Психологическое сопровождение естественного развития ребенка

Психологическое сопровождение естественного развития ребенка thumbnail

Детский
практический психолог, работая в
образовательном учреждении, имеет дело
с детьми самого разного возраста. При
этом он их видит не в статике, а в динамике.
На его глазах они переходят с одной
ступени онтогенеза на другую, более
высокую. Помочь этому переходу — одна
из сложнейших задач психолога.

Л.С.Выготский
рассматривал возраст как относительно
замкнутый период развития, значение
которого определяется его местом в
общем цикле развития и в котором общие
закономерности развития находят всякий
раз качественно своеобразное выражение.
Возрастные особенности указывают на
общее направление развития, существуя
как наиболее характерные общие особенности
возраста. Тот или иной возраст сензитивен
к развитию определенных психических
процессов и свойств, психологических
качеств личности, а также и к определенному
типу воздействий. Сложность психологического
возраста заключается в том, что он
с°держит в себе психологические реалии
сегодняшнего дня, ценностный смысл
которых определяется потребностями
дня завтрашнего (И.А.Дубровина).

Именно
полноценное проживание ребенком каждого
возрастного периода подготовит его к
переходу на следующую возраст-нУю
ступень, позволит сформироваться
необходимым для этого Психологическим
новообразованиям. В основе благоприятных
психологических условий лежит реализация
принципа «зоны ближайшего развития»
Л. С. Выготского. Использование этого
принципа в разработке психолого-педагогических
программ позволяет проектировать тот
уровень развития, которого ребенок
может достичь в ближайшее время. Для
младшего школьника психолог выступает
чаще всего как еще один учитель, вообще
взрослый, который имеет право что-то
спросить, дать задание и т.п. Младший
школьник не выступает еще непосредственным
заказчиком в системе школьной
психологической службы; его потребности
опосредуются взрослыми (учителями,
родителями, администрацией детского
сада и школы). Старший школьник, напротив,
прямо и непосредственно обращается к
психологу, как взрослый к взрослому, за
помощью, за советом. Этот переход
происходит в средних классах школы и
представляет важный момент в развитии
отношений между учащимися и школьным
психологом. Промежуточной формой,
характерной для подростков, является
групповое обращение к психологу, когда
две-три подружки приходят посоветоваться
по общему делу или каждая по своему, но
хотят разговаривать вместе.

Важную
роль для установления контактов психолога
с учащимися играют появление кабинета
психологической службы, реклама
возможностей психолога и, конечно,
«молва». Психолог может сам пойти на
контакт с детьми, не нарушая при этом
принципа добровольности. Работа с
подростком независимо от его собственного
запроса (как это возможно с младшим
школьником) используется в исключительных
случаях.- Коррекционная и консультативная
работа с подростками имеет большую
эффективность в групповых формах.
Работая со старшеклассниками, психолог
вправе рассчитывать на самостоятельное
обращение. Чаще всего это касается
конфликтных ситуаций. Но психолог
включает в круг своих задач и проблемы,
связанные с состоянием самосознания.
Он может реально выступать в разных
ролях в работе с разными учащимися
(посредника, тренера, гида, консультанта).

Существенную
часть психологической работы с юношеством
почти всегда составляет проработка
важной личностной проблемы ученика.
Поэтому основным методом работы психолога
становится диалог. Он создает условия
и для развития внутреннего диалога.
Задача психолога заключается не в том,
чтобы давать готовые рецепты и решения.
Он создает условия для перевода внешнего
диалога во внутренний диалог клиента.
В таких случаях старшеклассник уходит
от психолога в состоянии, способствующем
рефлексии затронутых на консультации
проблем.

Психологическое
сопровождение естественного развития
маленьких детей. Дошкольный возраст (с
3 до 7 лет) приносит ребенку новые
потенциальные достижения. Это период
овладения социальным пространством
человеческих отношений через общение
с близкими взрослыми, а также через
игровые и реальные отношения со
сверстниками. Дошкольное детство —
период творчества, ребенок творчески
осваивает речь, у него появляется
воображение, своя особая логика мышления,
подчиняющаяся динамике образных
представлений.

Читайте также:  Развитие ребенка ком печатные буквы

Возникающее
неудержимое, естественное для этого
периода онтогенеза стремление к овладению
телом, психологическими функциями и
социальными способами взаимодействия
с другими людьми приносит ребенку
чувство наполненности и радости жизни.

В
то же время ребенок испытывает потребность
к удержанию освоенных действий через
их неустанное воспроизведение.
Возникновение эмоционального
предвосхищения последствий своего
поведения, самооценки, усложнение и
осознание переживаний, обогащение
новыми чувствами и мотивами — неполный
перечень особенностей личностного
развития дошкольника. Центральным
образованием возраста можно считать
соподчинение мотивов. В возрасте от 3
до 7 лет самосознание ребенка развивается
настолько, что можно говорить о детской
личности. К старшему дошкольному возрасту
стилевые черты, личностные качества
складываются уже на основе
социально-психологических законов.

