Развитие речи глухого ребенка в семье

Развитие речи ребенка с недостатками слуха в семье.
Речевые игры.
Нужно знать и помнить, что ребенок, с недостатками слуха, так же как и слышащий, появляется на свет с врожденными предпосылками к речи. И те, и другие кричат, когда они голодны, когда что-нибудь болит, когда холодно. Глухой (слабослышащий) ребенок «гулит» так же, как слышащий, но к 8-10 месяцам слышащий начинает лепетать, у него появляются первые слова, интонация, а у глухого (слабослышащего) остаются неразборчивые звуки. Ребенок с недостатками слуха имеет потребность общаться с окружающими, и для того чтобы его поняли, он прибегает к жестам, сопровождая их непонятными звуками и криками. Малыш часто не понимает окружающих, а окружающие не понимают его. Это вызывает у глухого ребенка раздражение. Чтобы привлечь к себе внимание, он кричит, толкает и дергает окружающих. Взрослые, стараясь отучить ребенка от неприятного поведения, нередко наказывают его, ругают. Малыш озлобляется, капризничает, становится замкнутым, упрямым. Чтобы избежать этого, следует быть очень внимательными и ласковыми к ребенку. Нужно стремиться понять, что он хочет, а не отмахиваться от него.
Необходимо добиться того, чтобы глухой ребенок понял, что от него хочет мама (папа). Задача родителей использовать все жесты для того, чтобы дать словесное обозначение просьбы, желания и мысли ребенка. Нужно приучить ребенка смотреть в лицо, губы говорящего с ним человека. Никогда словесная речь не будет развиваться у глухого ребенка, если он не считывает ее с губ окружающих.
Многие родители не делают попыток разговаривать с глухим ребенком, оправдывают себя тем, что он не слышит, и говорить с ним бесполезно. «Все равно он ничего не поймет», — думают родители. Это неверно. Глухие дети могут с раннего детства приобретать навык понимания речи путем чтения с губ. Чем раньше ребенок привыкает смотреть на губы и узнавать по ним знакомые слова и фразы, тем прочнее будет этот навык в старшем возрасте, тем легче для него станет общение с окружающими, тем лучше будет развиваться его речь, т. к. прежде чем научиться говорить, он должен понимать речь.
Маленькому ребенку нельзя давать слова, фразы, оторванные от связанного с ним действия или предмета. Мама, подзывая ребенка жестом, должна медленно, раздельно сказать: «Иди сюда». Эту фразу и другим членам семьи необходимо произносить всегда, когда они зовут ребенка. Давая что-нибудь малышу, нужно произносить: «Саша, возьми!» Прося что-нибудь у него, следует говорить: «Саша, дай». Необходимо закреплять эти слова в игровой деятельности.
В игре у ребенка будет больше потребности к речи. Он оживится, будет общительным, радость, удовольствие от игры вызовет у него звонкий, чистый голос, который так ему нужен для речи.
Когда с ребенком говорят, и он смотрит на губы говорящего с ним человека, у него самого непроизвольно также складываются губки, они у него то вздрагивают, то выпячиваются, то смыкаются. Пусть это будет вначале лепет, ведь и слышащий ребенок сначала лепечет, но при многократном повторении знакомого слова он научится узнавать его по губам говорящего и постепенно усвоит, что каждый предмет и действие имеют свое словесное обозначение, а не обозначаются только жестами.
Родителям нужно знать, что в условиях семьи глухой (слабослышащий) ребенок может овладеть произношением слов, фраз, чтением с губ и умением пользоваться остатками слуха.
Следует развивать у ребенка навык слушать. Для этого с ним необходимо говорить, в игре использовать трубочки, барабан, дудочки, погремушки, звонок и т. д.
С ребенком полезно проводить такие игры:
- «Где звонили?» Ребенок указывает место.
- «Угадай, кто звонил?» Ребенок показывает.
- «Слушай внимательно». Ребенок отгадывает, чем издаются звуки (губная гармошка, дудочка, барабан и т. д.)
Эти игры развивают у ребенка слуховое внимание.
