Развитие речи ребенка дошкольного возраста воспитателем
Зумруд Герейханова
Консультация для воспитателей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста»
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Речь является одним из важнейших критериев общего развития ребенка дошкольного возраста. При помощи речи ребенок организовывает свою связь с окружающим миром. Если развитие ребенка проходит в норме, то его речь будет соответствовать возрастным особенностям.
В последнее десятилетие резко увеличилось количество детей с речевой патологией. Это связано с экологической обстановкой, влиянием стрессов, применением родителями психотропных веществ в момент ожидания ребенка. Кроме того, на речевое развитие ребенка влияет нагрузка на ребенка, внутрисемейные проблемы, наследственность и т. п.
На сегодняшний день согласно статистическим данным развитие речи детей является наиболее актуальным в логопедической практике, так как речь – это основное средство передачи информации между людьми, орудие мышления.
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок активно начинает пользоваться разговорной речью, на данном этапе происходит активное развитие фонетики, лексики и грамматического строя языка[4]. Овладение языком в период дошкольного возраста является необходимым условием умственного, эстетического и нравственного развития. Чем раньше ребенок начнет разговаривать, тем быстрее будут развиваться умственные способности и ребенок будет свободнее себя чувствовать в обществе, легко и быстро научится писать и читать.
Основная специфика работы дошкольного учреждения заключается в комплексном и систематическом подходе в использовании словестных, игровых, наглядных и практических методов, самой организации учебного процесса.
В развитии речи дошкольников целесообразно реализовать следующие направления[5]:
—развитие связной речи,
-обогащение словаря;
-формирование грамматического стоя речи;
—развитие звуковой культуры.
Одной из ведущих форм работы для развития речи детей являются игры. Игровая деятельность выступает одной из главных занятий ребенка. При помощи игры малыш познает мир, учится новому, развивается во всех направлениях. В игре взрослый может принимать участие, но всего лишь как партнер и занимать то место, которое выберет для него ребенок. Ход игры взрослый изменить не может, а всего лишь может косвенно на нее повлиять через фразы, реплики и своим поведением. В ролевой игре у ребенка активно развивается речь, которая становится грамматически оформленной, происходит расширения словарного запаса. При помощи игровой деятельности речь дошкольников становится связной, выразительной, но для этого игровая деятельность должна быть разнообразной, интересной и увлекательной.
Кроме игр, которые оказывают общее влияние на речь в педагогической практике, используются дидактические упражнения, помогающие ребенку освоить грамматику речи: использовать необходимый предлог, перефразировать слово в необходимый падеж, образовать множественное число существительных и др.
Одним из самых эффективных методов развития речи является дословная передача текста воспитателем – чтение. Как показывает практика, чтение увеличивает словарный запас ребенка, так как ребенок слышит не разговорную привычную речь, а определенный текст с новыми для него словами. Если произведение не большое, то воспитатель пересказывает его наизусть, что позволяет улучшить контакт с детьми. Но всё же большая часть современных произведений читается по книге. Кроме обогащения словарного запаса, у ребенка воспитывается правильное и аккуратное обращение с книгой.
Следующий метод, который поможет развитию речи, – это метод рассказывания. Под рассказыванием понимается передача прочитанного текста в свободной форме. Допускается сокращение текста, перестановка слов, пояснение. Благодаря рассказыванию дети знакомятся со многими произведениями. Инсценировка того или иного рассказа позволяет не только расширить словарный запас, но и будет способствовать развитию диалогической речи.
Проводя занятия по развитию речи, многие логопеды и воспитатели используют сразу несколько методик. Но основной методикой так и остается выразительное чтение художественной литературы. К чтению необходимо подготовится заранее: прочитав несколько раз произведение, потренировав интонацию и проанализировав его.
Чтение рекомендуется сопровождать иллюстрациями, которые помогут малышу четко представить картинку. Для успешного введения данной методики воспитателю рекомендуется заблаговременно потренироваться в чтении и воспроизведении иллюстраций детям, для того чтобы получить четкую связь читаемого текста и наглядного материала.
С целью закрепления необходимого материала для детей среднего и старшего дошкольного возраста полезны дидактические игры на основе изученных произведений, различные литературные викторины, которые, в свою очередь, позволяют не только закрепить материал, но и служат веселым развлечением. Например, игра «Отгадай загадку», «Один начинает, другой продолжает». Дидактические игры рекомендуется проводить с использованием наглядного материала или при помощи словестной формы.
Процесс рассказывания предполагает обладание особыми приемами речи, а именно высказывание. Оно должно быть в виде связанного монолога, а не представлять собой ответ жестами либо одной простой фразой. На первых этапах занятия рекомендуется на простых примерах показывать ребенку, как правильно построить фразу и оформить свою речь.
По мнению А. М. Бородич, заучивание стихотворении – это самая эффективная методика по развитию речи дошкольника. Перед тем как начать заучивать стихотворения воспитатель обязательно ставит перед собой ряд следующих задач[2]:
1) вызвать интерес у дошкольника;
2) помочь ребенку запомнить текст;
3) научить выразительности прочтения стиха;
4) помогает понять смысл текста.
Все эти задачи помогают правильно построить занятие и выбрать приемы для лучшего усвоения материала. Сам процесс заучивания достаточно сложный, ребенку приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту. При заучивании воспитатель учитывает индивидуальные особенности памяти ребенка, так как есть дошкольники, которые быстро запоминают, а есть те, кому помогает проговаривание текста вслух.
Тест для пересказа требует тщательной подготовки и должен соответствовать определенным требованиям[2]:
– произведения должны содержать поучительную информацию и обучать ребенка чему-либо;
– текст должен учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста;
– нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными. Произведения следует подбирать сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий;
– текст для пересказа должен быть простым, коротким и состоять из понятных для дошкольников слов, без сложных оборотов. Четкие фразы текста помогут ребенку быстро и правильно выполнить задание. Произведение должно быть выразительное, иметь точные определения и допускается наличие несложных форм прямой речи, что поможет сделать речь ребенка выразительнее.
Объем теста для пересказа подбирается с учетом возраста детей, согласно индивидуальным особенностям ребенка (вниманию, усидчивости и т. д.) Часто можно встретить случаи, что для пересказа воспитатели используют список произведений, которые рекомендованы программой, делая при этом большую ошибку, так как обычно в программе предлагают рассказы, которые не предназначены для пересказа.
Таким образом, развитие речи это один из важнейших этапов в обучении и воспитании ребенка дошкольного возраста. Чем быстрее ребенок начинает в совершенстве владеть речевыми навыками и чем больше его словарный запас, тем быстрее развиваются различные психические процессы (память, внимание, мышление).
Источник
Ольга Барабанова
Развитие речи детей дошкольного возраста
Методическая разработка «Развитие речи детей дошкольного возраста»
Автор: Барабанова Ольга Николаевна
МАДОУ детский сад № 6 г. Балаково Саратовской области
Введение
Развитие речи детей дошкольного возраста является необходимым компонентом нормального развития ребенка.
Благодаря речи человек общается, передает свой накопленный опыт другим, получает опыт в процессе общения с другими людьми.
Развитие речи дошкольника является очень важным этом подготовки ребенка к школе, без этой подготовки невозможно полноценное обучение в школе. Это обязательно должно учитываться как педагогами в дошкольном обучении, так и родителями в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста.
К году дети начинают произносить отдельные слова. В два года ребенок уже может говорить предложения из двух, трех слов. К четырем годам ребенок способен разговаривать достаточно свободно. На шестом году жизни ети используют практически все части речи, могут активно заниматься словотворчеством, пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Дети осваивают и совершенствуют свою речь путем подражания окружающим людям, путем формирования условно рефлекторных ассоциаций по своей природе связей между образами предметов. Так же дети начинают придумывать новые слова и произносит фразы, которых взрослый никогда раньше не слышал. Среди важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста одной из главных задач является обучение родному языку. Эта задача состоит из нескольких задач: обогащение и активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, обучение разговорной речи, развитие связанной речи, воспитание интереса к художественной литературе, подготовка к обучению грамоте. Владение родным языком это не только умение правильно построить предложение, ребенок должен научиться рассказывать, описывать предметы, события, явления. Дети учатся слышать и понимать речь взрослого, уметь отвечать на вопросы, высказываться, уметь выслушать других детей. При развитии всех этих компонентов развития речи можно говорить о том, что дошкольник подготовлен к освоению школьной программы.