Особое
место детства в становлении личности
признается всеми исследователями. Если
по отношению к развитию познавательных
процессов детский возраст называют
решающим, то это тем более верно в связи
с развитием личности. В детстве
закладывается фундамент личности:
формируются основные мотивационные,
инструментальные и стилевые черты.
Первые относятся к интересам человека,
тем целям и задачам, которые он перед
собой ставит, к его основным потребностям
и мотивам поведения. Инструментальные
черты включают «Предпочитаемые
человеком средства достижения
соответствующих целей, удовлетворения
актуальных потребностей, а стилевые
касаются темперамента, характера,
способов повеления и манер.

Возрастные
особенности детей-дошкольников,
проявляющиеся в большой эмоциональности,
зависимости от взрослого, подражательности,
восприимчивости, создают опасность
закрепления и интеграции негативных
проявлений, обусловливают задержки и
негармоничность развития, неуспешность
и непродуктивность деятельности,
нарушения в процессах самоопределения,
реализации личностного потенциала,
психологическую уязвимость ребенка.

Однако
в силу тех же особенностей дети легче
перестраиваются, поддаются воспитательному
воздействию, более сензитивны в плане
развития, если определяющие воздействия
адекватны возможностям и особенностям
ребенка.

Следовательно,
возрастные особенности детей-дошкольников
Могут играть как позитивную, так и
негативную роль в развитии Ребенка в
зависимости от условий его жизни и
воспитания.

Основные
задачи психолога, работающего с детьми
дошкольного возраста, связаны с
психологическим сопровождением
естественного развития ребенка, которое
включает развитие основ произвольности
психических процессов у детей и тренировку
психических процессов и функций. Однако
наличие детей с коммуникативными,
поведенческими и эмоционально-личностными
проблемами, социально-педагогической
запущенностью, недостатками в психическом
развитии предполагает организацию
специальных коррекционно-развивающих
программ как комплексного, так и
специального характера.

По
мере развития личности у ребенка, как
и у взрослого, повышаются способности
к самоконтролю и произвольной психической
саморегуляции. За этими понятиями стоит
возможность управлять своими эмоциями
и действиями, умение моделировать и
приводить в соответствие свои чувства,
мысли, желания и возможности, поддерживать
гармонию душевной и физической жизни.
Желая как можно быстрее воспитать в
ребенке эти особенности, взрослые дают
ему инструкции, советы и ограждают его
массой запретов. Тем самым они убивают
активность и самостоятельность ребенка,
вызывают у него агрессию и чувство
неполноценности.

Другой
путь содействия росту произвольности
психической саморегуляции основан на
гимнастике психики ребенка. Человеческий
организм самой природой запрограммирован
на поиск приспособительных реакций к
изменяющимся условиям среды. Произвольная
саморегуляция у человека осуществляется
на уровне слов, понятий, волевых усилий,
внутренних планов, представлений
конечных результатов своих действий —
условных заместителей. Поэтому развитие
самоощущения, самопонимания, самосознания
— первый этап тренировки психической
произвольности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Самое дорогое, что у нас есть – это наши дети! Хочется передать им всё самое лучшее и самое ценное, что имеем. Хочется дать им как можно больше. Очевидно, что развитие ребёнка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период из «натуральных» по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

Читайте также:  Развитие глухого ребенка до года

В трехлетнем возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и  индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает, что может многое сделать сам, без помощи взрослого. Яркими проявлениями «кризиса трех лет» являются: негативизм, упрямство, строптивость. Активно развивается эмоциональная сфера ребенка. В этом возрасте ребенка нужно познакомить с основными эмоциональными состояниями, научить учитывать их в процессе общения с другими людьми.

В 3 года у ребёнка идет активное развитие сенсорно-перцептивной сферы, дети учатся различать и правильно называть основные цвета, форму, величину предметов. На основе освоения сенсорных эталонов идет развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения.
 
Основным видом деятельности ребёнка данного возраста становится игра. Очень важно, чтобы занятия включали в себя подвижные, словесные, настольно-печатные развивающие игры. Для того чтобы повысить мотивацию ребенка на занятии и удержать внимание детей, нужно придать занятиям не только игровой, но и сюжетный характер, где дети знакомятся со сказочными персонажами, путешествуют вместе с ними, преодолевая препятствия, выполняют различные задания.
 
