Развитие ребенка знакомство с буквой с
Наталья Орешкова
Конспект «Знакомство с буквой «С»
Конспект совместной образовательной деятельности
«Знакомство с буквой С».
Программные задачи:
• Познакомить с буквами С, с и тем, что они обозначают звуки «с» и «сь».
• Закреплять умение проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.
• Закреплять умение называть ударный звук в слове.
• Продолжать совершенствовать чтение детей.
• Продолжать учить составлять предложения из 2-3 слов.
• Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.
Материал. Наборное полотно, слоги, кассы букв, текст №7, картинки, пособие «Покорение вершин».
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Вводная часть.
Ребята посмотрите, что-то опустилось мне на ладошку.
С неба падают зимою мягкие пушинки,
И кружатся над землею, милый….(снежинки).
Воспитатель разжимает ладонь и показывает «снежинку». Посмотрите в окно. Все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Как кружатся снежинки…Медленно «снежинки» полетели и заняли свои места. (Дети, выполняя движения, садятся за столы.
Нас с вами в гости пригласили жители одной замечательной страны. Страна эта – Азбуковедение. В ней живут буквы и звуки. Не случайно я вам показывала снежинку. Это приглашение, в виде снежинки прислала нам одна из букв. У неё сегодня праздник.
В приглашении написано: «Чтобы попасть в страну Азбуковедения нужно точно произносить звуки и знать правила написания букв».
I. Разминка. «Какие бывают звуки?»
Какие бывают звуки? (Гласные и согласные).
Как мы их различаем?
Какими могут быть гласные звуки? (Ударные и без ударными).
Какой фишкой мы обозначаем гласные звуки? (Красная).
Назовите мне гласные буквы, обозначающие мягкость согласных?
Что мы знаемо согласных звуках? (Бывают: твердые и мягкие).
Какой фишкой мы обозначаем твердые согласные звуки? (Синей)
Какой фишкой мы обозначаем мягкий согласный звук? (Зеленой)
В каких случаях мы пишем слово с большой буквы? (Имя, название).
II. Игра «Кто внимательный?»
1. Какой одинаковый звук в словах: снег, снежинка, санки? (Звук С).
2. Какие «снежные» слова вы знаете? (Снежная баба, снеговик, снежинка, снег и т. д.)
III. Звуковой анализ слов Сима и сани.
На чем же можно поехать в сказочную страну Азбуковедения? (Сани)
А поедет с нами девочка Сима.
Лучшим подарком для буквы будет правильно составленные схемы этих слов: Сима и сани.
1. Звуковой анализ слова Сима.
Дети разбирают слово.
— Сколько звуков в слове?
— Назвать звуки по порядку.
— Назвать ударный гласный звук и т. д.
2. Звуковой анализ слова САНИ (аналогично слову Сима).
ВОПРОСЫ: Какие звуки в словах обозначены фишками?
Звук «с» и «сь»
Как воздух выходит из шарика? (С-с-с)
Показывается и называется новая буква.
Воспитатель предлагает заменить фишки на буквы из конвертов
Нарисуем в воздухе.
ЗАДАНИЕ: «На что похожа буква». Рассматривание картинок и чтение веселых стихов.
3. Составим предложение из этих слов (дети предлагают свои варианты).
IV. ИГРА «ЖИВЫЕ СЛОВА».
К доске вызываются дети. (На примере, слова дом.) Каждый из них получает фишку название звука («Ты будешь звук д.»). Затем воспитатель вызывает к себе «звуки»: «Подойди ко мне звук д, теперь подойди звук м, подойди звук о».Дети должны встать в том же порядке, в каком стоят звуки в слове. Постепенно игра усложняется: воспитатель раздает детям звуки по номерам, а вызывает к себе по названиям звуков.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Мы на саночки садимся, Мчимся мы быстрее всех!
И под горку быстро мчимся. Потом в лес все побежали
Снег, снег, белый снег. И в снежки играть мы стали.
(Во время физкультминутки дети приседают, быстро шагают на месте, руки сзади, потом имитируют игру в снежки.)
V. Чтение текста.
(Текст на усмотрение воспитателя)
VI. Слоговое лото.
А вот и горы страны Азбуковедения. Пройдем по горам.
ЗАДАНИЕ: «Покорение вершин.»
Мы покорили вершины, прочитали слова.
VII. Нарисуем подарок букве.
(По точкам обвести предлагаемую картинку или раскрасить фрагменты с буквой С.)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.
P.S. В конспекте использованы материалы из книги «Занимательное Азбуковедение» В. В. Волиной.
Источник
Вполне естественны мечты любого родителя о том, чтобы его малыш был не по годам развитым, способным, как можно раньше научился читать и считать. И мы стараемся делать всё возможное, чтобы так оно и было. Но все детки разные — каждый обладает своим темпераментом и отличительными чертами характера, наделён от рождения свойственными только ему способностями и, соответственно, развитие каждого малыша проходит по своему уникальному пути.
Сегодня я хотела бы затронуть очень важную тему знакомства ребёнка с буквами — ведь как без них научиться читать. Некоторым деткам процесс изучения и запоминания алфавита даётся очень легко, и они плавно и также без особых усилий переходят непосредственно к чтению. Но так происходит не у всех малышей. Бывает, что ребёнок никак не может запомнить буковки, да и просто не проявляет желания этим заниматься. Примерно так было у нас.
Наша история
На мой взгляд, мы с сынишкой довольно поздно приступили к знакомству с алфавитом — примерно с 4,5 лет. А всё потому, что долгое время у меня никак не получалось заинтересовать своего малыша буквами. Скорее всего, причины этого скрывались в его непоседливом нраве и склонности к подвижному образу жизни.
Нам всегда довольно тяжело давались игры и занятия на развитие мелкой моторики, которые требовали усидчивости, пусть и не очень продолжительной. Даже будучи маленьким, он всегда отдавал предпочтение играм с мячом, освоению спортивных комплексов и беговым занятиям. Думаю, многие мамы мальчиков, да и некоторых девочек тоже, сталкиваются с такими трудностями.
Мне зачастую приходилось буквально на ходу придумывать развивающие моменты и между делом, незаметно вплетать их в любимые занятия сына. Поэтому пока сынишка был маленький, буквы никак не вклеивались в нашу познавательную среду. Хотя я всё равно не оставляла попытки заинтересовать своего непоседливого малыша буквами родного алфавита.
Звуковой плакат «Говорящая азбука»
Наши «буквенные» дела немного сдвинулись вперёд, когда в подарок на своё 3-летие сынишка получил звуковой плакат «Говорящая азбука». Думаю, что сейчас такая азбука есть у многих малышей. Сынок сначала заинтересовался новой интересной вещицей, но вскоре перестал обращать на неё внимание. Возможно, ещё не пришло время, а, может быть, он просто тогда не до конца понял смысл этого «говорящего» предмета. После этого мы решили пока убрать азбуку-плакат с видного места, но оставили её в зоне доступа ребёнка.
Через какое-то время сынишка сам начал периодически её доставать, включать и играть с ней. Причём любил он это делать один, без нашего участия. И с тех пор как-то само собой процесс пошёл.
Деревянные буквы
Вскоре после «Говорящей азбуки» у нас появился набор деревянных букв «Алфавит». Замечательный набор! Как много раз он нас выручал в занятих и играх. Мы составляли из них слова, использовали в игровых квестах, обводили их и вырезали, а потом украшали буковки-заготовки различными творческими техниками, да ещё много других занятных идей осуществили с их помощью.
Появился у нас этот набор также в раннем возрасте, но, в отличие от «Говорящей азбуки», сынок довольно часто открывал коробочку с буквами, рассматривал их и изучал на ощупь, искал такие же буквы на плакате с алфавитом. И в этом случае также больше предпочитал самостоятельно с ними заниматься. Лишь иногда приглашал меня поиграть вместе с ним — и мы составляли разные простые известные ему слова. Первое выложенное нами слово, конечно, было имя сынишки.
Кубики
Имеются у нас и кубики с буквами, но играть с ними по назначению сынишке почему-то не особо нравилось — он больше возводил из них разные постройки. Хотя, на мой взгляд, буквенные кубики — отличная возможность в простых игровых ситуациях познакомить малыша с алфавитом с самого раннего возраста.
Наш набор кубиков «Буквы» выглядит вот так:
Кубики деревянные, очень гладкие, с закруглёнными углами, с яркими цветными буквами — вполне достойный выбор для игр и занятий с малышами.
Книги — помощники
Считаю, что одним из значимых толчков к активному освоению сыном алфавита, стало появление у нас замечательной книги Георгия Юдина «Букварёнок» (Лабиринт, Озон). В книге есть всё, что может привлечь внимание ребёнка:
- крупные отчётливые буквы;
- интересные ассоциации;
- примеры звукоподражаний;
- коротенькие смешные и занятные рассказы, связанные с каждой буквой;
- краткая история изобретений и появления разнообразных предметов, преподнесённая доступным языком.
Нам эту книгу дали на время — и мы очень быстро и с большим удовольствием её прочитали. Изначально мы договорились знакомиться с тремя буковками в день, чтобы новая информация хорошенько усвоилась, и сынишка каждый день с нетерпением ждал момента, когда мы снова откроем книгу.
Знакомство с буквами русского алфавита в компании «Букварёнка» происходит весело, легко, задорно и с большим интересом. Считаю, что каждый малыш обязательно должен подержать в руках и полистать странички этого великолепного издания.
А ещё одновременно с «Букварёнком» мы регулярно и, самое главное, с удовольствием начали просматривать азбуку, по которой изучала буквы я в детстве и которая отлично сохранилась с тех времён.
Постепенно мы подключили к занятиям ещё одну очень занимательную книгу-альбом «Домашняя азбука» (авторы В. Букатов, М. Ганькина, Т. Ярыгина). Это практическое руководство для занятий с детками 4-7 лет, или, как обозначено на обложке, — «Весёлый учебник для родителей и маленьких детей».
Действительно, в книге множество игровых заданий и занятий на развитие мелкой моторики, речи, внимания, памяти, мышления. Присутствует постоянное вплетение познавательного материала в бытовую среду, а также поэтапное закрепление полученных знаний в играх и заданиях рубрики «Переменка». Скажу больше, эта книга — просто сокровищница увлекательных идей для лёгкого изучения алфавита.
В конце книги есть большой разъяснительный раздел «Как работать с азбукой». А после изучения всего алфавита авторы предлагают провести домашний праздник «Моя азбука» и дают не только подробный план подготовки к нему, но и даже сценарий самого праздника. Мы с сынишкой такой праздник ещё не устраивали, но, думаю, всё ещё впереди.
Настольные игры и карточки
В нашей игровой коллекции есть несколько настольных игр, направленных на изучение алфавита. Каждая из них по-своему интересна и помогает малышу освоить буквы. Расскажу кратко об этих играх.
Набор мягких букв «Алфавит» — универсальная и очень занятная игра-трафарет из пористой резины. Появился у нас этот набор давно, сразу очень полюбился моему сынишке, и по-прежнему он иногда обращается к нему. Играть с такой азбукой можно по-разному — вот некоторые варианты игр:
- вынуть из планшета все буквы (буковки разбежались и потерялись) и снова вставлять каждую на своё место (поможем найти каждой буковке свой домик);
- во время купания ребёнка высыпать все буквы в воду, искать и вылавливать ситечком каждую названную взрослым букву и «приклеивать» их по порядку на ванну или кафельную плитку — в итоге получаются слова (потом вместе водим пальчиком и читаем);
- сортировать рассыпанные буквы по цвету, затем считать их количество и определять, каких больше и меньше.
Каждый раз можно придумывать новые игровые ситуации с набором мягких букв. Думаю, что подобный алфавит можно попробовать сделать в домашних условиях из пористой резины для творчества или из плотных хозяйственных губчатых салфеток, вырезав заранее нанесённые контуры букв канцелярским ножом.
Развивающая игра «Буквы» для детей от 3 до 7 лет — состоит из 8 блоков с буквами и 40 карточек-пазлов с изображением различных животных и предметов.
Правилами предусмотрено несколько вариантов игр разного уровня сложности:
- подбирать и прикреплять нужные картинки к каждому блоку;
- «Загадалка» — отгадать только по описанию, не глядя, выбранную картинку;
- «Цепочка» — на умение находить общие признаки и свойства предметов;
- «Прятки» — на развитие зрительной памяти.
Обучающая игра «Эрудит. Дружные буквы» (от 3 лет). В составе игры — 9 огромных игровых полей, а также комплект из 88 фишек с буквами и 33 пустых фишек.
Приступая к игре, малыш попадает в страну Буковка и постепенно знакомится с жителями этой яркой страны — Буквами. Для каждого игрового поля предусмотрено несколько разнообразных вариантов игр, также можно вместе с малышом придумывать свои сюжеты.
Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?
Наведите порядок в детской легко и с удовольствием с бесплатным аудиокурсом «Порядок в детской за 5 дней»!
Все девять полей очень большие и яркие — отличный способ заинтересовать и увлечь малыша познавательной игрой.
Развивающие карточки «Смурфики. Буквы и слоги» (от 3 лет) — это 33 яркие карточки с буквами и заданиями. Занимаясь с ними, малыш, помимо изучения алфавита, учится составлять слоги и простые слова.
На двух отдельных карточках приведены семь разнообразных и доступных вариантов игр (находилки, словоделка, придумывалка, «Наугад», «Кто больше», «Попал!»). Эти карточки мы обычно брали с собой в разные поездки на транспорте или в поликлинику — с их помощью весело и с пользой проводили время в периоды длительных ожиданий.
Садовая азбука-плакат
Прошедшее лето почти полностью мы провели на даче. И по нашему приезду туда мне пришла идея, как простым и познавательным способом закрепить полученные недавно азбучные знания. Из оставшегося на даче рулона от обоев мы сделали длинный плакат, крупными буквами написали сверху название «Садовая азбука» и повесили его на веранде на стену.
Я заранее подготовилась, выписав себе все садовые растения, имеющиеся у нас в цветнике, на огороде и вокруг дачного участка — чтобы ничего не упустить и сделать нашу садовую азбуку максимально полной и насыщенной. Скажу сразу, что окружащих нас в саду растений нашлось практически на каждую букву, а на некоторые буквы даже по несколько видов. Единственная сложность была с буквой «ю» — мы на эту букву нашли вьюнок и в подписи на плакате просто подчеркнули эту букву в слове.
Затем постепенно мы начали заполнять плакат: каждый день обозначали на нём новую букву, двигаясь в алфавитном порядке, и сразу выходили в сад искать растения, цветы, кустарники, деревья, ягоды, фрукты или овощи, название которых начинается на эту букву. Найдя нужное нам растение, мы аккуратно отрывали от него небольшую веточку, листок или цветочек, и приклеивали (на клей ПВА или на скотч) эту часть растения на плакат рядом с соответствующей буквой. Рядом с растением я подписывала его название, и мы прочитывали его вместе несколько раз.
Наши занятия по садовой летней азбуке, к моей великой радости, очень увлекали сынишку. Он не только в совершенно непринуждённых условиях постоянно повторял буквы и приобретал так необходимые ему навыки чтения, а также между делом знакомился с новыми видами растений и узнавал о них много интересного. Постепенно веточки и цветочки на плакате в жарких и немного притенённых условиях подсыхали и приобретали вид своего рода гербария — выглядит это вполне привлекательно. Жаль только, показать сейчас нашу «Садовую азбуку» не смогу — она осталась на даче, а сфотографировать её так и не успели.
Самодельные буквы и простые игры
А сейчас хотела бы упомянуть ещё несколько простых в реализации идей для наглядного знакомства с буквами и их запоминания, которые я между делом подключала к нашим игровым занятиям в разные периоды. Думаю, что многие из них вам известны и уже применялись в занятиях, но всё равно лучше расскажу.
Буквы из солёного теста или пластилина — лепим, подсушиваем и играем.
Буквы из продуктов (из фасоли, бобов, разного вида макарон) — отличный вариант развивающих и обучающих занятий на кухне.
Буквы из подручных материалов — в наших домах находится масса бытовых безопасных предметов, которые могут использоваться в развивающих занятиях с детками, в том числе и в изучении алфавита.
Это могут быть деревянные палочки и брусочки, пуговицы, декоративные камушки, морские или речные камни, крышки от пластиковых бутылок, прищепки, ракушки и т.п.
Выкладываем этими предметами буквы и заодно развиваем мелкую моторику.
Уличная азбука — на прогулке между делом напишите несколько букв или какое-то слово на снегу, на песке, на земле и попросите малыша повторить за вами. Также буквы и слова можно выкладывать из веточек, камушков и опавших листиков.
Картонные буквы — из любых использованных картонных упаковок и коробок с крупными надписями вырезаем буквы и составляем из них различные слоги и слова:
Самодельная азбука — на отдельных альбомных листах пишем объёмные буквы и просим малыша из имеющихся журнальных вырезок подобрать картинки, изображения на которых начинаются на эти буквы, и приклеить их рядом с нужной буквой. На фотографиях — странички из нашей самодельной азбуки, сделанной в 3 с небольшим годика сына:
Игра «Отгадай букву» — пишем рукой по одной букве в воздухе или на спине малыша и просим её отгадать. Периодически меняйтесь ролями — пусть ребёнок показывает, а взрослый отгадывает. Также буквы можно изображать с помощью тела. Эти весёлые занятия обычно очень нравятся деткам.
Проводилки — взрослый на альбомном листе пишет крупные объёмные буквы и предлагает малышу пройти карандашом по буквенному лабиринту. Проводить линии можно по-разному, проявляя фантазию: каждый раз обводя новый контур или, не отрывая карандаша от бумаги, делать контуры по спирали. Буквенные заготовки можно использовать неоднократно, проводя дорожки разными цветами. Это хорошее занятие для подготовки руки к письму. Потом буквы можно вырезать по контуру (заодно малыш потренируется в вырезании) и использовать в других интересных играх и занятиях.
Чтение
Вот так, постепенно используя все перечисленные способы, буквы мы с сынишкой всё-таки освоили, хоть и поздно и не без труда. Сейчас у нас другой период — активного обучения чтению. И предпочитает сынок заниматься совсем не по очень популярному сейчас букварю Н.С. Жуковой (Лабиринт, Озон), по которому у него проходят занятия в детском саду. Дома он всегда выбирает тот самый советский букварь — сохранившееся наследие прошлых поколений. Сынишке перешли от мамы с папой целых два букваря, немного отличающихся друг от друга. И каждый раз он сам выбирает — какой букварь мы будем читать, мамин или папин. Сынок очень трепетно относится к этим книгам. Кто знает, может, вполне реальная связь поколений сделает своё дело — и наш ребёнок совсем скоро будет читать уже сам.
Автор: Светлана Мельникова
Как проходило знакомство с буквами у вашего малыша? А, возможно, вы именно сейчас изучаете алфавит и вам есть, чем поделиться. Мы будем очень рады обратной связи! Нажимайте на кнопочки социальных сетей, если материал оказался вам полезным!
Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?
Наведите порядок в детской легко и с удовольствием с бесплатным аудиокурсом «Порядок в детской за 5 дней»!
Автор: Клуб Увлеченных Мам
Все статьи автора
Под этим ником мы публикуем статьи приглашенных авторов и гостевые посты друзей «Клуба Увлеченных Мам».
Предыдущие записи рубрики
- Читательский дневник Егора за осень (8+): познавательные книги
- Джо Боулер «Математическое мышление»: рецензия на книгу
- «Умные книжки» для школьников на каникулах
- Обзор настольной игры «Шорохи в ночи»
- Обзор настольной игры «Все на борт!»
Вам будет интересно:
Источник