Развитие речи у ребенка что должен уметь
К концу первого года жизни речь становится для малыша средством общения с родителями. Уже на этом этапе можно заметить проблемы речевого развития и помочь ребёнку.
Речь – высшая психическая функция. Она всецело зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Недаром развитию речи детей дошкольного возраста придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.
От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими. Дети с развитой речью активно играют и общаются со сверстниками, контактируют со взрослыми, делятся своими впечатлениями. Ребёнок, осознающий, что его речь непохожа на речь сверстников, может начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.
Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно.
Стадии речевого развития
Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:
- Стадия крика. Длится от рождения до 6–8 недель. И крик, и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик.
- Стадия гуления. Длится от двух до пяти месяцев. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, он меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа). И это уже становится началом важнейшего периода — коммуникации, общения с окружающими. Оно сопровождается появлением «социальной» улыбки для всех, кто общается с ребёнком, чуть позже – первого смеха, похожего на повизгивание. Гуление происходит на выдохе, так тренируется речевое дыхание.
- Стадия лепета. Самая большая по продолжительности стадия занимает около 6–7 месяцев и длится практически до конца первого года жизни, а точнее, до возраста 11 месяцев. Для неё характерен лепет, состоящий вначале из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля), а затем в следующую стадию — первые слова, которые чаще состоят из двух одинаковых слогов (па-па — папа, ба-ба — бабушка, ля-ля — кукла). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным для ребёнка произнесение различных звуковых комплексов, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.
- Стадия первых слов. Длится до конца первого года жизни. Эти слова (около 20–25) чаще состоят из двух одинаковых слогов. Это стадия, когда ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом — па-па. Ребёнок на этой стадии активно поддерживает контакт со взрослым предметно-действенными средствами, манипуляцией с игрушками и предметами. На этой же стадии интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь. Он ещё не может сказать ослик, но если вы попросите дам игрушку, изображающую ослика, он даст.
Возрастные нормы по месяцам
Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.
- Первые полтора месяца жизни. Появляются звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь матери и других близких людей. Это преимущественно гласные звуки и их сочетания (о, а, у, я, ау, уа). Ребёнок в состоянии сосредоточить взгляд на лицах родных, на показываемых ему игрушках, прислушаться к звукам человеческой речи. В этот период дети с предпосылками будущего расстройства речи могут быть выявлены по оценке характера их крика – пронзительного или очень тихого, возможны всхлипывания или вскрикивания на вдохе, а не на выдохе, как полагается при нормальном развитии.
- На 2–3 месяце «комплекс оживления», состоящий из характерных движений ручек и ножек при виде матери, сопровождается гортанными звуками и их комбинациями с гласными (а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га). Такое гуканье возникает не только при контакте со знакомыми близкими людьми. Оно может возникнуть спонтанно, когда малыш сыт и доволен, или при рассматривании игрушки. Ещё одно достижение этого этапа – слуховое и зрительное сосредоточение на источнике звука или движения.
- На 3–5 месяце ребёнок ищет контакта со взрослыми своим взглядом, улыбкой, произносит протяжные звуки — гулит. Они чаще всего состоят из таких звукосочетаний, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Иногда эти сочетания настолько причудливы, что их сложно воспроизвести. Патологией на этом этапе считаются однообразные звуки гуления в сопровождении хаотических движений рук и ног, отсутствие интонационной выразительности.
- На 6 месяце жизни в речи ребёнка появляются лепет, состоящий из таких сочетаний звуков, как «га, ка, па, ма». Постоянно повторяясь, они уже достаточно сильно становятся похожи на модели слов, как бы произнесённых по слогам: «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Появляются такие импровизации только в хорошем настроении, и пока ещё они не могут быть средством общения. В этот период можно диагностировать врождённую глухоту, потому что у глухого ребёнка лепет отсутствует, постепенно угасают звуки гуления.
- На 7 месяце жизни появляется связь между предметом и обозначающим его словом. Если родители специально уделяют внимание этому умению, показывают предметы и игрушки, называя их по нескольку раз, то ребёнок быстро научится отыскивать их взглядом по просьбе взрослого. Слова должны быть чётко различимы по звучанию. У ребёнка с задержкой развития речи лепет отсутствует или проявляется отдельными элементами, малыш не подражает движениям взрослого, не выполняет простейшие словесные команды.
- К окончанию первого года жизни в активном словаре ребёнка в среднем имеется от 10 до 25 слов. Наряду с правильно произносимыми словами (папа, баба, дядя, ляля), это могут быть и лепетные слова (ам, бобо, бах), и частично произносимые формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), а также звукоподражания голосам животных и окружающим звукам (мяу, га-га, би-би). К этому времени связь между словом и предметом, который оно обозначает, должна быть установлена. Речь к концу первого года жизни в идеале является средством общения ребёнка со взрослыми.
Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова.
Как способствовать речевому развитию ребёнка
Поскольку развитие речи детей первого года жизни напрямую связано с развитием головного мозга во внутриутробном периоде, от нормального течения беременности и родов зависит очень многое. На развитие мозговых структур может повлиять большое количество факторов:
- генетическая предрасположенность к наследственным патологиям развития плода;
- стрессовые перегрузки во время беременности;
- воздействие никотина и алкоголя на организм матери;
- недостаточное питание мамы;
- нехватка кислорода (гипоксия) у ребёнка во время беременности и родов;
- отрицательный резус-фактор;
- негативное действие инфекций и хронических патологий.
У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.
Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Именно поэтому очень правильно поступают женщины, которые ещё до рождения ребёнка читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку. Это поможет ему получить через несколько лет отличную речь.
Речь годовалого ребёнка включает в себя:
- активный словарь – от 8 до 12 слов, которые он может произнести;
- пассивный словарь — слова, значение которых малыш понимает.
Сильный скачок в развитии пассивного словаря происходит после первых шести месяцев жизни малыша при условии, что родители активно знакомят его со значениями слов. Родители могут передавать ему информацию жестами, интонацией голоса, мимикой, но ведущая роль здесь принадлежит слову.
Разговаривая с малышом при кормлении, одевании, гигиенических процедурах взрослые передают ему смысл слов, обозначающих предметы и действия. Даже не понимая вначале значения слов родителей, ребёнок улавливает эмоциональную окраску речи, он осознаёт, что обращаются к нему, у него возникает желание ответить. Поэтому правы те мамы и папы, которые разговаривают с малышом с первых месяцев его жизни.
Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа. «Би-би» — это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке. Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года внимательными родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения.
Очень важное умение первого года жизни – понимание значений большого количества слов, обозначающих действие. Ребёнок понимает не только обозначения крупных движений (стоять, бежать, есть), но и слова, означающие мелкие действия, выполняемые рукой (разожми кулачок, дай руку, покажи, что у тебя в руке, отпусти).
Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка, различение формы и цвета окружающих предметов. Сенсорные способности можно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками. Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком.
Произносимые им звуки следует дублировать, повторяя неоднократно. Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта. Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т.п.
Во втором полугодии нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи очень важно вызвать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»).
Можно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет», предлагать звукоподражания, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.
Моторика малыша первого года жизни делится на два вида:
- крупная или общая моторика – умение сесть, наклониться, подойти, встать;
- мелкая моторика – ощупывание предметов, пинцетный захват (двумя пальчиками) мелких игрушек, катание машинки, рисование «каракулей».
Развитие мелкой моторики ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом.
Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок пойдёт, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой». Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать. Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей».
При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить». С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства. Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее.
Отклонения от нормы
В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.
Распространённой причиной задержки речевого развития являются недостатки в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.
Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:
- у ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
- нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
- запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
- «гуление» и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
- язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
- к 9–12 месяцам сохраняется примитивный, однообразный лепет;
- ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука;
- у детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой;
- ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на языке, понятном только ему одному;
- к 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова, предпочитает вместо них выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием.
При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.
Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.
Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:
- расширение словарного запаса;
- исправление неточностей в произнесённых словах и фразах;
- обучение умению правильного построения высказываний;
- внимательное отношение к детским вопросам.
В этой статье мы рассмотрели развитие речи до года, определили помесячные нормы речевого развития и возможные патологии, характерные для этого периода. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, и нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.
Если у вас остались вопросы формирования речи ребёнка с рождения до 1 года, вы можете смело задать их нам.
Источник
Ольга Барабанова
Развитие речи детей дошкольного возраста
Методическая разработка «Развитие речи детей дошкольного возраста»
Автор: Барабанова Ольга Николаевна
МАДОУ детский сад № 6 г. Балаково Саратовской области
Введение
Развитие речи детей дошкольного возраста является необходимым компонентом нормального развития ребенка.
Благодаря речи человек общается, передает свой накопленный опыт другим, получает опыт в процессе общения с другими людьми.
Развитие речи дошкольника является очень важным этом подготовки ребенка к школе, без этой подготовки невозможно полноценное обучение в школе. Это обязательно должно учитываться как педагогами в дошкольном обучении, так и родителями в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста.
К году дети начинают произносить отдельные слова. В два года ребенок уже может говорить предложения из двух, трех слов. К четырем годам ребенок способен разговаривать достаточно свободно. На шестом году жизни ети используют практически все части речи, могут активно заниматься словотворчеством, пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Дети осваивают и совершенствуют свою речь путем подражания окружающим людям, путем формирования условно рефлекторных ассоциаций по своей природе связей между образами предметов. Так же дети начинают придумывать новые слова и произносит фразы, которых взрослый никогда раньше не слышал. Среди важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста одной из главных задач является обучение родному языку. Эта задача состоит из нескольких задач: обогащение и активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, обучение разговорной речи, развитие связанной речи, воспитание интереса к художественной литературе, подготовка к обучению грамоте. Владение родным языком это не только умение правильно построить предложение, ребенок должен научиться рассказывать, описывать предметы, события, явления. Дети учатся слышать и понимать речь взрослого, уметь отвечать на вопросы, высказываться, уметь выслушать других детей. При развитии всех этих компонентов развития речи можно говорить о том, что дошкольник подготовлен к освоению школьной программы.
Основная часть
Развитие речи ребенка начинается с грудного возраста. С первых дней малыш упражняет свой голосовой аппарат: он кричит, плачет, произносит непроизвольные звуки. Конечно, это не является речью, но оказывает огромное влияние на последующее речевое развитие малыша. При этом ребенок не только прислушивается к своим звукам, но и с удовольствием слушает голос взрослого. Поэтому родителям очень важно, как можно больше общаться со своим ребенком: рассказывать ему, о том, что происходит вокруг, петь песенки, читать сказки, детские стихи.
Первые три месяца ребенок произносит нечленораздельные сочетания – он гулит. Родителям необходимо обращать внимание на эти звуки малыша, повторять их за ним, складывать эти звуки в короткие слова, кивать ребенку в ответ, улыбаться.
К четырем месяцам звуки, которые произносит, похожи на элемент слов, например, ма, ба и т. д. В этом возрастном периоде малыш не вкладывает в них никакого смысла, они непроизвольны. Родителям необходимо продолжать разговаривать с малышом, петь ему, показывать и назвать игрушки. Но к 8 месяцам они становятся более четкими, к 10-11 месяцам ребенок произносит первые простые слова: мама, би-би, гав-гав и т. д. Ребенок понимает и с удовольствием выполняет простые поручения. Родителям важно стараться научит ребенка первым простым словам: дай, на и т. д. Общаясь с ребенком до года, во время разговора или пения держите ребенка так, чтобы он видел ваши губы, мог их потрогать. Исследуя источник звука. Используйте потешки, пестушки, колыбельные.
На этапе 2-3 месяца родитель может выбирать часто произносимый ребенком звук и петь песенку, заменяя слова этим звуком.
В 4-5 месяцев можно показывать ребенку игрушку, называя ее несколько раз, а затем спрятать со словами: «Где зайка?», после этого показать: «Вот зайка».
В 6-7 месяцев нужно выкладывайте перед ребенком небольшие детские книги, пусть ребенок их рассматривает. Выбирает наиболее привлекательные для него. Родитель может прочитать ребенку книжку несколько раз, называть ребенку, что нарисовано на иллюстрациях в книжке. Когда ребенку книжка хорошо знакома, попросить его показать тот или иной предмет.
В 8-9 месяцем необходимо обращать особое внимания на развитие мелкой рук. Уровень физического и психического развития ребенка определяется уровнем развития движений малыша. Учеными доказано, что «двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка»
С рождения необходимо делать массаж рук, разминать пальчики малыша. Ближе к году играть с ребенком в следующие игры «Найди игрушку» (Спрятать на глазах у ребенка в крупе 2-3 некрупные игрушки, а затем попросить малыша найти, например, киску). Можно приобрести маленький массажный мячик и, начиная с года, массировать пальчики и ладошки. С года можно включать в игровую деятельность следующие игры «Крутись, карандаш» (Предложить покатать ребенку карандаш по столу вперед – назад, «Спрячь в ладошке» (Попросить ребенка спрятать в кулачке кусочек поролона или маленькую игрушку из нетвердых материалов). Игра «Ветерок» (Положите ребенку на ладошку кусочек ваты и попросите сдуть его).
К двум годам в речи детей появляются простые предложения
Взрослый может использовать игровые приемы. Например, при рассматривании игрушки лисы, зайчика, можно поиграть в игры «Лиса и зайчик» (Взрослый достает зайчика и спрашивает: «Кто это?». Ребенок отвечает. Взрослый спрашивает: «А где у зайчика хвост, лапы, глазки, нос, уши?», «Прятки с игрушками» (На столике стоят несколько игрушек. Взрослый предлагает ребенку выбрать одну, задает ребенку вопрос: «Скажи, почему ты выбрал эту игрушку, что тебе в ней нравится?» После этого ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку в заметное место. «Пора», — говорит взрослый, ребенок поворачивается и ищет игрушку.
Рассказывать детям о домашних животных и птицах, о некоторых диких животных, используя иллюстрации, детские произведения. Можно использовать игры типа «Угадай, кто это?» (Взрослый произносит различные звукосочетания, соотнося их с животными или птицами, ребенок должен определить, о ком идет речь.). Как подготовительный этап к рассказыванию о животных, используются игры типа «Доскажи словечко» (Взрослый предлагает детям короткие стихи известные детям, которые заканчиваются словом – названием животного, но последнее слово взрослый не говорит, его договаривает ребенок).
Дети третьего года могут заучивать короткие детские стихи, потешки. Необходимо проводить работу и по звуковой культуре речи. Для этого можно использовать игры: «Ауканье» (Взрослый предлагает ребенку представить, что они заблудились и позвать друг друга «ау», при этом сложив руки рупором, «Ветер» (Взрослый предлагает ребенку спеть, как ветерок: в-в-в, затем как сильный ветер, ребенок усиливает громкость произнесения. Взрослый просит ребенка усиливать и снижать громкость голоса, «Комарики» (Взрослый предлагает ребенку превратиться в комариков. Произносится звуки: з-з-з, «Свисток» (Звуки: с-с-с).
На четвертом году в занятия с детьми можно включать рассказывание сказок. Учить детей рассматривать иллюстрации, внимательно следить за содержанием сказки, отвечать на вопросы по тексту. Для развития интереса детей можно использовать игрушки (герои сказок, маски.
Один из способов развития речи детей – рассматривание игрушки. (Мяч, неваляшку, куклу). Рассмотрев игрушку вместе с ребенком, попросить его назвать цвет, форму, величину. Учить ребенка рассказывать об игрушке. Для привлечения внимания ребенка можно использовать стихи об игрушке, сюрпризные моменты. (Показать ребенку игрушку не сразу, а коробку, в которой она спрятана, спросить: «Что же это за коробка? Что в ней?»). Можно использовать игры «Что изменилось» (Взрослый рассаживает игрушки, ребенок рассматривает, взрослый за ширмой меняет местами игрушки и просит ребенка рассказать, что же изменилось)
Так же можно вместе с детьми рассматривать и описывать овощи. Учить детей обследовать предмет, рассказывать о том, какой он на вид, на вкус. Загадывать детям загадки об овощах и фруктах. Чтобы заинтересовать ребенка использовать игры «Посади огород», «Угощение кукол», «Овощи и фрукты – полезные продукты»(взрослый весте с ребенком обследуют овощи и фрукты зрительно, на ощупь, на вкус, выделяют их признаки)
На этом возрастном этапе можно рассматривать с детьми несложные по сюжету картины. Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по ее содержанию.
В возрасте 4-5 лет ребенок уже хорошо владеет речью, может беседовать со взрослыми на отвлеченные темы, ребенок начинает грамматически правильно строить фразы, достаточно хорошо произносит звуки. На вопросы взрослого ребенок способен отвечать развернутыми фразами. Но не следует прекращать работу по развитию речи детей.
Следует продолжать с детьми много говорить и беседовать. Спрашивать у детей впечатления о событиях, например, прошедшего дня, увиденного. На прогулках с детьми следует обращать внимание детей на окружающую природу: деревья, птицы, небо и т. д., на одежду людей, на интересные события. Происходящие по пути следования. Обговаривать это с ребенком, интересоваться его впечатлениями, придя домой спросить, что ребенок запомнил, что понравилось, о чем может рассказать. После посещения парка можно составить с ребенком рассказы об увиденных растениях, о животном, например, о собаке, о белке. Побуждать ребенка к тому, чтобы он употреблял как можно больше описательных прилагательных, задавая детям вопросы, например, «какой у белки был хвост», «какая была шерстка» и т. д.
