Развитие речи ребенка по изодеятельности

Ольга Колбасова
Развитие речи детей в изобразительной деятельности

Актуальность

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Цель работы воспитателя — научить ребёнка логически мыслить и связно выражать свои мысли.

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи.

В процессе продуктивной деятельности я предусмотрела все условия для осуществления тесной связи слова с действием.

Поставила перед собой цель:

Систематизация работы по развитию речи на материале изобразительной деятельности, развитие мелкой моторики у старших дошкольников.

Задачи:

— формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения на материале изобразительной деятельности;

— поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос;

— активизировать творческое воображение, память, логическое мышление, через систему игровых занятий;

— развивать навыки речевого общения, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия на материале изобразительной деятельности;

— развить восприятия речи детьми, обогащать словарным запасом;

— развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

— воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Провожу предварительную работу: рассматривание картин; просмотр презентаций; наблюдения; создание выставок; экспериментирование; чтение литературы; игры на фантазию; дидактические игры; разучивание стихов; создание коллажей; пальчиковые и артикуляционные гимнастики.

Для осуществления поставленных задач, я применяю различные приемы обучения:

1. Наглядные приемы. На занятиях я использую предметы натуры, репродукции картин, образцы и другие наглядные пособия.

В ходе рассматривания и обследования предметов дети называют его название и его части, выделяют их признаки, определяют назначение предмета, тем самым происходит пополнение словарного запаса.

Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. Дети учатся видеть в картинах главное, точно и живо описывать изображение, излагать свои мысли в логической последовательности, описывать содержание картины. Решая задачи развивать память, применяю игровые приёмы. Формируя перспективные действия, направленные на обследования предмета, мы развиваем зрительное восприятие детей и так же происходит пополнение словарного запаса. Пример: «Это рябина. Она состоит из кроны, ствола, корней, плодов. В зависимости от окраски и формы рябины бывают, высокие и низкие, прямые и кривые, толстые и тонкие и т. д.». На следующем этапе происходит развитие навыков использования различного типа простых предложений.

Так же использую сличение работы с образцом, комментирование действий, групповые выставки, рассматривание иллюстраций и анализ работ.

2. Словесные приемы. Побуждаю ребёнка к самостоятельным высказываниям. Это высказывание состоит из одного слова, затем приобретает форму простого предложения, затем разрастается до самостоятельно построенного предложения из 2-3 слов, потом из 3-4 слов. Наряду с сопряжённой речью я использую и отражённую форму речи — повторное произнесение ребёнком отдельных слов, фраз вслед за мной. Рационально использование образных сравнений, стихотворных текстов, загадок, которые помогают создавать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи выразительными средствами.

Решая задачи развивать память, применяю игровые приёмы. Например, использую игру «Цветная сказка». Я читаю сказку вслух, а дети должны составить цветовую картину. Как только ребёнок услышит название какого-либо цвета в сказке, он берёт соответствующий карандаш и закрашивает первый квадрат, затем следующий. Например: «Пришёл дед в огород и стал копать чёрную землю. Решил посадить жёлтую репку». Ребёнок должен вспомнить всю сказку, опираясь на цветовые подсказки.

При организации общения в форме диалога, ребёнок речью сопровождает выполняемые действия. Пример: «Что ты сейчас рисуешь? — Я рисую ствол рябины. — Что ты нарисовал? — Я нарисовал крону и ствол рябины». Также провожу работу по словообразованию существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -чик, -ок, ек- и т. д. Например: Ребенок называет предмет, изображенный на картинке, или называет тот предмет, который хочет изобразить, потом называет ласкательно (лист – листик, рукав – рукавчик, нос – носок, воробей – воробышек и т. д).

В рамках реализации перспективного плана проводила занятия с применением приставочных глаголов. Например: предлагаю детям нарисовать лыжника и его путь с горы, в гору, около дома. Дальше спрашиваю, куда поедет лыжник. Ответ: «С горы съехал, по дороге поехал, вокруг дома объехал». Перед каждым занятием провожу речевую разминку или артикуляционную гимнастику, она создаёт положительный микроклимат, атмосферу близости и доверия друг к другу.

3. Практические приемы.

