Развитие ребенка в вокальном кружке
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Крым
« Алупкинская санаторная школа-интернат»
Рассмотрено и одобрено
на заседании педагогического Совета школы-интернат
Протокол № ____
от___________2019г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по воспитательной работе
_____________ Е.С.Зинченко
«Утверждено»
Директор
ГБОУ РК «Алупкинская
санаторная школа-интернат»
_____________ А.Ю.Смирнова
Приказ № _______
от _____________2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
Вокального кружка «Лейся песня»
(1 группа)
Педагога дополнительного образования
Самборской Елены Викторовны.
Количество часов в неделю — 6 часов.
Алупка
2019
Пояснительная записка
Программа вокального кружка «Лейся песня» относится к общекультурному направлению и рассматривается как одна из ступеней формирования музыкально — эстетического воспитания младших школьников. Данная программа направлена на формирование нравственных, эстетических качеств личности младших школьников.
Программа работы кружка составлена на основе знания особенностей детского голоса, его развития и охраны, основных навыков вокальной работы с детьми разного возраста, принципом подбора репертуара для разных возрастных групп, методики работы над вокальным произведением.
Предлагаемая программа по развитию музыкальных способностей у младших школьников представляет собой особый метод, систему педагогических условий. Главная цель программы – создать условия для творческого развития ребёнка в детском вокальном коллективе (от его организации до концертных выступлений). В программе особое внимание уделяется воспитанию навыка сольного исполнения, а так же навыкам хорового исполнения. Преподавание курса рассчитано на учащихся 1,2 классов (возраст 7-9лет). Срок реализации -1 год.
Актуальность программы детского вокального коллектива заключается в том, что она направлена на создание условий для реализации творческих способностей каждого ребенка, дает возможность каждому проявить себя, почувствовать успешным.
Помимо этого, программа предусматривает развитие музыкальных и творческих способностей детей, певческих данных, общей музыкальной культуры, культуру поведения в обществе.
Вся организация работы в вокальном коллективе должна помочь обучающимся осознать, что занятия искусством – это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Одновременно надо воспитывать у обучающихся стремление к творческой отдаче полученных знаний, общественную активность.
Программа включает в себя блоки занятий, направленные на развитие голоса, расширение певческого опыта детей, что является продолжением традиций, заложенных в программах данного вида, рекомендованных для системы дополнительного образования. В тоже время, программа включает репертуар, необходимый для организации воспитательного процесса школы. Он предназначен для исполнения на общешкольных праздниках, выездных выступлениях. Во время занятий развитие голоса проводится с использованием «живого» аккомпанемента.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения обучающихся к музыкальному искусству.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на обучающихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива. Каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Цель программы: Овладение основами вокального и музыкального образования.
Задачи программы:
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.
Развить навыки вокала, а именно:
учить детей петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком;
петь согласованно, не отставать и не опережать, одновременно начинать пение и заканчивать, слушать других;
исполнять песню различными способами (в сопровождении музыки и безс помощью взрослого и самостоятельно, коллективно и индивидуально);
Сформировать у детей четкую дикцию, научить внятно произносить слова, активно артикулировать;
Развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, мышление);
Выработать умения правильно передавать направление мелодии (вверх, вниз), различать звуки по высоте, длительности, различать динамические оттенки, темпы; сохранять ритмический рисунок, отмечать правильное и неправильное пение, расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание (перед началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы);
Развивать сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать);
Научить импровизировать.
Цели и задачи программы по общекультурному направлению вокального кружка «Лейся песня» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы.
Результат достигается при помощи использования высокохудожественного репертуара, соответствующего возрасту обучающихся, проведению коллективных занятий, выступлений, которые дисциплинируют, объединяют, помогают раскрыться учащимся.
Программа рассчитана длядетей младшего школьного возраста – мальчикам и девочкам 7–10 лет. Комплектование группы происходит без предъявления особых требований к знаниям и подготовке обучающихся. Главное – желание принимать участие в коллективном пении.
