Развитие речи глухого ребенка в

Развитие речи глухого ребенка в thumbnail

Специфика формирования речи у глухих детей

Изучением проблемы формирования словесной речи у детей с нарушенным слухом занимались такие авторитетные сурдопедагоги и сурдопсихологи как  Т.Г. Богданова, Р.М. Боскис, Л.С. Выготский, С.А. Зыков, Е.П. Кузьмичева, Е.Н. Марциновская, Л.П. Носкова, И.М. Соловьев, Ф.Ф. Рау, Ж.И. Шиф и другие.

Вслед за вышеперечисленными авторами мы говорим, что глухота препятствует нормальному речевому развитию ребенка. Стойкое нарушение слуха, возникшее в доречевом периоде жизни, приводит к немоте. Глухота, которая наступила в период, когда речь уже начала развиваться, но еще не сформировалась, может стать причиной распада речи. Таким образом, ребенок, родившийся без слуха становится глухонемым, т.к., у него не формируется речь так, как это происходит в норме, рефлекторно и по подражанию. Глухой ребенок овладевает речью в специально организованной коррекционно-образовательной речевой среде.

Авторитетным для нас является мнение Л.С. Выготского, который говорит, что отличительной особенностью неслышащих детей является примерно одновременное усвоение ими нескольких видов речи ‒ словесной (устной и письменной), устно-дактильной и жестовой. Это явление ученый называет полиглоссией.

Словесной же речью, по мнению Л.С. Выготского, неслышащие школьники могут овладеть только в условиях специального обучения. С опорой на зрительное восприятие, подкреплённое речевыми двигательными ощущениями, дети познают речь. У школьников с нарушением слуха нет возможности улавливать интонационно-выразительные средства речи, воспринимать на слух образцы речи, подражание которым определяет развитие речи ребёнка с сохранным слухом.

Анализируя работы Ж.И. Шиф, мы выделили психологические условия овладения речью неслышащими детьми в отличии от слышащих. Вместе с автором мы подчеркиваем, что развитие речи детей с нарушенным слухом происходит в процессе овладения различными видами деятельности. Процесс усвоения языка определяется по Ж.И. Шиф как процесс становления различных видов речевой деятельности (устной, письменной, устно-дактильной). При этом развивается импрессивная и экспрессивная речь. В отличие от слышащих сверстников, глухие дети имеют другие сенсорные основы формирования первичных образов слов. У детей с сохранным слухом первичным образом слова является слуховое восприятие, у неслышащих детей ‒ зрительное, подкреплённое двигательными ощущениями (артикуляция, дактилирование, письмо).

Нам импонируют взгляды Ф.Ф. Рау и Е.П. Кузьмичевой о том, что у детей с нарушением слуха нужно развивать остаточный слух, на базе которого создаётся слухозрительная основа для восприятия устной речи.

Вместе с Ф.Ф. Рау мы утверждаем, что отсутствие слуха не сразу оказывает влияние на голосовые и артикуляционные реакции ребенка. В самые первые месяцы жизни отличия между глухими и слышащими почти не проявляются. Крик и гуление ребенка с нарушением слуха не отличаются от крика и гуления слышащего ребенка. При голосовых реакциях малыш испытывает вибрационные и кинестетические ощущения, вызывающие у него положительные эмоции и стимулирующие голосоартикуляционные реакции. Но проявляющийся лепет у неслышащего малыша постепенно исчезает в связи с невозможностью воспринимать на слух речь окружающих и контролировать собственное произношение. По Данным Ф.Ф. Рау мы выяснили, что ребенок, родившийся глухим, замолкает к 6-7 месяцам. Это влечет за собой большие трудности в формировании нормальных характеристик голоса.

Ранний лепет и гуление неслышащих детей отличаются от нормально слышащих сверстников. А. Леве пишет, что «у глухих эти звуки более монотонные, в них нет подражания голоса матери. У детей с тяжелыми нарушениями слуха не происходит дальнейшего развития лепета и его перехода на следующую стадию канонического лепета» [24, С. 56]. Всё это указывает на задержку развития генетически обусловленных предпосылок к овладению языком у глухих детей на первом году жизни. Поэтому, формированию языковой способности наносится значительный ущерб. Из-за отсутствия слуха глухой ребёнок не осваивает даже небольшое количество слов, которое возникает у слышащих детей в конце первого ‒ начале второго года жизни.

Авторитетным для на является мнение Е.Ф. Рау и Ф.Ф. Рау о том, что речь у детей с нарушенным слухом не формируется сама по себе, у них даже без специально организованного обучения возникают различные голосовые и артикуляционные реакции. Они выражаются в различных нечленораздельных звуках, таких как мычание, кряхтение, восклицание.

