Развитие речи у ребенка дидактический материал

Развитие речи у ребенка дидактический материал thumbnail

Педагогическая разработка «Мастерская педагога. Игровое пособие для детей младшего дошкольного возраста

«Подбери правильно»

Автор: воспитатель Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 37» Коркинского муниципального района, Челябинской области

Шумакова Ольга Александровна.

hello_html_90f9402.png

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

— односложная, состоящая из простых предложений речь;

— несформированность грамматического строя речи;

— нарушение звукопроизношения;

— бедная диалогическая речь;

— трудности в построении монологов;

— отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

— отсутствие навыков культуры речи;

— плохая дикция

— Поэтому перед нами стоит задача: научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять через основной вид деятельности дошкольника — игру.

Одним из средств развития речи дошкольников является дидактическая игра. Дидактическая игра – прекрасный способ учиться с удовольствием. Этот метод хорошо подходит для любого возраста, поскольку организационный процесс занятия позволяет усваивать информацию в занимательной форме, задействуя сразу несколько уровней восприятия. Особенно рекомендованы игры для развития речи дошкольникам, ведь именно в период до 7 лет идет формирование образного восприятия, внимательности, памяти, критического мышления.

Представляю вам свое игровое пособие настольного вида «Подбери правильно», состоящее из серии дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста.

Особенностью дидактических игр является использование их, в основном, для достижения узкой конкретной цели. Например, игры на развитие речевого дыхания, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, игры на усвоение сенсорных эталонов и т.п.

hello_html_1774cbd7.png

. В данном пособии наблюдается интеграциязадач развития детей.

Игры, входящие в пособие способствуют речевому развитию детей (словообразование и словоизменение, расширение и активизация словаря, развитие связной речи);

развитию мелкой моторики, координации движений кисти;

расширению знаний детей об окружающем;

развитию мышления и памяти.

hello_html_1888ec2d.png

В пособие входят:

*4 дидактические игры на темы «Животные», «Насекомые», «Птицы»: «Кто, чем питается»; «Один — много»; «Мамы и малыши»; «Кто, где живет»;

*2 игры на развитие сенсорных представлений (форма, цвет): «На что похоже», «Собери цветочек»;

*1 игра на тему «Профессии»: « Кому, что нужно для работы».

hello_html_5c9a5ec9.png

Пособие состоит из :

* 6 крышек со сменными изображениями (цвета, животные, люди разных профессий, геометрические фигуры и т.п);

*основного «поля» из 6 сегментов, в каждом расположен винт для крышки;

*серия сменных «полей» с изображениями на тематику игры.

hello_html_962b0ce.png

hello_html_715065e5.png

Игровая задача: навинтить крышку с изображением на соответствующий сегмент «поля», в соответствии с поставленной задачей:

-Кто, где живет?

-Найди маму малышам.

-Один-много

-Кто, чем питается?

-На что это похоже?

— Что нужно для работы.

— Какого цвета цветок?

hello_html_368947cf.png

hello_html_59aecf96.png

Ребенок должен соотнести изображения (Нр.: в игре «Кто, где живет?» крышка с изображением собаки должна расположиться на сегменте с изображением конуры), навинтить крышку, проговорить название изображенных предметов. Играющий малыш должен при помощи воспитателя или самостоятельно составить предложения (Нр.: «Собака живет в конуре»; «Цветочек желтый»).

Универсальность пособия в том, что можно увеличивать количество сменных изображений и полей для расширения задач развития, использовать с детьми более старшего возраста с условием усложнения игровых задач и изготовления соответствующих материалов. При дублировании основного и сменных полей, увеличении количества крышек игру можно использовать как настольное лото в работе с несколькими детьми.

Данное пособие я планирую широко применять в своей работе для комплексного решения задач образовательной программы, для индивидуальной работы по развитию и коррекции речевой, познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольника.

Паспорт методического материала

Номинация: «Мастерская педагога» (авторские игры, пособия, дидактические материалы);

ФИО автора: Шумакова Ольга Александровна;

Название методического материала: Игровое пособие «Подбери правильно»

Цель:

Развитие речи, обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста, развитие познавательной активности, внимания, образно-смысловой памяти, логического мышления, мелкой моторики.