Игры для развития речи детей.
Представленные игры для развития речи направлены на решение следующих основных задач:
· формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности;
· формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной;
· развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.
Соберем куклу на прогулку
Цели: учить читать с руки, учить выполнять поручения, предъявляемые устно-дактильно.
Оборудование: кукла, предметы кукольной одежды и обуви.
Речевой материал. Кукла пойдет гулять. Оденем куклу. Принеси (дай) пальто (шапку), надень платье (туфли)…
Ход игры
Взрослый сообщает детям (ребенку): «Пойдем гулять с куклой. Будем одевать куклу». Он дает поручения детям в устно-дактильной форме: «Принеси платье (пальто, шарф, шапку, туфли). Надень платье (туфли, пальто…)». В игре у ребенка закрепляется умение понимать и выполнять поручения. В процессе сборов на прогулку ребенку также предъявляется данный речевой материал в устно-дактильной форме.
Могут быть проведены и другие игры такого типа: «Покорми куклу», «Уложим куклу спать», «Будем купать куклу».
Лесенка
Цели: учить чтению, развивать внимание.
Оборудование: карточки с изображением лестницы, мелкие игрушки, картинки (собака, коза, кошка, белка, корова), таблички с названиями этих животных.
Речевой материал: лестница, собака, корова, коза, кошка, белка. Будем читать.
Ход игры
Перед ребенком лежат карточки с изображением лестницы. На каждой ступеньке лестницы написаны слоги одного слова. Педагог говорит: «Будем читать». Он ставит маленькую игрушку на верхнюю ступеньку и просит ребенка прочитать слог. Постепенно ребенок спускается по лестнице, прочитывая слово. После того как ребенок прочитал слово, он выбирает нужную картинку с табличкой и прочитывает слово с соблюдением орфоэпических норм (на табличке отмечено произнесение безударных гласных). Если к этому времени дети овладели складыванием слов из разрезной азбуки или письмом (списыванием слов с табличек), можно предложить сложить слово или списать его с таблички, а затем еще раз прочитать.
Кукла едет отдыхать
Цели: расширять тематический словарь детей, учить понимать видо-родовые отношения, правильно пользоваться обобщающими словами; обучать аналитическому чтению.
Оборудование: кукла, два игрушечных чемодана или сумки, кукольная одежда, наборы игрушечных продуктов питания.
Речевой материал: Кукла устала. Кукла поедет отдыхать. Помогите кукле собраться (собрать вещи). В этой сумке одежда. В этой сумке продукты. Положите одежду в сумку. Положите продукты в сумку. Что ты положил? Я положил кофту. Кофта — это одежда….
Ход игры
Педагог приводит в класс куклу и сообщает детям: «Кукла устала. Кукла поедет отдыхать. Помогите кукле собрать вещи. У куклы две сумки. В этой сумке одежда (На сумке прикреплена табличка «одежда»). В этой сумке продукты (табличка «продукты»)». На столе педагога в случайном порядке лежат предметы кукольной одежды, продукты. «Что положим в эту сумку?» Педагог предлагает детям взять продукты (не уточняя конкретные названия) и положить в соответствующую сумку. Он задает детям вопрос: «Что ты положил?», помогает дать ответ: «Я положил печенье». При необходимости ответ записывается и прочитывается всеми детьми. Затем таким же образом заполняется вторая сумка. Когда обе сумки заполнены, педагог уточняет: «Что лежит в этой сумке? Продукты. Назовите продукты». Таким же образом уточняется содержимое второй сумки. Кукла «благодарит» детей, ставит свои сумки в машину, прощается с детьми и уезжает. Игру можно усложнить, предложив несколько групп предметов. Например, в одной сумке одежда и обувь, в другой — продукты и фрукты.
Помогите животным найти свой дом
Цели: расширять представления детей о животных, активизировать словарь, уточнять видо-родовые отношения, учить правильно использовать слова с разной степенью обобщения в речи, учить аналитическому чтению.