 Вслед за Т.Г. Богдановой мы утверждаем, что эти реакции используются для привлечения внимания взрослых или связаны с эмоциями ребёнка и отмечаем, что у глухих малышей присутствует естественный смех и плач, звонкие голоса. В общении использованные звуковые сочетания получают дополнительные стимулы, и иногда ребёнок применяет их для обозначения предметов или действий. Но это мало похоже на слова родного языка и их понимает только круг близких людей. Обычно эти звукосочетания используются совместно с невербальными средствами общения: взглядами, естественными жестами и др. Некоторые дети обращают внимание на лицо и губы, пробуют подражать артикуляции взрослого. Это возможно при поддержании и стимулировании у ребёнка интереса к речи. С возрастом, без обучения ребёнка, количество голосовых реакций сокращается, они становятся однообразными, в некоторых случаях полностью исчезают.

Читайте также:  Психологическое развитие личности ребенка от 2 до 3 лет

Из этого мы можем сделать вывод о том, что чем больше глухой ребёнок успел накопить речевого опыта в раннем возрасте, тем легче у него будет протекать развитие речи в дальнейшем. Период раннего возраста сензитивен к формированию механизмов восприятия речи и складыванию произносительных навыков. Развитие речи позволяет включить глухого ребёнка в естественное общение с людьми.

Вместе с Е.И. Исениной мы выделяем особенности дословесной коммуникации детей со слуховой патологией. К ним относятся более позднее формирование разных типов взглядов, имеющих коммуникативную направленность, отставание в формировании жестов, ситуативный характер коммуникативной деятельности.

Мы согласны с Т.Б. Епифанцевой в том, что, осознавая свои речевые ошибки, большинство детей с нарушением слуха неохотно идут на общение с новыми людьми, уходят от контактов со слышащими сверстниками.

Вслед за Ж.И. Шиф, мы выделяем еще одну особенность овладения речью глухими детьми ‒ это разный порядок анализа речевого материала. При овладении речью ребенок с сохранным слухом, схватывает фонетический образ слова, делит его на слоги, морфемы, затем на звуки. У глухих детей иная последовательность. Зрительное восприятие написанных слов даёт им сведения о буквенном составе слова, которые закрепляются при обучении произношению звуков. Слоговой структурой слова глухие дети овладевают позднее, чем буквенным его составом, уже в процессе усвоения устной речи. При этом происходит перестройка отношений речедвигательных компонентов и зрительного восприятия. Осуществляется она медленно, поскольку в речевом опыте многих глухих детей зрительный образ слова длительно доминирует над двигательным образом, который формируется медленнее.  

Мы согласны с мнением Р.М.  Боскис о том, что у детей с нарушенным слухом, по сравнению со слышащими сверстниками, условия формирования речедвигательных навыков специфичны. Сурдопедагог отмечает, что произношение находится в тесной связи с нарушением слуха, поэтому его развитие оказывается сложным процессом. Кроме того, общение глухих при помощи устной речи остаётся ограниченным даже в условиях наилучшей организации обучения.

Таким образом, в развитии речи глухих детей ярко выступают их отличительные особенности в сравнении со слышащими сверстниками. Это более поздние сроки начала овладения словесной речью, параллельное усвоение нескольких видов речи, трудности в освоении словарным составом и грамматическим строем словесной речи. Все это в совокупности оказывает неблагоприятное влияние на становление других познавательных процессов, в первую очередь мышления, которое взаимосвязано с речью, а также на становление личности детей в целом.

Литература:

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. Учеб. заведений/ Т.Г. Богданова. ‒ М.: Академия, 2002. ‒ 220 с.
  2. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети/ Р.М. Боскис ‒М.: Советский спорт, 2004. ‒ 304 с.
  3. Выготский Л. С. Мышление и речь. Сорб. Соч.: в 6 т. ‒ М.: Мысль, 1982.‒Т. 2.
  4. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся/ Е.П. Кузьмичева. ‒М.: Просвещение,1991. ‒160 с.
  5. Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / А. Леве. Пер. с нем. Л.Н. Родченко, Н.М. Назарова. ‒ М.: Академия, 2003. ‒ 224 с.
  6. Рау Ф.Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей / Ф.Ф. Рау // Дефектология. ‒1991.‒ №1.
  7. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих/ Ф.Ф. Рау. ‒ М.: Педагогика, 1973. ‒ 389с.
  8. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей/ Ж.И. Шиф. ‒М.: Просвещение, 1968. ‒ 316 с.

Источник

КГКОУ Школа 1

МО учителей начальных классов.

Бочарникова Е.Ю.

«Особенности развития речи детей с нарушением слуха».

Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации дополняющие или заменяющие обычную речь.

        Потеря слуха не может служить препятствием к всестороннему развитию человека. Ребенок с нарушенным слухом обладает всеми  потенциальными возможностями стать социально полноценной личностью. Необходимым условием для этого является обучение его словесной речи. В отличие от речи слышащего, речь глухого ребенка формируется в условиях специального обучения. Особенности речи неслышащих детей зависят от возраста, с которого началось обучение, характера дефекта, методов и эффективности педагогического воздействия.