Задачи:

— развивать лексико-грамматический строй речи, память, мышление;

— закреплять навык словообразования и словоизменения;

— расширять и активизировать словарь;

— развивать связную речь;

— формировать у детей представления о жизни животных; форме, цвете; профессиях взрослых.

— развивать тактильные ощущения детей, мелкую моторику пальцев рук;

— воспитывать уверенность в себе.

Общее описание: ключевые положения

Игровое пособие настольного вида.

Пособие состоит из:

* 6 крышек со сменными изображениями (цвета, животные, люди разных профессий, геометрические фигуры и т.п);

*основного «поля» из 6 сегментов, в каждом расположен винт для крышки;

*серия сменных «полей» с изображениями на тематику игры.

Необходимое ресурсное обеспечение при применении методического материала

Читайте также:  Стадии развития ребенка в теории з фрейда

Набор сменных картинок и полей для решения поставленных задач или по желанию детей.

Область применения материала: практическая значимость, ключевые положения

Игровое пособие актуально для дошкольных образовательных организаций, а также для родителей детей дошкольного возраста. Будет интересно детям младшего дошкольного возраста при определённой помощи взрослого и соответственно этому возрасту поставленных задач. В дальнейшем дети могут использовать игру самостоятельно. Игровое пособие можно использовать с детьми более старшего возраста с условием усложнения игровых задач и изготовления соответствующих материалов. При дублировании основного и сменных полей, увеличении количества крышек игру можно использовать как настольное лото в работе с несколькими детьми.

Пособие рекомендовано использовать для комплексного решения задач образовательной программы, для индивидуальной работы по развитию и коррекции речевой, познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольника.

Технология внедрения: что? для чего и зачем? для кого? как?

Игровая задача: навинтить крышку с изображением на соответствующий сегмент «поля», в соответствии с поставленной задачей:

-Кто, где живет?

-Найди маму малышам.

-Один-много

-Кто, чем питается?

-На что это похоже?

— Что нужно для работы.

— Какого цвета цветок?

Ребенок должен соотнести изображения (Нр.: крышка с изображением коровы должна расположиться на сегменте с изображением травы), навинтить крышку, проговорить название изображенных предметов. Играющий малыш должен при помощи воспитателя или самостоятельно составить предложения (Нр.: «Корова питается травой», «Корова щиплет траву»; «Цветочек желтый»)

Соответствие материала требованиям действующего СанПиН

Игровое оборудование соответствует возрасту детей и изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.

Методические рекомендации

В пособие входят:

*4 дидактические игры на лексические темы «Животные», «Насекомые», «Птицы»: «Кто, чем питается»; «Один — много»; «Мамы и малыши»; «Кто, где живет»;

*2 игры на развитие сенсорных представлений (форма, цвет): «На что похоже», «Собери цветочек»;

*1 игра на лексическую тему «Профессии»: « Кому, что нужно для работы».

Дидактическая игра «Мама и малыши»
Цель: учить детей правильно называть животных и детенышей, научить изменять существительные в единственном числе.
(У кошки — котенок; у собаки – щенок; у лошади – жеребенок; у коровы – теленок).
Дидактическая игра «Один — много».
Цель: упражнять детей в умении правильно произносить существительные в единственном числе и в родительном падеже множественного числа.
(Одна мышка — много мышек; один еж – много ежей; один заяц — много зайцев).
Дидактическая игра «Кто, чем питается».
Цель: упражнять детей в умении использовать в речи простые распространенные предложения, употреблять в речи существительные в творительном и дательном, винительном падежах единственного числа.
(Белка ест орехи. Белку накормим орехами. Белке дадим грибы. Корова ест траву. Корова питается травой).
Дидактическая игра «Кто, где живет».
Цель: развивать словообразование, употребляя существительные в предложном падеже; составлять простые предложения.
(Собака живет в конуре. Рыбка живет в аквариуме)

Дидактическая игра «На что похоже».

Цель: Учить соотносить изображение предмета с изображением геометрической фигуры. Различать и называть названия геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. ромб).

Дидактическая игра «Собери цветочек»

Цель: учить различать и называть цвета (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный)

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»

Цель:  Знакомить детей с разнообразием профессий. Систематизировать знания о том, какие инструменты, атрибуты и принадлежности нужны представителям разных профессий для выполнения трудовых операций.

