Развитие речи у ребенка с расщелиной твердого неба

фото из открытых источников интернета.

Моя младшая дочь родилась с расщелиной верхнего и мягкого нёба. В народе это заболевание ещё называют – волчья пасть. Если нет заячьей губы, то внешне на личике ребёнка это никак не отражается. Поэтому непосвящённые могут и не заметить каких-то отклонений во внешности человека.

Когда моей дочери исполнился один год, ей в течение восьми месяцев, сделали три операции по восстановлению нёба. Расщелина исчезла. Но не исчезло само заболевание.

Встал вопрос о том, как она будет разговаривать. Кто не знает, поясню: дети с расщелиной нёба имеют проблемы с речью.

Именно поэтому необходимо длительное лечение у ортодонта и логопеда – дефектолога.

Как правило, у здоровых детей, если есть неправильный прикус, исправляют тогда, когда появляются постоянные зубы. У детей с расщелиной коррекция прикуса начинается с появлением первых зубов. Когда я спросила у врача, почему так рано, получила ответ: чем раньше, тем лучше. Тогда когда выпадут молочные зубы и начнут появляться постоянные, они станут расти правильно. И дополнительная коррекция не потребуется.

Немного медицинских терминов простыми словами.

После проведённых операций и лечения у ортодонта, необходимы занятия с логопедом – дефектологом. Но, даже после этих всех успешных мероприятий у ребёнка есть одна специфика в речи – небольшая гнусавость и посипывание во время речи. В медицине это называется носовая эмиссия, при которой во время речи воздух выходит через нос, а не через рот.

Происходит это из-за того, что нёбо при врождённой расщелине анатомически отличается от нёба здорового ребёнка. Присутствует нёбно-глоточного смыкание, поэтому отсутствует некий контроль за произношением из-за недостатка разработки мышц мягкого нёба, задней и боковой глотки.

Как помочь ребёнку в этом случае?

Говорить моя дочь стала очень поздно. При её положении это и не удивительно. Я хочу сразу сказать тем мамам, чьи детки родились с расщелиной: никогда не слушайте слишком «добрых доброжелателей», которые будут вам говорить, что ваш ребёнок плохо говорит, потому что просто отстаёт в развитии.

Я таких слов услышала много. Но посылала всех говоривших их мне в известном направлении. Я знала только одно: интеллект у моей дочери не нарушен, а всё остальное лечится.

Такие дети не отстают в развитии. По крайней мере, большинство. Напротив, я знаю многих, чей интеллект намного выше среднего. Например, наш участковый педиатр родился с заячьей губой. Его оперировал тот же профессор, который оперировал мою дочь. Должна сказать, золотой человек. И хирург от бога. Таких поискать ещё надо. Когда мы были с дочерью в больнице, я столько всего увидела, что если бы мне рассказали, не поверила.

Так вот, наш педиатр человек высокоинтеллектуальный и речь у него нормальная. Да, немного говорит в нос, но через некоторое время этого не замечаешь, так как он хороший врач, что в наше время редкость. Особенно, если ты живёшь в селе. По крайней мере, в нашем районе это проблема.

Поэтому никого слушайте. Помните всегда и везде – ваш ребёнок лучше всех.

Что нужно для того, чтобы помочь ребёнку.

Нужно постоянно делать артикуляционную гимнастику. Как это делается, можно узнать у логопеда или посмотреть информацию в интернете. Благо сейчас есть много видео, где подробно рассказывают и показывают, как правильно делать такую гимнастику.

Не забывайте и про дыхательную гимнастику. Упражнения в этом случае простые, например, задуть спичку, надуть шарик и т.д.

Не забывайте про голосовые упражнения. Чаще заставляйте проговаривать разные стихи и скороговорки. Я, например, в интернете нашла много маленьких стишков на разные буквы. То есть сегодня мы читаем стихи, в которых много слов, в которых есть буква «ш». Как только эту букву закрепили, можно переходить к следующей.

Также можно в качестве фонопедических, то есть голосовых упражнений проговаривать такие сложные буквосочетания, как «фипвип-фэпвэп фивпип-фэвпэп»и тому подобные слова.

К тому же хорошо помогают справиться с произношением такие упражнения – вдох носом, выдох ртом и петь любые слоги, например, ПА ПЭ МА МУ ДА ДИ БА БИ. Здесь происходить тренировка произношения согласных.

