Развитие речи ребенка учебное пособие

Развитие речи ребенка учебное пособие thumbnail

В последние полгода у Яны (ей сейчас 2 года 9 месяцев) случился прорыв в развитии речи в связи с этим я решила рассказать о хороших книгах по этому направлению.

Содержание

  • Книги для самых маленьких (как разговорить ребенка, пальчиковая гимнастика);
  • Шикарные сборники пальчиковой и артикуляционной гимнастики.

Книги по развитию речи для самых маленьких

Начну с книг для самых маленьких, малышей 1-2 лет.  По рекомендации дефектолога Жияновой Полины Львовны, которая консультирует на РусМедСервере, я обратила внимание на книги Елены Янушко. Полина Львовна рекомендует книгу «Развитие речи у детей 1-3 лет» (Лабиринт, My-shop, ). У этой книги существует несколько изданий. Я прочитала её в старом издании в электронном виде.  Книга содержит теорию по развитию малышей, в том числе описание сюжетных, пальчиковых игр и многое другое, что вызывает эмоциональный отклик и задействует центры ответственные за речевое развитие.

Серия «Новый ребенок» (Лабиринт, My-shop, )

В нашу библиотеку я приобрела несколько тоненьких книжек практической направленности этого же автора — Елены Янушко из серии «Новый ребенок».

Серия отличается плотной бумагой и глянцевой обложкой. Также предусмотрен картонный вариант для самых маленьких. Книжки для разных возрастов отличаются цветом обложки. С маркировкой 1+ —  фиолетовые, 2+ — оранжевые, 3+ — розовые.

Пока я не понимала механизм развития речи у детей я их недооценивала. Мне казались они слишком простыми, ведь ребенок в указанном возрасте способен понимать гораздо большее. Когда Яна стала более осознанной и начала сама выбирать для себя чтение, то стало ясно, что она любит простые тексты со множеством повторений. Некоторые книжки по её просьбе требованию мы читаем по 5 раз подряд. Иногда Яна просит еще больше, но я в таких случаях переношу чтение на другое время. Думаю, если бы я читала именно эти книжки по 5 раз в день с конца первого года, то темпы развития речи Яны были бы более быстрыми.

«Маленькие истории про Котенка». Книжка в фиолетовой обложке для малышей от 1 года. Этой  книжки сейчас уже нет в продаже, но есть подобные истории про других зверят (Лабиринт, My-shop, ). На каждой странице приведена коротенькая история со словозаменителем. Помимо этого, в книжке приведены задания другого типа — на внимательность, двигательную активность и т.п. Пара разворотов:

«Что умеет Зайка» (Лабиринт, My-shop, ). Для развития речи малышей от двух лет в серии «Новый ребенок» предназначен цикл книжек про зайку. У нас только одна книжка из этого цикла. Оформление и содержание подобное фиолетовым книжкам с историями про зверят. На каждой странице размещен короткий текст, словозаменитель и дополнительное задание. Отличие книг для развития речи с маркировкой 2+ от 1+ только в глубине раскрытия темы. Так как у нас есть горячо любимая Яной «Великая книга о зайке» (Лабиринт, My-shop, ), то она полностью затмила зайку Янушко. Фото разворотов:

«Где ты?» (Лабиринт, My-shop, ). Книжка для изучения предлогов. Маркирована 3+. У Яны отлично пошла в 2 года. Развороты:

«Загадки с сюрпризом» (Лабиринт, My-shop, ) На каждой странице книги размещено по три загадки. Перед чтением, страницу необходимо разрезать на три части и свернуть каждую часть напополам. Сюрприз заключается в том, что картинка с ответом прячется под текстом загадки. 

В этой книге часть стихотворных загадок, часть в виде вопросов. Многие из загадок действительно категории 3+, так как требуют достаточно обширных знаний окружающего мира:

  • Чем питается лось?
  • Как зовут детеныша лося?
  • Из чего появляются дети лягушки — головастики?
  • Сколько у паука лап?

