Развитие речи ребенка через игровую деятельность

Развитие речи ребенка через игровую деятельность thumbnail

Фатимат Темирканова
«Развитие речи у дошкольника через игровую деятельность»

Проблема речевого развития актуальна в настоящее время. Это связано с тем, что идет ухудшение здоровья детей; сужение объема общения родителей и детей; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Игра способствует развитию творческого воображения, фантазии. Принимая на себя игровую роль, ребёнок вступает в процесс общения со сверстниками. В игре проявляется потребность ребёнка в общении. Так дошкольники объединяются для игры, продумывают игровые действия, развивают, поддерживают игровой диалог. Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Существует прямая связь между эмоциональным состоянием ребенка и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста: 1)подвижные игры; 2)творческие ролевые игры, игры драматизация. 3)дидактические игры; У всех видов игры есть единая задача-умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, выполнять установленные правила игра. Здесь развитие речи играет главную, основную роль. 1)Подвижные игры. Дети играют в подвижные игры в помещении и на воздухе во время прогулок. Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, быстроте мысли. Подвижные игры положительно влияют не только на двигательную деятельность детей, но и на развитие чувств и эмоций. В младших группах детям нравится игры, сопровождающиеся рифмованным текстом и ритмичными движениями. Более старшие дети очень любят хороводные игры, эмоционально воспринимают всевозможные присказки и другой текст, предваряющий игру, являющийся как бы завязкой ее. Применение считалок, распределение ролей, в подвижных играх, хорошо влияет на динамику постановкой продукции. Из своего опыта работы я выделила следующие важные моменты при проведение подвижных игр: 1. Нужно хорошо знать текст и соответствующие движений. 2. Воспитатель произносит слова отчетливо, выразительно выделяя ритмичные движения и не утрируя его, ни в коем случае не переходя по чтению по слогам. 3. Предварительно разучивать текст с детьми не следуют, они постепенно запоминает его в процессе игры. В начале они будут проговаривать отдельные слова, затем усвоят весь текст. Не надо только, чтобы дети сразу говорили полным голосом. Позднее, когда дети освоятся с движениями, следует обращать внимание на чистое и выразительное произношение ими текста, не допускать крика в тех случаях когда возрастает эмоциональный подъем. 4. Произносить текст нужно звонким достаточно высоким голосом, так как это более естественно для детей. Во всех возрастных группах подвижные игры, организуемые воспитателем со всей группой или с небольшой подгруппой, должны быть интересными для детей, проходить живо, эмоционально, непринужденно.

]2)Творческие ролевые игры и игры драматизации. Творческие ролевые игры и игры-драматизации, театрализованные игры тесно связанны между собой. В основу тех и других лежит отображение событий действий и отношений между людьми. Однако театрализованные игры основаны на драматизации литературных произведений. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями развивает интерес литературным произведениям и театру, формирует диалогическую речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. В младших группах воспитатель разыгрывает знакомые детям сказки, стихотворения, небольшие рассказы с помощью настольного театра или фланелеграфа. Например, сказка «Репка» иллюстрируется с помощью плоскостных картинок с «Забавными прищепками». А с веселым Петрушкой, даже не прячущимся за ширмой, дети охотно здороваются за руку, отвечают на его вопросы. С детьми третьего и четвертого годов жизни, воспитатель разыгрывает простейшие сюжеты знакомых сказок, призывая детей повторять отдельные фразы главных героев или коротенькие песенки. Например, показывая детям настольный театр «Колобок», воспитатель предлагает детям вместе с колобком спеть песенку. Дети пятого и шестого года жизни уже, как правило, знают и любят, изменять голос, проговаривать слова в заданном темпе, помогает ребёнку поставить себя на место изображаемого героя Сюжетного — ролевые игры занимают ведущее место самостоятельной деятельности детей. Дети дошкольного возраста отличаются большой эмоциональностью. Содержательное и эмоциональное сторона взаимоотношений детей находит своё выражение в жестах, в мимике и в совершенствовании речи. 3)Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитание детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности. Дидактические игры играют большую роль в развитий речи дошкольников-это пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения; развитие связной речи. Среди всего многообразия дидактических игр особое внимание надо уделить словесные. В младших и средних группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. В старшем школьном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словарные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности. Эти игры проводят во все возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучение детей старшего дошкольного возраста, так как способствует подготовке ребят к школе: развивают умение слушать педагога,быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формировать свои мысли. С помощью словесных игр у детей улучшается речь и речевое общение, так как в каждой словесной игре одной из первых задач является развитие связной речи. Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребёнок с хорошо развитой речью свободно может пригласить товарища в игру, передать другому соответственный замысел игры, договориться о распределении ролей, материала, самостоятельно разрешить возникающие конфликты. Для всех перечисленных выше игр, необходимо правильная организация. Речь в повседневном общении, чтение, декламации которые ведёт сам воспитатель,вначале служат первыми образцы для подражания. Все дети без исключения любят играть, а в игре у детей активизируется речь при общении и решении спорных вопросов. При этом у них развивается способность аргументировать свои утверждения, выводы. Дидактические игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания.