Конечно, перед тем как самостоятельно заниматься с ребёнком, лучше всего проконсультироваться с профессиональным логопедом дефектологом. И постараться найти такого, который имеет положительный опыт работы с такими детьми.

Два раза в год я вожу дочь в реабилитационный центр, где она проходит курс лечения. И там есть чудесный логопед, ради которого мы и ездим. Конечно, за две недели дочь получает полный курс реабилитации, который благотворно влияет на здоровье, в том числе и на речь. Так вот, логопед из центра мне сказала, чтобы моя дочь стала хорошо говорить, она должна петь. И не просто дома напевать песенки, а именно заниматься вокалом с преподавателем. Плюсов много. И главный, это разработка голосовых связок, растягивание операционных рубцов на небе. Такой своеобразный массаж. Ведь многие звуки звучат плохо именно из-за рубца. И знаете, помогает. К тому же, моя дочь оказалась способной к музыке. И мы купили пианино и стали заниматься. У неё оказался исключительный слух.

Я не стремлюсь к тому, чтобы моя дочь была на сцене, для этого у неё достаточно танцев, но музыкальное образование ещё никому не помешало.

Поэтому, если в вашей семье появился ребёнок с расщелиной неба, не пугайтесь. Всё можно в этой жизни исправить. Всё лечится. Главное в это верить. Я верю.

А как вы справляетесь с этой проблемой? Расскажите о своём опыте.

Большое спасибо, что дочитали мою статью до конца.

Если вам понравилась моя статья, буду признательна за лайк.

Если напишите комментарий, что вы думаете по этому поводу, буду рада.

Если поделитесь ей в своих соц. сетях, буду не против.

Подписывайтесь на мой канал, и я постараюсь радовать вас интересными материалами. Мне есть что рассказать и с чем поделиться с вами.

Всегда ваша Наталина Кузьмина.

Источник

Наиболее распространенными формами патологии челюстно-лицевой области являются расщелины твердого и мягкого неба. Распространенность этих аномалий, ведущих к открытой рино-лалии, в СССР довольно велика: 5 тыс’детей в год рождается с расщелинами неба (М. Д. Дубов, 1960). По данным Л. Е Фроловой (1962), на каждую тысячу новорожденных рождается один ребенок с расщелиной губы или неба. Частота Расщелин имеет тенденцию к росту (Гуцай, 1980).

При расщелинах твердого и мягкого неба наблюдается це­лый ряд нарушений в костно-мышечном аппарате речи: сужение верхней челюсти, изменение твердого неба, деформация верх-х резцов зубов, изменение наклона нижних резцов, изменение отношения базиса челюстей. По данным Е. А. Домрачевой

(1970), 80—90% детей срасщелинами неба имеют аномалу зубного ряда.

Сужение верхней челюсти и твердого неба, уплощение неб. ного свода в результате операций, а также нарушения зубного ряда представляют собой серьезное препятствие для формиро. вания правильной речи.

ФОРМЫ РАСЩЕЛИН J

К врожденным недоразвитиям неба, дающим носовой отте­нок в речи, относятся: 1) врожденные расщелины неба игубы; 2) подслизистые расщелины; 3) врожденные недоразвития неба; 4) врожденная ассиметрия лица при деформации неба

Чаще всего в практике встречаются расщелины губы инеб­ного свода.

Формы небных расщелин чрезвычайно разнообразны, и все они ведут к нарушению речи. (Мы наблюдали лишь один слу­чай двусторонней горизонтальной расщелины лица — расщели­на по щекам, как продолжение ротового отверстия, когда речь была сохранной.) Чаще всего наблюдаются расщелины только верхней губы.

Расщелины губ.Следует различать частичную и полную расщелину губы.

Частичной расщелиной считается такая, при которой несра­щение произошло только в крае губы, т. е. дефект не доходит до нижнего носового отверстия. Полной расщелина считается в том случае, когда она захватывает нижний отдел носового отверстия и нередко передний край дна носового хода. Расще­лины могут быть односторонними и двусторонними.

Читайте также:  Ларго ремо развитие ребенка от 0 до 4 скачать

Расщелины неба.Форма и величина расщелин неба чрезвы­чайно разнообразны Различие их состоит в размере (протя­женности) и расположении.

Различают сквозные и несквозные расщелины неба. Сквоз­ные расщелины бывают двусторонними и односторонними. Не­сквозные расщелины делятся на полные, неполные и подсли­зистые.

