Развитие речи в жизни ребенка
Любовь Лупеко
Работа по развитию речи
Роль речи в жизни ребенка.
Развитие речи — одна из главных задач всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Работа по развитию речи включает в себя:
1. Воспитание звуковой культуры речи.
2. Формирование грамматически правильной речи.
3. Формирование разговорной (диалогической) речи.
4. Обучение связной монологической речи (рассказыванию).
5. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса.
В реальности у большинства детей:
1. Бедный словарный запас.
2. Недостаточно выразительная речь.
3. В пересказах и самостоятельных рассказах допускаются содержательные и смысловые ошибки.
4. При рассказывании требуется помощь воспитателя.
5. В творческом рассказывании недостаточно самостоятельности.
6. Допускаются отдельные грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении.
7. Нарушение речевого дыхания.
8. Нарушение лексико-грамматики.
9. Нарушение коммуникативных функций, выраженных в несформированности моделей общения (дети не могут общаться в самых простых ситуациях: попросить что-то друг у друга или самостоятельно организовать речевую игру).
Дети, поступающие в нашу группу, имеют отклонения в физическом, психическом и речевом развитии — это невралгии,
нарушение опорно-двигательного аппарата, общее недоразвитие речи, задержка психического развития и другое. Причины этого явления я вижу, прежде всего, в семье, в незнании и неумении родителей общаться своими детьми.
Раньше были большие семьи, и опыт воспитания передавался из поколения в поколение. Сейчас молодые семьи живут отдельно. В семье, как правило, один ребенок, а если есть второй, то обычно, у детей большая разница в возрасте. И ребенок является для родителей игрушкой, которую они одевают, кормят, балуют. А ведь воспитание — это серьезный процесс, требующий больших усилий.
В современных семьях забыты традиции, передающиеся из поколения в поколения. Мамы не поют на ночь детям колыбельных песен, не рассказывают сказок. Играя с ребенком в «ладушки» или «сороку-ворону», некоторые родители даже не догадываются о связи развития мелкой моторики рук с речью ребенка. Ребенок начинает ходить,а мамочка не приговаривает ласково: «Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись.». Приучая ребенка одеваться,не услышишь: «Маша варежку надела. Ой! Куда я пальчик дела,.». В настоящее время условия жизни изменились — сейчас в магазинах продают готовые полуфабрикаты и не требуется, как раньше, помогать маме, например, замесить тесто для вареников. Ребенок мог сыпать муку или даже вымешивать маленький кусочек теста, пусть не раскатывать, но вырезать стаканом кружочки, а мама бы рассказывала, как это надо сделать. В этом общении и звучала родная, наполненная положительными эмоциями, речь.
Раньше во дворах, где свободно гуляли дети,старшие передавали опыт игр малышам: обговаривали сюжет, устанавливали правила; распределяли роли, используя желание ребенка, соблюдая определенную очередность, считалки (это был хороший повод научить ребенка разрешать конфликтные ситуации мирным путем). Если что-то было не так — доказывали свою правоту, т. е. дети учились аргументировать свои доказательства. Сейчас мамы выводят своих детей во двор, садятся недалеко от них и говорят с другими мамами о своем, о «девичьем», обращая внимание на своего ребенка, только если возникает конфликт с другими детьми. На прогулке дети слышат одни запреты, т. е. родители сами ограничивают познавательное развитие своего ребенка. Дома тоже не лучше — посадят ребенка у телевизора или компьютера — и нет проблем у родителей, а попутно и нет общения. Родители предлагают игры на развитие внимания, логику, но ребенок выполняя задания, молчит! Родители, выбирая мультфильм для ребенка (к примеру «Том и Джерри», не спрашивают его, о чем он, что понравилось, а что нет. Им это не интересно! А когда ребенок, приходя в детский сад, начинает рассказывать воспитателю свои впечатления от увиденного,то в его рассказе очень много таких выражений как: «А он так! Он его бац-бац! А он его бум!» которые, сопровождаются бурной жестикуляцией.
Я хочу познакомить вас с моей системой работы по речевому развитию. Моя система строится на замкнутости этого цикла. Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения — это гимнастика, умывание, одевание и раздевание ребенка, прием пищи и т. д. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми.
Начинаю свою работу вечером, когда прощаюсь с ребенком — даю ему мини задания, т. е.задается модель: с чем он завтра придет в д/с. Вторая цель — это проектирование модели общения «ребенок — родитель». Ребенок выполняет задания с родителями, т. е. они обговаривают, что и как сделать, а значит идет обмен информацией.