Формы организации вокальной деятельности:
— музыкальные занятия;
— занятия – концерт;
— репетиции;
— творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые приемы обучения:
— наглядно – слуховой (аудиозаписи)
— наглядно – зрительный (видеозаписи)
— словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
— практический (показ приемов исполнения, импровизация)
— частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
— методические игры
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К. Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:
— создание дружного коллектива;
— взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Планируемые результаты освоения курса
Данная программа призвана сформировать у обучающихся устойчивый интерес к предлагаемой деятельности, творческим использованием умений и навыков, которые были приобретены на занятиях, в повседневной жизни. В процессе освоения учебным материалом у воспитанников формируется навык вокального исполнительства, умение владеть своим дыханием, четко произносить звуки и фразы, выразительно и художественно исполнять произведение. Проверить, насколько воспитанник смог усвоить необходимые знания и навыки можно на выступлениях как внутри коллектива (отчетные занятия, выступления на концертах внутри студии), так и выездных мероприятиях (отчетные концерты, конкурсы). Проверкой знаний, умений и навыков являются публичные выступления в виде творческих отчетов и концертов.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
— наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
— ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
— наличие эмоционально — ценностного отношения к искусству;
— реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
— позитивная оценка своих музыкально — творческих способностей.
Регулятивные УУД:
— умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;
— осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
— умение формулировать собственное мнение и позицию;
— умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства.
Познавательные УУД:
— умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
— умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
— осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника;
— формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства.
Коммуникативные УУД:
— наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;
— участие в музыкальной жизни школы;
— умение применять знания о музыке вне учебного процесса.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам.
В результате обучения пению в вокальном кружке обучающиеся научатся понимать:
— строение артикуляционного аппарата;
— особенности и возможности певческого голоса;
— гигиену певческого голоса;
— понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
— понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
— основы музыкальной грамоты;
— различные манеры пения;
— место дикции в исполнительской деятельности;
— соблюдать певческую установку;
-дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
— жанры вокальной музыки;
— произведения различных жанров;
— великих вокалистов и хоровых коллективов России и мира.
Получат возможность научиться:
— правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
— точно повторить заданный звук;
— в подвижных песнях делать быстрый вдох;
— правильно показать самое красивое звучание голоса;
— петь чисто и слаженно в унисон;
— петь чисто и «держать» свою партию в двухголосном исполнении
— петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
— дать критическую оценку своему исполнению;
— характеризовать выступления хоров
— использовать элементы ритмики и движения под музыку;
— работать в сценическом образе;
— принимать активное участие в творческой жизни коллектива.
Содержание программы вокального кружка
«Лейся песня» 1 группы
1. Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3. Звукообразование. Музыкальные штрихи.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
4. Дыхание. Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5. Певческая установка.
Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Развитие и коррекция правильного певческого дыхания.
6. Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
7. Ансамбль. Унисон. Элементы 2х-голосия.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.
8. Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
9. Ритм. Развитие чувства ритма.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Знакомство с понятием «метр», «темп».Применять сравнительные упражнения на высоту звуков с использованием игрового приема.
10. Основы музыкальной грамоты.
Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Научить различать высокие и низкие звуки, длительность, динамику звучания. Обучение детей чистоте интонации.
11. Развитие музыкального слуха. Музыкальная память.
Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий.
Применять сравнительные упражнения на высоту звуков с использованием игрового приема.
12. Сценодвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
13. Работа с репертуаром.
Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
14. Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
15.Итоговые занятия.
Отбор лучших вокальных номеров. Анализ концертных выступлений.
Учебно-тематический план вокального кружка «Лейся песня»
1 группы
п/п
Разделы
Общее
количество часов
В том числе
Практических
Теоретических
1
Вводное занятие.
1
—
1
2
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения.
11
8
3
3
Звукообразование.
10
6
4
4
Музыкальные
штрихи.
10
6
4
5
Певческое дыхание.
19
13
6
6
Формирование правильных навыков дыхания.
8
6
2
7
Певческая установка.
10
7
3
8
Что такое репертуар?
1
—
1
9
Ансамбль. Разновидности ансамблей.
1
—
1
10
Оркестр. Разновидности оркестров.
1
—
1
11
Голос-это инструмент.
3
2
1
12
Дикция и артикуляция.
11
9
2
13
Ансамбль.
12
9
3
14
Унисон.
13
10
3
15
Элементы 2х-голосия.
1
—
1
16
Музыкально-исполнительская работа.
12
8
4
17
Ритм.
10
6
4
18
Хореографическое сопровождение к песне.
2
2
—
19
Развитие чувства ритма.
8
7
1
20
Основы музыкальной грамоты.