Сквозные расщелины характеризуются тем, что несращение по средней линии верхней челюсти проходит сквозь губы, аль­веолярный отросток, твердое и мягкое небо. Если эта расще­лина проходит по обе стороны межчелюстной кости и ни с од­ной стороны не произошло срастание неба с сошником и носо­вой перегородкой, то такую расщелину называют сквозной двусторонней. Если одна из сторон срослась с сошником и но­совой перегородкой, то такую расщелину называют сквозной односторонней (правосторонней или левосторонней).

Несквозные полные расщелиныхарактеризуются тем, что несрастание доходит до области резцового отверстия. Обычно расщелины эти очень широкие. При этом наблюдается недораз-

сошника и носовой перегородки: ткани мягкого неба не-ВЙТтаточно развиты, зев очень широкий. Для хирургического Д шательства полная несквозная расщелина — одна из самых

сложных форм К .

Несквозные полные расщелины могут быть правосторонни­ми или левосторонними.

Несквозные неполные расщелины могут быть по величине близкими к полным несквозным, а иногда величина их бывает незначительной. Возможно только несращение увули (uvula). В большинстве случаев при этом одновременно имеется подсли-зистая расщелина твердого неба, причем горизонтальные плас­тинки небных костей в средней части тоже недоразвиты Плас­тинки, срастаясь в переднем отделе ротовой полости, при удалении от резцов кзади начинают расходиться в стороны, образуя треугольное отверстие в кости небного свода с верши­ной к верхним передним резцам.

При таком недоразвитии в пластинках небных костей, соче­тающемся с недоразвитием мышечных систем мягкого неба, но при достаточном развитии слизистых оболочек и образуются скрытые (субмукозные) расщелины неба.

Каждая расщелина, даже субмукозная, приводит к укороче­нию заднего края скелета твердого неба, вследствие чего все мягкое небо перемещается вперед. Таким образом, все небо укорачивается, поперечное расстояние между мягким небом и задней стенкой глотки увеличивается (А. А. Лимберг, 1927).

§ 2. ВЛИЯНИЕ ВРОЖДЕННЫХ РАСЩЕЛИН НЕБА НАФИЗИЧЕСКОЕ ИРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Наличие врожденных расщелин неба ставит ребенка в не­благоприятные условия для его физического развития. Чем обширнее дефект, тем большие нарушения претерпевает дет­ский организм в период своего развития. В анамнезе детей, рожденных с грубым дефектом неба (полной или неполной расщелиной), отмечается, что грудное вскармливание было невозможным. При попытках грудного вскармливания ребенка с неполной расщелиной неба молоко попадает в дыхательные пути, ребенок захлебывается, и приходится переводить детей на капельное вскармливание с ложечки или из пипетки. Даже во время такого приема пищи эти дети поперхиваются, у них появляется кашель, срыгивание, рвота. Во время кормления лиЩа попадает в складки недоразвившегося неба, в носовую полость, евстахиевы трубы, носоглотку и дыхательные пути; пиЩа застаивается там, вызывает раздражение и воспалитель­ные процессы слизистых оболочек.

Неправильное развитие верхней челюсти ведет к искривле-*^э_зубного ряда, появлению двойного ряда зубов, сужению

Дубов М Д Врожденные расщелины неба. М, 1960, с. 21.

небного свода. Часто резцы вгибаются внутрь или передвц-гаются по небу вглубь, и зубы растут в середине неба. Велел-ствие плохого питания молочные зубы у ринолалика быстро разрушаются.

Как уже было отмечено, дети с врожденной расщелиной неба и губы не могут осуществлять сосательные движения. Поэтому врожденный сосательный рефлекс подавляется. Вы­падение губных движений ослабляет развитие всей лицевой мускулатуры.

У ребенка с врожденной расщелиной даже после операции губы (хейлопластики) мышечное развитие лицевой муску^ -туры протекает своеобразно. Это обусловливается тем, что дв жения мышц верхней губы отсутствуют или значительно ослж ■ лены.

В результате обедняется мимика ребенка, и мышцы лица включаются в артикуляцию.

Наличие небной расщелины резко ухудшает условия физио­логического дыхания ребенка. У нормального ребенка вдыхае­мая струя воздуха проходит за небную занавеску через носовую полость и хоаны, и во внутренние дыхательные пути воздух поступает достаточно нагретым. Теплый воздух не раздражает слизистую оболочку дыхательного тракта и глотки и предохра­няет ребенка от простуды. У ребенка с врожденной расщелиной этого не происходит: вдыхаемый воздух попадает сразу в носо-ротовую полость, так как хоаны при полной расщелине неба соединены в единый резервуар со ртом. При неполной расще­лине длина хоан сильно укорачивается, и вдыхаемый воздух также не успевает нагреваться.