«Альбом по развитию речи для самых маленьких» авторов С.В. Батяева, Е.В. Савостьянова (My-shop, )
Этот альбом один из лучших для самых маленьких. На мой взгляд, он может быть полезен с 10 месяцев.  В альбоме собраны разнообразные развивающие материалы (ситуативные картинки, пальчиковые игры, логопедические игры с язычком, игровые зарядки, подборка картинок с самыми простыми для произношения звуками, словозаменителями и словами и многое другое). Первое время я относилась к нему предвзято из-за иллюстраций, выполненных в разных стилях. По мере взросления Яны, я поняла насколько удачно в нем подобран материал и сейчас уверенно утверждаю, что это очень полезная книга.
Задания действительно соответствуют заявленной категории — для самых маленьких. В полтора года Яна выполняла с огромным энтузиазмом практически все задания на развитие мышления, которые не требуют умения разговаривать. Несколько разворотов, чтобы вы смогли оценить иллюстрации (фото разворотов кликабельны):

Кстати, в прошлом году в продаже появился «Большой альбом по развитию для самых маленьких» (my-shop, ) тех же авторов, но в три раза больше по объему страниц. Также хочется обратить внимание на другие книги серии «Говорим правильно» от Росмэна (my-shop).

Шикарные сборники пальчиковой и артикуляционной гимнастики

«Большой логопедический учебник» (Лабиринт, My-shop, ). В начале бурного развития речи (в 2 года 7 месяцев) у Яны появилась ужасная путаница звуков. Речи было много, но она была практически вся непонятной. Все согласные Яна заменяла буквой «Т». По мнению специалистов, такое явление может быть временным и пройти самостоятельно без вмешательств. Но также не исключено, что нарушение стойкое и чем раньше начать его исправление, тем лучше. Чтобы не тянуть время я заказала «Большой логопедический учебник».  Я давно его пыталась «поймать» в наличии и прошлой осенью, когда появилась проблема с путаницей букв, мне повезло. Я очень рада, что мне удалось его купить. Думаю, это один из лучших сборников пальчиковых игр и артикуляционной гимнастики. Также в нём есть упражнения на развитие речевого слуха и множество скороговорок для отработки разных групп звуков.

Название учебника достаточно специфичное и может показаться, что в нем специализированные материалы для логопедов. На самом деле все материалы простые и доступные. Больше половины заданий подойдет для малышей с 2,5 лет. Последняя часть учебника содержит скороговорки. Некоторые из них содержат сложные сочетания слов с «Р». Артикуляционная гимнастика сопровождается фотографиями положения губ и языка и сказкой, которая увлекает малыша.

Учебник шикарный, поэтому не могу отказать себе в удовольствии привести побольше фото разворотов, чтобы Вы смогли оценить его по достоинству:

Еще развороты логопедического учебника: показать скрытый текст

«Артикуляционная гимнастика для девочек» (Лабиринт, My-shop, ) Книжка с переплетом на пружинке покоряет своими милыми мультяшными иллюстрациями. Они особенно будут актуальны для девочек знакомых с волшебными сказками. Яна с ними еще не знакома, но картинки все равно её увлекают. Еще одно достоинство книги — очень плотные страницы, практически из тонкого картона.

Кстати, эта не единственная книжка в подобном оформлении. Есть еще ряд замечательных книжек этого же автора Нищевой Н.В. (Лабиринт, , My-shop), в том числе с машинками для мальчиков. Судя по фото разворотов в интернет-магазинах, большинство из книг этой серии содержит замечательные иллюстрации. Я планирую приобрести еще парочку из этого списка:

Надеюсь мои книжные находки для вас окажутся полезными. Те, кто озабочен задержкой развития речи малыша или не хочет повторять чужих ошибок в развитии речи, обязательно изучите мой пост о развитии речи.

Если Вам понравился материал, напишите об этом на своем любимом форуме о малышах и добавьте в свой пост ссылку на эту страницу или сделайте репост этой записи в соцсети:

Также не забудьте подписаться на уведомления о новых статьях по электронной почте или присоединиться к группе ВКонтакте ???? .

