Развитие речи у ребенка вне занятий
Развитие речи детей вне занятий.
Что значит развивать речь ребёнка? Это учить его разговаривать, владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательным к ним, уметь общаться со сверстниками.
Развитие речи ребёнка происходит, как только он переступает порог детского сада. Ребёнок сразу же вступает в речевое общение со сверстниками и взрослыми.
Беседа воспитателя с детьми- основной методический приём развития активной речи.
Чаще всего оживлённые диалоги между детьми возникают при совместном выполнении какого- либо задания: лепке, рисовании, конструировании. Ребёнку очень трудно выполнять работу молча, он непременно должен сопровождать свои действия словами.
Дети с формированными навыками речи охотно вступают в речевое общение, могут поддержать разговор, много говорят. Дети с несформированными навыками речевого общения это, как правило, дети молчаливые, стеснительные, замкнутые. Таких детей необходимо вовлекать в общение. Проводить с ними познавательные беседы, индивидуальное общение. Спросить, как провел выходные дни, что видел по дороге в детский сад, какие есть игрушки и как в них играл? Предложить рассказать какой-нибудь факт из его жизни, дать описание любимой игрушки, составить рассказ по картинке.
Развитие внимания и памяти теснейшим образом связаны с речью. Если у ребёнка нарушено внимание, то возникает недоразвитие речи. Для развития внимания проводят игры: «Чего нет?», «Что изменилось?», «Что прибавилось?», «Съедобное – несъедобное», «Разложи предметы, как я скажу» и др.
Мышление и речь тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, развивая друг друга. Важно приучать детей задумываться над тем, что они видят вокруг, сравнивать предметы, находя различия и общее.
- Почему зимой люди теплее одеваются?
- Почему зайца трудно увидеть на снегу?
- Как, не выходя на улицу, узнать, дует ли ветер?
- Чем отличаются куст и дерево?
- Что общего у дома и муравейника?
- Почему семеро козлят открыли волку дверь? И
Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок, игры : «Кто я?, «Я загадаю, а ты отгадай».
Более сложными для детей являются пословицы и поговорки. Во время одевания можно сказать «Семеро одного не ждут», «Поспешишь – людей насмешишь». На прогулке при уборке участка уместна будет пословица «Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок», «Клади по ягодке – наберёшь кузовок. Если ребёнок поторопился и испортил свою работу можно сказать «Семь раз отмерь – один раз отрежь».
Артикуляционная гимнастика развивает речь и речевой аппарат. Упражнения проводятся 3-5 минут каждый день со всей группой утром, перед обедом и ужином, вечером.
Развитие моторики пальцев рук влияет на речевое развитие ребёнка. Ежедневно проводится пальчиковая гимнастика, игры с мозаикой, конструктором, застёгивание – расстёгивание пуговиц, собирание мелких предметов и др.
Проведение подвижных игр на основе художественно- поэтического текста, физкультминутки развивают память, мышление, совершенствуют речь детей: «Два Мороза», «Мышеловка», «Вышли мышки как-то раз…», «Гуси-гуси», «Лохматый пёс» и др. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, ритмичностью, настраивает на игру. В ритме стихотворной речи детям легче преодолеть трудности произношения звуко-слоговых сочетаний.
Сюжетно-ролевые игры, когда воспитатель не руководит, а участвует в игре, увлекает детей- способствует развитию речи. В ср игре «Магазин» воспитатель встаёт с детьми в очередь в магазин, вежливо говорит с продавцом при полном внимании всех детей. Играя в ср игру «Больница», дети с удовольствием лечат заболевшего воспитателя или причёсывают в игре «Парикмахерская». Диалог между воспитателем и играющим ребёнком непроизвольно вызывает у детей повышенный интерес.
Включаясь в игру, воспитателю необходимо помнить, что желательно максимально повышать умственную и речевую активность детей, задавая вопросы типа:
- Доктор, зачем вы бинтуете мне руку?
- Что вы мне посоветуете дома делать?
- Для чего мажете мазью?
Они заставляют ребёнка думать, чтобы правильно ответить, а всем остальным подражать беседующим во время игры.
Составление описательных рассказов о явлениях природы, животных, игрушках так же развивают речь детей. Предварительно необходимо осознано, самостоятельно обследовать предмет ( внимательно рассмотреть, ощупать, понюхать, подуть, надавить руками, оценить величину, цвет, форму, а затем назвать объект, описать его особенности, выразительно передать своё эмоциональное отношение к объекту).
Для формирования правильного звукопроизношения используют чистоговорки и скороговорки. Этот материал построен из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Детям предлагают задания с теми звуками, которые они не произносят, или произносят неправильно. Например, скороговорки со свистящими и шипящими:
- «Саша сушила шубу на солнышке». (с-ш)
Скороговорки с твёрдыми и мягкими согласными:
- «Морская волна сильна и вольна». (л-л’)
Скороговорки со звонкими и глухими согласными:
- «Бублик, баранку, батон и буханку
- Пекарь из теста испёк спозаранку» (б- п)
Чистоговорки и скороговорки способствуют формированию четкого и правильного произношения звуков, а так же упражняют артикуляционный аппарат детей и способствует выработке быстрой переключаемости мышц языка и губ с одного движения на другое.
Скороговорки –незаменимый речевой материал для совершенствования дикции детей, для тренировке в смене громкости голоса ( тихо, громко, вполголоса), в смене скорости речевого высказывания (быстро, умеренно, медленно), в правильной постановке логического ударения, вопросительных и утвердительных интонаций.
В игры детей вводят считалки со связным текстом на определённый звук и следят за правильным произношением звуков.
- На сосне сидит сова,
Под сосной сидит лиса.
На сосне сова осталась,
Под сосной лисы не стало.
Постепенно считалки усложняют, вводят в речь детей замысловатые сочетания звуков и слов:
- Строки-струки-стрики-стречик,
Стрекотал в траве кузнечик.
Стрекотал он, стрекотал,
Вдруг пропал и замолчал.
Для обогащения словаря детей используют дидактические игры: «В саду, в огороде», «Летает – не летает», «Где что покупаем?», «Кому, что нужно для работы?» и др.
Воспитателю необходимо следить за высказываниями детей на протяжении всех режимных моментов и исправлять речевые ошибки доброжелательно, корректно, лучше с помощью дигры или упражнений. А так же:
- Активизировать употребление слов, указывающих части, детали предметов ( у машин есть колёса, кабина, кузов и др.);
- Побуждать подбирать антонимы (игра «Скажи наоборот»);
- Употреблять слова, обозначающие цвет, качество, свойство , величину предметов (дигра «Из чего сделано?»);
- Употреблять слова, обозначающие действия, совершаемые человеком, животным или действия, которые можно совершить предметом (ди «Кто что делает?», «Кто больше назовет действий?», «Что делает рыбак?» и др.);
- Употреблять в речи наречия, обозначающие признак действия («Как бежит мальчик?», «Как говорит девочка?»;
- Употреблять слова, обозначающие пространственные отношения, определение и называние местонахождения предмета, игрушки (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади и др. Ди «Кто за кем?», «Кто где стоит?»;
- Употреблять слова, обозначающие временные отношения ( Когда приходить в сад? Когда идём гулять? Когда мы спим?);
- Правильно употреблять несклоняемые имена существительные: метро, пальто, пианино и др.;
- Правильно употреблять окончания существительных множественного числа Родительного падежа ( нет чулок, полотенец, простынь, блюдец и др. Ди «Чего не стало?»);
- Правильно согласовывать существительные среднего рода с прилагательными (небо голубое, солнце лучистое и др.);
- Правильно употреблять разноспрягаемые глаголы, (игра «Закончи предложение»- Я хочу петь, Миша и Таня хотят петь. Мальчик бежит, а дети бегут.
