Развитие речевого дыхания у ребенка

Развитие речевого дыхания у ребенка thumbnail

Светлана Русанова
Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи

Русанова С. П.

Учитель-логопед ЧДОУ «Православный д/с «Покровский».

г. Белгород, Белгородский район.

Важнейшие условия правильной речи — это длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция.

Многим из нас приходилось слышать, как малыш разговаривает, что называется, просто взахлёб. Слова льющиеся из маленького ротика, мало понятны, окончания проглатываются, сложно вообще разобрать, что ребёнок пытается рассказать.

Как же рождаются звуки речи? Чтобы мы могли произносить звуки, а наш голос звучал, нужен воздух. Вы замечали: прежде чем заговорить, необходимо глубоко вдохнуть. Слова выговариваются на выдохе. Это значит, что звуки речи рождаются под действием воздушной струи, проходящей через все дыхательные пути : от лёгких через трахею, гортань глотку до ротовой и носовой полости. Что случается, когда у нас заканчивается воздух на выдохе? Правильно, нам приходится сделать паузу, чтобы вновь вдохнуть. А далее- всё повторяется.

Речевое дыхание- основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания). Цель тренировки речевого дыхания – выработка именно плавного длительного выдоха, а не умение вдохнуть побольше воздуха.

Обычное дыхание существенно отличается от речевого. Жизненное дыхание непроизвольное. Вдох и выдох производятся через нос. После выдоха возникает небольшая пауза перед последующим вдохом.

Речевое дыхание— это во многом управляемый процесс, количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условий общения. Если говорящий ребёнок обращается к человеку, стоящему далеко от него, то он «посылая звук», удлиняет выдох и тем самым усиливает работу голосовых связок. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-рёберное дыхание, когда вдох и выдох совершается при участии диафрагмы и подвижности рёбер. Активна нижняя часть лёгких, плечи же остаются неподвижными. При речи вдох делается и носом и ртом. Вначале высказывания говорящий ещё может вдохнуть носом, при длительном же высказывании он делает добор воздуха только через рот, т. к. быстро и бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно. Поэтому при постоянном речевом дыхании целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом через немного приоткрытые губы (лёгкая улыбка) – она помогает снимать мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание помогает собственная ладонь, если положить её на область диафрагмы

(между грудной клеткой и животом). При вдохе грудная клетка расширяется, при выдохе — сокращается. Вдох при речи короткий, выдох длительный, плавный.

Зачем же нужно обучать детей правильно дышать? Малышам в раннем возрасте, когда они учатся произносить первые слова, приходится познавать, что такое дышать и говорить одновременно. Из–за некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) им не удаётся говорить длительными фразами, достаточно чётко, с логическими паузами. Создаётся впечатление, что ребёнок задыхается. А всего-навсего ему не достаёт в данный момент воздуха. Во время разговора у него слабенький вдох и короткий выдох.

У 80% детей с нарушением речи не сформировано речевое дыхание. Речевое дыхание отличается от физиологического дыхания тем, что в процессе речи вдох и выдох осуществляется через рот (при физиологическом дыхании вдох и выдох – через нос). Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы.

Часто бывает так: системой специальных упражнений артикуляционный аппарат подготовлен, звукообразующие артикулемы сформированы, а вызвать звук не удается особенно, при исправлении горловых звуков. Почему? Дело в том, что в этих случаях основная воздушная струя на выдохе проходит не через рот, а через нос. Т. е. в процессе речи ребенок использует физиологическое дыхание.

Чтобы проверить сформировано ли у ребенка речевое дыхание рекомендуется провести два теста.

Тест 1.

Предложите ребенку выполнить упражнение «Парашютик».

Для этого ребенок должен улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх на нос, произнося звук [ф]. Если речевое дыхание не сформировано, ребенок будет пытаться сделать носовой выдох, вместо ротового, или воздушная струя будет выходить из глотки с призвуком [х], не попадая на кончик языка.

Тест 2.

Попросите ребенка выполнить упражнение «Барабанчик».

Для этого ему следует улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя звук д-д-д-д-д, затем да-да-да-да-да с открытым и закрытым носом. Если речевое дыхание не сформировано, при закрытом носовом проходе звук [д] будет звучать с носовым оттенком. Это объясняется тем, что ребенок производит озвученный выдох через нос, а не через рот.