В результате вдыхаемый воздух охлаждает всю поверхность носо-ротовых слизистых, раздражает дыхательные пути.

Дети с врожденной расщелиной с самого рождения вынуж­дены инстинктивно приспосабливаться к своему дефекту. Это приспособление выражается своеобразным расположением язы­ка в полости рта. Ребенок чисто рефлекторно сдвигает тело языка назад, благодаря чему продольная мышца языка сокра­щается и образует высокий подъем корневой части языка. Та­ким образом вход в дыхательные пути сужается, что и предо­храняет зев и стенки глотки от излишнего охлаждения. Свое-образлое положение языка в полости рта постепенно стабилизируется. Дети с врожденной расщелиной неба предпо­читают спать навзничь, что облегчает удержание языка в глу­бине рта.

При кормлении из рожка они сжимают соску не губами, а корнем языка и фрагментами небного свода. При таком соса­нии вместе с движениями корневой части языка активизиру­ются лицевые мышцы. Эта мышечная взаимосвязь прочно за­крепляется и в дальнейшем сказывается на качестве лепета и оказывает влияние на формирование произношения.

ребенок с врожденной расщелиной рефлекторно стремится уществить более полное проглатывание пищи и усиливает оаботу корня языка, одновременно включая в этот процесс отдельные лицевые мышцы.

Итак, у детей с врожденной расщелиной неба осуществление самых важных жизненно необходимых функций (дыхания, пи­тания) приводит к чрезмерному поднятию корня языка, которое успешно закрепляется и становится стабильным.

Такое положение языка приводит к тому, что во время речи выдыхаемая струя воздуха, встречая на пути через рот почти перпендикулярное препятствие в виде поднятого корня языка, направляется в носоглотку и лишь частично попадает в рото­вую полость. Часть воздуха, попавшая в ротовую полость, не всегда выдыхается, а задерживается там и резонирует. Нару­шается речевое дыхание. Это и создает носовой оттенок речи.

При стабильном положении корня языка кончик его оттяги­вается в середину ротовой полости. Движение всего языка за­тормаживается, относительно подвижным остается лишь его кончик. При таком положении языка осуществление движений, нужных для артикуляции речевых звуков, ринолаликам не удается. Осознавая свой дефект речи, дети пытаются найти способы его компенсации. Иногда во время речи они сильно втягивают крылья носа, в артикуляцию вовлекаются мышцы лица. В результате речь детей производит неприятное впечат­ление как на слух (из-за невнятности артикуляции и назаль-ности), так и во внешнем оформлении (из-за излишних движе­ний крыльев носа и лицевых мышц).

Таким образом, дефекты небного свода при ринолалии обусловливают неправильную мышечную взаимосвязанность мышц всего артикуляционного аппарата.Даже если мышцы речевого аппарата у ринолаликов анатомически сохранны и все движения их возможны, они отличаются некоторой вялостью, заторможенностью, неловкостью. Эти же качества характери­зуют и артикуляцию ринолалика.

Часто при ринолалии отмечается снижение слуха. Это свя­зано с тем, что пища, попадая в евстахиевы трубы, вызывает воспалительные процессы слухового тракта. Снижение слуха может быть разной степени: от крайне незначительного до тя­желой тугоухости и глухоты (Л. Я- Дербанюк, 1966; В. В. Мес­сина, 1971; В. С. Дмитриев и Р. Л. Ландо, 1969 и др.).

Наблюдается также снижение функционального речевого слуха (М. П. Барчуков, 1968), при котором больные не заме­чают собственных дефектов речи.

Таким образом, при врожденных расщелинах неба и губы в большей или меньшей степени нарушаются питание ребенка, его физиологическое и речевое дыхание, изменяется характер Работы лицевой мускулатуры (может возникнуть снижение СлУха), стабилизируется неправильное положение языка в

полости рта. Естественно, что все это оказывает влияние формирование речи ребенка.

