Развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста
Анастасия Бекасова
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста 3–4 лет
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет
Актуальность темы.
Приоритетной задачей воспитателя при работе с детьми младшего дошкольного возраста в рамках дошкольного образовательного учреждения является развитие всех форм и проявлений речи ребенка. В последнее время наблюдается устойчивая тенденция — с каждым годом в детский сад приходит все большее количество детей, которые имеют определенные отклонения в развитии речи (с нарушением произношения звуков, грамматики речи и др.). Кроме того увеличивается количество детей совсем не говорящих. Они выражают свои желания или эмоции только с помощью мимики и жестов, звукопроизношение совсем отсутствует.
Актуальность темы обусловлено тем, что:
1) речь является основным способом коммуникации и способом общения между людьми. Речь является одним из основных источников получения новых знаний и умений;
2) наличие отклонений в развитии речи влечет за собой неблагоприятные условия. Наиболее ярким из которых является нервозность и агрессивность детей.
Объект исследования — дети младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — уровень развития речи детей 3-4 лет.
Работа воспитателя с детьми в условиях детского сада предполагает развивать все виды связной речи. Дети младшего дошкольного возраста должны легко и непринужденно вступать в разговор со взрослыми и своими сверстниками, стремиться ясно и четко объяснять свои желания и чувства словами, отвечать на вопросы старших. Именно в этом возрасте у детей возникает потребность в общении, возникает желание делиться своими эмоциями и впечатлениями от увиденного или услышанного. Дети 3-4 лет, как правило, используют в общении элементарными формами этикета- здороваются при встречи и прощаются при расставании.
Активное развитие речи у детей этого возраста происходит в общении дома и в детском садике. Важнейшим условием для эффективного развития связной речи у детей является наличие и организация речевой среды, а также тесное взаимодействие педагога с воспитанниками, родителей с воспитателем, родителей и детей, детей со своими сверстниками.
Главным способом формирования и развития речи в условиях детского сада выступает общение, разговор педагога со своими детьми.
У детей 3-4 лет приоритетными являются личные беседы. Задача воспитателя найти подход к каждому ребенка и наладить с ним тесный, доверительный контакт. Основными темами разговоров в этом возрасте являются беседы о: каждом ребенке индивидуально и его семье, об изменениях в природе в зависимости от времени года, об основных профессиях, о различных видах животных и их отличительных особенностях и т. д.
Для развития диалогической речи воспитатель прибегает и активно использует в своей работе метод поручений. Большое значение использования этого метода было выявлено в процессе развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников. К выполнению такого вида поручений сначала привлекались наиболее активные дети, которые стали образцом для подражания у других детей своей группы.
Как показывает практика, для детей важен зрительный и словесный образец просьбы. Со временем надобность в таком образце отпадает и дети сами способны четко выражать свои просьбы.
В процессе развития диалога активно используются разнообразные виды дидактических игр и пособий. При работе с младшими дошкольниками наиболее эффективна работа с образными игрушками. Педагог ставит инсценировки или кукольный театр с известными персонажами из детских сказок, мультфильмов и ведет диалог с детьми от лица своего героя. Как правило, диалоги ведутся на основе русских народных сказок («Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»). Также в этом возрасте дети хорошо знакомы с произведениями Чуковского К. И., Маршака С. Я., Сутеева В. Г.
Целесообразно применять в своей работе различные подвижные игры, такие как «Ладушки-ладушки», «Петушок золотой гребешок», «Сорока белобока» и другие.
Также в младшем дошкольном возрасте начинается развитие монологической речи у детей. В этот период дети учатся пересказывать своими словами их любимые и хорошо знакомые стихи, сказки, короткие рассказы. Также они могут составлять рассказ по картинкам, на которых нарисованы игрушки. Постепенно рассказ по наглядному материалу увеличивается до 5 предложений.
Детей 3-4 лет нужно учить не только слушать, но и правильно слышать, воспринимать любое произведение литературы, четко отвечать на поставленные вопросы. Дети младшего дошкольного возраста, как правило, рассказывают совместно со взрослым, отвечают на его вопросы. Для начала вопрос ставится на конец предложения или высказывания. Например, «Снесла Курочка Ряба. Что?» — «Яичко». Если дети не могут сразу ответить сами, то сначала отвечает воспитатель, а в последующем на такого рода вопросы отвечают дети.
Как уже отмечалось, для развития речи у детей 3-4 лет эффективно использовать кукольный театр. Возьмем всем известную русскую народную сказку «Курочка Ряба». Воспитатель говорит: «Жили- были не тужили.», ребята договаривают: «Дед и Баба». Как правило, дети отвечают хором. По мере прочтения сказки на ширму выставляются фигурки персонажей.
Затем воспитатель читает потешку, рассказывающую про курочку:
— Курочка, курочка, ты куда идешь?
— Я иду на речку.
— Курочка, курочка, а куда ты идешь?
— Я иду на речку.
— Курочка-курочка, а зачем ты идешь?
— Я иду за водичкой.
— Курочка- курочка, а зачем тебе водичка?
— Цыпляток- деток поить.
— А как цыплятки пищат?
— Пи-пи-пи.
Для закрепления результата и представлений о курочке детям предлагается сыграть в подвижную игру «Бабушкин петушок». Детям предлагается встать вкруг на ковре и повторять за педагогом действия, имитирующие повадки петушков и курочек (поставить руки на пояс и высоко поднимать ноги; затем расставить руки в стороны и поднимать, опускать их, как будто петушок машет крыльями; присесть и пальчики рук соединить в виде клюва, постучать ими по полу, как будто клюем зернышки на земле; затем залезть на лавочки, сесть на корточки, положить ладошки под щечку и закрыть глазки, сделать вид, что спим).
В процессе развития речи у детей этого возраста эффективно применяется совместный пересказ- пересказ ребенка и взрослого. Лучше всего начинать обучать ребенка пересказу с пересказа об игрушке. Любые высказывания ребенка о хорошо известной ему игрушке основываются на зрительном восприятии этой самой игрушки. Младший дошкольник учится концентрировать свое внимание на рассматривание игрушки или любого другого предмета, затем он учится отвечать на вопросы по описанию. Как правило, рассказ об игрушке состоит из 3 простых предложений. Задача педагога организовать беседу персонально и по подгруппах их 4-5 человек не более: есть ли у тебя дома игрушки, какие, какая игрушка у тебя самая любимая? Кто купил тебе ее?
Для дальнейшего развития реи детям предлагается принести в детский сад свою любимую игрушку. При рассматривании принесенной игрушки педагог отмечает характерные особенности и отличительные признаки игрушки. После совместного рассматривания проводится игра «Кого я загадала».
Для проведения игры нам понадобится следующие игрушки: собака и щенок, заяц и зайчонок, белка и бельчонок. Педагог обращается к детям: «Кто это к нам прибежал и лает: гав-гав? Это. (щенок). Кто его мама? (Собачка). Как мама лает? Собачка большая, а щенок. (маленький). Собака лает громко, а щенок. (тихо). У мамы собаки хвост длинный, а у малыша щенка. (короткий)».
При работе с игрушкой (щенком) важно учить детей правильно отвечать на поставленный вопросы «Кто это?», мы должны получить ответ: «Это щенок». Далее следуют вопросы: «Какой щенок?» (Черный, с белым пятнышком, маленький, лохматый, Что умеет делать щенок? (Лаять, лакать воду, грызть косточку и т. д.) Как щенок будет звать свою мама? (Га-гав). Как мама собачка ласково называет своего малыша? (Щеночек)».
Для закрепления результатов можно составить совместный рассказ. Воспитатель говорит детям: «Ребята, а давайте мы вместе с вами расскажем про щенка. Я начну рассказ, а вы мне будете помогать. Его зовут Барбос. Он.». В этом месте воспитатель останавливается и детям предоставляется инициатива продолжить рассказ самим.
Суть совместного пересказа заключается в том, педагог задает детям логическую связь «щенок — он», и они начинают практически самостоятельно без помощи взрослого сочинять свой рассказ. Здесь мы видим развитие связной речи.
