Динамика развития креативности у ребенка и факторы влияющие на этот процесс

Динамика развития креативности у ребенка и факторы влияющие на этот процесс thumbnail

Условия или факторы, влияющие на течение творческой деятельности могут быть двух видов: ситуативные и личностные.

К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на творческие возможности человека, относятся: лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная само- цензура; способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения и др.

К личностным факторам относятся устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией. Примером может служить такая черта, как тревожность.

К личностным факторам, негативно влияющим на процесс творчества относят конформизм (соглашательство); неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильная уверенность (самоуверенность); эмоциональная подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; избегание рискованного поведения; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокая тревожность как личностная черта, сильные механизмы личностной защиты и ряд других.

Многочисленные исследования, начавшиеся с описания фаз творческого акта, свидетельствуют о важнейшей роли подсознательных процессов в нахождении творческих решений. Поэтому многие из перечисленных факторов как раз связаны с усилением барьеров между сознанием и бессознательным. Так, тревожность и неуверенность в себе заставляют людей подавлять идущие из подсознания подсказки, боясь, что они вызовут иронию или насмешку у других людей.

Как считает А. Н. Лук [23], самый опасный враг творчества — страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. Второй враг творчества — чересчур высокая самокритичность. Точно измерять ее мы пока не научились. Но все же должно быть некоторое равновесие между одаренностью и самокритичностью, потому что слишком придирчивая самооценка может привести к творческому тупику. Третий враг творчества — лень.

Когда человек желает что-то сделать, он непременно должен начать. Истина проста: начать, продолжить и, наконец, завершить. Эти три этапа психологически неравнозначны и требуют различных волевых усилий. Иногда камнем преткновения служит последний этап — завершение. Но для большинства людей сложнее всего начать. Недаром на эту тему есть пословицы у всех народов.

В целом развитию креативности препятствуют следующие факторы:

  • — избегание риска;
  • — стремление к успеху во что бы то ни стало;
  • — жесткие стереотипы в мышлении и поведении;
  • — конформность;
  • — неодобрительные оценки воображения, фантазии, исследования;
  • — преклонение перед авторитетами [34].

Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, выделяют следующие: уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости и даже определенная доля агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни показаться странным и необычным; отсутствие конформности; развитое чувство юмора; наличие богатого по содержанию подсознания (видит разнообразные по содержанию сны, обладает подпороговой чувствительностью, переживает феномены синестезии и т.п.); любовь к фантазированию и построению планов на будущее и т.п.

Как полагали К. Роджерс и его сотрудники, нельзя форсировать творческое развитие ребенка, а надо создавать условия для выявления его внутренних возможностей. Роджерс выделял внутренние и внешние условия творчества. К внутренним условиям он относил открытость ребенка опыту; внутреннюю оценку своего творчества и возможность свободно играть с образами и понятиями. Для того чтобы появились внутренние условия, необходимо создать условия внешние. К внешним условиям относится обеспечение психологической безопасности и психологической свободы [39].

Как считает Дж. Смит [30], для того чтобы одаренные личности не испытывали затруднений во время творчества, необходимо создать условия, способствующие творческому развитию.

  • 1. Физические условия: наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ним.
  • 2. Социально-эмоциональные: созданное взрослыми у ребенка чувство внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.
  • 3. Психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
  • 4. Интеллектуальные условия, которые создаются путем решения творческих задач.

Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, выделяют:

  • — ситуации незавершенности или открытости (в отличие от жестко заданных и строго контролируемых);
  • — разрешение и поощрение множества вопросов;
  • — стимулирование ответственности и независимости;
  • — акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях;
  • — внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников [34].

Основным в развитии одаренности В. А. Петровский считает реализацию творческого потенциала личности. Он подходит к решению этого вопроса с позиции собственной концепции экологии творчества. Две проблемы рассматриваются как центральные в этой концепции.

«1. Проблема созидания личностью себя самой, своей творческой судьбы, своего творческого пространства, т.е. проблема формирования самосозидающегося типа личности.