Работу по воспитанию речевого дыхания следует проводить поэтапно:

I этап. Выработка ротового вдоха с озвученным выдохом.

Цель: развитие координации движений органов дыхания: диафрагмы и передней стенки живота с озвученным выдохом.

Дети получают знания о том, что:

— вдох осуществляется через рот,

— при вдохе нельзя поднимать плечи,

дыхании должен активно участвовать живот (при вдохе через рот – живот поднимается (надувается, при выдохе – опускается). Такое упражнение называется «Шарик – ямка».

Ребенок должен освоить вышеуказанное упражнение, в положении лежа, сидя и стоя. На начальном этапе необходимо препятствовать выдоху воздушной струи через нос легким сжатием крыльев носа пальцами (сначала взрослым, в дальнейшем самим ребенком). Для контроля над работой по опусканию и подниманию диафрагмы на живот ребенку кладется игрушка, наблюдая за которой, он сможет оценить правильность выполнения упражнения. После того, как ребенок освоит это упражнение, игрушку заменяет рука ребенка. Данный этап можно считать завершенным только в том случае, если ребенок совершает ротовой вдох с одновременным поднятием живота и делает плавный озвученный выдох, произнося гласные звуки, свистящие или шипящие звуки.

II этап. Развитие озвученного выдоха.

Цель: развитие озвученного выдоха с разной силой, высотой, интонацией.

В процессе занятий на 2 этапе дети закрепляют полученные знания и узнают о том, что:

— звуки можно пропевать громко, тихо, высоко, низко, а также с интонацией удивления, радости, жалобы;

— в процессе пропевания звука воздух добирать нельзя. Это делается на одном длительном выдохе.

III этап. Развитие речевого дыхания.

Цель: развитие речевого дыхания на фоне слога, слова, фразы.

В процессе занятий на 3-ем этапе дети обучаются на одном выдохе произносить сначала слоги, отдельные слова, затем фразы из двух, а далее трех-четырех слов, короткие стихотворные тексты.

Читайте также:  История развития ребенка обложка скачать

IV этап. Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.

Цель: тренировка речевого дыхания в процесс воспроизведения прозаического текста (короткого рассказа, сказки).

Следует обращать внимание на глубокий вдох через рот перед началом фразы. На одном выдохе проговаривается 3-4 слова фразы, затем делается добор воздуха через рот.

Практика показывает, что применение данной системы работы является неотъемлемой частью коррекционного процесса по преодолению нарушений звукопроизношения и способствует улучшению общему звучанию речи.

Вниманию читателей предлагаю план удобных игр на развитие речевого дыхания. Заниматься можно 1 раз в неделю, по одной игре.

«Цветочек» -вдохнуть и задержать дыхание – «понюхать цветочек».

«Пёрышко» — сдуть пёрышко с ладони.

«Листья летят» — вдохнуть через нос, сдуть листок с ладошки.

«Платочек» — подуть на цветной носовой платочек.

«Жук полетел» — сдуть бумажного жука со.

«Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить каран-

даш по столу.

«Рыбаки плавают»— подуть на модуль «Рыбки» (вырезать из цветной бумаги рыбку и подвесить её за ниточку, например к люстре).

«Вертушки» — подуть на вертушку (как бы «имитируя «сильный ветер»).

«Дудочка» — учить извлекать звук из дудочки (или другого музыкального инструмента, в который надо дуть).

«Узнай по запаху» — узнавать по запаху яблоко среди наборов фруктов.

«Пускание мыльных пузырей» — учить делать длительный выдох через рот.

«Птичка летает» — подуть на бумажную птичку. Прикреплённую за ниточку.

«Свистулька» — учить извлекать звук из свистульки.

«Воздушный шарик летит» — подуть на воздушный шарик.

«Самолёт» — подуть на бумажный самолёт, подвешенный на ниточке.

«Прокати шарик» — вдохнуть через нос и дуть на шарик, лежащий на столе 9любой лёгкий шарик, например теннисный).

«Ёлочный дождик» — подуть на дождик. Посмотреть, как он искрится.

«Сдуй снежинку»(можно использовать на прогулке) –сдувать снег с варежки.

«Погрей руки»вдыхать через нос и дуть на «озябшие руки».

«Снежок тает» — подуть на снег, выдыхая ртом, чтобы снег растаял.

«Согрей игрушку» — вдохнуть через нос и дуть на «замёршую» игрушку.

«Трубочка» — покатать шарики на столе, дуя в короткую трубочку (трубочка из –под сока. а вместо шариков можно использовать вату, шарики из пенопласта).

«Бурлящая вода» — подуть на воду через трубочку.

«Морские гонки» — через короткую трубочку дуть на бумажные кораблики в воде.

«Султанчики» — подуть на султанчики из бумаги (кончик карандаша обмотать

«ёлочным дождиком».

«Флажок» — подуть на цветной флажок, сделанный из цветной бумаги и зубочистки.

«Бабочка» — сдуть бабочку с цветка, вырезанного из цветной бумаги и приклеенного на неё.

«Одуванчик» — сдуть пушинки с первого- третьего раза (на прогулке).

Упражнения должны выполняться последовательно с использованием наглядности, постепенно переходя от простого к более сложному. Сначала проводится тренировка длительного речевого выдоха на отдельных звуках, потом- словах, затем- в коротких фразах, в стихах и т. д. Например, когда ребёнку читают сказку, упоминая в ней ветер, поучите его дуть, дуйте ему в лицо. Потом предложите кусочек ватки, объясните, что это снежинка- она летает. Когда ветер дует; дуть на неё нужно ртом плавно. А вдыхать через нос.

Данные упражнения хорошо проводить с детьми с заиканием, ринолалией, дизартрией. Они оказывают эффективное воздействие на просодическую сторону речи, влияют на чёткость дикции и в целом на речь детей.

Нужно так же отметить, что правильное речевое дыхание :

-обеспечивает нормальное звукообразование;

-создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности;

— предохраняет голосовой аппарат о переутомления.

Источник

развитие речевого дыханияУпражнения, направленные на развитие правильного речевого дыхания присутствуют практически во всех логопедических занятиях. Причина этому — в большой значимости умения контролировать процесс вдоха и выдоха во время речи.

Еще из школьного курса мы помним о том, что звуки ни что иное, как результат движения воздушной струи, выдыхаемой легкими. От того, насколько правильно и рационально производится вдох и выдох, напрямую зависит и качество речи.

Нарушения функции речевого дыхания приводит к неправильному произнесению фраз, отсутствию плавности речи, интонационным ошибкам. Нечеткость фраз, возникновение вынужденных пауз в высказываниях — следствие неразвитости дыхательной системы.

Помимо прочего, дыхательная гимнастика является также важным «оружием» в  борьбе за крепкое здоровье. Известные комплексы Стрельникова, Бутейко помогают справиться со многими заболеваниями, затрагивающими верхние дыхательные пути.

Читайте также: Заучивание скороговорок — мнемотаблицы Вам в помощь!

Правила проведения дыхательных упражнений

Несомненно, занятия будут наиболее эффективны, если они проводятся не только во время урока с логопедом, но и периодически повторяются дома. Родителям нужно помнить, что дыхательные упражнения и игры могут утомить ребенка и даже вызывать небольшое головокружение, поэтому важно учитывать некоторые условия:

  • Заниматься лучше всего до еды.
  • Комната, в которой проводятся занятия, должна быть хорошо проветрена. Еще лучше, если есть возможность позаниматься на свежем воздухе.
  • Нельзя использовать тактику «артиллерийского наскока». Занятия не должны быть длительными. 3-5 минут за один раз вполне достаточно.
  • Педагогу или кому-то из родителей нужно контролировать правильность процесса дыхания. Во время дыхания не должны подниматься плечи, напрягаться мышцы шеи, лица или живота.

Правильное речевое дыхание — как должно быть:

  1. Активный вдох производится исключительно через нос.
  2. Выдох должен происходить через рот, длительный, равномерный, без толчков и пауз.

Иногда дети выдыхают воздух через нос. Попробуйте просто закрыть носовые ходы пальцами, чтобы ребенок понял, что от него требуется. Объясните, что губы при выдохе не должны быть сжаты или напряжены. Их нужно вытянуть «трубочкой».

Для самоконтроля во время занятий попросите ребенка положить ладошку между ребрами и животом (диафрагмы). Во время вдоха передняя стенка живота и грудная клетка немного поднимаются, как бы «уходят» из-под ладони, на выдохе — опускаются, возвращаясь на прежнее место.