Утром ребенок проходит, и есть о чем поговорить. Проектирую модель «ребенок — взрослый», плюс активизация словаря. Во время зарядки проектирую модель «ребенок взрослый».Начинается выполнение многошаговой инструкции:
1. Называю исходное положение, которое должны принять дети
2. Объясняю как они должны выполнить данное упражнение,
В этот момент идет работа над сформированностью внутренней речи. Чтобы сделать упражнение, ребенок за мной проговаривает речь внутри себя.Если спросить: «Что делаем?», то ребенок повторить мою инструкцию. Во время гимнастики,когда дается указание: «Построиться за Егором или встать перед ковриком, у лавочки», идет работа над грамматикой.
Во время умывания говорю о том, что дети моют (лицо, руки., чем моют (водой, мылом, как моют (открываем синий кран, а затем красный., какая вода (горячая, теплая, холодная, чем вытираются (полотенцем – какое оно — чистое и мягкое) и т. д. Вытираясь,дети приговаривают: «Каждый пальчик вытираю.» При использовании в данном случае модели «ребенок — взрослый» у детей идет активизация словаря.
В непосредственной образовательной деятельности идет работа, согласно задач, поставленных на занятии, которая охватывает всестороннее речевое развитие ребенка.
Например: для того чтобы детям было легче запомнить и рассказать стихотворение, использую пиктограмму. В рассказах о природе – мнемотаблицу и др. приемы, в зависимости от тем и задач НОД.
Дети обращаются к воспитателю с вопросами и проблемами.Например: возникает спор, и его мы решаем с помощью считалки, игры, мизинчиков. Здесь я создаю модель речевого общения «ребенок — ребенок». Одеваясь перед прогулкой,решаю несколько задач:
1. Выполнение многоступенчатой инструкции.
2.Активизация словаря: использование числительных (первая пуговка, вторая пуговка.) и прилагательных (теплый, вязаный и т. д.).
3. Формирование связной речи (например: описание предмета и другое).
4. Задаю алгоритм (говорю, что за чем одевать).
5. Развитие мелкой моторики (застегиваем пуговицы, завязываем шнурки, шарфы).
6. Умение вести диалог (просьба к кому-то и т. д.).
Тем самым я формирую модель общения со взрослыми, со сверстниками не с помощью жестов, а с помощью слов.
Во время обеда ребенок берет на себя роль дежурного, и мы с ним обсуждаем весь процесс его работы (как накрыть на стол, какая посуда, как вести себя за столом, развиваем, таким образом, диалогическую речь и активизируем словарный запас. А так же развиваемодну из наиболее трудных для усвоения ребенком форм: состояние предметов (горячий, теплый, остывший; наливать, наполнить.).
Подготовка ко сну и сон – это переход в другое состояние, т. е. выход речевого аппарата ребенка из рабочего состояния. Здесь я
провожу мероприятие по охране голоса (спокойная негромкая речь
взрослого и ребенка).
Пробуждение происходит в спокойном состоянии, с целью
введения детей в рабочий речевой режим. На этом этапе так же идет
пополнение и активизация пассивного словаря ребенка (объяснение неиспользуемых детьми слов.Например: вывернуть наизнанку).
Вторая половина дня.
В зависимости от цели выбираем деятельность.
Например: Сюжетно-ролевая игра
Цель:: 1. Создание новой речевой ситуации.
2. Развитие просодической стороны речи (тембр, интонация, громкость).
Например для раскрытия первой цели я использовала игру «Кафе», если до этого была,линия: мама посещает кафе одна, то создавая новую сюжетную линию,а именно: мама пришла в кафе с ребёнком – я создаю новую речевую ситуацию.
Например раскрывая вторую цель, я использовала игру «Теплоход», где на примере капитана корабля, отрабатывали громкость голоса. А в игре «Театр» отрабатывали тембр голоса (медведь говорит грубым голосом, а заяц – тоненьким. В театрализации сказок – выразительность речи).
Если ребёнка научить ставить цель, но в данный момент она вызвала трудность, то ребёнок вернётся к этой цели в другой раз, чтобы
добиться нужного ему результата.
Например: Если в данной игре что-то не получилось — он проиграет её в другое время.
Вечером задаю модель речевого общения «ребёнок – родитель — воспитатель». Передавая ребенка родителям, создаю ситуацию, в которой он активизирует полученные знания, рассказывает родителям, как прожил этот день, чему научился, что запомнилось. А для того, чтобы родитель был готов принять эту информацию, провожу индивидуальные беседы в консультационном уголке «Поговори со мною, мама». Даю информацию, о чем поговорить с ребенком по дороге домой или выполнить дома какое-нибудь задание.
Например: Утром, по дороге в детский сад, отметить какая погода, назвать число, месяц, день недели и т. д.
А утром начинаю все сначала. Таким образом, идет непрерывная работа по развитию речи.
Для обеспечения этого процесса в группе создана предметно-развивающая среда:
1. Книги.
2. Картотека.