Оборудование: игрушечный домик (сарай), макет леса, игрушки-животные: корова, свинья, коза, лошадь, лиса, волк, заяц, белка.
Речевой материал: названия животных; дикие, домашние животные. Животные заблудились (потерялись). Помогите найти дорогу. Где живет корова (заяц…)?
Ход игры
У педагога на столе разные животные (дикие и домашние). Педагог предлагает детям рассмотреть и назвать животных, имитировать их действия (лиса и заяц прыгают, волк бегает, корова ест траву), затем сообщает: «Уже поздно, темно. Животным нужно идти домой. Помогите им найти дорогу». Он указывает на макет сарая и леса (лучше, если макеты находятся на разных концах стола или на двух партах). Педагог предлагает детям взять разных животных и помочь им найти дом: «Где живет лиса?» Ребенок размещает лису в лесу, говорит или прочитывает предложение: «Лиса живет в лесу». Дети размещают всех животных в сарае или в лесу, уточняя, где они живут.
После того как все животные нашли свой дом, педагог уточняет: «Кто живет в лесу? Как называются эти животные?» Уточняется понятие «дикие животные». Таким же образом уточняется значение словосочетания «домашние животные».
Источник
Организация
педагогической работыв
семье с детьми, не
посещающими дошкольные учреждения
В
настоящее время в связи с интенсивной
разработкой методов
раннего выявления и коррекции нарушений
слуха методическое
освещение получили вопросы
коррекционно-педагогической
помощи детям младенческого и раннего
возраста
в семье (Э.И. Леонгард, Т.В. Пелымская,
Н.Д. Шмат-ко
и др.) Организация
педагогической помощи детям младенческого
возраста тесно
связана с организацией режима и
деятельности ребенка. На первом году
жизни формируются
важнейшие предпосылки речи, к
которым относятся эмоциональное
общение взрослого с ребенком, сенсорное
и моторное
развитие, предметные действия. Особое
значение в первые
месяцы жизни малыша имеет формирование
зрительного
и слухового сосредоточения, связанного
с приучением
фиксировать взгляд и следить за
перемещением ярких
игрушек, говорящих взрослых, прислушиваться
к громким
звукам. Умение сосредоточиваться на
зрительных и слуховых
раздражителях приводит к появлению у
ребенка комплекса
оживления, который всячески должен
поддерживаться
и развиваться взрослыми. Появление
развернутого комплекса оживления
связано с положительной эмоциональной
реакцией на взрослого в виде улыбки,
смеха, а позднее
и двигательных и голосовых реакций.
Поддержание комплекса
оживления у малыша с нарушенным слухом
предполагает
длительный эмоциональный контакт
взрослого,
подкрепляемый ласковыми касаниями и
нежным тормошением
ребенка, длительным разговором с ним.
Активизация
голосовых реакций малыша требует
постоянного
эмоционального контакта, положительных
эмоций, поддержания
гуления и побуждения к нему.
Основные
средства формирования предпосылок
возникновения
речи у
детей младенческого возраста —
эмоциональное
общение матери с малышом во
время осуществления гигиенических
и других режимных процедур; привлечение
внимания к лицу говорящих взрослых,
подхватывание зву-
115
Раздел II
ков,
издаваемых ребенком; разнообразные
действия с предметами
и игрушками. Особое значение на первом
году жизни
ребенка имеет формирование у него
возможности
подражать
звукам, что
тесно связано с формированием
сенсомо-торных
умений, возможностями восприятия голоса
и речи взрослых
на основе зрения и слуха. Появление
звукосочетаний,
лепета у неслышащего ребенка возможно
только в результате
систематической работы по развитию
движений, восприятия,
вовлечения его в эмоциональное общение,
сопровождаемое
интонированной речью, песенками,
короткими
стишками. Важное значение на первом
году жизни ребенка
имеет организация всевозможных
пальчиковых игр, сопровождаемых
эмоциональным произнесением потешек
и
стишков («Сорока-белобока»,
«Пальчики гуляют», «Пальчики
в лесу» и
др.). Эти игры основаны на движениях
прикосновения
к пальчикам на руках или ногах, выполняются
сначала
взрослым своими руками, а затем ручками
малыша.