К четырехлетнему возрасту повышается познавательная активность ребёнка. Он часто задает вопросы: «Что? Зачем? Почему? Когда?». Опираясь на данные возрастные особенности, в этом возрасте нужно уделять внимание свойствам предметов и исследовательской деятельности детей.
 
В 4 года у ребенка совершенствуется сенсорная функция: он правильно дифференцирует цвета и оттенки, знает названия шести основных цветов. Различает и называет основные геометрические фигуры, включая прямоугольник и овал. Различает пространственные отношения: около, рядом, между, перед. Умеет соотносить предметы по длине, ширине и высоте. Узнает бытовые предметы на ощупь. Улучшается слуховое внимание и восприятие. Будет полезно научить малыша подружиться с помощниками: глазками, носиком, ротиком, ушками, ножками  и ручками. С помощью различных каналов восприятия развиваются все психические процессы, свойства и состояния ребенка.
 
В развивающих играх ребенку можно предложить задания на развитие наглядно-образного мышления (картинки-нелепицы), эмоциональной сферы (добавляется знакомство с эмоциями страха и удивления), воображения (дорисовать рисунок, придумать название).
 
К четырехлетнему возрасту появляется сюжетно-ролевая игра, поэтому занятие дополняется активными совместными играми, динамическими паузами, во время которых дети учатся принимать сюжет и правила игры.
 
К пятилетнему возрасту активно развиваются все психические процессы и начинают приобретать произвольный характер. Наблюдаются зачатки ответственности за порученное дело. Поэтому длительность занятия можно увеличить на 10 минут. В 5 лет при общении ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников. Совершенствуется эмоционально-личностная сфера. В связи с этими возрастными особенностями детей, полезно начинать занятие с обмена новостями. Тем самым, развивается умение выступать публично. В данном возрасте ребёнок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива. Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия должны быть насыщены играми с участием персонажей и игровым сюжетом.
 
Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой и страхом неизвестности. Избежать негативных эмоций у будущих первоклассников помогут сказки для школьной адаптации, которые оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат правильно обращаться со школьными принадлежностями, развивают аккуратность и самостоятельность, позволяют понять логику процесса обучения, позволяют выработать эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях.
 
Учитывая, что ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, перед школой полезно проводить занятия в игровой форме с элементами учебной деятельности.

Читайте также:  Развитие ребенка и распорядок дня на 4 месяцев

В заключение важно отметить, что развитие ребёнка будет гармоничным и последовательным, если взрослые занимаются этим в единой системе. Мы разработали комплексную программу психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик», которая позволяет сопровождать развитие малыша с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
 
Программа «Цветик – Семицветик» предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года. Основная идея нашей работы в интеграции и систематизации психологического материала. В программе представлены возрастные особенности нормы развития ребенка, тематическое планирование и конспекты занятий с бланками заданий. Также к программе прилагаются рабочие тетради.

Источник

Ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå åñòåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ìàëåíüêèõ äåòåé. Ìåòîäèêà ðàçâèòèÿ îñíîâ ïðîèçâîëüíîñòè ïñèõè÷åñêîé ðåãóëÿöèè. Èãðîâàÿ êîððåêöèÿ â ðàáîòå ñ äîøêîëüíèêàìè. Ïðîöåññ è ýòàïû ïñèõîêîððåêöèè, ñòðóêòóðà çàíÿòèÿ. Àôôåêòèâíîñòü äåòåé.

ÐóáðèêàÏñèõîëîãèÿ
Âèäïðåçåíòàöèÿ
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ08.06.2017
Ðàçìåð ôàéëà2,6 M

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

HTML-âåðñèè ðàáîòû ïîêà íåò.
Cêà÷àòü àðõèâ ðàáîòû ìîæíî ïåðåéäÿ ïî ññûëêå, êîòîðàÿ íàõîäÿòñÿ íèæå.

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Òåðìèíîëîãèÿ ñëîæíîãî íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ äåòåé. Ïñèõîëîãî–ïåäàãîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå äåòåé ñî ñëîæíûìè íàðóøåíèÿìè â ðàçâèòèè çà ðóáåæîì. Îñîáåííîñòè àìåðèêàíñêîé ïðîãðàììû îáó÷åíèÿ îñíîâàì íàó÷íûõ çíàíèé äëÿ äåòåé ñî ñëîæíûìè ñåíñîðíûìè íàðóøåíèÿìè.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [56,9 K], äîáàâëåí 01.02.2011

  • Îñîáåííîñòè ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé «ãðóïïû ðèñêà», èõ õàðàêòåðèñòèêà, âûÿâëåíèå è ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå. Êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùàÿ ïðîãðàììà íà ïðèìåðå ÌÎÓ ÑÎØ ¹ 163 ã. Çåëåíîãîðñêà. Äèàãíîñòè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå ó÷àùèõñÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [1,6 M], äîáàâëåí 21.06.2012

  • Àíàëèç ñîâðåìåííîé ñèñòåìû èíêëþçèâíîãî îáðàçîâàíèÿ. Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà ëèö ñ íàðóøåíèåì ñëóõà. Îðãàíèçàöèÿ è ñîäåðæàíèå äèàãíîñòè÷åñêîé ïðîãðàììû èññëåäîâàíèÿ äåòåé ïîñëå êîõëåàðíîé èìïëàíòàöèè, èõ ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [69,3 K], äîáàâëåí 06.10.2017

  • Õàðàêòåðèñòèêà ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå äåòåé è ïîäðîñòêîâ, èñïûòûâàþùèõ òðóäíîñòè àäàïòàöèè è ñîöèàëèçàöèè. Àíàëèç âîçìîæíîñòåé ïñèõîëîãè÷åñêîé êîððåêöèè äåòåé ñ ðàííèì äåòñêèì àóòèçìîì.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [119,3 K], äîáàâëåí 02.05.2015

  • Ïðîáëåìà ñòàíîâëåíèÿ ëè÷íîñòè â ïðîôåññèè. Ðàçâèòèå ïðîôåññèîíàëüíîãî ñàìîñîçíàíèÿ ñòóäåíòîâ, åãî ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå. Ñòðóêòóðà âçàèìîñâÿçè æèçíåííûõ öåííîñòåé ó ñòóäåíòîâ ðàçíûõ ñïåöèàëüíîñòåé è âîçðàñòîâ. Ïóòè ñàìîîðãàíèçàöèè ñòóäåíòîâ.

    ðåôåðàò [24,5 K], äîáàâëåí 29.01.2010

  • Êðèòåðèè óñïåøíîé àäàïòàöèè. Ïðîÿâëåíèå ñòðåññîâîãî ñîñòîÿíèÿ ïðè àäàïòàöèè. Ñèñòåìà ðàáîòû ÄÎÓ â ïðîôèëàêòè÷åñêîé ðàáîòå ïî äåçàäàïòàöèè äåòåé. Äèàãíîñòèêà ðàçâèòèÿ ñîöèàëüíûõ íàâûêîâ ðåáåíêà. Ïàðàìåòðû ãîòîâíîñòè ïîñòóïëåíèÿ åãî â äîøêîëüíîå ó÷ðåæäåíèå.

    ïðåçåíòàöèÿ [4,7 M], äîáàâëåí 02.10.2014

  • Èññëåäîâàíèå ñïîñîáîâ ïðèñïîñîáëåíèÿ äåòåé-ëåâøåé ê òðàäèöèîííûì ìåòîäèêàì îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ. Àíàëèç íàðóøåíèé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, âîçíèêíîâåíèÿ òðóäíîñòåé â îáó÷åíèè, íåâðîòè÷åñêèõ è ñîìàòè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ ïðè ïåðåó÷èâàíèè ëåâîðóêèõ äåòåé.

    ðåôåðàò [35,6 K], äîáàâëåí 16.09.2011

  • Äåòñêèé àóòèçì è åãî îñîáåííîñòè. Ïñèõîëîãè÷åñêèå òåîðèè àóòèçìà è ïðîöåññ ðàçâèòèÿ àóòè÷íîãî ðåáåíêà. Ôîðìû ïðîÿâëåíèÿ äåòñêîãî àóòèçìà. Ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå äåòåé ñ àóòèçìîì. Ìåòîäû ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîìîùè äëÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì àóòèçìà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [39,4 K], äîáàâëåí 06.05.2008

  • Ïîíÿòèå è îñíîâíûå êàòåãîðèè îäàðåííîñòè äåòåé. Ðåêîìåíäàöèè ê ïñèõîëîãè÷åñêîìó ñîïðîâîæäåíèþ îäàðåííûõ äåòåé. Ðåàëèçàöèÿ ïðåçèäåíòñêîé ïðîãðàììû «Îäàðåííûå äåòè». Ïîíèìàíèå îäàðåííîñòè êàê ïñèõè÷åñêîãî ÿâëåíèÿ ñ òî÷êè çðåíèÿ ñîâðåìåííîé ïñèõîëîãèè.

    ïðåçåíòàöèÿ [320,0 K], äîáàâëåí 09.10.2013

  • Âîçðàñòíàÿ ïåðèîäèçàöèÿ â îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãèè. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ äåòåé 3-4-õ ëåò. Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé 4-5 ëåò. Ôîðìèðîâàíèå ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ. Íàïðàâëåíèÿ ðàáîòû ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîãî ñîïðîâîæäåíèÿ.

    ñòàòüÿ [24,0 K], äîáàâëåí 25.04.2010

Психологическое сопровождение естественного развития ребенка

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник