Развитие ребенка все тянет в рот

Процесс познания окружающего мира происходит постепенно.
Сперва малыш слушает и наблюдает, затем пробует на вкус различные предметы.
В связи с этим у родителей возникает закономерный вопрос, как отучить ребенка тащить все в рот.
Почему ребенок тянет все в рот?
Во рту человека находится большое количество нервных окончаний, которые помогают исследовать окружающий мир и получать информацию о различных предметах.
Привычка пробовать все на вкус является нормальной и естественной для детей 5-6 месяцев. У некоторых малышей она сохраняется вплоть до 2-3 лет. Еще одна причина заключается в прорезывании молочных зубов.
Процесс начинается в 4-5 месяцев и доставляет сильный дискомфорт (десны болят и чешутся). Посторонние предметы облегчают состояние, помогают избавиться от зуда и неприятных ощущений. Помимо физиологических факторов, есть еще и психологические. Привычка засовывать пальцы и предметы в рот может возникать по разным причинам. Одни дети испытывают дефицит внимания, другие – переживают стресс и пытаются таким образом успокоиться.
Комаровский говорит о том, что привычка тащить в рот посторонние предметы может быть связана с более серьезными проблемами. Если она сохраняется у ребенка старше 3 лет, следует обратиться к педиатру. Диагностировать анемию позволяет общий анализ крови, обнаружить нарушения в работе органов чувств – консультации узких специалистов.
Избавиться от привычки поможет развитие других органов чувств. Можно сделать упор на тактильные ощущения (для этого подойдут пальчиковые игры). Со временем ребенок поймет, что трогать и рассматривать окружающие предметы не менее интересно, чем пробовать их на вкус.
Чем это опасно?
В течение первого года жизни привычка не только нормальна, но и необходима. Она позволяет исследовать окружающий мир и облегчает дискомфорт, возникающий при появлении молочных зубов. Чтобы малыш не причинил себе вреда, нужно тщательно отбирать предметы для удовлетворения сосательного рефлекса.
Они должны быть чистыми, прочными, изготовленными из безопасных и гипоаллергенных материалов, без мелких деталей и острых углов. По мере взросления, ребенка рекомендуется отучить от этой привычки, т. к. она является достаточно опасной.
К числу возможных последствий относят:
- повреждение стенки кишечника острым предметом – иголкой, куском стекла;
- отравление бытовой химией, лекарственными препаратами, различными ядами;
- попадание в организм инфекции, глистов и паразитов (особенно если в квартире есть домашние животные);
- закупорка дыхательных или желудочно-кишечных путей.
Данная привычка представляет опасность для жизни и здоровья малыша. Кроме того, сосание и жевание посторонних предметов вызывает брезгливость у окружающих.
Что делать родителям?
Как отучить ребенка тащить все в рот? Дети во всем подражают родителям, поэтому начинать нужно с себя: не использовать зубочистки, выбрасывать упавшую на пол еду и пищу. Также стоит попрощаться с вредными привычками (перестать грызть ногти, наконечники ручек и карандашей).
Прорезыватель поможет пережит период прорезывания зубов
Важно четко разграничивать вещи, которые можно и нельзя брать в рот. Запрет не должен выглядеть, как прихоть родителей, поэтому каждое свое решение нужно аргументировать. Если ребенок пытается взять с пола ватную палочку, следует сказать ему, что она невкусная, грязная и ей можно подавиться
В качестве альтернативы можно предложить печенье со стола (если хочется есть) или специальный прорезыватель (когда режутся зубки). Задача взрослых во время воспитания – придерживаться одной модели поведения. Требования, запреты и разрешения должны исходить от всех родственников и быть постоянными.
Особенно важно сообщить об этом бабушкам и дедушкам (они жалеют детей и позволяют им намного больше, чем родители).
Если причина кроется в стрессе или недостатке внимания, следует окружить малыша любовью и заботой. Ребенок должен понимать, что рядом есть родители, которые всегда успокоят его и поддержат.
Если проблема вызвана прорезыванием зубов, нужно купить специальное приспособление для облегчения зуда (некоторые из них обладают охлаждающим эффектом). Длительное сохранение привычки требует обращения к врачу, сдачи анализов и проведения необходимых обследований. Возможно, ребенок нуждается в лечении.
Ребенок должен всегда понимать, чем обусловлен тот или иной запрет.
