Развитие речи с ребенком методические материалы и материалы

Развитие речи с ребенком методические материалы и материалы thumbnail

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА.

В нашем городе многие педагоги дошкольного образования используют в своей работе программы по Петербурговедению. Безусловно, все программы уникальны и интересны, каждая решает свои цели и задачи. Но мы с коллегами работаем в детском саду коррекционной направленности, где находятся дети с ОНР (общее недоразвитие речи). Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие является одной из ведущих областей образования и развития. А для дошкольников с ОНР эта область развития является приоритетной. Без специального побуждения к речи дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, что обуславливает недостаточную коммуникативную направленность речи.

Мы полагаем, что искусство архитектуры родного города может использоваться и для развития речи детей, так как оно обладает достаточным для этого потенциалом. Ведь развитие речи ребенка неразрывно связано с социокультурной средой, в которой он существует, которая его окружает. Поскольку дошкольник – это формирующаяся личность, то воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития. Мы считаем, что наш город Санкт – Петербург является уникальной средой для формирования личности дошкольника и его развития, так как это город с уникальной архитектурной средой. Уникальные исторические, архитектурные и художественные ценности, которые повсеместно окружают нас в нашем городе, как нельзя лучше способствуют речевому и художественно – эстетическому развитию дошкольников. Но произведения архитектуры Петербурга не могут рассматриваться в разрыве с культурно – исторической средой. Поэтому материалом для развития речи дошкольника должна стать архитектура города в параллели с культурно – историческим пространством.

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «ДЕТИ И ГОРОД»

Цель программы: развитие всех компонентов речи детей дошкольников с особенностями развития средствами архитектуры и истории Санкт – Петербурга.

Задачи:

  1.  Способствовать развитию связной речи детей дошкольников.
  2.  Способствовать формированию пассивного и активного словаря.
  3.  Развивать познавательную активность дошкольников.
  4.  Способствовать формированию компетентности ребенка на основе решения проблемных ситуаций.
  5.  Развивать речевую выразительность.
  6.  Способствовать активизации поставленных звуков в речи.

Принципы построения программы.

В основу построения программы заложены следующие принципы:

  • Распределение программного материала по темам недели соответственно этапам обучения (от окружающего пространства – к шедеврам архитектуры Санкт – Петербурга);
  • Учет возрастных и специфических особенностей детей дошкольников с особенностями развития (дети с диагнозом ОНР и ФФНР);
  • Реализации одного образовательного содержания через разные формы работы (один материал используется и на занятии, и на прогулке – экскурсии, и в продуктивных видах деятельности, и в дидактических играх);
  • Взаимосвязи архитектурной и исторической составляющих в облике города.

Мы предлагаем систему работы, в которой приоритетными задачами в ознакомлении старших дошкольников с архитектурой города, становятся задачи развития речи. Мы выделяем два этапа работы, условно называемые «Формирующий» и «Аналоговый».

Первый этап работы по программе (формирующий).

Цель: сформировать навыки общение с искусством архитектуры с разных ее сторон, на основе ознакомления с ближайшим окружением.

Задачи:

  1. Вызвать интерес и эмоциональный настрой на восприятие городской среды ближайшего окружения архитектуры Санкт – Петербурга.
  2. Развивать навыки визуальной культуры, учить определять отличительные и общие черты близлежащих и знакомых ребенку городских построек и отражать в речи.
  3. Подвести детей к пониманию взаимосвязи архитектурных составляющих (польза, прочность и красота).
  4. Расширять словарный запас детей за счет слов и понятий, связанных с архитектурой города.

Формы работы и методы воплощения задач.

Один образовательный материал распределяется на разные формы работы – непосредственная образовательная деятельность в группе, экскурсии – прогулки, литературные произведения, использование дидактических игр и продуктивных видов деятельности.

Ведущие методы воплощения задач – создание проблемных ситуаций, ориентировочно – поисковых и игровой.

Второй этап работы (аналоговый).

Цель: на основе полученных базовых знаний и умений приобщать ребенка к архитектурным достопримечательностям города.

Задачи:

  1. Учить детей видеть и воспринимать городскую среду как единое историко – культурное пространство.
  2. Способствовать развитию связной речи детей, правильному построению фраз и согласованию всех компонентов речи в предложении.
  3. Развивать эмоциональную выразительность речи.

Формы работы и методы воплощения задач.

Так же, как и на первом этапе, только добавляются совместные прогулки – экскурсии родителей с детьми с инструкцией воспитателя. Чтение и разучивание литературного материала по Петербурговедению.

Особенности реализации педагогического процесса по реализации программы.

Данная программа учитывает особенности детей с общим недоразвитием речи и предполагает разнообразные формы, методы и приемы обучения, учитывает принцип доступности и наглядности предполагаемого материала.

Непосредственная образовательная деятельность в группах строится исходя из рекомендаций по ее продолжительности (не более 35 минут).

Надо отметить, что дети с диагнозом ОНР очень эмоционально лабильны, быстро устают, организация занятия требует постоянной смены деятельности, четкого построения и многократного повторения материала на последующих занятиях и в свободной деятельности, закрепления полученных знаний. Память у таких детей избирательна, они «отбрасывают» всю лишнюю, неинтересную «серу.» информацию. Главное правило здесь – не перегружать лишними словами, но и в то же время не пытаться «упростить» образный язык. Развитию памяти способствуют яркие новые образы, 2 – 3 новых понятия упоминаются вскользь, остальное время уделяется рассматриванию, получению впечатлений, обмену впечатлениями. Не смотреть и запоминать, а видеть и понимать – вот основная задача для них.

Читайте также:  Классическая музыка для развития ребенка слушать онлайн

Через музыку, поэзию необходимо создать эмоциональный настрой на восприятие материала – будь то памятник архитектуры или музейный предмет. Постоянная смена деятельности требует эмоциональной разрядки в виде подвижных игр, развлекательных пауз, музыкально – ритмических движений и танцев.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Ведущие методы обучения во время НОД – метод постановки проблемной ситуации, поисковый и игровой. Эти методы наиболее активизируют мышление ребенка и помогают раскрыть речевой потенциал.

Метод постановки проблемной ситуации, как и поисковый, используется для решения программных задач и направлен на развитие познавательной активности, побуждает ребенка к речевым реакциям. Та информация, которую ребенок получает путем обсуждения с другими детьми, под руководством воспитателя, которую он «проживает» непосредственно, становится ребенку понятней и ближе.

Игра наиболее доступна ребенку. В игровой ситуации ребенок раскрепощается, речь ребенка может быть более активной и спонтанной. На занятиях и в свободной деятельности игра с краеведческой и архитектурной составляющей используется очень широко.

НОД в группе предполагает наличие разнообразного дидактического и наглядного материала, художественной литературы по теме программы. НОД с группой решает широкий круг задач данной программы.

Во время занятий с детьми – логопатами используются специальные приемы коррекции речевого развития.

Необходимо поощрять желание ответить на вопрос, включительно следить за согласованием всех компонентов речи. Используются приемы сопряженной и отраженной речи с проговариванием сложных слов и понятий и истолкованием их.

Для составления описательного рассказа (об архитектурном объекте, памятнике), ребенку предлагается план рассказа или рассказ – образец. Для развития памяти, речевого дыхания, дискуссии, темпа и ритма речи в большом объеме используется разучивание стихотворений, песенок, загадок петербурговедческого содержания.

Проверка эффективности занятий очень разнообразна. Она включает в себя рисунки детей на свободную тему, по впечатлению от увиденного или рассказанного, на специально заданную тему. Рисунки детей тщательно анализируются, особенно рисунки последнего периода обучения, когда развитие мелкой моторики и навыки рисования приходят в норму. Различные дидактические игры «Угадай и назови», «Узнай по описанию» (по силуэту, по части изображения), игры на классификацию и систематизацию (разложи по признакам – дворцы, храмы, музеи), логические задания – «Четвертый лишний», «Чего не хватает», «Сложи по образцу» — помогают проверить степень изученности данного материала, стимулируют логическое мышление.

Решение кроссвордов и ребусов позволяет активизировать словарь детей, узнать степень овладения детьми сложных, новых слов, понимание их значения (музей, архитектор, коллекция, названия музеев, дворцов, памятников культуры и истории, имен архитекторов, выдающихся деятелей прошлого). Причем эффективно решение кроссвордов в прямом и обратном порядке, т.е. с отгадыванием слов по определению, или расшифровкой значений слов в кроссворде.

Важным способом проверки полученных знаний является домашнее задание (только по желанию ребенка) – контрольные листы с заданием раскрасить, найти нужный объект, отгадать ребус или кроссворд. Эти задания дети делают с помощью родителей или самостоятельно. Особый способ – проведение викторин и конкурсов, которые стимулируют мыслительные процессы, речь, быстроту реакции, творческие способности детей.

Программный материал условно поделен соответственно календарным неделям и соответствует поэтапному овладению информацией. Разные формы работы раскрывают одно образовательное содержание, которое распределяется в течении недели.

      Темы недели (примерные):

  1. Мой дом.
  2. Детский сад.
  3. Кто построил дом?
  4. Наша улица.
  5. Наш микрорайон.
  6. Наш микрорайон.
  7. Реки и каналы. Мосты.
  8. Острова.
  9. Домик Петра.
  10. Петропавловская крепость. Часть 1.
  11. Петропавловская крепость. Часть 2.
  12. Адмиралтейство.
  13. Дворцовая площадь.
  14. Церкви и соборы.
  15. Невский проспект.
  16. Памятники и скульптуры.
  17. Площадь Искусств.
  18. Васильевский остров.
  19. Летний сад. Сады и парки.
  20. Праздник города.                        

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

В работе широко используется дидактический материал – игры настольно – печатные и конструкторы деревянные и пластмассовые, модели архитектурных объектов, карты города и района, различные фото и видео материалы.

Многие игры петербурговедческого содержания сложно приобрести в магазинах города, часто – из — за стоимости, тем ценнее общение с «живым» памятником. Открытки и календари с видами города являются не только иллюстрациями к занятиям и беседам, но могут служить и материалом для дидактических игр.

«Найди пару». Цель игры – найти среди открыток парные изображения (лучше фотографии объектов, снятых с разных ракурсов).

«Собери картинку». Большая фотография разрезается на несколько неравных частей.

«Отгадай и назови». Предлагаем ребенку по фотографии описать знание, выбранное из нескольких объектов. Другие дети угадывают.

«Собери картинку из кубиков». Большие по размеру кубики обклеиваются видами города, собирается один объект или несколько: похожих по определенному признаку (вид, назначение, цвет и т.д.).

Мнемотехнические упражнения, знакомые многом воспитателям (цепочка слов – образов, мнемотаблицы) помогают детям запомнить материал в игровой форме.

Широко применяются в работе продуктивные виды деятельности. Они не только развивают мелкую моторику, косвенно способствуя развитию речевых центров головного мозга, но и служат раскрытию творческого потенциала ребенка, способствуют решению многих задач.

Конструирование из специальных строительных наборов («Музеи России», «Архитектура Санкт – Петербурга») – развивает память и конструкторские возможности ребенка, его интерес к строительству, закрепляет название конструктивных особенностей постройки. Но и из обычных строительных наборов из разных материалов можно построить желаемые объекты. Главное дать возможность детям обсуждать и обыгрывать постройку.

Читайте также:  Движущие силы психического развития ребенка шпаргалка

Рисование применяется в разных видах – это и прорисовывание контуров (через копировальную бумагу) с последующим раскрашиванием, и дорисовы вание определенной части здания («чего не хватает»), и коллективное раскрашивание пальчиковыми красками объекта архитектуры с последующим обсуждением.

Аппликация. Как один из вариантов работы предлагается силуэтная аппликация.

Широко используется литературный материал для чтения и разучивания стихотворений о городе.

Для отдыха детей и смены деятельности предлагаем использовать подвижные игры и песни о городе для детей.

Подвижные игры и песни, опубликованные в журналах «Колокольчик»:

  1. «Бегемотик – обормотик»
  2. «Питер стучит кулачками…».
  3. «По болоту Петр шел…».
  4. «Тетя – туча».
  5. «Каменный лев».
  6. «Конка».
  7. «Львы и шары».    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Программа «Дети и город» была создана коллективом авторов в результате участия нашего детского сада № 151 в конкурсе инновационных продуктов. Коррекционные группы детского сада стали экспериментальной площадкой для создания программы «Дети и город». В 2010 году эти организации стали лауреатами конкурса инновационных продуктов за «Комплект методических материалов по развитию речи детей 5 – 10 лет средствами искусства. Опыт сетевого взаимодействия районных экспериментальных площадок».

Программа «Дети и город» является дополнительной программой к  образовательной программе, адаптированной  для воспитанников с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) с диагнозом ОНР И ФФНР.

Отрадно заметить, что она не осталась частью эксперимента. Воспитатели и логопеды работают по этой программе, совершенствуют, улучшают, видоизменяют, в зависимости от возможностей воспитанников.

Источник

Педагогическая разработка «Мастерская педагога. Игровое пособие для детей младшего дошкольного возраста

«Подбери правильно»

Автор: воспитатель Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 37» Коркинского муниципального района, Челябинской области

Шумакова Ольга Александровна.

hello_html_90f9402.png

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

— односложная, состоящая из простых предложений речь;

— несформированность грамматического строя речи;

— нарушение звукопроизношения;

— бедная диалогическая речь;

— трудности в построении монологов;

— отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

— отсутствие навыков культуры речи;

— плохая дикция

— Поэтому перед нами стоит задача: научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять через основной вид деятельности дошкольника — игру.

Одним из средств развития речи дошкольников является дидактическая игра. Дидактическая игра – прекрасный способ учиться с удовольствием. Этот метод хорошо подходит для любого возраста, поскольку организационный процесс занятия позволяет усваивать информацию в занимательной форме, задействуя сразу несколько уровней восприятия. Особенно рекомендованы игры для развития речи дошкольникам, ведь именно в период до 7 лет идет формирование образного восприятия, внимательности, памяти, критического мышления.

Представляю вам свое игровое пособие настольного вида «Подбери правильно», состоящее из серии дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста.

Особенностью дидактических игр является использование их, в основном, для достижения узкой конкретной цели. Например, игры на развитие речевого дыхания, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, игры на усвоение сенсорных эталонов и т.п.

hello_html_1774cbd7.png

. В данном пособии наблюдается интеграциязадач развития детей.

Игры, входящие в пособие способствуют речевому развитию детей (словообразование и словоизменение, расширение и активизация словаря, развитие связной речи);

развитию мелкой моторики, координации движений кисти;

расширению знаний детей об окружающем;

развитию мышления и памяти.

hello_html_1888ec2d.png

В пособие входят:

*4 дидактические игры на темы «Животные», «Насекомые», «Птицы»: «Кто, чем питается»; «Один — много»; «Мамы и малыши»; «Кто, где живет»;

*2 игры на развитие сенсорных представлений (форма, цвет): «На что похоже», «Собери цветочек»;

*1 игра на тему «Профессии»: « Кому, что нужно для работы».

hello_html_5c9a5ec9.png

Пособие состоит из :

* 6 крышек со сменными изображениями (цвета, животные, люди разных профессий, геометрические фигуры и т.п);

*основного «поля» из 6 сегментов, в каждом расположен винт для крышки;

*серия сменных «полей» с изображениями на тематику игры.

hello_html_962b0ce.png

hello_html_715065e5.png

Игровая задача: навинтить крышку с изображением на соответствующий сегмент «поля», в соответствии с поставленной задачей:

-Кто, где живет?

-Найди маму малышам.

-Один-много

-Кто, чем питается?

-На что это похоже?

— Что нужно для работы.

— Какого цвета цветок?

hello_html_368947cf.png

hello_html_59aecf96.png

Ребенок должен соотнести изображения (Нр.: в игре «Кто, где живет?» крышка с изображением собаки должна расположиться на сегменте с изображением конуры), навинтить крышку, проговорить название изображенных предметов. Играющий малыш должен при помощи воспитателя или самостоятельно составить предложения (Нр.: «Собака живет в конуре»; «Цветочек желтый»).

Универсальность пособия в том, что можно увеличивать количество сменных изображений и полей для расширения задач развития, использовать с детьми более старшего возраста с условием усложнения игровых задач и изготовления соответствующих материалов. При дублировании основного и сменных полей, увеличении количества крышек игру можно использовать как настольное лото в работе с несколькими детьми.

Читайте также:  Массаж и гимнастика для развития речи ребенка

Данное пособие я планирую широко применять в своей работе для комплексного решения задач образовательной программы, для индивидуальной работы по развитию и коррекции речевой, познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольника.

Паспорт методического материала

Номинация: «Мастерская педагога» (авторские игры, пособия, дидактические материалы);

ФИО автора: Шумакова Ольга Александровна;

Название методического материала: Игровое пособие «Подбери правильно»

Цель:

Развитие речи, обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста, развитие познавательной активности, внимания, образно-смысловой памяти, логического мышления, мелкой моторики.

Задачи:

— развивать лексико-грамматический строй речи, память, мышление;

— закреплять навык словообразования и словоизменения;

— расширять и активизировать словарь;

— развивать связную речь;

— формировать у детей представления о жизни животных; форме, цвете; профессиях взрослых.