По этому же принципу дети разглядывают остальных животных. После этого взрослый загадывает загадки детям по пройденных животных.
-Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой – зимой,
А в серой – летом. (Зайчик)
Затем детям предлагается по прыгать как зайчики, показать как зайчик прячется от лисы и как вострит ушки, когда прислушивается не ежит ли кто за ним. Такие упражнения развивают представления детей об образе дикого животного. В последующем это послужит дополнением к рассказу ребенка о животном, свой рассказ он сможет подтвердить не только словесно, но и с помощью движений.
Дети узнают и находят загаданный объект по 2-3 явным признакам, а затем и по признакам, которые нельзя увидеть, но принадлежать ему (лиса хитрая, мишка косолапый, белочка запасливая, зайка быстрый).
Для дальнейшего развития реи у детей дошкольного возраста необходимо усложнять задания, обогащать их словарный запас.
На следующих занятиях воспитанники разглядывают различные предметы, называют, что лежит перед ними, выделяют характерные признаки и особенности, сравнивают предметы между собой, употребляя основные сравнительные признаки (большой или маленький, широкий или узкий, длинный или короткий, низкий или высокий и т. д., вспоминают какие действия можно делать с этим предметом, какие действия может выполнять предмет.
На начальном этапе по развитию связной реи у детей младшего дошкольного возраста рассказывание идет при поддержке воспитателя, благодаря его наводящим вопросам. Дети, давая ответ на эти вопросы, подходят к рассказу об игрушке, а это также является необходимой предпосылкой для развития более сложного рассказа и способствует самостоятельному пересказу ребенка, уже без какой либо помощи взрослого.
Таким образом, ребенок от отдельных слов и обрывистых фраз переходит к развернутому самостоятельному рассказу.
Не менее важным методом развития речи детей является рассматривание и дальнейшее составление рассказа по картинкам, беседа. Данный метод работы с детьми был опубликован в работах В. Езикеевой и Е. Радиной. Цель данного метода заключается в следующем: воспитатель показывает детям картинку, на которой изображено действие. Воспитатель акцентирует внимании ребят на центральном объекте- предмете (Кто нарисован на данной картинке). Затем внимание переключается на другие объекты, выделяются детали. С помощью наводящих вопросов дети составляю рассказ на основе ответов на заданные воспитателем вопросы.
Для примера, рассмотрим картинку «Мы кормим рыбок». Воспитатель рассаживает детей полукругом, так чтобы всем было видно, демонстрирует им картинку «Дети кормят рыбок» и предлагает им рассказать об увиденном. Воспитатель задает вопросы по содержанию картинки.
— Что дети делают? (Рыбок кормят)
— Что мальчик держит в ручках? Как вы думаете, что лежит в этой баночке? (У мальчика в руках банка с кормом)
— Что мальчик делает с кормом? (Мальчик сыплет корм рыбкам)
— А где живут рыбки? (Рыбки живут в аквариуме, в воде)
— Сколько рыбок плавает в воде? (Много)
Дети рассказывают, что рыбки глотают корм; девочка заглядывает в аквариум и т. д.
Таким образом, одной из основных задач воспитателя в рамках детского дошкольного учреждения является всесторонне развитие речи детей. В этом педагогу помогают различные дидактические и подвижные игры, чтение сказок, постановка инсценировок по прочитанным произведениям и т. п.
Источник
Татьяна Бочкарева
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
«Развитие речи детей младшего возраста«
Подготовили: воспитатели младшей группы
Симдянкина Н. М.
Бочкарева Т. А.
Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова. но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка — и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения.
Таков этот великий народный педагог — родное слово!
К. Д. Ушинский
Возраст от года до трех иногда называют «ходячее детство», и длится оно, приблизительно, от года до трех лет.
Раннее детство — исключительно важное время для развития речи ребенка. То, что упущено от года до трех, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе. Второй и третий годы жизни являются особо чувствительным, сензитивным периодом в усвоении речи малышом.
Прежде всего, в этом возрасте у малыша активно формируются действия с предметами. Развивается мотивация, которую можно сформулировать в виде вопроса: «Что с этим делают?». Малыш активно исследует окружающую среду.
Одновременно видоизменяется интерес ребенка ко взрослому: ему становится интересно наблюдать за действиями окружающих, и особую значимость приобретает совместная деятельность со взрослым.
Общение ребенка и взрослого происходит в основном в конкретной ситуации и чаще всего сопровождает их совместную деятельность. Поэтому оно получило название «ситуативно-деловое общение». Ситуации для общения могут быть разными – события повседневной жизни, совместная игра, чтение книг. Поскольку малыш все больше проявляет интерес не просто к самому предмету, но и к способам действия с ним, играя со взрослым или наблюдая за его действиями, он проявляет крайнюю заинтересованность тем, что и как делает взрослый. Одновременно малыша волнует и реакция взрослого на его собственные.
Развитие речи побуждается развитием, усложнением общения взрослого с ребенком. Если с ребенком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой, разнообразной совместной деятельности малыша и взрослого (которая и требует все большего и большего речевого общения, то такой ребенок резко отстает и в речевом, и в общем развитии
С другой стороны, нехватка речевого общения может наблюдаться и тогда, когда родители проявляют чрезмерную заботливость, пытаясь предупредить каждое желание малыша, не дожидаясь, пока он скажет, что ему надо.
Потребность ребенка в речевом общении со взрослы» должна всячески взрослыми поддерживаться. Важную рол играет при этом воспитательная тактика родителей, которые должны побуждать ребенка внятно, по возможности ясно выражать словами свои желания — и только в этом случае исполнять их.
С другой стороны, развитие речи невозможно без обогащения впечатлений малыша, без знакомства его с широким кругом предметов и явлений окружающего мира, без овладения действиями с вещами. Это основа для усвоения значений слов.
Наблюдая развитие речи своего малыша, вы можете выделить в нем две линии: во-первых, совершенствуется понимание им речи взрослых людей; во-вторых, складывается его собственная активная речь.
Если ребенок на втором году не говорит или говорит мало, значительно меньше и невнятнее, чем его сверстники, это, естественно, беспокоит взрослых. Однако не всегда подобные тревоги основательны. Темп развития речи у детей неодинаков. В этом отношении наблюдаются индивидуальные особенности.
Если малыш уже «все понимает», но не говорит и при этом разумно играет, пытается подражать словам, произносимым взрослыми, можно с уверенностью сказать, что причин для беспокойства нет. Он заговорит несколько позднее. Но не без усилий со стороны взрослых. С таким ребенком надо больше заниматься, разговаривать, побуждать к произнесению слов, давать поручения, связанные с необходимостью что-то сказать, позвать кого-то.
Особенности развития речи в раннем возрасте:
развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;
формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками;
складывается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи;
формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;
речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания.
Главная особенность развития активной речи детей раннего возраста — развитие их потребности в речевом общении со взрослым, которое формируется в результате эмоционального и делового общения последнего с ребёнком. Проведение специальных игр, занятий, наблюдение за окружающей обстановкой способствуют развитию речи детей.
Голосовой тренинг.
Нужно избегать любого голосового напряжения, напряжения мышц шеи и в то же время постараться научить ребёнка говорить выразительно, используя
оттенки тембра голоса. Малыш должен уметь говорить тише, громче, с различной интонацией, повышать и понижать голос, усиливать и ослаблять его.
«Отзовись».
Предложите ребёнку произносить «АУ» громче или тише в зависимости от того, «близко» или «далеко» он от вас находится.
«Громче–тише».
Ребёнок стоит и громко произносит гласные звуки, затем, медленно опускаясь на корточки, он говорит всё тише и тише. Далее он поднимается, постепенно говоря всё громче и громче. Покажите ребёнку, как нужно выполнить задание. Все звуки произносятся слитно, переходя друг в друга.
А-у А-о-А О-е-У
о-Ы У-и-У И-а-Ы
И-ю И-о-И Ю-о-Ы
я-О Ы-э-Ы А-и-Э
«Кто как кричит?»
