Развитие ролевых и реальных отношений ребенка в игре

Развитие ролевых и реальных отношений ребенка в игре thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Развитие ролевых и реальных отношений ребенка в игре

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра — это творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжет игры — это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (наказывает или ласкает дочку, осматривает больного и т. д.) . Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые.

Второй этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры — действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки.

Третий этап. Основное содержание игры — по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью.

Четвертый этап. Основное содержание игры — это отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная она определяется опытом детей.

При соответствии воспитательных воздействиях у детей старшего дошкольного возраста в процессе творческих игр развиваются коллективные и товарищеские отношения. При этом были выделены две формы отношений между детьми в процессе игры.Затевая игру и распределяя роли, дети, естественно, относятся друг к другу не как те или иные персонажи, а как товарищи. Но и в процессе игры, когда отношения между детьми определяются взятыми ролями, они не перестают относиться друг к другу как товарищи по игре, не теряют реального плана отношений друг с другом.

Ребенок то и дело как бы выходит из своей роли и становится на несколько секунд самим собой. Например, «продавец» вдруг меняет подчеркнуто любезный тон в обращении с «покупателями» и упрашивает детей: «Ну, не все же забирайте, а то у меня ничего не останется в магазине» или «Только вы как поедите яблоки — опять мне принесите, а то ведь нечего будет продавать-то». Иногда этот выход из роли определяется необходимостью договориться в чем-либо с товарищами. «Ну что вы, что вы, — машет Вова рукой Ире и Вале, бегущим встречать с букетами цветов своего «папу-летчика», — я ведь еще на небе, я еще не сел».

В некоторых случаях дети указывают друг другу на нарушение правил поведения, свойственных той или иной взятой партнером роли.

Наличие в игре реальных коллективных взаимоотношений показывает, что играющие дети представляют собой коллектив, связанный реальными связями, действующий в направлении осуществления единого замысла. Соподчинение действий членов такого коллектива осуществляется не только в силу взятых детьми ролей, но и в силу реальных отношений между играющими как членами единого коллектива. В игре, дети легче согласуют свои действия, подчиняются и уступают друг другу, так как это входит в содержание взятых ими на себя ролей.

Игровые (ролевые) отношения определяют выбор и распределение ролей, проявляются в разнообразных репликах, замечаниях, требованиях, которые регулируют ход игры. Распределение ролей — важный момент в возникновении игры. Нередко ребенок-лидер навязывает товарищам неинтересные роли, а сам берет на себя самую привлекательную, не считаясь с желаниями других. Если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из нее.

Чем старше ребенок, тем более выражено его стремление к совместной со сверстниками игре, тем больше он склонен согласиться выполнять непривлекательную роль только ради того, чтобы войти в игровое объединение. Он сдерживает свои личные желания и подчиняется требованиям других детей. В выборе партнеров для совместных игр дошкольники опираются на свои симпатии, выделяют ценимые в сверстнике нравственные качества, игровые умения. Немаловажное значение имеет наличие у сверстника привлекательных игровых предметов.

Второй вид отношений, возникающих в игре, составляют реальные отношения. Реальные отношения нередко противоречат игровым. Чем старше ребенок, тем чаще конфликт между ролевыми и реальными отношениями разрешается в пользу последних. Реальные отношения в игре не менее важны, чем ролевые. Реальные отношения в сюжетно-ролевой игре имеют место и тогда, когда ребенок как бы временно выходит из роли и дает другому указания, касающиеся дальнейшего хода игры, соблюдения правил.

Читайте также:  Значение оригами для развития ребенка

При развертывании игры выделяются 2 формы отношения между детьми:

• игровые – определяются ролями;

• реальные.

Игровые отношения определяют выбор и распределение ролей, проявляющиеся в репликах, регулирующих ход игры.

При переходе от младшего к старшему возрасту, реальные отношения все больше места уступают игровым. В младшем дошкольном возрасте реальные отношения постепенно вторгаются в ход игры; в старшем дошкольном возрасте игровые отношения полностью подчиняют в себе реальные взаимоотношения. Реальные отношения имеют место тогда, когда ребенок как бы временно выходит из роли и дает указания, касающиеся дальнейшего хода игры и соблюдения правил.

10. Д. Б. Эльконин Уровни игры.

Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 10829; Нарушение авторских прав?; Развитие ролевых и реальных отношений ребенка в игре

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

При соответствии воспитательных воздействиях у детей старшего дошкольного возраста в процессе творческих игр развиваются коллективные и товарищеские отношения. При этом были выделены две формы отношений между детьми в процессе игры. Затевая игру и распределяя роли, дети, естественно, относятся друг к другу не как те или иные персонажи, а как товарищи. Но и в процессе игры, когда отношения между детьми определяются взятыми ролями, они не перестают относиться друг к другу как товарищи по игре, не теряют реального плана отношений друг с другом.

Ребенок то и дело как бы выходит из своей роли и становится на несколько секунд самим собой. Например, «продавец» вдруг меняет подчеркнуто любезный тон в обращении с «покупателями» и упрашивает детей: «Ну, не все же забирайте, а то у меня ничего не останется в магазине» или «Только вы как поедите яблоки — опять мне принесите, а то ведь нечего будет продавать-то». Иногда этот выход из роли определяется необходимостью договориться в чем-либо с товарищами. «Ну что вы, что вы, — машет Вова рукой Ире и Вале, бегущим встречать с букетами цветов своего «папу-летчика», — я ведь еще на небе, я еще не сел».

В некоторых случаях дети указывают друг другу на нарушение правил поведения, свойственных той или иной взятой партнером роли.

Наличие в игре реальных коллективных взаимоотношений показывает, что играющие дети представляют собой коллектив, связанный реальными связями, действующий в направлении осуществления единого замысла. Соподчинение действий членов такого коллектива осуществляется не только в силу взятых детьми ролей, но и в силу реальных отношений между играющими как членами единого коллектива. В игре, дети легче согласуют свои действия, подчиняются и уступают друг другу, так как это входит в содержание взятых ими на себя ролей.

Игровые (ролевые) отношения определяют выбор и распределение ролей, проявляются в разнообразных репликах, замечаниях, требованиях, которые регулируют ход игры. Распределение ролей — важный момент в возникновении игры. Нередко ребенок-лидер навязывает товарищам неинтересные роли, а сам берет на себя самую привлекательную, не считаясь с желаниями других. Если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из нее.

Чем старше ребенок, тем более выражено его стремление к совместной со сверстниками игре, тем больше он склонен согласиться выполнять непривлекательную роль только ради того, чтобы войти в игровое объединение. Он сдерживает свои личные желания и подчиняется требованиям других детей. В выборе партнеров для совместных игр дошкольники опираются на свои симпатии, выделяют ценимые в сверстнике нравственные качества, игровые умения. Немаловажное значение имеет наличие у сверстника привлекательных игровых предметов.

Второй вид отношений, возникающих в игре, составляют реальные отношения. Реальные отношения нередко противоречат игровым. Чем старше ребенок, тем чаще конфликт между ролевыми и реальными отношениями разрешается в пользу последних. Реальные отношения в игре не менее важны, чем ролевые. Реальные отношения в сюжетно-ролевой игре имеют место и тогда, когда ребенок как бы временно выходит из роли и дает другому указания, касающиеся дальнейшего хода игры, соблюдения правил.

При развертывании игры выделяются 2 формы отношения между детьми:

  • * игровые — определяются ролями;
  • * реальные.

Игровые отношения определяют выбор и распределение ролей, проявляющиеся в репликах, регулирующих ход игры.

При переходе от младшего к старшему возрасту, реальные отношения все больше места уступают игровым. В младшем дошкольном возрасте реальные отношения постепенно вторгаются в ход игры; в старшем дошкольном возрасте игровые отношения полностью подчиняют в себе реальные взаимоотношения. Реальные отношения имеют место тогда, когда ребенок как бы временно выходит из роли и дает указания, касающиеся дальнейшего хода игры и соблюдения правил.

Источник

Татьяна Кудинова
Формирование взаимоотношений между детьми в сюжетно-ролевых играх

“Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…” (А. С. Макаренко).

Читайте также:  Карта развития ребенка до года

Формирование взаимоотношений между детьми в сюжетно-ролевых играхРазвитие ролевых и реальных отношений ребенка в игре

Игра — самостоятельная деятельность дошкольников. В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность ребёнка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных взаимоотношений. Если ребёнок увлечён своим замыслом, своей ролью, игровые взаимоотношения побеждают. Если же он равнодушен к игре, наблюдается другая картина: роль мало влияет на его поведение, его взаимоотношения с товарищами.

