Развитие речи к школе ребенок должен

Люба подобрала своему сыну гимназию, недалеко от дома, да еще с бассейном. Саша благополучно прошел собеседование. Он умел читать, считать и немного писать. Но логопед на отрез отказалась вынести свой положительный вердикт, ссылаясь на то, что ребенок плохо ориентируется во временных понятиях, его речь скудна и немногословна. У ребенка плохо развито словообразование, и он с трудом может описать предмет, составить рассказ по картинке. И маме и логопеду было понятно, что проблема не в умственном развитии ребенка, а в отсутствии навыков, которыми необходимо обладать перед школой. Например, вы научились вышивать и знаете, как это делается, но пока ваша работа идет медленно и выглядит неаккуратно. То же самое было и с речью Саши. Он знал или имел общее представление, скажем, как от слова образовать уменьшительно-ласкательную форму, но не применял этого в речи.
Он знал прилагательные, наречия, но никогда ими не пользовался. Если он описывал какое-нибудь действие, то только глаголами: «Он увидел, побежал, догнал, взял».
Люба убедила логопеда назначить ей еще одну встречу в августе. Она обещала подтянуть Сашу за лето, и обратилась к районному логопеду. Та рассказала, каким проблемам в речи ребенка надо уделить особое внимание, какую литературу стоит прочесть и по каким методикам заниматься.
Саша вместе с мамой одолел за лето необходимый объем знаний. И все то, что он знал до этого, теперь систематизировалось. Он отслеживал свою речь и старательно вставлял в нее непривычные для него слова. Вместо обычного высказывания: «Зима – это когда идет снег, а лето — это, когда тепло». Он говорил: «Зима и лето — это времена года. Зимой холодно. Вот почему замерзает вода, и осадки выпадают в виде снега».
Речь Саши сильно изменилась. Вместо коротких обрывочных фраз пошли сложноподчиненные предложения.
В августе Саша благополучно прошел собеседование с логопедом и был принят в гимназию. Задача была решена и цель достигнута. Но сколько усилий потребовалось Саше и его маме!
Все лето ежедневно, час-полтора они занимались речью. Согласитесь, это большая нагрузка для ребенка шести лет. Они находились в жестких временных рамках. Это нагнетало атмосферу и привносило в занятия нервозность.
Всего этого можно было избежать, если бы нужный объем знаний Саша усвоил не в течение трех летних месяцев, а в течение года.
Так что же должен знать и уметь ребенок перед школой?
Давайте поговорим сначала об общей психологической зрелости, которой должен обладать ребенок перед школой, а затем о том объеме знаний и умений, которым он должен располагать, и о роли родителей в этом процессе.
Психологическая зрелость подразделяется на три аспекта: социальная, эмоциональная, интеллектуальная.
Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками, умение адаптироваться в детских группах, понимание требований учителя и выполнение функций ученика.
Эмоциональная зрелость проявляется в реакции малыша на те или иные события. В умении длительно выполнять не очень привлекательную работу. Должны быть выработаны навыки поведения в стрессовых ситуациях.
Интеллектуальная зрелость — это способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, развитие тонких движений и координации.
За основу готовности к школе принимается некий необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может учиться.
Сюда входит и положительное отношение к школе, чтение, мышление, речь, счет, внимание, память, запас знаний.
Перечислим, что должен знать и уметь ребенок перед школой:
- Ребенок должен уметь заниматься самостоятельно, каким-нибудь делом в течение тридцати минут.
- Уметь составлять рассказы по картинкам более чем из пяти предложений, используя наречия, прилагательные и сложноподчиненные предложения.
- Уметь запоминать стихотворения и знать несколько наизусть.
- Изменять существительные по числам.
- Считать до десяти и обратно.
- Решать простые задачи на сложение и вычитание.
- Читать по слогам.
- Иметь хорошую координацию. Уметь рисовать и раскрашивать картинки.
- Уметь обобщать, называть группу предметов одним словом.
Ваш ребенок ходит в садик или в подготовительную группу. Вы помогаете ему выполнять домашние задания. Но, тем не менее, старайтесь помимо заданного материала помочь систематизировать те знания, которые ему даются на занятиях и которые он получает в повседневной жизни, при общении с окружающими, из книг, телевидения. Помогайте ему устанавливать логическую связь между предметами, чтобы он знал как можно больше названий предметов, вещей, явлений и умел их обобщать.
Ребенок четко должен знать основополагающие понятия: мир растений, мир животных, мир человека, времена года.
В мир растений входят темы: овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, лес. Малыш должен знать названия растений, ягод, овощей.