Описание эффектов, достигаемых при использовании материалов

Способствует речевому развитию детей (словообразование и словоизменение, расширение и активизация словаря, развитие связной речи); развитию мелкой моторики, координации движений кисти; расширению знаний детей об окружающем; развитию мышления и памяти.

Возможные сложности при использовании материала

Навинчивание крышки требует точных действий, развитой мелкой моторики, поэтому детям младшего возраста будет необходима помощь педагога.

Источник

Раиса Михайловна Федоренко
Дидактическое пособие по развитию речи «Чудо-куб»

Подготовка к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие, является актуальной задачей воспитания и образования. Основная общеобразовательная программа дошкольной организации является основой решения данной задачи в рамках детского сада. Самым эффективным методом воспитательно-образовательной работы является игра. В процессе игры ребенок свободно выражает свои представления, мысли и чувства.

Анализируя показатели уровня развития речи детей, я поставила перед собой следующие задачу: больше уделять внимания индивидуальной работе по развитию речи, особенно с малоактивными детьми. С целью решения данной задачи я пополнила демонстрационный материал и обновила картотеку дидактических и словесных игр по всем разделам речевого развития дошкольников.

Одной из моих методических разработок является дидактическое пособие, которое я назвала «Чудо-куб». Данное пособие используется в непосредственно-образовательной деятельности, при решении задач индивидуального развития и в самостоятельной деятельности детей по развитию речи.

Пособие состоит из куба с 6-ю гранями разного цвета и плоскостных изображений предметов, животных, растений и т. д. Изображения съемные, они прикрепляются к кубу с помощью липучек. Задача ребенка – прикрепить картинки к граням куба в соответствии с заданием.

Читайте также:  Развитие игровой деятельности ребенка с овз

На гранях куба находятся игры, направленные на развитие фонематического слуха детей:

1.«Определи первый звук в слове». Цель: формирование умения определять первый звук в слове.

2.«Где находится звук в слове». Цель: упражнение детей в определении звука в слове (в начале, середине, конце).

3.«Найди свою картинку». Цель: дифференциация звуков [Л] – [Р] в словах.

4.«Раздели слово». Цель: формирование умения делить слова на слоги.

Игры, в которые можно играть с помощью дидактического пособия формируют лексико-грамматический строй дошкольников:

1.«Назови одним словом». Цель: закрепление в речи детей обобщающих понятий.

2.«Подбери по цвету». Цель: закрепление представлений о цвете и использования в речи детей качественных прилагательных.

3.«Наоборот». Цель: закрепление навыка подбора слов противоположного значения слова.

4.«Игры-загадки». Цель: расширение словаря прилагательными.

5.«Чего не стало?». Цель: упражнение детей в образовании существительных в винительном падеже единственного числа, развитие внимания.

Использование дидактического пособия способствует развитию связной речи у детей. Для этого можно использовать следующие игры:

1.«Составление предложений». Цель: развитие связной речи, логического мышления.

2.«Где что находится». Цель: Развитие пространственных представлений, активизирование использования в речи предлогов для обозначения пространственного положения предметов.

В работе с дидактическим пособием я также использую игры и задания по формированию познавательных процессов:

1.«Разложи по местам». Цель: классификация предметов на основе различных семантических признаков.

2.«Что лишнее?». Цель: развитие логического мышления, внимания, связной речи, закрепление знаний о классификации предметов.

3.«Что изменилось?». Цель: активизирование в речи детей предлогов.

Пособие может быть использовано для занятий с детьми 4-7 лет.

Основные достоинства пособия:

• доступность материала для восприятия дошкольниками;

• мобильность;

• возможность замены учебного материала;

• кубы дают воспитателю возможность использовать в работе самые разные дидактические игры, направленные на формирование детского словаря, грамматического строя речи, связной речи, фонематического анализа, фонематических представлений, на развитие познавательных процессов, ориентировки в пространстве, а также на автоматизацию звуков.

Дидактическое пособие по развитию речи «Чудо-куб»Развитие речи у ребенка дидактический материалРазвитие речи у ребенка дидактический материалРазвитие речи у ребенка дидактический материалРазвитие речи у ребенка дидактический материалРазвитие речи у ребенка дидактический материал

Источник

Наталья Елфимова
Дидактическое пособие по развитию связной речи «Сказочная полянка»

Дидактическое пособие по развитию связной речи

детей среднего дошкольного возраста

«Сказочная полянка»

Разработала:

Воспитатель

МБДОУ д/с № 4 «Колосок»

Елфимова Наталья Валентиновна

Пояснительная записка

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения с взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды.

