Развитие речи как всестороннее развитие ребенка

Развитие речи как всестороннее развитие ребенка thumbnail

Консультация для родителей

«Всестороннее развитие правильной речи дошкольника»

Пожалуй, каждую семью, где растет малыш беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте в целом, и речевое развитие в частности.

Первые годы жизни ребенка закладывают фундамент для развития речи. В это время интенсивно развивается головной мозг, совершенствуется артикуляционный аппарат. Важно не упустить отклонения от норм речевого развития, чтобы вовремя оказать коррекционную помощь, предупредить развитие сложных патологий.

Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.

Речи необходимо учить, прежде всего, путем личного примера. Ребенок должен слышать правильную, четкую речь. Желательно, чтобы отец и мать говорили с малышом на одном, родном языке. Очень важно, что язык, который воспринимает слух ребенка в раннем и младшем возрасте — это наиболее благоприятные годы его жизни.

Артикуляционная гимнастика — важный шаг на пути к правильной речи

Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей может быть недостаточная подвижность органов речи: языка, губ, челюстей и мягкого неба.

Нарушение подвижности этих органов (малоподвижность) влечет за собой нечеткое, гнусавое (с носовым оттенком), шепелявое, смазанное произношение различных звуков.

Цель артикуляционной гимнастики — развитие подвижности органов речевого аппарата, отработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционную гимнастику желательно проводить ежедневно, отводя на нее от 5 до 15 минут, в зависимости от возраста ребенка.

Не перегружайте ребенка, не требуйте от него выполнения всех упражнений во время одного занятия.

Таблица усвоения детьми звуков речи

Ребенок растет и развивается. Соответственно происходит развитие его речи. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, словарь и грамматический строй.

Помните, что каждый ребенок — индивидуален, особен и, соответственно, общее и речевое развитие у разных детей может иметь некоторые отличия. Одни дети в возрасте 4-5 лет уже четко произносят все звуки нашего языка, а у других отмечается нарушение произношения большинства звуков. Предлагаем Вам таблицу, в которой приведен ориентировочный порядок усвоения детьми звуков.

Возраст ребенка Звуки языка

От 1 до 2 лет                А, О, Е, М, П, Б

От 2 до 3 лет                У, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н, Й

От 3 до 4 лет                С, З, Ц

От 4 до 5 лет                Ш, Ж, Ч, Щ

От 5 до 6 лет                Л, Р

Как научить ребенка говорить правильно?

Уже к полутора годам словарный запас малыша может превысить двести слов. Как правило, эти слова воспроизводятся ребенком с некоторыми искажениями, этому виной неумение в полной мере владеть собственным речевым аппаратом.

Чем же в этом случае малышу могут помочь родители, и как научить ребенка говорить правильно?

— Начинать с самого «начала». Имеется в виду с самого рождения ребенка, а можно еще и будучи беременной.

— Играть со своей интонацией. На первых порах ребенок способен понять только разницу в вашей интонации, поэтому чаще меняйте ее, чтобы привлечь внимание ребенка к своему языку.

— Пустышка — враг правильной речи. Данный факт подтвержден многочисленными исследованиями, проведенными детскими докторами, специалистами-логопедами. Пустышки способствуют развитию неправильного прикуса, что не только влияет на затруднения с артикуляцией, но и способствует задержке речевого развития в целом.

— Обращение по имени, зрительный контакт. Чаще всего обращайтесь к ребенку по имени. НЕ забывайте при этом смотреть в глаза малышу, чтобы он понял, что обращение адресовано ему.

— Использование жестов — незаменимая вещь для взаимопонимания и обучения ребенка словами, поэтому дублируйте все слова и действия соответствующими жестами. Вскоре ребенок начнет ассоциировать их со словами.

— Развивать в себе привычку комментировать все, что делаете и видите. Коммуникабельным людям не трудно находить постоянный предмет разговора с ребенком, более молчаливым придется немного развить в себе эти навыки.

— Тренировка мышц. Для тренировки мышц речевого аппарата можно купить ребенку свисток, дудочку, губную гармошку; а чуть позже начать заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой.