3. Дидактические игры.
4. Настольно-печатные игры.
5. Разные виды театра.
6. Уголок ряженья.
7. Подборка считалок, загадок, стихов, чистоговорок, скороговорок.
8. Модели.
9. Пиктограммы.
10. Мнемотаблицы.
11. Пальчиковые игры.
12. Иллюстрации.
13. Развивающие программы (диски).
14. Мелкие игрушки.
15. Подборка словесных игр.
16. Экологические сказки (из моего опыта работы).
Развитие речи детей – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Обладая развитой речью, ребенок в будущем будет легче воспринимать знания, получаемые от воспитателя, родителей, учителей. А также будет меньше проблем во взаимоотношениях со сверстниками и в отношениях со взрослыми.
Источник
Наталья Копотиенко
Консультация из опыта работы «Развитие речи детей в повседневной жизни»
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения.Моя практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.
Но для того чтобы чему-то обучать детей, воспитателю надо поработать над собой. Ребёнок — дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание воспитателю следует уделить своей речи. Только ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль — способствуют лучшему усвоению речи. Также необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная,растянутая речь: она надоедает. Также следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи, необыкновенно быстро. Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.
Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.
Я развиваю детскую речевую активность, тактично исправляю ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку, подсказываю слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправляю ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.
Важно помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребёнка. При исправлении ошибки не следует повторять её — нужно предложить ребёнку послушать, как правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.
Повседневное общение даёт мне возможность обогащать словарь детей. Например, во время ежедневного одевания и раздевания с детьми я разговариваю о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита,а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, длинная, тёплая, новая и т. д.
Например: дети, молча, одеваются на прогулку. Я рассказываю обо всём,что они надевают: «Сначала дети надевают брюки. Они разные. У Савелия — зелёные, у Никиты — синие, у Нины — черные,. У Димы ботинки со шнурками, а у Леры — с ремешком, у Веры — сапоги,.»
Развивая внимание к речи в процессе самообслуживания, я даю указания к работе и обязательно слежу за правильностью их выполнения.
Когда дети умываются, можно говорить и о том, что они моют (лицо, руки, уши, тело, чем моют (водой, мылом, щеткой, какая вода (горячая, холодная, теплая, какое мыло (душистое, ароматное, белое и т. д., чем вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками и т. д.).
Во время дежурства по столовой привлекаю внимание детей к посуде, рассказываю о посуде, о том, как её расставлять на столы. В рассказах употребляю названия, демонстрирую форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, его свойства (бьётся, количество и место разных предметов посуды на столе.
С появлением активной речи задаю вопросы детям по усвоенному материалу.
Чем младше дети, тем чаще воспитатель должен сопровождать словами свои действия. Воспитатель должен сам называть предметы и действия,но и задавать детям вопросы: Что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь? Чем ты моешь руки? и т. д.
Необходимо также закреплять навыки общего и речевого поведения. В средней группе к концу года дети должны научиться пользоваться активной речью, рассказывая о выполненном трудовом процессе или, отвечая на вопросы,называть предстоящую деятельность словосочетаниями: будем одеваться, поливать цветы и т. д.
Очень полезен такой приём: когда я поручаю кому-нибудь из детей объяснить ребёнку, где в группе можно взять игрушки, карандаши, книги, настольные игры, и рассказать о правилах пользования ими.
Важно правильно организовать наблюдение за трудом взрослых на прогулке и экскурсиях, чтобы максимально использовать наблюдаемые объекты для развития различных сторон речи.
Развитию речи способствуют и игры. Так,сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц.Но не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других — меньше. Поэтому я ввожу в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогами.
В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет научить детей внимательно слушать. Развитиюслухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу, кто позвал?», «Телефон», «Что ты слышишь?». Они не должны длиться более трёх минут, так как требуют особой сосредоточенности.
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в норме, если развитие пальцев отстаёт, то задерживается речевое развитие.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок. Форма работыможет быть разнообразная: это и занятия, как со всей группой, так и с подгруппой, и индивидуально с каждым ребенком. Можно привести ряд игр, способствующих развитию мелкой моторики.
Массаж пальчиков: катание массажных мячиков, орехов, шишек, карандашей, круглых щеток между ладошками, пуговичный массаж.
Игры – шнуровки.
Воздушно- пузырчатая пленка.
Игры с предметами домашнего обихода (прищепки, пуговицы, бусины, крупы и т. д.)
Рисование, лепка.
Ниткотерапия: заматывание и разматывания клубочков (паучок, бабочка, выкладывание из ниток разных фигурок).
Развивающие игры: с выкладыванием, с конструктором, мозаикой, пазлы.
