Развитие речи ребенка в раннем детстве психология

Развитие речи ребенка в раннем детстве психология thumbnail

Развитие речи ребенка в раннем детстве психология В раннем детстве усложняется деятельность малыша, расширяется доступная ему сфера действительности, усложняется общение со взрослыми. Стремление к содержательному общению по поводу предмета побуждает ребенка «искать» новое средство для общения, которым становится речь. Так, новая потребность, вырастающая на основе предметной деятельности, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения.

К активному употреблению речи ребенка побуждает потребность в совместной со взрослым деятельности.

Выделяют три периода в становлении коммуникативной функции слова.
В первом — главным компонентом ситуации выступает предмет. Ребенок тянется к нему, сопровождая действие мимическими и интонационно-выразительными эмоциональными компонентами, смысл которых — воздействовать на взрослого. Если попытки неудачны, то они могут перерастать в выражение неудовольствия, в плач.
Во втором периоде главным компонентом ситуации становится взрослый. Ребенок переводит взгляд с предмета на взрослого и останавливается на последнем. Попытки достать предмет заменяются указательными жестами. Дети стремятся обратить внимание взрослого на свои попытки.
В третьем периоде центр ситуации переносится на слово. Ребенок смотрит на взрослого, присматривается к артикуляции. Появляются первые попытки произнести слово, ребенок строит его артикуляционно-произносительный образ. Исчезают неадекватные речевые пробы. И малыш произносит требуемое слово — название предмета. При этом требуемое действие взрослого с предметом подразумевается.

В возрасте 1 года 2 мес. — 1 года 3 мес. возникает подражание взрослому по инициативе ребенка, малыш повторяет за ним слова, фразы. Новое слово включается в разнообразные комбинации с уже знакомым. Важно, что в раннем детстве ребенок переходит к употреблению осмысленных слов, хотя за словом стоит конкретный предмет, а не обобщенное значение. Слово «чашка» обозначает для него ту чашку, из которой он пьет. А другие чашки, отличающиеся внешним признаком, таким словом не называются.

Постепенно складывается обозначение словом группы предметов на основе наглядных, а не родо-видовых признаков. Достаточно бывает незначительного внешнего сходства по признаку, который бросается в глаза, чтобы малыш обозначил предметы одинаково. Так, словом «ки» он называет кошку, меховой воротник и шубу. Во второй половине второго года жизни слово относится к группе сходных предметов, независимо от некоторых внешних различий: куклы большие и маленькие, резиновые и пластмассовые, знакомые и новые называются одинаково. Бурное развитие предметной деятельности после полутора лет приводит к появлению в речи малыша глаголов, связанных с действием и выражением требований.

В возрасте около 2 лет ребенок задает многочисленные вопросы о названиях предметов, что приводит к скачкообразному увеличению активного словаря. К концу 3-го года жизни в речи дошкольника появляются слова с обобщающим значением, но по своему содержанию отличающиеся от таких же слов в речи взрослого. Говоря «овощи», «игрушки», «одежда», ребенок имеет в виду предметы, которые встречались в его личном опыте и с которыми он действовал, а не абстрактное понятие, основанное на существенных признаках. Таким образом, развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи.

Словарный состав речи — это лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка служит целям общения и познания действительности. Поэтому наиболее существенным является вопрос об усвоении ребенком грамматического строя речи, которое начинается на втором году жизни. В возрасте от 1 года 3 мес-1 года 8 мес. ребенок начинает употреблять слова, выполняющие функцию целого предложения (в неизменном виде во всех случаях, где они используются).

Жесты и мимика, сопровождающие слова, облегчают их понимание окружающими. Малыш произносит «мама» и тянется к игрушке, что означает: «Мама, дай игрушку». Значение таких слов меняется в зависимости от ситуации, в которую они включены. После 1,5 лет движения, звуки и жесты все более заменяются словами, которые превращаются в полноценное средство общения.