В этом возрасте можно для развития речи детей можно использовать следующие игры: «Бывает – не бывает» (Взрослый рассказывает ребенку историю, ребенок говорит, что из этой истории может быть на самом деле, а чего не может быть, «Какая, какой, какое» (Взрослый называет предмет, а ребенок как можно больше признаков, соответствующих данному предмету, «Закончи предложение» (Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает его, подбирая слова с противоположным значением, например,
«лук горький, а арбуз», «Загадай, я отгадаю» (Взрослый предлагает ребенку рассказать о каком-либо предмете, не называя его, а взрослый отгадывает, о чем рассказал ребенок).
В возрасте 5-6 лет словарь детей пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. К концу шестого года жизни словарный запас детей насчитывает 3000 – 4000 слов. В словаре детей появляются родовые понятия, например. Растения – это деревья, кустарники, травы, цветы. Продолжается развитие диалогической и монологической речи, но на этом возрастном этапе наиболее важным считается овладение диалогической речью, так как диалог позволяет ребенку легко входит в контакт со сверстниками и взрослыми. Дети этого возраста легко овладевают диалогической речью при условии, если взрослые относятся к ним с уважением, считаются с ребенком. Прислушиваются к его мнению, учитывают его интересы. Когда взрослые не только говорят сами, но умеют внимательно выслушать ребенка. С детьми этого возраста нужно много говорить, спрашивать. Некоторые дети этого возраста еще могут испытывать трудности в произношении звуков, например, сонорных (л, н, шипящих. Поэтому задачей взрослых является помочь детям. В настоящее время справиться с этой задачей детям помогают логопеды, педагоги в дошкольных учреждениях. Родители так же могут поучаствовать в этом процессе. В этом им помогут игры «Поймай слог» (Взрослый называет слог, ребенок придумывает слово, начинающееся на этот слог, «Подбираем рифмы», «Кузовок», «Наоборот» и др.
Для развития речи детей в этом возрасте можно использовать игры «Если я»(придумывание ситуаций, «Рифмы», «Загадки» (Ребенок сочиняет загадку, описывает то, о чем задумал, взрослый или другой ребенок отгадывает, «Угадай сказку» (Ребенок подбирает и называет ряд слов из сказки, взрослый или другой ребенок угадывают сказку, «Кто больше» (Выбирается звук, кто из играющих придумает больше слов, начинающихся на этот звук, «Противоположности» (Взрослый говорит слово –ребенок подбирает противоположное по значению).
Развитие детей 6-7 лет настолько высоко, что позволяет быть ребенку интересным собеседником. Дети могут строить достаточно сложные предложения. Дети осваивают много новых видов деятельности. Что сказывается на психическом, речевом развитии детей. Дети становятся более самостоятельны, рассудительны. Но тем не менее взрослым необходимо уделять особое внимание речевому развитию детей. Задача родителей и педагогов – научить ребенка пользоваться многообразием синонимов, закрепить умение правильно произносить звуки. Расширять словарный запас
детей. Поиграть с ребенком в игры «Закончи предложение», «Ласковые слова» (Кто подберет больше ласковых слов). Взрослые должны как можно больше с ребенком читать, заучивать, придумывать рассказы, истории сказки. Взрослый может помогать ребенку, если тот затрудняется в подборе слов. Так же необходимым этапом в развитии речи и в подготовке к школе является «Обучение грамоте». В данный раздел развития речи входит обучение ребенка умению слышать звук в слове, определять позицию звука в слове (в начале, в конце, в середине, определять гласный и согласный: мягкий, твердый, звонкий, глухой звуки. Умению проговорить слово, четко выделяя звуки, назвать звук, если взрослый просит, например: «Назови третий звук в слове». Важно научить ребенка умению делить слова на слоги, предложение на слова, рассказ на предложения. В этом помогут игры «Где наш дом», «Построим пирамиду»(на количество звуков в слове, «Стол находок», «Рассыпанные буквы»(Звукобуквенный анализ слов, «Как их зовут» (Умение определять первый звук в слове, «Зоопарк» (Деление на слоги, «Помоги Буратино» (Умение выделять гласный и согласный звук).
Овладение речью поможет будущему первокласснику успешно учиться. Умение высказываться и передавать свои мысли – прочный фундамент для овладения школьными знаниями.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что, если родители и педагоги стремятся к тому. чтобы их ребенок владел родной речью, мог свободно общаться со взрослыми и сверстниками. успешно овладевал школьной программой, их задача развивать речь детей с момента рождения и до школы.
Литература:
С. В. Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 года до 3 лет»;
Г. Я. Затулина «Комплексные занятия по развитию речи»;
О. С. Рудик «Развитие речи детей в свободной деятельности».
Источник