2. Проблема вычленения и создания параметров природного и социокультурного пространства, которое открывает возможности осуществления творчества, т.е. является экологической нишей для творческой личности» [Цит. по: 12].

Основным в становлении творческой личности одаренного ребенка В. А. Петровский считает развитие неадаптивной активности, которая дает возможность решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством. Творческий человек создает особое персональное пространство — «пространство людей, в котором он интегрирован как творческая индивидуальность» [Там же, с. 17]. Персональное пространство должно поддерживаться различными формами организации жизни одаренных детей, обеспечивающими им возможность глубокого погружения в культуру.

Предметная развивающая среда для одаренных детей должна соответствовать как общевозрастным, так и их специфическим особенностям.

Читайте также:  Норма и отклонения в развитии ребенка в 1 год

Окружающая среда создается с целью решения определенных задач:

  • — обеспечения условий для развития познавательных и творческих способностей детей;
  • — поддержания познавательной активности, обеспечения ее дальнейшего роста;
  • — создания условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний;
  • — создания условий для эмоционального проживания различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.

Предметная среда, предназначенная для обеспечения возможностей овладения детьми новыми способами деятельности, выполнения новых действий, развития познавательных способностей, должна постоянно содержать в себе признак новизны и проблемности. Она должна быть насыщенной, разнообразной, меняющейся, эмоционально привлекательной.

Одним из условий влияния окружающей среды на развитие ребенка является участие находящегося рядом взрослого. Он может стимулировать познавательную деятельность детей, поддерживая имеющийся у них интерес, обеспечивая их материалами для экспериментирования, играми, игрушками, отвечая на многочисленные вопросы или предлагая новые сферы деятельности.

Важным фактором развития творческих способностей детей становится деятельность педагога на занятиях. С одной стороны, она задается конкретной программой, в рамках которой происходит образовательный процесс, с другой — определяется особенностями самих одаренных детей.

Основным требованием к профессиональной деятельности педагога становится высокий уровень общей психологической и педагогической подготовки, представление о возрастных закономерностях развития детей, специфических особенностях, свойственных одаренным детям, особенностях концепции, в рамках которой проводится обучение, а также детальное знание самой развивающей программы, владение конкретными методиками работы.

Итак, В. А. Петровский на основе разработанной им концепции экологии творчества предлагает ряд принципов развития творческой одаренности личности:

  • — ориентация на формирование интеллектуальной культуры будущего (развитие эволюционного мышления, логико-математического мышления, а также интеграционных структур мышления, парадоксальной логики интеллектуальной интеграции);
  • — ориентация на формирование способности к духовной деятельности;
  • — ориентация на формирование образа жизни, обеспечивающего развитие творческой личности (формирование способности осуществлять бытие в культуре, внутренней свободы как системы глубинных личностных установок, творческой воли) [13].

По мнению В. Н. Дружинина, для формирования креативности необходимо:

  • 1) отсутствие регламентации предметной активности, точнее отсутствие образца регламентированного поведения;
  • 2) наличие позитивного образца творческого поведения;
  • 3) создание условий для подражания творческому поведению и блокирования проявлений агрессивного и деструктивного поведения;
  • 4) социальное подкрепление творческого поведения [15].

Согласимся с мнением В. Н. Дружинина, в соответствии

с которым для того, чтобы креативность сформировалась как глубинное (личностное), а не только поведенческое (ситуативное) свойство, формирование должно происходить под влиянием условий среды. Разнообразные методики развития креативности, предполагающие локальное воздействие, например, различные сборники нестандартных (творческих) задач обычно стимулируют усвоение субъектом некоторой новой технологии решения. Они несут в себе несовершенство, из-за которого испытуемые привычным для них способом адаптируются к требованиям экспериментатора и демонстрируют требуемый способ действия (и тогда их поведение вновь является, скорее, воспроизводящим, чем творческим). В этом случае креативность является чисто ситуативной характеристикой — реакцией на внешние по отношению к субъекту требования и привнесенные извне проблемы. Такое креативное поведение имеет недостаточную мотивационную базу.