Игры дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи решаются в процессе их проведения, и в чем особенность их организации на ступени старшего дошкольного возраста.

Проводимая работа дает положительные результаты. Но на этом я останавливаться не буду, необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми.

«Забавные прищепки» сказка «Репка»

«Развитие речи у дошкольника через игровую деятельность»

Бибабо-это простейшая кукла состоящая из головы и платья в виде перчатки

Развитие речи ребенка через игровую деятельность

Источник

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Коктюльская средняя общеобразовательная школа»

структурное подразделение д/сад «Берёзка»

______________________________________________________________________________
627046, Тюменская область, Ялуторовский район, с. Коктюль, ул. Школьная,13, тел.96-197

Самообразование

Тема:

Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Составитель: С.В.Плоскова воспитатель младшей группы

2014- 2016 год

с.Коктюль

«Детская речь на всех этапах своего

развития питается неисчерпаемой

жизненной силой народного языка»

К.Чуковский

Актуальность темы:

Почему так актуально развитие речи у дошкольников ?

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средствами общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать словарь ребенка, приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные процессы через игровую деятельность. А так как основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, то необходимо использовать развивающие игры.

Актуальность заключается в том, что она обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и начальной школой. Программа строится с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, учитывает тенденции модернизации российского образования. Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 3-4 лет является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи. Вместе с тем в речевых возможностях детей данного возраста наблюдаются большие индивидуальные различия. Таким образом, при систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности.

План работы по теме самообразования

Тема

Сроки

Практический выход

1

Подбор и изучение литературы по теме

Планирование работы по самообразованию.

2

Развитие речи через игровую деятельность

На протяжении всего срока

Дидактические игры

Хороводные игры

Сюжетно-ролевые игры

3

Разучивание считалок, стихов, песен.

На протяжении всего срока

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

4

Работа над развитием речи через чтения литературы. Инсценировки

На протяжении всего срока

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

5

Развиваем речь в игре

На протяжении всего срока

Развитие монологической речи у детей, развитие воображения. Игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий. Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Развитие правильной речи ребёнка. Артикуляционная гимнастика

На протяжении всего срока

Развитие речевого дыхания. Логопедические игры для детей

Проговаривание поговорок, чистоговорки, повторяй-ка, досказалка

На протяжении всего срока

Речевые упражнения помогают научить чётко, произносить слова

Пальчиковые игры, упражнения

На протяжении всего срока

Комплексная программа сенсорно-моторного развития, направленная на развитие ритма и мелкой моторики рук создаёт зону благоприятного развития всех сторон психики, моторики и речи ребёнка

Работа над грамматическим строем речи

На протяжении всего срока

Расширять и активизировать словарь, обогащение словаря. Учить правильно строить предложения, правильно произносить звуки и слова

Рассказы по сюжетным картинкам, пересказ сказок, ответы на вопросы воспитателя

На протяжении всего срока

Грамматически правильно оформить предложения. Развитие подражания правильнойфонетической речи взрослых

6

Работа с родителями

Август-ноябрь

1. Индивидуальные беседы с родителями поступивших детей.

2. Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи младших дошкольников.

3. Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем».

7

Работа с родителями

Декабрь-февраль

1.Рекомендации родителям по развитию речи детей, через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику

2. Проведение совместного праздника для детей и родителей в помещении группы

8

Работа с родителями

Период 2015г

1. Консультация «Учим ребёнка общаться».

2. Сообщение на родительском собрании «Развитие речи детей 3 – 4 лет».

3. Консультация для родителей «Как организовать домашний театр».

9

Работа с родителями

Период 2016г

1. Анкетирование, тесты

2. Проведение праздника 3. Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.

4. Памятки для родителей.

Самообразовательная работа воспитателя

  1. Индивидуальная тема самообразования

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Когда начата работа над темой

2014 год

  1. Когда предполагается закончить работу над темой

2016 год

  1. Цели и задачи самообразования по теме

Цель: Способствовать развитию речи детей посредством игровой деятельности

Задачи:

1) Расширение и уточнение словаря;

2) Совершенствования грамматического строя речи;

3) Развитие связной монологической речи;

4) Привлечение внимания детей к собственной речи, через игровую деятельность;

5) Знакомство со звуками

6) Развитие речевого аппарата(артикуляционная гимнастика).