Практические приемы я применяю при рисовании предмета с натуры, по представлению, так же нетрадиционные техники рисования, сюжетные рисования, лепку. Большое значение в практических приемах уделяю пальчиковой гимнастике, она целенаправленна для развития мелкой моторики и развития речи детей.

Этот прием мы рассмотрим подробнее в методах, которые я применяю для осуществления поставленных задач.

1. Метод рисования с натуры и по представлению, я использую не только наглядный материал, но и картинки с его изображением. Рисование с натуры дается детям с большой сложностью, поэтому при детальном рассмотрении с детьми натуры, я направляю детей, и облегчаю словом и жестом процесс рисования. Рисование по представлению объяснения, рассказы и мое любое слово, обращенное к детям, было эмоциональным, для того, чтобы вызвать у них положительный отклик, пробудить эстетические чувства. Развиваю у детей чувство композиции при передаче пространства и всю работу над рисунками сопровождаю словом, вопросом. Например: «Что изображено?», «В каких тонах?» и т. д.

2. Использую метод сюжетного рисования.

Показываю детям на своем примере, как передавать свои впечатления от окружающей действительности, уметь разнообразить содержание своих рисунков, так же даю детям самостоятельно определить сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу. Например: Даю детям два слова и предлагаю из них составить небольшой рассказ. Фрагменты этого рассказа зарисовываем. Или предлагаю детям зарисовать героев двух сказок и составить рассказ или сказку. Можно дать детям задание сочинить сказку и нарисовать к ней иллюстрации.

Читайте также:  Адаптация ребенка и реабилитация с отклонениями в развитии

3. Метод декоративного рисования обогащает представления детей об окружающих предметах и способствует появлению умственной и речевой активности, побуждает детей видеть красоту и развивать воображение. Учу изображать геометрические формы и превращать их в стилизцию — прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов — вазы, кувшины и т. д., усложняю понятие о симметрии при этом обогащается словарный запас ребенка. Знакомлю детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народов нашей страны.

4. Использование метода нетрадиционных техник рисования является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.

Этот метод позволяет мне развивать у детей сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами: гофробумага, разноцветные нити и веревочки, пластилин, крупа; песок, снег и т. д.

5. Лепка (скульптура) и Художественный труд: этот метод, так же как и все вышеперечисленные методы, позволяет более углубленно развивать мелкую моторику, развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцами.

На занятии по лепке определяю пропорции и подчеркиваю характер формы предмета, затем задаю детям вопросы, направляющие их внимание на выявление характерных особенностей формы и на ее решение. Во время беседы в начале занятий уточняется композиционное решение. Большое значение для детей приобретает анализ работ в конце занятия, который организуется в виде беседы. Дети сами задают друг другу вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов.

Лепку можно использовать не только в групповом помещении, но и на улице. Вместе с детьми мы лепим из снега разные фигуры животных. Затем предлагаю им, вспомнить художественные литературные произведения с вылепленным героем. Например: «Дети мы вылепили крокодила, вспомните, в каких литературных художественных произведениях вы слышали про крокодила», ответы: — «Что ест за обедом крокодил?», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Краденое солнце» и т. д. Так же дети вспоминают, строки из произведений связанные с этим героем и все, что они знают об этом животном и играют в игры.

6. Для развития речи эффективно пользоваться дидактическими играми по изодеятельности.

Эти игры я использую в организации самостоятельной продуктивной деятельности ребенка, и также в индивидуальной работе с детьми.

Дидактическая игра: «Волшебная палитра» — это карточки с арифметическими примерами на составление дополнительных цветов из основных;

«Мозаики» складывание узоров, картин;

«Жанры живописи» — игры на закрепление знаний жанров живописи; «Подбери узор» — игры по декоративно-прикладному искусству, дети выбирают элементы различных росписей и раскладывают узор на доске; «Найди пару» — подобрать соответствующее цветное изображение по контурному или силуэтному изображению;

«Симметричные фигуры» — знакомства с симметрией;

«Веселая геометрия» — складывать карточки с различными предметами и их надо соединить с соответствующей карточкой с изображением геометрической фигуры;

«Собери пейзаж» — учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навык; «Сочини сказку» — дети рисуют декорацию и используют для сочинения сказки готовых героев или рисуют героев сами.