Игры с платочком: «Лез медведь в свою берлогу, все бока свои помял,
(медленно засовываем платочек одним пальцем в кулачок)
Эй, скорее. На подмогу, мишка, кажется. Застрял!
(с силой вытянуть платочек)»
Можно предложить разнообразное нанизывание. Можно нанизывать пуговицы, бусы, макароны, рожки и т. д.
Игры с палочками: выкладывание из палочек различных фигурок.
Занятия продуктивной деятельностью: рисование ладошками, пальчиками.
Игры с водой, песком.
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:
«Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку,
«Волшебные палочки» (из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры).
Игры на обогащение словаря ребёнка:
«Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т. д. ,
«Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок вспоминает «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова).
Можно играть с целью развития грамматического строя речи.
Приготовим сок» Из яблок сок. (яблочный); из груш. (грушевый); из вишни. (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились?А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т. д.
«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а ещё обязательно укажем — какие они. Вот почтовый ящик — он синий. Я заметил кошку — она пушистая». Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
«Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало,скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор и пр.»
«В свободную минутку». Игровое упражнение на слоговую структуру слов.
«Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.Слова: босака (собака, ловосы (волосы, лекосо (колесо, посаги (сапоги) и пр.»
Игра на обогащение словаря ребёнка
«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её.Например: ворона каркает, воробей. (чирикает). Сова летает, а заяц. .(бегает, прыгает). У коровы телёнок, а у лошади. .(жеребёнок) и т. п.
«Упрямые слова». Рассказать ребёнку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, пианино, метро.). «Я
надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто и т. п. Задавать вопросы ребёнку и следить, чтобы он не изменял слова в предложения — ответах.
Подвижные игры:
«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет такого звука, то мяч ловить не надо. Итак,начинаем: жаба, стул, ёжик, книга.»
Также немаловажную роль в развитии речи малышей играют игры- театрализации. Чтобы заинтересовать ребёнка предлагаемой развивающей игрой, лучше всего предать ей сказочности. Используя в игровой деятельности сказочного сюжета или персонажа, концентрируем его внимание и, незаметно для ребенка, подталкиваем его к активной разговорной речи.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Например, можно использовать такое упражнение «Сдуй снежинку» ребенок должен сделать длинный выдох, чтобы сдуть снежинку с варежки. «Плывет, плывет кораблик!» для того, чтобы кораблик плыл, надо на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щек. Таким образом, нужно пригнать кораблик к другому краю таза.
Очень важно развивать словарь ребенка. Вот несколько рекомендаций по накоплению и расширению словаря.
— когда гуляете с детьми, старайтесь не только наблюдать за объектами и называть их, но и способствуйте различению предметов по их внешнему виду (это дуб, а это береза)
-старайтесь не только называть, но и обозначать составные части разных предметов (у дома есть крыша, дверь, окна)
-малыши очень любят игры, связанные с поисками спрятанной игрушки. Задача не только найти, но и сказать, что где было.
-старайтесь как можно чаще употреблять одно и то же слово в разных контекстах.
Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого детям необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.
Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон, интрига игры.
Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста. Игра – это естественное состояние ребенка, его основное занятие. Ее применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков закреплению достигнутых результатов коррекционной работы, получению детьми удовольствия от процесса и результата игры. Дети очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Малыши с удовольствием повторяют слова, интонацию и движения за взрослым, предвкушая знакомый финал.
Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
Отдельно хочется сказать о прогулках. На прогулках я использую специальные игрушки – пособия. Они мне помогают еще раз поговорить на тему занятия. Например, если на занятии речь шла о животных и их детёнышах, то можно вынести на прогулку игрушку (медведя, чтобы поиграть с ним в подвижную игру). После такого своеобразного повторения дети обязательно запомнят, что у медведя детёныш – медвежонок.
Во время проведения режимных моментов прибегаю к приёму использования художественного слова. Это и потешки, и прибаутки, и поговорки, и др.
Особое внимание в работе с детьми по развитию речи уделяю созданию развивающей речевой среды. В группе оборудован книжный уголок. Задачи по обучению развития речи детей я решаю вместе с родителями. С их помощью мы приобрели игрушки, дидактические игры.
Для полноценного речевого развития ребёнка играет роль семья. Родителям объясняю, что речевая игра или упражнение, беседа с ребёнком — это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то пострадает их ребёнок. С помощью консультаций родители знакомятся с играми, игровыми упражнениями и заданиями.
Воспитатель осуществляет контроль над речью детей на занятиях и во время режимных моментов, занимается развитием мелкой моторики, оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков, способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры, проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.
Речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах.Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, в спальне, в игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять и закреплять речевой материал, повторять и закреплять новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную речь.
Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку — это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве.
А напоследок хочется сказать: культура речи предполагает общую культуру человека, культуру мышления и любовь к языку.
Источник