В мир животных включены темы: дикие животные, домашние животные, дикие животные юга и севера, домашние и дикие птицы, насекомые, земноводные.
Мир человека — это темы: человек, семья, улица, город, дом, транспорт. Одежда, обувь, посуда, мебель. Продукты питания. Профессии.
В тему времена года входят описание природы в каждый сезон, явления, которые можно отследить.
Обратите внимание на:
Образование множественного числа от существительных единственного числа. Ухо – уши, яйцо — яйца.
Образование родительного падежа множественного числа существительных. Есть уши – нет ушей. Есть стулья – нет стульев.
Образование творительного падежа существительных. Ткань режут чем? Ножницами. Бревно пилят чем? Пилой.
Согласование прилагательных с существительными. Мяч зеленого цвета. Какой? — Зеленый.
Сочетание существительных с числительными. Одна кукла, две куклы… пять кукол. Один помидор… пять помидоров.
Использование предлогов. Где сидит кошка? Под столом, на стуле, в ящике… Откуда выглядывает щенок? Из-за стула. Откуда он выползает? Из-под кресла.
Образование приставочных глаголов. Девочка вышла из дома. Она переходит улицу. Девочка к дому подходит.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Маленький заяц – зайчик, маленький огурец — огурчик.
Образование относительных прилагательных. Ручка из дерева. Какая? Деревянная. Чашка из фарфора. Какая? Фарфоровая.
Образование сложных слов. Машину водит кто? Водитель. Трубы чистит кто? Трубочист.
Особое внимание уделите словообразованию, формированию грамматических средств языка. Этим не нужно заниматься специально, отводя определенное время на занятия. При общении с ребенком акцентируйте внимание на тонкостях русского языка, исправляйте ошибки. Просите повторить до тех пор, пока это не войдет, не вольется органично в речь ребенка.
Занятия на грамматику русского языка можно проводить и на прогулке, и в магазине, в гостях, в транспорте, да где угодно. Что-то малыша заинтересовало. «Мама, смотри, какая машина!» «Какая?» — переспрашиваете вы. «Красная», — отвечает вам ребенок. «А если она перевозит груз, то, как она называется?» «Грузовая». «Грузовую машину мы как можем назвать, одним словом?» «Грузовик». «Грузовик сделан из железа. Значит, он какой?» «Железный», — следует ответ ребенка. «А кто ведет машину?» «А машина по чему едет? А куда она свернула? А дом для машины как называется? Вот большой грузовик. А как мы назовем маленький грузовик? Правильно, грузовичок». На первый взгляд вы обсуждаете с малышом им увиденное: проехал грузовик. А смотрите, сколько вы проделали грамматических упражнений: здесь и словообразование, знание профессий, отработка предлогов. «Едет по дороге. Повернул за угол». Образование уменьшительно-ласкательных слов.
Все эти упражнения не сложные. Они не требуют дополнительного времени. Не кивать головой: «Да машина проехала». А вывести ребенка на разговор, на обсуждение.
Но если ребенок почувствует, что вы с ним не просто разговариваете, а ведете очередное занятие по развитию речи, он закроется и не захочет ничего обсуждать. Поэтому старайтесь больше говорить с малышом, расспрашивая его заинтересованно, подсказывая время от времени. Введите в обиход игру на словообразование. И сами со временем поймете, насколько интересен и сложен русский язык. Иногда и сами мы, взрослые, не знаем, как правильно употребить то или иное слово. Например, как называется детеныш у жирафа?
Не откладывайте на потом, что, дескать, перед школой научите, натаскаете своего ребенка, а начинайте заниматься с малышом. Приучайте его говорить правильно.
У кого-то из детей от природы развит фонетический слух, у других нужно формировать речь, отрабатывать словообразование. Требуется терпение и время, поэтому начинайте сейчас.
Вы с малышом на кухне? Моете посуду? Прекрасное место для беседы. Спросите его: «У меня в руках тарелка из глины, какая она?» «Правильно, глиняная. Я ее намочила водой, какая она?» «Мокрая». «Сейчас мы будем пить чай. Что понадобится для чаепития?» «Чайные чашки, блюдца, чайные ложки, заварной чайник». «А куда нужно положить масло? Правильно, в масленку. А куда кладется селедка? Насыпается сахар? А как ты думаешь, почему мясорубка называется мясорубкой?»
Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова, предлагайте ему повторять русские и иностранные, знакомые и незнакомые слова. «Скрупулезность, межконтинентальный, высококвалифицированный».