— развивать тактильные ощущения детей, мелкую моторику пальцев рук;

— воспитывать уверенность в себе.

Общее описание: ключевые положения

Игровое пособие настольного вида.

Пособие состоит из:

* 6 крышек со сменными изображениями (цвета, животные, люди разных профессий, геометрические фигуры и т.п);

*основного «поля» из 6 сегментов, в каждом расположен винт для крышки;

*серия сменных «полей» с изображениями на тематику игры.

Необходимое ресурсное обеспечение при применении методического материала

Набор сменных картинок и полей для решения поставленных задач или по желанию детей.

Область применения материала: практическая значимость, ключевые положения

Игровое пособие актуально для дошкольных образовательных организаций, а также для родителей детей дошкольного возраста. Будет интересно детям младшего дошкольного возраста при определённой помощи взрослого и соответственно этому возрасту поставленных задач. В дальнейшем дети могут использовать игру самостоятельно. Игровое пособие можно использовать с детьми более старшего возраста с условием усложнения игровых задач и изготовления соответствующих материалов. При дублировании основного и сменных полей, увеличении количества крышек игру можно использовать как настольное лото в работе с несколькими детьми.

Пособие рекомендовано использовать для комплексного решения задач образовательной программы, для индивидуальной работы по развитию и коррекции речевой, познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольника.

Технология внедрения: что? для чего и зачем? для кого? как?

Игровая задача: навинтить крышку с изображением на соответствующий сегмент «поля», в соответствии с поставленной задачей:

-Кто, где живет?

-Найди маму малышам.

-Один-много

-Кто, чем питается?

-На что это похоже?

— Что нужно для работы.

— Какого цвета цветок?

Ребенок должен соотнести изображения (Нр.: крышка с изображением коровы должна расположиться на сегменте с изображением травы), навинтить крышку, проговорить название изображенных предметов. Играющий малыш должен при помощи воспитателя или самостоятельно составить предложения (Нр.: «Корова питается травой», «Корова щиплет траву»; «Цветочек желтый»)

Соответствие материала требованиям действующего СанПиН

Игровое оборудование соответствует возрасту детей и изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.

Методические рекомендации

В пособие входят:

*4 дидактические игры на лексические темы «Животные», «Насекомые», «Птицы»: «Кто, чем питается»; «Один — много»; «Мамы и малыши»; «Кто, где живет»;

*2 игры на развитие сенсорных представлений (форма, цвет): «На что похоже», «Собери цветочек»;

*1 игра на лексическую тему «Профессии»: « Кому, что нужно для работы».

Дидактическая игра «Мама и малыши»
Цель: учить детей правильно называть животных и детенышей, научить изменять существительные в единственном числе.
(У кошки — котенок; у собаки – щенок; у лошади – жеребенок; у коровы – теленок).
Дидактическая игра «Один — много».
Цель: упражнять детей в умении правильно произносить существительные в единственном числе и в родительном падеже множественного числа.
(Одна мышка — много мышек; один еж – много ежей; один заяц — много зайцев).
Дидактическая игра «Кто, чем питается».
Цель: упражнять детей в умении использовать в речи простые распространенные предложения, употреблять в речи существительные в творительном и дательном, винительном падежах единственного числа.
(Белка ест орехи. Белку накормим орехами. Белке дадим грибы. Корова ест траву. Корова питается травой).
Дидактическая игра «Кто, где живет».
Цель: развивать словообразование, употребляя существительные в предложном падеже; составлять простые предложения.
(Собака живет в конуре. Рыбка живет в аквариуме)

Дидактическая игра «На что похоже».

Цель: Учить соотносить изображение предмета с изображением геометрической фигуры. Различать и называть названия геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. ромб).

Дидактическая игра «Собери цветочек»

Цель: учить различать и называть цвета (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный)

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»

Цель:  Знакомить детей с разнообразием профессий. Систематизировать знания о том, какие инструменты, атрибуты и принадлежности нужны представителям разных профессий для выполнения трудовых операций.

Описание эффектов, достигаемых при использовании материалов

Способствует речевому развитию детей (словообразование и словоизменение, расширение и активизация словаря, развитие связной речи); развитию мелкой моторики, координации движений кисти; расширению знаний детей об окружающем; развитию мышления и памяти.

Возможные сложности при использовании материала

Навинчивание крышки требует точных действий, развитой мелкой моторики, поэтому детям младшего возраста будет необходима помощь педагога.

Источник