Развитие речи у ребенка статья

Татьяна Осипова
Статья «Развиваем речь ребенка»

Статья «Развивайте речь ребенка».

Почему я решила обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?

Речь в жизни человека — это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых.

Что значит развивать речь ребенка?

Очень важно начинать развитие речи ребенка практически с момента рождения.

Для маленького ребёнка овладение речью — это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка.

Развивать у ребенка речь — это учить его разговаривать. Но как возникает и из чего складывается способность говорить — в этом-то и вся сложность. Говорить — это значит владеть определенным запасом слов, пользоваться ими, высказываться, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих и т. д.

Выразить свои интересы и желания дети понятно не могут. Кто же и как поможет им? Конечно, мы взрослые и как ни странно, сверстники.

Малыши пришли в детский сад. Для них этот возраст, важнейший период в развитии, и свою работу с детьми я начинаю с игры. Ведь игра — самая любимая и естественная деятельность малышей. Веселые игры и яркие игрушки поднимают настроение, сближают детей, помогая забыть минуты расставания с мамой. Каждый ребенок индивидуален, один робкий, пугливый, потому что его оставила мама, другой смелый, любопытный, но все они требуют к себе внимания и понимания.

В ясельной группе я больше всего использую потешки, песенки, стихи. Устное народное творчество таит в себе огромные возможности для развития речевых навыков и позволяет с самого раннего детства побуждать детей к познавательной активности. Я подбираю потешки так, чтобы они были доступны для понимания детей, соответствовали уровню развития, ведь в этом возрасте словарный запас еще очень мал. Хорошо подобранная и рассказанная потешка, спетая песенка, помогает установить контакт с детьми, вызвать положительные эмоции.

Например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой (имя ребёнка) .

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

(имя ребёнка) — хороший!

(имя ребёнка)— пригожий!

При умывании после прогулки использую потешку:

«Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок»

И дети с интересом, по — другому смотрят на кран, откуда льется водичка, на их ручки, тщательно моют их.

Потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие,они побуждают детей к действию:

В работе с детьми я использую потешки,чтобы заставить детей двигаться:

Встань, малыш, ещё разок,

Сделай маленький шажок,

Топ, топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом,

Топ, топ!

При подготовке детей ко сну часто читаю потешку:

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам…

Спят — поспят, всему миру спят – велят.

Во время одевания на прогулку:

Вот они,сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки,

Если дождичек пойдёт,

Наденем калошеки;

Этот- с правой ножки,

Этот- с левой ножки,

Вот так хорошо!

Дети легко запоминают потешки. Они начинают вводить слова потешек в свои игры — во время кормления куклы или укладывания её спать.

Возраст 2-3 года имеет особое значение для речевого развития детей. Моя задача,как воспитателя в этом возрасте — помочь им в освоении разговорной речи: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, со сверстниками, с детьми других возрастов, выражать свои мысли, чувства, впечатления используя речевые средства.В младшей группе дети осваивают первые уроки культуры общения: здороваться, прощаться, говорить «спасибо».

В постоянном общении с детьми у них появились первые умения монологической речи: рассказывают, используя в своей речи 1-2 предложения. Куда ходили с мамой, что купили.

Занятия с детьми я провожу также в виде игр,используя различные методы и приемы: прежде всего показ игрушек и действия с ними. Игра, сказочные персонажи, игрушки помогают мне на занятиях и в индивидуальных беседах разговорить детей, забыть о скованности. Через общение с любой игрушкой помогаю ребенку сделать первый уверенный шаг к общению без стеснения, и дальше ребенок день за днем осваивает умение говорить предложениями, а не обрывками слов.

Игра способствует развитию речи.

Например: Предложите ребенку поиграть в игру «Кто пришел?». Выйдите за дверь,постучите: «Тук-тук-тук», — «Кто там?». Изобразите какое-нибудь животное.Например:

«Это я, корова. Му-у-у». «Заходи, корова. Здравствуй, корова. Откуда, ты, корова, идешь?». Меняюсь ролями с ребенком, поочередно представляю различных зверей, людей, сказочных персонажей. Пытаюсь вести диалог с простыми вопросами и ответами.

Как на занятиях, так и в течение дня использую «Пальчиковые игры». Пальчиковые игры – это упражнения пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело. А еще с помощью пальчиковых игр можно развивать фантазию и воображение! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажете вы, а уж потом и малыш сможет сочинить свои «пальчиковые истории».

Читайте также:  Раннее развитие ребенка в царицыно

Вот несколько примеров таких стишков:

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

(Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

***

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папенька,

Этот пальчик маменька,

Этот пальчик я,

Вот и вся моя семья!

(Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

Пальчик-мальчик! Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

(Держимся за мизинец, затем загибаем. Поочередно загибаем все остальные пальчики). Заучивание стихотворений, потешек с участием пальчиковых игр приводит к тому, что дети лучше запоминают их, речь делается более выразительной, внятной, развивается воображение так, как в работу включаются не только слуховой, но и зрительный, двигательный анализатор. Детям интересно правильно рассказать веселый стишок, потешку и пальчиками «нарисовать» к нему «картинку». Это доставляет им радость,самовыражение и безусловно приносит пользу:

«Под березой на пригорке

Старый еж устроил норку,

А под листьями лежат

Двое маленьких ежат».

Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Для обучения через игру я использую и дидактические игры. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Существует три вида дидактических игр:

1. Игры с предметами или игрушками

Эти игры направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление.

Примеры таких игр:

1. Машины помощники.

Цель: Образовывать форму множественного числа глаголов.

Ход:

К нам пришла кукла Маша со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы отгадайте, кто эти помощники и, что они помогают делать Маше.

Кукла идет. Воспитатель указывает на её ноги.

— Что это. (Это ноги).

— Они Машины помощники. Что они делают. (ходят, бегают, танцуют)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают. (Руки берут, рисуют, глаза смотрят и. т. д.)

2. Разноцветный сундучок.

Цель: Учить детей называть предметы

Ход:

Воспитатель показывает детям сундучок и говорит

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Саша, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети достают картинку, называют, что на ней изображено.

3. Что за предмет?

Цель: учить правильно называть предмет.

Ход:

Ребёнок достаёт из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его.

4. Волшебный кубик

Цель: Учить чётко произносить звуки, звукоподражать животным.

Ход:

Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит

«Вертись, крутись, на бочок ложись». Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней грани кубика (например, самолёт, и произнести соответствующий звук (У-у-у).

2. Словесные игры.

Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.Приведу несколько примеров:

1. Паровоз.

Цель: Отрабатывать правильное произношение гласного звука «У»

Ход:

Воспитатель предлагает ребёнку позвать паровоз. «У-у-у» гудит ребёнок, и паровоз едет на этот звук.

2. Лошадка.

Цель: Учить правильно произносить звук «И»

Воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и, и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок.

3. Настольно-печатные

Использую как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.Несколько примеров таких игр:

1. Подбор картинок по парам.

Цель: Учить сравнивать предметы, находить одинаковые.

2. Разрезные картинки и кубики.

Цель: Развивать умение из отдельных частей(2-4 частей) составлять целый предмет.

Уделяю большое внимание развитию мелкой моторики рук. Она тоже оказывает влияние на развитие речи у ребенка. Учу складывать пазлы и описывать картинку, которая будет получаться. Не забываю и о развивающих играх. Чтобы малыш научился воспринимать на слух большое количество информации.

Играю с детьми в сюжетно-ролевые игры, в процессе сюжетно-ролевой игры стараюсь задавать от лица «своего» персонажа много вопросов персонажу ребенка: что будет дальше, куда пойдет персонаж, что оденет, что будет делать и т. п.

Еще одно из интересных занятий — разговор по телефону. Такие разговоры, когда малыш не может видеть собеседника, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами.

Вы думаете это все игры? Конечно же, нет! Игр на развитие речи очень много, обо всех не расскажешь в одной статье. Развитие речи малыша — это длинный путь с ежедневными играми и занятиями. Играя, маленький человек учится познавать мир. Играйте и развивайтесь! Всего вам доброго!

Источник

Ситнова Ольга Евгеньевна
Статья «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения.Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.

Читайте также:  Тест на определение уровня развития ребенка 5 лет

Ребёнок — дошкольникбольшую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание воспитателю следует уделить своей речи. Только ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний.

Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль — способствуют лучшему усвоению речи. Также необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная,растянутая речь: она надоедает. Также следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи, необыкновенно быстро. Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.

В процессе речевого общения с детьми мы используем и невербальные средства (мимика, пантомимические движения,которые выполняют важные функции:

• помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой., связанных с конкретными зрительными представлениями;

• помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый,.);

• способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);

• помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;

• являются образцами поведения детей;

• выполняют социальную, воспитывающую функцию.

Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

Мы стремимся развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку, подсказывать слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.

Так же мы должны помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребёнка. При исправлении ошибки не следует повторять её — нужно предложить ребёнку послушать, как правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.

Повседневное общение даёт нам возможность обогащать словарь детей. Например, во время ежедневного одевания и раздевания с детьми разговаривают о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита,а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, длинная, тёплая, новая и т. д.