Развитие ролевых и реальных отношений ребенка в игре

Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты; сюжет, содержание, роль. Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет.

Для ребенка роль — это его игровая позиция; он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже, Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботится о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая, требует, чтобы все ее слушали, не шалили на уроках.

Развитие ролевых и реальных отношений ребенка в игре

Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо из играющих от этих правил вызывает протесты у партнеров по игре: «С капитаном нельзя спорить!» или: «Капитаны громко приказывают, а ты просишь матроса помыть палубу!» Таким образом, для дошкольников роль — это образец того, как надо действовать.

Развитие ролевых и реальных отношений ребенка в игре

В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей. Исследования, проведенные А. П.  Усовой и ее учениками, выявили следующие уровни (этапы) становления таких взаимоотношений на протяжении дошкольного детства.

1. Уровень неорганизованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей (ребенок отнимает игрушки, ломает постройки, мешает играющим детям). Главным образом такое поведение встречается у младших дошкольников, которые еще не умеют занять себя, не представляют последствий своих действий для других. Однако в последние годы возросло число детей с признаками агрессивного поведения, с тенденцией к разрушению.

2. Уровень одиночных игр. Он характерен тем, что ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть. То, что ребенок сосредоточен на своей игре, умеет ее организовать, является предпосылкой для перехода к совместным играм.

3. Уровень игр рядом проявляется в том, что двое-трое детей могут играть за одним столом, на ковре, в кукольном уголке, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью, реализуя свой замысел. Ценность этого уровня заключается в том, что у ребенка складывается понимание, как надо относиться к игре другого: нельзя мешать, следует обменяться игрушкой или уступить свою). На этом уровне создаются условия для естественного объединения играющих, Например, педагог советует Косте, строящему дорожку, предложить Сереже покатать по ней свою машинку.

Развитие ролевых и реальных отношений ребенка в игре

4. Уровень кратковременного общения, взаимодействия характеризуется тем, что ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других. Он пытается договориться о предстоящей игре, вносит свои предложения, готов прислушаться к словам партнеров и подчиниться справедливому требованию. Новый этап игры отличается появлением замысла и стремлением детей подобрать соответствующие игрушки, предметы. Но замысел еще неустойчив, в ходе игры дети могут изменить его или забыть о нем. Кто-то может выйти из игры, что приведет к ее распаду, к конфликтам. Такое поведение свидетельствует об отсутствии умения организовать игру, спланировать ее. Но самое главное заключается в том, что дошкольники пока еще не чувствуют своей связи и зависимости в общей деятельности.

5. Уровень длительного общения-взаимодействия на основе интереса к содержанию игры, к тем действиям, которых она требует. Ребенок, находящийся на этом уровне, обладает начальными формами ответственного отношения к своей роли в общей игре. Он начинает оценивать качество и результат своих личных действий и действий сверстников с точки зрения задач совместной игры. Длительность взаимодействия связана с заинтересованностью в содержании игры. На этом этапе дети достаточно самостоятельны, могут придумать интересную сюжетно-ролевую игру, организовать ее и играть долго.

6. Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Дети, объединенные дружескими интересами, способны уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, согласовывать свои действия.

Развитие ролевых и реальных отношений ребенка в игре

В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему — то есть внутренний мир ребенка. В ней раскрываются его возможности взаимодействовать с окружающей средой, преобразовать ее и себя”, потому именно игре посвящены труды многих педагогов и психологов. Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у детей дошкольного возраста гуманного отношения таит в себе огромные возможности и большой воспитательный потенциал. С одной стороны — опыт общения со значимыми взрослыми, с другой стороны — опыт общения в коллективе сверстников, создают благоприятные возможности для социального развития ребенка и формирования у него гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи. Тесная взаимосвязь между участниками педагогического процесса (родителями и педагогами, их умелое руководство развитием социальной компетентности дошкольника, формированием его нравственности — важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой, творческой, гуманной личности.

Читайте также:  Тесты эмоционального развития ребенка и его нарушений

Источник

Еще один компонент структуры сюжетно-ролевой игры — это реальные отношения между играющими детьми как партнерами по совместной игровой деятельности.

Функции реальных отношений включают:

• планирование сюжета игр;

• распределение ролей, игровых предметов;

• контроль за развитием сюжета и выполнением ролей
сверстниками-партнерами;

• коррекция игры.