Результативность опыта

Результатом своей работы считаю не только процесс развития речи дошкольника, но и сохранение навыков, которые помогают в будущем совершенствовать их возможности.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что речь детей стала богаче, красочнее, эмоциональнее. Возрос интерес к художественно-продуктивной деятельности. Дети обрели уверенность в себе.

Источник

«Развитие речи детей в процессе изодеятельности»

Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма. Это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности. Дошкольный возраст — сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание является традиционным и развитым направлением педагогики. Изобразительная деятельность, конструирование, ознакомление с окружающим,  развитие речи, обучение грамоте, математика  и другие виды занятий дошкольника, предъявляющие особые требования к различным психическим функциям, предоставляют широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми. Все они способны  к взаимной компенсации с точки зрения развивающего эффекта, что позволяет максимально оптимизировать процесс обучения.

Важным средством  воспитания и обучения  детей дошкольного возраста является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).  Она позволяет  детям познать окружающую действительность, выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Эти занятия доставляют  детям радость, создают положительный эмоциональный наст рой, способствуют развитию творчества, наблюдательности,  воспитывают  чувство прекрасного.  Изобразительная деятельность способствует развитию  мышления, восприятия, воображения, мелкой  моторики,  что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребенка.

Рассмотрим  взаиморазвивающую  и взаимокомпенсирующую  роль  изобразительной деятельности и речевого развития ребёнка.

Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях:

  • происходит обогащение и развитие всех компонентов речи (словаря, грамматического строя, фонематических  функций,  связной речи);
  • развитие номинативной (репрезентативной) функции речи;
  • осуществляется становление и развитие коммуникативной речи — как средства общения;
  • развивается регулирующая и программирующая  функции  речи;
  • совершенствуется эмоционально-выразительная сторона  речи.

            Детальный разбор данных направлений показывает, что на занятиях рисования, лепки, аппликации  дети знакомятся  с новыми словами, обозначающими  внешние признаки предметов и признаки действий,  учатся  понимать, различать и, наконец, употреблять слова-термины, которые присущие данным видам  деятельности (кисть, краски, стека, прищипывание,  раскатывание, сплющивание и мн. др.).  Постепенно эти слова войдут   в активный словарный запас детей. Таким образом, познавая и рассматривая различные предметы, называя их  и  обсуждая их свойства, происходит развитие номинативной (репрезентативной) функции речи.

Читайте также:  В гомеле центр развития ребенка

Для того чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных. Все виды изобразительной деятельности способствуют этому. Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий признаков, ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. Слово помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмыслении процессов изображения.  Обсуждение   названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений;  высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями при их обследовании  перед рисованием помогают научить ребенка различать предметы по форме и по цвету; а с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов у детей формируется навык согласования прилагательных с существительными разных родов.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность, имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации сформируют коммуникативную направленность речи.

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Как отмечалось ранее, дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты. Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с разными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей данной группы. Определенный набор фраз, слов, произносимых взрослыми во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным. Его структурный облик уточняется.  Для усвоения слов-названий большое значение имеют действия самих детей с предметами,  так как дети с трудом связывают слово с предметом или действием, воспринятыми только зрительно. Когда детям дают предмет и предлагают «поработать» с ним, и при этом называют также действия и признаки,  связанные с этим предметом,  в таких условиях новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются. Огромное влияние такой продуктивной деятельности на развитие речи ребенка отмечено М. М. Кольцовой. В описанных ею опытах дети раннего возраста почти в два раза быстрее начинали реагировать на слово, обозначающее предмет, если имели возможность этим предметом манипулировать.

В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия, тоесть,  для полноценного пополнения глагольного словаря.  Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Значительно труднее показать через картину связь слова с движением или состоянием предмета. В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия.

Следует заметить, что, например, приставочные глаголы дети начинают усваивать значительно раньше, так как  во время занятия рисованием, лепкой или аппликацией  педагог  часто употребляет их, говоря о том, что ребенок: режет бумагу, отрезает уголок, вырезает круг,  и т. д.  Именно на этих занятиях  дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственную взаимосвязь различных действий и явлений.

