Развитие самосознания ребенка в дошкольном возрасте

Развитие самосознания ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания — самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. И с другой стороны, сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Чем младше ребенок, тем некритичнее он воспринимает мнение взрослых о себе. Старшие дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт. Ребенок может даже в определенной степени противостоять искажающим оценочным воздействиям взрослых, если самостоятельно умеет анализировать результаты своих действий. Характерно, что в этом возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит не только на основе общения со взрослыми, но и собственного практического опыта. Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых, легко поддаются их влияниям.

В отличие от предыдущих периодов жизни ребенка, в возрасте 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть все более существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Взрослый — это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать запросто. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки.

Чем младше дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников. В 3-4 года взаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоционального отношения друг к другу. Малыши почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не дифференцируют близкие по содержанию качества (Т.А.Репина). В младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. У старших дошкольников преобладают положительные. Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5-5,5 лет. Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей 5-7 лет. У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников.

Важное место в оценке сверстников в любом возрасте занимают их деловые качества, навыки и умения, обеспечивающие успешность совместной деятельности, а также нравственные качества. В группе детского сада существует система ценностей, которая определяет взаимооценки детей. Постепенно расширяется диапазон моральных проявлений, который ассоциируется у ребенка с понятием «хороший» в отношении сверстника и себя. В 4-5 лет он невелик (не бить никого, слушать воспитательницу, маму). В 5-6 лет он становится больше, хотя по-прежнему называемые качества касаются только отношений в детском саду и семье (защищать детей, не кричать, не баловаться, быть аккуратным, не жалеть, когда что-то даешь, помогать маме, делиться игрушками). В 6-7 лет моральные нормы осознаются дошкольниками точнее и относятся к людям более широкого окружения (не драться, слушаться, со всеми дружить, принимать в игру, угощать всех, помогать младшим, не обзываться, не врать, никого не обижать, уступать место старшим). В 6-7 лет большинство детей правильно понимают те нравственные качества, по которым оценивают сверстников: трудолюбие, аккуратность, умение дружно играть, справедливость и др.

Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстника. К ровеснику ребенок более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются, по данным Т.А. Репиной, лишь у незначительного числа детей седьмого года жизни.

Причина неадекватной оценки состоит в том, что дошкольнику, особенно младшему, очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей настолько сильно, что ребенок часто идет на уловки, чтобы косвенно показать свое превосходство.

Нередко старшие дошкольники уходят от ответа на вопрос типа «Кто у вас в группе лучше всех?», отвечая: «Не знаю… Я тоже хорошо дежурю (не дерусь, добрый и пр.)». В то же время более младшие дети не задумываясь говорят: «Я лучше». Нередко дети гордятся качествами, которыми не обладают, рассказывают о вымышленных достижениях. Это происходит в силу нескольких причин. Р.Х. Шакуров показал, что ребенок, приписывая себе определенные качества, не всегда понимает значение соответствующего слова, а осознает только его оценочный смысл: таким быть хорошо. Отсюда и несовпадение его самооценки с реальностью. Кроме того, дошкольник не может в полной мере разобраться в своей психической жизни и осознать свои качества или свойства. Поэтому дети часто гордятся качествами, которым обладают в незначительной степени. Оценивая себя, ребенок стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет нечто ценное для окружающих. И если взрослые и сверстники не замечают его положительных качеств, то он наделяет себя вымышленными.

С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Имея реальную опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку.

В возрасте 3-4 лет ребенок завышение оценивает свои возможности в достижении результата, мало знает о личностных качествах и познавательных возможностях, зачастую смешивает конкретные достижения с высокой личной оценкой. При условии развитого опыта общения ребенок в 5 лет не только знает о своих умениях, но имеет некоторое представление о познавательных возможностях, личностных качествах, внешнем облике, адекватно реагирует на успех и неудачу. В 6-7 лет дошкольник хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их правильно, у него складывается представление о личностных качествах и умственных возможностях.

Эгоистическая позиция заключается в том, что ребенку безразличны другие дети, а его интересы сосредоточены на предметах. Поэтому такие дети часто допускают в адрес товарища грубость, агрессивность. Обычно дошкольники с такой позицией ничего не знают о своих ровесниках и даже не всегда помнят их имена. Зато игрушки, которые приносят другие, ребенок замечает всегда. Такая позиция вредна не только для сверстников, но и для самого ребенка. Его не любят товарищи, не хотят с ним играть или дружить. От этого он становится еще агрессивнее.