В возрасте 1 года 8 мес-1 года 10 мес. в речи ребенка появляются двусловные предложения. Он строит фразы, в которых называет требуемое действие: «Мама, нямням». После 1 года 10 мес. малыш начинает употреблять предложения, состоящие более чем из двух слов. В них он включает свое имя. В 2-3 года быстро увеличивается количество предложений, члены которых согласуются между собой сначала с помощью флексий (2 года 1 мес.-2 года 3 мес), а потом служебных слов (2 года 3 мес-3 года). На втором году жизни появляется особая форма речи — ситуативная, понятная только в контексте конкретной ситуации, в которую включены собеседники. Это эмоциональная, отрывочная, дополняемая жестами и мимикой форма речи.

Ситуативная форма речи ребенка отражает ответы на вопросы взрослого и вопросы самого ребенка, выражает желания малыша, требования, предложения. Строится ситуативная речь как диалог, что связано с недостаточной самостоятельностью ребенка, неотделимостью его деятельности от деятельности взрослых.

В возрасте около 2 лет и особенно на третьем году жизни малыш по своей инициативе начинает отражать в речи все то, что он воспринимает. Возникает описательная речь. Теперь ребенок различает предметы по признакам, количеству и передает эти различия в речи. Он воспроизводит услышанные стихи, сказки, песенки. Речь включается в игру, отражая в ней реальные жизненные ситуации. Появляется способность разговаривать с персонажем игры.

В раннем детстве продолжает развиваться понимание речи взрослых. К концу 2-го года жизни понимание речи основано на правильном восприятии всех звуков родного языка. Слово взрослого управляет вниманием детей, восприятием, движениями, действиями. Ребенок понимает названия предметов, их качества, производимые с ними действия, некоторые оценки. Его поведение начинает подчиняться словесной инструкции взрослого, в связи с чем складываются элементы произвольности. На третьем году жизни малыш под влиянием инструкции взрослого может не только начать, но и затормозить действие, что создает новые возможности для его воспитания, и в частности для усвоения правил поведения.

Важнейшим достижением в развитии и понимании речи является овладение слушанием. В возрасте 1-3 лет интенсивно формируется речевое внимание, умение сосредоточиться не только на звуковой стороне слова, но и на его содержании и переживать по поводу услышанного. Ребенок уже понимает содержание небольших литературных текстов, которое непосредственно связано с его личным опытом или с ситуацией и предметами, воспринимаемыми в момент слушания. На третьем году жизни ребенок воспринимает небольшие рассказы взрослого, состоящие из 3-4 предложений.

Особенности развития речи в раннем возрасте:

  • развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;
  • формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками;
  • складывается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи;
  • формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;
  • появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;
  • возникает описательная речь;
  • ребенок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;
  • речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;
  • формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт.

Источник: 

Урунтаева Г.А., Детская психология

Источник

Одним
из главных событий в развитии ребёнка
раннего возраста является овладение
речью
.

Ситуация,
в которой возникает речь, не сводится
к прямому ко­пированию речевых звуков, 
а должна представлять предметное
сотрудничество ребёнка со взрослым. 
За каждым сло­вом должно стоять то, 
что оно обозначает,  т.е. его значение,
какой-либо предмет. Потребность и
необходимость говорить предполагает 
два главных условия:  потребность 
в  общении  со взрослым и потребность
в предмете, который нужно назвать
.
Ни то ни другое в отдельности к слову
ещё не ведёт.  И только ситуация
предметного сотрудни­чества ребёнка
со взрослым создаёт необходимость
назвать пред­мет и значит произнести
своё слово.