Например: дети, молча, одеваются на прогулку. Мы рассказываем обо всём,что они надевают: «Сначала дети надевают брюки. Они разные. У Саши — зелёные, у Никиты — синие, у Маши — коричневые,. У Жени ботинки со шнурками, а у Ани — с ремешком, у Кати — сапоги,.»

Развивая внимание к речи в процессе самообслуживания, мы даёт указания к работе и обязательно следим за правильностью их выполнения.

Когда дети умываются, можно говорить и о том, что они моют (лицо, руки, уши, тело, чем моют (водой, мылом, щеткой, какая вода (горячая, холодная, теплая, какое мыло (душистое, ароматное, белое и т. д., чем вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками и т. д.).

Во время дежурства по столовой привлекаем внимание детей к посуде, рассказываем о посуде, о том, как её расставлять на столы. В рассказах употребляем названия, демонстрируем форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, его свойства (бьётся, количество и место разных предметов посуды на столе.

С появлением активной речи задаём вопросы детям по усвоенному материалу.

Чем младше дети, тем чаще мы должен сопровождать словами свои действия. Воспитатель должен сам называть предметы и действия,но и задавать детям вопросы: Что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь? Чем ты моешь руки? и т. д.

Необходимо также закреплять навыки общего и речевого поведения. В средней группе к концу года дети должны научиться пользоваться активной речью, рассказывая о выполненном трудовом процессе или, отвечая на вопросы,называть предстоящую деятельность словосочетаниями: будем одеваться, кормить рыбок и т. д.

Очень полезен такой приём: воспитатель поручает кому-нибудь из детей объяснить ребёнку, где в группе можно взять игрушки, карандаши, книги, настольные игры, и рассказать о правилах пользования ими.

Важно правильно организовать наблюдение за трудом взрослых на прогулке и экскурсиях, чтобы максимально использовать наблюдаемые объекты для развития различных сторон речи.

Развитию речи способствуют и игры. Так,сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц.Но не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других — меньше. Поэтому мы вводим в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогами.

Читайте также:  Центр развития ребенка ученый кот

В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет научить детей внимательно слушать. Развитиюслухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу, кто позвал?», «Телефон», «Что ты слышишь?». Они не должны длиться более трёх минут, так как требуют особой сосредоточенности.

Для полноценного речевого развития ребёнка играет роль семья. Воспитатель объясняет, что речевая игра или упражнение, беседа с ребёнком — это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то пострадает их ребёнок. Мы знакомим родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями, отбирая и учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне».

Например.

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:

«Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку,

«Волшебные палочки» (из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры).

Игры на обогащение словаря ребёнка:

«Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т. д. ,

«Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок вспоминает «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова).

Можно играть с целью развития грамматического строя речи.

Приготовим сок» Из яблок сок. (яблочный); из груш. (грушевый); из вишни. (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились?А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т. д.

Хорошо предложить игровые упражнения на развитие мелкой моторики:

• Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.

• Попробовать вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришить (с Вашей помощью, а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

По дороге из детского сада (в детский сад)

«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а ещё обязательно укажем — какие они. Вот почтовый ящик — он синий. Я заметил кошку — она пушистая». Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало,скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор и пр.»

«В свободную минутку». Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

«Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.Слова: босака (собака, ловосы (волосы, лекосо (колесо, посаги (сапоги) и пр.»

Игра на обогащение словаря ребёнка

«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её.Например: ворона каркает, воробей. (чирикает). Сова летает, а заяц. .(бегает, прыгает). У коровы телёнок, а у лошади. .(жеребёнок) и т. п.

«Упрямые слова». Рассказать ребёнку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, пианино, метро.). «Я

надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто и т. п. Задавать вопросы ребёнку и следить, чтобы он не изменял слова в предложения — ответах.

Подвижные игры

«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будеш ловить его тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет таког» звука, то мяч ловить не надо. Итак,начинаем: жаба, стул, ёжик, книга.»

«Лягушка»Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». Также можно провести игру на согласные звуки.

Вот такая совместная работа воспитателя и семьи по развитию речи даёт полноценное речевое развитие ребёнка.

Воспитатель помимо общеобразовательных задач выполняет и ряд коррекционных, направленных на устранение сенсорной, волевой, интеллектуальной недостаточности, обусловленной особенностями речевого дефекта. Таким образом, создаётся благоприятная основа для эффективного развития ребёнка, что в итоге способствует овладению речью.

Мы осуществляем контроль над речью детей на занятиях и во время режимных моментов, занимается развитием мелкой моторики, оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков, способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры, проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.

Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль — способствуют лучшему усвоению речи. Также необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная,растянутая речь: она надоедает. Также следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи, необыкновенно быстро. Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.

Источник