Анализ литературы, опыт работы показывают, что связная речь детей, особенно монологическая, развита недостаточно:

— рассказы детей примитивны по содержанию и по форме,

— в рассказах отсутствует полнота и последовательность изложения текста,

— преобладают простые нераспространенные предложения,

— у детей отмечается низкая речевая активность.

Наблюдения за детьми доказывают, что детям без наглядности не интересно, они не могут запомнить текст полностью. Часто после знакомства со сказкой, дети испытывают трудности в воспроизведении содержания сказки. Может быть, это происходит из-за большого количества героев. Дети путают последовательность, кто за кем появляется в сказке.

Уже давно доказано, что сказки играют немаловажную роль в развитии детей, это просто неотъемлемый элемент. Но, читая детям сказки, я столкнулась с проблемой, что большую часть детей не интересуют книжки, они не слушают сказку без наглядного сопровождения, многие дети отвлекаются, не проявляют интереса к сказке.

Но что же делать, если ребенок не любит сказки? Нелюбовь детей к сказкам — достаточно распространенное явление среди современных детей.

Но как же заставить детей слушать сказки?

Однако психологи уверены, что заставлять ребенка бесполезно, поскольку само это слово подразумевает что-то нехорошее и неинтересное.

Правильная постановка задачи – заинтересовать детей читать книжки.

И решение просто – сказку нужно оживить.

Оживляем события произведения: устраиваем представления в кукольном театре, театре масок, добавляем фоновую музыку. Такое «прочтение» запомнится надолго.

Так возникла идея создания дидактического пособия «Сказочная полянка».

Цель данного пособия: развитие связной речи детей дошкольного возраста, учить детей при помощи наглядного материала самостоятельно рассказывать знакомые сказки, манипулируя персонажами.

Задачи:

1. Расширять и активизировать словарный запас детей.

2. Закрепить знания героев сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка».

2. Развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память.

3. Уметь создавать воображаемые образы, узнавать сказочные ситуации.

4. Развивать детское речевое творчество.

5. Развивать мелкую моторику рук.

6. Воспитывать интерес, любовь к сказке.

Используя пособие «Сказочная полянка» — как одно из средств развития связной речи детей, ожидается результат:

• Расширение и активизация словарного запаса детей, а также развитие мелкой моторики рук;

• Количественный рост словаря, и качественное совершенствование.

Методика использования дидактического пособия «Сказочная полянка»

Пособие предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет. Оно представляет собой панно с изображенной на нем полянкой.

Читайте также:  Программа индивидуального социального развития ребенка

Дидактическое пособие по развитию связной речи «Сказочная полянка»

В верхней части панно прикреплены на тонких веревочках готовые картинки, с изображением героев сказок. Картинки приклеены на геометрические фигуры разных цветов.

Развитие речи у ребенка дидактический материалРазвитие речи у ребенка дидактический материал

Перед началом игры все картинки находятся за полянкой.

Развитие речи у ребенка дидактический материалРазвитие речи у ребенка дидактический материалРазвитие речи у ребенка дидактический материал

В моей игре, используются четыре сказки. Поэтому изображены герои сразу нескольких сказок: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка».

квадраты цветные с двух сторон. На одной стороне сказка «Репка», на другой — «Теремок»., и, соответственно — на одной стороне сказка «Колобок», на другой – «Заюшкина избушка».

Развитие речи у ребенка дидактический материалРазвитие речи у ребенка дидактический материалРазвитие речи у ребенка дидактический материалРазвитие речи у ребенка дидактический материал

Игровая задача: расположить сказочных героев в такой последовательности, как они появляются в сказке, и рассказать сказку, с опорой на картинки.

Игру можно использовать как с подгруппой детей, так и для индивидуальной работы. Все материалы, использованные для данного пособия безопасны.

При интеграции видов деятельности пособие можно использовать для формирования элементарных математических представлений. Можно закреплять счёт героев, величину героев, закреплять основные цвета спектра, знакомить с геометрическими фигурами, ориентирование в пространстве (определение первого героя, последнего, кто за кем, кто перед кем). Также можно использовать для формирования целостной картины мира (сколько было растений в сказке, сколько было животных и т. д).

С целью формирования умения рассказывать сказку правильно, можно использовать это пособие в индивидуальной работе с детьми. Можно специально допустить ошибку в расположении героев и предложить ребёнку эту ошибку исправить.

Можно предложить ребенку сочинить свою сказку, используя героев из разных сказок сразу. Выбирая героев для будущей сказки, дети учатся размышлять, у них развивается память, внимание, логическое мышление.

Пособие может использоваться в качестве настольной игры и наглядного материала и в самостоятельной деятельности детей.

Варианты игровых действий с пособием

1. «Расположи последовательно и расскажи сказку».

Развитие речи у ребенка дидактический материал

Цель: помочь детям запомнить содержание сказки. Учить, отчетливо произносить слова, выработать правильный темп речи, интонационную выразительность. Вызвать желание рассказать сказку.

2. «Кто лишний?»

Развитие речи у ребенка дидактический материал

Цель: Развитие речи детей через сказку.

Задачи: Закрепить знание содержания сказок «Репка», «Колобок, «Теремок», «Заюшкина избушка». Учить использовать знания в игре. Учить видеть несоответствие объектов содержанию сказки, объяснять свой выбор. Совершенствовать умение пересказывать сказку. Развивать внимание, память.

3. «Кого не хватает?»

Развитие речи у ребенка дидактический материал

Цель: Развитие речи детей через сказку.

Задачи: Закрепить знание содержания сказки «Репка», «Колобок, «Теремок», «Заюшкина избушка». Учить использовать знания в игре. Учить называть недостающего героя, определять его место (за, после, перед). Совершенствовать умение пересказывать сказку. Развивать внимание, память.

4. «Опиши зайчика, волка и …»

Цель: помочь ребенку составить описательный рассказ по картинке, используя распространенные предложения, путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств.

Работа с пособием проходит по следующим этапам:

Этап 1: Организационный

Цель: Подготовка пособия к использованию.

Этап 2: Мотивационный

Цель: Побуждение детей к использованию пособия.

Воспитатель создает игровую, проблемную ситуацию.

Этап 3: Знакомство с пособием

Воспитатель показывает, как пользоваться панно и рассказывает сказку с последующим показом нужных персонажей.

Этап 4: Совместная деятельность воспитателя и детей.

Воспитатель разбирает вместе с детьми рассказанную сказку, задает вопросы, добивается полных, развернутых ответов.

Этап 5: Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель предлагает детям рассказать сказку. Дети выбирают нужных персонажей. Рассказывают сказку.

Данное пособие можно поместить в театрализованный уголок.

На основе этого пособия, опираясь на его смысл, можно изготовить пособия различные по своей тематике, целью которых может быть и счет предметов, и подбор по цвету, а также многое другое.

Моё пособие делает пересказ сказки более интересным и занимательным. Я и мои воспитанники с удовольствием используем его, как в образовательной деятельности, так и в игровой. Используя данный игровой материал в свободное время, я могу задействовать сразу нескольких детей.

Так же ценным оказалось использование игр с панно в индивидуальной работе с детьми. Так как в группе есть дети, которые стесняются отвечать на вопросы в работе с подгруппой детей. С такими детьми приемлема индивидуальная работа. И поэтому с гордостью могу сказать, что мой труд не пропал даром, наши игры для них привлекательны. Дети проявляют интерес к чтению и пересказыванию новых сказок, желание сочинять свои интересные истории и рассказывать их сверстникам.

В ходе диагностики было выявлено, что дети могут передать идею и содержание сказки, рассказывают по ролям.

Панно используется в организованной образовательной деятельности по: развитию речи, ознакомлению с окружающим, математическому развитию, сенсорике, в театрализованной деятельности. Чаще всего предлагается поиграть с панно детям, имеющим низкий уровень познавательно-речевого развития и недостаточно развитую мелкую моторику. Занятия и игры на панно вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, повышают активность; дети с радостью и большим интересом увлеченно, самостоятельно работают с фигурками и модулями панно. Наблюдения показывают, что дети, играя с материалами такого вида более успешны в развитии фантазии, в самостоятельных играх, в связной речи.

Источник