Основываясь на исследованиях Д. Б. Богоявленской [3] и А. М. Матюшкина [26, 27], согласно которым творчество можно определить как некий выход за пределы (существующей ситуации либо имеющихся знаний), В. Н. Дружинин утверждает, что креативность как глубинное свойство выражается в оригинальной постановке проблемы, наполненной личностным смыслом. Поэтому, по его мнению, необходимо осуществлять системное непрямое формирующее воздействие, а такому требованию отвечает воздействие через определенный комплекс условий микросреды.

Среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, обладает высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; многовариантность обеспечивает возможность их нахождения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.

Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Его можно рассматривать как свойство, формирующееся по принципу «если…, то…». В повседневной жизни, как показывают многочисленные исследования, происходит подавление креативных свойств в индивидууме. Это может быть объяснено тем, что креативность предполагает независимое поведение, сотворение единичного, в то время как социум заинтересован во внутренней стабильности и непрерывном воспроизведении существующих форм отношений, различного рода продукции и т.д. Поэтому формирование креативности возможно лишь в специально организованной среде.

Источник

Этапы и факторы развития творческих способностей дошкольников

Раскрытие способностей у детей и правильное их развитие является главной педагогической задачей, которую необходимо решаться с учетом возрастных особенностей ребенка, его психического развития, условий воспитания и иных факторов.

Развитие способностей у детей к изобразительному искусству принесет тогда свои плоды, когда обучение рисованию будет осуществляться воспитателем планомерно и систематически. В противном случае изобразительные способности ребенка останутся в первоначальном состоянии и никакого развития происходить не будет.

Формирование творческих способностей, несомненно, зависит от воспитания внимания, умения видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их, выделять главное. Необходимо взять в расчет возраст ребенка и, затем только, искать замысловатость сюжетного построения.

Кроме того, необходимо учитывать, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это, прежде всего, обуславливается не только от воспитания, но и от общего развития ребенка. Педагог обязан об этом помнить, т.к. индивидуальный подход к ребенку — одно из важнейших условий благополучного воспитания и обучения [Яковлева 2010: 243].

Несмотря на то, какими способностями владеет ребенок и в каком возрасте они проявятся, выделяются четыре основных этапа, которые он будет проходить на пути от своих способностей к таланту.

Читайте также:  Центры для развития ребенка в минске

1. Итак, первый этап — игровой.

На этом этапе родители должны быть не только учителями, наставниками для своих детей, но они примером для подражания. На основании этого, ребенок лишь непрерывно «играет» со своими способностями, используя при этом разные виды занятий и увлечений.

На этом этапе дети могут интересоваться абсолютно всем, или напротив, что-то одно, но это увлечение может угаснуть при столкновении с первыми собственными сложностями. Поэтому обязательно девиз родителей на этой стадии: «Неторопливость, спокойствие и рассудительность».

2. Следующий, второй этап – этап индивидуальный.

Этот этап, проходит в школьные годы ребенка, хотя есть дети, способности которых склонны проявляться и в дошкольном периоде.

На этом этапе развития большую роль играют семейные традиции.

Значительное большинство детей школьного возраста посещают какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Его успехи являются огромной наградой для учителей. В этот период взрослые ежедневно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант и даже порой подчиняются всей семьей распорядку юного творческого дарования, то есть родители практически очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.

3. Представим третий этап – этап роста.

К этому периоду времени ребенку уже необходим более профессиональный педагог. Родители занимают подчинительную позицию, теперь их роль сводится к моральной и материальной поддержке. Именно на этом этапе развития творческих способностей ребенку необходимы творческие конкурсы, концерты, фестивали, соревнования и т.д. Это все необходимо для достижения наивысших результатов и видимых успехов. Родители теперь выступают в основном в роли почетных зрителей.

4. Следующий этап – этап мастерства.

На этом этапе ребенок, если он к тому времени действительно стал талантлив, опережает своих ровесников в избранной сфере. Наставникам и родителям творческих детей необходимо быть очень осмотрительными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни» [Яцкова 2012: 173].

