороткая
психокоррекция
длится минуты и часы направлена
на разрешение актуальных изолированных
проблем
и конфликтов, ее эффект может отличаться
нестойкостью.

Короткая
психокоррекция
продолжается в течение скольких
часов и дней. Она применяется для решения
актуальной
проблемы, как бы «запускает» процесс
изменения который
продолжается и после завершения встреч.

Длительная
психокоррекция
длится месяцами, в центре ее внимания
— личностное содержание проблем. Во
время коррекционной
работы прорабатывается множество
деталей, эффект развивается медленно
и носит стойкий характер.

Сверхдлительная
психокоррекция
длится годы и занимается
сферами сознательного и бессознательного
у клиента. Много
времени уделяется достижению понимания
клиентом
сути своих переживаний. Эффект при такой
форме коррекции
развивается постепенно и носит длительный
характер.

7.
По
масштабу решаемых задач
различают
также общую, частную
и специальную психокоррекцию.

Под
общей
коррекцией
подразумеваются
мероприятия общекоррекционного
порядка, нормализующие специальную
микросреду клиента, регулирующие
психофизические, эмоциональные
нагрузки в соответствии с возрастными
и индивидуальными
возможностями, оптимизирующие процессы
созревания психических свойств у
личности, что само
по себе может способствовать ликвидации
психических
нарушений и гармонизации личности в
ходе дальнейшего развития.

Под
частной
психокоррекцией
понимают
набор психолого-педагогических
воздействий, представляющих собой
адаптированные
для детского и подросткового возраста
психокоррекционные
приемы я методики, используемые в работе
со взрослыми, а также специально
разработанные системы
психокоррекционных мероприятий,
основанные на
ведущих для определенного возраста
онтогенетических формах
деятельности, уровнях общения, способах
мышления
и саморегуляции. Частная психокоррекция
вооружает специалиста
арсеналом средств психологического
воздействия,
которыми он насыщает программу групповой
или индивидуальной
работы.

Специальная
психокоррекция —
это
комплекс приемов, методик
и организационных форм работы с клиентом
или группой
клиентов одного возраста и имеющих
сходные проблемы,
являющихся наиболее эффективными для
достижения
конкретных задач. В качестве таких задач
могут выступать формирование и коррекция
отдельных свойств личности
или психических функций, проявляющихся
в отклоняющемся
поведении и затрудненной адаптации
(застенчивость,
агрессивность, неуверенность,
сверхнормативность
или асоциальность, неумение действовать
по правилам
и удерживать взятую на себя роль, неумение
четко излагать
свои мысли, боязливость, аутичность,
склонность к стереотипии,
конфликтность, завышенная самооценка
и т.д.). Специальная психокоррекция,
таким образом, призвана
исправлять негативные аспекты и
последствия определенного
типа воспитания, нарушившего гармоническое
развитие,
социализацию личности. Негативные
аспекты могут
быть обусловлены как субъективными,
так и объективными
факторами.

Читайте также:  Как установить отставание в развитии ребенка

Особый
случай представляют условия детских
домов, исправительных
учреждений для несовершеннолетних,
воспитание
в которых неотделимо от коррекции. В
этих случаях
первичным фактором, нарушающим психический
онтогенез, является психогения, и
психокоррекция направлена на преодоление
результатов неправильного воспитания.

Психокоррекционная
ситуация

Несмотря
на различие в теориях, целях, процедурах
и формах
коррекционной работы, психологическое
воздействие в целом сводится к тому,
что один человек пытается помочь
другому. Коррекционная работа как форма
психологической
помощи осуществляется в рамках
психокоррекционной ситуации. |

Психокоррекционная
ситуация включает в себя пять
основных
элементов:

1.
Человек,
который страдает
и
ищет облегчения своей проблемы.
Человек, который имеет целый ряд проблем
различного рода и нуждается в
психологической помощи,
в психокоррекции, он именуется клиентом.

2.
Человек, который помогает
и
благодаря обучению опыту
воспринимается как способный оказывать
помощь,
— это психолог,
который
осуществляет психокорекционную
деятельность.

3.
Теория,
которая
используется для объяснения проблем
клиента. Психологическая теория включает
в себя подходы
к психодинамике, принципы и другие
психические
факторы.

4.
Набор
процедур
(техник,
методов), используемых для решения
проблем клиента. Эти процедуры
непосредственно
связаны с теорией.

5.
Специальные
социальные отношения
между
клиентом и психологом,
которые помогают облегчить проблемы
клиента.
Психолог должен стремиться к созданию
такой атмосферы,
которая позволяет клиенту с оптимизмом
смотреть
на решение своих проблем. Такое специальное
отношение
является фактором, характерным для всех
форм
воздействия.

Основные
принципы, цели и задачи
психокоррекционной
работы

Эффективность
и результативность психокоррекционной
работы во многом определяется степенью
соблюдение во
время проведения коррекционных
мероприятий основных
психокоррекционных принципов.

Основными
принципами
психокоррекционной
работы
являются
следующие:

1.
Принцип единства коррекции и диагностики.

2. Принцип
нормативности развития.

3.
Принцип коррекции «сверху вниз».

4.
Принцип коррекции «снизу вверх».

5
Принцип системности развития психической
деятельности.

6. Деятельностный
принцип коррекции.

Данный
принцип отражает целостность процесса
оказа­ния
психологической помощи как особого
вида практиче­ской
деятельности психолога. Принцип
единства диагности
ки
и коррекции
(Д.
Б.Эльконин, И. В. Дубровина и др.) является
специфическим, лежащим в основе именно
коррекционной
работы. Эффективность коррекционной
работы на 90% зависит от комплексности,
тщательности и глубины предшествующей
ей диагностической работы. Этот принцип
реализуется в двух аспектах: во-первых,
началу
осуществления
коррекционной работы обязательно должен
предшествовать
этап прицельного комплексного
диагностического
обследования, на его основании составляется
первичное
заключение и формулируются цели и задачи
коррекционно-развивающей
работы. Эффективная коррекционная
работа
может быть построена лишь на основе
предварительного
тщательного психологического обследования.
В то же время
«самые точные, глубокие диагностические
данные бессмысленны,
если они не сопровождаются продуманной
системой
психолого-педагогических коррекционных
мероприятий»
(Эльконин Д. Б., 1989г.).

Во-вторых,
коррекционно-развивающая
деятельность психолога
требует постоянного контроля динамики
изменений
личности, поведения, деятельности,
контроля динамики
эмоциональных состояний клиента, его
чувств и переживаний
в процессе коррекционной работы.

Такой
контроль позволяет внести необходимые
коррективы
в задачи самой коррекционно-развивающей
программы,
вовремя изменить и дополнить методы и
средства психологического
воздействия на клиента. Таким образом,
контроль
динамики хода эффективности коррекции,
в свою очередь,
требует осуществления диагностических
процедур,
пронизывающих весь процесс коррекционной
работы и
предоставляющих психологу необходимую
информацию и
обратную связь

2. Принцип нормативности развития

Нормативность
развития следует понимать как
последовательность
сменяющих друг друга возрастов, возрастных
стадий
онтогенетического развития.

Понятие
«психологического
возраста»
было
введено Л.С.
Выготским,
который понимал под «психологическим
возрастом тот новый тип строения
личности, ее деятельности, те психические
и социальные изменения, которые в самом,
главном и основном определяют сознание
ребенка, его отношения
к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь,
вес ход развития в данный период»
(Выготский Л.С., 1984 г. -С.
248.).

Таким
образом, при оценке соответствия уровня
развития
человека «возрастной норме» и
формулирования целей коррекции необходимо
учитывать три
названные выше ха
рактеристики:

во-первых,
особенности
социальной ситуации развития намечая
необходимое направление и оптимизацию
улучшения
(например, изменение типа образовательного
или вопитательного
учреждения, круга общения ребенка,
включая сверстников,
взрослых, семейное окружение и т.д.);

во-вторых,
уровень
сформированности психологических
новообразований и их значение на данном
этапе возрастного
развития;

в-третьих,
уровень
развития ведущей деятельности как
деятельности,
играющей решающую роль в развитии,
предпринимать
в случае необходимости определенные
усилия в направлении
ее оптимизации.

Кроме
понятия «возрастная
норма»,
психологу
приходится
встречаться с понятием «индивидуальной
нормы»,
которая
позволяет наметить в пределах возрастной
нормы развития
программу оптимизации развития для
каждого конкретного
клиента, с учетом его индивидуальности
и самостоятельного
пути развития.

Читайте также:  Центры раннего развития ребенка витебск

,„„
…. —^*«, а, напротив, через оптимизацию
ус вий
развития должна давать возможности
для развития ловека
и утверждения его самости.

Коррекционно-развивающая
деятельность не должна являться
программой усреднения, обезличивания
или унификации
личности, а, напротив, через оптимизацию
условий
развития должна давать возможности для
развития человека и утверждения его
самости.

Соседние файлы в папке медицинская психология

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Этот принцип отражает взаимодополняющую связь процессов психологической диагностики и коррекции и реализуется в трех аспектах.

Во-первых, в основе психокоррекционного воздействия лежит целенаправленная комплексная психодиагностика. Задачи коррекционной

работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики зон актуального и ближайшего развития ребенка. Диагностический этап позволяет выявить характер, интенсивность и возможные причины трудностей развития, исследовать специфику ведущей деятельности и индивидуально-типологические особенности ребенка. На основании психодиагностического заключения формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей программы.

Во-вторых, тесная взаимосвязь процессов психодиагностики и психокоррекции, их взаимодополняемость, дает возможность комплексно (целостно) решать диагностические и коррекционные задачи. Так, процесс психодиагностики содержит в себе коррекционные возможности, особенно при использовании обучающего эксперимента. В процессе психокоррекции заложен мощный диагностический потенциал. Психокоррекционные мероприятия способствуют раскрытию всех сторон психики.

Так, коммуникативные способности личности наиболее полно раскрываются в процессе групповой психокоррекции. А конфликтные переживания ребенка с наибольшей глубиной отражаются в процессе игровой психокоррекции.

В-третьих, коррекционно-развивающая работа сопровождается постоянным контролем динамики изменений личности, поведения, деятельности ребенка, его эмоциональных состояний, чувств и переживаний. Такой контроль позволяет соотнести психокоррекционную динамику с конечными целями и внести необходимые изменения в задачи, методы и средства психологического воздействия. Таким образом, диагностические процедуры «пронизывают» весь процесс психологической работы с ребенком, предоставляя необходимую информацию и обратную связь.

Данный принцип базируется па положении Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка. Психологическая коррекция, опираясь на актуальные возможности ребенка, носит опережающий характер, т.е., ориентирована на зону ближайшего развития ребенка. Для достижения максимальной активности ребенка необходимо создавать такую психокоррекционную ситуацию, которая предполагала бы преодоление им определенных трудностей, ведущих к получению нового опыта, и, как следствие, формированию психологических новообразований.

Данный принцип предполагает раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. Основные направления психокоррекциониой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в раннем и дошкольном возрасте: развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими; стимуляция сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений; развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности; развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики, подготовка к овладению письмом и чтением.

При планировании психокоррекционных занятий необходимо учитывать следующие требования, отражающие особенности психического развития и личности детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • 1. Занятия должны содержать последовательное, постепенное усложнение материала. При этом каждое последующее занятие должно начинаться с повторения и тщательной повторной проработки предыдущего материала.
  • 2. Необходимо, чтобы планируемые задания были доступны для адекватного выполнения их ребенком. Для этого нужно учитывать актуальные возможности психического развития и, планируя усложнения материала, предусматривать эффективные способы взаимодействия с ним.
  • 3. Для достижения планируемого психокоррекционного эффекта занятия должны носить систематический характер, желательно не менее двух раз в неделю. Это позволит соблюдать последовательность психокоррекции и в то же время будет способствовать постепенному закреплению материала.
  • 4. Психокоррекционные занятия необходимо планировать в тесном профессиональном взаимодействии с педагогами-дефектологами, логопедами, медицинскими специалистами. Это требуется для обеспечения комплексной психолого-педагоги- ческой помощи ребенку.
  • 5. К занятиям важно привлекать родителей. Это нужно для того, чтобы родители могли получить необходимые эффективные навыки взаимодействия с ребенком и закрепления полученного психокоррекционного опыта в повседневной жизни.

Общими направлениями в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются коррекция и развитие: познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной и поведенческой личностной сфер. Однако эти направления приобретают свою специфику в зависимости от дизонтогенетических особенностей той категории детей, в отношении которой они реализуются.

Построение коррекционной программы, ориентированной на отдельную личность, с учетом времени возникновения дефекта, уровня межфункциональных связей и социальной ситуации развития ребенка, невозможно без опоры на конкретные задачи психокоррекционной работы в рамках отдельной модели дизонтогенеза. К наиболее значительным исследованиям в этой области можно отнести работы И. И. Мамайчук, Л. М. Шипицыной, О. С. Никольской, Е. М. Мастюковой, А. В. Семенович и других.

Источник