Развитие речи ребенка от рождения до трех лет

Любовь Беляева
Консультация для родителей «Развитие речи ребёнка от рождения до трех лет»

В ВАШЕЙ СЕМЬЕ РОДИЛСЯ МАЛЫШ!

Взрослые, ухаживая за младенцем, стремятся, чтобы малыш глубоко и спокойно спал, с аппетитом ел, ежедневно был на свежем воздухе, принимал водные процедуры. Родители с нетерпением ждут, когда же он произнесёт первые слова? Важно знать, что трудиться над развитием речи ребёнка надо буквально с его рождения, потому что речь развивается не самостоятельно, а по подрожанию. С момента рождения ребёнкаокружает множество звуков : речь людей; звуки, издаваемые животными, птицами; музыка; шелест листвы деревьев… Но единственно важными являются лишь речевые звуки, которые служат целям общения ребёнка со взрослыми. Чем больше и чаще вы будете общаться с малышом, тем лучше он будет воспринимать, а затем активнее воспроизводить звуки речи. У него своевременно появится понимание обращённой к нему речи взрослого и первые самостоятельные слова.

Первый год жизни — подготовительный этап в развитии речи ребёнка. Важно знать, что в этот период закладываются необходимые предпосылки речевого развития: формируется слуховое восприятие и внимание, развивается фонематический слух (восприятие звуков речи, артикуляционный аппарат и др. Во многом успешность этого этапа будет зависеть от вас.

От рождения до месяца: у малыша отмечается чувствительность к резким звукам; наблюдаются такие реакции, как изменение общей двигательной активности, сморщивание лба, моргание, вздрагивание, изменение ритма и частоты дыхания, поворот головы и глаз к источнику звука, торможение сосательных движений. А уже на 3-4-ой недели жизни слуховое сосредоточение может получить не только на сильный звук, но и на речевое воздействие взрослого. У ребёнканаблюдаются безусловно-рефлекторные звуковые реакции: крик, плачь, причмокивание.

Примерно с 1,5-месячного возраста малыш гулит – произносит отдельные гласные звуки, отсутствующие в языке взрослых. В процессе развития они утрачиваются, заменяясь полноценными гласными звуками.

К 3-м месяцам появляются согласные звуки (г-г-г, г-у), (г-у) и т. д. На улыбку взрослого ребёнок отвечает улыбкой. На речь взрослого — произнесением звуков.

В период с 3-6 месяцев гуление младенца преобразуется в «свирель» т. е.произнесение цепочки разных звуков: аль-ле-е. агу-гу-гу и. т. д. Ребёнокначинает реагировать на спокойную и плясовую мелодию: спокойно слушает колыбельную, смотрит на поющего. Движение заторможены, а оживляется при плясовой музыки (появляется комплекс оживления).

К 5 месяцам малыш различает строгую и ласковую интонацию обращённой к нему речи. Возраст 6-месяцев важный в речевом развитии, так как ребёнок начинает активно подражать звукам и их сочитаниям, используемым взрослым. В этом возрасте появляется лепет. «Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.» / В. Гюго/. Лепет — необходимая тренировка речевого аппарата. Лепет-сочетание звуков, из которых всёчаще получаются комбинации: согласный — гласный. (ма-ма, па-па, ба-ба).

В 7 месяцев малыш уже просится, тянется на руки, тянется к матери и к знакомым людям, которые ему нужны и интересны, чётко различает «свой», «чужой», малыш начинает откликаться на своё имя. С 7 месяцев ребёнок понимает вопрос «где?» и находит взглядом знакомый предмет. В 8 месяцев малыш любит наблюдать за другими людьми с отражением в зеркале.

К 9 месяцам ребёнок способен по подрожанию произносить цепочки повторяющих слогов. Его лепет уже не однотонный, а окрашивается эмоциональным состоянием, так же он способен копировать не только звуки, но и интонации.

В этот период активно развивается понимание речи взрослого (прежде всего мамы). Опорой в этом умении является зрительное восприятие. В это время стремительно развивается жестовая речь. На арену выходят «Ладушки», «Пока-пока». Может даже появиться указательный жест «Дай мне», игра в «Ку-ку».

В 10 месяцев малыш активно повторяет звуки и слоги за взрослыми. Находит по просьбе знакомую игрушку, может найти спрятанную у него на глазах игрушку.