Date: 2016-05-17; view: 1563; Нарушение авторских прав

Читайте также:  Подвижные игры и их значение для развития ребенка дошкольного возраста

Источник

Соломатина Г. Н., канд. пед. наук, доцент СГПИ, г. Ставрополь

С самого рождения детям с расщелинами нёба приходится жить в особых анатомо-физиологических условиях, инстинктивно приспосабливаясь к своему дефекту: они рефлекторно сдвигают тело языка назад, как бы за-
крывая расщелину его корнем. Своеобразное положение языка постепенно закрепляется, у детей формируются атипичные компенсаторные изменения артикуляционного уклада: высокий подъем корня языка и смещение его в глубь ротовой полости; недостаточное участие губ и кончика языка в произнесении многих звуков; чрезмерное участие корня языка и гортани в произношении; излишнее напряжение мимической мускулатуры (Т.Н.Воронцова, Л.И.Вансовская, Г.В.Чиркина и др.).
У многих детей с расщелинами нёба наблюдается нарушение необходимого для произнесения всех ротовых звуков нёбно-глоточного смыкания между ротовой и носовой полостями. В результате все звуки у них приобретают неприятный назальный оттенок (Е.С. Алмазова, И.И. Пружан, Ю.И. Кузьмин и др.).
Расщелина вызывает и резкое ухудшение условий физиологиче-
ского дыхания ребенка. Попытки исключить утечку воздуха через нос приводят к появлению носовых ужимок, гримас (Т.Н. Воронцова, А.А. Мамедов и др.).
Таким образом, наличие нёбной расщелины тяжело отражается на общем речевом развитии ребенка. В подобной ситуации полноценное спонтанное овладение речью невозможно. У ребенка происходит дефектное формирование почти всех звуков, нарушается функция дыхания и голоса. В целом речь таких детей малопонятна для окружающих (Л.И. Вансовская, З.А. Репина, Г.В. Чиркина и др.).
До 80-х гг. ХХ в. в литературе уделялось недостаточное внимание раннему речевому развитию детей с расщелинами нёба. В ряде исследований 80-90-х гг. (O’Gara and Logemann, 1988; Grunwell, 1993) был проведен анализ предречевых вокализаций детей данной категории. Авторы отметили у них задержку речевого развития и преобладание уже в предречевых моделях «задней» артикуляции с использованием глоточных и фарингеальных звуков. Было также указано на то, что отклонения в предречевых вокализациях сохраняются в речевых моделях более позднего периода развития. Таким образом, между фонетическим репертуаром предречевых вокализаций и базовой системой языка детей с нёбными патологиями существует тесная связь.
Немаловажное значение в речевом развитии таких детей имеет вопрос о сроках начала логопедического воздействия. Отечественные и зарубежные исследователи полагают, что отклонения в уже установившихся речевых моделях детей с трудом поддаются коррекции, поэтому ее надо проводить как можно раньше. Конечно, в предречевой стадии нельзя определить механизм нарушения речевого развития, но очень важно выявить детей, входящих в потенциальную группу риска. Они должны находиться под контролем специалистов и получать своевременную логопедическую помощь вплоть до полной нормализации речи.
Мы предлагаем комплекс мероприятий по предупреждению речевых нарушений у детей с расщелинами нёба, разработанный с учетом опыта сотрудников Института коррекционной педагогики РАО по стимуляции речевого развития детей раннего возраста с нормальным онтогенезом (Ю.А. Разенкова, 2000). Предлагаемые игры и упражнения родители могут проводить самостоятельно под контролем специалиста в области логопедии, что позволит предупредить или смягчить возможные нарушения речи. Эта работа основывается на закономерностях нормального хода развития речи.
Доречевой этап становления речи
Ученые называют его «психологически-предпосылочным» и наиболее важным этапом формирования речи. В это время у ребенка происходит становление эмоционально-положительного общения со взрослыми, развитие ощущения, внимания, восприятия (зрительного, слухового, тактильного), на базе которых у него появляются первые речевые реакции.
Исследователи детской речи подразделяют этот этап на стадии крика (от 0 до 2 мес.); гуления (2-3 мес.); лепета (6 мес.). Переход от доречевого развития к первым словам случается около года.
 Крик