Очень полезно запоминать предметы, их количество, взаиморасположение. Обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Учите его сравнивать различные предметы и явления – что в них общего, чем отличаются. Особенно хорошо сопоставлять два почти одинаковых рисунка, с целью найти отличия.
При этом развивается речь ребенка, обогащается его словарный запас. Он начинает задумываться, как сказать правильно. Он сознательно формирует свою речь. И вы старайтесь говорить с малышом развернутыми предложениями, обогащенными наречиями и прилагательными, называя как можно больше признаков предмета. Вспомните, как грустно выглядят взрослые и дети, говорящие немногословно и косноязычно. А ведь все в наших руках!
Источник
Мария Алейник
Речевое развитие ребёнка — основной критерий его готовности к школе
Речевое развитие ребёнка, как основной критерий готовности его к обучению в школе.
Осталось совсем немного до того счастливого момента, как Ваш ребёнок пойдёт в школу.
У Вас появятся новые заботы, радости, а, возможно, и огорчения. Так вот, чтобы их было как можно меньше, уже сейчас необходимо начать подготовку ребёнка к школе. Ведущие педагоги страны считают, что главным критерием интеллектуальной готовности ребёнка к школе является развитие речи. По словам К. Д. Ушинского «родное слово является основой всякого умственного развития, сокровищницей всех знаний». И в это легко поверить, поскольку мы знаем, как неблагоприятно сказывается на интеллектуальном развитии ребёнка задержка речевого развития.
Какими же знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий школьник; как, за счёт чего должна осуществляться амплификация (обогащение) его речевого развития, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к результатам освоения программы? Среди родителей принято считать, что главное при подготовке ребёнка к школе — это умение читать и писать. Конечно, и эти навыки Вашему малышу в школе пригодятся. Но не надо спешить учить буквы и складывать их в слоги. На первом этапе Ваших занятий с ребёнком учите его слышать и различать звуки речи. Помните, что буква является графическим изображением звука. Следовательно, для того, чтобы усвоить буквы, необходимо очень чётко ориентироваться в звуках: уметь правильно их произносить, безошибочно различать на слух, определять наличие или отсутствие, а также место расположения данного звука в слове. Важно, чтобы у ребёнка было в полной мере сформировано фонематическое восприятие, которое лежит в основе аналитико-синтетического способа обучения детей чтению. Ребёнка необходимо научить давать характеристику каждому звуку (гласный или согласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий, научить пользоваться цветовой символикой разных групп звуков (твёрдые согласные — синие, мягкие согласные – зелёные, гласные звуки – красные). Необходимо также сформировать представления о способах образования звуков (гласные звуки образуются голосом, при этом язык спокойно лежит на дне ротовой полости и не принимает участия в их образовании). Согласные же, напротив, образуются с помощью преграды (это могут быть губы при образовании губно-губных звуков; зубы, язык — при образовании свистящих). Здесь важно помнить, что основой обучения чтению и письму являются не буквы, а звуки родной речи, хотя параллельно со звуками, как уже было сказано ранее, мы изучаем и их графическое изображение – буквы. Но всё — таки главное, что должно быть сформировано у ребёнка к концу дошкольного возраста – это умение делать звуко — слоговой анализ и синтез, то есть умение ребёнка определять последовательность каждого звука в слове, давать характеристику звуку.
Другой, не менее важной задачей в процессе подготовки детей к школе, является обогащение словарного запаса. Словарь ребёнка старшего дошкольного возраста должен включать все основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные, местоимения, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. В словаре должны быть широко представлены как видовые (персик, оса, стол и т. д., так и родовые понятия (насекомые, фрукты, мебель и т. д.). Ребёнка необходимо научить свободно подбирать слова- признаки к различным предметам с учётом характерных для них величины, цвета, формы, веса, вкуса, запаха, температуры, материала, принадлежности и т. п; называть свойства и качества различных предметов, а также называть слова-предметы, имеющие какой- то определённый общий признак. Например: Что бывает сладким? (сахар, конфета, ягода, банан и т. д.). Работая над обогащением глагольного словаря, необходимо обратить внимание, использует ли ребёнок в речи слова, обозначающие способы передвижения животных: ходит, летает, ползает т. д. ; способы питания: ест, грызёт, лакает и т. д. ; употребляет ли в речи слова, обозначающие трудовые действия: лечит, учит, строит и т. д, а также повадки животных: крадётся, выслеживает, охотится и т. д. Для выяснения имеющегося у ребёнка запаса наречий можно побеседовать с ними о повадках животных, о состоянии погоды, о временах года и суток, о расположении предметов в пространстве. Ребёнок, у которого большой словарный запас, свободно пользуется такими словами, как пасмурно, завтра, вчера, слева, вверху и т. п.