Полезные ссылки:

  • Актуальные кодовые слова Лабиринт, My-shop и перечень ВСЕХ книжных постов;
  • Развивающие книги 1 год | 2 года (подборка, обзор и сравнение лучших);
  • После трех НЕ поздно — ошибочные выводы 60-х (о важности последовательной и порционной подачи информации);
  • Полный каталог моих статей.

Источник

Название тега:

«развитие речи»

Книги тега:

  • 1. Я готовлюсь к школе. Развиваю речь
  • 2. Альбом для логопеда по развитию речи
  • 3. Зачем мы говорим. История речи от неандертальцев до искусственного интеллекта
  • 4. 30-дневный марафон по развитию речи вашего ребёнка
  • 5. Русский язык – с колыбели. Выпуск 1. Двуязычный ребёнок от рождения до года
  • 6. Скороговорки для малышей
  • 7. Учим буквы. Развитие речи малыша
  • 8. 1001 логопедическое упражнение для детей от 6 месяцев
  • 9. Азбука для малышей
  • 10. Подари мне радость общения!
  • 11. Чтение и развитие речи. 3 класс. Часть 2
  • 12. Чтение и развитие речи. 2 класс. Часть 2
  • 13. Артикуляционная, зрительная и пальчиковая гимнастика с примерными конспектами индивидуальных и фронтальных логопедических занятий
  • 14. Рабочая тетрадь к учебнику «Чтение и развитие речи». 3 класс. Часть 2
  • 15. Рабочая тетрадь к учебнику «Чтение и развитие речи». 3 класс. Часть 1
  • 16. Рабочая тетрадь к учебнику «Чтение и развитие речи». 2 класс. Часть 2
  • 17. Рабочая тетрадь к учебнику «Чтение и развитие речи». 2 класс. Часть 1
  • 18. Практические занятия по автоматизации звука Ль
  • 19. Произношение. Часть 2
  • 20. Произношение. Часть 1
  • 21. Познавательно-речевое развитие детей. 5-6 лет. Говорим о животных
  • 22. Занимательные задания для развития словаря имен прилагательных у дошкольников с ОНР
  • 23. Формирование звукопроизношения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
  • 24. Чтение и развитие речи. 1 класс. Часть 1
  • 25. Чтение и развитие речи. 1 класс. Часть 2
  • 26. 1000 первых слов в картинках
  • 27. 100 первых слов
  • 28. Говорим красиво и уверенно. 11 простых шагов
  • 29. Гений пересказа. Руководство для родителей младших школьников
  • 30. 620 тематических загадок с заданиями и вопросами. Готовим к школе: развиваем логику, память и речь
  • 31. Развиваем речь и мышление дошкольника. Программно-методические указания и вариативные конспекты занятий
  • 32. Логопедия. Основы фонопедии
  • 33. Внимание, мышление, речь. Комплекс упражнений (грубая форма афазии). Часть 2
  • 34. Внимание, мышление, речь. Комплекс упражнений (грубая форма афазии). Часть 1. Работа над пониманием обращенной речи
  • 35. Как развить у ребёнка внимание, память, речь. Для детей 4–6 лет
  • 36. Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у младших школьников. Практическое пособие для учащихся, учителей, логопедов и родителей
  • 37. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников
  • 38. Учимся говорить правильно. Дидактические материалы для развития речи у детей 5–7 лет
  • 39. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей. Миофункциональный трейнер «INFANT»
  • 40. Логопедическая тетрадь для автоматизации звука Ш
  • Я готовлюсь к школе. Развиваю речь

    13.02.2020

    Я готовлюсь к школе. Развиваю речь

    Сегодня всем понятно, что образование – это путь к успеху. Поэтому чем раньше ваш ребенок станет овладевать необходимыми знаниями, тем лучше. Возраст от 3 до 6 лет – лучшее время для усвоения нового. … Подробнее

    000

    ОтложитьЧитал

  • Альбом для логопеда по развитию речи

    17.02.2020

    Альбом для логопеда по развитию речи

    В альбоме описана пошаговая система формирования коммуникативных навыков и речи детей младшего и старшего дошкольного возраста. Представленные в пособии задания апробированы многолетней практикой и по… Подробнее