Эта стадия имеет большое значение для установления координации дыхательного и голосового аппаратов, она готовит почву для последующего развития интонации, активизации артикуляционного аппарата. На первом году жизни речевой механизм еще формируется. Легкие, дыхательный аппарат и голосовые складки интенсивно развиваются именно в первые месяцы жизни. Этот процесс необходимо стимулировать. Поэтому, если ребенок не испытывает физического дискомфорта (он не мокрый, не голоден и не болеет), то следует положительно относиться к его покрикиваниям, покряхтываниям, плачу и другим вокализациям.
Уже в первые дни жизни ребенка родители могут проводить стимуляцию нёба, губ, упражнения на развитие дыхания.
1. Расположить указательный палец с внутренней стороны верхней десны, двигать им по направлению к мягкому нёбу, приподнимая его. Стимуляцию нужно проводить осторожно, поочередно придавливая нёбо с правой, затем с левой стороны. Делать 3-5 раз в день.
2. Для стимуляции губ можно рекомендовать игры с соской. Взрослый «забирает» ее у ребенка, чтобы малыш тянулся следом губами.
3. Расположить указательный палец на верхней губе, совершать поглаживающие движения по направлению к ней от носа.
4. Исходное положение (см. упражнение 3). Палец должен двигаться более интенсивно, с надавливанием.
5. Указательным, средним и большим пальцами обхватить губы ребенка, производить плавные надавливающие движения, оттягивая губы вперед. Поднимать верхнюю губу к носику, нижнюю — к подбородку.
6. Указательным и большим пальцами собрать губки ребенка в трубочку и пропеть: «У-у-у». Округлить губки и пропеть: «О-о-о».
7. После стимуляции нёба и губ необходимо проводить первые упражнения на дыхание: зажимать поочередно левую, затем правую ноздрю, сразу обе ноздри. Это поможет ребенку научиться чувствовать воздушную струю.
Уже на стадии крика необходимо проводить игры для развития первых речевых реакций ребенка — гуканья.
Игра «Ой, люли, люли …»
Взять на руки малыша так, чтобы он видел лицо взрослого. Нужно покачивать ребенка, поглаживая его ручки, ножки, животик. Улыбаясь ему, пропеть песенку:
Ой, люли, люли, люли,
Прилетели журавли.
Как они летели —
Все на них глядели.
Журавли курлыкали,
Киски все мурлыкали.
Потом ребенка можно положить в кроватку или на пеленальный столик. Улыбаясь ему, повторно почитать потешку, попеременно наклоняясь и удаляясь от него, ласково тормоша за грудку. Через некоторое время малыш включится в звуковое взаимодействие со взрослым.
Игра «Вот проснулись»
Взять ребенка на руки, чтобы он видел лицо взрослого. Производить покачивающие движения, приближая и удаляя от него лицо. При этом читать ему стишок:
Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка погреми,
Нашу детку подними!
Г. Лагздынь
Вслед за словами: «Где игрушечки, погремушечки?» — взять одну из звучащих игрушек (погремушку, колокольчик, дудочку). Потряхивая, перемещать ее вправо — влево, вверх — вниз, дожидаясь от него ответной реакции — движения глаз и появления звуков.
Эти простые игры будут способствовать развитию комплекса оживления ребенка, стимулировать его речевые вокализации.
 Гуление
В 2-3 месяца начинается качественное изменение крика, и на смену ему приходит гуление. В этот пе риод ребенок произносит звуки всех языков мира. При гулении он издает хотя и несложные, но довольно разнообразные комплексы звуков («агу», «убу», «эгн», «экхе» и т.д.). В подобных вокализациях ребенка уже можно различить гласноподобные и согласноподобные звуки. К концу стадии гуления у него должен появиться устойчивый слог.
Гуление — это один из компонентов комплекса оживления, представляющий собой ответную реакцию ребенка на обращения взрослого, первую форму его социального контакта. Постепенно малыш становится инициатором общения, которое направлено на эмоциональное познание окружающих. Для этого во время кормления, купания, одевания взрослый должен рассказывать ребенку как можно больше потешек, стихов.
Игра «Ненаглядный мой»
Играя с ребенком, необходимо напевно приговаривать:
Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький.
Мальчику можно прочитать:
Ой, ты мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек!
Девочке можно прочитать:
Ах, ты моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка!
Постепенно малыш будет проявлять инициативу в общении.
Во время гуления у ребенка устанавливается связь между работой речевых органов и соответственными слуховыми раздражителями. Ребенок как бы забавляется производимыми звуками. Он становится очень внимательным к артикуляции взрослого. Так начинается формирование взаимосвязи между звукопроизносительным и слуховым аппаратами, что упрочивает тенденцию к самоподражанию. Оно способствует расширению фонетического репертуара малыша.
