Развитие речи ребенка шаг за шагом

Развитие речи ребенка шаг за шагом thumbnail

В возрасте от 2-х до 5-ти лет ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, поэтому именно этот период крайне важен для развития речи. 

Если к трем годам словарный запас малыша составляет от 1000 до 2000 слов, то к пяти эта цифра возрастет до 3000 слов. Обогащению языка способствуют новые задачи, возникающие в общении и собственной деятельности. При этом речь развивается не только количественно, но и качественно. Ребенок учится слышать и корректировать свое произношение, и к пяти годам в речи малыша уже могут встречаться лишь отдельные недостатки, вроде замены Р на Л или нечеткого произнесения шипящих. 

К логопеду необходимо обращаться, если малыш:

  • совсем не говорит;
  • не отвечает на простые вопросы и не понимает, что ему сказали;
  • демонстрирует сильное отставание. 

В этом случае только специалист сможет определить, что именно нужно делать, чтобы решить проблемы развития речи малыша. 

Дети познают язык, используя свои особые способы, такие как игры со звуками, рифмами, словотворчество. Эксперименты со словами рождают большое количество словесных форм, которые так умиляют родителей, и этот процесс крайне важен для всего хода речевого развития. 

Развитие речи ребенка шаг за шагом

Как же можно помочь малышу в решении непростой задачи изучения языка и развития речи:

  • обращать внимание на правильное произношение звуков;
  • учить различать твердые и мягкие согласные, выделять первый звук в слове;
  • учить понимать и правильно употреблять в речи предлоги; 
  • строить разные типы предложений, исправляя неправильное согласование слов;
  • обращать внимание на различные способы образования однокоренных слов (прилагательных и существительных);
  • учить образовывать названия предметов в единственном и множественном числе;
  • знакомить с новыми словами и обобщающими понятиями;
  • побуждать использовать в речи синонимы и антонимы;
  • просить пересказывать прочитанные сказки и рассказы, составлять истории по картинкам;
  • стимулировать проявления собственной речевой активности;
  • развивать интонации, умение регулировать темп речи и силу голоса.

Многие из этих задач почти автоматически могут быть решены регулярным чтением. Именно в процессе чтения ребенок привыкает к правильному построению речи и знакомится со всем богатством родного языка.

Кроме того нельзя забывать о развитии мелкой моторики. Именно она способна улучшить произношение ребенка, а значит развить его речь. Для этого можно использовать и различные соответствующие возрасту игрушки, вроде мозаики, шнуровок, нанизывания бусинок, и специальные упражнения и массаж.

Развитие речи ребенка шаг за шагом

Между развитием речи и памяти существует тесная взаимосвязь. Ведь именно возрастание в жизни малыша роли речи способствует в свою очередь и развитию памяти. 

В возрасте 3-5 лет память ребенка играет роль первой скрипки в огромном оркестре сложных умственных процессов. Главной особенностью развития памяти у детей в этот период является непроизвольный характер запоминания. То есть малыш запоминает все не специально. При этом запоминает он преимущественно образы, это связано с тем, что в этом возрасте у него доминирует эмоциональная память. Чем интереснее то, что происходит с ребенком, чем сильнее эмоции, которые он испытывает, тем легче происходит процесс запоминания. Дети легко запоминают любимые ими стихи, сказки, фрагменты мультфильмов, особенно, если сопереживают героям. 

Важно стимулировать развитие произвольной памяти, когда ребенок понимает, что перед ним стоит задача запомнить то, что от него хочет взрослый. Для этого нужно как можно чаще побуждать малыша к рассказам о просмотренном спектакле или мультфильме, пересказу прочитанной книги, заучиванию стихов, сочинению собственных историй и сказок. 

Развитие речи ребенка шаг за шагом

Какие же приемы можно использовать, чтобы превратить тренировку памяти из скучного занятия в увлекательную игру? 

  • ежедневно вспоминать и обсуждать с малышом события прошедшего дня;
  • обращать внимание на события прошлого;
  • совместно просматривать фотографии и видео из семейного архива; 
  • чаще задавать малышу вопросы о его воспоминаниях;
  • побуждать ребенка к наблюдению и обследованию, обращая внимание малыша на разные качества и характеристики объектов.

Кроме того существует большое количество разнообразных упражнений, направленных на развитие памяти. Их систематическое выполнение способствует, в том числе, и совершенствованию навыков устной речи:

Зрительная память

В группе карточек добавляется, убирается или заменяется одна из картинок. Ребенок должен определить, что изменилось.

Вариация этой игры с использованием двух одинаковых картинок с некоторым набором отличий. Изучив некоторое время первую картинку, ребенок должен сказать, чем отличается второе изображение, показанное взрослым.

Ассоциативная память 

Взрослый называет предметы, а ребенок должен вспомнить и представить их, а затем описать свойства, внешний вид и особенности.

Двигательная память

Ребенок закрывает глаза, а водящий без слов (только подталкивая руками) проводит его по несложному маршруту и заставляет совершить некоторую последовательность действий (шаги вперед/назад, наклоны, приседания и т.п.). Затем ребенок должен открыть глаза и повторить путь, воспроизведя при этом все движения. 

Развитие речи ребенка шаг за шагом

Развитие речи и памяти крайне важны для будущего ребенка, поскольку именно от них во многом будут зависеть дальнейшие успехи или неудачи в обучении.

Помочь родителям в развитии речи и тренировке памяти малышей призван набор «Речь и память», который входит в серию развивающих наборов Умнотека. Включенные в набор пособия, игры и подробные рекомендации для родителей превратят занятия в увлекательную игру и позволят не только расширить словарный запас и потренировать память, но и сформировать у ребенка грамотную и связную речь.

Развивайте малыша с наборами Бимбаскет, и он будет расти здоровым и умным!

Источник

Транскрипт

1 Речевое развитие ребенка: шаг за шагом Горонина Татьяна Петровна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии непрерывного образования ИПКиП БГПУ им. М. Танка Аннотация Тенденция к увеличению числа детей с речевыми нарушениями определяет актуальность проблемы их раннего выявления и адекватного комплексного воздействия, направленного на коррекцию речевого и познавательного недоразвития. В статье приводятся данные о нормативном речевом развитии и возможных признаках неблагополучия в данной сфере, которые могут обратить на себя внимание родителей. «Хочу спросить: в каком возрасте ребенок начинает говорить букву «Р»? Стоит ли беспокоиться, если в семье есть члены с подобного рода нарушением?» «Добрый день! Мы живем в маленьком городке. Дочка плохо произносит звуки «Р», «Л». Как с ней заниматься и нужно ли это? Ей 4 года. Спасибо».

2 «Моя дочка учится во втором классе. У нее большие нелады с русским языком. Мне сказали, что у нее нарушение речи, хотя говорит она хорошо. Можно ли узнать, как с этим справиться?» Печальная статистика доказывает, что сегодня у большинства детей есть те или иные проблемы с речью. Развитие каждого ребёнка индивидуально, и поэтому совершенно естественно, что у кого-то не всё идёт так, как этого хотелось бы. Трехлетний малыш отказывается говорить словами изъясняется жестами, капризничает, когда его не понимают. Будущий первоклассник так и не научился выговаривать звуки, а то и вообще не способен связно излагать мысли, отвечать развёрнутыми предложениями, вести диалог. Но бывает и так, что ребёнок, имея прекрасно развитую речь и чистое звукопроизношение, в школе испытывает трудности с чтением и письмом. Речь высшая функция, формирующаяся в процессе общего психофизиологического развития и важнейшее условие полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие[1]. Довольно часто речевой дефект взаимосвязан сразу с несколькими нарушениями соматического и нервно-психического здоровья. Иными словами, нарушению речи сопутствуют отклонения в эмоциональноволевой сфере, психическом и физическом развитии ребенка. Таким образом, вопрос о нормальном речевом развитии детей и профилактике нарушений речи имеет не только большую социальную значимость, но и обеспечивает нормальное психическое развитие ребенка в дальнейшем. Наиболее интенсивно речь развивается после полутора лет, когда ребенок становится более активным и инициативным. В этот период

3 появляется так называемая автономная речь искаженные слова, обозначающие абстрактные понятия, а также словотворчество изобретение собственных новых слов для предметов и явлений. Отсутствие речи может отрицательно отразится как на психическом, так и на интеллектуальном развитии ребенка. Излишнее стимулирование, в свою очередь, может вызвать нарушения в психике малыша. Речь ребенка включает в себя доречевой (крики, гуление, лепет) и речевой (слова и предложения) этапы развития. Все эти этапы должны присутствовать в развитии ребёнка и соответствовать временным нормам. Знание возрастных норм речевого развития поможет избежать ненужных волнений или вовремя обратить внимание на нарушение. Одни родители знают возрастные нормы и требования к уровню развития, относятся к своему ребёнку внимательно и пристально следят за его развитием. Они консультируются у специалистов и посещают занятия. Другие же, не видя поводов для волнения, ожидают того, что их ребёнок догонит ровесников самостоятельно и как правило, глубоко ошибаются! Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяя ему полноценно общаться и играть со сверстниками. И, как следствие, затрудняет познание окружающего мира, приводит к трудностям при обучении, школьной дезадаптации в целом. Речевые нарушения могут наблюдаться у детей разных возрастных групп. Самые распространённые из них, которые обычно могут возникнуть у относительно здорового ребенка, это: дислалия, задержка психоречевого развития (ЗПРР), дизартрия, общее недоразвитие речи (ОНР), алалия, задержка речевого развития (ЗРР), нарушение строения артикуляционного аппарата. Недостаток родительского внимания, равно как и его избыток, может привести к тому, что ребенок не будет говорить, либо будет говорить неправильно. При первом случае причина задержки речевого развития

4 заключается в том, что к ребенку мало обращаются, с ним недостаточно разговаривают, не в том объеме, который ему нужен для полноценного развития. Получается так, что ребенок практически не слышит обращенной именно к нему речи. И когда наступает пора идти в детский сад или школу, выясняется, что у него не получается общаться. Малыш просто не знает, как это делается глотает слова, не умеет составлять предложения. При избытке родительского внимания причина нарушения развития речи заключается в том, чторебенку дают возможность общаться невербальным способом и его желание или каприз тут же удовлетворяется взрослыми. Иногда причиной задержки речи может являться нарушение или отсутствия слуха. Вот почему очень важно своевременно обнаружить у ребёнка те или иные нарушения в речевом развитии. Своевременная помощь с использованием всех возможных способов развития и активизации речи, поможет успешно решить и предотвратить эту серьезную проблему. Детис нарушениями речи посещают специальные группы или пункты коррекционно-педагогической помощи в детских садах или в школах. Но логопедическая работа приводит к успеху только тогда, когда в ней участвуютродители. Равно кактворческий подход родителей к решению проблемы и логопедические занятия превращает в увлекательную игру. Поэтому важно, чтобы члены семьи имели хотя бы минимальный уровень знаний по вопросу развития речиребенка. Как понять, не отстает ли ребенок в речевом развитии? Прежде всего, необходимо внимательно наблюдать за малышом, стараясь оценить его речевые возможности. Возрастот 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом гуления. Если ребенок развивается в соответствии с возрастной нормой, он активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки

5 и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу». Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым. Поэтому, разговаривая с крохой, взрослые стимулируют его речевое развитие. В 2,5 3 месяцау младенца появляется первый смех. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову. В 4 месяцау ребенка отмечается так называемый «комплекс оживления» при эмоциональном общении со взрослым:малыш радостно сучит ножками, машет ручками, гулит и смеется в ответ на обращение мамы или другого взрослого. К 5 6 месяцамнормально развивающийся младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пупа», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как взрослые произносят звуки. Поэтому очень важно не сюсюкать с ребенком, говорить четко и правильно. Если малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребенка оториноларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха. Примернос 7 и 8 месяцевв речевом развитии малыша начинается период лепетного декламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями. К 10 месяцаммалыш должен научиться понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребенок все чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.

6 К годув его словаре будет уже осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п. К 1,5 2 годамв речи малыша должны появиться короткие предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!» Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных:«хороший»,«плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий». К 3 годамиз речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносит смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б’], [п], [п’], [м], [м’], [т], [т’], [н], [н’], [к], [к], [г], [г’], [в], [в’], [ф], [ф’]). Строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»),хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»).ребенок легко запоминает и рассказывает небольшие стишки. К 4 годаммалыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с’], [з], [з’], использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не нужно настаивать, чтобы в этом возрасте ребенок правильно произносил звук [р] желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это правильно могут привести к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.

7 К 5 годаммалыш правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии или на одной картинке. В 6 летнормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной [2]. Обобщая вышесказанное,хочу еще раз подчеркнуть, насколько важно для родителей быть внимательными к своему ребенку, следить за его развитием и при любых задержках или отклонениях обращаться к специалистам. Важно помнить, что речь взрослых это образец для подражания, поскольку формирование речи ребенка происходит прежде всего в постоянном общении со взрослыми. Занятия по коррекции речевого развития (рекомендации для родителей и воспитателей) Занятия должны проводиться систематически, не менее 3-4 раз в неделю, и подкрепляться ежедневными 2 3-разовыми кратковременными упражнениями. Если занятия будут проходить реже, их эффективность снизится. Ребенок быстро утратит приобретенный навык, т.к. в свободной речи, когда самоконтроль ослабевает, малыш будет возвращаться к неправильно сформированному стереотипу. Для проведения занятий Вам понадобятся картинки, изображающие предметы или жизненные ситуации. Здесь Вам помогут различные виды лото, например, логопедическое лото Подбери и назови, содержащее картинки на каждый звук. Также рекомендуем приобрести логопедическое пособие Т. Б. Филичевой, Г. А. Каше Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста [3]. Хорошими

8 помощниками станут и любые книги, журналы с иллюстрациями, а может быть,выс малышом нарисуете что-то сами. Использование картинного материала позволит сделать занятия интересными и разнообразными. При этом лексический материал должен подбираться с учетом возраста ребенка и расположен по степени возрастающей сложности по содержанию и по форме. В специальных пособиях для логопедов и родителей представлены упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, овладение обобщающими понятиями. «Рассмотри предметы на картинке. Назови одним словом каждую группу предметов. Расскажи для чего они используются. Нарисуй еще по одному предмету к каждой группе. Объясни, почему нарисовал именно этот предмет». «Найди на картинке предметы, как-то связанные между собой, соедини их линиями. Объясни свой выбор». Еще одним направлениемлексичекой работы является подбор антонимов и синонимов. Можно предложить игры «Скажи наоборот», «Назови подругому», «Что изменилось?». В работе над грамматичесим строем речи обращаем внимание на понимание и владение предлогами «Рассмотри картинку. Расскажи, кто в лодке, кто под лодкой, кто над лодкой, кто слева и справа от лодки.» «Скажи, что на картинке нарисовано близко, что далеко, что выше, ниже», «Где игрушка?». Обязательной составляющей должна быть работа над предупреждением аграмматизмов в речи дошкольника, которая заключается в согласовании различных частей речи. Для этой цели предлагаются следующие виды упражнений. Ответы на вопросы с опорой на образец «Чем режут бумагу?, «Чем едят суп?», «Подбор разных вариантов завершения предложений «Мы пришли (к кому?), Дети рады (чему?) ; Составление предложений, противоположных по смыслу «Машина заехала в гараж. Машина выехала из гаража». Большинство указанных видов работы проводится в игровой форме с использованием дидактических игр и упражнений «Чего не стало?», «Чьи это вещи?», «Из чего сделано?», «Кому что нужно?», «Кто за кем?» и т.д.[4]

9 С помощью специальных приемов уточняется артикуляция звуков, развивается и активизируется артикуляционная моторика. Усвоение и закрепление артикуляционных навыков сочетается с развитием фонематического восприятия. С этой целью внимание детей привлекается к различию между гласными и согласными, твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками, отличающиеся способом и местом артикуляции. При этом развивается произвольное внимание и слуховая память. Сроки постановки правильного произношения зависят от ряда факторов: степени сложности имеющегося недостатка, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий. Постановка звука может занять 1 2 занятия, а автоматизация 3-4; или 5 7 занятий может потребоваться только для того, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука. И тот и другой варианты нормальны.при выполнении всех рекомендацийвы,несомненно,получите хороший результат. Но если после 2 3 месяцев усердной работы результаты окажутся незначительными (не удастся поставить ни одного звука в соответствии с возрастными нормами), рекомендую обратиться за консультацией к логопеду. Возможно, после нескольких советов специалиста самостоятельная работа сможет быть продолжена. Или вашему ребенку потребуется более серьезная помощь квалифицированного специалиста. Родителям, имеющим недостатки произношения, полезно будетпозаниматься вместе с детьми. Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и познавательными способностями. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

10 Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами. 1.Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятия. Интерес — лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий! 2.Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант. 3.Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов, недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса. 4.Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности. 5.В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте его делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится. 6.Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму. 7.Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

11 8.Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте унего уверенность в своих силах. 9. А самое главное — постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка! Литература 1. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. СПб.: Речь, с. 2. Винарская,Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. М.: Просвещение, с. 3. Каше, Г.А Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. М.: Просвещение, с. 4. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. Минск: Адукацыя і выхаванне, с.

Источник