Не менее важно, чтобы дети умели подбирать слова, противоположные или одинаковые по смыслу (антонимы и синонимы, использовали в речи многозначные слова и слова с переносным значением, а также предлоги и союзы.
Таким образом, важно, чтобы ребёнок использовал в речи не только привычные слова, но и оперировал более тонкими понятиями, подбирал более точные определения, имел достаточный словарный запас.
К концу дошкольного возраста параллельно с обогащением словаря происходит и освоение ребёнком грамматического строя речи, то есть ребёнок на чисто практическом уровне осваивает существующие в языке закономерности словообразования и словоизменения. Формирование грамматического строя речи – важная задача и прежде всего потому, что даже большой словарный запас не компенсирует речевое недоразвитие и не решит проблему полноценности устной речи. Важно уметь активно пользоваться имеющимися словами, грамматически правильно согласовывать их между собой, строить из них предложения и связные высказывания. К концу дошкольного возраста ребёнок должен уметь образовывать множественное число существительных (озеро — озёра, лист –листья, зайчонок — зайчата, существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом (дерево-деревце, пень – пенёк, вишня — вишенка, образовывать приставочные глаголы (пошёл, пришёл, подошёл и т. д). В этом возрасте дети свободно пользуются простыми предложными конструкциями, выражающими пространственные отношения двух предметов, то есть, используют в речи предлоги на, в, под, за, над и другие. Согласовывают существительные с числительными (пять кукол, два окна) и прилагательными (синий свитер, синяя рубашка, синее полотенце). Образуют относительные (из стекла — стеклянный, из бумаги — бумажный) и притяжательные (у волка уши чьи? – волчьи; у зайца хвост чей? — заячий) прилагательные от имён существительных.
Не менее важной задачей при подготовке детей к школе является развитие связной речи.
Овладение умением связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни, передавать содержание художественных произведений, сочинять собственные рассказы – трудно переоценить.
Это именно та основа знаний и умений, которой должен овладеть ребёнок в полной мере в том образовательном пространстве семьи и детского сада, которое мы стремимся с Вами создать, и на которой строится весь учебно — образовательный процесс в школе.
Поэтому развитие связной, контекстной речи ребёнка является приоритетным направлением в системе дошкольного образования. Тем более оно актуально для детей с речевыми дефектами. Научить ребёнка воплощать свои мысли в развёрнутое речевое высказывание можно с помощью пересказа коротких текстов, составления описательных и повествовательных рассказов. Учитывая, что у детей дошкольного возраста ведущим является наглядно — образное мышление, целесообразнее при этом использовать картинки, серии картинок, игрушки или натуральные предметы. Использование серии картинок в работе по речевому развитию помогает сформировать у ребёнка элементарные знания о структуре рассказа (начало, середина, конец, установить логическую последовательность изображённых событий, воспроизвести все смысловые звенья рассказа. При этом необходимо обращать внимание ребёнка на эмоциональный фон при описании событий, изображённых на картинках, правильно интонировать предложения, использовать все части речи, указывая на признаки предметов (объектов, использовать глаголы, наречия и другие части речи; учить ребёнка пользоваться разными видами связи между предложениями или структурными частями рассказа.
Источник
Галина Фаткина
Консультация учителя-логопеда «Речевая готовность детей к школе»
«Речевая готовность детей к школе»
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
1Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
У ребёнка должно быть сформировано правильное чёткое произношение всех звуков речи, в том числе сложных фонетических групп: свистящих [С], [С’], [З], [З’], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; cонорных [Л], [Л’], [Р], [Р’].
2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
У ребёнка должно быть сформировано: умение определять место звука в слове, например: в слове МАЛИНА звук [М] находится в начале слова, в слове КОМНАТА – в середине слова, в слове ДОМ – в конце слова; умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э]); умение анализировать слова из 3-5 звуков, например: в слове МАК первый звук [М], второй – [А], третий – [К]; умение составлять слова из 3-5 звуков, например: [К’], [И], [Т] — КИТ.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.:
Дети должны уметь образовывать слова с уменьшительно-ласкательным ззназначением, например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА; умение
значением например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА; уметь
образовывать относительные прилагательные (СНЕГ – СНЕЖНЫЙ) и притяжательные прилагательные (ЛИСА – ЛИСИЙ) от существительных; умение образовывать приставочные глаголы; например: ЕХАТЬ – УЕХАТЬ –ПЕРЕЕХАТЬ – ОБЪЕХАТЬ …
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Умение правильно употреблять простые распространённые и сложные предложения; умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции; умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова; умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4-6 слов, например: Канарейка сидит в клетке (4 слова); умение различать понятия «слово», «предложение».