Слово прочно входит сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его форм. С этой целью на занятиях используется  весь наглядный материал: предметы оборудования, их признаки и назначение,  происходит оречевление  демонстрируемых действий.  Даже выполняя посильные поручения педагога,  как до занятия, так и после него,  у детей продолжается  процесс развития речи. Ведь  убирая оборудование и материал  для изодеятельности  со стола или, напротив, раскладывая его, воспитанники  производят  разнообразные действия, слыша при этом инструкции взрослого, запоминая  название раздаточного материала и оборудования, соотнося свои действия с определёнными глаголами. Дети как бы играют с этим материалом – происходит ненавязчивое, косвенное обучение вне занятия.

           На занятиях изобразительной деятельности  успешно развиваются коммуникативные речевые навыки. Ведь между педагогом и ребёнком, а также непосредственно между детьми  ведётся диалог, возникают спорные ситуации, требующие словесного решения, идёт обсуждение целей и средств достижения результата. Развитие речевого общения предполагает постепенную подготовку всё более сложных речевых моделей для накопления их детьми и употребления в активной речи по мере их усвоения.

Модель речевого поведения на занятиях ИЗО зависит от возраста детей. Так у  детей младшего  дошкольного возраста в начале творческой работы  еще нет собственного замысла, они не умеют намечать тему рисования, лепки и т.д.  Зачастую, ребёнок, уже нарисовав рисунок или его часть, «узнаёт» его. Т.е. находит какое-то сходство с чем-либо, и затем додумывает дальнейший сюжет,   рассказывая о нем  уже словами. Это является резюмирующей, констатирующей формой  речи – т.е. это речью  по поводу уже совершенного действия.  Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Эти факты отмечены в исследованиях Н. П. Саккулиной, В. С. Мухиной. Дети придают нарисованному предмету движения, (машина едет), на основе предметного рисунка с помощью речи создают целый сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звукоподражаниями и доступными словами их диалог.

Далее, в среднем детском возрасте,  речь часто вплетается в самостоятельную практическую деятельность ребенка. Дошкольник, во время занятия изодеятельностью  часто ни к кому не адресуясь, тихо вслух  называет предметы, с которыми он действует, рассказывает о своих действиях, планирует, предстоящие действия и анализирует их результаты. Такая речь называется эгоцентрической. Эгоцентрическая речь выполняет функцию начала  планирования деятельности. Ребенок как бы наперед формулирует замысел своей деятельности. С возрастом складывается планирующая функция речи, когда ребёнок принимает решение и намечает  замысел  работы ещё до ее начала, объясняя  и аргументируя свой выбор. (Этому способствуют вопросы педагога: «С чего начнем рисовать? А потом что будем делать?»).  Дошкольник  вырабатывает   пути выполнения  и достижения  поставленной цели,  и по мере ее по мере ее выполнения, словесно фиксирует полученные результаты,  в речевой форме решает возникшие затруднения.  В этом возрасте эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю речь.  Теперь ребёнок, «пыхтя» над своим творением, не переставая рассказывает «про себя»  о том, что  происходит с изображаемым объектом, комментирует свои действия («вот сейчас я тебе нарисую (слеплю, приклею)  руки, а потом нарисую мяч» и т.д…)  Важным моментом  является оценка детских работ после каждого занятия. Анализируя свои рисунки, лепку, аппликацию, дети учатся видеть и рассказывать о том, что удалось, а что получилось неудачно, что можно исправить, дополнить, сделать лучше.

Читайте также:  Центр развития ребенка има официальный сайт

Оказывая многостороннее влияние на развитие детей,  рисование надолго становится ведущим видом деятельности. Под его воздействием детская  номинативная речь преобразуется в богатую определениями, с образными и красочными характеристиками. Ответ на вопрос одним словом или сочетанием сменяется построением предложения разных конструкций: простое нераспространенное предложение, распространенное предложение; из сложных — сложноподчиненное предложение. Предусматривается построение разных конструкций, отвечающих характеру общения: побудительное, повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения. 

В старшем дошкольном возрасте  дети, демонстрируя  нарисованное, используя  монологическую речь, могут  составлять целые рассказы,  имеющие предисторию,  динамично сменяющееся  действие и логическое объяснение всех изображенных объектов.