18
12
6
21
Развитие музыкального слуха.
17
12
5
22
Музыкальная память.
7
4
3
23
Сценодвижение
4
3
1
24
Работа над репертуаром.
6
6
—
25
Концертная деятельность.
6
6
—
26
Итоговые занятия.
2
1
1
Итого
204
143
61
Методическое обеспечение программы.
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
Музыкальные инструменты, фортепиано, магнитофон, компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные
Используемая литература:
1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3.Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей.»
«Музыкальная Украина», Киев, 1989г.
4.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.
5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»
Источник
Детское творчество на занятиях кружка вокала
из опыта работы руководителя образцовой шоу-группы
«Поющие Звёзды» Нестеренко Н.М.
(Можно ли научить творчеству?)
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие культуры и, тем самым, поднимут престиж страны на должный уровень. К сожалению, современная школа еще очень часто обучение сводит к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. На наш взгляд, главной целью обучения должно стать формирование у ребенка умения управлять процессами творчества: фантазированием, решением проблемных ситуаций. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого есть свои способности и таланты. Просто кого-то из них недоучили, недоразвили.
Кружковые занятия вокала располагают к возможностями для творчества, созидания, так как музыка является предметом сотворчества на уровне личности учителя и ученика, композитора, исполнителя, слушателя. Однако процесс общения с музыкой необходимо сделать глубоко прочувствованным. Поэтому школьное музыкальное образование призвано целенаправленно реализовывать на уроках музыки способности детей чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими. Ученик – это слушатель и исполнитель и важно пробудить постоянную потребность в общении с ней, творческую активность. Составляющие творческого процесса: цельность восприятия; способность воспринимать художественный образ целиком; оригинальность мышления; способность субъективно воспринимать предметы и явления окружающего мира посредством чувств; гибкость, вариативность мышления; легкость выдавать идеи, мысли; работа подсознания, необходимая составляющая для любого творческого процесса; способность к оценочным действиям; воображение, фантазия; способность не только воспринимать, но и создавать образы. Задача творческого развития младших школьников заключается в том, чтобы, с одной стороны, систематически и целенаправленно развивать способности, а с другой – формировать потребность в творчестве и общении с искусством. Дети от природы наделены способностями. Взрослым, педагогам нужно как можно раньше создать максимально благоприятные условия для развития музыкально-творческих способностей детей.
Формирование музыкально-творческих способностей
Активным средством развития музыкально-творческих способностей младших школьников являются творческие задания. Учитель побуждает учащихся к творческим действиям, создавая определенные ситуации. Для активизации инициативы младших школьников можно предложить творческие задания в форме игр. Выполнению заданий способствуют рассказанные им правила и сюжетная подсказка.
Постепенное усложнение их содержания способствует обогащению музыкального опыта и творческих способностей учащихся. В творческих заданиях расширяется самостоятельность. Если вначале музыкальную игру ведет учитель, то позже сами учащиеся. Иногда они придумывают свои игры или «переводят» обычные игры в музыкальные (например, «Испорченный телефон», «Угадай-ка», «Эхо», «Узнай меня»).
Все творческие задания выполняются в определенной последовательности. Например, чтобы найти выразительные движения, соответствующие характеру музыки, дети сначала слушают произведение, выявляют его характер, средства музыкальной выразительности, форму. Затем они планируют возможные варианты тех или иных движений. Замысел обсуждается коллективно или обдумывается индивидуально и дополняется. Итогом творческого решения является выразительное исполнение сочинения.
Для развития чувства лада предлагаются следующие творческие задания:
Сочинить музыкальные загадки типа «что я слышал в лесу?». Образцом выполнения таких заданий может служить пьеса Ройтерштейна М. «Кукушка и дятел», «Эхо».
Сочинить музыкальные иллюстрации к сказке, предложенной учителем. Например, по ходу содержания сказки «О музыкальной принцессе», которую рассказывает учитель, учащиеся сочиняют мелодию звона колоколов, извещающих о приближении ночи, колыбельную песенку, веселый танец польку. В условиях музыкальной игры «Сказка», «Музыкальная история» дети сочиняют музыкальные иллюстрации с помощью сюжетной подсказки. Этот прием способствует созданию на уроке атмосферы непринужденности, в которой наиболее полно раскрываются музыкально–творческие способности учащихся младших классов.