Основная часть
Развитие речи ребенка начинается с грудного возраста. С первых дней малыш упражняет свой голосовой аппарат: он кричит, плачет, произносит непроизвольные звуки. Конечно, это не является речью, но оказывает огромное влияние на последующее речевое развитие малыша. При этом ребенок не только прислушивается к своим звукам, но и с удовольствием слушает голос взрослого. Поэтому родителям очень важно, как можно больше общаться со своим ребенком: рассказывать ему, о том, что происходит вокруг, петь песенки, читать сказки, детские стихи.
Первые три месяца ребенок произносит нечленораздельные сочетания – он гулит. Родителям необходимо обращать внимание на эти звуки малыша, повторять их за ним, складывать эти звуки в короткие слова, кивать ребенку в ответ, улыбаться.
К четырем месяцам звуки, которые произносит, похожи на элемент слов, например, ма, ба и т. д. В этом возрастном периоде малыш не вкладывает в них никакого смысла, они непроизвольны. Родителям необходимо продолжать разговаривать с малышом, петь ему, показывать и назвать игрушки. Но к 8 месяцам они становятся более четкими, к 10-11 месяцам ребенок произносит первые простые слова: мама, би-би, гав-гав и т. д. Ребенок понимает и с удовольствием выполняет простые поручения. Родителям важно стараться научит ребенка первым простым словам: дай, на и т. д. Общаясь с ребенком до года, во время разговора или пения держите ребенка так, чтобы он видел ваши губы, мог их потрогать. Исследуя источник звука. Используйте потешки, пестушки, колыбельные.
На этапе 2-3 месяца родитель может выбирать часто произносимый ребенком звук и петь песенку, заменяя слова этим звуком.
В 4-5 месяцев можно показывать ребенку игрушку, называя ее несколько раз, а затем спрятать со словами: «Где зайка?», после этого показать: «Вот зайка».
В 6-7 месяцев нужно выкладывайте перед ребенком небольшие детские книги, пусть ребенок их рассматривает. Выбирает наиболее привлекательные для него. Родитель может прочитать ребенку книжку несколько раз, называть ребенку, что нарисовано на иллюстрациях в книжке. Когда ребенку книжка хорошо знакома, попросить его показать тот или иной предмет.
В 8-9 месяцем необходимо обращать особое внимания на развитие мелкой рук. Уровень физического и психического развития ребенка определяется уровнем развития движений малыша. Учеными доказано, что «двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка»
С рождения необходимо делать массаж рук, разминать пальчики малыша. Ближе к году играть с ребенком в следующие игры «Найди игрушку» (Спрятать на глазах у ребенка в крупе 2-3 некрупные игрушки, а затем попросить малыша найти, например, киску). Можно приобрести маленький массажный мячик и, начиная с года, массировать пальчики и ладошки. С года можно включать в игровую деятельность следующие игры «Крутись, карандаш» (Предложить покатать ребенку карандаш по столу вперед – назад, «Спрячь в ладошке» (Попросить ребенка спрятать в кулачке кусочек поролона или маленькую игрушку из нетвердых материалов). Игра «Ветерок» (Положите ребенку на ладошку кусочек ваты и попросите сдуть его).
К двум годам в речи детей появляются простые предложения
Взрослый может использовать игровые приемы. Например, при рассматривании игрушки лисы, зайчика, можно поиграть в игры «Лиса и зайчик» (Взрослый достает зайчика и спрашивает: «Кто это?». Ребенок отвечает. Взрослый спрашивает: «А где у зайчика хвост, лапы, глазки, нос, уши?», «Прятки с игрушками» (На столике стоят несколько игрушек. Взрослый предлагает ребенку выбрать одну, задает ребенку вопрос: «Скажи, почему ты выбрал эту игрушку, что тебе в ней нравится?» После этого ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку в заметное место. «Пора», — говорит взрослый, ребенок поворачивается и ищет игрушку.
Рассказывать детям о домашних животных и птицах, о некоторых диких животных, используя иллюстрации, детские произведения. Можно использовать игры типа «Угадай, кто это?» (Взрослый произносит различные звукосочетания, соотнося их с животными или птицами, ребенок должен определить, о ком идет речь.). Как подготовительный этап к рассказыванию о животных, используются игры типа «Доскажи словечко» (Взрослый предлагает детям короткие стихи известные детям, которые заканчиваются словом – названием животного, но последнее слово взрослый не говорит, его договаривает ребенок).
Дети третьего года могут заучивать короткие детские стихи, потешки. Необходимо проводить работу и по звуковой культуре речи. Для этого можно использовать игры: «Ауканье» (Взрослый предлагает ребенку представить, что они заблудились и позвать друг друга «ау», при этом сложив руки рупором, «Ветер» (Взрослый предлагает ребенку спеть, как ветерок: в-в-в, затем как сильный ветер, ребенок усиливает громкость произнесения. Взрослый просит ребенка усиливать и снижать громкость голоса, «Комарики» (Взрослый предлагает ребенку превратиться в комариков. Произносится звуки: з-з-з, «Свисток» (Звуки: с-с-с).
На четвертом году в занятия с детьми можно включать рассказывание сказок. Учить детей рассматривать иллюстрации, внимательно следить за содержанием сказки, отвечать на вопросы по тексту. Для развития интереса детей можно использовать игрушки (герои сказок, маски.
Один из способов развития речи детей – рассматривание игрушки. (Мяч, неваляшку, куклу). Рассмотрев игрушку вместе с ребенком, попросить его назвать цвет, форму, величину. Учить ребенка рассказывать об игрушке. Для привлечения внимания ребенка можно использовать стихи об игрушке, сюрпризные моменты. (Показать ребенку игрушку не сразу, а коробку, в которой она спрятана, спросить: «Что же это за коробка? Что в ней?»). Можно использовать игры «Что изменилось» (Взрослый рассаживает игрушки, ребенок рассматривает, взрослый за ширмой меняет местами игрушки и просит ребенка рассказать, что же изменилось)
Так же можно вместе с детьми рассматривать и описывать овощи. Учить детей обследовать предмет, рассказывать о том, какой он на вид, на вкус. Загадывать детям загадки об овощах и фруктах. Чтобы заинтересовать ребенка использовать игры «Посади огород», «Угощение кукол», «Овощи и фрукты – полезные продукты»(взрослый весте с ребенком обследуют овощи и фрукты зрительно, на ощупь, на вкус, выделяют их признаки)
На этом возрастном этапе можно рассматривать с детьми несложные по сюжету картины. Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по ее содержанию.
В возрасте 4-5 лет ребенок уже хорошо владеет речью, может беседовать со взрослыми на отвлеченные темы, ребенок начинает грамматически правильно строить фразы, достаточно хорошо произносит звуки. На вопросы взрослого ребенок способен отвечать развернутыми фразами. Но не следует прекращать работу по развитию речи детей.
Следует продолжать с детьми много говорить и беседовать. Спрашивать у детей впечатления о событиях, например, прошедшего дня, увиденного. На прогулках с детьми следует обращать внимание детей на окружающую природу: деревья, птицы, небо и т. д., на одежду людей, на интересные события. Происходящие по пути следования. Обговаривать это с ребенком, интересоваться его впечатлениями, придя домой спросить, что ребенок запомнил, что понравилось, о чем может рассказать. После посещения парка можно составить с ребенком рассказы об увиденных растениях, о животном, например, о собаке, о белке. Побуждать ребенка к тому, чтобы он употреблял как можно больше описательных прилагательных, задавая детям вопросы, например, «какой у белки был хвост», «какая была шерстка» и т. д.
В этом возрасте можно для развития речи детей можно использовать следующие игры: «Бывает – не бывает» (Взрослый рассказывает ребенку историю, ребенок говорит, что из этой истории может быть на самом деле, а чего не может быть, «Какая, какой, какое» (Взрослый называет предмет, а ребенок как можно больше признаков, соответствующих данному предмету, «Закончи предложение» (Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает его, подбирая слова с противоположным значением, например,
«лук горький, а арбуз», «Загадай, я отгадаю» (Взрослый предлагает ребенку рассказать о каком-либо предмете, не называя его, а взрослый отгадывает, о чем рассказал ребенок).
