Развитие речи ребенка работа психолога

Галия Курмакаева
Активизация речи детей в работе психолога

В последние годы в детских садах растет число дошкольников с нарушением речевого развития. Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают все психические процессы. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, слабая концентрация, зрительная и слуховая память, мыслительные процессы, так же слабо развиты.

У детей с недоразвитием речи могут наблюдаться плохая координация движений, слабая мелкая моторика, снижение интереса к игровой деятельности.Часто страдает эмоциональная и коммуникативная сфера: дети испытывают трудности в общении, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, к себе и окружающим.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития речи ребенка является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Для того чтобы достичь этих целей, я применяю следующие методы работы с детьми, которые можно применять не только на занятиях психолога, но и воспитателям.

Музыкотерапия

Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние, наладить отношения между детьми и педагогом, развивает новые способности, повышает самооценку, лечит страхи, способствует становлению норм поведения, обогащает внутренний мир ребёнка яркими эмоциями.

Психогимнастика.

Это курс театральных этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

Применять психогимнастику можно на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности, на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Примеры психогимнастики:

Изобразить ласковую кошечку, злого серого волка, игривого котенка, довольную, полакомившуюся капустой козочку, бодливую корову, грозного быка, поросенка, валяющегося в грязи, верблюда, идущего по пустыне и многое другое. Все эти этюды могут сопровождаться стихами, песнями, поговорками.

Так же в психогимнастике можно использовать и прием игры, например «Угадайте, что я делаю?». Один ребенок показывает действия, а другие — угадывают.

Детям после таких упражнений становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других людей.

У них появляется уверенность, честность, смелость, доброта, изживаются страхи, неуверенность и различные переживания.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком.

Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.

Может сопровождаться весёлыми стихами, яркими образами, песнями.

Использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения, помогает, заинтересовывает детей, подготавливает речевой аппарат малыша и развивает речь.

Упражнения самомассажа:

Самомассаж мышц головы и шеи: «Я хороший» — расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.

Самомассаж мышц лица: «Рисуем дорожки» — движения пальцев от середины лба к вискам.

«Дождик» — легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

«Умыли личико» — ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Самомассаж языка: поглаживание языка губами,пошлепывание языка губами,поглаживание языка зубами, покусывание языка зубами.

Игры для развития речи детей 3-4 лет

1. «Что бывает….? Какое бывает?»

Начните игру словами:

«Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…» и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу,закончите ее сами и предложите аналогичную — с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает).

Или наоборот:

«Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… » и так далее о других предметах или живых существах.

«А может мячик быть одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?»

Или так:

Что бывает круглое? Что бывает острое?

Что бывает жидкое? Что бывает длинное?

Что бывает пушистое? Что бывает твердое?

Что бывает квадратное? Что бывает ароматное?

Что бывает синее? И так далее…

Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу.

Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

2. «Что сначала, что потом»

Познакомьте ребенка с понятиями «сначала» и «потом» на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.

Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов,предложите ему продолжить фразы типа:

-сначала чай наливают, потом пьют

-сначала человек ложится спать, потом встает

-сначала самолет взлетает, потом…

-сначала птичка откладывает яичко, потом…

Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.

Пальчиковые игры

Срока белобока — эта старинная игра, однако, до сих пор популярна и любима малышами. (Водя пальцем по ладошке малыша)

Сорока-белобока, кашку варила

детей кормила

(трогая каждый пальчик в отдельности)

Этому дала, этому дала.

А мальчику-спальчику (мизинцу) ничего не досталось

Пальчики-мальчики (поочередно загибая каждый пальчик, начиная с мизинца)

Этот пальчик — в лес пошел

Этот пальчик — гриб нашел

Этот пальчик — леденец

Этот пальчик — огурец

Этот пальчик — много ест, оттого и молодец.

Прогулка (начинаем большим и указательным по столу «шагая»)

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пошли во двор гулять

Тут увидели собаку,

там увидели кота,

А потом пришла корова — разбежались кто-куда.

(Используйте известные стишки, собирая по одному пальчику в кулачок)

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один,

Эта долька — для ежа,

Эта долька — для чижа,

Эта долька — для крота,

Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура!

Он сердит на нас — беда!

Разбегайтесь, кто — куда!

И т. д. Или, наоборот, «запутывайтесь», произносите «неправильные» фразы,в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:

сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить. И т. д.

3. «Что будет, если…»

Еще одна устная игра.

Вы задаете вопрос — ребенок отвечает.

«Что будет, если я встану ногами в лужу?»

«Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?» и так далее. Затем меняйтесь ролями.

Читайте также:  Какая группа задач включает в себя развитие телесной рефлексии ребенка

4.«Что можно делать с? С чем можно делать… ?»

Вы начинаете:

«Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…», «Воду можно пить, ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще. » — ребенок продолжает.

Или:

«Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу…

«Пить можно воду, молоко, сок, а еще…».

Или:

Чай пьют, а печенье едят.

На кровати лежат, а на стуле сидят.

Рубашку шьют, а шарф …

Котлеты жарят, а суп…и так далее.

Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями — ребенок начинает, вы продолжаете.

5.«Кто что делает?».

Начало может быть таким:

«Солнышко — светит, сияет, греет, а еще….»

«Машина — едет, гудит, светит…»

«Кошка — бегает, ходит, пьет, спит…»

Или называете два предмета или живых существа.Ребенок должен назвать общее для них действие:

И лягушка, и зайчик — прыгают.

И птица, и муха летают.

И снег, и лед — тают.

Или много предметов на одно действие:

«Светит — солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …»

«Едет — машина, поезд, велосипед, …»

«Тает — мороженое, лед, …»

Чистоговорки

«да-да-да — в огороде лебеда»,

«ду-ду-ду — растут яблоки в саду»,

«ша-ша-ша — принесли домой ерша»

«ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту»

«жа-жа-жа — есть иголки у ежа»

«чи-чи-чи — прилетели к нам грачи»

«жу-жу-жу — я на солнышке лежу». ну и так далее.

Скороговорки

— Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

— Ехал Грека через реку,

видит Грека — в реке рак,

сунул Грека руку в реку,

рак за руку греку — цап.

— Карл украл у Клары кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

— На дворе трава,

на траве дрова.

На дворе трава,

на траве дрова.

— Кукушка кукушонку купила капюшон,

надел кукушонок капюшон,

как в капюшоне он смешон.

Источник

«Развитие речи на занятиях педагога-психолога»

Детский возраст от 1 года до 3 лет

Психологические аспекты развития речи.

Речь это результат познания мира отраженного в сознании через слово.

Речь – процесс использования языка в качестве средства общения.

Ребенок открывает для себя то, что каждый предмет имеет свое значение. Резко увеличивается словарный запас. Происходит полная интеграция мышления и речи. Сознание приобретает знаковую функцию.

 Развиваются такие функции речи как

— коммуникативная (передача информации. общение)

— регулирующая ( действия по речевым правилам, инструкции)

— обобщающая (понимание то ,что слово обозначает не только отдельный предмет, но целую группу сходных предметов и явлений и является носителем их существенных признаков)

— отражающая опыт взаимодействия с миром.

Для полноценного развития этих явлений ребенку необходимо:

— общение со взрослым

-включение в предметную деятельность.

 Для перехода от представления к понятию ребенку очень помогает рисунок. По мнению ряда авторов «детский рисунок – это графический рассказ, построенный по принципу устной речи» т. е. слово – это символ обозначающий любое явление, рисунок эта схема так же обозначающее любое явление.

Способы реализации задачи развития речи в работе с детьми:

.

1. Элементы арт терапии, рисование и конструирование

2. Чтение сказок и  рассказов+ беседа по прочитанному, ответы на вопросы.

3. Этические беседы.

4. Театрализация сказок и рассказов.

5. Пальчиковые игры (развитие мелкой моторики)

6. Игры движение и речь (развитие крупной моторики)

7. Предметные и дидактические игры.

8. Игры потешки.

Памятка для родителей по развитию речи детей

1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.

8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

13. Играйте с ребёнком в разные игры.

Игры для развития речи детей 3-4 лет

1. «Что бывает….? Какое бывает?»

Начните игру словами:

«Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…» и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную — с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает).

Или наоборот:

«Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… » и так далее о других предметах или живых существах.

«А может мячик быть одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?»

Или так:

Что бывает круглое? Что бывает острое?

Что бывает жидкое? Что бывает длинное?

Что бывает пушистое? Что бывает твердое?

Что бывает квадратное? Что бывает ароматное?

Что бывает синее? И так далее…

Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу.

Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

Читайте также:  Методика развития речи у ребенка с алалией

2. «Что сначала, что потом»

Познакомьте ребенка с понятиями «сначала» и «потом» на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.

Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:

-сначала чай наливают, потом пьют

-сначала человек ложится спать, потом встает

-сначала самолет взлетает, потом…

-сначала птичка откладывает яичко, потом…

Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.

Пальчиковые игры

Срока белобока — эта старинная игра, однако, до сих пор популярна и любима малышами. (Водя пальцем по ладошке малыша)

Сорока-белобока, кашку варила

детей кормила

(трогая каждый пальчик в отдельности)

Этому дала, этому дала.

А мальчику-спальчику (мизинцу) ничего не досталось

Пальчики-мальчики (поочередно загибая каждый пальчик, начиная с мизинца)

Этот пальчик — в лес пошел

Этот пальчик — гриб нашел

Этот пальчик — леденец

Этот пальчик — огурец

Этот пальчик — много ест, оттого и молодец.

Прогулка (начинаем большим и указательным по столу «шагая»)

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пошли во двор гулять

Тут увидели собаку,

там увидели кота,

А потом пришла корова — разбежались кто-куда.

(Используйте известные стишки, собирая по одному пальчику в кулачок)

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один,

Эта долька — для ежа,

Эта долька — для чижа,

Эта долька — для крота,

Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура!

Он сердит на нас — беда!

Разбегайтесь, кто — куда!

И т. д. Или, наоборот, «запутывайтесь», произносите «неправильные» фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:

сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить. И т. д.

3. «Что будет, если…»

Еще одна устная игра.

Вы задаете вопрос — ребенок отвечает.

«Что будет, если я встану ногами в лужу?»

«Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?» и так далее. Затем меняйтесь ролями.

4.«Что можно делать с? С чем можно делать… ?»

Вы начинаете:

«Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…», «Воду можно пить, ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще. » — ребенок продолжает.

Или:

«Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу…

«Пить можно воду, молоко, сок, а еще…».

Или:

Чай пьют, а печенье едят.

На кровати лежат, а на стуле сидят.

Рубашку шьют, а шарф …

Котлеты жарят, а суп…и так далее.

Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями — ребенок начинает, вы продолжаете.

5.«Кто что делает?».

Начало может быть таким:

«Солнышко — светит, сияет, греет, а еще….»

«Машина — едет, гудит, светит…»

«Кошка — бегает, ходит, пьет, спит…»

Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:

И лягушка, и зайчик — прыгают.

И птица, и муха летают.

И снег, и лед — тают.

Или много предметов на одно действие:

«Светит — солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …»

«Едет — машина, поезд, велосипед, …»

«Тает — мороженое, лед, …»

Чистоговорки

«да-да-да — в огороде лебеда»,

«ду-ду-ду — растут яблоки в саду»,

«ша-ша-ша — принесли домой ерша»

«ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту»

«жа-жа-жа — есть иголки у ежа»

«чи-чи-чи — прилетели к нам грачи»

«жу-жу-жу — я на солнышке лежу». ну и так далее.

Скороговорки

— Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

— Ехал Грека через реку,

видит Грека — в реке рак,

сунул Грека руку в реку,

рак за руку греку — цап.

— Карл украл у Клары кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

— На дворе трава,

на траве дрова.

На дворе трава,

на траве дрова.

— Кукушка кукушонку купила капюшон,

надел кукушонок капюшон,

как в капюшоне он смешон.

Памятка «Развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях»

Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Сколько бы мы не прожили, мы всё равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Даже убелённый сединами человек продолжает ссылаться на то, чему его учили дома, чему учила мать, что показывал отец.

Малыш учится всему в общении со взрослыми. Ранний опыт ребёнка создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает его к вычленению смысла слов.

«Годы чудес» — так называют дошкольное детство. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Для ребёнка ваша речь является образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая вам, слушая вас. Наблюдая за вами.

Ребёнок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше. Чем может сказать.

Речь ребёнка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.

Вам принадлежит исключительная активная роль в обучении малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребёнку.

Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.

Следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и умственное развитие, приобщение ребёнка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребёнка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем – и на работе.

По возможности нужно присоединяться к ребёнку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.

Читайте также:  Развитие мышления у особого ребенка

У каждого ребёнка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребёнка реальные цели.

Старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

Источник

Наталья Вересова
Консультация для педагогов «Развитие речи на занятиях педагога-психолога»

«Развитие речи на занятиях педагога-психолога»

I. Психологические аспекты развития речи.

Речь – процесс использования языка в качестве средства общения. У речи множество функций и форм. Речь это результат познания мира отраженного в сознании через слово.

1. Ранний возраст (1-3 лет)

Речь развивается под воздействием потребности совместной деятельности со взрослым по поводу познания окружающего мира.

Ребенок открывает для себя то, что каждый предмет имеет свое значение.

Резко увеличивается словарный запас. Происходит полная интеграция мышления и речи. Сознание приобретает знаковую функцию. Развиваются такие функции речи как – коммуникативная, регулирующая, обобщающая, отражающая опыт взаимодействия с миром.

Для полноценного развития этих явлений ребенку необходимо общение со взрослым и включение в предметную деятельность. Для перехода от представления к понятию ребенку очень помогает рисунок. По мнению ряда авторов «детский рисунок – это графический рассказ, построенный по принципу устной речи» т. е. слово – это символ обозначающий любое явление, рисунок эта схема так же обозначающее любое явление.

2. Дошкольное детство (3-7 лет)

Речь включается во все виды деятельности. Увеличивается словарь и что более важно идет осознание их значений. Повышается звуковая культура (фонематический слух и правила произношения, к концу периода завершается процесс фонематического развития. Усиливается обобщающая функция. Период усвоения морфологической системы языка (окончания, суффиксы). Усиливается обобщающая функция. Появляется контекстная (последовательная) и объяснительная (причинно-следственная) форма речи. Складывается интеллектуальная функция речи (слово фиксирует результат познания и закрепляет его в сознании, самореруляторная (планирование).

Общение ребенка со взрослым носит внеситуативно-познавательный характер (несоответствие познавательных потребностей и способов их удовлетворения). Следовательно, для ребенка путь к пониманию явлений – общение со взрослым.

Освоение языка идет двумя путями: в повседневном, естественном общении со взрослыми и в процессе специально организуемого родителями и взрослыми обучения.

II. Словарная работа

1. Задачи словарной работы

В задачи работы психолога ДОУ входит развитие речи и в частности и работа со словарным запасом слов. Они в целом прописаны в программе под редакцией Васильева, по которой работает д/с и они разработаны с учетом возраста детей и соответствуют новообразованиям речи каждого периода развития:

• Обогащать словарный запас детей (знать слова, правильно понимать их значение)

• Способствовать активному использованию новых слов в речи

2. Формы работы

Обе эти задачи вместе возможно решить только в процессе общения ребенка и взрослого.

Причем недостаточно только знакомить ребенка с новым словом и объяснять его значение (этим решается только первая задача, необходимо создать для ребенка условия свободного общения, где ребенок может активно пользоваться формирующимся словарем, закреплять его в общении и уточнять и осознавать значения слов. Причем как правило ближайшие взрослые ребенка ограничиваются только первой задачей. Поэтому в ситуации дефицита общения, я стараюсь в своей работе решать в большей степени вторую задачу и на занятиях и в индивидуальной работе с ребенком и в процессе наблюдения режимных моментов.

3. Средства для решения задач

Спец. средством психолога является – диагностика, в том числе и диагностика словарного запаса ребенка. Диагностика позволяет выявить актуальные проблемы развития. Результаты ее показывают что у многих детей, словарный запас снижен. И если пассивный словарь детей в большинстве случаев близок к норме, то активный словарь требует интенсивного развития.

Основное средства для развития словаря в моей работе это организация и регулирование активного общения детей со мной и со сверстниками.

Основными приемами являются:

• организация детских высказываний по очереди по различным темам;

• вопросы – как средство стимуляции общения;

• подробные ответы на любые вопросы детей – как средство поддержания интереса детей к общению со взрослыми;

• разъяснения смысла некоторых незнакомых (малознакомых) слов и помощь в осознании смысла знакомых слов через проговаривание значения слова.

Все эти приемы могут применяться в любых формах работы (играх, рассказах по рисунку и т. д.)

4. Специфика словарной работы на занятиях психолога.

Как специфику тематики общения на занятиях психолога можно выделить слова в области эмоциональных переживаний детей, в области организации здорового образа жизни и актуальных проблем детского опыта (индивидуальные для каждого ребенка). Никаких специальных терминов, как проявило на моих занятиях я не употребляю и не обучаю им детей. Введение новых слов в общение на занятиях, обычно,адекватно запросам детей: либо я знакомлю с новым словом в том случае если на мой вопрос ребенок по каким – то причинам не может найти ответ в своем словаре; либо они спрашивают сами — я отвечаю, если работа групповая, то если в группе есть ребенок. знающий значение этого слова сначала даю ему возможность объяснить и по необходимости корректирую его объяснение.

III. Развитие речи на занятиях психолога

Развитие речи на занятиях не является основополагающей целью, но является одной из задач психолога. Но важно подчеркнуть что с какой бы психической функцией психолог не работал (эмоции, переживания, псих. процессы, часто именно речь выступает показателем особенностей ее развития. Знаковая функция речи является показателем развития мышления памяти, воображения и т. д., в целом речь представляет наше сознание. Все что мы можем проговорить — мы можем осознать. Если какие-то вещи остаются не проговоренными, значит они либо не осознанны, либо осознанны не в полной мере. Это касается людей любого возраста. А где можно проговорить то что важно – в ситуации общения. И на своих занятиях я в первую очередь стараюсь организовать это общение.

На занятиях развиваются следующие характеристики речи: грамматически правильное построение предложений; умение четко и понятно выражать мысли; развитие объяснительной речи; проговаривание (актуализация и осознание) опыта детей; развитие слушания речи (повышение культуры и навыком коммуникации); стимуляция и развитие рефлексии через речь, помощь в осознании себя.

Источник