Советы специалистов
Чтобы отучить малыша от вредной привычки, специалисты рекомендуют:
- играть вместе. Рассказывать малышу о происхождении и назначении мелких деталей: «Это колпачок от ручки. Его можно снять и надеть обратно», «Это кубик. Давай поставим его так, чтобы получилась картинка»;
- учить взрослому поведению. Дети любят новые игры, поэтому родители могут взять это на вооружение. Следует рассказать малышу о том, что такое мусор и куда его нужно выбрасывать. Однако у этого метода есть недостаток. Когда ребенок научится пользоваться ведром, в нем может оказываться все, что лежит на полу (в т. ч. нужные вещи). Чтобы избежать этого, стоит завести для малыша отдельный игрушечный контейнер;
- отвлекать. Нужно хвалить малыша за хорошее поведение и направлять его внимание на другие вещи, когда он пытается поступить неправильно. Если ребенок тянет что-то в рот, стоит отвлечь его книгой, игрой или даже едой.
Многие родители допускают ошибки во время воспитания:
- вырывают предметы из рук. Когда взрослые пытаются забрать какую-то вещь у ребенка, она приобретает для него максимальную ценность. Малыш выпустит предмет только тогда, когда его отвлечет что-то более интересное;
- приказывают, кричат. Не стоит использовать авторитарный подход, сопровождать действия словами «нельзя, потому что я так сказала» и уж тем более демонстрировать физическую силу. Дружелюбное общение подкупает и вынуждает идти на компромисс, а крики – вызывают стресс и усугубляют вредную привычку.
Видео по теме
Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок все тянет в рот:
Если ребенок тянет все в рот, причины могут быть физиологическими и психологическими. До 1 года такое поведение считается нормальным, затем нужно принимать соответствующие меры. Если родители не могут справиться самостоятельно, следует обратиться к педиатру или детскому психологу.
Источник
Попробуем разобраться, откуда у крохи привычка все пробовать на зуб и как от нее избавиться.
25 июня 2019·Текст:
Екатерина Морозова·Фото:
GettyImages
В норме малыши до 1,5–3 лет все тянут в рот. Хотя все индивидуально, и границы могут размываться. Тяга эта объяснима. Во внутриутробном периоде ребенок получал все необходимые вещества через пуповину. После рождения еда начинает поступать через рот, и становится жизненно важно освоить оральный способ ее получения. Так что эта часть тела на данном этапе действительно приобретает совершенно особый статус. И это биологически обоснованная перемена. Однако через рот поступает не только пища. Почти все удовольствия, которые может раздобыть для себя младенец, связаны с сосанием. А это удовлетворение голода и утешение в печали. Ведь, когда надо успокоиться, ему тоже требуется грудь. Рот ассоциируется у ребенка с положительными эмоциями. И тянуть все в рот ему очень даже нравится. Чего не скажешь о родителях.
Орган чувств
Помимо главного предназначения рот в определенном смысле превращается в еще один и очень важный орган осязания. С его помощью малыш пробует этот мир на вкус. В прямом смысле слова. Ребенок при помощи языка и губ узнает о свойствах самых разных предметов, при этом в зависимости от их вкуса и текстуры испытывает как положительные, так и отрицательные эмоции. Взаимоотношения с мамой и возможность удовлетворить свои потребности на данном этапе формируют базовое доверие либо недоверие к миру и к людям.
Тянуть в рот все, что только попадает к ним в руки, дети начинают ближе к 5–6 месяцам. Так они знакомятся с предметным миром, что в конечном счете будет способствовать зарождению самостоятельности.
Полезные тренировки
Первые два месяца ребенок пробует все на вкус, непосредственно подтягиваясь ртом к объекту исследования, а после третьего месяца жизни и до 1,5–3 лет уже рука все подносит ко рту. На этом этапе активно развивается как крупная, так и мелкая моторика. Чтобы предмет поднести ко рту, к нему нужно приблизиться (подползти, подойти, подтянуться) и крепко схватить, далее поднести ко рту.
На освоение речи эта «вредная» привычка тоже влияет. Когда малыш все тянет в рот, он тренирует мышцы языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, которые участвуют в артикуляционной деятельности.
Оральная стадия
Зигмунд Фрейд выделил пять стадий психосексуального развития личности, и первую из них он назвал оральной. Свою теорию он выдвинул более века назад, тем не менее некоторые ее постулаты актуальны и на сегодняшний день. Эти особенности тоже стоит учитывать, подбирая воспитательные тактики для контроля и надзора за «вредной» привычкой.
0 месяцев – 1,5 года
Оральная стадия, по Фрейду, охватывает возраст с рождения до полутора лет. По современным представлениям сюда относятся период младенчества (от 0 до года) и раннего детства ребенка (с 1 до 3 лет). Оба этапа – время активного сенсорного развития. Сейчас тренируются все органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.
Параллельно малыш остро нуждается в тесном и искреннем эмоциональном контакте со значимым взрослым. Чаще всего с мамой, а если она отсутствует по каким-то причинам, то с замещающим ее человеком – папой, бабушкой, няней. В этот период очень важно целовать, обнимать, гладить ребенка. Если у мамы с малышом тесная связь не выстраивается, он может начать отставать в развитии.
На этой стадии закладываются основные установки: зависимости/независимости, доверия/недоверия в отношениях с людьми, чувство опоры/уверенность в невозможности получить помощь от других людей. То есть идет закладка базисного доверия к миру и к людям. На этом этапе ребенок сосет мамину грудь, чувствует нежность и любовь по отношению к себе.
Пустышка на оральной стадии развития никакой важной роли не играет. Она не помогает и не мешает ребенку: он всегда может от нее избавиться и взять в рот нечто иное или поупражняться в речи. Пустышка просто успокаивает беспокойного малыша и помогает детям с чрезмерным сосательным рефлексом.
Если контакт с мамой слабый, вместо груди малыш может начать сосать палец. Цель одна: уменьшить напряжение, которое возникает в связи с нехваткой материнской заботы. Чтобы избежать подобных проблем, многие психологи рекомендуют длительное грудное вскармливание по требованию.
А еще на этой стадии важно избегать крайностей. Гипо- или гиперопека со стороны мамы негативно сказывается на психоэмоциональном развитии ребенка. В будущем он может стать, соответственно, чрезмерно зависимым или, наоборот, чрезмерно независимым (то есть не будет нуждаться в близких доверительных отношениях), доверчивым или недоверчивым.
ну-ка, укуси!
С 6 месяцев начинается вторая фаза оральной стадии – орально-садистическая. В этот период у малыша прорезываются первые зубки.
Теперь жевание и кусание становятся ответной реакцией на фрустрацию – чувство огорчения, печали, грусти, которые сопровождаются тревогой. Чаще всего малыша сильно расстраивает долгое отсутствие мамы или отказ в удовольствии. В этом возрасте ребенок, не видя маму, страдает так, как будто потерял ее навсегда. Ваша задача – помочь ребенку понять, что мама не пропадает, она всегда возвращается. Для этого идеально подходит простая игра в «ку-ку». Вы закрываете лицо руками, затем убираете их и говорите «ку-ку». Потом выходите из комнаты, продолжая говорить с ребенком, чтобы он сумел понять, что даже если маму не видно, она все равно есть и скоро к нему вернется.
В этом возрасте дети часто кусают мамину грудь. Если это произошло, будьте снисходительны. Помните, что ребенок причиняет вам боль невольно, зато ваша реакция будет иметь далеко идущие последствия.
Если вы ответите агрессивно, то в дальнейшем малыш в случае недовольства будет кусаться. Правильнее отстранить ребенка на несколько секунд, сделать грустное лицо и сказать: «Мне больно», но только без ноток обвинения в голосе. Дальше надо выждать несколько секунд, взять ребенка на ручки и ласково с ним поговорить. Так будет формироваться правильный поведенческий паттерн добра и прощения.
Очень важно, чтобы в этот период расставания с мамой проходили плавно. Если вам нужно выйти на работу, постарайтесь сделать так, чтобы малыш привыкал к долгой разлуке с вами постепенно. И имейте в виду: если сбой приключается на второй оральной стадии, человек вырастает великим спорщиком, полным сарказма, с пессимистичным взглядом на жизнь и циничным отношением к миру, с потребностью доминировать и эксплуатировать других людей. Остаточное оральное поведение выражается в курении, необузданном аппетите, привычке грызть карандаши или ногти. Человек с оральным типом характера инфантилен и не способен откладывать свои сбережения.
Можно, но осторожно
Недооценить важность оральной стадии просто невозможно. Строгие запреты будут тормозить развитие малыша. Важно не запрещать и ругать, а быть рядом и помогать ребенку знакомиться с окружающим миром самым безопасным способом.
- Необходимо обеспечить малышу максимальную безопасность. Уберите из зоны его доступа все колющие и режущие предметы, бытовую химию и легко бьющиеся предметы. Если у вас есть старшие дети, следите, чтобы малыш не подобрал «в гостях» у брата или сестрички мелкие детали от конструктора или игрушек.
- Если ребенок берет грязный, опасный предмет в рот, его необходимо остановить. По возможности останавливаем спокойно. Говорим коротко и четко: «Это несъедобное», «Мы это не едим», «Это опасно». Будет хорошо, если вы сможете объяснять, как с этими несъедобными предметами принято обращаться. Разумеется, после того, как вытащите их изо рта малыша.
- Используйте простые и понятные, но обычные слова. Упрощенные варианты вроде «Это кака» или «Фу!» обедняют речь. Когда у малыша начнут резаться зубки, предлагайте альтернативу (прорезыватель, соску, сушку…).
- Насыщайте ребенка сенсорной информацией в безопасном режиме. Предлагайте игры на развитие сенсорного восприятия.
- Даже если ребенок нарушает правило, очень важно не подвергать его психологической и физической агрессии. Ребенок поступил неверно – поступок не одобряем, а ребенка любим и прощаем.
Источник
Нет такого ребенка, который не пробовал бы на вкус предметы и крошки, поднятые с пола. Но беспокойство родителей вызывают не единичные случаи, а регулярное и постоянное их повторение. Причины, по которым эту привычку надо искоренять:
- Опасность проглотить предмет, который может перфорировать стенку кишечника – маленькую батарейку, приводящую к кислотному разъеданию тканей, иголку, кусок стекла.
- Отравиться таблеткой, бытовой химией, ядом и т. п.
- Опасность подавиться; проглотить предмет, который может застрять при прохождении по желудочно-кишечным путям.
- Попадание инфекции, заражение глистами или паразитами, особенно если в доме живут домашние питомцы.
- Ребенок, который все тянет в рот, вызывает неприязнь и брезгливость у окружающих.
Для начала надо разобраться в причинах
С 4 до 7 месяцев – это прорезывание зубов, стремление чесать десна, пробуждение интереса к окружающим предметам.
Годовалые дети таким образом познают мир.
У детей после 2,5 лет – перерастание во вредную привычку, основная причина – мама вовремя не отучила.
Как бороться – ошибки со стороны родителей
Дети – пример подражания своим родителям, и прежде чем ругать ребенка и запрещать ему, следите за собой. Вот пример основных ошибок, которые допускают родители:
- Упавшую на пол еду (дольку мандарина, конфету, печенье, даже если они в обвертке) не поднимайте в свой рот, а демонстративно, чтобы он видел, несите в мусорное ведро.
- Многие мамы не замечают за собой грубейшую ошибку – подбирают и доедают еду, которую ребенок вытолкнул во время кормления. Ребенок считает эту порцию ненужной, и вы тоже выбросите ее в мусор.
- Неудовлетворительная чистота в доме. Убирайте в квартире каждый день пылесосом, делайте влажную уборку. На кухне убирайте после каждого приготовления и употребления пищи. Если на полу не окажется ничего вкусного, ребенок и не будет проявлять интерес к этим предметам. А если ребенок пробует на зуб все что валяется, это означает, что вкусное с пола ему попадалось. Протирайте регулярно игрушки ребенка влажной мыльной салфеткой. Игрушки, которые он грызет, мойте с мылом ежедневно.
- Не пользуйтесь на глазах у маленького ребенка зубной нитью, зубочисткой, не раскусывайте перед ним орешки, нитки, упаковки, пакеты, какие-то другие несъедобные предметы. Если в доме есть старший ребенок, то его также отучите грызть ногти, карандаши, ручки, ведь маленький будет стремиться все повторить за лучшим другом.
- Не стоит приучать ребенка к пустышке только для того, чтобы он не тянул что-то в рот, от нее тоже придется отучать.
- Кладите вещи на свои места, чтобы ребенок не ходил и не подбирал их за вами в рот.
- Не рекомендуется намазывать пальчики перцем или горчицей – вдруг малыш потрет ими глазки. И таким образом вы нарушите представление ребенка о предмете, в некоторой степени его запугаете.
- Ни в коем случае нельзя ребенка шлепать! Не ругайте ребенка и не бейте по рукам, губам, это только больше спровоцирует его на познание вкуса подобранных с пола крошек. Объясняйте спокойно и с улыбкой: «ого, какая кака лежит», «а давай – кто быстрее ее выбросит». Еще до года объясните ребенку, что на запретные вещи вы покажете ему с улыбкой пальчиком «ну-ну».
Как отучить ребенка все тянуть в рот?
- Запрещайте брать в рот не только сейчас, но и завтра, и послезавтра, и дальше.
- Запрещать должна не только мать, но и другие члены семьи.
- Старайтесь всегда играть вместе. Когда ребенок находит мелкие детальки, рассказывайте откуда они и для чего, переводите интерес ребенка в правильную сторону: «бусинка была в заколочке, вот как красиво»; «кнопочка от платьица, это застежка», «этот кубик от нашей новой игрушки, вот где он должен быть», «этот колпачок от ручки, смотри, как интересно снимать и обратно надевать», «а в ротик брать нельзя, для этого есть вот такая вкусняшка».
- Если ребенок тянет в рот пульт, тапки, мыльницу, то просто возьмите другой такой же предмет и покажите, что ими надо делать, для чего эти вещи предназначены. Но не вырывайте из рук! Вы должны понимать: что бы ребенок не держал в руках, пусть даже сырой картофель, когда вы начинаете забирать, он приобретает самую высокую ценность.
- Не вырывайте запрещенные вещи у ребенка из рук с фразой: «ты что?»,или «нельзя, я сказала!»; объясняйте даже восьмимесячному малышу, почему запрещаете тянуть в рот, учитесь общаться с ребенком, понимать друг друга, и он вам ответит взаимностью.
- Если мелкий предмет уже во рту, не стоит паниковать и орать на малыша – попросите показать язычок, зубки, чтобы он сам его вытолкнул.
- Учите ребенка все отдавать в ваши руки, хвалите его за это, гладьте по головке.
- Когда ребенок опять начинает что-то класть в рот, отвлеките, заманите к игре, книге, одновременно оттягивая «предмет добычи» в сторону.
- В гостях, когда малыш с любопытством трогает все новые игрушки, отвлекайте от желания попробовать их на вкус положенным в руку сухариком.
- Учите ребенка пользоваться мусорным ведром. Детям нравятся новые взрослые игры, показывайте, что соринки надо выбрасывать в ведро. Может, ему стоит поставить свое отдельное маленькое мусорное ведерко с нарисованными зверюшками.
- Совсем другой поворот дела, если у ребенка прорезаются зубы (обильно течет слюна, капризничает по ночам, воспаленные десны) и он просто пытается почесать во рту. В этом случае купите ему прорезыватель для зубов, желательно не один, обезболивающий гель. Давайте ребенку овсяное печенье и сухие корочки хлеба. Мойте ежедневно те игрушки, которыми он чаще пользуется.
Когда стоит задуматься о состоянии здоровья малыша
Привычка грызть ногти может быть реакцией на стресс.
- Если ребенку исполнилось 3 года и больше, а он постоянно что-то грызет (ногти, карандаши, кожу рук и др.), – это может быть реакцией на стресс.
- Если ребенку исполнилось 3 года, а он все новое берет в рот. Это может быть из-за недостаточной функции органов чувствительности (слуха, зрения, обоняния, тактильной осязательности). Решите вопрос с педиатром о необходимости консультации узкого специалиста.
- Если ребенок старшего возраста берет в рот мел, песок, металлические предметы, это может быть симптомом анемии. Надо сдать анализ крови.
Дети с психическими расстройствами не могут контролировать свои действия, поэтому требуется особое пристальное внимание за ними.
Зигмунд Фрейд считал привычку все тянуть в рот не вредной, а даже полезной для изучения окружающего мира, ведь ни один орган не способен выдать такую четкую информацию о предмете, как рецепторы, расположенные в ротовой полости.
Антропологи из Калифорнийского университета считают, что эта привычка поможет избежать в будущем аллергических и ревматических заболеваний. Засовывая в рот разные предметы, ребенок знакомит свою иммунную систему с вредными и безопасными бактериями, грибами, пылью и другими аллергенами. Организм маленького ребенка не получает вреда, т. к. защищен переданным от матери иммунитетом, барьерными антителами грудного молока.
Может быть, вы найдете другие способы отучения ребенка от этой неприятной привычки. Но что бы вы ни применили, учитывайте, что ребенок – тоже человек, и не стоит его воспитывать методами диктата и подавления, неуместными в современном мире.
Источник