В 11 месяцев жесты всё чаще и увереннее подкрепляются лепетными словами. Пришло время для слова «Нельзя».

В год малыш понимает названия знакомых ему окружающих предметов действий движений. По просьбе взрослого находит нужные предметы и выполняет заданные действия «Положи!» «Дай!» «Открой» «Возьми» При словах «До свидание» машет рукой играет в «ладушки» в «прятки» (закрывает лицо руками или пеленкой или платочком) Чуть позже начинает понимать обозначенные на простых сюжетных картинках действия и предметы показывает пальчиком на картинку по просьбе взрослого «Покажи где куколка спит а где куколка купается!» «Покажи где зайчик»

В активной речи ребенок пользуется лепетом и отдельными словами например дай бах ав-ав ляля понятными только в конкретной ситуации Речевая активность малыша возрастает в моменты двигательной активности радости

До 1,5 лет малыш еще не может произнести полное слово поэтому надо давать ему двойное обозначение (кукла-ля-ля часы-тик-так спать-бай-бай) Но такое звукоподражание нужно вовремя заменять обычными словами

С ребенком старше 1,5 лет говорите не торопясь короткими фразами пользуйтесь «правильным» языком не переходите на детский язык сами и не разрешайте делать это другим взрослым Поощряйте любые попытки ребенка самостоятельно говорить малыш начнет активно говорить только тогда когда вы захотите его слушать Не перебивайте и не торопите его Дайте выразить свою мысль Старайтесь чаще читать сказки потешки стишки Рассказанное или прочитанное подкрепляйте рассматриванием иллюстраций задавайте малышу вопросы.

Читайте также:  Готовность ребенка к школе по физическому развитию

Помните ваша речь-образец подражания Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка -сюсюкать с ним Тем самым вы лишаете его возможности слышать правильное произношение и отличать его от неправильного Это ведет к тому что у ребенка не вырабатывается самоконтроль и закрепляется искаженное произношение Чтобы у ребенка своевременно сформировалось правильное звукопроизношение он должен правильно воспринимать и различать неречевые и речевые звуки Для этого проводите игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха «Отгадай что звучит!»(ребенок отгадывает предмет по звуку бубен барабан дудочка) «Кто как кричит»(отгадать животное по «Голосу»)Подскажи словечко»(взрослый рассказывает хорошо знакомое ребенку стихотворение он должен сказать недостающее слово) «Различи слова»(подобрать картинки к словам похожим по звучанию шар-шарф дом-дым) и др.

К 1,5 годам малыш понимает значение пространственных предлогов «в» «на» выполняет словесные инструкции «Положи лопатку в ведерко» «Сядь на стульчик» В этом возрасте ребенок может показать части тела на себе и на кукле В активном словаре ребенка может насчитываться от 30 до 50 облегченных слов Появляются и полные слова машина кукла банан (масиня, кукля, банянь) Малыш может ответить на вопрос «Кто это?» «Что это? стремясь связать два слова в предложение, при этом речь сопровождается жестами, мимикой, движениями.

После 1,5 лет ребенок начинает различать неречевые звуки и может правильно выбрать игрушки по их звучанию.

К 1 году 9 месяцам у малыша появляется понимание единственного и множественного числа имени существительного (кукла -куклы) слов с уменьшительными суффиксами (куколка, зайчик) Ребенок в этом возрасте понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы по ее содержанию «Кто это?» «Где?» «Что делает?»

Договаривает последние слова знакомых стихов, потешек и песенок. При общении со взрослым ребенок использует фразы из двух слов

С 1 года 9 мес начинает различать речевые звуки Например, в процессе игры «Угадай кто кричит!» находит необходимую игрушку по звукоподражанию (взрослый воспроизводит крики животных ав-ав, мяу-мяу, му-му, ку-ка-ре-ку малыш находит игрушку-животного которое так голос подает)

К 2 годам может понять короткий рассказ взрослого без опоры на картинку; о событиях, имеющихся в его опыте (например о том, что он делал на прогулке, отвечает на вопросы об этих событиях В активном словаре малыша насчитывается от 200 до 300 слов.