    000

    ОтложитьЧитал

  • Зачем мы говорим. История речи от неандертальцев до искусственного интеллекта

    000

    ОтложитьЧитал

  • 30-дневный марафон по развитию речи вашего ребёнка

    000

    ОтложитьЧитал

  • Русский язык – с колыбели. Выпуск 1. Двуязычный ребёнок от рождения до года

    000

    ОтложитьЧитал

  • Скороговорки для малышей

    20.01.2020

    Скороговорки для малышей

    Перед вами – замечательный сборник «Скороговорки». Чтение и разучивание скороговорок поможет ребёнку выработать чёткую и выразительную дикцию, обогатить словарный запас, расширить кругозор. Произведен… Подробнее

    000

    ОтложитьЧитал

  • Учим буквы. Развитие речи малыша

    000

    ОтложитьЧитал

  • 1001 логопедическое упражнение для детей от 6 месяцев

    000

    ОтложитьЧитал

  • Азбука для малышей

    27.01.2020

    Азбука для малышей

    Красочная азбука с крупными буквами и весёлыми картинками поможет вашему ребёнку быстро запомнить буквы алфавита и научиться читать. Подробнее

    000

    ОтложитьЧитал

  • Подари мне радость общения!

    13.01.2020

    Подари мне радость общения!

    Пособие «Подари мне радость общения!» – это руководство по разработке и использованию коммуникативных книг. Авторы рассматривают теоретические основы коммуникативной компетентности и речевой деятельно… Подробнее

    000

    ОтложитьЧитал

  • Чтение и развитие речи. 3 класс. Часть 2

    10.01.2020

    Чтение и развитие речи. 3 класс. Часть 2

    Учебник для 3-го класса общеобразовательных организаций, реализующих АООП НОО глухих обучающихся в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ. Соответствует возрастным и психологическим особенностям глухих учащихся,… Подробнее

    100

    ОтложитьЧитал

  • Чтение и развитие речи. 2 класс. Часть 2

    10.01.2020

    Чтение и развитие речи. 2 класс. Часть 2

    Учебник для 2-го класса общеобразовательных организаций, реализующих АООП НОО глухих обучающихся в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ. Соответствует возрастным и психологическим особенностям глухих учащихся,… Подробнее

    100

    ОтложитьЧитал

  • Артикуляционная, зрительная и пальчиковая гимнастика с примерными конспектами индивидуальных и фронтальных логопедических занятий

    000

    ОтложитьЧитал

  • Рабочая тетрадь к учебнику «Чтение и развитие речи». 3 класс. Часть 2

    000

    ОтложитьЧитал

  • Рабочая тетрадь к учебнику «Чтение и развитие речи». 3 класс. Часть 1

    100

    ОтложитьЧитал

  • Рабочая тетрадь к учебнику «Чтение и развитие речи». 2 класс. Часть 2

    100

    ОтложитьЧитал

  • Рабочая тетрадь к учебнику «Чтение и развитие речи». 2 класс. Часть 1

    000

    ОтложитьЧитал

  • Практические занятия по автоматизации звука Ль

    000

    ОтложитьЧитал

  • Произношение. Часть 2

    10.01.2020

    Произношение. Часть 2

    Учебное пособие предназначено для обучения произношению глухих обучающихся в общеобразовательных организациях, реализующих ФГОС НОО ОВЗ.Учебное пособие состоит из 2-х частей, в которых представлен ком… Подробнее

    000

    ОтложитьЧитал

  • Произношение. Часть 1

    10.01.2020

    Произношение. Часть 1

    Учебное пособие предназначено для обучения произношению глухих обучающихся в общеобразовательных организациях, реализующих ФГОС НОО ОВЗ.Учебное пособие состоит из 2 частей, в которых представлен компл… Подробнее

    000

    ОтложитьЧитал

  • Познавательно-речевое развитие детей. 5-6 лет. Говорим о животных

    000

    ОтложитьЧитал

  • Занимательные задания для развития словаря имен прилагательных у дошкольников с ОНР

    000

    ОтложитьЧитал

  • Формирование звукопроизношения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

    000

    ОтложитьЧитал

  • Чтение и развитие речи. 1 класс. Часть 1

    000

    ОтложитьЧитал

  • Чтение и развитие речи. 1 класс. Часть 2

    000

    ОтложитьЧитал

  • 1000 первых слов в картинках

    000

    ОтложитьЧитал

  • 100 первых слов

    06.12.2019

    100 первых слов

    «100 первых слов» – карманная книжка-раскраска для самых маленьких. Раскрашивая картинки и узнавая новые слова, ребёнок сможет развить мелкую моторику и речь, потренирует внимание и память, расширит к… Подробнее

    000

    ОтложитьЧитал

  • Говорим красиво и уверенно. 11 простых шагов

    29.11.2019

    Говорим красиво и уверенно. 11 простых шагов

    Речь выделяет человека из животного мира и превозносит над всеми созданиями. А умение говорить уверенно, остроумно, и при этом, легко и красиво, превозносит человека над другими людьми. Именно поэтому… Подробнее

    000

    ОтложитьЧитал

  • Гений пересказа. Руководство для родителей младших школьников

    000

    ОтложитьЧитал

  • 620 тематических загадок с заданиями и вопросами. Готовим к школе: развиваем логику, память и речь

    000

    ОтложитьЧитал

  • Развиваем речь и мышление дошкольника. Программно-методические указания и вариативные конспекты занятий

    000

    ОтложитьЧитал

  • Логопедия. Основы фонопедии

    19.11.2019

    Логопедия. Основы фонопедии

    Учебное пособие содержит описание и способы коррекции патологий голоса педагогическими приемами, которые получили определение фонопедия. В пособии представлены акустические характеристики голоса в нор… Подробнее

    000

    ОтложитьЧитал

  • Внимание, мышление, речь. Комплекс упражнений (грубая форма афазии). Часть 2

    000

    ОтложитьЧитал

  • Внимание, мышление, речь. Комплекс упражнений (грубая форма афазии). Часть 1. Работа над пониманием обращенной речи

    000

    ОтложитьЧитал

  • Как развить у ребёнка внимание, память, речь. Для детей 4–6 лет

    000

    ОтложитьЧитал

  • Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у младших школьников. Практическое пособие для учащихся, учителей, логопедов и родителей

    000

    ОтложитьЧитал

  • Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников

    000

    ОтложитьЧитал

  • Учимся говорить правильно. Дидактические материалы для развития речи у детей 5–7 лет

    000

    ОтложитьЧитал

  • Профилактика нарушений звукопроизношения у детей. Миофункциональный трейнер «INFANT»

    200

    ОтложитьЧитал

  • Логопедическая тетрадь для автоматизации звука Ш

    100

    ОтложитьЧитал

Источник

Анна Сугак
Методическое пособие по развитию речи для детей раннего возраста.

Аннотация.

Данное методическое пособие предназначено для занятий с детьми 1,5 — 3 лет. Упражнения помогут развить слуховую память малыша, улучшить фонематическое восприятие, скоординировать мышцы речевого аппарата, расширить словарь, сделать речь яркой, эмоциональной, выразительной.

Методическое пособие посвящено основным закономерностям развития детской речи, содержит практические рекомендации по тому, как день за днем стимулировать умения и навыки малыша, как играть с ним и разговаривать.

Комплексное пособие по развитию речи, восприятия, внимания, памяти, мышле­ния, зрительно-моторной координации. Адресовано детям раннего возраста и их за­интересованым родителям. Может быть использовано в работе логопедами, психоло­гами, воспитателями.

В процессе занятий дети осваивают новые группы слов, относящиеся к какому-либо явлению, предмету или живому существу. Главная задача воспитателя заключа­ется в том, чтобы объяснить ребенку, что обозначает то или иное слово, его смысл. За­нятия обязательно включают в себя заучивание небольших стишков и пересказ текста, прочитанного воспитателем

Правильная речь взрослого очень важна для развития речи ребенка. Именно поэтому речевые правила для воспитателей детского сада полезно распространить на родителей и ближайшее окружение ребенка. Ведь если, несмотря ни на что, малыш слышит дома «че» и «низя», то вся работа по развитию, проделанная в детском саду, постепенно сводится на нет. Особенно это ощутимо, если ребенок подолгу отсутствует в детском саду, например, в летний период.

Актуальность: овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его лично­сти. Развитие речи у детей является одной из задач обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое выска­зывание.

Цель: усвоение морфологической стороны речи: согласование слов, чередование звуков в основах, образование сравнительной степени прилагательных.

Задачи: развитие грамматического строя речи у детей.

Учить грамматически правильно оформить речевое высказывание.

Формировать навыки звукового анализа.

Срок обучения: данное пособие рассчитано на учебный год в детском саду.

Адресат: настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Ми­нистерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Состав­лена на основе реализующих задач в дошкольных учреждениях.

Ожидаемый результат: предупреждать появление у детей грамматических ошибок, эффективно исправлять ошибки существующие в речи детей, совершенство­вать синтаксическую сторону речи, развивать чуткость и интерес к форме своей речи, содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.

Планируемые промежуточные результаты освоения методического пособия у детей раннего возраста совпадают с итоговыми результатами реализуемой программы в детском учреждении. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов.

Пояснительная записка.

Актуальность: формирование речи детей в дошкольные годы — одна из основ­ных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Развитие речи у детей является одной из задач обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить рече­вое высказывание.

Цель: усвоение морфологической стороны речи: согласование слов, чередование звуков в основах, образование сравнительной степени прилагательных.

Задачи: развитие грамматического строя речи у детей.

Учить грамматически правильно оформить речевое высказывание.

Формировать навыки звукового анализа.

Структура занятия: продолжительность упражнений — 5—10 мин. Подобные занятия можно проводить и в течение года, включая в них проверку правильности упо­требления других грамматических форм.

Основные методы работы:

Артикуляционная гимнастика, упражнения для губ;

Упражнения на развитие речевого дыхания;

Пальчиковые игры, потешки;

Сказки игры;

Игры на развитие фонематического и физического слуха;

Динамические упражнения для языка.

Обоснования категории обучения и противопоказания на участия в играх: методика развития речи содержит работу по формированию грамматической стороны речи в дошкольном учреждении у детей ясельной группы. Типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте с учетом реального состояния грамматической стороны речи в данном детском коллективе.

По данному пособию рекомендуется работать как в групповых формах так и в индивидуальных занятиях.

Ответственность всех участников образовательного процесса: отличитель­ной чертой данного пособия является то, если выявляется ошибка. То она носит ин­дивидуальный характер, воспитатель старается выяснить ее причину, привлекает к ис­правлению ошибки родителей ребенка, следит за его повседневной речью, обращает его внимание на правильную форму в течение года.

По данному пособию можно проводить как групповые так и индивидуальные формы работы.

Реализация программы: воспитателю целесообразно намечать для занятий лишь те из названных форм, употребление которых затрудняет воспитанников данной группы. В начале учебного года педагог должен выяснить, в каких грамматических формах дети допускают ошибки. Для этой цели он может использовать повседневные наблюдения за речью детей, вопросы — задания, в словесной форме.

Проверочные занятия и индивидуальные задания не ставят целей прямого обуче­ния, поэтому воспитатель не применяет основные приемы обучения, а использует лишь вопросы и, по мере надобности, исправление, подсказ. На одном таком занятии можно проверить правильность употребления детьми нескольких грамматических форм.

Срок обучения: данное пособие рассчитано на учебный год в детском саду.

Адресат: настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Ми­нистерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Состав­лена на основе реализующих задач в дошкольных учреждениях.

Ожидаемый результат: предупреждать появление у детей грамматических ошибок, эффективно исправлять ошибки существующие в речи детей, совершенство­вать синтаксическую сторону речи, развивать чуткость и интерес к форме своей речи, содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.

Методические рекомендации: воспитательные воздействия должны проводить­ся постоянно и направляться на все стороны нервно — психического развития. Только при всестороннем развитии у детей будет своевременно формироваться речь.

Источник