В этот период необходимо привлекать внимание ребенка к работе органов артикуляции — собственных и взрослого. Нужно взять малыша на руки, чтобы он хорошо видел лицо взрослого, высунуть язык и сделать им «болтушку». Потом следует пропеть гласные звуки «а… о…», «у… у…», «а… у…», «у… а…» Надувая губы, можно фыркать, цокать, производить любые действия ртом. Через некоторое время ребенок начнет подражать и сам будет выполнять нечто подобное.
Помимо игр с языком необходимо продолжать проводить работу по стимуляции мягкого нёба, губ, по развитию дыхания, постепенно добавляя новые упражнения: нажать на подбородок, опустить нижнюю челюсть, возвратить ее в исходное положение. При этом должен получаться легкий хлопок губами. Закончить нужно пропеванием слогов: «ма-ма-ма», «па-па-па», «ба-ба-ба». Вскоре ребенок самостоятельно будет произносить слоговой ряд.
 Лепет
Около полугода (в 5-6 месяцев) у ребенка появляется лепет. У малыша возникает тенденция к повторению однородных слогов, что приводит к развитию лепетной цепи. Ее длина в 7-8 месяцев (расцвет лепета) составляет от 3 до 5 слогов. Такие цепочки образуются многократным повторением однородных по звуковому составу и структуре слогов.
В этот период целесообразно стимулировать произнесение за взрослым простых слогов. Рекомендуется распевать простые слоги и слова:
Ма-ма-ма-ма, мамочка!
Па-па-па-па, папочка!
Ба-ба-ба-ба, бабушка!
Му-му-му-му, мурочка!
Ки-ки-ки-ки, кисонька!
Во время игр с ребенком, подбрасывая его, подпрыгивая, в ритм движений необходимо произносить разнообразные слоги: «Та-та-та! Ма-ма-ма! Вот-вот-вот! Топ-топ-топ! Хлоп-хлоп-хлоп!..» Желательно периодически делать паузы, чтобы малыш начал повторять за взрослым.
Для стимуляции развития лепетной цепи можно рекомендовать следующую игру. Нужно взять малыша за ручки и двигать их из стороны в сторону, читая потешку:
Ай, та-та, та-та, та-та,
Пожалуйте, решета —
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
Ай, да-да, да-да, да-да,
Пирожки затеять!
А для нашей лапушки
Затеем оладушки!
Произнося слоги, необходимо покачивать ребенка, делая паузы и ожидая ответной реакции.
К году число лепетных сегментов сокращается до двух-трех, что составляет среднее количество слогов в русской речи. Цепочки приобретают характер «целостных псевдослов». В этот период ребенок с удовольствием повторяет забавные звукосочетания, издаваемые взрослым. Уже целесообразно использовать зеркало, чтобы он наблюдал за взрослым, подражал ему. Рекомендуется сесть с малышом перед зеркалом и, глядя в него, высовывать язык, двигать им в разные стороны, фыркать, надувать щеки. По сути, такие игры уже служат первой гимнастикой органов артикуляции.
Появление первых слов
В этот период (10-12 мес.) необходимо продолжать стимулировать произнесение ребенком слогов и простых слов. Например, играя с ним в мячик, можно произность потешку:
Бросаю мой мяч,
Бросаю опять,
Ловлю, не роняю,
И снова бросаю.
Катая мячик, побуждать ребенка делать ответное действие: «Кати мячик — кати!»
Катаю мой мяч,
Катаю опять,
Катаю туда,
Катаю сюда.
Мой мячик, катись,
Обратно вернись,
Смотри, не зевай,
Мне мячик отдай!
Когда ребенок начнет ходить, можно использовать прием выполнения поручений: просить его принести кому-то из членов семьи игрушку. Таким способом ребенок учится вслушиваться в обращенную речь, быть внимательным.
В этот период полезно рассматривать семейные фотографии: «Вот мама. Вот папа. Вот баба. Вот деда. Покажи маму. Покажи папу» и т.д. Чуть позже можно задавать вопрос: «Кто это?»
Вскоре малыш сам начнет отвечать и произносить первые слова: мама, папа, баба, деда.
После года необходимо начинать учить ребенка произносить звуки, связывая их с конкретной ситуацией. Например, изображать дыхание собаки, когда ей жарко. Малышу показывается шепотное произнесение утрированного «а-а-а-а» с высунутым языком. Без напряжения артикуляторного аппарата повторяют те звуки, которые имеются в речи ребенка: гласные («а», «э», «у», «о», «и»), губно-зубные («ф», «в»), губно-губные («м», «п», «б») и др., облекая их в игровую форму.
 Как мы греем руки? (Показывается выдох на руки «Х-х-х».)
 Как воет волк? («У-у-у».)
 Как плачет девочка? («А-а-а».)
 Как вздыхает бабушка? («Ох».)
 Как гасят огонек? («Ф…»)
 Как гудит паровоз? («У-у-у».)
 Какой ты большой? («О-о-о».)
 Как кашляет дедушка? («Кха-кха».)