Если игровые отношения определяются содержанием выполняемых детьми ролей, то их реальные отношения зависят от особенностей личностного развития.

По мнению А. П. Усовой, С. Н. Карповой и Л. Г. Лы-сюк, реальные отношения, возникающие у детей входе игры, играютсущественную роль в разви­тиикоммуникативной и социальной компетентно­сти ребенка, в его нравственном развитии.

В сюжетно-ролевой игре моральные и нравственные нормы поведения открываются ребенку в процессе модели­рования социальных отношений путем проигрывания ролей. Осуществляется активная ориентировка в этих нор­мах, познание и в определенной мере осознание нравствен­ных оснований межчеловеческих отношений.

Однако присвоение моральных норм как регуляторов поведения происходит в реальных отношениях детей как партнеров по игре.

В диссертационном исследовании В. С. Мустафиной установлено, что дошкольники значительно чаще оказы­вают помощь сверстнику в игровыхотношениях, чем в реальных партнерских.Имеете; стем была выявлена зависимость выполнения(невыполнения) нравственной нормы взаимопомощи от эмоционального отношения ребенка к сверстнику. Дети предпочитали оказывать по­мощь скорее привлекательным, чем непривлекательным партнерам.

Исследования также показали, что на выполнение деть­ми нормыв реальных (партнерских) отношениях влияет и уровень развития игровой деятельности. Дети, характери­зующиеся высоким уровнем развития игровой деятельно­сти, чаще выполняют моральную норму взаимопомощи по отношению как к привлекательному, так и к непривлека­тельному сверстнику.Такая зависимость может быть объ­яснена тем, что высокий уровень развития игры основыва­ется на активном сотрудничестве детей, требующем налаживания контактов и установления взаимопонима­ния, на общей ориентации ребенка на сверстника. Чем более развита сюжетно-ролевая игра, тем выше ориента­ция на партнера и, соответственно, устойчивее тенденция выполнять нравственную норму.

В обучающем эксперименте, участниками которогостали дети, не выполняющие норму взаимопомощи в отно­шении как привлекательного, так и непривлекательного сверстника и характеризующиеся низким уровнем игровой деятельности, была организована серия коллективных сюжетно-ролевых игр. Использовались специальные прие­мы организации игровых и реальных (партнерских) отно­шений между играющими детьми.

В качестве приемов организации игровых отношений выступили:

1) последовательная смена ролевых позиций ребенкав игре (смена ролей);

2) создание игрового сотрудничества между партнерами(переход от игры «рядом» к игре «вместе» с акцентированием игрового взаимодействия персонажей);

3) ориентация детей на чувства и переживания игровыхперсонажей;

4) создание средствами игры повышенной напряженно-сти ролевых отношений с целью усиления эмоционального компонента восприятия детьми проигрываемых ситуаций (экспериментатор активно участвовал в игре, внося в развертывание сюжет события, усиливающие общий драматизм и требующие оказания помощи персонажам, попадающим в затруднительные положения).

Для организации реальных (партнерских) отношений детей по поводу игры были использованы следующие приемы:

1) совместное обсуждение сюжета и содержания игры

с целью ее совместного планирования;

2) обсуждение начального замысла игры и распределение ролей (причем экспериментатор распределял роли таким образом, чтобы каждый из детей смог поочередно побывать во всех ролях — как основных, так и второстепенных);

3) знакомство с игровым материалом и распределение игрушек;

4) совместная подготовка игровой площадки и оформление игрового пространства.

Как выяснилось, специальная организация сюжетно-ролевой игры детей оказала положительное влияние на процесс присвоения ими нормы взаимопомощи. Испытуемые, принявшие участие в обучающем эксперименте, продемонстрировали прирост «помогающего» поведения в отношении как привлекательных, так и непривлекательных сверстников. У них возросла потребность в общении и совместной деятельности со сверстниками, коммуникативная компетентность (умение устанавливать контакт, договариваться о взаимодействии, конструктивно разрешать конфликты и пр.) и в целом изменилось отношение к сверстнику (усилились доброжелательность, симпатия и сочувствие).

Таким образом, игровые и реальные отношения детей в игре взаимообусловлены и находятся в сложной зависимости: игровая компетентность влияет на партнерское взаимодействие, а характер партнерского взаимодействия, в свою очередь, определяет характеристики игровой деятельности, в том числе и уровень развития самой игры.



Источник