7)Совершенствование пальчиковой гимнастики для развития речи дошкольников

  1. Основные вопросы, намеченные для изучения

1) Расширение и уточнение словаря:

— введение в активный словарь новых слов и понятий;

— реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;

2) Развитие грамматического строя речи:

— формирование навыка согласования слов в словосочетании;

— формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом (« Назови ласково»), форма числа имен существительных («Скажи со словом много»);

— развитие умения употреблять предлоги в речи;

— развитие умения конструировать предложения.

3) Работа над звуковой культурой речи:

— развитие артикуляционного аппарата;

— знакомство со звуками русского языка;

4) Развитие связной речи:

— рассказывание о предмете;

— рассказывание по вопросам педагога;

— рассказывание по сюжетным картинкам, по серии картинок совместно с воспитателем и другими детьми

5) Артикуляционная разминка

6) Пальчиковые игры

  1. Предполагаемый

  2. результат

Дети должны уметь:

Формировать грамматический строй речи:

1.Согласовывать слова в словосочетаниях

2. Употреблять в речи предлоги: в, на, за, под, около.

3. Узнавать и правильно произносить гласные и согласные звуки.

4. Образовывать существительные во множественном числе.

Формирование словаря:

1  Реализовывать новые слова и понятия в речи

2. пользоваться словарем обобщений.

3. использовать в речи словарь признаков (по цвету, по размеру и т.д.)

4.Отвечать на вопросы взрослого.

5. рассказывать по картине совместно с воспитателем.

  1. Этапы проработки материала

  1. Диагностический

  2. Прогностический

  3. Теоретический

  4. Практический

  5. Обобщающий

  6. Внедренческий

  1. Литература по теме

Материалы с Интернета

Г.Г.Агаян. Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры,-Дмитров, ИД «Карапуз», 2004.

С.Н.Анищенкова. Пальчиковые игры.

Л.В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью.

Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Морозова. Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика.- Дмитров, ИД «Карапуз», 2004.

М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПб, Паритет, 2003.

Т,А. Куликовская. Массаж лицевых мышц для малышей. –М., Книголюб, 2000.

Е,А, Бабенко. Подвижные игры.

И,В, Кравченко «Прогулки в детском саду»

И,А, Лыкова. Дидактические игры и занятия.

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М., 2004.

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1999.

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. — М., 2005.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. — Детство-Пресс, 2010.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 2009. Т.

5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. — М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2004.

7. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» — М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

  1. Творческое сотрудничество по данной теме

  1. М/О воспитателей

  2. Учителя начальных классов

  3. Логопед

  4. Психолог

  5. Воспитатели

  1. Практические выходы (беседы,

доклады …..)

  1. М/О воспитателей

  2. Родительские собрания

  3. Индивидуальные беседы с родителями

  4. Открытые НОД (занятия)

  5. Предоставлять материалы, информацию на сайт школы

  6. Проверка ЗУН по развитию речи в виде индивидуальной работы

  7. «Недели по развитию речи»

  8. Проведение мероприятий

  9. Распространение памяток, рекомендаций среди родителей

  10. Проведение тестов с родителями, детьми

  1. Изучение передового опыта ( посещение НОД, уроков, мероприятий…)

  1. Посещение уроков в начальных классах

  2. Посещение НОД воспитателей

  3. Посещение мероприятий воспитателей

  4. Беседы со специалистами (логопед, психолог)

  5. Изучение литературы

  6. Посещение сайтов Интернета

  1. Итоги работы

  1. Анализ работы за 2 года

  2. Создание памяток, рекомендаций

  3. Анализ проведения тестов

  4. Диагностическое исследование

  5. Разработки НОД, родительские собрания; доклады; мероприятия

Выступления, сообщения, проведение мероприятий

( о собственном педагогическом опыте)

Когда?

(дата)

Название мероприятия

Где?

(проходили мероприятия)

Участники

Выступления, сообщения, проведение мероприятий

( о собственном педагогическом опыте)

Когда?

(дата)

Название мероприятия

Где?

(проходили мероприятия)

Участники

Этапы работы над темой самообразования

Этапы

Содержание работы

Сроки

Диагностический

1.Постановка проблемы

2.Изучение литературы по проблеме

3. Поиск материала в интернете, литературы

Первый год работы над темой

Прогностический

1.Определение цели, задач темы по самообразованию

2.Разработка системы мероприятий, направленных на решение проблемы

3.Прогнозирование результатов

Начало работы над темой

Теоретичекский

1.Изучение методической литературы по данной теме

2. Изучение материала на сайте Интернета

В течении года

Практический

1.Внедрение педагогического опыта, направленных на решение проблемы

2.Формирование методического материала

3.Отслеживание процесса

4.Корректировка работы

В течение всей работы

Обобщающий

1.Подведение итогов

2.Оформление результатов работы по теме

3.Представление материалов

Второй год работы над темой

Внедренческий

1.Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы

2.Распространение опыта

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

Источник