Формирование мотивов изобразительной деятельности является одной из важных задач в реализации обучения, а так же формирование процесса восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения внимательно рассматривать предметы, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину.

Для развития художественного творчества необходимы определённые условия:

а) ощущение художественных образов искусства;

б) определенные знания, умения в области разных видов художественной деятельности и искусстве;

в) творческие задания, направленные на развитие у детей способностей создавать новые образы, используя при этом различные средства и виды искусства;

г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);

д) для занятий художественной деятельностью необходима материально обогащенная среда.

В процессе развития художественно творческих способностей необходимо помнить, что изобразительное искусство владеет своим языком, благодаря которому художник выражает свои чувства, мысли. Посредством стиля искусства, художник отражает жизнь во всем её многообразии. Изобразительный язык, присущий каждому виду искусства, не является чем-то внешним по отношению к специфике художественного образа. Будучи материальной формой выражения, он представляет одну из существенно — важных сторон образной специфики творчества.

Стиль изобразительного искусства многообразен. Его необходимо знать воспитателю, так как на занятиях в детском саду происходит активное развитие художественного восприятия. Детей дошкольного возраста необходимо информировать о некоторых особенностях стиля изобразительного искусства. Поэтому, именно с младшего дошкольного возраста, педагогу необходимо поставить задачи – развивать у детей эмоциональную отзывчивости на произведения искусства, формировать внимание и наблюдательность на то, как художник рассказывает об окружающей действительности и направлять внимание на средства образной выразительности.

Знание основ искусства дает возможность рассмотреть уровень эстетического воспитания детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Однако нельзя механически перенести особенности языка изобразительного искусства, характерные для работ профессионалов, в деятельность ребенка [Кудина 2017: 32].

Теперь рассмотрим средства выразительности, специфические для каждого вида изобразительного искусства.

Среди видов искусства различают изобразительные (живопись, графика, скульптура) и неизобразительные (музыка, архитектура), хотя это деление условно. И все же разграничение искусств является определяющим в классификации развития искусств, так как опирается на преобразование предмета отображения.

Изобразительные искусства обращаются к действительности как источнику формирования мира человека. Поэтому основой является изображение отдельных предметов мира. Мысли и чувства передаются в них только опосредованно: по выражению глаз, мимике, жестикуляции, по облику людей можно узнать об их чувствах и переживаниях.

В процессе развития искусства изобразительные и неизобразительные виды взаимно питают и обогащают друг друга. Например, живопись отличается воздействием на большое творческое использование цвета для усиления выразительного эмоционального начала. А в рисунке – тенденция к характерным линиям является контрастом от темного к светлому.

Обучая детей восприятию произведений искусства, мы тем самым делаем выразительнее процесс их изобразительной деятельности. К примеру, характерным средством живописи является цвет, благодаря которому можно передать все многообразие окружающего мира (богатство цветовых оттенков, эмоциональное воздействие цвета). В то же время в картине имеет свое значение композиция, ритм цветовых пятен, рисунок. Художник может пользоваться всеми этими средствами, усиливая или ослабляя их воздействие на зрителя.

Цвет в рисунке – наиболее яркое из средств, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства (Е.А. Флёрина, Н.П. Сакулина, В.С. Мухина). Тем самым придает их рисункам выразительность, свежесть, яркость материалов, праздничность. Восприятие детьми пейзажа, натюрморта (в живописи), способствует формированию образности в их творчестве. «Поэтому при формировании художественно-образного начала главным является внимание, направленное на цвет, как выразительное средство, с помощью которого можно передать свое настроение и отношение к изображаемому» [Флерина 2009:78].

Читайте также:  Книги по воспитанию и развитию ребенка с рождения

Так, к примеру, в первой младшей группе при рисовании узора для веселых матрешек или бабочек можно использовать чистые цвета красок, обращая внимание детей на сочетание фона и цвета яркого пятна: именно благодаря этому происходит формирование образного восприятия. На каждом занятии по рисованию или аппликации этот способ должен быть главным.