Игры и упражнения для развития у детей речевого дыхания

Работа над формированием правильного выдоха

На первых порах необходимо научить ребенка собственно правильному физиологическому дыханию, помочь развитию длительности выдоха и его силы. Для этих целей подойдут следующие игры:

  • «Нюхаем цветы». Вдохнуть воздух носом, задержать ненадолго дыхание, сделать полный выдох.
  • «Задуваем свечи». Почему-то все дети очень любят задувать свечки:-) Используйте это в обучающих целях. Глубокий вдох носом и ровных сильных выдох ртом. Когда одну свечку удается легко загасить, можно поиграть в именинный пирог. Отличная возможность попрактиковаться в контроле над длительностью и силой выдоха.
  • «Одуванчики». На прогулке так весело сдувать парашютики с одуванчиков! Прекрасное упражнение для занятий на свежем воздухе. Вспомните старую игру «Дед или бабка» — если с одуванчика сдуются все пушинки, то останется лысая голова «деда», а если что-то останется, то это — «бабка» со скромной прической.
  • «Кораблики». Запустите в таз с водой кораблики, сложенные из бумаги, и покажите ребенку, как можно двигать их, сильно дуя вперед. У кого корабль уплывет дальше? Главное правило — один «тайм» игры это один выдох.
Читайте также:  Натуралистический подход к развитию ребенка

Подобных игр на самом деле довольно много. Родители и сами быстро вспомнят их или придумают свои. Можно набрать сухих осенних листьев и, разложив на столе, устраивать настоящий листопад, сильно дуя на них. Можно играть в футбол, пытаясь струей воздуха при выдохе загонять шарик от пинг-понга в обозначенные ворота. Можно катать по столу карандаши «силой дыхания». Главное — следить за правильностью вдоха и выдоха и не давать ребенку переутомляться!

Тренировка дыхания с применением речевого материала

  1. Звукоподражание. На одном выдохе ребенок должен проговаривать звуки, следуя за заданием педагога. Например:
    • укачиваем малыша — «Ааа-аа-аа!»;
    • воет волк — «Ууу-ууу»;
    • дождик капает — «кап-кап-кап» и т. д.
  2. Хорошую помощь в тренировке речевого дыхания оказывают такие упражнения, в которых голосовой материал объединяется с движениями:
    • «дровосек» — ребенок стоит, немного расставив ноги, ладони рук соединить в замок. На вдохе — руки нужно поднять вверх (замах «топором»), на выдохе — наклон вниз «Эх!»;
    • «часы» — исходное положение как в предыдущем упражнении, руки вверх. Вдох через нос, наклон в сторону на выдохе «Бум!» (имитируем ход маятника);
    • «шофер» — в положении стоя, руки вытянуты вперед, ладони сжаты в кулаки. Изображая вращение руля руками, на выдохе ребенок имитирует звук мотора «Ррррр».
  3. «Кто больше?» В течение одного выдоха ребенок должен проговорить все удлиняющуюся фразу, например «Кошка. Кошка бежит. Кошка бежит домой». Посоревнуйтесь с ребенком — кто успеет сказать больше слов. Важно: следите, чтобы темп речи не ускорялся и выдох был равномерным.
  4. Для занятий можно использовать заучивание детских коротких стихов. Основная задача — произносить строки, соблюдая правильное дыхание.
  5. Скороговорки стимулируют не только четкость произношения звуков, но и соблюдение рационального выдоха. Обязательно обратите внимание ребенка на правильный равномерный выдох.

Читайте также: Уровни общего недоразвития речи у детей

Многие из этих заданий можно использовать что называется «между делом». Вспомнить стихотворение, посоревноваться в выговаривании скороговорок, включить в утреннюю зарядку пару дыхательных упражнений совсем не сложно и не отнимет у родителей много времени. А ребенку такие занятия помогут избежать многих проблем с формированием речи.

Источник

Ирина Суставова
Развитие речевого дыхания у детей раннего возраста

Родное слово является основой всякого умственного

развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно

заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

К. Д. Ушинский.

Актуальность.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательная гимнастика способствует развитию речи, формирует верное произношение звуков, а также прекрасно укрепляет детский организм. Одна из главных задач: научить детей правильно дышать.

Пояснительная записка.

Занятие направлено на развитие речи детей 3-4лет.

На занятиях используются следующие приемы:

Дыхательные упражнения

Артикуляционная гимнастика

Игры – подражания с речевым сопровождением.

Игры с различными предметами и материалами.

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения. В работе используются различные формы. Образовательная деятельность проводятся 2 раз в неделю в течение всего учебного года.

Форма работы: подгрупповая.

К концу учебного года дети должны будут стать более усидчивыми, развить речевой аппарат, научится вырабатывать правильное ритмичное дыхание.

Цель: развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, вырабатывать правильное ритмичное дыхание у детей младшего возраста (3-4 лет)

Задачи:

Формировать у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном дыхании.

Формировать навыки правильного речевого дыхания.

Развивать плавный речевой выдох.

Формировать силу, плавность и целенаправленность воздушной струи.

Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Во время проведения описанных игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

— выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;

— выдох происходит плавно, а не толчками;

— во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

— во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

— выдыхать следует, пока не закончится воздух;

— во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

С целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. На своих занятиях я широко использую в работе артикуляционную и дыхательную гимнастики.

Читайте также:  Онтогенез развития ребенка по месяцам

Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. вдох через нос, выдох осуществляется ртом;

2. губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);

3. выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;

4. не поднимать плечи;

5. не надувать щеки при выдохе;

6. упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;

7. осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)

8. проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;

9. помещение предварительно проветрить перед проведением

Необходимо помнить о том, что дыхательную гимнастику проводят в проветренном помещении, желательно до еды. Упражнения можно выполнять в различных позах: лежа на спине, сидя или стоя. Рекомендуется проводить гимнастику плавно, ритмично, обращать внимание ребенка на продолжительность вдоха и выдоха.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

В группе подготовлен материал:

Картотека по дыхательной гимнастики

Картотека по артикуляционной гимнастики

Игры с различными предметами и материалами.

Игры – подражания с речевым сопровождением.

Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Лети, бабочка!

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.

— Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.

Педагог дует на бабочек.

— Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?

Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Ветерок

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик».

Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

— Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок — и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

«Варежка»

Цель: развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.

Оборудование: снежинки (изготовленные из бумаги); варежки (изготовленные из цветного картона); нить, соединяющая варежку и снежинку.

Воспитатель: ребята, зимой, когда падает снежок, мы видим на варежках снежинки. Давайте, подуем на снежинку и сдуем её с варежки.

«Горячий чай»

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха)

Оборудование: Чашка с блюдцем наклеивается на картон, «пар» вырезается из голубого полиэтиленового мешочка и прикрепляется к чашке с помощью скотча.

Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует, а “пар”. Если правильно дует то “пар” отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”.

«Лягушка»

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Весёлые шарики

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: легкий пластмассовый шарик.

Ход игры: С шариками можно играть так же, как с карандашами (см. предыдущую игру). Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии.

— Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали!

Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.

Подуй в дудочку!

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки, губные гармошки.

Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать инструменты. Помните о том, что игра на духовых инструментах — одно из наиболее сложных упражнений для развития дыхания. Поэтому проверьте инструменты заранее и выберете те из них, на которых легче играть.

Раздайте детям дудочки и предложите поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе.

— Давайте устроим музыкальный парад! Берите дудочки — начинаем играть!

Если у кого-то из детей не получается извлечь из дудочки звук, проследите, правильно ли он дует: выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего его необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос.

Также можно предлагать для игры свирели, рожки, губные гармошки. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Если же у кого-то из детей не получается, не настаивайте. Возможно, лучше к этому заданию вернуться позже, когда ребенок немного подрастет.

«Голоса животных»

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит

с животным миром

«Птичий двор»

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или

фраз.

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

«Произношение гласных звуков»

— А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,

девочка укачивает куклу).

— О-о-о (разболелся зуб,удивление).

— У-у-у (гудит поезд).

-И-и-и (жеребенок ржет).

Звуки произносятся на выдохе.

Работа с родителями

Родительское собрание, консультации, беседы, рекомендации, привлечение родителей к изготовлению игр.

1 Расширить представления родителей о нетрадиционных пособиях для

дыхательной гимнастики;

2. Вызвать интерес и желание заниматься с детьми дыхательными упражнениями.

3. Знакомство родителей с играми и упражнениями по развитию дыхательной гимнастики.

Источник