Развитие самостоятельности и ответственности ребенка
У редакции «Монтессори.Дети» спросили:
— Можно ли перевоспитать ребёнка восьми лет или уже поздно? Он избалован, с нежеланием выполняет просьбы родителей, всегда нужно заставлять делать элементарное: не забудь почистить зубы, принять ванну, выучить уроки и т. д. Мальчик 8 лет. Второго ребёнка, дочку, воспитываем по статьям Монтессори — в 2 года уже самостоятельная. Заранее спасибо!
На вопрос, как приучить ребёнка к самостоятельности, отвечает Ольга Селецкая — Монтессори-педагог ММЦ «Отрада» (AMI 6–12)
«Можно ли перевоспитать ребёнка восьми лет или уже поздно?»
Воспитание — непрерывный процесс, который длится всю жизнь. Даже взрослые меняются с течением жизни. На нас влияют окружающие люди, обстоятельства, жизненные вызовы. Поэтому никогда не поздно оказывать положительное влияние на ребёнка.
Как воспитывать ребёнка 8 лет
Чтобы влиять, необходимо стать значимым для сына. Прежде, чем начать предъявлять требования, наладьте с ним позитивное и значимое для него общение — установите контакт. Сделайте так, чтобы ребёнок к вам тянулся, чтобы ему хотелось с вами поговорить, поделиться, просто находиться рядом.
Высокая самооценка — главное условие развития в ребёнке чувства ответственности и самостоятельности.
Как поднять самооценку ребёнку восьми лет? Дети чувствуют себя значимыми, если взрослые находят время поговорить с ними. Частое общение и обсуждение разных тем помогает в развитии уверенности в себе.
Спрашивайте о его друзьях и тех занятиях, которые ему нравятся. Поделитесь лучшими и неудачными эпизодами своей жизни. Спрашивайте, что ему больше всего понравилось в сегодняшнем дне? Какие были трудные моменты? Дайте ребёнку почувствовать, что можно и нужно делиться отрицательными чувствами и моментами жизни. Это даёт понимание, что в жизни есть позитивные и негативные ситуации. Открытое, доброжелательное и честное общение с ребёнком создают тесные длительные узы между родителями и детьми.
Как воспитать в ребёнке ответственность
Ответственность — это умение делать правильный выбор и осознавать последствия своих действий. Ответственный человек заботится о благополучии окружающих и понимает, что каждый играет значимую роль в обустройстве окружающего мира.
Ответственное поведение для восьмилетнего ребёнка выражается в следующем:
— самостоятельно готовиться к школе;
— держать в порядке свои вещи;
— помогать взрослым по дому;
— быть помощником в школьных делах;
— соблюдать порядок в своём доме и во дворе;
— заботиться о растениях и животных;
— помогать младшим детям и пожилым людям;
— сообщать в соответствующие инстанции об аварийных или опасных ситуациях на улице.
Чтобы воспитать ответственность в ребёнке 8 лет, обязанности должны соответствовать его возрасту. Привычки самообслуживания развиваются постепенно и под руководством родителей. Если ребёнок неорганизован, упрёки и категоричные инструкции не приведут к успеху.
Причиной невыполнения ребёнком своих обязанностей могут стать слишком обобщённые родительские требования: «убери свои вещи», «приготовься к школе на завтра». Разбейте эти требования на более конкретные: «собери рюкзак — что тебе понадобится завтра?», «приготовь одежду, которую ты наденешь завтра в школу: достань чистые носки и рубашку и повесь их на стул».
Режим дня и обязанности, которыми наделён ребёнок в семье, дают ему ясность, что ожидать в тот или иной момент времени суток. Утром он принимает душ, чистит зубы, одевается и завтракает. Вечером собирает школьный рюкзак на завтра, готовит форму для тренировки или других кружков после школы, принимает душ, чистит зубы, читает перед сном.
В семье должно быть выделено определённое время для просмотра телевизионных передач или использования компьютера. Общее время, проведённое за телевизором или компьютером не должно превышать двух часов в день.
Ответственность и самостоятельность означают, что ребёнок знает границы дозволенного. Если ребёнок нарушает правила, объясните просто и немногословно, что ребёнок сделал неправильно и какие могут быть последствия, если эти правила не выполнять.
Расскажите о том, что происходит в его организме, если он не чистит зубы, покажите картинки поражённых кариесом зубов. Расскажите, как болезнетворные бактерии попадают из полости непочищенного рта в организм, разносятся по крови, влияют на работу сердца, печени, почек. Информированность о гигиене полости рта и тела мотивирует школьника соблюдать гигиену.
Поговорите с ребёнком о гормоне мелатонин, который выделяется во время сна. Почему важно ложиться спать вовремя, поскольку активность гормона мелатонин начинается с 9 часов вечера. Почему важно не пересидеть, не упустить этот момент, чтобы сон был качественным. Нужно культивировать здоровый образ жизни, объяснять детям значение гигиены сна, труда и собственного тела.
Поручите сыну определённые обязанности по дому:
— накрывать на стол для семейного ужина;
— прибирать на своём рабочем столе и держать в порядке свои принадлежности;
— кормить домашних питомцев;
— бросать грязную одежду в корзину для стирки.
Хвалите ребёнка. Хвалите за усилия, а не за результат. Вы увидите, как растёт его самооценка по мере того, как эти обязанности станут для него привычкой.
Ответственность школьника в учёбе
Наиболее распространённые жалобы родителей — это жалобы, что ребёнок не может заставить себя сесть за выполнение домашнего задания. Чтобы помочь ребёнку 8 лет в выполнении учебных обязанностей, установите правила.
Начните с организации учебного места школьника. Оно должно быть подальше от телевизора и других отвлекающих приборов. Когда ребёнку нужно начать выполнять домашнее задание, выключите телевизор. Восемь лет — ещё не возраст, когда от школьника можно ожидать самостоятельной сосредоточенной домашней работы. Велика роль родителей в исключении отвлекающих предметов. Поэтому допустимо, чтобы ребёнок выполнял домашнее задание за кухонным столом, в присутствии взрослого, который готовит еду.
Установите правило относительно смартфонов: когда школьник занимается, сигналы телефонов переключаются в беззвучный режим. Моделирование такого поведения чрезвычайно важно для ребёнка — он ощущает поддержку окружающих и их уважение к учебной деятельности.
Вместе со школьником подготовьте его письменный стол к работе: на нем не должно быть лишних предметов, стол должен быть хорошо освещён, и все нужные предметы должны быть под рукой, чтобы ребёнку не нужно было отвлекаться и вставать из-за стола.
Составьте с сыном расписание домашних занятий. Установите через каждые 30 минут пятнадцатиминутные переменки. Следите, чтобы помещение было хорошо проветрено. Повесьте на стену комнаты сына большой календарь, а также лист со списком его домашних обязанностей. Дети получают удовлетворение, когда можно поставить галочку или наклеить стикер напротив выполненного дела.
Пока ребёнок выполняет домашнее задание, лучше сесть рядом и заняться своими делами: семейным бюджетом, оплатить счета онлайн и т. д. Так ребёнок почувствует, что он не одинок со своими обязанностями. Кроме того, вы моделируете сосредоточенное и внимательное отношение к выполняемым задачам.
Что делать, если ребёнок не слушается родителей
«Он избалован, с нежеланием выполняет просьбы родителей, всегда нужно заставлять делать элементарное: не забудь почистить зубы, принять ванну, выучить уроки и т. д. »
Почему ребёнок 8 лет не слушается? Здесь мы имеем дело с «игнорирующим» поведением — ребёнок с первого раза «не слышит», что ему говорят взрослые.
Сначала нужно понять причины такого поведения. Скорее всего это происходит потому, что взрослые повторяют требования несколько раз и ребёнок просто привык не реагировать на слова.
Установите правило — просить что-то сделать нужно один раз.
В вашем случае, когда вы видите, что ребёнок не реагирует, используйте технику «вовлечённого руководства». Не дайте ребёнку проигнорировать вашу просьбу и продолжать заниматься своими делами. Подойдите к нему, доброжелательно скажите, что вы понимаете его чувства: ему хочется ещё немножко поиграть и жаль расставаться с игрушками. Выражая понимание чувств ребёнка, вы тем самым ставите себя на его сторону, настраиваетесь на его волну.
Затем доброжелательно объясните мальчику, почему необходимо прекратить свои дела и выполнить требуемое (время ложиться спать или пора садиться за уроки). В доброжелательном тоне обсудите, какие могут быть последствия невыполнения требования (невыученные уроки, невыспавшийся ребёнок). Потом предложите участие в выполнении требования: «Пойдём вместе и посмотрим, что нужно прибрать на столе, чтобы начать работать над домашним заданием» или «Пойдём выберем, какую книжку бы ты хотел почитать перед сном».
«Игнорирующее» поведение встречается часто и для его коррекции от взрослого требуется мудрость и огромное терпение. Важно дать почувствовать мальчику, что вы с ним не в конфронтации, а поддерживаете его в необходимости справляться со своими обязанностями.
Помните, что развитие самостоятельности и ответственности ребёнка в восемь лет — не изолированный процесс, а лишь часть комплексного подхода в воспитании личности, системы ценностей и привычек.
Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и читайте
9 книг для детей и их родителей о взаимоотношениях в семье
Источник
Дудина Наталья Борисовна
Воспитание в ребёнке самостоятельности, решительности и ответственности.
Воспитание в ребёнке самостоятельности, решительности и ответственности.
