Развитие речи ребенка с помощью дидактических игр
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка»
г. Сухиничи Сухиничского района Калужской области
Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
Подготовила:
воспитатель Юрьева
Юлия Евгеньевна
2019г.
Дошкольное детство самый важный период развития для каждого ребенка. Игра – основная деятельность детей дошкольного возраста — в процессе, которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Дети – творцы настоящего и будущего. Окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослыми: ребенок – «новичок», все для него полно новизны, значения; ребенок в игре «открытие» того, что давно известно взрослому. Среди разнообразных игр, проводимых в детском саду, важное место принадлежит дидактическим играм.
В своей педагогической работе больше внимания я уделяю, дидактической игре и благодаря ее использованию, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной игровой форме для детей дошкольного возраста. Я считаю, что дидактическая игра позволяет развивать речь детей: пополняет и активизирует словарный запас слов, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Поэтому, основной целью для моей работы заключается развитие всех элементов устной речи детей с помощью использования дидактической игры. В соответствии с целью я поставила следующие задачи:
- изучить теорию педагогической литературы использования дидактических игр в процессе воспитания;
- оценить уровень развития речи у детей;
- апробировать дидактические игры в педагогической работе по формированию грамматического строя речи, словаря, звукопроизношения, развития связной речи.
Из своего опыта работы хочу сказать, что дидактические игры по праву является одним результативным средством обучения. В практике работы дошкольных образовательных учреждений они используются на всех видах занятиях.
Дети в младшем дошкольном возрасте бывают скромными, нерешительными, робкими, необщительными. Для решения этой серьезной проблемы немало важно использовать дидактические игры, для достижения поставленной цели.
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к одной из важнейших педагогических задач. На завершающем этапе дошкольного образования ребенок должен, прежде всего, хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Проблема развития речи является одной из актуальных в дошкольном возрасте. Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, а самое главное, средством совершенного воспитания личности ребёнка.
Нужно знать, что у дидактической игры две цели: одна – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Я думаю, что дидактическая игра представляет собой многообразное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей. Игра развивает язык, а язык организует игру. Если правильно подобрать игры и упражнения, то они дают возможность благоприятно воздействовать на все составляющие речи. В игре ребенок получает возможность пополнять активизировать и закреплять словарь, развивать связную речь, словесное творчество, коммуникативные навыки и уметь правильно выражать свои мысли.
Использование дидактических игр способствует решению многих задач:
- Формировать грамматический строй языка и т.д.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук и произвольное внимание у детей и сосредотачиваться на поставленной цели.
- Побуждать детей к общению друг с другом и объяснению всех своих действий.
- Обогащать словарь и совершенствовать разговорную речь;
- Учить детей четко излагать свои мысли, развивать логическое мышление.
- Воспитывать у детей уверенность в себе.
Для того, чтобы дидактическая игра имела значение в развитии речи детей и повысился интерес к игре, полагаю придерживаться следующих требований.
- дидактическая игра должна наделять упражнения полезные для умственного развития;
- должна быть увлекательной задача, решение которой требует умственного усилия, преодоления трудностей и препятствий;
- игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их удовольствие.
Все дидактические игры можно подразделить на несколько типов, но при всем этом разнообразие игр помогут тренировать память, слух, пополнять словарный запас.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
Игры – путешествие имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, простое через загадочное, трудное через преодолимое. Д/Игра «Путешествие в гости к весне». (Цели: развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность; закрепить знания о зимних явлениях в природе; формировать интерес к окружающему).
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Д/Игра «Вверх – вниз»: (Цели. Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их; помочь детям понять значение слов вверх – вниз, научить отчетливо произносить их).
Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Д/Игра «Кто я в семье?» (Цели: формирование представлений о родственных связях; учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка).
Воспитатель в дошкольных учреждениях должны выбирать игры, направленные на определенную область развития речи, в зависимости от возраста детей и их уровня речевого развития. Игра так же должна заинтересовать всех детей, чтобы у них был азарт выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели. Я считаю, что первым условием, при котором дидактическая игра станет средством умственного развития — это наличие: дидактической задачи, правил и игровых действий. Вторым условием является правильная организация дидактической игры мной как воспитателем, включающая в себя подготовительный этап дидактической игры, ее проведение и анализ.
Я знаю, что методика проведения дидактических игр включает в себя: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, краткая беседа); объяснения хода и правил игры. Секрет успешной организации игры заключается в том, что я, обучая детей, сохраняю вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их.
Сами дидактические игры делятся на три типа:
Игры с предметами или игрушками направлены непосредственно на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: Играя с сюжетными дидактическими игрушками, совместно с детьми наделяли их человеческими качествами, заботились о них, укладывали спать. Для формирования словаря я провожу дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром: «Помоги кукле постирать», «Уберемся в своей комнате», «Приготовим обед» «Что изменилось?», «Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки» и др. Игры помогают развивать у детей способность наблюдать, дети узнают разнообразные предметы, а также я знакомлю детей с трудовыми действиями взрослых.
Настольно – печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде?», «Что сначала, что потом?», «Лото», «Логический поезд», «Где это я видел?» и др. Содержание настольно-печатных игр разнообразно. Они основаны на принципе наглядности (изображения). С помощью парных картинок дети знакомятся с отдельными предметами (посудой, мебелью, животными, птицами, овощами и фруктами их качествами и свойствами).
Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а главное развитию связной речи. Развитию внимания и наблюдательности способствуют игры типа «Повтори за мной», «У кого?», в которых я предлагаю выполнить упражнение каждой группе детей (присесть девочкам одетые в одежде розового цвета, подпрыгнуть мальчикам одетые в шорты и т.д.) Д/Игры: «Что за предмет?», «Что за овощ?», «Скажи какой?» подбираю яркие игрушки с новыми признаками (овощи, фрукты, одежда), описывая, дети называют не только видимые признаки, но и показывают знания о свойствах и качествах предмета. (Например: яблоко какое? Круглое, красное, большое, сладкое, кислое, вкусное.) Очень важно в Д/Игре формировать умение видеть начало и конец действий, этому способствуют задания на выполнение раскладывание картинок, изображающих действия героев в их последовательности (сказка «Теремок»). Проводила игры в виде инсценировок, драматизаций знакомых сказок, используя разные виды театра: теневой, «театр в руке». Провожу с детьми индивидуальную работу, где включаю описание игрушек, картинок, составляю совместно рассказы, а затем домашнее задание самостоятельно совместно с родителями. Вне занятий я взяла такой прием, как рассказывание каждое утро о своей любимой игрушке, то есть «секрете». Как известно, в этом возрасте дети очень любят игрушки и часто приносят свои любимые игрушки из дома в детский сад. Дети описывали свои игрушки. При описании многие дети использовали слова, которые они подбирали на занятии при рассматривании игрушек, естественно оказывалась помощь и с моей стороны.
Из всего выше сказанного могу сказать, что использование дидактических игр в своей работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи детей — попытка учить детей радостно, без всякого принуждения. Важную роль в эффективности дидактических игр занимает использование их верным путем. Игра должна заинтересовать всех детей, чтобы у них был азарт выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели. Для этого необходимо добиться достижения нескольких пунктов одновременно:
Дети должны четко понять, что от них требуется. Нужно просто и ясно изложить условия игры и уметь правильно поставить цели и задачи. И родители, и воспитатели должны быть совместно вовлечены в процесс игры и в процессе игры поощрять ребенка. Обычная похвала – морально поддержат каждого ребенка и придадут ему уверенности.
Каждая игра должна быть в радость. Сложно угодить нескольким детям сразу, однако важно, чтобы все между собой были заинтересованы. Если дети ссорятся из-за выбора дидактической игры, то найдите вместе компромисс.
Дошкольники часто играют самостоятельно, развивая свою речь посредством игры. В эти моменты к ним лучше не вмешиваться, чтобы интерес к игре не пропал. Особенно приживаются активные игры с мячом или те игры, которые могут вызвать смех. Например, игра «Съедобное не съедобное»
Игры, направленные на развитие речи могут быть совершенно разными и увлекать не только детей, но и взрослых. Успехом дидактических игр как средство развития речи у детей является элемент соревнования.
Для снятия зрительной нагрузки и смены действий важно проводить физкультминутки в игровой форме. Чтобы ребенок развивался, необходимо для этого создать условия. В группе необходима, оборудованная дидактическая зона, где дети пользуются разнообразным материалом, с которым они играют по своему желанию индивидуально, небольшими группами.
Хочется отметить в работе тесную взаимосвязь с родителями. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет в организации дидактических игр, в домашних условиях. Полезную информацию для родителей необходимо доводить через беседы, консультации, родительские собрания. Например: рубрика «Домашнее задание», где даются родителям практические рекомендации, по формированию речевых навыков.
Интересным и полезным являлся раздел уголка для родителей «Консультации», здесь родители знакомятся с дидактическими играми на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данного раздела, необходимо учитывать большую загруженность родителей домашними делами, поэтому рекомендуется играть с детьми даже на кухне. Например: применяя игровые упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры: «Помогаю маме» и «Давай искать на кухне слова» или «Угощаю». Родители на опыте убеждались в том, что совместные игры с детьми помогали лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми нужно всегда находить время. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников
Таким образом, подводя итог, мы можем сделать вывод, что дидактическая игра является широко распространенным методом активности речевого развития дошкольников. Следовательно, педагогам в дошкольных учреждениях необходимо развивать речь детей при помощи дидактических игр. Это поможет детям обогатить свой словарный запас, научит их выражать свои мысли точно, последовательно, улучшит общение с окружающими людьми и сверстниками. Я считаю, что дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, внесут занимательность в процесс образования. И помните, что дидактические игры, как средство развития речи детей, являются одним из лучших методов.
Источник
Анжелика Приходько
Самообразование «Развитие речи с помощью дидактических игр»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 35 ГОРОДА КРЫМСКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОН
Самообразование
«Развитие речи с помощью дидактических игр»
Учитель-логопед: Приходько А. М.
г. Крымск
«Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному,
поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности»
Актуальность темы:
Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речидетей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Цель:
Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.
Задачи:
1. Изучение методической литературы по данной теме
2. Развитие активного словаря
3. Подготовка консультаций для родителей по данной теме
4. Изготовление папок-передвижек
5. Составление картотек дидактических игр по развитию речи
6. Создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр, пальчиковых физминуток, сборник консультаций)
7. Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.
Методы работы
Словесные
Наглядные
Практические
Игровые
Принципы
• Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса
• Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
• Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями
• Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса
• Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи
Заповеди:
• Знания, которые не пополняются, убывают с каждым днем
• Приобретайте знания систематически, не стыдясь, обращайтесь за советом к товарищам
• Умеешь сам – научи других
• Любите детей, ежедневно вносите в их жизнь что-то новое, интересное
• Оставляйте в порядке своёрабочее место: уголки, документацию
• Уважайте труд своих сотрудниц, поддерживайте их авторитет перед детьми, коллегами, родителями
• После рабочего дня подготовьтесь к следующему рабочему дню
• Никогда не оставляйте на завтра то, что можно сделать сегодня
• Никогда не предпринимайте воспитательских воздействий в плохом настроении
Методологический раздел
Основная особенность дидактическихигр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.
Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера — обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.
Приведем примеры обучающих задач по развитию речи детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры: обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса; помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами; позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений; улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений; по мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов; некоторые игры с
задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали; стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме; развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач; способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.
Игра является эффективным средством развития речи детей. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, — так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические
обобщения о звуковом составе слова.
Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.
Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Практический раздел
Срок Тема. Содержание работы Практический выход
В течение года Изучение литературы, дидактических игр методики и технологий педагогов по данной теме Список литературы
Разработка и оформление дидактических игр по данной теме Картотека
Посещение методических объединений
Выпуск журнала «Звукоречик» по теме (раз в квартал) Журнал
Сентябрь Роль игры в жизни детей Памятка
Дидактическая игра — имитации «Постираем кукле платья» План – конспект
Октябрь Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Конспекты занятий
Ноябрь Оформление уголка на тему: “Дидактические игры для развития речи»
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала
НОД «Домашние животные» (формирование звуковой культуры речи) Открытая НОД для педагогов
Декабрь Приемы обогащения словаря Консультация
Январь Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов для развития речи Картотека песен, мультфильмов
Февраль Говорим правильно Консультация для родителей
Март Игра на развитие словарного запаса Буклет для родителей
Апрель Игры и упражнения для развития речи детей.
Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений Подготовка дидактического материала
Май НОД «Насекомые» (формирование и развитие связной речи) Открытая НОД для педагогов
Результаты проведенной работы по самообразованию Отчет
Список литературы
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры
2. Большакова С. Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения
3. Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников»
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей.
5. Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.
6. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т. С. Комаровой.
7. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм,движение: Пособие для логопедов и родителей.
8. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА
9. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки»
10. Лыкова И. А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика»
11. Лыкова И. А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г
12. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
13. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. –СПб: Корона-Век, 2007
14. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику«, М. Издательство ЭКСМО,2007
15. Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков»
16. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»
17. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».
18. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ
19. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
Источник