Развитие речи ребенка в раннем дошкольном возрасте
Нина Яковлева
Развитие речи детей раннего возраста
Яковлева Нина Ивановна
воспитатель МБДОУ №89 «Ладушки» г. Чебоксары
Раннее детство является важнейшим периодом жизни человека, во многом определяющим все его дальнейшее развитие. В этом возрасте происходит интенсивное развитие двигательной сферы, познавательных процессов, речи. Речь в процессе формирования подвержена сильному влиянию социальных и биологических факторов, что обусловливает многоаспектный подход к вопросу ее изучения. Речевое развитие находится в центре внимания различных наук: физиологии, психологии, лингвистики, а также их отраслей: психофизиологии, нейропсихологии, психолингвистики и др.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Речь является важнейшей психической функцией человека — универсальным средством общения, мышления и организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы — восприятие, память, внимание, воображение — опосредованы речью (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие).
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Большое значение для формирования речи имеет потребность ребенка в общении со взрослым в ходе их совместной предметно-практической деятельности (М. М. Кольцова, А. Н. Гвоздев, А. В. Запорожец и др.).
Развитие речи в раннем возрасте осуществляется не только в процессе общения с взрослым, но и в общении со сверстниками. В возникновении общения между детьми взрослый выполняет важнейшую функцию (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин). На первоначальном этапе дети взаимодействуют друг с другом преимущественно как с объектами действия, стремясь, прежде всего, проявить себя в общении. Именно под влиянием взрослого у детей формируется потребность в общении со сверстниками, которую они учатся выражать как невербальными, так и вербальными средствами.
Таким образом, полноценное общение ребенка с окружающими, взаимодействие с взрослыми в предметно-практической деятельности являются необходимыми условиями развития речи.
Установлена тесная связь и зависимость состояния тонкой моторики кисти руки и уровня развития речи у детей (Н. А. Бернштейн, В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова и др.). По мнению М. М. Кольцовой, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть речевая зона мозга. Кроме того, электрофизиологические исследования позволили фиксировать резкое усиление согласованной деятельности лобных и височных отделов мозга при выполнении ребенком ритмических движений пальцев рук.
Таким образом, отставание в развитии моторики, различные двигательные нарушения могут оказать неблагоприятное влияние на речевое развитие ребенка.
Примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие ручной моторики
1. Игра «Бабушкины очки»
Взрослый демонстрирует ребенку положение пальцев рук: округленные указательные и большие пальцы соединены в кольцо, остальные пальцы на каждой руке сжаты в кулак. Взрослый подносит руки с глазами, имитируя очки, и произносит потешку: «Бабушка очки надела и Настюшу рассмотрела». Затем ребенку предлагается выполнить то же действие.
2. Игра «Зайчик-пальчик»
Взрослый демонстрирует ребенку положение пальцев руки (сначала одной, затем другой): указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец прижимает безымянный палец и мизинец. Взрослый говорит, что в гости пришел зайка, у него длинные ушки:
«Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!»
Взрослый предлагает ребенку изобразить ушки зайчика пальцами сначала одной, затем другой руки и подвигать «ушками» под речевое сопровождение взрослого.
3. Игра «Силачи»
Взрослый и ребенок, сидя напротив друг друга, поочередно зацепляются за одноименные пальцы друг друга и тянут их на себя. Сначала движения выполняются пальцами одной, затем пальцами другой руки.
Во время выполнения движений взрослый называет пальцы руки и читает потешку:
«Пальчик сильный у Никиты, вот какой, вот какой!
Будет мериться он силой и с зайчишкой и со мной!»
4. Игра «Пальчик о пальчик»
Взрослый читает потешку, демонстрирует движения и привлекает ребенка к выполнению движений.
Речь взрослого
Движения
Пальчик о пальчик
Тук-тук-тук.
Пальчик о пальчик
Тук-тук-тук.
Заплясали ручки,
Заплясали.
Ай.
Стучать указательным пальчиком одной руки по указательному пальчику другой руки. Поменять руки.
Вращение кистями рук.
5. Игра «Встреча»
Взрослый читает потешку, демонстрирует движения и привлекает ребенка к выполнению движений.
Речь взрослого
Движения
1. Повстречались два котенка,
2. Два щенка,
3. Два поросенка,
4. Два ягненка,
5. Два теленка.
Соединять одноименные пальцы рук: мизинцы, безымянные, средние,
указательные, большие.
Примеры упражнений, направленных на развитие речевой моторики.
Цель упражнения
Игровое название
1. Развитие подвижности нижней
челюсти
«Домик открываем — закрываем»
«Птенчики клювики открыли — закрыли»
2. Развитие умения округлять и выдвигать вперед губы.
«Поцелуем матрешку»
«Поцелуем матрешку»
«Подуй в трубочку (дудочку)»
3. Развитие силы губ.
«Удержи салфетку» (захват губами салфетки в течение нескольких секунд)
4. Развитие подвижности кончика языка.
«Часики», «Лошадка», «Язычок дружит с носиком», «Вкусное варенье».
Таким образом, можно отметить следующие основные моменты, влияющие на правильное речевое развитие детей раннего возраста:
1. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
2. Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп, и в отношении богатства словаря, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.
3. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок — уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятельности.
4. Воспитательные воздействия должны проводиться постепенно и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.
Литература
1. Волошина Н. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков (для девочек). М., Детство — пресс, 2011 г.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1982 г.
3. Ушакова Т. Н. Психолингвистика. М., Пер — сэ, 2006 г.
4. Эльконин Д. Б. Психология развития. М., Академия, 2001 г. Р
Источник
Королева Наталья
Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста на основе инновационных технологий
21 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.
А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
Целью Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.
Одним из приоритетов государственной политики в области воспитания являются:
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;
В соответствии ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Цель – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Задачи вы видите на слайде.
Задачами первых лет жизни являются развитие речевых способностей детей, во-первых, это — расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка. В младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи.
Работая с детьми раннего и младшего дошкольного возраста можно выделить несколько направлений:
подготовка артикуляционного и дыхательного аппарата;
развитие мелкой моторики;
логоритмика и двигательная активность ребенка;
использование игр-драматизаций, сюжетных, театрализованных игр;
использование моделирования (мнемотаблиц) на этапе перехода в среднюю группу.
1 направление: Подготовка артикуляционного и дыхательного аппарата.
Цель: подготовка и развитие артикуляционного и дыхательного аппарата.
В работе с малышами можно использовать упражнения на развитие речевого дыхания: «Сдуй снежинку», «Бабочка, лети», «Забей гол», «Задуй свечу», «Мыльные пузыри» и другие упражнения, способствующие выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.
2 направление: Развитие мелкой моторики;
Цель: формирование у детей речевой деятельности на основе развития мелкой моторики.
Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. В работе можно использовать такие игры как «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза» и другие пальчиковые игры.
3 направление: Логоритмика и двигательная активность ребенка;
Цель: овладевает двигательными умениями и навыками, при участии речи.
Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. В работе с детьми, я использовал подвижные игры сопровождаются стихами, например, игра «Пузырь», «Колпачек», «У медведя во бору» и др.
Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — развитию речи. Поэтому в своей работе использовала логоритмику.
4 направление: Использование игр-драматизаций, сюжетных, театрализованных игр;
Цель: обогащение словаря, интонационных особенностей, совершенствование артикуляционного аппарата.
Организуя с детьми сюжетные, театрализованные игры, игры-драматизации решаются важные задачи совершенствования всех компонентов устной речи. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительность средств и интонаций, соответствующие характеру героев, их поступков, стараются говорить четко, чтобы его все поняли.
Использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д
Игры-драматизации — это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча.
Интересная методика использование моделирования (мнемотаблиц) на этапе перехода в среднюю группу.
Цель: развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника).
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Взяв за основу инновационные технологии по мнемотехнике с эффективными наглядными пособиями, пользуясь готовыми разработанными схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему дают ощутимый эффект в работе с детьми по обучению связной речи.
Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Поэтому в начале необходимо использовать простейшие мнемоквадраты, в которых изображены 3 – 4 схематичных рисунка (н – р, сказка «Репка», «Курочка Ряба»). Эффективно их можно применять при пересказе небольших и доступных по содержанию текстов, тем самым поддерживать интерес и развивать речевую активность. Когда дети научились использовать мнемоквадраты, постепенно можно вводить мнемотаблицы.
Изучая методическую литературу столкнулась с интересным современным, развивающим пособием для детей, которое называется лэпбук.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book — книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся множество материалов по теме.
Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.
Это дидактическое пособие воспитателя, отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного.
В любое удобное время дети просто открывают лэпбук и с радостью повторяют пройденное. Лэпбук хорошо подойдет для организации непосредственно образовательной деятельности дошкольников в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.
считаю, что речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Дети младшего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя: наборы картинок с реалистичными изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек; наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики; разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой; серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социально-бытовой, крупного формата; разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки); уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов.
Дети общаются со своим воспитателем в различных видах деятельности: хозяйственно-бытовой,трудовой и др. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения и так далее. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя.
Основные требования к речи педагога.
Правильность – соответствие речи языковым нормам.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Уместность – уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
Источник