Первые
активные слова ребёнка появляются во
второй половине второго года жизни. В
середине   второго  года 
происходит  «речевой  взрыв»,
который проявляется в резком нарастании
словаря  и  повышенном интересе
ребёнка   к  речи. Третий год
жизни характеризуется резко возрастающей
рече­вой активностью ребёнка. 
Дети  уже  могут  слушать  и 
понимать не только об­ращённую к ним
речь,  но и прислушиваются к словам, 
которые к ним не  обращены. Они  уже
понимают содержание простых сказок и
стихов и любят слушать их в испол­нении
взрослых. Они легко запоминают небольшие
стихотворения и сказки и воспроизводят
их с большой точностью. Они уже пытают­ся
рассказать взрослым о своих впечатлениях
и о тех предметах, которые отсутствуют
в непосредственной близости.  Это 
значит, что речь начинает отделяться
от наглядной ситуации и становит­ся
самостоятельным средством общения и
мышления ребёнка.

Все
эти  достижения становятся возможными
благодаря тому, что ребёнок
осваивает грамматическую
форму речи

которая поз­воляет связывать 
между  собой отдельные слова, 
независимо от реального положения тех
предметов, которые они обозначают.

Овладение
речью открывает возможность произвольного
поведения ребёнка
.
Первым шагом к произвольному поведению
является выполнение
речевых инструкций взрослого
.
При выполнении речевых инструкций
поведение ребёнка определяется не
воспринимаемой ситуацией, а словом
взрослого. Вместе с тем речь взрослого,
даже если ребёнок хорошо её понимает,
далеко не сразу становится регулятором
поведения ребёнка.

Развитие
речи как средства общения и как средства
саморегуляции тес­но связаны: отставание
в развитии коммуника­тивной речи
сопровождается недоразвитием её
регулятивной функ­ции. Овладение
словом и отделение его от конкретного
взрослого в раннем возрасте можно
рассматривать как первый этап в разви­тии
произвольности ребёнка,  на котором
происходит преодоление ситуативности
и осуществляется новый шаг к свободе 
от  непос­редственного восприятия.

49. Предпосылки развития личности в раннем детстве. Особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка.

В
раннем возрасте формируются важные
предпосылки для развития личности.
Определенные изменения происходят,
во-первых, в мотивационной сфере. Детям
раннего возраста свойственна
непосредственность, импульсивность
поведения; они действуют под влиянием
чувств и желаний, которые важны в данный
момент.
Однако постепенно ребенок
овладевает правилами поведения, учится
подчинять свои желания необходимости,
контролировать свои и чужие поступки.
Особую роль в жизни дошкольника играют
чувства, являясь побудительными силами,
главными мотивами его поведения. На
фоне хорошего настроения лучше образуются
условные рефлексы, успешнее формируются
умения и навыки. Положительные эмоции
связаны с активизацией физиологических
процессов в организме, отрицательные
— угнетают их; у ребенка раннего возраста
проявляется целая гамма чувств: любовь
и привязанность к близким людям, смущение
по отношению к незнакомым, огорчение
при неудаче, страх и т. д.
Эмоциональное
состояние ребенка на протяжении первых
лет жизни очень неустойчиво. Малыш легко
переходит от плача к смеху и наоборот,
поэтому его легко успокоить. Поведение
ребенка целиком зависит от внешних
обстоятельств. Чувства побуждают ребенка
к поступкам и в поступках они закрепляются.
Очень рано у ребенка проявляется
способность к сопереживанию: «Увидев,
что младший братик упал и ушибся, девочка
Лида (2 года 7 месяцев) подходит к нему,
гладит по головке, утешает.
Дети хорошо
понимают настроение близких им людей.

Ребенок учится оценивать свои и чужие
поступки. «А я не испачкал ботиночки, я
не пошел в лужу», — похваливает он себя.
Однако сознательно управлять своим
поведением ребенку раннего возраста
еще очень трудно. Особенно тяжело
удержаться от немедленного удовлетворения
возникшего желания (съесть конфетку)
или выполнить непривлекательное действие
по предложению взрослого (убрать
игрушки). В группе детей 2-3 лет уже
проявляется избирательное отношение
друг к другу: чаще играют с одним и тем
же товарищем, замечают, что кто-то из
детей не пришел в ясли. В раннем возрасте
дети могут переживать и чувства ревности,
соперничества.
К старшим детям
трехлетние относятся с благоговением,
очень радуются, когда те приглашают их
играть. К младшим детям доброжелательны,
заботятся о них, опекают. Развитие
эмоциональной сферы ребенка, богатство
и разнообразие возникающих у него чувств
по отношению к окружающим людям является
существенной предпосылкой для формирования
личности.
Особо важным моментом
развития ребенка раннего возраста
является возникновение стремления к
самостоятельности. В этот период
возникают трудности в воспитании —
проявляются эгоизм, капризы, упрямство,
«обесценивание» требований
взрослых.
Возникающие в поведении
ребенка в конце раннего возраста симптомы
упрямства, негативизма показывают, что
отношения совместной деятельности
пришли в противоречие с новым уровнем
его развития. Но «кризис» возникает
только тогда, когда взрослые, не замечая
у ребенка тенденций к самостоятельному
удовлетворению желаний, продолжают
ограничивать его самостоятельность,
сохраняют старый тип отношений,
ограничивают активность ребенка, его
свободу. Если же взрослые тактичны,
замечают самостоятельность, упражняют
ее у ребенка, то трудности либо не
возникают, либо быстро преодолеваются.
Итак, к концу 3-го года жизни развитие
высшей нервной деятельности обеспечивает
активное бодрствование ребенка в течение
6-6,5 часа, умение заняться предлагаемой
взрослыми деятельностью.
Продолжается
интенсивное развитие общих движений
(ходьба, бег и др.), совершенствуется
работа основных анализаторов — руки,
уха и глаза. Предметная деятельность
становится ведущей в психическом
развитии ребенка: в ней особую роль
занимает деловое общение ребенка со
взрослым. В процессе предметной
деятельности зарождается наглядно-действенное
мышление. Развитие подражательных и
собственно произвольных действий
создает предпосылки игровой и
изобразительной деятельности. Ребенок
к 3 годам охотно рисует, лепит, начинает
конструировать. В повседневной жизни
ребенок выработал некоторые гигиенические
и бытовые навыки.
Речь становится
средством общения ребенка, растет его
словарный запас, он овладевает
грамматическим строем языка. Ориентиром
поведения стали оценочные отношения
взрослых. Важнейшим новообразованием
раннего детства является переход к
обозначению себя личным местоимением
— «я сам», появилось осознание себя как
личности. Все эти новообразования
готовят ребенка трех лет к новому
возрастному периоду развития.

Формирование
эмоционально волевой сферы является
одним из важнейших условий становления
личности ребенка, опыт которого непрерывно
обогащается. Развитие эмоциональной
сферы способствует семья, школа, вся та
жизнь, которая окружает и постоянно
воздействует на ребенка. Не зрелость
личности умственно отсталого ребенка
отчетливо обнаруживается в недоразвитии
и специфических особенностях его
эмоционально-волевой сферы.
Эмоционально-волевая сфера признана
первичной формой психической жизни,
«центральным звеном» в психическом
развитии личности.

Источник

Раннее детство – сензитивный период для усвоения речи. К этому времени у ребенка формируются основы фонематического слуха, отрабатываются произнесение речевых звуков. Возникшее понимание и произнесение первых слов увеличивают его познавательные возможности и расширяют формы общения с взрослыми. Возникает новая форма общения – активная самостоятельная речь. Этот скачек в развитии ребенка происходит обычно в возрасте 1,5 – 2 лет.

Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1г. 8 мес. он достигает 100 слов, к 2 годам – 300 слов, к 3 годам – 1500 слов).

Конец второго года жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений. Возникают предложения, состоящие из аморфных слов-корней (однословных и двух- трехсловных). Второй период – усвоение грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. К 3-м годам ребенок овладевает почти всеми падежами (А.Н.Гвоздев).

В начале речь ситуативна и, в связи с практической деятельностью, протекает в форме диалога. Диалог способствует развитию социальных отношений у детей. Ребенок правильно реагирует на слова окружающих, когда они многократно повторены и сопровождаются определенными действиями. Ребенок реагирует не только на слово, но и на всю ситуацию в целом. Постепенно значение ситуации преодолевается, ребенок начинает понимать слова вне зависимости от того, кто их произносит и какими жестами они сопровождаются.

После полутора лет ребенок понимает обращенные к нему просьбы и может действовать по словесным указаниям взрослого. На третье году жизни речевые указания начинают регулировать поведение ребенка в разных условиях, оказывают не только непосредственное, но и отсроченное действие.

Возникает в этот период и описательная речь (развернутая). Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, стихи, рассказы).

На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают не только речь-инструкцию, но и речь–рассказ. Это важное приобретение, так как дает возможность сообщить ребенку информацию о предметах и явлениях, недоступных непосредственному опыту.

Совершенствуются в раннем возрасте и звуковая сторона языка (различение звуков языка – фонематический слух и формирование правильного произношения звуков речи).

Таким образом, развитие речи в раннем возрасте идет по двум направлениям: совершенствование понимание речи взрослого и формирование собственной активной речи.

Развитие мышления ребенка в раннем возрасте

Развитие мышления зависит от деятельности самого ребенка (приобретение чувственного опыта) и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенные названия предметов. Опыт предшествующего действия ребенка отражается в последующих его действиях. Мышление осуществляется в процессе предметных задач и носит наглядно-действенный характер. Надо предоставить ребенку возможность активно действовать с разными предметами, создавая элементы проблемных ситуаций.

В практике действий с предметами ребенок усваивает, что разные предметы могут употребляться по исходным признакам и по сходству деятельности. Это приводит к усвоению обобщенного знания. Овладение практической деятельностью, с одной стороны, и приобщение к речи, с другой, приводит к качественным изменениям в психике ребенка. В раннем возрасте формируются элементы наглядно-образного мышления.

На 3-м году жизни в умственном развитии ребенка начинает формироваться знаковая (символистическая) функция сознания. Знаковая функция сознания усваивается ребенком с помощью взрослого, позволяет выполнять действия не с предметами, а с их заместителями. Она перестраивает все виды деятельности ребенка. Особенностью развития мышления в раннем детстве является то, что разные его стороны: развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, с одной стороны, и усвоение знаковой функции сознания – с другой, пока еще разобщены, не связаны между собой.

5.3. Личностные новообразования раннего возраста

Важным достижением раннего возраста является овладение прямохождением. Вначале движения ребенка скоординированы недостаточно. Здесь необходимо одобрение взрослого, его поддержка. Постепенно ребенок начинает испытывать удовольствие от владения своим телом. По мере совершенствования двигательного аппарата, совершенствуется и процесс ходьбы. Для ребенка второго года жизни ходьба становится потребностью. К 1г.9м. – 1г.10м. хождение автоматизируется, и потребность в передвижении несколько ослабевает. Самостоятельное передвижение расширяет контакт ребенка со средой и вносит известные изменения в отношения с окружающими. Увеличиваются двигательные возможности, расширяются познавательные возможности ребенка. Мышечное чувство становится опорой в восприятии расстояния и пространственных отношений предметов. Ходьба позволяет ребенку практически узнать предметы с разных сторон – их форму, величину, цвет и пр. Овладение прямохождением не только ведет к расширению поля взаимодействия с окружающим миром, но и способствует развитию его самостоятельности.

В раннем возрасте формируются важные предпосылки для формирования личности. Детям свойственна непосредственность, импульсивность поведения. В этом возрасте ребенок начинает знакомиться с правилами поведения, контролировать свои и чужие поступки. Однако сознательно управлять своим поведением ребенку еще пока трудно, ему тяжело удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания.

Важным моментом развития ребенка является возникновение стремления к самостоятельности. Оно обозначает одновременно появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желанием взрослых, что находит свое выражение в настойчивом: «Я хочу», «Я сам». К 3–м годам ребенок начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я», т.е. у него возникают начальные формы самосознания, что связано с отделение себя от своих действий. С осознанием делового сотрудничества с взрослым у ребенка формируются целеустремленность, способность с помощью старших соотносить полученный результат с исходным намерением, сравнить то, что получилось, с тем, что хотел получить. В случае удачи у ребенка возникает гордость за собственное достижение – еще одно личностное новообразование раннего возраста.

Кризис трех лет

Хотя роль взрослого в раннем детстве остается ведущей, стремительно нарастает тенденция к самостоятельности, стремлению действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста это находит свое выражение в требованиях ребенка: «Я сам».

К трем годам у ребенка появляются свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослого. До этого между желаниями ребенка и взрослого не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка становятся определенными и настойчивыми, что подтверждается настойчивым «Я хочу!». Это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризис трех лет. Критическим этот период является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.

Кризис 3-х лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса:

Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все сделать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает чего-либо только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка. Пи яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит взрослый. Как только взрослый соглашается с ним, его «мнение» резко меняется на противоположное. Иногда поведение ребенка не только не зависит от воспринимаемых обстоятельств, но и противоречит очевидности. Такое поведение вызвано не предметной ситуацией, а отношением к человеку.

Упрямство. Эта реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Оно состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него.

Строптивость. От негативизма строптивость тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а протв образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что спокойно делал раньше.

Своеволие. Это стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок хочет делать что-то сам, причем речь идет не просто о физической самостоятельности (как это было при кризисе первого года жизни), а о самостоятельности собственного замысла и желании его реализовать.

Обесценивание взрослых. Ребенок может начать обзывать взрослых бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно также он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними.

Протест-бунт против окружающих. Ребенок как будто находиться в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссориться с ними, ведет себя агрессивно.

Вместе с тем ряд психологических наблюдений показывает, что далеко не всегда 3-летние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведения, или быстро их преодолевают. В тоже время их личностное развитие проходит нормально. Следует различать субъективный кризис и объективный.

Субъективный кризис – обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне он не всегда сопровождается негативным поведением ребенка.

Контрольные вопросы

1. Раскрыть роль взрослого в овладении ребенком предметной деятельностью.

2. Охарактеризовать соотносящие и орудийные действия.

3. Охарактеризовать предпосылки возникновения игровой деятельности ребенка.

4. Доказать, что ранний возраст является сензитивным для развития речи.

5. Описать симптомы кризиса трех лет.

6. Выделить основные достижения в развитии ребенка к концу периода раннего детства.

7. Выделить психологические предпосылки игровой деятельности в раннем возрасте.

8. Что является стимулом развития речи ребенка в раннем возрасте.

Темы рефератов

1. Предметная деятельность как ведущая деятельность детей раннего возраста.

2. Ходьба и ее значение в психическом развитии ребенка.

3. Психологический анализ детских рисунков.

4. Развитие активной речи в раннем возрасте.

5. Формирование психологических предпосылок игровой деятельности.

6. Предпосылки развития личности в раннем детстве.

Рекомендуемая литература

Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1972.

Выготский Л.С. Детская психология //Соб. соч., т.4, М., 1984.

Детская психология /под ред. Я. Л. Коломенского, Е. В. Панько. Минск, 1988.

Лешли Д. Работа с маленькими детьми. М., 1991.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

Люблинская А.Л. Детская психология. М., 1985.

Мухина В.С. Детская психология. М., 1985.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2001.

Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. – М., 2002.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.-П., 2001.

Эльконин Д.Б. Детская психология. М.,1960.

Глава 6



Источник