Развитие ребенка во внеурочное время

Развитие ребенка во внеурочное время thumbnail

«Создание условий во внеурочное время для развития личности   

                                              ребёнка»      

Воспитание- это органичная часть целостного «образования личности», оно осуществляется под влиянием внешних факторов и внутренних процессов саморазвития личности.

Процесс воспитания- это взаимодействие взрослых и детей (их сотрудничество) с целью создания благоприятных условий для развития всех субъектов. Базовая культура личности служит основанием для разработки содержания воспитания.

Родившийся индивид должен успеть за очень короткое время развиться в личность- члена общества, способного взаимодействовать с людьми. Сам по себе индивид не обладает способностью к таким преобразованиям, он не получает биологических гарантий личностного развития. Личностью надо стать в процессе активной жизни, на уровне современной культуры. Но, чтобы ребёнок смог принимать активное участие в общественных событиях и отношениях, он должен быть воспитан т.е. усвоить данный уровень духовной и материальной культуры.

Современная школа должна управлять воспитательным процессом. Управлять воспитательным процессом- значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но и формировать у него потребность , корректировать нежелательные отклонения в его поведении, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам. Однако в практике воспитания прочно укоренилось мнение, что воспитываемый всегда является лишь объектом воспитательного воздействия, и ответная его реакция на это  воздействие не учитывается. Воспитывать по старинке легче, но результат неудовлетворителен. Такое воспитание действует однозначно негативно: подавляет волю и инициативу, поощеряет приспособленчество, отбивает вкус к самовоспитанию, для этого нужна самостоятельная работа, творческие усилия.

При организации внеклассной воспитательной работы необходимо направлять усилия педагогического коллектива на:

1. Разносторонность её содержания, и общественную направленность. Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.

2. Важной стороной этой работы является использование её массовых форм, как для воспитания школьников, так и для разумной организации их свободного времени.

3. Педагогическому коллективу следует заботиться, чтобы воспитательная работа во внеурочное время охватывала всех учащихся.

4.Воспитательная работа в группах должна способствовать развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся.

Сложились общие принципы организации внеклассной работы. Наиболее важным принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций. Для выявления круга интересов учащихся в школе можно распространить анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу. Очень важна опора на инициативу и самодеятельность. При выборе содержания, организации форм всегда необходимо соблюдать принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

С помощью многообразных средств воспитания нужно стремиться прежде всего предупредить утомление и истощение нервных сил детей, укрепить их нервную систему, физическое состояние, уравновесить поведение, развить активность, готовность и интерес к учёбе и трудовой деятельности. Предлагаемая детям с проблемами в развитии, деятельность оказывается для них посильной в том случае, если она организуется последовательно, в определённой, продуманной воспитателем системе, предусматривающей постепенное возрастание требований, усложнение условий выполнения. В процессе коррекционно-воспитательной работы используются многообразные стимулы, способствующие формированию положительных качеств личности. Под влиянием строго продуманных педагогических воздействий повышается активность детей и расширяются их интересы. В процессе учебно-воспитательной работы нужно создавать общие для всего коллектива необходимые условия. Вместе с тем обеспечивать и некоторые индивидуализированные условия. Чем глубже у ребёнка нарушения, тем более необходимо индивидуализировать занятия, виды деятельности, дозировку заданий, сроки выполнения той или иной работы, отдельные режимные моменты. Используемая индивидуализация педагогических средств направлена на возможно более быстрое включение этих детей в общую систему педагогической работы. Это даёт возможность со временем распространить наши общие требования на каждого ребёнка. Коррекционно-воспитательная работа строится на основе сочетания усилий учителей, воспитателей, медицинского персонала и семьи. Воспитание приводит к нужным результатам только в том случае, когда окружающие ребёнка условия изменяются и формируют его личность в одном направлении в организационном порядке.

Большое значение имеет систематическое наблюдение за учащимися.Благодаря этому постепенно раскрывается личность ребёнка и, что особенно ценно проявляются его здоровые, положительные качества. Изучая своих воспитанников, воспитатель не может примириться с установившимися шаблонами в воспитании, он убеждается в необходимости искать лучшие педагогические средства, делать процесс воспитания более гибким.