Такие упражнения могут приучить ребенка дышать ртом, перемещая кончик языка вперед. Очень важно обращать его внимание на то, что при произнесении звуков и слов рот достаточно широко раскрывается, поскольку у детей с расщелинами нёба имеется тенденция говорить со сжатыми челюстями, почти не размыкая губ.
Правильность произнесения звуков необходимо контролировать поднесенным ко рту кусочком ватки, полоски бумаги и т.д.
При проведении работы по стимуляции речевого развития ребенка с расщелиной нёба взрослым важно помнить: игры-упражнения должны доставлять ему удовольствие. Постепенно он приучится к логопедическим занятиям.
Предупреждение нарушений речи в предречевом периоде позитивно влияет на общий ход речевого развития ребенка с нёбной патологией.
Особенно результативно это происходит в тех случаях, когда родители с первых дней и месяцев жизни малыша не только понимают все трудности и принимают его таким, каков он есть, но и активно включаются в логопедическую коррекцию. Ведь не секрет, что очень часто после рождения ребенка с врожденной расщелиной губы и нёба родители испытывают шок, горе, стыд, отчаяние, угрызения совести: «Почему это произошло с нами?», «Почему именно у нас родился такой ребенок?», «За что?» Именно в это время родителям и родственникам такого ребенка особенно нужна грамотная поддержка специалистов.
В первые же дни жизни ребенка необходима консультация педиатра, который должен объяснить матери особенности кормления ребенка с врожденной расщелиной нёба. У таких детей кормление естественным путем практически невозможно. Поэтому кормить ребенка необходимо сцеженным грудным молоком из соски или из ложечки. При кормлении ребенка необходимо держать в положении, близком к вертикальному. Это положение поможет избежать попадания пищи в носовую полость через расщелину. На искусственное кормление ребенок переводится в исключительных случаях.
Педиатр обязательно проводит провести комплексное обследование ребенка с привлечением других специалистов с целью выявления сопутствующих пороков развития (сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы, эндокринной системы). После выписки ребенка домой наблюдение осуществляют специалисты районной поликлиники.
Логопед должен обязательно убедиться в том, что родителям предоставлена вся необходимая информация для постановки на учет в организационно-методический центр для детей с врожденной патологией лица. Информацию им должны предоставить в роддоме, в районной поликлинике или в районной стоматологической поликлинике. Обычно такие центры располагаются в областных или краевых городах. Своевременное обращение в Центр позволит правильно спланировать строго индивидуальное хирургическое и ортодонтическое лечение. Беседу о прогнозах лечения и дальнейшем сотрудничестве может провести логопед поликлиники.
В ходе беседы с родителями логопед должен обязательно продемонстрировать им свою готовность к сотрудничеству, заинтересованность в успехе, уверенность в эффективности коррекционной работы и в том, что это не является приговором, наказанием, проклятием ребенку и его семье.
Основными советами родителям могут быть следующие:
1. Создайте дома атмосферу уюта и комфорта для ребенка. Окружающая его обстановка должна быть яркой: яркие обои, пестрые одеяла. У ребенка должны быть яркие игрушки в достаточном количестве. Такая обстановка будет способствовать накоплению чувственного опыта ребенка и благотворно скажется на его общем и речевом развитии.
2. Постоянно разговаривайте с ребенком спокойным негромким голосом, воздействуя на него мелодикой голоса, мимикой и движениями. Спокойный голос приучит ребенка вслушиваться в речь окружающих.
3. Проявляйте терпение в ожидании звуковых и словесных реакций ребенка. Старайтесь хвалить его даже за незначительные успехи. Похвала создает мотивацию общения.
4. Постоянно с первых месяцев жизни ребенка консультируйтесь с логопедом. Он поможет предупредить или смягчить последующие тяжелые речевые нарушения. В дальнейшем логопед составит реабилитационную программу по коррекции недостатков в развитии и окажет логопедическую помощь вашему ребенку.
5. Родителям и ребенку с врожденной расщелиной неба требуются и консультации психолога. Родителям психолог поможет правильно организовать воспитание ребенка, избежать гиперопеки. Ребенку психолог поможет поверить в успех, избежать эмоциональных нарушений.

Читайте также:  Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте реферат

Источник