Ребёнок рассматривает картинки с изображением животных и птиц и имитирует их голоса.
Цыплёнок–пи-пи-пи
индюк–бла-бла-бла
лягушка–ква-ква-ква
тигр–р-р-р
волк–у-у-у
свинья–хрю-хрю-хрю
кукушка–ку-ку-ку
коза–ме-ме-ме
кот–мяу-мяу-мяу
баран – бе-бе-бе
Источник
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………….3
Характеристика речи детей младшего дошкольного возраста…………………4
Диагностика речевого развития детей младшего дошкольного возраста………………………………………………….……………………………….6
Методика обследования по Ушаковой О.С., Струниной Е. М…..…………7
Заключение…………………………………………………………………………….13
Список использованных источников………………………..……………………….14
ВВЕДЕНИЕ
Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи малыш познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Нормальное речевое развитие необходимо ребенку для успешного обучения в школе. [1]
Речь развивается стремительными темпами, и в норме уже к 5 годам правильно произносит все звуки родного языка, владеет значительным словарным запасом, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с окружающими людьми.
В дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое строение слова, знакомится с синонимами и антонимами, со словесным составом предложения и т. д. Он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога), стремится освоить правила ведения диалога. Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). В дошкольном возрасте наряду с определенными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формировании личности целом.
1 ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам; внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами (Что это? Как? Зачем? Где?) Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития.
На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими.
Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой — маленький), его цвет. Вместе с тем ребенок начинает замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу (мамин, Сережин, дядин), может характеризовать состояние, которое испытывает (голодный, мокрый), передавать свои эстетические переживания (чистенький, красивый),
Отмечая наличие в речи детей наречий и прилагательных, следует указать, что эти части речи лишь начинают формироваться. Ребенок осваивает простейшие, самые недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств ребенок испытывает трудности и очень нуждается в помощи воспитателя. Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи, указывают на наличие трех уровней усвоения слов — названий предметов, действий, качеств, отношений: [3]
Ребенок может понимать слово, но не использовать его в речи.
Узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях (ножницы нужны, чтобы стричь ноготки);
Понимает и правильно использует слово-название в любых, доступных его пониманию связях и отношениях.
Проводя словарную работу, выбирая те или иные приемы и методы, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребенок знаком с объектом (действием, качеством и т. п.), зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т. д.).
Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3-4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.
2 ДИГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольное детство — период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Диагностика — это комплекс методик для точной оценки уровня развития, достигнутого индивидуумом или группой.
Диагностика проводится с целью:
– получения информации об уровне развития каждого ребенка;
– создания условий для развития, обучения и коррекции нарушений у детей;
– развития творческой индивидуальности детей.
Выделяют несколько принципов организации диагностической работы.
1. Принцип законности. Диагностика должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов (“Конвенции о правах ребенка”; “Конституции Российской Федерации”; Закона Российской Федерации “Об образовании”; приказов и индивидуальных писем Министерства образования Российской Федерации; Устава образовательного учреждения; договора с родителями и т.п.).
2. Принцип научности. Диагностика должна опираться на научные исследования. Программы диагностической работы должны быть научно обоснованы, т.е. должны включать основные теоретические положения, послужившие базой для ее составителей, с указанием авторов и публикаций. Если педагоги сами разрабатывают диагностические методы, они должны дать информацию об их валидности и надежности, о времени ее проведения, а также характеристику выборки испытуемых.
3. Принцип этичности. Диагностика должна проводиться с соблюдением этических норм и правил. Она должна быть беспристрастной (т.е. носить объективный характер), конфиденциальной (полученные результаты должны храниться в тайне), к тому же необходимо согласие ребенка на совместную деятельность.
4. Принцип оптимальности. Данный принцип предполагает, что достаточное количество информации должно быть получено минимальными усилиями .
Результаты диагностики могут быть использованы при:
– планировании учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми;
– создании современных методик и технологий развивающего обучения;
– организации предметно-развивающей среды (в группе, в кабинете);
– проведении подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;
– комплектовании групп;
– определении временной нагрузки на каждого ребенка.
Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить педагогическое общение с каждым ребенком.
2.1 Методика обследования (по Ушаковой О.С., Струниной Е. М.)
Младший возраст (3-4 л.) [4]
Цель: диагностика сформированности словаря детей.
Задание 1. Кукла.
Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.
1. Как зовут куклу? Придумай ей имя.
1) Ребенок называет имя в предложении (Я хочу назвать ее Марина);
2) дает имя (одним словом);
3) не дает имя (повторяет слово кукла).
2. Скажи, какая Марина?
1) Называет два слова и более (красивая, нарядная);
2) называет одно слово (хорошая);
3) не называет качеств, признаков (повторяет слово кукла).
3. Что на ней (Марине) надето?
1) Самостоятельно называет более двух предметов одежды (в зеленом платье, белых носочках);
2) с помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи…» (Это — носочки, это — платье);
3) показывает предметы одежды, но не называет.
4. Как назвать одним словом? (Педагог называет: «Платье, носки — это…?») 1) Ребенок называет обобщающие слова (одежда, вещи);
2) называет другие виды одежды (трусики, колготки, кофта…);
3) повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки).
5. Какая одежда надета на тебе?
1) Называет более двух слов (рубашка, майка, брюки);
2) называет два предмета одежды (сарафан, майка);
3) называет только одно слово (платье) или перечисляет обувь (тапочки, туфли).
6. Что делает Марина? (Педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею.)
1) Ребенок называет все действия;
2) называет два действия (встала, подняла руку);
3) называет одно слово — действие (стоит или сидит).
7. Что можно делать с куклой?
1) Называет более двух слов (укладывать спать, качать ее, играть);
2) называет два действия (катать в коляске, кормить куклу);
3) называет одно слово (играть).
Задание 2. Мяч.
1. Какой мяч (дать в руки ребенка)?
1) Называет два признака и более (круглый, резиновый);
2) называет одно слово;
3) не называет качеств, говорит другое слово (играть).
2. Что с ним можно делать?
1) Называет более двух слов (глаголов) (подбрасывать, в футбол играть);
2) называет два действия (играть, бросать);
3) называет одно слово (играть).
3. Взрослый задает вопрос после действия. Бросает ребенку мяч и говорит: -Что я сделала (бросает мяч)? (Бросила.) — А ты что сделал? (Поймал.) — Теперь ты бросай. Что ты сделал? (Бросил.) — А я что сделала? (Поймала.)
1) Ребенок называет все глаголы в нужной форме;
2) называет 2-3 глагола правильно;
3) называет только одно действие.
Задание 4.
1. Как одним словом назвать куклу, мяч?
1) Ребенок дает обобщающее слово (игрушки);
2) перечисляет названия (Катя, мяч);
3) говорит одно слово (кукла).
2. Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь, с кем? 1) Составляет рассказ из личного опыта (У меня дома есть машинки. Их много, все машинки разные. Я ставлю их в гараж);
2) перечисляет игрушки;
3) называет одну игрушку
Оценка ответов производится следующим образом.
Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.
Ушаковой О.С., Струниной Е.М. выделены 3 уровня развития связных описательных высказываний детей:
I уровень — высокий Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.
II уровень — средний Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом.
III уровень – низкий Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Речь — средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких условиях протекает.
Речь — это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в младшем дошкольном возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает слова другого человека, но и отвечает ему, когда он сам включен в диалог; причем участвует в диалоге не только с помощью слуха и артикуляции, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами.
И еще: одна из самых важных профессий — это профессия воспитателя, любящего детей, прекрасно знающего свое дело и ясно представляющего себе, что любые потери в развитии ребенка раннего возраста невосполнимы. Педагоги, работающие с малышами, достойны всяческой поддержки, внимания и уважения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 197 с.
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с
Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез. 2004.
Ушакова, О.С. . Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ О.С. Ушакова, Е.М.Струнина.– М.: «Владос», 2004 – 288с. 10000экз. – ISBN 5 – 691- 00871 – 4.
Источник