- Образовывать слова при помощи суффиксов(ди «Из чего салат?» -из огурцов- огуречный; ди«С чем пекут пироги?» -с вишней-вишнёвый; ди«Куда что кладут?-хлеб в хлебницу; ди «Чей хвост»-заячий, беличий; ди «Назови ласково»-чайник- чайничек и др.
- Образовывать слова при помощи приставок : «Мальчик подходит к дому»(входит, выходит); «Гриб под берёзой –подберёзовик» и др.
- Образовывать слова путём словосложения : голубые глаза- голубоглазая, светлые волосы – светловолосая и др.
- Учить выражать одну и туже мысль разными словами: «Девочка играет с куклой, сидя на стуле».- «Девочка сидит на стуле и играет с куклой».
Работа с наглядным материалом, дидактические игры, драматизации, инсценировки, заучивание стихов, считалок, песенок, потешек, чтение сказок, рассказов, загадывание загадок, проговаривание пословиц, поговорок, скороговорок способствует развитию речи, усвоению слов, закреплению правильного произношения.
Литература:
- Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2001.
- Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. — 2006. — №1. — С. 59-66.
- Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста — учебно-методическое пособие-конспект. — Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. — 47 c.
- Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. — М.: Просвещение, 2000.
Источник
Людмила Солдаткина
Организация работы по развитию речи вне непосредственно обучающей деятельности
Речь является главным показателем психологического развития и готовности ребенка к школе. Высокий уровень развития речи определяет в будущем успешность адаптации в любых социальных условиях, освоения школьной программы и выбора профессии. Вот почему педагогам необходимо обратить особое внимание на развитие речи детей. Для решения этой задачи нужно использовать все виды деятельности, все возможности предметно-пространственной среды. Работа по развитию речи не должна ограничиваться лишь непосредственно образовательной деятельностью, активизация речевых навыков вне занятий может быть беспредельно разнообразной. Все зависит от желания и возможностей педагога, его готовности к экспромтам, инновациям. Рассмотрим некоторые варианты.
Экскурсии.
Организованное знакомство детей с окружающей действительностью развивает способность к наблюдению, накоплению практического опыта, обогащению словарного запаса, что непосредственно отражается в речи. Чем удачнее была проведена экскурсия, чем больше заинтересовала и увлекла детей, тем разнообразнее они будут реагировать на нее: припоминать, расспрашивать, отражать виденное в игре, в изобразительной деятельности.
Разговоры и беседы.
Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими впечатлениями, мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку, тем более ребенку. Дети, с которыми много и сознательно разговаривают – вырастают людьми вдумчивыми, рассудительными, развиваются быстрее. Нужно выискивать возможности поговорить с каждым ребенком. Возможности эти не предусмотрены ни каким календарным планом, но их выдвигает сама жизнь и чуткое отношение к детям.
Режимные моменты.
Обучение навыкам самообслуживания тесно связано с решением специальных задач, в частности с развитием мелкой моторики. Например, во время одевания у детей развивается ловкость и подвижность мелких движений пальцев рук. Во время умывания – самомассаж кистей рук, лица. Режимные моменты благоприятны для организации речевого общения: формируется определенный круг знаний и представлений при использовании художественного слова (потешки, стихи).
Труд и поручения.
Громадное воспитательное значение принадлежит трудовой деятельности. При выполнении посильных и осмысленных для детей поручений у них развивается самостоятельность, сообразительность, умение преодолевать препятствия, рассказывать о возникших затруднениях или о выполненном задании. Ведь, при выполнении поручения, ребенок должен:
1. внимательно выслушать, что ему говорят;
2. понять содержание обращенной к нему речи;
3. запомнить сказанное;
4. выполнить поручение;
5. дать словесный отчет о проделанной работе.
Таким образом, активизируется и развивается не только речь, но и внимание, интеллект, память, моторика.
Конструирование и изобразительная деятельность.
Значение рисования, лепки, конструирования для развития речи велико и многогранно. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность. Важно и то обстоятельство, что в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторных систем: зрение, слух, тактильное восприятие. Познание предметов и их свойств, приобретаемые действенным путем, прочнее закрепляются в сознании.
Сюжетно-ролевые игры.
В ходе игры дети разговаривают друг с другом, с игрушкой, говорят и за себя и за игрушку, подражают голосам зверей, звукам окружающей среды. Берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. Таким образом развивается речевая активность, возникает потребность в общении.
Прогулки.
На прогулках проводятся наблюдения, подвижные игры, труд. Наблюдения – основа познания, так как служит расширению мира восприятия детей, увеличению запаса их знаний и обогащению речи. В подвижных играх совершенствуются все стороны речевой деятельности: темп, ритм; соотнесенность речи и движений.
Дидактические игры.
Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность. Большинство дидактических игр содержат в себе образцы речевого поведения, а также актуализируют имеющийся у детей словарный запас и пополняют его.
Игры-драматизации.
В играх-драматизациях слово связано с действием персонажей, с целенаправленной сценической атрибутикой. В этих играх разыгрываются литературные тексты, которые имеют воспитательную ценность. Тексты насыщены глагольной лексикой, художественной выразительностью языка. Развивается выразительность движений, мимики и речи, воображение, фантазия. Эти игры готовят детей к развернутому, связному, последовательному изложению мыслей, упорядочивают речь, способствуют возникновению на их основе творческих игр.
Чтение художественных произведений.
Для педагога выразительное чтение – это не просто умение, это мастерство, оказывающее значительное педагогическое воздействие на детей. С помощью чтения, педагог не только открывает перед дошкольниками мир искусства, но и дает им образец правильной и образной художественной речи. В дошкольном возрасте ребенок старается подражать взрослым. Поэтому, слушая выразительное чтение, дети воспринимают интонацию, паузы, логические и ритмические ударения.
Заучивание стихотворений, скороговорок, потешек.
Стихотворение имеет то преимущество, что оно действует на душу, силой и обоянием ритма. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. На первом месте стоит материал народного творчества. Совершенные его образцы – пословицы, поговорки, загадки, потешки. В русском фольклоре удивительным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Они полезны детям как прекрасная гимнастика речи.
Праздники.
Праздник, педагогически правильно организованный, нарушает однообразие текущей жизни, вносит новое ценное содержание, вызывает чувство радости, стимулирует к деятельности все силы и способности, в том числе и речь. Подготовка к празднику и проведение самого праздника предоставляют широкие возможности для выявления самостоятельности речи. При этом роль детей может быть двоякая: они могут являться действующими лицами и могут быть зрителями. В первом случае проявляется и упражняется их собственная речь, во втором случае – слухом воспринимают чужую речь (для речевого развития важно и то и другое).
Предложенные варианты активизации речи у детей вне непосредственно образовательной деятельности не исчерпывает всего многообразия форм работы. Дети от природы способны воспринимать, запоминать и воспроизводить большой объем информации. Но не обязательно, что всю полученную информацию дети будут воспроизводить и использовать в собственной речи сразу. Исследования последних лет показали, что мозг ребенка способен вмещать тем больше знаний, чем больше мы ему будем предлагать. И все знания детьми будут востребованы, если не сразу, то потом, позднее.
Источник
Содержится в разделах:
- Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста
- Конспекты занятий, НОД
Включает в себя разделы:
- Чтение художественной литературы, пересказ, заучивание
- Картины. Знакомство с картинами, рассматривание и составление рассказов
- Беседа. Проведение бесед на занятиях
По группам:
- Старшая группа
- Подготовительная группа
- Средняя группа
- Младшая группа
Показаны публикации 1-10 из 24296.
Все разделы
| Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД
Новое
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Сказка в гости к нам пришла»
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе на тему: «Сказка в гости к нам пришла» Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы. Задачи: • Развивать умение узнавать отдельные сказки по схемам; • Активизировать речь; •…
Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения «Такие разные ключи»
Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения ТЕМА: «Такие разные ключи» Возрастная группа: средняя группа Задачи: -познакомить с многозначным словом «ключ», с использованием проблемной ситуации; -развивать интонационную выразительность речи;…
Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД — Конспект занятия «Весна, весна на улице, весенние деньки!» по развитию речи в средней группе
Публикация «Конспект занятия «Весна, весна на улице, весенние деньки!» по…»
Цели: Совершенствовать умение выражать свои мысли (речь – средство общения. Обогащать активный словарь. Развивать связную речь. Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Давайте я вам подскажу, загадав загадку: Приходит с добром, веет теплом. Светом солнечным красна , а…
Занятие по развитию речи «Сказочный теремок» во второй младшей группе с элементами ТРИЗ и мнемотехники
Занятие по развитию речи «Сказочный теремок» во второй младшей группе (с элементами ТРИЗ и мнемотехнике) Цели:  закреплять умение составлять рассказ о животных с использованием мнемотаблицы;  развивать умение описывать игрушку с помощью схем; …
Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»
Конспект ООД по развитию речи в средней группе на тему: Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза» Автор: Лукманова Алсу Фаритовна. 2020 год Конспект ООД по развитию речи в средней группе на тему: Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза» Автор:…
Конспект НОД по речевому развитию детей первой младшей группы «Зайку бросила хозяйка»
Задачи: Образовательная область: «Речевое развитие» -развивать понимание речи и обогащать словарь детей; -продолжать формировать умения согласовывать слова в предложениях, давать возможность рассказать стихотворение полностью; Образовательная область: «Социально-коммуникативное…
Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД — Конспект НОД по развитию речи «Зима. Зимние забавы» в старшей группе
Статья «Конспект НОД по развитию речи «Зима. Зимние забавы» в старшей…»
Оксана Суровцева Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зима. Зимние забавы». Группа: старшая. Направление: познавательно-речевое. Основная образовательная область: чтение, коммуникация, социализация, физическая культура. Тип: интегрированная НОД (развитие речи. Форма:…
Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «В гостях у куклы Сони»
Конспект НОД по развитию речи в младшей группе. Подготовила Решетняк И.И. Конспект НОД «В гостях у куклы Сони» Описание материала: материал может быть полезен педагогам при организации непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми младшей группы. Также…
Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе
Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе воспитатель: Романенко Оксана Владимировна, Ростовская область город Таганрог, д/с №100 «Рябинушка» Цель: Расширить и уточнить представления детей о лесных животных Задачи: 1. Закрепить…
Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие по сказкам» в средней группе
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26» Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему: «Путешествие по сказкам» Подготовила: Данилова Елена Александровна первая квалификационная категория Цель: развитие…
Конспекты занятий по развитию речи
Этот раздел с конспектами позволит внимательным родителям и воспитателям детских дошкольных учреждений выбрать интересные и увлекательные формы для занятий с дошколятами по развитию речи. Для детей в любом упражнении очень важен элемент игры – с ним им намного проще и легче усваивать новый материал, а приведенные конспекты уделяют много внимания именно игровой составляющей. «В сказочном лесу у дедушки Ау», «Петушок – золотой гребешок», «В гостях у гномиков» и другие сценарии помогут вызвать положительные эмоции у малышей от игры в сказки и со сказочными героями, разовьют их воображение и логическое мышление. Кроме того, представленные сценарии помогают развивать общение в группе, а также чувство сопереживания.
Некоторые из материалов сопровождаются не только подробными и четкими описаниями, но и красочными иллюстрациями. Веселые загадки и стихотворения, песенки и яркие материалы помогут сделать занятия с детьми не только полезными, но и увлекательными. Занятие «Мы ищем Кляксу» поможет подобрать однокоренные слова, познакомит детей с понятием ударного слога, увлечет словесными ребусами, а также поможет в составлении слов из слогов.
Каждый из желающих в этом разделе найдет подходящий для себя сценарий: можно выбрать вариант в зависимости от любимых детских героев или от поставленных задач. В любом случае этот раздел станет хорошим дополнением в копилку развивающих занятий с детьми.
Источник