— Использовать высокий голос. Доказано, что дети лучше реагируют на высокий голос. Многие женщины интуитивно переходят на более писклявый голос при общении со своим чадом

— Говорить медленно, повторяя по нескольку раз. Очевидно, что при быстром, смутном языке ребенок просто не уловит смысл слов и в будущем может неправильно их произносить.

— Правильное произнесение слов взрослыми — залог правильной детской речи. От незнания, либо с целью говорить с ребенком на понятном ему языке, многие родители допускают искаженное произнесение слов. Как результат — малыш усваивает именно такую ​​форму слова, находясь в абсолютной уверенности, что папа и мама неправильно говорить не могут. Искажения слов — прерогатива ребенка. Родители должны использовать общепринятую, а не придуманную малышом, словоформу.

— Упрощение слова и предложения, но не увлекаться видоизменением слов и «сюсюканьем». Сначала ребенку сложно будет освоить сложные термины и длинные слова, поэтому методика сокращения и упрощения языка может быть эффективна. Например, вместо слова «собака» можно говорить «гав-гав». Но не надо намеренно искажать слова, особенно после года.

— Обогащать свою речь с ребенком постепенно, добавляя новые слова, уточнения и дополнения. Например, сначала можно говорить «Аня держит котика», затем добавлять «Аня держит хорошего, пушистого котика».

— Словесные игры. Играя с малышом, всегда сопровождайте вашу деятельность словам.

— Чтение — основа создания богатого словарного запаса. Сравнительный анализ развития детской речи показали: те дети, родители которых не ленились по несколько раз в день читать сказки, стихи и короткие рассказы, имеют гораздо больший запас слов, чем дети, мамы и папы которых не утруждали себя настолько хлопотным занятием.

Читайте также:  Карта развития ребенка где купить

— Связывание картинок с реальными предметами. Показывая ребенку ту или иную картинку в книге, старайтесь найти ее аналог в реальном мире и указать ребенку на похожесть.

— Сюжетно-ролевые игры. Сначала это могут быть совсем простые игры. Например, можно играть с игрушечным телефоном, ребенок может звонить маме, папе, брату, сестренке, говорить «алло», узнавать «как дела?» наоборот. Затем можно разыгрывать сказки по ролям, придумывать сюжеты самостоятельно, используя предметы быта и игрушки.

— Активные игры. Потешки и песенки можно использовать в активной игре с ребенком, побуждая его повторять вместе со словами соответствующие действия. Это параллельно с языковыми навыками позволит развивать и физические, и музыкальные способности ребенка.

— Исключать фон при общении. Множество фоновых звуков (например, телевизора) могут путать ребенка, не позволяют полноценно сосредоточиться на вас и на том, что вы говорите малышу.

— Не перегружайте ребенка. Помните, что у детей с речевыми нарушениями страдают все психические процессы. Поэтому во время речевых задач ребенку нужно давать больше времени для размышлений но не перегружать его. Не следует подгонять его с ответом, лучше повторить задание еще раз и только после неудачных многократных попыток намекните, в каком направлении следует искать решение этой задачи. Проявляйте свою смекалку.

— Не упрекайте, когда у него что-то не получается, если чего-то он не умеет. Во время выполнения игровых задач у малышей (особенно на начальных этапах) могут возникать трудности. Не акцентируйте внимание на этом.

— Каждый ребенок — индивидуальность. Его развитие происходит по собственным законам. Поэтому не сравнивайте своего малыша со сверстниками, которые, возможно, опережают его в своем развитии.

— Золотое правило организации и руководства любой деятельностью ребенка, в том числе и игры: ребенку должно быть интересно и комфортно!

— Развитие мелкой моторики и овладение языком — процессы параллельные. Центр координации движения пальцев рук и языковой центр расположены настолько близко, что активное развитие одного приводит к столь же активному развитию другого. Поэтому так важно стимулировать разносторонние тактильные ощущения ребенка. Массаж рук, пальчиковые игры, перебирание мелких предметов, прикосновение к различным поверхностям, составление пазлов и мозаики, завязывание шнурков и застегивание пуговиц, рисование и использование таких предметов, как ручка и ложка влияют на ускорение процессов овладения языком.