6. Сформированность связной речи в соответствии с возрастными нормами:
должны уметь:
-строить сложные предложения разных видов;
-составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;
-членить слова на слоги (части) ;
-различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение и. т. п.
-самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;
-драматизировать небольшие произведения;
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)
В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный -весёлый, молодой – старый, синонимы (например, лошадь, конь, жеребец, скакун, слова – действия, слова – признаки.
Также у детей должна быть хорошо развита речевая коммуникация
— Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
— уметь слушать и понимать речь,
— строить общение с учетом ситуации,
— легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
— ясно и последовательно выражать свои мысли,
— пользоваться формами речевого этикета.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) .
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.
Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.
Основная задача родителей в данный период времени — проявлять активное сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ, это поможет предотвратить трудности общения в ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
— создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
— проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
— не ругать ребенка за неправильную речь;
— ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
— не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
— осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
1) родители не слышат недостатков речи своих детей;
2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.
В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.
Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.
Как улучшить речевую готовность ребёнка к школьному обучению?
Для формирования чистого звукопроизношения необходимо систематическое выполнение артикуляционной гимнастики; заучивание стихотворений, скороговорок.
Игры для развития звуко-слогового анализа и синтеза:
Игра «Посмотри и назови». При рассмотрении иллюстраций, ребёнку предлагают найти и перечислить лишь те, в названии которых есть определённые звуки.
Игра «Собери слово». Ребёнку предлагается на слух слово из нескольких звуков, причём звуки предъявляются по одному, с паузой. Прослушав, ребёнок произносит слово целиком. Начинать надо с простых слов из 3х букв, постепенно увеличивая их количество. Например: [к], [о], [т]- кот, [д],[о],[м]- дом; [р],[у],[к],[а]- рука;
Игра «Назови слова с нужным звуком». После заучивания небольших стихотворений, в которых часто встречаются определённые пары звуков, ребёнку предлагают назвать лишь те слова, в которых есть дифференцируемые звуки (Напр звуки С и Ш). Вымыли мышки миски для мишки. Назвать слова сначала только со звуком С, а потом только со звуком Ш.
Игра «Раздели на слоги слово» можно с помощью хлопков, ладони, поднесённой к подбородку при произношении, предметов (кубики, кирпичики, пуговицы, фасоль).
Для обогащения словарного запаса регулярно читайте детям книги, особенно, детские энциклопедии. Чем шире знания ребёнка об окружающем мире, тем богаче его словарь.
Игра «Назови одним словом». Молоток, пила, отвёртка – всё это (инструменты). Берёза, ель, тополь – это (деревья) и т. д.
Игра «Подбери действия» (что делает врач, что можно делать ножом); слов, называющих какой предмет (какое может быть яблоко, погода).
Игра «Скажи наоборот». Добро – зло, трусливый – храбрый, нашёл – потерял.
Игра «Помоги Незнайке». Ребенок должен объяснить значения слов (что такое хлебница)
Чтобы сформировать грамматический строй речи, всегда поправляйте грамматические ошибки в речи детей.
Игра «Назови детёнышей различных животных» (у лошади – жеребенок, два жеребенка, пять жеребят). Проверьте, как легко удается изменять фразу «варенье из клубники», какое варенье? – «Клубничное варенье». А если варенье из смородины?
Игра «Покажи стрелкой» «Чей хвост? – Лисий», «Чья грива? – Лошадиная» и т. д.
Игра «Прятки» и закрепить предлоги «под», «за», «перед», «между», «из-за», «из-под». Возьмите шкатулку, несколько игрушек и прячьте их.
Для развития связной речи и в дальнейшем овладения письмом, необходимо умение составлять из слов предложения и делить предложения на слова
Игра «Сосчитай, сколько всего слов в предложении» (Карандаш лежит на столе) Напишите его схемой. Одна клетка сверху вниз три по горизонтали клетки первое слово в предложении, далее слова писать, через клетку, одно слово (три клеточки). Составляйте разные по интонации предложения. Ребёнок должен ответить на вопрос сколько в предложении слов. Развита ли у ребёнка 6-7 лет связная речь, можно узнать, предложив ему пересказать любимый мультфильм, знакомую сказку или только что прочитанный рассказ. Составлять рассказ по картине или серии картинок. Обратите внимание, соблюдается ли логическая последовательность событий, связно ли ребёнок соединяет предложения или просто перечисляет действия.
Источник