Возникшая у ребенка потребность в
общении со взрослым
— источник его психического развития,
в том числе и речевого.
В
игры с малышом должны включаться все
члены семьи, особенно
внимателен малыш к действиям старших
братьев и сестер, пытаясь подражать им.
Первый
год жизни ребенка
— период
овладения пониманием обращенной
речи. В
работе с малышом с нарушенным слухом
этому аспекту речевого развития уделяется
самое серьезное внимание. Этому
способствует повторение матерью слов
и коротких фраз во время постоянно
повторяющихся ситуаций
кормления, умывания, одевания и др.
Взрослым необходимо
тщательно отбирать часто повторяющиеся
слова, необходимые
для общения с младенцем в ходе режимных
процедур.
Количество их первоначально невелико,
они используются
в виде звукоподражаний, лепетных и
полных слов, включаются
в состав простых фраз. Многократное
использование
слов в одних и тех же моментах постепенно
приведет к их
ситуативному пониманию малышом.
Важнейшим
условием психического развития малыша
первого
года жизни является овладение
предметными действиями,
что
связано с развитием двигательной сферы
116
Источник
В
научной и методической литературе
имеется значительное количество
рекомендаций по организации воспитания
детей с нарушениями слуха в семье (Н.А.
Pay, Е.Ф. Pay, Б.Д. Корсунская, Э.И. Леонгард,
Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская и др.)
во-первых,
работа с ребенком младенческого или
раннего возраста до определения его
в дошкольное учреждение. Ранняя
коррекционная и общеразвивающая работа
в этих случаях позволит не допустить
отставания в развитии малыша от слышащих
сверстников, сделает переход к
педагогической работе в условиях
дошкольного учреждения более естественным.
Другой
вариант — организация педагогической
работы в семье с ребенком дошкольного
возраста, по каким-то причинам не
посещающим дошкольное учреждение. В
этом случае родители проводят
систематическое целенаправленное
воспитание и обучение ребенка, его
реабилитацию, подготовку к школьному
обучению.
Наиболее
распространенным вариантом является
сочетание воспитания и обучения
ребенка в детском саду компенсирующего
вида с занятиями в семье, когда развивающая
и коррекционная работа проводится
родителями под руководством
сурдопедагога дошкольного учреждения.
Рано
начатое воспитание глухого или
слабослышащего ребенка в семье:
ПЛЮСЫ
воспитание протекает в наиболее
естественной для ребенка среде — семье;
малыш не разлучается с близкими людьми,
что положительно отражается на его
эмоционально-личностном развитии.
Коррекционная и развивающая работа
тесно связана с естественной для малыша
обстановкой и привычным распорядком
жизни в семье; к общению с ребенком
привлекается достаточно большой
круг людей, он постоянно слышит
естественную речь и т. д.
МИНУСЫ:
родители не всегда правильно и полно
понимают рекомендации специалистов,
адекватно оценивают свои педагогические
возможности и потенциальные возможности
ребенка; не могут организовать режим
дня ребенка, последовательно реализовать
педагогические задачи.
обучение
ребенка в семье должны носить целостный
комплексный характер, включать все
направления педагогической работы.
Важными
условиями речевого развития ребенка в
семье, как и в дошкольном учреждении,
являются создание речевой среды,
речевое общение с ребенком всех членов
семьи, вовлечение его в этот процесс,
какими бы минимальными ни были его
речевые возможности.
Другие
важные условия эффективности коррекционной
работы —раннее качественное
слухопротезирование ребенка с помощью
аппаратов заушного типа, установление
правильного режима работы, приучение
малыша к длительному пользованию
ими.
Организация
педагогической работы в семье с детьми,
не посещающими дошкольные учреждения
Организация
педагогической помощи детям младенческого
возраста тесно связана с организацией
режима и деятельности ребенка. На первом
году жизни формируются важнейшие
предпосылки речи, к которым относятся
эмоциональное общение взрослого с
ребенком, сенсорное и моторное
развитие, предметные действия.
Особое
значение в первые месяцы жизни малыша
имеет формирование зрительного и
слухового сосредоточения, связанного
с приучением фиксировать взгляд и
следить за перемещением ярких игрушек,
говорящих взрослых, прислушиваться к
громким звукам. Умение сосредоточиваться
на зрительных и слуховых раздражителях
приводит к появлению у ребенка комплекса
оживления, который всячески должен
поддерживаться и развиваться
взрослыми. Активизация голосовых
реакций малыша требует постоянного
эмоционального контакта, положительных
эмоций, поддержания гуления и побуждения
к нему.
Основные
средства формирования предпосылок
возникновения речи у детей младенческого
возраста — эмоциональное общение
матери с малышом во время осуществления
гигиенических и других режимных процедур;
привлечение внимания к лицу говорящих
взрослых, подхватывание звуков, издаваемых
ребенком; разнообразные действия с
предметами и игрушками. Особое
значение на первом году жизни ребенка
имеет формирование у него возможности
подражать звукам, что тесно связано
с формированием сенсомо-торных умений,
возможностями восприятия голоса и речи
взрослых на основе зрения и слуха. Важное
значение на первом году жизни ребенка
имеет организация всевозможных
пальчиковых игр, сопровождаемых
эмоциональным произнесением потешек
и стишков ( «Сорока-белобока», «Пальчики
гуляют», «Пальчики в лесу» и др.). Эти
игры основаны на движениях прикосновения
к пальчикам на руках или ногах, выполняются
сначала взрослым своими руками, а затем
ручками малыша. Возникшая у ребенка
потребность в общении со взрослым —
источник его психического развития, в
том числе и речевого.
Взрослые
направляют внимание на предметы и их
названия, нужные для обеспечения
режимных процессов: посуды, одежды,
еды и др. В процессе общения с малышом
мать поддерживает и стимулирует голосовые
реакции малыша. Для этого она сопровождает
свои действия эмоциональной речью,
дополняя ее выразительной мимикой
лица, естественными жестами, подхватывая
звуки и лепет ребенка, побуждая ребенка
к их повторению. Первый год жизни, как
подчеркивается в исследованиях устной
речи неслышащих детей (Ф.Ф. Pay, T.B.
Пелымская), имеет особое значение
для формирования ритмико-интонационной
стороны речи детей с нарушенным слухом,
при более позднем начале специальной
педагогической работы с малышом
именно эта сторона устной речи вызывает
затруднения.
Таким
образом, педагогическая работа с детьми
младенческого возраста с нарушенным
слухом в семье направлена на формирование
голосовых реакций и лепета, внимание
ребенка к обращенной речи, обучение
ситуативному пониманию слов и простых
фраз, активизацию собственной речи в
виде звукоподражаний, лепетных и
усеченных слов. Работа по речевому
развитию теснейшим образом связана с
различными направлениями общеразвивающей
и коррекционной работы.
Как
уже подчеркивалось, работа по развитию
речи ребенка в семье сочетается с
физическим и моторным развитием,
сенсорным воспитанием, развитием
предметной деятельности и игры,
ознакомлением с окружающим миром,
развитием изобразительной деятельности,
музыкальным воспитанием. В каждом из
названных направлений работы наряду с
задачами, присущими данному виду
деятельности, решаются и задачи речевого
развития. Работа по развитию речи
является частью комплексной системы,
объединяющей речевое развитие с развитием
слухового восприятия, обучением
произношению.
Основными
задачами работы по развитию речи детей
раннего возраста в семье являются
следующие:
развитие
потребности в общении с окружающими с
использованием устной речи;накопление
словаря, уточнение значений слов и
высказываний в разных бытовых
ситуациях, в связи с разными видами
детской деятельности, ознакомлением
с окружающим миром;развитие
связной речи, прежде всего
разговорно-обиходной, и ее активизация
в различных условиях практической
деятельности;формирование
предпосылок и начало обучения письменной
форме речи в виде глобального чтения.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник