Развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром
Татьяна Вячеславовна
Развитие личности ребенка дошкольного возраста при взаимодействии с окружающим миром
Становление личности ребенка младшего дошкольного возраста, его социализация происходит через взаимоотношения с окружающим миром взрослых и детей. Педагогам и родителям важно использовать в воспитании социальные мотивы с целью оказания положительного воздействия на ребенка. Это такие мотивы как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей с целью повышения его самооценки.
Педагогически оправданным считается организация для ребенка ситуации успеха. Ситуация успеха – это последовательность действий или заданий самостоятельно выполненная в эмоционально доброжелательной атмосфере радости и одобрения, создаваемых как вербальными (подбадривающие слова и мягкие интонации, так и невербальными средствами и приемами (мимико-пластическими: открытая поза, доброжелательная мимика, определенные жесты).
В данном случае взрослым помогут такие технологические операции создания ситуации успеха как:
• снятие страха (выраженное в словах: «Не бывает ошибок только у тех, кто ничего не делает…» и др.);
• внесение мотива («Без тебя и твоей помощи мне не справиться…» и др.);
• авансирование успешного результата («Ты справишься с этим…», «У тебя это обязательно получится, и я нисколько в этом не сомневаюсь…»);
• латентное (скрытое) инструктирование ребенка о способах выполнения («Наверное, лучше всего начать с, а затем …», «Ты, конечно же, не забудешь о …» и др.);
• персональная исключительность («Только на тебя я и могу положиться», «Только ты и сможешь предложить…» и др.);
• мобилизация активности, педагогическое внушение («Не терпится узнать, что же у тебя получится», «Ты делаешь так необычно, аккуратно…» и др.);
• высокая оценка определенной детали («Здорово придумал…», «Тебе особенно удалось…», «Самое замечательное в твоем ответе…», «Так чудно…», «Мне интересно твое предположение…», «Это выглядит здорово!», «Это что-то особенное!» и др.)».
Созданные условия дают реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть неуверенность, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и родителей.
Начиная с младшего дошкольного возраста, у ребенка начинает вырабатываться умение взаимодействовать со взрослыми и детским коллективом посредством игровой и трудовой деятельности.
Изначально, для ребенка младшего дошкольного возраста трудовая деятельность является игрой, это приносит ему удовольствие и радость, а самое главное то, что через трудовые действия ребенок тесно и активно взаимодействует с взрослым миром.
«В труде и в игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре малыш действует в воображаемом плане, она не имеет конкретного результата. Ее развитие идет по пути возрастания условности игровых действий.
В труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре».
В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не понимает, что такое труд, как понимают это дети более старшего возраста, малыш еще не может понять, что значит навести порядок, убрать рабочее место, поставить игрушки на свои места, а если его об этом просят, то это очень быстро заканчивается игрой.
Положительное отношение ребенка к трудовой деятельности зависит от педагога и родителя, которые поддерживают стремление малыша участвовать в жизни близких ему людей и позволяют ему совершать самостоятельные действия, общаться с ними на равных, то есть сотрудничать.
В 3 и 4 года ребенок еще очень зависим от оценки взрослого, ему хочется быть рядом с взрослым наравне как партнеры, поэтому в этом возрасте происходит возрастной кризис «Я сам», когда ребенок доказывает окружающим его людям, что он вполне самостоятелен.
Для формирования у детей младшего дошкольного возраста желания быть самостоятельным в своих проявлениях в любом виде деятельности, в том числе, и в трудовой, важную роль играет взаимосвязь ребенка с его семьей и педагогами, которые с ним работают.
В нынешнее время, мы, к сожалению, часто сталкиваемся с проблемой, когда взрослый берет любое действие, даже то, которое ребенок может выполнить самостоятельно, на себя, не давая возможность ребенку самореализоваться, подавляя, а порой и уничтожая стремление ребенка к самостоятельности.
В будущей жизни ребенка это приведет его к нежеланию трудиться и развиваться. Такая личность впоследствии не приносит пользу окружающим, становится инфантильной, безынициативной.
Конечно, в младшем дошкольном возрасте ребенок не может качественно выполнять трудовые действия, например, отжать тряпку, не пролив воду, не может качественно выстирать кукольное платьице, но освоение даже элементарных навыков требует времени и некоторых тренировок. Роль же взрослого заключается в том, чтобы привить любовь к труду, а не наказывать малыша за неумелость или неловкость. И тем более, нельзя использовать трудовое действие как наказание, например, ребенок нечаянно пролил сок на одежду –взрослый говорит малышу: «в следующий раз, если такое повторится, возьмешь тряпку и вымоешь весь пол».
Нужно понимать, что заложенное в детстве негативное отношение к труду или неправильно сформированные навыки сотрудничества ребенок «возьмет» с собой во взрослую жизнь. Поэтому очень важно для взрослых, которые окружают малыша, понимание того, что от них зависит формирование трудолюбия и навыков сотрудничества. Для этого с ранних лет ребенок может и должен иметь свои обязанности, связанные с трудом, например, «Помыть игрушки после прогулки, следить за тем, чтобы обувь стояла на своих местах, вытирать обеденный стол после обеда, наполнять водой поилку для попугая и т. д.».
Во время выполнения трудового действия взрослый должен находиться рядом с малышом, стараясь оказать ему помощь, посоветовать, но не выполнять всю работу за него.
После окончания трудового действия взрослый хвалит ребенка, отмечая положительные моменты его работы. Но, если малыш не завершил свою работу, не заставлять его, а отложить на некоторое время, и обязательно вернуться к тому действию, которое не завершено. Это позволит сформировать у малыша понимание, что все нужно доводить до конца, а значит, разовьет усидчивость и ответственность за свои действия. Посредством трудовой деятельности у ребенка начинает формироваться трудолюбие, а также нравственные отношения, развивается эмпатия, доброта, взаимовыручка, начинают зарождаться товарищеские и коллективные взаимоотношения.
У ребенка 3–х, 4–х лет еще только начинают формироваться дружеские отношения со сверстниками, появляются первые зачатки симпатии друг к другу. Посредством игр, направленных на формирование трудовых навыков и сотрудничество, в которых главную роль играет взрослый, как ведущий и организатор, развиваются и коммуникативные навыки детей, становятся более насыщенными и содержательными их взаимоотношения друг с другом.
Поэтому главной задачей педагога дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми младшего дошкольного возраста является организация трудовой деятельности таким образом, чтобы каждый ребенок испытывал радость от этих занятий.
Как писал отечественный педагог В. А.Сухомлинский: «Радость — могучая воспитательная сила».
С младшего дошкольного возраста формируется привычка трудиться, если это правильно организованный процесс, для этого нужна поддержка семьи. Ведь самым важным для ребенка младшего дошкольного возраста является оценка близких ему людей, через эту оценку у ребенка начинает формироваться и самооценка, что помогает ему становиться уверенным, а значит, многие проблемы будут разрешимы в его будущей жизни.
«Не менее значимо, приобщение к труду тесно связано с приобретением уникального состояния – быть успешным.
Магистр Демянко Т. В.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Развитие ребенка во взаимодействии его с окружающим миром.
2 слайд
Описание слайда:
В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
3 слайд
Описание слайда:
Основная наша задача -помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми.
4 слайд
Описание слайда:
Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Всюду мы видим дошкольников с любопытными глазами, желающих знать, почему солнце не падает на землю, куда улетают птицы, чьи рожки высунулись из земли т.п.
5 слайд
6 слайд
Описание слайда:
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод наблюдения.
7 слайд
Описание слайда:
Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.
8 слайд
Описание слайда:
Требования к организации наблюдения. — объект наблюдения должен быть интересен для детей, так как при наличии интереса формируются более отчетливые представления; — педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний, продумывает, как их связать с опытом детей; — детям дается целевая установка для наблюдения, что обеспечивает полноту восприятия (будем наблюдать за голубем , потом его нарисуем, придумаем о нем рассказ); — усвоенные в процессе наблюдения знания, зародившиеся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей.
9 слайд
Описание слайда:
ПРОГУЛКА
10 слайд
Описание слайда:
Объектами наблюдений могут быть: Живая природа: растения и животные; Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи); Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.)
11 слайд
Описание слайда:
Экологический центр
12 слайд
Описание слайда:
ЭКСКУРСИИ В ВНИИС
13 слайд
14 слайд
Описание слайда:
В процессе взаимодействия с окружающим миром, происходит всестороннее развитие дошкольника: -познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение; -любознательность; — речь, обогащается словарь; -развитие эстетических и нравственных чувств.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-444108
Вам будут интересны эти курсы:
Источник
Организация сотрудничества детей и взрослых в процессе взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.
Ключевые слова:
общественная жизнь, надежда, сочувствие, уважение, эмпатия, личность.
Аннотация:
Взаимодействие человека как личности с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. В современном обществе при наличии большого количества развивающих центров для детей, открытым доступом к образовательным услугам педагогов, психологов с одной стороны, и занятостью родителей, дефицитом времени для воспитания ребёнка, потерей значимости института семейного воспитания с другой, остро стоит проблема взаимодействия ребёнка со взрослым в дошкольном возрасте.
Педагог может помочь детям осознать свои ценности и установить приоритеты, может также помочь им стать более терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Он может помочь детям найти смысл жизни, ценить правду, научить их простым жизненным принципам: избегай лжи и тайн, не трать больше, чем у тебя есть, научись отдыхать, доводи начатое дело до конца.
Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий учителя и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие, подобно музыкантам одного оркестра.
Мы можем помочь детям ощутить единение с другими.Наиболее значимой группой для детей, разумеется, является их семья. Но чем старше они становятся, тем важнее для них становится принадлежность и к другим группам: к группе в детском саду, спортивной команде, к отряду скаутов и т.д. Многим детям трудно сконцентрироваться на учебе, если они не чувствуют своей принадлежности к общественной жизни. Нередко «плохое» поведение на занятиях возникает из-за того, что ребенок ощущает себя изолированным и беспомощным, с помощью асоциального поведения он пытается привлечь к себе внимание. Чтобы научиться ощущать свою принадлежность к группе, детям, как ни странно, необходимо признание их личной истории. Они хотят показать, что они гордятся своей семьей, хотят, чтобы все обратили внимание на то, какие они, что они умеют, чему хотят научиться, каким видят свою группу.
Есть дети, которым очень трудно почувствовать свою общность с другими. Дети с низкой самооценкой, застенчивые или неуверенные в себе опасаются, что другие люди могут обнаружить их слабые стороны. Поэтому они пытаются держаться в стороне от всех. Часто у них уже есть негативный опыт и им приходится долго и постепенно учиться доверять одногруппникам и воспитателю. Таким детям требуется время, чтобы понять, что не только они «не такие как все», но и всякий другой человек является неповторимой личностью, имеющей не только сильные, но и слабые стороны.
Мы можем вселить в детей надежду.Важнейшая задача педагога — укрепить веру детей в то, что они сами могут управлять своей жизнью. Очень важно научить детей гордиться своей собственной историей и с надеждой смотреть в будущее. Надежда — это та экзистенциальная установка, которая помогает человеку пережить тяжелые обстоятельства. Когда все в порядке, надежда не нужна. Надежда дает человеку способность наслаждаться жизнью со всеми ее трудностями и поражениями, она дает детям и взрослым внутреннюю силу и целеустремленность.
Мы можем показать детям, что значит уважение.Хорошие воспитатели на своих занятиях не только заботливы по отношению к детям, но и уважительны с ними. При этом забота должна быть скорее непрямой и проявляться в каких-то действиях, направленных на то, чтобы лучше познакомиться с детьми, постепенно понять истории их жизни и не отказываться даже от тех детей, с которыми Вам трудно и тяжело. Напротив, уважение к ребенку может и должно проявляться напрямую, непосредственно, в связи с его конкретным поведением.
Уважение взрослого проявляется, например, в том, что он подчеркивает ответственность детей за свое поведение. Ребенок чувствует, что его уважают, когда его спрашивают: «Чему научил тебя этот случай?» или «Что ты сейчас чувствуешь?» и внимательно выслушивают его рассуждения на эту тему.
Мы можем помочь детям ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность.Именно в младшем возрасте детям важно научиться различать мышление и эмоции, истину и фантазию. Мы должны помочь им жить в мире реальности.
Можно помочь детям научиться принимать решения .
Дети, так же, как и взрослые, стараются поступать правильно, но иногда они торопятся, не знают, что правильно, а что нет, и не всегда замечают все имеющиеся у них возможности. Мы можем выработать у них навык обсуждения и анализа различных вариантов решения. Мы можем упражняться с ними в принятии справедливого группового решения. Также мы можем помогать детям видеть и понимать те возможности, которые в нашей культуре подавляются или искажаются. Например, можно обратить их внимание на то, что самый лучший подарок — это наше время и внимание, а не какая-либо очень дорогая вещь. Очень поучительно для детей, например, услышать от учителя необычное определение богатства, вроде такого: «Я полагаю, что богата та семья, которая больше других в полном составе наблюдала за закатами солнца».
Мы можем учить детей сочувствию.Достичь этого можно, пробудив у детей интерес к тому, что чувствуют и как мыслят другие люди. Мы можем учить их ставить себя на место другого, понимать и чувствовать внутренний мир человека другого возраста, другой культуры или воспитанного в совершенно другой семейной традиции.
Педагог может помочь расцвету личности ребенка
Если мы хотим, чтобы ребенок развивался и рос как личность, нам нельзя допускать, чтобы он ориентировался только на наши требования. Напротив, мы должны помочь ребенку следовать его собственным внутренним целям и желаниям. Обычно детям бывает легче осознавать свои личные цели, когда они выражают их в творчестве: когда они пишут, сочиняют музыку, играют на музыкальных инструментах, рисуют или ставят детские пьесы.
Мы можем развивать в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим. Желание принадлежать к группе отчасти препятствует общению детей с ровесниками. Боясь испортить отношения со значимыми людьми, дети очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду желаниям других, не выражают свою точку зрения. Очень важно побуждать детей давать обратную связь одногруппникам и воспитателям. Это обеспечивает открытое, искреннее и живое общение.
Педагог может помочь детям справляться со своими страхами и стрессом. Для этого нам необходимо предоставить детям возможность говорить и о неприятных для них вещах, внимательно выслушивая их при этом. Мы можем показать им, как рационально распределять свое время, выполнять свои обязательства и расслаблять душу и тело.
Мы можем показать детям, как можно жить без насилия.
В ситуации, когда ребенок рассержен или обижен, можно помочь ему выразить свои чувства без агрессии и конфликта. Мы можем помочь группе отказаться от разрешения проблем с помощью кулаков, можем научить детей контролировать свой гнев и проявлять накопившуюся агрессию в игровой форме.
Мы можем помочь детям открыть для себя искусство достигать внутренней гармонии и уравновешенности.
Это означает, что мы тщательно продумываем, кого из группы мы хотели бы в первую очередь вовлечь в ту или иную игру. Педагог принесет пользу, если научит их расслабляться и при необходимости прибегать к помощи собственной фантазии. Особенно эгоистичным и самовлюбленным детям пойдут на пользу игры, направленные на эмпатию и сочувствие. Неуверенные в себе дети могут развить в себе недостающие качества с помощью игр по теме «Как добиться успеха?» и «Повышаем самоуважение». Конечно, и для остальных детей эти игры окажутся полезными, и все же было бы хорошо, если бы воспитатель, выбирая игру, имел в виду конкретных детей, которым эта игра поможет больше других.
Мы можем развить в детях чувство юмора
«Жизнь и без того достаточно сложна, чтобы мы еще и чувствовали себя несчастными» (Жанна Моро). Как можно чаще проявляйте чувство юмора, тем самым показывая детям, что жизнь вполне сносна, если уметь даже в сложных ситуациях видеть комическое и иногда позволять себе просто смеяться. Есть немало игр, основная цель которых — посмеяться и повеселиться. Совсем неплохая идея — ввести за правило раз в неделю проводить занятие, в ходе которого дети будут рассказывать анекдоты и смешные истории. Тем самым можно добиться и того, что на уроках заметно снизится число мешающих учебному процессу дурачеств, ведь тогда дети будут знать, что на занятиях есть время и для их чувства юмора.
Мы можем помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера.Общество часто рассматривает детей прежде всего как будущих потребителей, заставляя их иметь множество желаний и поощряя их стремление к скорейшему удовлетворению этих желаний. В этой связи самое важное, что дети могут вынести из детского сада, школы и семьи в самостоятельную жизнь, это необходимые для жизни социальные навыки и качества личности. К таким навыкам в первую очередь относятся умение сопереживать другим и брать на себя ответственность за свои поступки. Требуется немало времени, чтобы эти навыки выработались и стали прочными и устойчивыми, поэтому чем раньше мы начинаем развивать их в детях, тем более мы можем быть уверенными в том, что они смогут проявить эти важные для жизни добродетели даже в очень сложных и неоднозначных ситуациях. Мы знаем, что рано или поздно все дети окажутся в тяжелых условиях переполненного рынка труда, на котором многое зависит от их способности работать в команде, в то же время оставаясь самостоятельными личностями. И лишь тот добьется в дальнейшем успеха, кто научится держаться до конца и при самых сложных обстоятельствах не отказываться от своих устремлений. Поэтому очень важно показать детям, что Вы не только любите их, но и предъявляете высокие требования к их поведению.
Приведенные выше задачи могут показаться слишком сложными для детского сада, который многие воспринимают прежде всего как место, где получают начальные знания. Но наряду с передачей знаний задачей детского сада является и подготовка детей к самостоятельной жизни в школе, их правильная социализация. Эта задача вновь должна стать одной из важнейших. Школа должна стать противовесом обществу, молящемуся на технологии и проповедующему всеобщее потребление. Она должна взращивать терпимость и уважение к другим и помогать детям видеть смысл и ценности жизни. Школа должна стать адвокатом для детей при всем многообразии и сложности их характеров. Педагогика вновь призвана указать детям пути, вступив на которые, они научатся жить ответственно и развивать в себе самостоятельность и независимость.
Список литературы:
1.Бодалев А.А. Личность и общение. М.-1986 г.
2.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.М.-1987 г.
3.Фопель К.Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1.— М.: Генезис, 1998 г.
Источник