В старшей и подготовительной группах, у детей происходит формирование, более дифференцированно по отношению к реализации цвета, как к средству передачи своего настроения и воспитателю это необходимо учитывать.

Формирование цвета имеет место, как в предметном, так и в сюжетном рисовании детей. Для того чтобы, передать значимое настроение веселого праздника «Новый год» дети смогли бы только в том случае, если бы они при рисовании елки использовали бы яркую цветовую палитру. В каждом рисунке можно увидеть сочетание контрастных ярких, насыщенных цветов, способных создать праздничный колорит в целом.

Рассмотрим другое выразительное средство, такое как характер линии и контура, с помощью которых при передаче движения в рисунке является наиболее специфическим. Характер линий у взрослого художника определяется уровнем его мастерства и способностью обобщения. Чаще всего рисунок бывает лаконичным и имеет вид наброска. Рисунки так же могут быть штриховые и цветные.

По сравнению живописью графика более скупа, лаконична и условна, потому что в нашем представлении рисование это всегда чудо. Как писал известный художник А. Кокорин – «У художника лист белой бумаги, карандаш или тушь. Оперируя только черным и белым, он, как волшебник на этом простом листе бумаги и создает свой мир красоты». Действительно, в рисунке цвет не играет такой роли, как в живописи, так как рисунок может быть выполнен графическими материалами: карандашом или углем. Однако выполненная именно акварелью, гуашью, работа бывает очень живописной и красочной.

При ознакомлении детей с другим видом изобразительного искусства – скульптурой, все внимание фиксируется на характере изображения персонажа. Освоение разных способов изображения скульптуры дает наглядную информацию об изображении человека, животного.

Специфика восприятия художественного образа в скульптуре, дает возможность обогащения работ по лепке под влиянием рассматривания скульптуры малых форм показана в исследованиях Н.А. Курочкиной, Н.Б. Халезовой, Г.М. Вишневой [Курочкина 2017: 64].

Хочется отметить, что художественное восприятие формируется у детей в старшем дошкольном возрасте, тогда, когда дети могут самостоятельно передавать скульптурный образ, давать оценку, высказывать свои суждения о нем.

Приемы формирования художественного восприятия различны: педагог может использовать беседы об искусстве, методы скульптуры, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, а так же узнают разные по художественной выразительности образы.

Обучая «маленьких художников», педагог учит рассматривать произведения разных техник и видов изобразительного искусства, тем самым постепенно приобщая их к красоте. Тогда как с другой стороны, это оказывает влияние на способы своеобразной выразительности, которыми дети способны передавать свои впечатления об окружающей действительности в рисунке или лепке.

При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, а так же экспериментировать, находить свои способы передачи образа в рисунке, лепке, или же аппликации. Это не мешает ребенку первоначально освоить некоторые способы и приемы рисования, которые ему были неизвестны (воспитатель подводит детей к возможности использовать вариативные приемы). При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, навязывания определенных способов. Ребенок вправе выбрать свой вариант, тем самым он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание независимых условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе.

Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет разных возможность полнее и выбора ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном ре творчестве ребенка [Шайдурова 2008: 127].

Таким образом, сделаем выводы:

На первом этапе ребенок так, скажем, тянется за своими родителями.

На втором этапе, уже наставник начинает играть все более значимую роль в развитии и формировании способностей ребенка.

На третьем этапе родители уже имеют дело с более или менее сформированной личностью. Впрочем, несмотря на все нарастающую роль квалифицированного педагога в росте и формировании таланта ребенка, значение родителей на организации всех этапах неимоверно огромно.

Фундаментом залога успеха педагогов – рост его профессионального мастерства. А главной задачей родителей является воспитание у ребенка умение жить, которое необходимо выполнять всем, независимо от его дарований.

Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности — организация интересной интегрированной содержательной жизни ребенка: организация ежедневных наблюдении за некоторыми явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет личностных особенностей ребенка, бережное отношение к структуре, процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания.

Источник