Импровизировать окончания музыкальных фраз. Подготовкой для импровизации мелодий может служить песня–игра Тиличеевой Е. «Наш дом», «Лифт».
Для развития ритмического чувства используются следующие музыкально-творческие задания:
Передать на ударных инструментах (ксилофон, металлофон и др.) ритмический мотив приветственного диалога учителя и детей: «Дети, здравствуйте!», «Здравствуйте!». Перед тем как начать урок, педагог здоровается с детьми. На первых занятиях приветствие и ответ на него сопровождаются выразительной игрой ритмического мотива на детских музыкальных инструментах. В дальнейшем это может быть ритмический диалог без произнесения слов. По мере музыкального развития школьников ритмический приветственный диалог преобразуется в вокальное приветствие.
Передать ритмический мотив загадки на ударных инструментах и сочинить к ней ответ. Загадка: «Кто в лесу стучит тук-тук?» Ответ: «Дятел, дятел». Первый раз ответ передается в форме ритмического мотива, второй -словесно, с ритмическим сопровождением.
Сочинить ритмическое инструментальное сопровождение к рассказу собственного сочинения, который ориентирует их на передачу изменения темпа. Например, «После дождя цапля шла к своей любимой поляне, широко перешагивая через лужи. Неожиданно она остановилась, так как увидела, что на пригорке разгуливает лиса взад–вперед, взад–вперед. Но лиса, заметив цаплю, быстро побежала в лес, так как знала, что подойди к ней цапля. Ей пришлось бы расплачиваться за вчерашнее коварство на болоте». При выполнении этого задания ребята закрепляют ощущение известных им ритмических единиц и развивают представление о темпе как средстве выразительности
Задание 1. Пьесы или песни с несколькими контрастными между собой музыкальными образами. Музыкальное произведение «Через мост» музыка А. Филиппенко.
Задание 2. Драматизировать музыкальное произведение развивающего содержания, драматизация которого требует от учащихся развития сюжета, установления определенных взаимоотношений между персонажами, распределение ролей и т.д.
Задание 3. Путешествие в сказку «Кот, петух и лиса» и «Теремок». Учащиеся должны были найти в сказке все возможные моменты для творческих импровизаций. Это развивает у них творческое воображение, мышление, фантазию.
Загадочный мир звуков
Определяем свойства звука, развиваем динамический, звуковысотный, тембровый слух и чувство ритма.
Задание 1.
Рассмотри и назови, когда ты слышишь шумовые звуки, а когда музыкальные.
Сила звука и динамический слух
Сила любого звука составляет одно из важних его свойств. Динамические оттенки – это своеобразные музыкальные краски, благодаря которым любая песня, мелодия звучит выразительно.
f-форте – громко
mf-меццо-форте – чуть тише, чем форте; умеренно громко
p-пиано – тихо mp меццо-пиано – чуть громче, чем пиано
sf-сфорцандо – внезапно громко
Вот как в форме игры можно научить детей легко запомнить музыкальные термины:
Жил кот Василий, ленивый был кот
Острые зубы и толстый живот.
Очень p (тихо) он ходил
f (громко) настойчиво кушать просил
mp (не очень тихо) на печке храпел,
вот и все, что он делать умел
Кот как – то раз видит сон вот такой –
Будто затеял с мышами он спор,
f (громко) крича он их всех исцарапал
своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши p (тихо) взмолились
— Ох, пожалей, пощади, сделай милость
mf (не очень тихо) вскликнул кот: “Брысь!”,
И в рассыпную они понеслись.
(А на самом деле в то время, когда наш
кот спал, происходило вот что).
Мыши p (тихо) вышли из норки
f (громко) Хрустя съели хлебные корки
mp (не очень тихо) cмеялись над котом
Они ему хвост завязали бантом
Василий проснулся, чихнул, к стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались
.До вечера f (громко) над ним потешались
Высота звука
Каждый музыкальный звук обладает высотой. Именно она отличает один музыкальный звук от другого и любой шумовой звук от музыкального.
Задание.
Предложить ребенку сыграть на металлофоне песенку «Лесенка». Играя движение мелодии вверх или вниз, попросить узнать, куда пошла мелодия песни. Затем задание усложнить: исполняя любую фразу, не доигрывать последний звук, попросить ребенка определить направление движения мелодии и допеть недостающий звук.
Длительность звука и чувство ритма
Длительность – одно из важных свойств звука. Чередование звуков различной длительности образует ритмический рисунок.
Задание. Игра «Научи матрешек танцевать»
Игровой материал: большая матрешка и маленькие (по числу играющих).
Ход игры: В игре принимают участие несколько играющих. У взрослого в руках большая яркая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких», — говорит взрослый. Он отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Участники игры повторяют этот ритмический рисунок своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.
Тембровая окраска и тембровый слух
Тембр – окраска. Этим свойством обладает любой существующий в природе звук, и, конечно, звук музыкальный.
Задание. Игра «Определи инструмент»
Игровой материал: металлофон, колокольчик, треугольник, бубен, гусли или др. струнно-щипковые инструменты, деревянные ложки.
Ход игры: Двое детей или взрослый и ребенок сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет задание, остальные играющие хлопают в ладоши. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.
Учимся восприятию музыки
Учимся слушать и слышать музыку, развиваем музыкальную восприимчивость. Тренируем слуховое внимание
Задание.
Слушаем тишину (какие звуки различаются в комнате, откуда они доносятся, какие из них более громкие, какие едва слышны, какие звуки слышны на улице, кто подал голос, какие звуки понравились, а какие совсем неприятны).
Задание.
Под звуки погремушки дети легко, на носочках бегают по комнате. На резкий удар бубна каждый должен присесть.
Задание.
Пропеть знакомую песню вместе с детьми, но с определенным условием: каждый ребенок должен вовремя вступить и пропеть свою фразу (кто-то начинает, следующий подхватывает и поет свою фразу, последний завершает).
В гости к музыке
1) Любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое;
2) Лучше выбирать для слушания небольшие произведения;
3) Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи;
4) Слушать вокальную музыку легче;
5) Инструментальная музыка не менее интересней;
6) Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений;
7) Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием;
8) Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов.
Задание.
Прослушать музыкальные произведения и поговорить о музыке:
«Полька», П.И. Чайковский (как меняется характер музыки, тихонько прохлопайте под музыку).
«Клоуны», Д.Б. Кабалевский (почему она так называется, нарисуйте картинку к этой пьесе).
«Сказочка», С.С. Прокофьев (сразу ли начинает рассказчик свой рассказ).
«Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковский, «Марш солдатиков» Р.Шуман, марш из «Детской музыки» С.С. Прокофьев (чем отличаются).
Игры с музыкальным сопровождением
Музыка помогает найти необходимый двигательный образ, придает движениям пластичность и выразительность. Через музыкальную игру все музыкальные способности развиваются естественно и гармонично.
Песня-игра “Слово на ладошке”, (музыка Е.Попляновой, стихи Н. Пикулевой):
Я найду СЛОВА везде:
И на небе, и в воде.
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда, играем в СЛОВО!
Варианты:
Учитель называет слово (ма-ши-на), а дети их прохлопывают, затем пропевают, либо одновременно.
Каждый ребенок называет свое слово и сам прохлопывает его ритм.
Каждый ребенок произносит свое слово, оно прохлопывается и пропевается остальными ребятами.
Творчество при восприятии музыки
Задание.
Предложить ребенку передать свои впечатления о музыке каким-либо рисунком.
Задание.
Предложить украсить песню, сопроводив каждый из куплетов звучанием музыкального инструмента, подходящего по характеру к содержанию куплета.
Песенное творчество
Попросить ребенка петь, самостоятельно находя то высокие интонации (мяукает котенок), то более низкие (мяукает кошка).
Играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении.
Петь свое имя на двух звуках, передавая разнообразные интонации.
Певческая перекличка.
Закончить мелодию.
Сочинить песню.
Творчество в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности
Задание.
Предложить исполнить под красивую мелодию танец прекрасного цветка –розы.
Задание.
Предложить детям:
нахмуриться как (король; ребенок, у которого отняли игрушку);
улыбнуться как (вежливый японец, собака своему хозяину, кот на солнце, младенец матери)
сесть как (пчела на цветок, обиженная собака, поросенок на кактусе, наездник на лошади)
Задание.
Предложить с помощью платка изобразить: бабочку, лису, принцессу, бабушку, фокусника, больного с зубной болью.
Заключение:
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит вокальному кружку – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Кружковое занятие — это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Источник