Организация охранительного педагогического режима- важнейшее условие воспитания учеников коррекционной школы т одно из основных средств коррекционно-воспитательной работы. Вся деятельность ребёнка с проблемами в развитии организуется в соответствии с требованиями режима, соблюдение которого охраняет и укрепляет неполноценную нервную систему. Это чёткий, спокойный и привычный режим, который отличается большой гибкостью. Режим предусматривает тщательное планирование всех мероприятий, которые направляют деятельность учащихся, определяют их поведение. Режим обновляется в зависимости от возрастающих возможностей детей, от приобретённого ими опыта. Одно из обязательных условий охранительного педагогического режима — спокойный, деловой и дружный детский коллектив.

Многолетние наблюдения показывают, что у детей с проблемами в развитии вызывают утомление непосильная работа, большая дозировка заданий, недисциплинированность некоторых учащихся в группе, бездеятельность. Всё это не даёт возможности школьнику сосредоточить в нужную минуту внимание, затрудняет восприятие. Чёткий, последовательный, привычный и щадящий режим облегчает работу ученика, создаёт условия для проявления его здоровых начал: активности, интереса к знаниям, работоспособности. Он приучает ребёнка к определённому жизненному ритму, создаёт у него ровное, бодрое настроение.

Наконец, чтобы коррекционно-развивающая работа во внеурочное время была наиболее эффективной, воспитателю необходимо наладить контакт с родителями. Доброжелательные беседы, проведение совместных мероприятий, способствуют сближению, взаимопониманию с детьми и их родителями.

Источник

МОУ Сельниковская начальная школа — детский сад

«Развитие творческих способностей детей во внеурочное время в рамках ФГОС»

Выполнила:

учитель начальных классов

Куртова А.С.

2018 г.

Одной из отличительных особенностей по ФГОС НОО является предъявление требований к организации внеурочной деятельности младших школьников. Внеурочная деятельность введена в базисный план как важная составляющая содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов — ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

За последние годы проблема внеурочной деятельности в школе обострилась и изменила свою направленность, что обусловлено особенностями и противоречиями современной ситуации общественного развития, которые определяют глобальные изменения в условиях жизни детей и подростков.

В настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации. Сегодня проблемой педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование творческой личности обучающегося. Современным детям легче найти готовый материал в интернете, скачать необходимый материал, не тратя время на исследования и творческую работу.

Задача учителя — отойти от репродуктивного характера деятельности учащихся, вовлечь их через высокую самооценку, психологический климат и благоприятные условия в деятельность для развития творческих способностей. В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно — ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, а его познавательная, творческая деятельность была бы ведущей.

Какие условия для этого необходимы?

Прежде всего, возможность вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это — возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования. Необходимо пересмотреть прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства, нетрадиционную проработку содержания учебного материала, изменения окружающего мира, самого ученика, условия воспитания ребенка, вовлечение всех учащихся и их родителей в совместную творческую деятельность, оснащение материально-технической базы школы и время.

Цели: Развитие творческих способностей младших школьников, формирование умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерности, решением сложных проблемных ситуаций.

Задачи:

  • усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;

  • организовать досуговую деятельность школьников совместно с семьями обучающихся;

  • выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

  • оказать помощь в поисках «себя»;

  • создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • развить опыт творческой деятельности, творческих способностей; развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Ожидаемые результаты

Продуктивность опыта состоит в том, что учащиеся успешно:

1. овладевают системой знаний практических умений и навыков, предусмотренных не только школьной программой, но и за ее рамками;

2. участвуют в самых разнообразных видах учебной и внеурочной деятельности, что постепенно приводит к привычке проявлять себя творчески;

3. возрастает устойчивый интерес и потребность к познавательной деятельности;

4. формируются взаимоотношения как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.

Работа над развитием творческих способностей, учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других.

Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.

Все это позволит конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий. Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности: проблемные уроки, уроки — игры, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии, урок-исследование, урок-путешествие, урок — творческий отчет, урок-проект- вот поле, которое поможет ученику взрастить в себе интерес, потребность и привычку к творческой и интеллектуальной деятельности конкурсах, проводимых в классе, школе, районе, округе и т.д

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Первое условие развития творчества — высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».

Второе условие развития способности ребёнка — создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.

Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

  • наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;

  • реализация творческих заданий как важнейший компонент не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;

  • объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внеурочных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;

  • творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;

  • стимулировать родителей и учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.

Заключение

Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу — воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

В решении данной проблемы участвует как школа, так и семья.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и в развитии.

Задача школы — подхватить инициативу семьи, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности.

Моя главная задача — вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь — роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели необходимо использовать все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.

Источник