Развитие речи ребенка в норме и патология

Развитие речи ребенка в норме и патология thumbnail

РАЗВИТИЕ
РЕЧИ У ДЕТЕЙ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ.

Речь
– явление социальное, и служит средством
общения людей друг с другом. Благодаря
речи малыш познает окружающий мир,
накапливает знания, расширяет круг
представлений о предметах и явлениях,
овладевает нормами общественного
поведения. Усвоение речи в дошкольном
возрасте является необходимым условием
для овладения грамотой, и дальнейшего
обучения в школе. Даже незначительные
недостатки в развитии речи ребенка,
могут привести к трудностям освоения
им процессов чтения и письма в школе.
Поэтому очень важно выявить неблагополучие
речевого развития ребенка, и преодолеть
его как можно раньше. Именно поэтому,
следует внимательно следить за развитием
речи своего ребенка. А чтобы увидеть,
есть ли проблемы у ребенка, и в чем они
заключаются — необходимо сопоставить
развитие речи в норме, с тем, как протекает
речевая деятельность Вашего.

РАЗВИТИЕ
РЕЧИ В НОРМЕ.

   Первый
крик

своего малыша родители слышат еще в
родильном зале. Он должен быть ясным,
чистым, не хриплым. Рефлекторные крики
сохраняются у малыша до восьми недель.
Криком ребенок сигнализирует о состоянии
дискомфорта.    

  Возраст
от 2 до 5 месяцев

период гуления. Ребенок активно гулит,
произносит нараспев отдельные звуки и
их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха»,
«авя», «угу».Появление гуления связано
с эмоциональным общением со взрослым.
Разговаривая с крохой, вы стимулируете
его речевое развитие.

  В
2,5—3 месяца
у
младенца появляется первый смех. Он с
удовольствием заливисто хохочет, что
способствует развитию его речевого
дыхания. В этом возрасте малыш отвечает
улыбкой на обращение взрослого, ищет
источник звука в пространстве, поворачивая
голову.

  В 4
месяца
у
ребенка отмечается так называемый
«комплекс оживления» со смехом, при
эмоциональном общении со взрослым.
Малыш радостно стучит ножками и машет
ручками, гулит и смеется, в ответ на
обращение мамы или другого взрослого.

  К 5—6
месяцам,
нормально
развивающийся младенец начинает
лепетать, произносить слоги и цепочки
слогов с губными звуками: «ма-му-ма»,
«пу-па», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев
у малыша появляется внимание к артикуляции
взрослых. Он следит за тем, как Вы
произносите звуки.

  Примерно
с 7 и 8 месяцев
в
речевом развитии малыша начинается
период лепетного декламирования. Ребенок
произносит цепочки слогов с разными
интонациями.

  К 10
месяцам

малыш научится понимать и произносить
слова «да» и «нет», сопровождая их
соответствующими жестами. В это время
эмоциональное общение с ним приобретает
особенное значение для его развития.
Ребенок все чаще произносит слоги и
цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.

  К году
в
его словаре будет уже 10—15 осознанно
произносимых лепетных слов: «мама»,
«папа»,«баба», «дай», «на», «пить»,
«ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п.

  К
1,5—2 годам

в речи крохи должны появиться предложения:
«Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут»,«Хочу
пить чай!» Можно отметить появление 
в  активной речи ребенка первых
прилагательных: «хороший», «плохой»,
«большой», «маленький», «красный». Не
огорчайтесь, если они будут звучать как
«хаёси», «пахой», «басёй», «маикий»,
«касий».

  К 3
годам

из речи ребенка уходит так называемое
физиологическое смягчение (до этого
малыш практически все согласные звуки
произносил смягченно). Ребенок правильно
воспроизводит гласные, и все простые
согласные звуки ([б], [б’], [п], [п`], [м], [м`],
[т], [т`], [н], [н’], [к], [к’], [г] [г’], [в], [в’], [ф],
[ф’]), строит простые распространенные,
или даже сложносочиненные предложения
(«Папа купил мне новую грузовую машину»,
«Мы не ходили утром гулять: на улице шел
дождик»). Хотя в его речи еще достаточно
много грамматических ошибок («пить
чашки», «копать лопатком»). Он легко
запоминает и рассказывает небольшие
стишки.

  К 4
годам

малыш уже правильно произносит свистящие
звуки [с], [с’], [з], [з’] использует в речи
сложноподчиненные предложения, употребляя
такие, как («Я люблю рисовать красками,
потому что они разноцветные»). Он с
удовольствием рассказывает о том, что
видел на прогулке или по телевизору,
что ему прочитали. Не стоит настаивать
на том, чтобы ребенок правильно произносил
в этом возрасте звук [р]. Очень часто
желание мамы и папы научить ребенка
овладеть сложным звуком, и неумение
делать это, приводят к возникновению
серьезного нарушения звукопроизношения.

  К 5
годам

ребенок уже активно употребляет
обобщающие слова («одежда», «овощи»,
«животные» и т.п.), называет широкий
круг предметов и явлений окружающей
действительности. В словах уже не
встречаются пропуски, перестановки
звуков и слогов; исключение составляют
только некоторые трудные незнакомые
слова (экскаватор). В предложениях
используются все части речи. Малыш
правильно произносит шипящие звуки
[ш], [ж], почти не допускает в речи
грамматических ошибок, может связно
рассказать о том, что изображено на
серии картинок или на одной картинке.

  В 6
лет

нормально развивающийся ребенок
правильно произносит все звуки родного
языка, практически не допускает в речи
грамматических ошибок, владеет всеми
формами устной речи: диалогической и
монологической, контекстной и ситуативной.

  С 7
лет

начинается школьный период развития
речи ребенка.

Примерные
сроки формирования звуков речи.

0-1
год

1-2
года

2-3
года

3-4
года

4-5
лет

а,
у, и,

п,
б, м

о
н,
т’, д’,

т,
д, к, г, х

в,
ф

й,
л’, э, с’

ы,
с, з
,
ц

ш,
ж, ч, щ

л,
р, р’

      Дети
с нарушениями речи — это дети, имеющие
отклонения в развитии речи при нормальном
слухе и сохранном интеллекте. Нарушения
речи многообразны, они могут проявляться
в нарушении произношения, грамматического
строя речи, бедности словарного запаса,
а также в нарушении темпа и плавности
речи.

ПРОЯВЛЕНИЯ
РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В МЛАДЕНЬЧЕСТВЕ И
РАННЕМ ВОЗРАСТЕ:

        К
концу 1-ого месяца ребенок не кричит
перед кормлением;

        к
концу 4-ого месяца не улыбается, когда
с ним говорят и не гулит;

        к
концу 5-ого месяца не прислушивается к
музыке;

        к
7-ому месяцу не узнает голоса близких,
не реагирует на интонации;

        к
концу 9-ого месяца отсутствует лепет, и
ребенок не может повторять за взрослыми
звукосочетания и слоги, подражая
интонации говорящего;

        к
концу 10-ого месяца малыш не машет головой
в знак отрицания, или ручкой в знак
прощания;

        к
1 году ребенок не может произнести ни
слова и не выполняет простейшие просьбы
(«дай», «покажи», «принеси»);

        к
1 году 4-м месяцам не может назвать маму
«мамой», а папу «папой»;

        к
1 году 9-ти месяцам не может произнести
5-6 осмысленных слов;

        к
2 годам не показывает части тела, которые
ему называют; не выполняет сложные
просьбы («пойди в комнату и возьми там
книгу») и не узнает близких на фотографиях;

        к
2,5 годам не знает разницу между понятиями
«большой» и «маленький»;

        в
3 года не может пересказать короткие
стихи и сказки, не может определить,
какой из предметов самый большой, не
может сказать, как его имя и фамилия;

        в
4 года не знает названия цветов, не может
рассказать ни одного стихотворения;

          
ПРОЯВЛЕНИЯ
РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ  В ДОШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ:

•   
Нарушения звукопроизношения: неправильное
артикулирование звуков, пропуски, замена
звуков

•   
Нарушение слоговой структуры слова –
пропуски, перестановки слогов в слове

•   
Лексические недостатки: бедный словарный
запас, непонимание значение и смысла
слов

•   
Неправильное грамматическое оформление
высказывания, пропуски предлогов и
союзов, нарушение в согласовании слов
(в роде, числе и падеже).

•   
Затруднения в пересказывании, построении
самостоятельного связного высказывания

•   
Темпо-ритмические недостатки: ускоренный
или замедленный темп речи, запинки,
спотыкание, необоснованные остановки
в речи, скандирование (послоговое
произнесение) слов.

Источник

Речевое развитие детей: норма и патология

Первый зубик, первый самостоятельный шаг, первое слово… Как много значат эти события для всех родителей. Хочется, чтобы ребенок был самым умным, самым сообразительным, в общем, самым-самым во всем.

В поликлиниках и на детских площадках молодые мамочки любят хвастаться достижениями своих малышей. Стоит ли расстраиваться, если ребенок не говорит в те же сроки, что и сверстники? Ведь речь – важнейшая форма общения. Когда же дети должны «заговорить»?

Нормы речевого развития детей

Первый год жизни можно назвать подготовительным в развитии речи. Первые три месяца ребенок начинает реагировать на обращенную речь — затихает, замирает, прислушивается к словам. Крик ребенка становится все более модулированным, появляются нотки радости и недовольства.

Следующие четыре месяца своей жизни малыш радует родителей гулением и лепетом. Гуление представляет собой протяжные гласные звуки. Лепет – это сочетания звуков, имитирующие «взрослую» речь, не несущее смысловой нагрузки.

Возраст 6–10 месяцев можно охарактеризовать фазой активного лепета, воспроизведения целого ряда сложных слоговых цепочек. В этот период ребенок начинает понимать речь, смотреть или даже указывать на называемые мамой предметы.

К 10-12 месяцам дети повторяют звуки и слоги вслед за взрослыми, понимают ряд инструкций («дай игрушку», «как дитя спит?»), произносят первые «лепетные» слова: «ава» — собачка, «му» — корова и т.п. Слова, состоящие из одинаковых слогов («баба», «мама», «ляля») появляются к концу первого года жизни.

К 1,3 года словарный запас составляет порядка 6-9 слов. Ребенок пока не умеет изменять их по падежам и родам.

К 1,8-1,10 года появляется фраза, представляющая из себя набор 2-3 слов, связанных лишь интонацией.

Ближе к двум годам словарный запас пополняется до 50 слов и ребенок начинает улавливать связь между словами в предложении, однако в речи все еще присутствует большое количество аграмматизмов («хочу гулять улика»).

В возрасте 2-2,6 лет в речи детей появляются простые предлоги («у», «с», «на», «в»), предложения состоят уже из 5-8 слов. Следующие полгода ребенок совершенствуется в употреблении служебных частей речи, использует сложные предлоги («из-за», «из-под»). К школьному возрасту речь детей совершенствуется, словарный запас обогащается, уровень владение языком становиться очень высоким.

Не стоит паниковать, если речевое развитие ребенка несколько отличается от приведенных выше норм, ведь речь развивается в зависимости от условий жизни и воспитания. Рамки достаточно гибкие. Отклонения от норм в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-4 месяцев. Однако существуют признаки, указывающие на отставание в речевом развитие, на которые следует своевременно обратить внимание.

Нарушение речи: тревожные признаки

Частой ошибкой молодых родителей является легкомысленное отношение к неправильной речи ребенка. Ведь даже небольшой с первого взгляда речевой дефект может быть следствием серьезного неврологического заболевания или задержки психического развития.

На что необходимо обратить внимание:

4 месяца

– нет эмоциональной реакции (улыбка, смех, оживление) на жесты и обращенную речь.

9 месяцев

– отсутствие лепета.

18 месяцев

– ребенок испытывает сложности в глотании, сосании, жевании; не произносит простые слова;

– не понимает своего имени и названия окружающих предметов.

2 года

– словарный запас не пополняется и ограничивается несколькими словами.

3 года

– речь представляет собой отдельные слова;

– ребенок не в состоянии составить фразу;

– произношение непонятно даже в семейном кругу;

– темп или слишком быстрый (с глотанием окончаний) или слишком медленный;

–понимание простых инструкций и рассказов ограничено, одним словом называются разные вещи;

–произошло «затухание речи» — речь появилась, а потом ребенок замолчал.

Кто разговорчивее: мальчик или девочка
Не стоит забывать, что мозг девочек и мальчиков уже с рождения развивается по-разному. Речевые способности также отличаются. Для девочек характерно более раннее начало речи (примерно на 4-5 месяцев). Словарный запас быстро пополняется словами, обозначающими предметы. Мальчики начинают говорить позже. Зато у них, в отличие от девочек, достаточно быстро формируется грамматически оформленная фразовая речь. Преобладают глаголы.

Причины задержки речи

1. Наследственная предрасположенность. Нарушение речи может передаваться генетически, чаще по мужской линии (может быть скачок через поколение).

2. Неблагополучное протекание беременности – пагубное влияние алкогольных и наркотических средств на плод, неблагоприятное воздействие лекарственных препаратов, вирусные и инфекционные заболевания матери, поздние токсикозы и т. п.

3. Осложненное течение родов. Родовые травмы, стремительные или затяжные роды, большой безводный период, асфиксия плода.

4. Заболевания ребенка. Различные наследственные заболевания (тугоухость, глухонемота, эпилепсия, мигрень), патологии ротовой полости (короткая уздечка, расщелины неба, аденоиды). Нейроинфекции, травмы головного и спинного мозга, повреждения шейного отдела позвоночника, психические и интеллектуальные отклонения, инфекционные и вирусные заболевания.

5. Ошибки в воспитании. «Педагогическая запущенность» детей из неблагополучных семей. Недостаточное внимание к развитию ребенка или, наоборот, повышенная опека. Билингвизм (двуязычие) в семьях, приводящий к множественным ошибкам в речи.

Задержка речи: как быть?

Любой недостаток ребенок воспринимает острее, нежели взрослый. Именно поэтому поддержка семьи – это залог успешного разрешения проблем. Отношение к дефекту речи ребенка должно представлять некую «золотую середину». Заострение внимания на существующие недостатки в произношении ведет к выработке комплекса неполноценности и нежеланию общаться. С другой стороны, из-за равнодушного или попустительского отношения родителей к речевым дефектам ребенок придет к выводу, что его речь нормальна и нет необходимости что-либо исправлять.

Не стоит спорить со специалистами, если они говорят о возможных проблемах в речи. Многие родители думают, что если ребенок четко выговаривает звуки, то проблем в речевом развитии нет. Это заблуждение. На грамматические и речевые ошибки необходимо обращать внимание уже с малых лет. Неправильное изменение слов («ухи», «много ключёв»), неумение составить рассказ, пропуски и замены предлогов – все это может в дальнейшем мешать хорошей успеваемости в школе.

Помните, что задержка развития речи успешно исправляется, а то и вовсе устраняется с помощью логопеда и регулярного выполнения домашних занятий с ребенком.

Юлия СТЕПАНОВА,

логопед, психолог

Читайте также:

Советы логопеда: как говорить правильно?
Говорим правильно!
Поход в детский сад: проблемы и решения

nebolei.ru »

Источник

Развитие речи в норме описывается ВОЗ (всемирной организацией здравоохранения), педиатрами РФ. Многолетний опыт позволяет ученым и практикам сделать вывод, как должно протекать развитие малыша от рождения до школьного возраста, когда появляются в норме первые слова, речь становится связной и логичной. Опираясь на имеющиеся данные, можно понять, имеются ли у ребенка нарушения, стоит ли обращаться к логопеду, неврологу.

Что такое норма речевого развития

Нормы речевого развития от 0 до 6 лет

Педиатры, неврологи, логопеды, педагоги в работе с детьми опираются на нормы речевого развития. К ним относятся свойственные каждому отдельному периоду жизни ребенка прогрессы в говорении, эмоциональном развитии. С рождения специалисты наблюдают за малышом, как он учится отзываться на голос взрослого, реагирует на речь извне, начинает «гулить», лепетать и постепенно приходит к полноценному процессу говорения.

Психологи предупреждают, опираться полноценно на критерии ВОЗ не стоит. Каждый ребенок индивидуальность, личность, которой свойственны отличительные качества. Один малыш может заговорить в 2 года, другой в 3 и это будет являться нормой. Главное, вовремя реагировать на отставание в речевом развитии, заниматься с ребенком, проходить обследование. Зачастую проблемы кроятся в свойствах характера крохи.

Нормы речевого развития по возрастам

Ошибочно мнение, что речь зарождается, когда малыш произносит первое небольшое слово. Формирование происходит сразу после рождения, когда новорожденный учится воспринимать и понимать родителей, слушать и слышать, воспроизводить звуки (акт гуления), лепетать. Первая улыбка − это тоже речевое развитие. Для малышей до года свойственно эмоциональное жестовое общение с помощью движений, мимики.

После года наступает пора, когда ребенок может не только показать, но и пытается объяснить, что ему нужно. В такой период важно подыграть крохе и можно специально попросить его проговорить слово, сделать вид, что взрослый не понимает малыша. Это стимулирует к познанию, процессу говорения. Ребенок понимает, если он хочет что-то получить, нужно потрудиться, произнести слово так, чтобы его поняли.

От 0 до года

Развитие ребенка от рождения до года

Представленная таблица помогает определить наличие отклонений у ребенка от норм, понять, стоит ли обращаться за помощью к профессионалу. Не стоит забывать, что может быть отклонение от нормы в несколько недель, месяц. Воспринимать информацию нужно в совокупности. Только если ребенок на протяжении нескольких месяцев отстает от параметров ВОЗ, можно обращаться к неврологу.

Возрастной этапХарактеристика
0-2 месяцаПоявление реакции на взрослую речь, ребенок смотрит в сторону того, кто обращается к нему. Возникают первые звуки, улыбка, спонтанные вокализации, эмоциональные всплески при общении с близким человеком.
3 месяцаВажный этап в развитии речевого дыхания. Появляется первый смех, «гуление», «воркование». Новорожденный экспериментирует с гласными: протягивает, поет.
4 месяцаВозраст, когда появляется комплекс оживления, ребенок проявляет радость в ответ на общение со взрослым. Плавно один звук переходит в другой: «ооооооуууу, ааааааооооо».
5 месяцевВозникают первые попытки сказать что-либо с помощью звукослияния: ма, ба, па, ня, ди и т. д. Гласные начинают соединяться с согласными, возникает активное гуление.
ПолгодаМалыш всё больше пытается войти в контакт со взрослым при помощи лепета, гуления, возникает спонтанное соединение слогов: гуга, дади, нати, мами, баба и т. д.
7 месяцевРебенок активно использует лепет в разговоре, понимает, что речь диалогична. После произнесенных фраз (гага, ба, мама, ня и т. д.) малыш делает паузу, ждет ответную реакцию собеседника.
8-12 месяцевКроха может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова: мама, дай, папа, на, незя. К 11-12 месяцам ребенок знает до 15 слов, активно использует их в речи.

От года до 7 лет

Дети от года до семи лет

Активно проявляются зачатки речи в дошкольном периоде. В 3 года важно провести первую диагностику, показать ребенка логопеду, если имеется отставание в развитии, возникли неврологические проблемы. Ранняя консультация поможет малышу легче адаптироваться в детском саду, освоить процесс говорения.

ВозрастХарактеристика
От 1 до 2 летНа втором году жизни появляются несложные предложения в общении: «Мама кушать», «Баба дай» и т. д. Словарный запас колеблется от 30 до 50 слов к 1,5 годам. В 2 года ребенок должен знать до 200-300 слов. Появляются первые слова и интерес к окружающему миру: что это, кто это, зачем? Таким образом малыш познает действительность, важно помогать ему в этом.
От 2 до 3 летНормы речевого развития детей дошкольного возраста связаны в большей степени с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, внедрением в социальную среду. У крохи появляются первые предложения, окрашенные по смыслу и контексту: «Хочу домой», «Мама пойдём гулять». К 3 годам сохраняются трудности в звукопроизношении свистящих, шипящих, сонорных: р, н, л, м, щ, ш, ч, ц, с. Словарный запас к 3 годам увеличивается до 100 слов.
От 4 до 5 летВозникает второй период вопросов: почему, зачем, как? Малыш активно познает окружающий мир с помощью взрослого и самостоятельно. Дети разговаривают к 4 годам предложениями, речь дошкольника становится более связной, контекстной, содержательной. В 4 года кроха может называть группу предметов, пересказывать с помощью взрослого небольшой рассказ, заучивать стишки. Словарный запас к 5 годам увеличивается до 2000 слов. В речи малыша присутствуют все части речи: местоимения, причастия, наречия, прилагательные, глаголы, существительные.
От 5 до 7 летРебенок активно участвует в разговоре, может составлять содержательные рассказы к 6 годам. Без помощи взрослого способен пересказать небольшой рассказ, стихотворение. Умеет составлять несколько предложений, текст по картинке. К 6-7 годам должны отсутствовать дефекты в произношении звуков. Словарный запас к 7 годам до 2500 слов.

Советы логопеда

Если невролог или психиатр при первом осмотре поставил ребенку диагноз ЗРР (задержка речевого развития), не стоит паниковать. У каждого ребенка имеется запас времени до 3 лет, когда он может начать говорить. Это может произойти в год, опережая развитие по нормам ВОЗ или ближе к 3 годам. Главное, при недоразвитии речи пройти полноценное обследование, чтобы исключить наличие патологий неврологического или органического характера.

Если помимо ЗРР врачи не ставят малышу сопутствующих диагнозов, ребенок вполне здоров, задержка речи − его индивидуальная особенность, он заговорит позже. Родители в силах помочь крохе быстрее справиться с трудной задачей, для этого нужно:

  • больше читать сказки, петь песенки, рассказывать истории и стихи малышу;
  • гулять на свежем воздухе и общаться с крохой во время прогулки, обсуждая окружающие явления природы;
  • играть в подвижные и настольные игры, проговаривая цвета, формы, времена года и т. д.;
  • собирать с малышом пирамидку, кубики, мозаику;
  • больше разговаривать с малышом, даже если он пока не может полноценно ответить взрослому;
  • посещать театры, спектакли, цирк музеи.

Следует уделять достаточно времени для общения с ребенком. Желательно отказаться от просмотра телепередач и компьютерных игр. Внимание и родительская любовь помогут в речевом развитии и создании хорошей базы для получения новых знаний.

Источник