           Данный уровень связной речи невозможен без развития   эмоционально-выразительной  (эмотивной)  функции речи. И именно в процессе изобразительной деятельности  происходит яркое и действенное  воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Ведь занятия  строятся так, чтобы ввести ребенка в образную ситуацию, которая поможет ему эмоционально воспринимать созданный рисунок, лепку, аппликацию. Педагог,  обращая внимание детей на выразительность изображения, привлекает  образные сравнения, стихотворные тексты, которые помогают создать характеристику предмета, развивают у детей образное восприятие, обогащают речь выразительными средствами. Его живая речь  обычно выражает неизмеримо больше, чем она обозначает. Подлинный, конкретный смысл раскрывается не только через значения и смысл слов, но в большей мере через эмоциональные и выразительные средства (интонация, модуляция голоса, ритмико-мелодический компонент, мимика, жесты , «смысловые паузы» и т. д.). Таким образом, у  ребёнка , получившего  эмоциональный настрой  появляется ответная реакция – как можно более точно передать вначале словесно, а затем  и посредством рисования, лепки или аппликации  свои чувства, своё  понимание и отношение к изображаемому объекту.  

Непосредственное воздействие на эмотивную сторону речи происходит при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников, изделий народно-художественных промыслов, скульптур и различных композиций. В данном виде деятельности дети посредством точно построенных фраз отражают содержание и смысл  изображенных  объектов , выражают своё отношение к ним. Ребята   учатся отвечать полными предложениями на репродуктивные (констатирующие), поисковые и проблемные вопросы. Педагог побуждает детей не только отвечать на поставленные вопросы, но и самостоятельно формулировать и задавать свои собственные. Такие виды деятельности на занятиях ИЗО положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Изобразительная деятельность развивает отдельные мыслительные операции, такие, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, классификация. Мышление, в свою очередь, органично связано с речью, которая является инструментом мышления, способом передачи информации, регулятором человеческого общения и собственного поведения.

Помимо этого занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию мелкой моторики кисти руки: зрительно-моторной координации, тонких движений руки, регуляция их объема и четкости.  Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как     И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Работы  В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности,  развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, языка, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Исследования  М.М. Кольцовой доказали, что  каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий головного мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». И все речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Именно поэтому  можно сделать вывод, что выполнение  различных манипуляций пальцами и руками во время лепки, рисования, аппликации  стимулирует деятельность центральной нервной системы и ускоряет развитие речи ребенка. Следовательно, уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.

Одна из важных задач детского сада — подготовка детей к школе. Эта задача решается достаточно  концентрированно и полно на занятиях ИЗО. На занятиях изобразительной деятельностью дети практически получают конкретные представления о различной объемной форме, величине предметов; учатся понимать слова, обозначающие положение в пространстве: вверху, внизу, сзади, слева, справа. Рисование входит в школьную программу по изобразительному искусству, а лепка и занятия с бумагой — в программу обучения ручному труду (с первого класса). Овладевая этими видами деятельности в детском саду, ребенок избавляется от беспомощности, которая характерна для детей, не умеющих рисовать, лепить, работать с бумагой.  

Развитие и сформированность движений пальцев рук влияют на способность ребёнка к письму.  На занятиях изобразительной деятельностью осуществляется также психологическая подготовка детей к школе. Она заключается в воспитании у малышей желания учиться в школе, в стремлении узнавать новое, овладевать навыками и умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять требования взрослого, уметь точно комментировать свои действия, описывать увиденное, умение рассказывать о запланированном.

Таким образом,  речь  тесно связана с изобразительной деятельностью детей, и процесс рисования, лепки и аппликации  непосредственно влияет на  активность речевых отделов мозга.  Речь и изодеятельность  взаимодополняют  и взаимообогащают  друг друга.  Это ведет к увеличению  больших речевых  возможностей детей, к возникновению новых продуктивных  умений и  навыков, образов и форм.  Следовательно,   развитие речи и совершенствование  изобразительных  способностей детей ведут  прямой  дорогой  к полноценному и комплексному развитию личности ребенка.

Автор: 
Рослякова И.А.

Источник