Развитие самооценки умственно отсталого ребенка

Самооценка умственно отсталого ребёнка. Пути повышения самооценки.

По данным Л.И. Божович, правильное формирование самооценки – один из важнейших факторов развития личности ребёнка. Отсюда понятно, что учителя вспомогательных школ должны овладеть необходимыми сведениями, относящимися к психологии самооценки.

        Самооценка умственно отсталого ребёнка в обычных условиях воспитания беспрерывно подвергается резким  и контрастным воздействиям. В семье пока он мал, особенно в те периоды, когда обнаруживается та или иная болезнь нервной системы, его не только жалеют, но и  радуются малейшему успеху, малейшему достижению. Сам ребёнок склонен также высоко себя оценить. У него возникают повышенные притязания к вниманию со стороны взрослых, их одобрению, ласке.

В первую очередь самооценка зависит от родительского отношения к  ребёнку в любых обстоятельствах нужно быть уверенным, что для родителей     он – лучший, пусть для других он может быть гадким утёнком, но для мамы с папой он белоснежный лебедь, самый умный, самый красивый и самый любимый. А если малыш в детстве постоянно выслушивает замечания и упрёки, слышит, какой он ленивый, глупый, неповоротливый, то именно таким он вырастет. Детская доверчивость может творить чудеса, а может, наоборот, приводить к катастрофе – если родители будут ею злоупотреблять, а всё потом что в детской психологии не работают правила простой арифметики – и от перестановки слагаемых сумма реально может измениться.

Посеешь поступок, пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер. Всё, то же самое происходит и с самооценкой ребёнка. Она как пазл складывается из многих деталей. И в наших силах помочь ребёнку удержать настолько высокую самооценку, чтобы он на всю жизнь сохранил уверенность в том, что может горы свернуть.

        Самооценка человека формируется ещё с раннего детства. Большое влияние на неё оказывает мнение извне (родителей, друзей, одноклассников). Таким образом,  будучи ещё совсем маленьким, ребёнок, как губка впитывает чужое мнение о себе, даже если оно бывает ошибочным, и  со временем, его самооценка может быть заниженной. Если ребёнок плохо учиться, полненький, постоянно терпит оскорбления от одноклассников, чтобы его немного поддержать, родители начинают его хвалить, порой даже незаслуженно. А ребёнок  и правда думает, что он самый лучший и его самооценка значительно поднимается. А бывает наоборот – постоянные упрёки от родителей, сравнивание его с ровесниками, формирует у ребёнка мнение, что он никчёмный.  Чтобы такого не происходило, нужно говорить правду, но не в жёсткой форме, а например: «Ну да, ты полненький. Да, не переживай ты так сильно! Подрастёшь, вытянешься, и весь твой лишний вес уйдёт. А, если этого не произойдёт, тогда мы будем вместе заниматься спортом» и если вы заметили, что ребёнок идёт с неохотой в школу, значит, у него есть проблемы, и их нужно срочно решать. Лучше   в спокойной обстановке поговорить с ним, пусть поделиться своими переживаниями.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья нужно огромное терпение, так   как наряду с умственной отсталостью — сопутствующий  диагноз – это системное недоразвитие речи. Воспитание детей с особыми образовательными возможностями «требует»  применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

  • семьи детей с ограниченными возможностями здоровья, зачастую относятся к категории малообеспеченных, неблагополучных.
  • отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие  – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на низкий педагогический потенциал семей. Дети, проживающие в подобных семьях,  с детства запечатлевают в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт. Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания    и формы воспитательной работы;
  • стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьёзное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально – опасную» группу населения.

Хочу обратить внимание на тех родителей, которые, сотрудничают с учителями, заинтересованы в обучении,  развитии и воспитании своих детей.

В своей работе на первоначальном этапе знакомства с классом пользуюсь  психолого – педагогической методикой  изучения личности  школьника. Её задачи:

  • увидеть норму и отклонения;
  • изучить ценностные ориентиры;
  • проанализировать полученные факты;
  • изучить отношения в семье к ребёнку;
  • выработать план дальнейшей  коррекционной работы. 

Учитывая специфику детского коллектива, пытаюсь обеспечить психологический комфорт и защищенность каждому ученику, формируя у них морально – нравственные эталоны, выстраиваю перспективу развития каждого ребёнка, что поможет им утвердиться в жизни, защитить себя от бессмысленности существования. У детей с ограниченными возможностями здоровья эмоциональный фон значительно снижен, эмоциональный контакт со взрослыми часто оказывается нарушен.  Поэтому, в первую очередь стараюсь организовать поведение детей. Правильно сочетая посильные требования к поведению с показом, речевой инструкцией, поощрением правильных поступков и оценкой неправильных, можно упорядочить  их поведение и постепенно формировать у них привычку организованного поведения.

Для достижения поставленной цели реализовалась  программа «Ступени роста».

Самооценка ребёнка зависит от отношения к себе матери и отца. У успешных родителей вырастают счастливые и уверенные в себе дети.

В меньшей степени на самооценку влияют способности, характер, внешность и отношение просто хороших людей.

Из вновь поступивших 12 человек,  2  ученика были с ярко завышенной самооценкой, которая выражалась в агрессивном поведении: дрались с ребятами, были очень раздражительны, обидчивы (например: объяснялось это тем, что у Толи, родители которого пили, самого его унижали, настраивали против других ребят, чтобы он компенсировал свой дефект нападками). У Никиты была проблема с мамой, которая потеряла память. Она стала предметом насмешек и унижений. А защитной реакцией мальчика на эту ситуацию явилась агрессия, раздражительность, физическая расправа с обидчиками.

Читайте также:  Список книг по развитию ребенка

У Даши была заниженная самооценка, в силу сложившихся семейных обстоятельств (мама вела асоциальный образ жизни). Девочка терпела всяческие унижения со стороны одноклассников, была закомплексована. Этот ребёнок вызывал у меня больше тревоги. Поставив перед собой цель: поднять самооценку девочки до реальных оценок, статус девочки перед родителями и одноклассниками, начала работу по претворению в жизнь поставленных целей. «Заниженность» самооценки проявлялась в походке: девочка ходила с опущенной головой, с руками переплетёнными впереди себя, она держалась обособленно, не вступала в контакт с другими детьми, внешний вид был не на должном уровне (неряшлив). Всё это вызывало негативное отношение одноклассников, особенно у одной из класса: она подвергала её физическим унижениям. Даша всё молча терпела, никому не жаловалась.

В ходе цикла этических бесед обязательно знакомила с нравственными и безнравственными поступками, выясняла, как это понимают сами дети, объясняла их смысл, давали оценку поступкам. Учила сопереживать друг другу, понимать, если кто-нибудь окажется в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать, что помощь надо обязательно оказать, что это и есть хороший, нравственный  поступок. Для поднятия самооценки ребёнка, постоянно анализировала реальные ситуации, обращала внимание на положительные качества ребёнка, чтобы вызвать у одноклассников уважение к нему. Самое главное в работе по формированию самооценки: научить обращать внимание на лучшие качества ребёнка (красивые глаза, красивые танцевальные движения, стремление быть успешным, стремление побеждать в спортивных соревнованиях, уметь подражать голосам птиц, хорошо продежурить в классе, щедрость ребёнка.) Игровые сценарии по литературным героям, мультипликационным фильмам, компьютерным играм дают представление о ценностных ориентирах современных подростков, укрепляют веру в себя. Проводимые в школе инновации должны создать у детей новую модель формирования  интереса к учёбе на основе взаимодействия с самим собой. При проведении классного часа «Права ребёнка» акцент делаю на то, что любой ребёнок имеет право на защиту государства, что дети несут ответственность за свои поступки, учу умению постоять за себя. В беседе «Хорошие манеры» заостряю внимание на тактичность Даши, на умение правильно обратиться к учителю. На уроке привлекаю к рассказыванию стихов наизусть, отмечаю её желание и выразительность. Ни одного положительного момента в жизни девочки стараюсь не пропустить. К концу 4 класса у одноклассников было изменено отношение к Даше с отрицательного на положительное. Первым обратил внимание на неё сосед по парте. В день рождения он ей подарил книгу. Для одноклассников этот поступок был сигналом уважения к девочке. Так продвигалось становление Даши. Из гадкого утёнка она превратилась в красивую лебедь.  Она изменилась: стала увереннее себя чувствовать на уроках (рассказывала стихи наизусть), принимала участие в классных мероприятиях,  в общешкольных мероприятиях (танцевала).  

Маленькими  шагами продвигался к реальной самооценке и Никита. Для  него был важен  пример других успешных ребят. Если ему труднее давалось запоминание текста песен, но он очень хотел выступить на концерте, то он учил слова песни ночью. Сейчас он активный участник выступлений в ансамбле.  Благодаря правильно выстроенной методике по повышению самооценки,  с непосредственным участием матери и всех членов семьи, на лице ребёнка часто можно теперь  увидеть улыбку, реже наблюдались вспышки агрессии, научился управлять своими эмоциями.

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Всё большему числу детей во всех странах мира ставится диагноз «умственная отсталость». Социализация детей с умственной отсталостью, чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей,  несформированностью  потребности в таком общении, неадекватной самооценкой, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству, поэтому работа по выработке адекватной самооценки у этих детей — главное звено в формировании личности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Занков Л. В. К вопросу о своеобразии памяти умственно отсталых детей.  Учебно — воспитательная работа во вспомогательных школах и в школе для глухонемых детей. –М., 1940, — Вып.В.
  2. Зейгарник Б.В. Пути исследования эмоционально – волевой сферы психически больных.
  3. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. Замский Х. С. О разнообразии при повторении учебного материала во вспомогательной школе. Известия АПН РСФСР 1954.Вып.57

Источник

САМООЦЕНКА, КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Данная работа посвящена проблеме особенностей формирования самооценки у детей с нарушением интеллекта.

Меня заинтересовала именно эта тема, потому, что самооценка является составляющей личности. И от того, как в детстве оценивают ребенка в условиях школы-интерната — воспитатели, сверстники, друзья; как он будет представлять себя и ощущать в этом мире, насколько он может реализовать свои возможности, проявить себя. Я считаю, данная проблема наиболее актуальна на сегодняшний день, так как в наше время особо остро стоит проблема детей, оставшихся в силу каких-то обстоятельств без родителей. И от того, как ребенок почувствует себя в чужом мире, мире, где не всегда его ждут и могут принять, сложится его судьба, его позиция на лестнице жизни.

Читайте также:  Влияние психологического климата семьи на развитие личности ребенка

В соответствии со статистическими данными, дети с умственной отсталостью наиболее подвержены стрессам, психическим травмам, заболеваниям и, как следствие этого, неадекватной оценкой своих качеств.

Этой проблемой занимались отечественные дефектологи: Л.С.Выготский, С.Я. Рубинштейн, Ж.И.Шиф, А.И.Липкина и др.

В условиях учебного заведения ребенок оценивает товарищей по классу не только с точки зрения того, как они играют во внеурочное время, но сточки зрения их качеств как учеников.

Часто сталкиваясь с неадекватной самооценкой детей, задумываемся: почему это происходит? Что стало причиной такого поведения? В каких условиях живет ребенок? Кто виноват в этом?

Значимость самооценки обуславливается тем, что она должна влиять на отношение ребенка к самому себе, к своей деятельности и на формирование у него лучших качеств личности.

Эта тема актуальна для меня еще в том, что, работая с детьми с нарушением интеллекта, столкнулась с тем, что, оценивая ребенка, мне нужно формировать у него самооценку. А роль воспитателя в формировании ее у учеников огромна, так как дети разные, из разных семей, и не только с разным цветом глаз и волос, но и с разным оцениванием себя, других, всего окружающего.

Роль воспитателя в формировании самооценки у детей с нарушением интеллекта.

У ребенка появились первые представления о том, каким он может стать человеком. Он определяет для себя границы дозволенного. С поступлением в школу в жизни ребенка начинается новая полоса, учебно-воспитательный процесс, сего особым режимом, особыми требованиями.

Успехи и неудачи в умственной и физической работе начинают определять отношение ребенка к самому себе, то есть самооценку, и ребенок, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, положительной оценке.

Для работы с детьми, оказавшимися без родителей, Необходимо организовать дружеские, доверительные, теплые взаимоотношения, включая каждого ребенка в разностороннюю и содержательную жизнь коллектива. Дети, проживающие в условиях детского дома, в большинстве своем неверно оценивают себя, завышая или занижая свои качества и возможности. И первой задачей самовоспитания, выработки адекватной самооценки является то, как научить их оценивать себя и свои поступки. Необходимо строить индивидуальные беседы с учетом их личности, которые особенно нуждаются в коррекции или развитии.

Педагогическая оценка является важным фактором формирования детской самооценки.

Ориентируясь на оценку педагога, они сами по себе ранжируют своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных, ответственных или безответственных, дисциплинированных и недисциплинированных, что в свою очередь оставляет отпечаток на самооценке каждого ребенка. Адекватная оценка учениками своих личностных качеств начинается с оценки своего проступка. Поэтому в общении с детьми воспитатель должен оценивать только поступок ученика, избегая оценки личности.

В учебно-воспитательном процессе детей прежде всего стоит ориентировать на то положительное, что безусловно есть в каждом. Особенно это относится к детям имеющим проблемы в воспитании, и которые трудны для воспитания. Всей системой отношения к детям с умственной отсталостью педагог должен доказать, что каждый из них может стать лучше.

Самооценка, исходя из вышесказанного, важнейший фактор, влияющий на формирование личности ребенка с умственной отсталостью. Поэтому знание особенностей ее проявления важно.

Эмпирическое обоснование проблемы развития самооценки у детей с умственной отсталостью.

Изучив теоретический аспект данной проблемы, я провела эмпирическую часть исследования.

Цель исследования заключалась в изучении особенностей проявления самооценки у детей разного возраста, находящихся в одинаковых условиях проживания.

В эксперименте участвовало 15 учащихся возрасте 10-16 лет, с клиническим диагнозом: олигофрения в легкой степени. Состав детей неоднороден. Многие дети имеют нарушения нейродинамики по типу возбудимости, встречаются дети с психопатоподобной формой поведения. Зачастую у детей имеются нарушения речи, общей моторики, эмоциональной сферы. Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня самооценки учащихся группы №2. Была использована методика Дембо-Рубинштей «Лесенка».

Цель: выявление самооценки с точки зрения ее адекватности.

Оборудование: сочетание набора так называемых шкал самооценки (введение Т.Дембо).

Материал: лист бумаги, на котором нарисованы лесенки одинакового размера, состоящие из пяти одинаковых ступенек. Над каждой лесенкой надпись.

Инструкция: «Вот посмотри нарисована лесенка. Представь себе, что на ней находятся все люди Земли (от самых хороших до самых плохих). На самом верху находятся все самые хорошие люди на свете, в самом низу- самые плохие, на какой ступеньке находишься ты? (см.Приложение).

Обработка полученных данных: Подсчитать количество самооценок по уровням адекватности. Если ребенок указывает место ближе к верхней ступеньке- это свидетельствует о завышенной самооценке. А если указанное место ближе к нижней ступеньке- это характеризует ребенка, как человека, недооценивающего свои возможности (заниженная самооценка). Об адекватном оценивании себя говорит расположение на средней лесенке (5- 5баллов, 4-4 балла и т.д.).

Показатели уровня развития самооценки у детей с умственной отсталостью по методике «Лесенка».

Ф.И.О.

Возраст, лет

результаты

1

Амрина Д.

13

завышенная

2

Абукленко В.

13

адекватная

3

Боев А.

15

завышенная

4

Бурков А.

10

заниженная

5

Жуков А.

10

завышенная

6

Жуков Е.

11

завышенная

7

Зеркалий А.

11

завышенная

8

Зеркалий В.

10

адекватная

9

Кудрявцев Ю.

13

завышенная

10

Лавренов В.

10

адекватная

11

Лавренова И.

14

Читайте также:  Проведение психологической диагностики развития ребенка

завышенная

12

Мурзаков М.

10

заниженная

13

Пятерников С.

15

заниженная

14

Редькина В.

16

завышенная

15

Титов С.

14

завышенная

Данные таблицы отражены в диаграмме.

Анализ данных обследования на констатирующем этапе по методике «Лесенка». Результаты уровня самооценки находятся в следующих пределах: всего 15 человек, 8- обладают завышенной самооценкой (рисуют себя на верхних ступеньках, 3 человека адекватно оценили себя, 4 человека — заниженная самооценка 9недооценивают себя).

Ребенок с завышенной самооценкой нечувствителен к ситуации обучения и воспитания, не умеет видеть во взрослом педагога. Ребенок с позитивной, адекватной самооценкой (даже если он себя объективно переоценивает) имеет достаточные внутренние ресурсы для обучения и развития. Он нуждается в более точных представлениях о себе, во внимании взрослого , к которому, может быть в высокой степени чувствителен.

Ребенок с низкой самооценкой остро нуждается в эмоциональной поддержке, в создании ситуации «искусственного успеха», в закреплении позитивных эмоций и поддержании психологического комфорта. А также в систематической помощи в принятии себя, в умении оказать себе одобрение.

В процентном соотношении мы получили:

-высокая самооценка- 8 человек, 56 %

-адекватная самооценка-3 человека, 20%

заниженная самооценка-4 человека, 24 %

По окончании констатирующего этапа, результаты которого показали необходимость коррекционной работы по формированию адекватной самооценки.

Цель формирующего эксперимента: формирование правильной адекватной оценки.

Для формирования самокритичности, самоконтроля, правильной оценки в учебной и воспитательной работе с детьми можно провести серию специальных мероприятий.

  1. Человек не может адекватно оценить себя, не оценивая поступки других. Обсуждение положительных и негативных поступков можно посмотреть на героях произведений.

  2. Необходимо практиковать на занятиях по самоподготовке (и других занятиях) различные виды самостоятельных работ с последующими заданиями, проверь себя, проверь своего соседа и т.д. Это позволит детям обратить внимание на уровень своих достижений и неудач.

В воспитательной работе с детьми необходимо провеодить ряд упражнений, которые помогают лучше осознать себя и формировать положительное отношение к самому себе. Игра «Я и другие», «Сорви шапку», «Зеркало» (см.Приложение).

После проведения коррекционной работы провела методику аналогичную методике констатирующего этапа. Данные также занесены в таблицу.

Методика «Я сам!» французского психиатра Де Греефа.

Цель: выявить уровень самооценки, сточки зрения ее адекватности, после коррекционной работы.

Оборудование: карандаши, лист бумаги, на котором нарисованы три одинаковых кружка, ластик.

Инструкция : «перед тобой три кружка: первый кружок означает твоего учителя, второй- тебя самого, третий- твоего одноклассника. От каждого кружка нужно опустить вниз линию. От того, кто из вас самый умный самую длинную, от того, кто самый глупый- самую короткую, кто средний-среднюю.

Критерии оценок:

○ ○ ○

Ребенку предлагалось сравнить себя с учителем и одноклассником.

  1. ребенок нарисовал линию короче всех

  2. ребенок нарисовал всех на одном уровне

  3. адекватное правильное расположение линий

  4. ребенок нарисовал себе линию длиннее всех, учителю среднюю, однокласснику короче.

  5. Ребенок нарисовал себе линию длиннее всех, а учителю короче.

При проведении данной методики было замечено, что дети стали более организованными, и некоторые могут владеть собой, задача, поставленная педагогом оказывается для них значимым фактором, так как было замечено, что дети легче воспринимают инструкцию и стремятся ей следовать.

Показатели уровня развития самооценки по методике «Я сам!»

Ф.И.О.

возраст, лет

результат

Амрина Д.

13

адекватная

Абдуленко В.

13

адекватная

Боев А.

15

завышенная

Бурков А.

10

заниженная

Жуков А.

10

адекватная

Жуков Е.

11

завышенная

Зеркалий А.

11

завышенная

Зеркалий В.

10

адекватная

Кудрявцев Ю.

13

завышенная

Лавренов В.

10

адекватная

Лавренова И.

14

завышенная

Мурзаков М.

10

адекватная

Пятерников С.

15

заниженная

Редькина В.

16

завышенная

Титов С.

14

адекватная

Данные таблицы изобразила графически.

По итогам контрольного эксперимента, получили следующие результаты в процентном соотношении:

Завышенная самооценка- 6 человек, 40 %

Адекватная- 7 человек, 50%

Заниженная — 2 человека, 10 %.

На основе полученных данных можно сделать вывод, что с заниженной самооценки на адекватную перешло 2 человека (Мурзаков М., Титов С.), с завышенной на адекватную- 2 человека (Амрина Д., Жуков А.), остальные остались на прежнем уровне самооценки. (см.Приложение).

Коррекционные упражнения для развития адекватной самооценки

Игра «Я и другие»

Ребенку предлагается рассказать о своем друге, маме, брате, воспитателе и т.д. важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребенка рассказать о себе, также выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних. Часто ребенок с неадекватной самооценкой выполняет в играх лишь подчиненные роли.

Игра «Сорви шапку»

В игре участвуют два игрока, примерно одного роста. Левая рука у каждого из них привязана к туловищу, а правая свободна. На головах детей шапки (шуточные или настоящие) Задача игрока проста и непроста- снять шапку со своего противника и не позволить снять свою.

Игра «Зеркало»

Выбирается один ведущий, остальные дети- зеркала. Ведущий смотрится в «зеркало» и оно отражает увиденное, все его движения. Педагог следит за правильностью отражения.

  1. Человек не может адекватно оценить себя, не оценивая поступки других. Обсуждение положительных и негативных поступков можно посмотреть на героях произведений.

  2. Необходимо практиковать на занятиях по самоподготовке (и других занятиях) различные виды самостоятельных работ с последующими заданиями, проверь себя, проверь своего соседа и т.д. Это позволит детям обратить внимание на уровень своих достижений и неудач.

Источник