        У глухого ребенка речь самостоятельно не формируется. Прежде чем изучить язык, ему необходимо приобрести речевой опыт, научиться пользоваться словесной речью в общении с окружающими. Поэтому работа над развитием речи осуществляется  на всех уроках и во внеклассное время. Развитие речи за пределами урока осуществляется во всех формах учебно-воспитательной работы и является неотъемлемой частью общей системы работы над языком. Система обучения глухих детей языку разработана С.А. Зыковым и строится на принципах формирования речевого общения. В его работах показано, что в школе необходимо активизировать работу по развитию речи учащихся за пределами урока, создать для них речевую среду.

Читайте также:  Семейная среда как источник развития ребенка

        В развитии ребенка большое значение имеют большое значение лицо матери, ее подвижная утрированная мимика и голос плюс естественные жесты. Это — протоязык (довербальный этап развития речи), базовый язык на ранних этапах, который он использует потом всю жизнь.

В 7-8  месяцев лепет у глухого не появляется. Ребенок не реагирует на интонацию, плач и крик интонационно не окрашены. Если в 6-8 месяцев ребенок протезирован, речь развивается и становится эмоционально окрашенной. Ж.И. Шиф в своей работе «Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей» пишет: « Общение со взрослыми даже на самой ранней ступени развития оказывается у глухого ребенка менее дифференцированным как из-за того, что ребенок не воспринимает интонаций взрослого и не может правильно реагировать на них, так и из-за того, что взрослому трудно понимать жалобы и желания глухого ребенка.»

Также у ребенка по причине отсутствия речи нет потребности в общении. Так как у слышащего ребенка происходит громадное увеличение словарного запаса и успешное овладение некоторыми грамматическими, орфоэпическими и фонетическими нормами родной речи в период от 0 до 3 (раннее детство), то это еще более увеличивает разрыв между глухим и слышащим ребенком.

При нарушенном слухе речь формируется на базе сохранных анализаторов.

Зрительный — восприятие оптической стороны речи (чтение с губ), 42 фонемы русского языка представлены 17 оральными рисунками — это затрудняет процесс чтения с губ, приводит к ошибкам в их восприятии.

Кожный — используется для восприятия фонетической структуры речи (поднесение руки ко рту, прикосновение к гортани, к носу), можно уловить наличие или отсутствие голоса, отдельные типы фонем, ритмическую структуру слова. При обучении глухого речи каждое слово сообщается одновременно с его написанием (письменный образ слова оказывается более стойким), при формировании словесной речи используют дактильную речь (ДВИЖЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУКИ В ВОЗДУХЕ) для усвоения речедвигательного контура слова,  накопления речевого материала, активизации речевого аппарата.

Двигательный (особенно важен для слепоглухих) — дети воспринимают речь путем накладывания пальцев на шею и тому подобное, чтению с губ (если слабовидящий). Важен в работе над произношением, так как является дополнительным контролем за речедвигательными органами.

Слуховой — в зависимости от разной степени нарушения слуха наблюдается специфика восприятия фонетической структуры речи.  При слабом нарушении при восприятии слова он не обеспечивает полную дифференциацию звуков. Слово воспринимается ребенком как целостный двигательный рисунок, нерасчлененно. Если глухому ученику удалось достаточно хорошо усвоить буквенный и артикуляционный состав слова, то он пишет его правильно. Если этого не происходит, то он может переставлять звуки, пропускать некоторые из них. Однако у него не встречаются так называемые «слуховые» ошибки, свойственные слабослышащим детям.

Особенности развития речи слабослышащего ребенка

В отличие от глухого, речь у слабослышащего может развиваться самостоятельно, но в искаженно виде. Нарушено произношение, своеобразно развивается словарный запас и грамматический строй, наблюдается ограниченное и неправильное понимание речи окружающих и затруднения в восприятии смысла читаемого текста. Все перечисленное сказывается на письменной речи. С особыми трудностями эти дети овладевают выражением своих мыслей. Для них характерны некоторые особенности, иногда приобретающие характер стойких отклонений от языковой нормы и сохраняющиеся достаточно долго. В первую очередь — это  словарь слабослышащих детей. По объему он ограничен. Это касается и пассивного (понимание слов) и активного (использование в речи) словаря. Их объем практически совпадает, то есть ребенок хорошо понимает те слова, которые использует в своей речи. В норме пассивный словарь гораздо больше активного. Запас слов у слабослышащего минимален. Иногда не умеет назвать предметы ближайшего обихода. В их речи отсутствуют слова с отвлеченными понятиями, которые понимает и использует слышащий сверстник (чудеса, скука, победа, мечтать), нет слов, обозначающих части целого (носик, крышка — у чайника, шнурки, подошва — у ботинка). Для него незнакомы слова — синонимы к знакомому слову (жилище, здание — вместо дом).         

Читайте также:  Умка центр развития ребенка пермь

Работая с неслышащим или слабослышащим учеником, педагог должен знать, что ошибки ребенка в речи обусловлены недостаточным усвоением грамматического строя языка, что в свою очередь обусловлено суженным речевым опытом, ограничением словарного запаса и, конечно, неполным слышанием начальной и конечной частей слов, в которых, как известно, больше всего выражены грамматические возможности характеристики слов. Подобные ошибки называются аграмматизмами.   

    Как же обучают глухонемого звуковой речи?

Если с жестикуляцией все более-менее понятно, поскольку она, в основном, базируется на подражании, то со звуковой речью все гораздо сложнее…

Обучение происходит чисто механически, поскольку обучаемый не слышит и не контролирует произносимые им звуки. На помощь приходит зрение глухонемого и его способность к подражанию. В возрасте 7-9 лет дети начинают осваивать специальные упражнения для полости рта, губ, языка, умение вдыхать нужное количество воздуха, двигать челюстями, губами, соприкасаться языком с различными частями ротовой полости и т.д.

Затем учитель переходит к обучению глухонемого издавать звуки на основе уже освоенных ими упражнений. Он поясняет ребенку, какое положение должны занимать губы, язык и зубы и сколько воздуха и с какой силой должно проходить через рот для получения нужного звука. Постановка звука заключается в том, что ученик должен освоить все вибрации ротовой и носовой полости, происходящие при произношении звука. Достигается это методом тактильных ощущений, например, изменений силы потока воздуха изо рта на своей руке, а иногда даже на лбу учителя. Если руки и лба недостаточно, ученик практикуется в сдувании бумажки со стола до тех пор, пока учитель не сочтет произношение звука достаточно правильным. Попутно изучается написание буквы, соответствующая этому звуку. И так заучиваются все звуки один за другим…

Умению произносить звуки глухонемые обучаются в строго определенном порядке. Сначала они осваивают мгновенные согласные (п, б, т, д, к, г, ч, ц), затем длительные согласные (ф, в, с, з, ш, ж, х, г). После изучения согласных переходят к гласным звукам и так далее. После освоения произношения слов ставится артикуляция.

Многие глухонемые, постоянно упражняющиеся в устной речи настолько хорошо умеют «читать глазами» и четко произносить звуки, что незнакомый человек совершенно не в состоянии догадаться, что общается с глухонемым.

Для того чтобы глухие и слабослышащие детки смогли жить полноценной жизнью, их важно обучить таким навыкам, как: устная речь, чтение, письмо, слуховое восприятие. Кроме этого малыша нужно учить быть самостоятельным и находить общий язык со слышащими людьми, чтобы он мог без посторонней помощи общаться и выполнять все необходимые ему действия. Но организовывать занятия необходимо, учитывая особенности ребенка. Развитию устной речи помогут специальные игровые методики, к которым нужно относиться очень серьезно, только так можно получить результат. Необходимы разнообразные игрушки (куклы, машинки, животные, кубики и др.). Если ребенка заинтересовала какая-либо игрушка, следует поднести ее к губам, чтобы привлечь внимание малыша к артикуляции, и четко назвать игрушку простым сочетанием звуков (ля-ля или би-би). Ежедневное повторение этой ситуации приведет к тому, что кроха сам сможет произнести это слово по слогам. Первый шаг самый трудный, потом ребенок начнет говорить другие слова. Поначалу произношение будет не четким, приблизительным, но главное, что малыш начал обозначать предметы с помощью устной речи. Дальше можно изучать названия глаголов (бежит, гуляет, ест), повторяя их, когда ребенок попадает в эти ситуации. Чтению слабослышащих детей обучают с помощью табличек с печатными словами. Из-за особенностей восприятия, малышей не учат произносить отдельные буквы и слоги, а запоминать все слово целиком. Важно обратить внимание на то, чтобы ребенок понимал значение слов, а не просто правильно повторял звуки. Письму следует обучать параллельно с чтением. Дайте ребенку полную свободу выбора — яркие фломастеры или карандаши, свободное расположение букв на альбомном листе. Не слыша произношения научиться читать очень сложно, писать – еще сложнее, поэтому не нужно заставлять ребенка силком, а наоборот следует постараться всячески заинтересовать. Постепенно написание букв станет более аккуратным и упорядоченным. Развитие слухового восприятия очень важно для детей, которые носят слуховые аппараты. Сам по себе аппарат не дает должного эффекта, малыш должен уметь воспринимать окружающие звуки, не общей массой, а выделять необходимые. Так постепенно он научится понимать устную речь. 

Источник