В возрасте 5-6 лет словарь детей пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. К концу шестого года жизни словарный запас детей насчитывает 3000 – 4000 слов. В словаре детей появляются родовые понятия, например. Растения – это деревья, кустарники, травы, цветы. Продолжается развитие диалогической и монологической речи, но на этом возрастном этапе наиболее важным считается овладение диалогической речью, так как диалог позволяет ребенку легко входит в контакт со сверстниками и взрослыми. Дети этого возраста легко овладевают диалогической речью при условии, если взрослые относятся к ним с уважением, считаются с ребенком. Прислушиваются к его мнению, учитывают его интересы. Когда взрослые не только говорят сами, но умеют внимательно выслушать ребенка. С детьми этого возраста нужно много говорить, спрашивать. Некоторые дети этого возраста еще могут испытывать трудности в произношении звуков, например, сонорных (л, н, шипящих. Поэтому задачей взрослых является помочь детям. В настоящее время справиться с этой задачей детям помогают логопеды, педагоги в дошкольных учреждениях. Родители так же могут поучаствовать в этом процессе. В этом им помогут игры «Поймай слог» (Взрослый называет слог, ребенок придумывает слово, начинающееся на этот слог, «Подбираем рифмы», «Кузовок», «Наоборот» и др.
Для развития речи детей в этом возрасте можно использовать игры «Если я»(придумывание ситуаций, «Рифмы», «Загадки» (Ребенок сочиняет загадку, описывает то, о чем задумал, взрослый или другой ребенок отгадывает, «Угадай сказку» (Ребенок подбирает и называет ряд слов из сказки, взрослый или другой ребенок угадывают сказку, «Кто больше» (Выбирается звук, кто из играющих придумает больше слов, начинающихся на этот звук, «Противоположности» (Взрослый говорит слово –ребенок подбирает противоположное по значению).
Развитие детей 6-7 лет настолько высоко, что позволяет быть ребенку интересным собеседником. Дети могут строить достаточно сложные предложения. Дети осваивают много новых видов деятельности. Что сказывается на психическом, речевом развитии детей. Дети становятся более самостоятельны, рассудительны. Но тем не менее взрослым необходимо уделять особое внимание речевому развитию детей. Задача родителей и педагогов – научить ребенка пользоваться многообразием синонимов, закрепить умение правильно произносить звуки. Расширять словарный запас
детей. Поиграть с ребенком в игры «Закончи предложение», «Ласковые слова» (Кто подберет больше ласковых слов). Взрослые должны как можно больше с ребенком читать, заучивать, придумывать рассказы, истории сказки. Взрослый может помогать ребенку, если тот затрудняется в подборе слов. Так же необходимым этапом в развитии речи и в подготовке к школе является «Обучение грамоте». В данный раздел развития речи входит обучение ребенка умению слышать звук в слове, определять позицию звука в слове (в начале, в конце, в середине, определять гласный и согласный: мягкий, твердый, звонкий, глухой звуки. Умению проговорить слово, четко выделяя звуки, назвать звук, если взрослый просит, например: «Назови третий звук в слове». Важно научить ребенка умению делить слова на слоги, предложение на слова, рассказ на предложения. В этом помогут игры «Где наш дом», «Построим пирамиду»(на количество звуков в слове, «Стол находок», «Рассыпанные буквы»(Звукобуквенный анализ слов, «Как их зовут» (Умение определять первый звук в слове, «Зоопарк» (Деление на слоги, «Помоги Буратино» (Умение выделять гласный и согласный звук).
Овладение речью поможет будущему первокласснику успешно учиться. Умение высказываться и передавать свои мысли – прочный фундамент для овладения школьными знаниями.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что, если родители и педагоги стремятся к тому. чтобы их ребенок владел родной речью, мог свободно общаться со взрослыми и сверстниками. успешно овладевал школьной программой, их задача развивать речь детей с момента рождения и до школы.
Литература:
С. В. Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 года до 3 лет»;
Г. Я. Затулина «Комплексные занятия по развитию речи»;
О. С. Рудик «Развитие речи детей в свободной деятельности».
Источник