Проявляя терпение, находя время на чтение и развивающие игры, родители тем самым не только обучают малыша правильно говорить, но и обеспечивают своему ребенку достойное место в окружающем его социуме.

Источник

Речь маленького человека – один из основных показателей его развития. Чем более понятно он выражает свои потребности, мысли, эмоции, тем быстрее взрослые откликнутся на его запросы. Однако, в последние годы все больше и больше детей говорят нечетко, невнятно, с многочисленными ошибками в произношении (к примеру, дошкольник имеет фонетико-фонематическое недоразвитие речи), перестановками букв, слогов. Это, несомненно, ведет к тому, что малыша не понимают или лишь догадываются о том, чего же он хочет.

Грамотная речь (активный словарный запас) способствует познанию окружающего мира, помогает узнавать что-то новое. Следовательно, активно развиваются психические познавательные процессы – внимание, память, мышление.

Очень важно принимать активное участие в жизни ребенка всем членам семьи (особенно в первые несколько лет его жизни). Тем самым помогать осваивать новый для малыша навык – учиться разговаривать: сначала произносить отдельные звуки, затем слоги, слова и, наконец, связные предложения.

Общение в семье — важная составляющая развития речи ребенка

От того, насколько каждый взрослый включен в общение с малышом, будут зависеть его успехи. На начальных этапах маленький сын или дочка наблюдает, потом подражает и только затем учится произносить самостоятельно.

Точное определение

Понятие «развитие речи» в широком представлении – это комплекс этапов, методов и методик, направленных на овладение человеком устной и письменной речи. Речь – это сложная форма коммуникативной деятельности человека, которая исторически возникла посредством языка. Язык необходим нам для общения, так как он включает в себя различные средства (лексику, фонетику, грамматику).

Актуальность

Нет определенного промежутка времени, на протяжении которого можно и нужно усиленно заниматься развитием речи – и все – как по взмаху волшебной палочки малыш взял и заговорил целыми предложениями. Это довольно длительный процесс и у каждого отдельного ребенка занимает свое время.

Родители закладывают основы, на которые как на кирпичики накладываются знания и умения. Развитием речи занимаются не только с года до двух лет, пока ребенок не заговорит – это процесс, который не имеет четких границ. Многие взрослые люди активно развивают и усовершенствуют свою речь, свои речевые навыки.

Статистика

Данные статистики гласят – с каждым годом все большее количество детей дошкольного и школьного возраста нуждается в целенаправленном и усиленном речевом развитии. Младенцы все чаще рождаются с неврологической патологией, которая влечет за собой неактивность речевых центров, а, следовательно, такие дети позже начинают говорить, а если говорят, то с многочисленными нарушениями. К тому же, многие родители в основном заняты тем, что зарабатывают деньги на обеспечение своей семьи и им попросту некогда заниматься детьми. Эта картина печальна, но она полностью отражает состояние современной действительности.

Факторы, от которых зависит развитие речи

Факторы, влияющие на развитие речи

Каждый ребенок индивидуален, но психологи и логопеды выделяют четыре основных фактора, которые влияют на речевое развитие:

  1. Анатомические особенности – правильное строение и функционирование речевого аппарата (языка, нёба, гортани, голосовых складок), правильное дыхание. Как только младенец рождается, его сразу же осматривают неонатолог и педиатр, а на протяжении первого года жизни другие специалисты − невролог, стоматолог и др. Это делается для того, чтобы исключить различные врожденные дефекты, на ранних сроках выявить какие-либо заболевания или предрасположенность, а также предупредить развитие болезни. В случае обнаружения отклонений от нормативного развития врач сможет порекомендовать исправить анатомический дефект либо подготовиться к последующей коррекции. Например, укороченная уздечка не позволяет языку полноценно двигаться в ротовой полости, и он не достает до нёба. Тем самым она предопределяет возникновение неправильного звукопроизношения.
  2. Физиологический компонент. Давно доказана связь между головным мозгом и мелкой моторикой – развивая маленькие ручки, можно активизировать речевые центры. Существует огромное количество пальчиковых игр, занятий, направленных на развитие тактильных ощущений (различные крупы, предметы, отличающиеся формой и размером и т. д.). Самая хорошо известная и любимая игра − «Волшебный мешочек».
  3. Эмоциональный компонент. Это, прежде всего, тесная эмоциональная связь с мамой и папой. Идеальным считается общение ребенка с дедушками, бабушками (с обеих сторон), братьями, сестрами. Чем больше малыш общается со своими родными, тем быстрее включается в разговор с ними (кому-то подмигнет, кому-то «агукнет», а кому-то скажет что-то).
  4. Социальный компонент. Сначала младенец начинает общаться с родителями посредством крика, когда он только таким образом может сказать, что испытывает дискомфорт, затем при узнавании знакомых лиц фиксирует свой взгляд, начинает улыбаться, тянуться ручками и т. д. Поэтому важно все, что делает ребенок – обязательно выражайте эмоционально свою радость, умиление, восхищение.
Читайте также:  Задержка в развитии роста и веса у ребенка

К тому же, кроме вышеперечисленных факторов, многие специалисты (логопеды, психологи, дефектологи) обозначают влияние речи окружающих − в особенности правильной с точки зрения фонетики. Например, если один из родителей «картавит», то скорее всего сын или дочь будет делать это на основании подражания значимому взрослому. В данном случае целесообразно корректировать произношение звука Р параллельно ребенку и взрослому.

Этапы формирования речи

Развитие связной речи у дошкольников

Речь новорожденного начинает развиваться сразу после его рождения. Речевые навыки развиваются параллельно с физическим и умственным развитием ребенка – осваивая новые движения и делая определенные успехи в интеллектуальном плане, речь обогащается, увеличивается активный и пассивный словарный запас.

Таким образом, ребенок приобретает свой собственный речевой и мыслительный опыт.

Считается, что речь развивается по двум направлениям:

  • Практический опыт малыша – используя язык на практике, в творческой деятельности, он тем самым расширяет свои речевые возможности.
  • Специально организованное обучение – закрепление и совершенствование речевой и языковой практики происходит в детском саду, школе и других учебных заведениях. На самом деле, освоение речи происходит постоянно, даже во взрослом возрасте.

Разные ученые выделяют несколько этапов развития речи. Основными являются следующие:

  1. Первый этап − подготовительный, или пассивный. Возраст – от рождения до 1 года. Данный этап является основополагающим, потому что характеризуется появлением первого крика, эмоциональных откликов на общение с родителями, близкими людьми, первыми поворотами головки на звуки, лица родных, готовностью к игровым действиям, реакцией на слова и др. Основной источник получения информации об окружающем мире – пальчики и рот, куда отправляется все, что попадается под руки. Появляются первые звуки, звукокомплексы, слоги.
  2. Второй этап. Автономный, или преддошкольный. Возраст – от года до 3 лет. Появляются первые слова и фразы, которые могут быть сказаны не совсем правильно. Дошкольник учится произносить, улавливая реакцию окружающих и стараясь повторять за взрослыми, начинает понимать смысл сказанного и использовать это в дальнейшем. Единственное, что может отличать речь ребенка от взрослого на данном этапе – это отличия в произношении и множественные значения некоторых слов (со временем дитя научится понимать разные или переносные смыслы употребления одних и тех же слов).
  3. Третий этап. Активный, или дошкольный. Возраст – от трех до 7 лет. Речь усиленно развивается, расширяются словарный запас и кругозор ребенка. На этом этапе (физиологически правильно) можно исправлять нарушенное произношение любых групп звуков – ребенок слышит свою искаженную речь и способен осознавать сделанные ошибки, и впоследствии их исправлять. Речь становится более связной, развернутой − ребенок усложняет предложения, может составлять и сочинять рассказы.
  4. Четвертый этап. Школьный. Возраст – от 7 до 17 лет. Самый серьезный и осознанный этап в формировании правильного речевого навыка. Школьник изучает и запоминает основы грамматики, постепенно овладевает письменной речью, совершенствует устную и литературную речь.

Основные задачи, направленные на развитие речи

Основная цель – научить ребенка (человека) правильно, грамотно и понятно излагать свои мысли, чувства и желания на русском (родном) языке, используя при этом устную речь. Для этого необходимо:

  • Формировать и расширять словарный запас.
  • Грамматически правильно строить предложения.
  • Использовать звуковую составляющую речи (умение слышать и правильно передавать звуки русского языка, используя интонационный компонент, произношение и верные ударения).
  • Употреблять в речи монолог и диалог.
  • Изучать классические литературные произведения (они помогают развивать связную речь).

Нормы ВОЗ

1 год:

  • Повторение слогов, преимущественно открытых (например, «да», «ма», «па», «ту» и др.).
  • Повторение звуков и слогов, имитирующих животных («мау», «аф», «ко», «му»).
  • Появляется интонационная окраска выражаемых эмоций.
  • Свои действия малыш может уже сопровождать определенными слогами.
  • Может понимать то, о чем говорят родители, ближайшее окружение, а также при просьбе показать предмет – указать на него.

Важно не только то, что годовалый малыш понимает информацию, а еще и то, что это фиксируется в его памяти, он запоминает и таким образом формирует пассивный словарь.

В 1 год ребенок произносит 5–10 простых слов

1-2 года – увеличивается автономность:

  • Употребление в речи аморфных слов-корней (чаще ударные слоги). Например, детское слово «ма-» может означать маму или молоко, слово «па-» − папу или палку.
  • Увеличение пассивного словаря.
  • Умение соотносить изученное слово с картинкой.
  • Появляется «телеграфная» речь. К примеру, предложение «я гулять» означает «мама, пойдем гулять» или «мама, пошли на прогулку», то есть односложное выражение малыша способно передавать смысл полноценного предложения.

2-3 года:

  • Ребенок начинает обобщать предметы. Все будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого малыша – кому-то это дается легче, а кому-то сложнее.
  • Речь становится более связной, предложения постепенно усложняются.
  • К 3 годам в норме ребенок должен использовать в своей речи примерно 1000 слов.
Читайте также:  Реферат игра средство развития ребенка

3-4 года:

  • К этому возрасту дошкольник слышит и различает ошибки в произношении других детей.
  • Освоение твердых С, Ц, З, может появиться и нормативный звук Р.
  • Умение назвать свое имя, возраст, половую принадлежность.
  • Активное освоение падежей, глагольных времен, появляются попытки согласования существительного с прилагательным.
  • Понимание обобщающих слов – продукты, мебель, посуда.
  • Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (следовательно, появление совершенно новых слов).
  • Построение фразы становится грамматически правильным.

Малыши активно общаются со сверстниками

4-5 лет:

  • Обобщение носит более сложный характер. Например, «яблоко−фрукт−растение».
  • Увеличение пространственных и временных наречий – потом, вокруг, скоро и др.
  • В 4-4,5 года появляется словотворчество, которое подразумевает первоначальный этап усвоения различных моделей словообразования. Ребенок начинает образовывать слова, аналогичные услышанным, но бывает, что делает это неправильно («красиво−красивее» − «молча−молчее»). Ругать его за это не нужно, так как такое словотворчество свидетельствует о верном пути его языкового развития.
  • Может отсутствовать четкое произношение звука Р.

5-7 лет:

  • Умение формировать связные конструкции в речи. Дошкольник способен пересказать прочитанный текст, сохраняя его целостность.
  • Появление внутренней речи.
  • Умение выделять звуки в словах.
  • В норме должны отсутствовать какие-либо нарушения звукопроизношения, грамматические ошибки.
  • Ребенок уже умеет навык, позволяющий читать выразительно, изменять интонацию и громкость голоса. Постепенно формируется дикция – способность четко произносить звуки.

Как помочь формировать речь по возрастам

До года малыш делает свои первые попытки заговорить – улыбается в ответ на зрительный и речевой контакт со взрослыми, пытается сказать какой-то звук или даже повторить за мамой, папой. Поэтому очень важно акцентировать внимание на этих попытках, улыбаться, смотреть на малыша, показывая всяческими способами, что вам интересно.

Мать общается с грудным ребенком

1-3 года. В этом возрасте мамы и папы при общении с ребенком пытаются (на бессознательном уровне) говорить с малышом на его языке – коротко, понятно, четко. Таким образом, дитя понимает то, о чем с ним говорят, то, что он хочет сказать. Постарайтесь избавиться от сюсюканья и пустого повторения (такого как, «ба-ба», «ку-ку»). Ребенок должен слышать слова полностью, чтобы впоследствии смог их так же сказать, а не сокращать слоги, переставлять их местами, искажая смысл. Правильная речь стимулирует общение.

От 3 лет и старше. Наиболее распространенным мнением большинства современных родителей является то, что, отдав трехлетнего ребенка в садик, можно снизить темп общения, а все необходимые речевые навыки сформируют работники детского учреждения. Это не так. Родительское общение остается таким же важным, потому что именно в семье закладываются основы коммуникации, на которые будут накладываться остальные получаемые знания.

Отклонения

Отклонения от нормативного речевого развития возникают у детей тогда, когда они не в полной мере усваивают речевые образцы, не могут произнести отдельные звуки самостоятельно, искажая или заменяя их. Существующие классификации (медицинская и педагогическая – в логопедии) выделяют дефекты устной и письменной речи, а также нарушения средств общения и их применения.

Нарушения касаются всех компонентов речевой деятельности, могут быть множественными и комбинированными. Для того чтобы выявить тот или иной дефект, необходима логопедическая диагностика, осмотр узких специалистов − невролога, отоларинголога, дефектолога, психолога, окулиста и др.

При подозрении на ЗРР необходима консультация специалистов

Если вы подозреваете, что у вашего малыша есть какие-то трудности в речевом плане, не стесняйтесь получать консультации у специалистов. Желательно посетить нескольких одного и того же профиля – кто-то обладает более обширными знаниями и может помочь скорректировать нарушение или направить к другому профессионалу.

Как узнать, есть ли у ребенка проблемы с развитием речи?

Обычно неговорящий ребенок в говорящем коллективе своих сверстников уже отличается от них. Однако, бывает и такое, что все дети в группе детского сада молчат. Как определить, что именно из речевых компонентов нарушено и что сохранно?

  • Во-первых, понимание речи окружающих (как следствие, способность следовать полученным инструкциям).
  • Во-вторых, трудность в выражении своих мыслей словами (неспособность произносить). Это выражается в следующем – простые и короткие предложения, маленький словарный запас, длительные паузы между словами (ребенок пытается подобрать нужное слово), в речи нарушен грамматический компонент.
  • В-третьих, искаженное звукопроизношение приводит к нарушению понимания смысла сказанного.
  • Критерии специфического речевого расстройства:
  • Задержка речи (к 3 годам малыш молчит).
  • Нечеткость речи.
  • Трудности с употреблением глагольной формы (путаница, пропуски глаголов).

Рекомендации

Рекомендации по речевому развитию ребенка

  • Общайтесь с малышом начиная с того момента, когда он еще находится в утробе матери. Рассказывайте все то, что видите, акцентируйте внимание на происходящем, на любых мелочах и незначительных деталях. Может показаться, что годовалый карапуз ничего не понимает, но это не так – в сознании и памяти откладываются слова, предложения.
  • Читайте вслух. В книжных магазинах огромный выбор книг, предназначенных на любой возраст и на самые разнообразные темы и тематики. Остается только выбрать подходящую литературу.
  • Используйте меньше гаджетов (телевизор, компьютер, планшет). Маленькому человеку важно слушать и слышать живую речь своих близких.
  • Совместные прогулки позволяют узнать много нового, расширить как свой кругозор, так и своего малыша. К тому же единение с природой, с каждым родителем объединяют.
  • Ребенок берет пример с вас! Дети отражают истинную сущность своих родителей.
  • При разговоре с сыном, дочерью, старайтесь говорить максимально понятно и доступно их возрасту.
  • Повторенье – мать учения. Не злитесь и не сердитесь, когда малыш просит повторить, не расслышав или не услышав вас.

Детство – особый период в жизни маленького человека. Главная задача родителей – как можно больше и чаще общаться с ребенком! Уделяйте максимум своего времени и внимания – домашние дела подождут, а близкие, смотря на вас, начнут принимать в этом удивительном процессе более активное участие.

Источник