Особое место в процессе формирования самостоятельности отводится дошкольному и младшему школьному возрасту.
Именно самостоятельность, а не какое-то иное качество человека определяет его самоценность и самодостаточность, а это залог успеха в любой деятельности.
Большое значение в процессе формирования самостоятельности имеют индивидуальные особенности ребенка, которые, в свою очередь, активизируют или тормозят, затрудняют проявление его самостоятельности. Так, неуверенность в своих силах сдерживает ее, а смелость, решительность помогают безбоязненно высказывать свое мнение, браться за новое дело.
Самостоятельность — качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.
Самостоятельно — значит, «захотел и сделал», «как придумал, так и будет». Суть данного понятия дети улавливают довольно точно. Однако большинство современных детей привыкли жить и действовать по указке взрослых. И до такой степени подавлено это качество у иных малышей, что даже для выполнения простейших действий по самообслуживанию требуются инструкция и разрешение взрослых. Сперва это умиляет, но потом вызывает раздражение. А в школе несамостоятельный ребенок — сущее бедствие.
Развитие самостоятельности включает три этапа:
1. Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых.
2. Самостоятельно выполняют отдельные этапы (части) работы.
3. Выполняют всю работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях.
Лучше всего самостоятельность у детей формируется не под руководством взрослого, а под влиянием сверстников и старших товарищей. Наблюдая, как они действуют, ребенок не только быстрее схватывает суть происходящего, но укрепляется в главном — понимании того, что и он сможет так же.
На развитие самостоятельности решающее влияние оказывают ситуации, в которых дети должны действовать — ситуации вынужденной самостоятельности.
Игра занимает особое место в жизни детей. В играх они сами ставят цель, находят средства, распределяю роли, следят за их выполнением, соблюдением правил. В них быстро раскрываются лидеры. Именно в игре дети вступают в такие отношения,которые в реальной жизни бывают им недоступны: взаимного контроля, взаимной помощи. Поэтому игровой опыт составляет реальную основу для формирования самостоятельности.
Развитию этого качества также способствует возможность выбора. Если ребенок в состоянии по своему усмотрению что-то регулировать, варьировать, то он уже не может не принимать самостоятельных решений. Позвольте ему выбирать, что-то изменять хотя бы в некоторых ситуациях. Пусть он занимается тем, что ему интересно, предлагает свои варианты оформление группы, комнаты, расположения игрушек, книг.Каждому ребенку нужны постоянные упражнения в выборе: попробовал себя в одном деле, перешел к другому, решил, как будет действовать — один или с товарищами, самостоятельно или с помощью взрослого.
Растущему человеку нужно выработать в себе такое качество, как решительность. Вместо подсказок, а тем более вместо того, чтобы все делать за ребенка,почаще говорите ему: «Тебе решать» .И не беда,если он допустит ошибки: пусть испытает сполна их последствия. Это позволит ему многому научиться, и прежде всего тому, что его решения не всегда приводят к благоприятным результатам.
И еще: учите ребенка проигрывать. Человек не может быть победителем всегда и во всем. Поражения случаются — и это нормально, это жизнь. По поводу неудач надо не сокрушаться, а проанализировать результат и извлечь из него уроки.
Учить можно по-разному.
Предлагаем вам одну из возможных схем, разработанную А. Бикеевой.
Шаг первый. Объясните ребенку, что значит жить с принятым решением. Главное, детям следует внушить,что после принятия решения придется с ним какое-то время жить: недолго, долго, всегда. Можно привести примеры из собственной жизни,поразмыслить о том или ином принятом решении: «Несколько лет назад мы решили переехать в квартиру побольше, пусть и на окраине города. Теперь мы продолжаем жить с этим выполненным решением».
Шаг второй. Учите ребенка пониманию, что каждое принятое решение имеет последствия. Часто случается так, что у одного решения последствия бывают и положительные, и отрицательные. Приводя примеры из собственной жизни, оценивайте принятые вами когда-то решения с разных сторон. Делайте это вместе с ребенком и не бойтесь быть самокритичными. Негативные последствия того или другого решения нелегко исправить. Дети не могут сами предвосхищать последствий собственных действий, они живут здесь и сейчас.Обсудите вместе с ребенком возможные варианты: «Если поступишь так, то результатом будет вот что.». Спросите, какое решение хотел бы он принять. Как он представляет себе последствие принятого решения? Такие вопросы вполне доступны 6—7-летним детям.
Шаг третий. Объясните ребенку, кто в ответе за принятое решение. Он должен понять, что ответственность лежит на том, кто это решение принимает. «Если решение принимаешь ты — то ты и отвечаешь».
Шаг четвертый. Обсудите вместе с ребенком те решения, которые он принял сегодня. Собственные решения вы можете проанализировать тоже.
Шаг пятый. Генеральная репетиция будущих решений. Заранее обдумайте те решения, которые ребенку придется принимать в ближайшее время. Обсудите их возможные последствия. Однако нельзя предлагать 6—7-летнему ребенку думать о том, например, как он будет учиться в школе, если до сих пор он не научился самостоятельно одеваться. А со временем оцените, оказалось ли верным то или иное решение.
Шаг шестой. Постоянно тренируйтесь принимать решения. Ребенок не может тренировать себя сам. Это дело родителей — создавать ситуации, в которых дети должны действовать самостоятельно. Пока мы будем все решать за наших детей и, соответственно, брать ответственность на
себя, они так и останутся социально незрелыми, независимо от биологического возраста.
Шаг седьмой. Постоянно давайте ребенку выбор в малом, но не в большом. Дети еще не готовы принимать судьбоносные решения, а постоянно предоставляемый им выбор в малом тренирует их умение выбирать вообще. Скажем, ребенку нельзя позволять решать, в какой школе он хотел бы учиться. Вполне годится обсуждение этого вопроса вместе родителями, но принимать в конце концов такое ответственное решение должны только они.Не очень хороши и слишком общие вопросы типа: «Как ты хочешь провести это лето?» Да он и сам не знает, как именно. Это взрослые должны ему предложить что-то интересное и полезное на выбор. Самым разумным было бы предоставление ребенку права выбора в малом, но постоянно. Это будет отличным тренингом на самостоятельное принятие растущим человеком и серьезных решений.
Совместный со взрослым анализ деятельности, а затем и самоанализ будут способствовать постепенному осознанию того, что получение желаемого результата зависит и от него самого. Это и составляет основу ответственности сначала за результат собственной деятельности, а впоследствии и за собственную жизнь и жизнь окружающих.
В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, что он умеет, а что нет, он уже знает свое место в системе отношений с другими людьми, осознает не только действия, но и внутренние переживания, открывает свою внутреннюю жизнь, которая и составляет суть самопознания. Поэтому есть возможность сформировать у него чувство ответственности.Этот процесс включает в себя поэтапную работу в различных видах деятельности: игровой, учебно-познавательной и др.
Первый этап. Формирование у детей представлений и мотивации выполняемой деятельности. На данном этапе дети выполняют прямые указания. Взрослый знакомит их с нравственными нормами и правилами поведения на материале художественной литературы, иллюстраций, наблюдений, игр. Игры с правилами дают возможность решать самые разные задачи,направленные на развитие:
— способности познавать себя и других
— эмоциональной осведомленности
— невербальных средств общения
— вербальных средств общения
— умения вести разговор в различных ситуациях
Что касается чтения художественной литературы, то это могут быть стихи, сказки, рассказы разных авторов, указанных в программе воспитания в детском
саду. Учитывая психологические особенности старших дошкольников и перечень рекомендуемой литературы, можно предложить послушать литературное произведение, а затем разыграть ситуации.
Не менее эффективны для формирования ответственности у ребёнка — беседы. С детьми можно разговаривать на темы «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему?», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму?», «Что такое дружба?», «Кого люди называют смелым?». На примере героев у детей закрепляются — в сравнении с качествами отрицательных персонажей (жестокость, злость, трусость, лень) — представления о доброте, скромности, смелости, самостоятельности, умении прийти на помощь. Иными словами, о таких качествах, которые составляют интегративную характеристику ответственности.
Формировать ответственность и самостоятельность также можно с помощью бесед на близкие и понятные детям темы («Семья», «Профессия» и др.). Анализируя отношение членов семьи друг к другу.
Второй этап. Становление практических навыков проявления ответственного поведения.Основные направления работы на данном этапе:
— проблемные ситуации с последующим анализом, который должен произвести ребенок;
— комплекс занятий;
— комплекс сюжетно-дидактических игр;
— методы педагогического стимулирования.
Любую проблемную ситуацию можно рассматривать как творческую задачу, в основе которой кроется неразрешенное противоречие. Поэтому именно проблемные ситуации — эффективное средство формирования ответственного поведения у старших дошкольников. Их специально может создавать взрослый в раз-личных видах деятельности — игровой, трудовой и учебной.
Например, вы с ребенком стали свидетелями неблаговидного поступка других детей.Спросите у него: «Правильно ли они поступили? Как надо было посту-пить? А ты бы смог поступить правильно в такой ситуации?» Ответ скорее всего будет: «Да». Не сомневайтесь в искренности намерений своего ребенка, а похвалите его и выразите надежду, что он так же поведет себя в действительности.
Помните, что воспитание ребенка — процесс длительный. Возможен возврат к ранее выработанным, неправильным формам поведения, как с его стороны, так и с вашей. Поэтому надо набраться терпения, настойчивости, решительности в достижении желаемых целей и взаимопонимания с ребенком.
Источник