Ребенок облегченные слова все активнее заменяет полными, использует не только односложные слова (дом, мяч), двухсложные (мама, киса, лимон) но и трехсложные слова без стечения согласных (машина собака) В этом возрасте наблюдается неустойчивое произношение многих слов, звук то выпадает, то заменяется, то произносится верно. Не сформирована слоговая структура многосложных слов и ребенок упрощает структуру путем опускания слогов из середины слова (молоко -моко) Также ребенок может опускать приставки и предлоги (ложил ведеко, неправильно согласовывать слова в роде (моя мячка) и числе После 2лет появляются вопросительные слова и малыш начинает задавать воросы «Где?» «Куда?» «Что это?»

К 2 годам ребенок понимает обобщенные понятия «игрушки», «одежда», «животные», хотя еще не пользуется ими в активной речи Совершенствуется фонематический слух (Ребенок в состоянии различать слова близкие по звучанию -мышка-мишка) По просьбе взрослого ребенок может показать где мышка а где мишка В активной речи использует многословные (более трех слов)предложения Также ребенок может вступить в диалог со сверстниками во время игр, подражает им в действиях и речи

К 3 годам ребенок понимает и может использовать в активной речи — предлоги «через» «около», глаголы с различными приставками (Прибежала, убежала, забежала, обобщающие слова В этом возрасте может связно по картинке рассказать знакомую сказку В беседе со взрослым отвечает на вопросы (или показывает на пальчиках) «Как тебя зовут», «Сколько тебе лет». 3-х летний ребенок владеет фразовой речью, практически не допускает аграмматизмов –согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего): красный мяч, красная ягодка, кислый лимон; может согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными в роде (приходил дедушка, приходила бабушка, при построении предложений употребляет предлоги, союзы; также в речи ребенка есть наречия, местоимения. Звукопроизношение еще не совсем чистое, наблюдаются замены и искажения, произношения звуков «ш» «ж» «щ» «ч» «л» «р» «р» В ситуации речевого дефицита (активный словарь еще не богат, владение грамматическими моделями словообразования недостаточно, а желание высказаться, комментировать происходящее велико)и ребенок начинает придумывать новые слова Он создает их по «аналогии»с ранее усвоенными (летчик-летатель) или переиначивает на свой лад (лопатка-копатка, будильник-гудильник)

Читайте также:  Назарбаев об интеллектуальном развитии ребенка

Для успешного речевого развития ребенка раннего возраста необходима не только полноценная речевая среда, но и организация предметно-развивающей среды, так как ведущей деятельностью малыша становится предметная.

Как только малыш родился, начинайте с ним общаться Разговаривайте негромко, мягко, четко не»сюсюкаясь» Колыбельные мамины «приговорки», папины, почти «взрослые» разговоры, дают ребенку возможность слушать речь, запоминать ее звучание и ритм.

Некоторые мамы считают, что читать книжки нужно начинать с того момента, когда малыш научится разговаривать. А нужно делать как раз наоборот, начинать читать как можно раньше, чтобы малыш раньше начинал говорить Выразительное эмоциональное чтение и рассказывание вслух веселых ритмичных детских стихов и потешек тоже обязательно принесет плоды. Вы заметите, что постепенно младенец привыкнет к чтению и даже по-своему будет просить Вас об этом.

ОЧЕНЬ важно, чтобы ребенок слышал правильный разговор мамы. Если мама коверкает слова, «сюсюкает», то очень велика вероятность того, что и малыш будет неправильно произносить слова, потому что он так привык

Разговаривать с ребенком можно и занимаясь домашними делами, петь песенки, купая в ванной и читать стихи, пока везете малыша в коляске по улице.

«ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА НАЧИНАЕТСЯ С ЕГО РОЖДЕНИЯ: ОН ЕЩЁ НЕ ГОВОРИТ, ЕЩЁ НЕ СЛУШАЕТ, НО УЖЕ УЧИТСЯ.

ОПЫТ ПРЕДШЕСТВУЕТ ОБУЧЕНИЮ». / Ж. Ж. РУССО. /

Источник

Рекомендации родителям по развитию речи детей в период от рождения до 3-х лет

Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить проблему, от их желания и умения совершенствовать навыки ребёнка зависит, будет речь малыша чистой, благозвучной и богатой или трудности с произношением и проблемы в развитии речи придётся исправлять впоследствии логопедическим путём.

Рекомендации родителям по развитию предречевых голосовых реакций и сенсорной сферы в первый год жизни

  • Ребёнка с первых дней жизни должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом чаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией. Во время ухода за малышом мать ласковым, бодрым голосом должна разговаривать с ним, сопровождая речью весь процесс пеленания, купания и другие моменты ухода за ребёнком. При этом важно не допускать «сюсюканья». Во время монологов матери у малыша развивается слуховое восприятие.
  • Ребёнку так же необходим частый телесный контакт с матерью. Беря ребёнка на руки, мать даёт ему возможность увидеть больше предметов в пространстве.
  • Для развития зрительного внимания и зрительного сосредоточения, начиная со второго месяца, повесьте над кроваткой крупные и яркие игрушки и погремушки.
  • Помните: ребёнок с удовольствием гулит тогда, когда его к этому побуждает взрослый.
  • Разговаривать с ребёнком лучше, когда он выспался, поел, в первой половине дня. Мать, наклоняясь над кроваткой, длительно произносит одни и те же звуки, похожие на те, которые издаёт младенец при гулении. Затем она слушает, что ей скажет малыш и, испытывая удовольствие от общения с ним, с улыбкой продолжает разговор сама.
  • Родителям важно испытывать эмоционально-положительное отношение к своему младенцу во время общения с ним.
  • Для развития ощупывающих движений рук (3-6 месяцев) применяются игры с игрушками. Взрослые вкладывают игрушку в руки ребёнку. Полезно применять игрушки разной формы и фактуры. При этом они обязательно называются. Связь между развитием ощупывающих движений рук и речью заключается в том, что речь развивается лучше на основе развития предметно-практического опыта.
  • Когда у малыша появляется лепет, мать должна поддерживать первые попытки ребёнка подражать взрослому во время совместного лепетания. Ребёнок в этот момент должен видеть лицо и губы говорящего. Это способствует развитию моторики артикуляционного аппарата.
  • Начиная с 7-го месяца жизни малыша, можно использовать игры с движениями, сопровождающиеся потешками, стишками («Ладушки», «Сорока-сорока»).
  • Общаясь с малышом, произносите лепетные слоги с различной интонацией: то спокойно, то радостно, то с вопросительной интонацией, то с интонацией удивления.
  • Во время ежедневного общения с ребёнком постоянно называйте предметы, действия, чтобы малыш начал узнавать эти предметы и выполнять несложные действия с ними по просьбе взрослых.
  • Положительное влияние на развитие речи оказывают колыбельные песни. Ребёнок в состоянии полудрёмы бессознательно усваивает речевые образцы, грамматические формы, содержащиеся в текстах песенок.
  • При появлении у ребёнка первых слов важно закреплять каждое слово в активной речи. Взрослые должны так же чаще пользоваться этим словом, но не детским вариантом, а полноценной формой.

Рекомендации родителям по развитию речи детей второго года жизни

Второй год жизни – самый ответственный год в развитии речи, так как с него начинается, собственно, речевой период, когда растёт активный словарь, формируется грамматический строй, начинает складываться правильное звукопроизношение.

Для обогащения и активизации словарного запаса ребёнка нужно продолжать знакомить с названиями окружающих его предметов, называть действия, которые родители выполняют по уходу за ребёнком, признаки предметов и признаки действий. Речь развивается лучше во время деятельности. В процессе действий с игрушками (с разноцветными кубиками, пирамидками, коробочками) ребёнок усваивает их названия и названия действий, которые можно с помощью этих игрушек производить. Все эти действия, игры будут способствовать не только развитию моторики, но и речи, особенно если рядом будет находиться взрослый, который прокомментирует нужными словами все действия ребёнка. 

  • Одевая малыша, называйте предметы одежды, просите при этом принести конкретную вещь: кофточку, платье, шапочку и т.д.
  • Для развития активной речи необходимо побуждать детей к ответу. Если же взрослый не настаивает на ответе, то может образоваться разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи.
  • В первой половине второго года малыша нужно приучать рассматривать картинки в книжках. Для этого лучше использовать книжки-раскладушки из картона, содержащие одну большую предметную картинку на странице. Вначале взрослый называет малышу предметы, а при повторных рассматриваниях  просит показать, где домик, где кукла и т.д. Затем задаётся вопрос: «Что тут нарисовано?»
  • Для развития глагольного словаря, пространственной ориентации, эмоциональной сферы используйте игры с игрушками-зверюшками. При этом называйте слова-движения, т.е. как зверёк передвигается, как голос подаёт, какого цвета у него шерсть.
  • Когда в речи ребёнка начнут появляться первые фразы, родителям полезно давать образцы грамматически оформленных предложений из двух слов. Затем фраза распространяется до трёх слов.
  • Для развития пространственных представлений ребёнка нужно научить понимать значения предлогов «в», «на», «у», «за», «около», «под». Это обучение происходит во время игр с пирамидками, кубиками, матрёшками, мячами. Ребёнку даются чёткие инструкции: «Поставь маленький кубик на большой. Уложи куклу в кроватку». После игры можно попросить убрать игрушки, также проговаривая предлоги: на полку, в шкаф.
  • Продолжайте развивать в играх мелкую моторику рук.
  • Играя с малышами в простейшие подвижные игры, сопровождающиеся рифмованными текстами, повторяйте потешки, приговорки вместе с детьми. Таким образом, развивается понимание речи, происходит развитие непроизвольной памяти.
  • На втором году жизни малышам можно начинать читать книжки, содержащие народные потешки, которые более доступны для восприятия малыша. Чтение потешек так же способствует воспитанию чувства ритма, развитию фонематического слуха. Читайте детям русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д. Если малыш готов к восприятию более сложных сказок, стихов, то расширяйте круг его чтения. Главное — приучить малыша слушать чтение.
  • Не забывайте о развитии произносительной стороны речи детей. В этом возрасте ребёнок ещё не должен произносить чисто все звуки, но прислушайтесь к тому, какими заменителями он пользуется. Если звук заменяется правильно или просто пропускается, не надо торопить события, звук появится в своё время.
Читайте также:  Порок сердца и развитие ребенка

Рекомендации родителям по развитию речи детей третьего года жизни

Полноценная речевая среда должна оставаться главным средством развития речи ребёнка.

  • После двух лет дети очень любят задавать вопросы. Не ленитесь отвечать на детские вопросы, только отвечайте просто,  внятно, не перегружая ответ непонятными словами.
  • Вводите в активный словарь слова-обобщения: «посуда», «одежда», «игрушки», «обувь». Взрослые должны сформировать понимание таких слов, а затем незаметно научить и правильно пользоваться ими. Поводом для применения слов-понятий могут быть любые просьбы взрослого: «Сложи свою одежду аккуратно. Убери игрушки». Обращайте внимание детей на растения, называйте детям цветы, деревья, птиц и т.д.
  • Учите слова-названия основных цветов. Не забывайте называть цвета одежды или цвет чашки ребёнка, цвет яблока, неба, цветка.
  • Учите слова-названия, обозначающие форму предметов: круглый, овальный, квадратный. Не забывайте упоминать, что такие предметы, как часы, солнце, мяч — круглые, а коробка, кубики – квадратные. Рассматривая с ребёнком картинки, предложите выбрать все круглые предметы или все квадратные и т.д.
  • Знакомьте детей со словами, обозначающими размер предметов и различные качества предметов. Это можно делать в повседневной жизни, в быту.
  • Продолжайте вводить в словарь ребёнка различные слова-действия. Необходимо стараться называть слова точно: сходные действия, имеющие свои названия, должны называться разными словами: птица летит, змея  ползёт, рыба плывёт. При рассматривании картинок-иллюстраций к сказкам спросите у малыша, что делает тот или иной герой сказки. Играйте с детьми в подвижные игры с речевым сопровождением.
  • Помогайте ребёнку овладевать различными грамматическими формами. Общаясь с ребёнком, рассматривая картинки в книжках, взрослые могут задавать вопросы. Отвечая на них, малыш должен употребить ту или иную грамматическую форму.
  • Необходимо читать ребёнку каждый день. Важно, что читать малышу: обязательно народные сказки с повторяющимися действиями, стихотворные тексты. Загадывайте загадки.
  • Для развития подвижности органов артикуляции детей разучите специальные упражнения и выполняйте их вместе с детьми в игровой форме. Это будет способствовать более быстрому формированию звуков речи, а имеющиеся звуки зазвучат более чётко.
  • Не забывайте об упражнениях для пальцев рук. В этом возрасте ребёнок старается делать упражнения самостоятельно по подражанию, без помощи взрослого.

Источник