Конкурентная позиция состоит в том, что ребенок понимает: чтобы тебя любили, уважали и ценили, нужно быть послушным, хорошим, никого не обижать. Такого ребенка любят и хвалят воспитатели. Он добивается признания в группе сверстников. Но они интересуют его только как средство самоутверждения. Малыш напряженно следит за успехами других и радуется их неудачам. Он оценивает сверстника неадекватно, с точки зрения своих достоинств. Конечно, такая позиция в какой-то мере выступает как возрастная черта поведения в общении с ровесниками, но она не должна оставаться главной до конца дошкольного возраста.

Ребенок с гуманной позицией относится к товарищу как к самоценной личности. Он положительно относится к товарищам, очень чувствителен к внутреннему состоянию других, хорошо знает интересы, настроения и желания окружающих. Охотно, по своей инициативе делится тем, что имеет, помогает другим не в расчете на похвалу, а потому что сам получает от этого радость и удовлетворение.

Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причем изменяется и содержание мотивировок. В исследовании Т.А. Репиной показано, что 4-5- летние дети связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих: «Я хороший, потому что меня воспитательница хвалит». В 5- 7 лет дошкольники обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. Но даже в 6-7 лет не все дети могут мотивировать самооценку.

К 7 годам у ребенка происходит важное преобразование в плане самооценки. Она из общей становится дифференцированной. Ребенок делает выводы о своих достижениях в разных видах деятельности. Он замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже.

До 5 лет дети обычно переоценивают свои умения. А в 5-6,5 лет редко хвалят себя, хотя тенденция похвалиться сохраняется. В то же время возрастает число обоснованных оценок. К 7 годам большинство детей правильно себя оценивают и осознают себя в разных видах деятельности.

На 7-м году жизни у ребенка намечается дифференциация двух аспектов самосознания — познание себя и отношение к себе.

Так, при самооценке: «Иногда хороший, иногда плохой» наблюдается эмоционально положительное отношение к себе («Нравлюсь») или при общей положительной оценке «Хороший» — сдержанное эмоционально-ценностное отношение («Нравлюсь себе чуть-чуть»). У детей 4 лет чаще наблюдается тенденция обосновывать эмоционально- ценностное отношение к себе эстетической привлекательностью, а не этической («Нравлюсь себе, потому что красивая»). В 4-5 лет намечается желание что-то изменить в себе, хотя оно не распространяется на характеристики нравственного облика. В старшем дошкольном возрасте наряду с тем, что большинство детей удовлетворено собой, стремление изменить что-то в себе, стать другим возрастает.

Кроме осознания своих качеств, старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков. Они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, и собственный опыт.

В объяснении поступков других людей дошкольник зачастую исходит из своих интересов и ценностей, то есть собственной позиции в отношении окружающего.

Постепенно дошкольник начинает осознавать не только свои нравственные качества, но и переживания, эмоциональное состояние.

В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания — осознание себя во времени. Ребенок первоначально живет только настоящим. С накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых рассказать о том, как он был маленьким, и сам с удовольствием вспоминает отдельные эпизоды недалекого прошлого. Характерно, что, полностью не осознавая изменений, происходящих в нем самом с течением времени, ребенок понимает, что раньше он был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует и прошлое близких людей.

У дошкольника складывается способность осознать и будущее. Ребенок хочет пойти в школу, освоить какую-то профессию, вырасти, чтобы приобрести определенные преимущества.

Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний — все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение «личного сознания» (Д.Б.Эльконин). Оно появляется к концу дошкольного возраста, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослым (то есть теперь ребенок понимает, что он еще не большой, а маленький).

К концу раннего детства ребенок усваивает свою половую принадлежность. На протяжении всего дошкольного возраста интенсивно идут процессы половой социализации и половой дифференциации. Они состоят в усвоении ориентации на ценности своего пола, в усвоении социальных стремлений, установок, стереотипов полового поведения. Теперь дошкольник обращает внимание не только на различия мужчин и женщин во внешности, одежде, но и в манере вести себя. Закладываются основы представлений о мужественности и женственности. Возрастают половые различия мальчиков и девочек в предпочтениях занятий, видов деятельности и игр, общения. К концу дошкольного возраста ребенок осознает необратимость своей половой принадлежности и строит свое поведение в соответствии с ней.

Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:
— возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;
— оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя;
— дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;
— к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;
— развивается способность мотивировать самооценку;
— появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Источник: 

Урунтаева Г.А., Детская психология

Источник

У дошкольника в содержание представлений
о себе входит отражение им своих свойств,
качеств, возможностей. Данные о своих
возможностях накапливаются постепенно
благодаря опыту разнообразной
деятельности, общения со взрослыми и
сверстниками. Представления ребенка о
самом себе дополняются соответствующим
отношением к самому себе. Формирование
образа самого себя происходит на основе
установления связей между индивидуальным
опытом ребенка и информацией, которую
он получает в процессе общения. Налаживая
контакты с людьми, сравнивая себя с
ними, сопоставляя результаты своей
деятельности с результатами других
детей, ребенок получает новые знания
не только о другом человеке, но и о самом
себе.

У дошкольника развивается наиболее
сложный компонент самосознания —
самооценка. Она возникает на основе
знаний и мыслей о себе.

Оценка дошкольником самого себя во
многом зависит от того, как его оценивает
взрослый. Заниженные оценки оказывают
самое отрицательное воздействие. А
завышенные искажают представления
детей о своих возможностях в сторону
преувеличения результатов. Но в то же
время играют положительную роль в
организации деятельности, мобилизуя
силы ребенка.

Чем точнее оценочное воздействие
взрослого, тем точнее представление
ребенка о результатах своих действий.
И с другой стороны, сформированное
представление о собственных действиях
помогает дошкольнику критически
относиться к оценкам взрослых и в
какой-то мере противостоять им. Чем
младше ребенок, тем некритичнее он
воспринимает мнение взрослых о себе.
Старшие дошкольники оценки взрослых
преломляют через призму тех установок
и выводов, которые подсказывает им их
опыт. Ребенок может даже в определенной
степени противостоять искажающим
оценочным воздействиям взрослых, если
самостоятельно умеет анализировать
результаты своих действий. Характерно,
что в этом возрасте ребенок отделяет
себя от оценки другого. Познание
дошкольником пределов своих сил
происходит не только на основе общения
со взрослыми, но и собственного
практического опыта. Дети с завышенными
или заниженными представлениями о самих
себе более чувствительны к оценочным
воздействиям взрослых, легко поддаются
их влияниям.

В отличие от предыдущих периодов жизни
ребенка, в возрасте 3-7 лет общение со
сверстниками начинает играть все более
существенную роль в процессе самосознания
дошкольника. Взрослый — это недосягаемый
эталон, а с ровесниками можно себя
сравнивать запросто. При обмене оценочными
воздействиями возникает определенное
отношение к другим детям и одновременно
развивается способность видеть себя
их глаза-щи. Умение ребенка анализировать
результаты собственной деятельности
прямо зависит от его умения анализировать
результаты других детей. Так, в общении
со сверстниками складывается способность
оценивать другого человека, которая
стимулирует возникновение самооценки.

Чем младше дошкольники, тем менее значимы
для них оценки сверстников. В 3-4 года
взаимооценки детей более субъективны,
чаще подвержены влиянию эмоционального
отношения друг к другу. Малыши почти не
могут обобщать действия товарищей в
разных ситуациях, не дифференцируют
близкие по содержанию качества
(Т.А.Репина). В младшем дошкольном возрасте
положительные и отрицательные оценки
сверстников распределяются равномерно.
У старших дошкольников преобладают
положительные. Наиболее восприимчивы
к оценкам сверстников дети 4,5-5,5 лет.
Очень высокого уровня достигает умение
сравнивать себя с товарищами у детей
5-7 лет. У старших дошкольников богатый
опыт индивидуальной деятельности
помогает критически оценивать воздействия
ровесников.

Важное место в оценке сверстников в
любом возрасте занимают их деловые
качества, навыки и умения, обеспечивающие
успешность совместной деятельности, а
также нравственные качества. В группе
детского сада существует система
ценностей, которая определяет взаимооценки
детей. Постепенно расширяется диапазон
моральных проявлений, который ассоциируется
у ребенка с понятием «хороший» в отношении
сверстника и себя. В 4-5 лет он невелик
(не бить никого, слушать воспитательницу,
маму). В 5-6 лет он становится больше, хотя
по-прежнему называемые качества касаются
только отношений в детском саду и семье
(защищать детей, не кричать, не баловаться,
быть аккуратным, не жалеть, когда что-то
даешь, помогать маме, делиться игрушками).
В 6-7 лет моральные нормы осознаются
дошкольниками точнее и относятся к
людям более широкого окружения (не
драться, слушаться, со всеми дружить,
принимать в игру, угощать всех, помогать
младшим, не обзываться, не врать, никого
не обижать, уступать место старшим). В
6-7 лет большинство детей правильно
понимают те нравственные качества, по
которым оценивают сверстников: трудолюбие,
аккуратность, умение дружно играть,
справедливость и др.

Оценить себя дошкольнику гораздо
труднее, чем сверстника. К ровеснику
ребенок более требователен и оценивает
его более объективно. Самооценка
дошкольника очень эмоциональна. Он
легко оценивает себя положительно.
Отрицательные самооценки наблюдаются,
по данным Т.А.Репиной, лишь у незначительного
числа детей седьмого года жизни.

Причина неадекватной оценки состоит в
том, что дошкольнику, особенно младшему,
очень трудно отделить свои умения от
собственной личности в целом. Для него
признать то, что он что-то сделал или
делает хуже других детей, значит признать,
что он вообще хуже сверстников. Поэтому
даже старший дошкольник, понимая, что
поступил или сделал что-то плохо, часто
не в состоянии это признать. Он понимает,
что хвастать некрасиво, но стремление
быть хорошим, выделиться в среде других
детей настолько сильно, что ребенок
часто идет на уловки, чтобы косвенно
показать свое превосходство.

Максим Д. (5 лет 9 мес.) занимается в
танцевальном кружке. На постоянные
вопросы взрослого: «Кто сегодня выполнял
движения лучше-?» отвечает: «Конечно,
я». Подобный ответ взрослого не
удовлетворяет, и он терпеливо объясняет
мальчику, что повторять «Я лучше всех»
некрасиво. Когда в очередной раз взрослый
после занятий спрашивает: «Кто сегодня
танцевал лучше?», Максим отвечает:
«Антон». И тут же торопливо добавляет:
«Это я из скромности…»

Нередко старшие дошкольники уходят от
ответа на вопрос типа «Кто у вас в группе
лучше всех?», отвечая: «Не знаю… Я тоже
хорошо дежурю (не дерусь, добрый и пр.)».
В то же время более младшие дети не
задумываясь говорят: «Я лучше».

Нередко дети гордятся качествами,
которыми не обладают, рассказывают о
вымышленных достижениях. Это происходит
в силу нескольких причин. Р.Х.Шакуров
показал, что ребенок, приписывая себе
определенные качества, не всегда понимает
значение соответствующего слова, а
осознает только его оценочный смысл:
таким быть хорошо. Отсюда и несовпадение
его самооценки с реальностью. Кроме
того, дошкольник не может в полной мере
разобраться в своей психической жизни
и осознать свои качества или свойства.
Поэтому дети часто гордятся качествами,
которым обладают в незначительной
степени. Оценивая себя, ребенок стремится
к положительной самооценке, он хочет
показать, что представляет нечто ценное
для окружающих. И если взрослые и
сверстники не замечают его положительных
качеств, то он наделяет себя вымышленными.

С возрастом самооценка становится все
более правильной, полнее отражающей
возможности малыша. Первоначально она
возникает в продуктивных видах
деятельности и в играх с правилами, где
наглядно можно увидеть и сравнить свой
результат с результатом других детей.
Имея реальную опору: рисунок, конструкцию,
дошкольникам легче дать себе правильную
оценку.

В возрасте 3-4 лет ребенок завышение
оценивает свои возможности в достижении
результата, мало знает о личностных
качествах и познавательных возможностях,
зачастую смешивает конкретные достижения
с высокой личной оценкой. При условии
развитого опыта общения ребенок в 5 лет
не только знает о своих умениях, но имеет
некоторое представление о познавательных
возможностях, личностных качествах,
внешнем облике, адекватно реагирует на
успех и неудачу. В 6-7 лет дошкольник
хорошо представляет свои физические
возможности, оценивает их правильно, у
него складывается представление о
личностных качествах и умственных
возможностях.

Эгоистическая позиция заключается в
том, что ребенку безразличны другие
дети, а его интересы сосредоточены на
предметах. Поэтому такие дети часто
допускают в адрес товарища грубость,
агрессивность. Обычно дошкольники с
такой позицией ничего не знают о своих
ровесниках и даже не всегда помнят их
имена. Зато игрушки, которые приносят
другие, ребенок замечает всегда. Такая
позиция вредна не только для сверстников,
но и для самого ребенка. Его не любят
товарищи, не хотят с ним играть или
дружить. От этого он становится еще
агрессивнее.

Конкурентная позиция состоит в том, что
ребенок понимает: чтобы тебя любили,
уважали и ценили, нужно быть послушным,
хорошим, никого не обижать. Такого
ребенка любят и хвалят воспитатели. Он
добивается признания в группе сверстников.
Но они интересуют его только как средство
самоутверждения. Малыш напряженно
следит за успехами других и радуется
их неудачам. Он оценивает сверстника
неадекватно, с точки зрения своих
достоинств. Конечно, такая позиция в
какой-то мере выступает как возрастная
черта поведения в общении с ровесниками,
но она не должна оставаться главной до
конца дошкольного возраста.

Ребенок с гуманной позицией относится
к товарищу как к самоценной личности.
Он положительно относится к товарищам,
очень чувствителен к внутреннему
состоянию других, хорошо знает интересы,
настроения и желания окружающих. Охотно,
по своей инициативе делится тем, что
имеет, помогает другим не в расчете на
похвалу, а потому что сам получает от
этого радость и удовлетворение.

Постепенно у дошкольников возрастает
способность мотивировать самооценку,
причем изменяется и содержание
мотивировок. В исследовании Т.А.Репиной
показано, что 4-5-летние дети связывают
самооценку в основном не с собственным
опытом, а с оценочными отношениями
окружающих: «Я хороший, потому что меня
воспитательница хвалит». В 5-7 лет
дошкольники обосновывают положительные
характеристики самих себя с точки зрения
наличия каких-либо нравственных качеств.
Но даже в 6-7 лет не все дети могут
мотивировать самооценку.

К 7 годам у ребенка происходит важное
преобразование в плане самооценки. Она
из общей становится дифференцированной.
Ребенок делает выводы о своих достижениях
в разных видах деятельности. Он замечает,
что с чем-то справляется лучше, а с чем-то
хуже.

Приведем пример.

Взрослый: Максим, кто у вас в группе
быстрее всех ест?

Максим Д. (6 лет): Я, конечно!

Взрослый: А кто у вас быстрее всех думает
на занятии?

Максим (лицо сосредоточенное, говорит
тихо): Миша, он всегда первый руку
поднимает.

До 5 лет дети обычно переоценивают свои
умения. А в 5-6,5 лет редко хвалят себя,
хотя тенденция похвалиться сохраняется.
В то же время возрастает число обоснованных
оценок. К 7 годам большинство детей
правильно себя оценивают и осознают
себя в разных видах деятельности.

На 7-м году жизни у ребенка намечается
дифференциация двух аспектов самосознания
— познание себя и отношение к себе.

Так, при самооценке: «Иногда хороший,
иногда плохой» наблюдается эмоционально
положительное отношение к себе
(«Нравлюсь») или при общей положительной
оценке «Хороший» — сдержанное
эмоционально-ценностное отношение
(«Нравлюсь себе чуть-чуть»). У детей 4
лет чаще наблюдается тенденция
обосновывать эмоционально-ценностное
отношение к себе эстетической
привлекательностью, а не этической
(«Нравлюсь себе, потому что красивая»).
В 4-5 лет намечается желание что-то
изменить в себе, хотя оно не распространяется
на характеристики нравственного облика.
В старшем дошкольном возрасте наряду
с тем, что большинство детей удовлетворено
собой, стремление изменить что-то в
себе, стать другим возрастает.

Приведем пример.

Максим Д. (6 лет) очень подвижный ребенок.
Чтобы он выполнил требование взрослого,
необходимо сделать ему замечание.
«Максим, ты такой непослушный», — нередко
замечает взрослый. Услышав про свое
непослушание в очередной раз, Максим
огорченно говорит: «Ну почему, почему
я такой!? Я не хочу таким быть!»

Кроме осознания своих качеств, старшие
дошкольники пытаются осмыслить мотивы
своих и чужих поступков. Они начинают
объяснять собственное поведение,
опираясь на знания и представления,
почерпнутые от взрослого, и собственный
опыт.

Так, Максим Д. (6 лет) рассуждает: «Я, мама,
тебя боюсь, потому обманываю… (улыбается).
Шутка… Все тайное когда-нибудь становится
известным. Тайна всегда вылезает…»

В объяснении поступков других людей
дошкольник зачастую исходит из своих
интересов и ценностей, то есть собственной
позиции в отношении окружающего.

Приведем пример.

Максим Д. (б лет) выбирал в магазине
конструктор. Мальчик захотел приобрести
машину, предназначенную для детей 9-10
лет. Продавец отговаривал его, объясняя,
что он еще маленький для такой игрушки,
предлагал взять другой конструктор.
Мальчик настоял на своем. Но попытки
самому построить выбранную машину не
увенчались успехом. «Как трудно!» —
заявил Максим. На что взрослый ответил:
«Тебе же говорил продавец — выбери
другой». Максим: «Я знаю, почему она так
говорила… Эта машина ей самой нравилась».

Постепенно дошкольник начинает осознавать
не только свои нравственные качества,
но и переживания, эмоциональное состояние.

Приведем примеры.

Когда мама заставляла Андрюшу В. (4 года
11 мес.) доесть суп, мальчик заявил: «Мама,
ты меня так огорчила!»

Максим С. (6 лет 2 мес.) и Максим Д. (6 лет)
-друзья. В понедельник Максима Д. не
привели в детский сад. На прогулке Максим
С. походил по площадке и лег на снег.
«Максим, ты почему лежишь?» — спросила
воспитательница. А мальчик ответил:
«Мне так скучно. Максима нет, не с кем
поиграть».

Старшего дошкольника интересуют и
некоторые психические процессы,
происходящие в нем самом.

Например, дети задают вопросы: «Откуда
берутся мысли?» (Даша Н., 5 лет 3 мес.),
«Почему я думаю словами, а не говорю?»
(Максим Д., 5 лет И мес.). Дети находят
объяснение в утверждении: «Мысли сами
в голову приходят, сами в голову лезут»
(Даша Н.), «Смотришь на что-нибудь, и
мыслей все больше… больше становится»
(Максим Д.).

Конечно, такие объяснения далеки от
истины, слишком конкретны и неопределенны.
Важно, однако, то, что ребенок осознает
не только внешнюю сторону поступков и
достижений, но и внутренние состояния
и процессы.

В дошкольном детстве начинает складываться
еще один важный показатель развития
самосознания — осознание себя во времени.
Ребенок первоначально живет только
настоящим. С накоплением и осознанием
своего опыта ему становится доступным
понимание своего прошлого. Старший
дошкольник просит взрослых рассказать
о том, как он был маленьким, и сам с
удовольствием вспоминает отдельные
эпизоды недалекого прошлого. Характерно,
что, полностью не осознавая изменений,
происходящих в нем самом с течением
времени, ребенок понимает, что раньше
он был не таким, как теперь: был маленьким,
а сейчас вырос. Его интересует и прошлое
близких людей.

Приведем пример.

Максим Д. (6 лет): Почему я такой сильный?

Взрослый: Наверное потому, что ты в
будущем станешь спортсменом.

Максим: Будущее, прошлое… А что такое
будущее, прошлое?

Взрослый: Прошлое — это то, что было
когда-то. А будущее — то, что будет.

Максим: А… понятно. Прошлое — это когда
я был маленьким, лежал на лепесточке…

У дошкольника складывается способность
осознать и будущее. Ребенок хочет пойти
в школу, освоить какую-то профессию,
вырасти, чтобы приобрести определенные
преимущества.

Осознание своих умений и качеств,
представление себя во времени, открытие
для себя своих переживаний — все это
составляет начальную форму осознания
ребенком самого себя, возникновение
«личного сознания» (Д.Б.Эльконин). Оно
появляется к концу дошкольного возраста,
обусловливая новый уровень осознания
своего места в системе взаимоотношений
со взрослым (то есть теперь ребенок
понимает, что он еще не большой, а
маленький).

К концу раннего детства ребенок усваивает
свою половую принадлежность. На протяжении
всего дошкольного возраста интенсивно
идут процессы половой социализации и
половой дифференциации. Они состоят в
усвоении ориентации на ценности своего
пола, в усвоении социальных стремлений,
установок, стереотипов полового
поведения. Теперь дошкольник обращает
внимание не только на различия мужчин
и женщин во внешности, одежде, но и в
манере вести себя. Закладываются основы
представлений о мужественности и
женственности. Возрастают половые
различия мальчиков и девочек в
предпочтениях занятий, видов деятельности
и игр, общения. К концу дошкольного
возраста ребенок осознает необратимость
своей половой принадлежности и строит
свое поведение в соответствии с ней.

Особенности развития самосознания в
дошкольном возрасте:

— возникает критическое отношение к
оценке взрослого и сверстника;

— оценивание сверстника помогает ребенку
оценивать самого себя;

— дошкольник осознает свои физические
возможности, умения, нравственные
качества, переживания и некоторые
психические процессы;

— к концу дошкольного возраста складывается
правильная дифференцированная самооценка,
самокритичность;

— развивается способность мотивировать
самооценку;

— появляется осознание себя во времени,
личное сознание.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник