Развитие ребенка в ваших руках

Развитие ребенка в ваших руках thumbnail

Развитие ребенка

Ребенок – не сорняк, который растет сам по себе, приспосабливаясь к климатическим особенностям среды обитания. С первых минут после появления на свет перед малышом открывается новый мир с незнакомыми запахами, ощущениями.

Задача родителей – познакомить ребенка с новой средой обитания, в которой ему предстоит существовать долгие годы. Все мамы и папы желают своим детям светлого будущего, успешной карьеры, верного самоопределения. Но чтобы все вышесказанное свершилось, родителям надо приложить немало усилий – с раннего возраста надо развивать умственные способности ребенка.

Материнская любовь – основа основ. Большим заблуждением является ограничение в ласке и нежности к малышу. Первые годы жизни ребенок должен быть окружен родительской любовью. Чувства не надо экономить. И вообще момент экономии по отношению к ребенку явление как минимум странное. Узнав стоимость обучения во Франции, куда мечтает поехать ваше чадо, надо не уходить от этой мысли, а наоборот делать все, чтобы детские мечты сбылись.

Воспитательный момент играет очень важную роль в умственном развитии малыша. Мамы и папы должны четко знать, за что ругать можно, а за что нельзя. Все дети по своей природе очень любознательны. Не стоит ограничивать их стремление познать окружающий мир. Задача родителей – быть рядом, остерегая от опасности, а не запрещать знакомиться с новыми предметами и явлениями. Вода течет, песок сыпется, цветы пахнут – об этом ребенок узнает только если возьмет в руки.

Игрушки – не только предмет детских желаний, элемент веселых игр. Именно игрушки первыми развивают малыша умственно и физически. Главное – для определенного возраста правильно подобрать подходящую игрушку. Очень интересно и занимательно покажется полуторагодовалому ребенку собирать разноцветную пирамидку. Двухлетним малышам отлично помогают в развитии конструкторы. Детям постарше можно купить развивающую настольную игру, за которой могут собраться все члены семьи. Умные игрушки станут для ребенка основой его дальнейших познаний и стремлений. Поступление в университеты во Франции станет для него сущим пустяком.

Развитие ребенка

Развитие ребенка

Если вы хотите, чтобы у ребенка были успехи в школе, нив коем случае не надо его школой пугать. «Вот пойдешь в школу….». Это одна из самых больших ошибок, которую допускают родители. Школа должна ассоциироваться у ребенка как новый мир с новыми друзьями, новыми знаниями, новой красивой формой, интересными книжками и массой новых впечатлений. Если малыш будет получать удовольствие от новой интеллектуальной деятельности, успехи гарантированы. Дело за малым – увидеть новые способности, которые начнут проявляться в процессе получения знаний. А чтобы ребенку было проще адаптироваться в новых условиях, надо его к ним подготовить, иначе неминуем стресс и проблемы в усвоении материала.

А вообще самое важное в успешном развитии ребенка – погода в доме и книжный шкаф. Если читают родители, будет читать и ребенок.

загрузка…

Опубликовано 11 марта, 2011 в рубрике: Воспитание, Статьи

Метки: развитие, развитие ребенка

Источник

Развитие внимание ребенка в ваших руках.

При подготовке к школьному обучению одним из важных факторов является развитие внимания у детей. В какие же игры играть, чтобы развивалось внимание

Внимание — это механизм, позволяющий нам сосредоточится на одном или нескольких объектах из множества, существующего вокруг нас. Этот механизм позволяет нам заниматься выбранным делом, игнорируя те внешние раздражители, которые к нашему делу не относятся. Развивается внимание постепенно и в индивидуальном темпе.

Дети дошкольного возраста могут быть внимательными, только если их не охватывает скука. Не интересный, не захватывающий, не вызывающий положительные эмоции предмет или деятельность вызывает скуку и желание переключить это самое внимание на что-то более интересное.

Произвольность внимания

Это способность сосредоточить внимание там, где “нужно”, а не там, где “хочется”. Для этого прекрасно подходят такие игры, как:

“Муха”. Поместите бумажную муху на поле 3х3, 4х4 или больше, в зависимости от возраста ребенка. Расскажите о том, куда отправилась муха: на одну клетку вверх, на две вправо, через одну вниз… Пусть ребенок следит вслед за вашим рассказом глазами по полю, а затем переместит муху на ту клетку, где она оказалась в результате своего путешествия.

“Летает-не летает”. Игр с мячом подобного рода множество. Если вы кинули ребенку мяч и назвали что-то, что летает (что съедобно, что живое, что сделано человеком, что работает от розетки и т.п.), то ребенок ловит мяч, а если это не летает (несъедобно и т.п.) — ребенок мяч упускает. Прекрасная возможность потренировать и ловкость, и слуховое внимание, и мышление. С малышами, которые еще не ловят мяч на расстоянии, начинайте перекатывать его из ладошек в ладошки.

“Черное и белое не называть, да и нет не говорить” и подобные речевые игры. Задавайте ребенку вопросы, на которые сложно ответить без использования запрещенных слов. “Какого цвета мороженое?” — “Светлого!”. Такие игры подходят для детей с 4-5 лет, так как до этого возраста многие дети еще не в состоянии удерживать в памяти правила игры, им может быть не понятно и обидно, почему нельзя говорить “да” — разве это плохо?

“Селекция”. Приготовьте вырезанные из бумаги разных цветов силуэты домиков, или грибочков, или шляп и т.п. Расскажите, что волшебник заколдовал все красные домики, и теперь их никто не может назвать. Разложите домики в ряд, так чтобы среди других цветов красные домики попадались в разных комбинациях, и предложите показывать на каждый домик, называя его цвет, кроме красных — раз они заколдованы, то их надо пропускать. Попросите ребенка проверить вас и сами пару раз ошибитесь. Игра для детей от 3 лет. Создавайте с малышом любые комбинации — из чередующихся баночек с крупой, из носков разного размера, из геометрических форм, из деталей конструктора…

Объем внимания

Это способность удерживать в поле внимания сразу несколько объектов. Эти упражнения и игры помогут увеличивать объем внимания:

“Что я слышу”. Послушайте с ребёнком звуки окружающего мира, предложите рассказать все, что он слышит: лай собаки, шум машин, пение птиц, звук лопаты или метлы дворника, разговор людей… Звуки можно слушать и на улице, и дома.

“Сортировка”. Известное упражнение Марии Монтессори на сортировку различных предметов по цвету, размеру, материалу и т.п. способствует развитию объема внимания.

“Две одинаковые картинки”. Стараясь найти два одинаковых изображения среди нескольких разных, ребенок будет удерживать внимание сразу на нескольких деталях, упражнения “Два одинаковых предмета” и “Все одинаковые предметы”, они наверняка понравятся ребятам 3-5 лет!

“Сложи узор”. Соберите узор из счетных палочек или палочек для канапе, а рядом предложите ребенку собрать такой же. Узоры можно собирать из геометрических форм, мозаики, кубиков, макарон, шнурков, пуговиц и многого другого — подключайте фантазию!

“Найди тень”. В этом упражнении ребенку нужно найти подходящую тень к предмету, найдя совпадение всех очертаний этого предмета.

“Лабиринт”. Рисуйте сами или находите в книгах лабиринты подходящей по возрасту сложности. Пусть ребенок показывает карандашом или пальцем путь героя от входа к выходу.

“Пазлы”. Простейшие пазлы из 4-9 кусочков можно делать и самим, разрезая на части любые картинки. Ребятам от 3 лет подойдут и покупные пазлы из большего количества частей. Пазлы осваиваются быстро и увлекают практически всех детей.

Распределение внимания

Это свойство, отвечающее за способность выполнять несколько дел одновременно. К примеру, писать и качать ногой, разговаривать и отбивать ритм… Чтобы ваш дошкольник умел слушать инструкцию и выполнять ее, а так же, чтобы качество выполнения им заданий было высоким, выполняйте следующие упражнения:

* занимайтесь творчеством в сопровождении музыки. Слушайте характерные классические музыкальные произведения и рисуйте, лепите, творите из подручных материалов то, что происходит в музыке.

* упражняйте сочетание речи и движения. Рассказывайте с ребенком хором разученное стихотворение, размахивая руками, прыгая на одной ножке, хлопая в ладоши и т.п. Прекрасно для этих целей подойдет логоритмика — упражнения, в котором стихи сочетаются с движениями по сюжету этих стихотворений.

* приучайте ребенка проговаривать свои действия. Играйте в пальчиковый и кукольный театр, комментируйте вместе с малышом сюжетно-ролевые игры.

* играйте в разнообразные игры-путалки. Простое упражнение “сели-встали”, когда вы говорите одно, а делаете другое, развивают концентрацию и распределение внимания. Договоритесь с ребенком, что он должен делать либо то, что вы говорите (не смотря на ваши действия), либо повторять за вами движения, не обращая внимания на слова. Несколько раз дайте команду “сели-встали” и сопровождайте ее действием, а затем скажите “встали”, а сами останьтесь сидеть на корточках. Если вы договорились повторять движения, то ребенок должен повторить вашу позу, не взирая на слова.

А еще развитию внимания здорово способствуют разнообразные логические упражнения, в которых необходимо находить закономерности. Выполняйте их вместе с ребенком, подсказывайте решения и следите за успехами!                                                        

 1. Где что?

Цель: Установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развить внимание, а также расширить познавательную активность и кругозор.

Ход игры.

   Следует договориться с детьми, что они будут хлопать в ладоши, когда услышат слово на заданную тему, например животные. После этого взрослый должен произнести ряд разных слов. Если ребенок ошибся, игра начинается сначала.

 Со временем можно усложнить задание, предложив детям вставать в том случае, если он услышит название растения, и одновременно с этим хлопать, когда услышит название животного.

2. «Запретное слово»

Цель: развить находчивость, внимание и сосредоточенность.

Ход игры.

   Ведущий задает вопросы, а игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором вы заранее договариваетесь, например, слово –нет. Предупредите малыша, что нужно быть предельно внимательным, так как вы постараетесь его подловить. После этого можно начать задавать вопросы. Например, » Ты спишь в ванной? «, » Снег белый?», «Ты умеешь летать? » и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры, Ошибкой считается, если названо запретное слово или на вопрос не дан ответ. Как только ребенок ошибается, вы меняетесь с ним ролями, он задает вопросы, вы — отвечаете. В этой игре выигрывает тот, кто правильно отвечает на большее количество вопросов.

3. » Шерлок Холмс «

Цель: развить наблюдательность.

   Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает «сыщику » угадать, что он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, и многое другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов. Лучше начать с 3-4 изменений и постепенно их увеличивать.

4.» Обезьянки».

Цель: развитие внимания, координации движений, памяти.

Оборудование: кирпичики (кубики) одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), можно использовать счетные палочки, спички и т.д.

Ход игры:

  Ход игры: ведущий предлагает детям: «Давайте мы с вами сегодня «превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят». Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

 Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).

5. Топ-хлоп.

Цель: развить внимание, память.

Ход игры.

   Ведущий произносит фразы-понятия — правильные и неправильные.

 Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное — топают.

 Примеры: «Летом всегда идет снег». Картошку едят сырую». «Ворона — перелетная птица». Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

6. «Запрещённые движения».

Цель: развить внимание, умение сосредоточиться.

Ход игры

  Взрослый показывает детям движение и говорит, что надо повторять все движения кроме этого. Затем начинает показывать разные движения, а дети повторяет все кроме одного. Кто ошибся тот проиграл.

7. «На стол! Под стол! Стучать!»

Цель: развить слуховое внимание ребенка.

Ход игры.

  Дети должны выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается их запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам ее выполняет, а дети повторяют за ним. Например: взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, дети за ним повторяет. «Стучать!» и начинают стучать по столу, дети за ним повторяет. «На стол!» – руки кладет на стол, дети за ним повторяют и так далее. Когда дети привыкнут повторять движения за взрослым, взрослый начинает их путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение. Например: взрослый говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Дети должны делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.

8. «Фотоаппараты»

Цель:  развить внимание и память.

Ход игры

  1-ый вариант: детям на несколько секунд показывается карточка с любым изображением, а они должны как можно подробнее описать его.

  2-ой вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось.

9. «Найди отличия».

Цель:

развить внимание.

Оборудование:

две почти одинаковые картинки.

Ход игры.

   Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого.

10. «Ухо-нос».

Цель: развить слуховое внимание.

Ход игры.

По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.

11.«Карлики и великаны».

Цель:

развить слуховое внимание детей.

Ход игры.

Аналогичная предыдущей игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Солнышко» г. Лихославль

Мастер-класс для педагогов по теме:

«Речь ребёнка в ваших руках».

Подготовила воспитатель:

 Шерстнёва Е. Ю.

2017 уч. год

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Сегодня я вам расскажу о развитие речи детей посредством развития мелкой моторики руки через разные виды деятельности».

Вообщем поговорим о развитие речи посредством мелкой моторики.

В наше время многие дети плохо говорят. Так педагог Василий Александрович Сухомлинский писал «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Итак, начнем говорить о речи наших ребят. Зачем нам с вами нужна речь? Для чего она нам нужна. Зачем? (для того, чтобы общаться) Замечательно.

А детям для чего она нужна? Зачем? (чтобы хорошо выражать свои желания)

Что будет, если речь нашего ребенка не будет сформирована до школы? Чем это ему грозит? (ответы педагогов)

Речь как коммуникативная функция. Она очень важная. Но также для обучения нам важна речь и письменная, и устная.  Если возникают у нас проблемы с речью, что нам делать?  Посредством чего мы сможем развивать речь ребенка. Как раз сегодня мы об этом и поговорим. До 5 лет у ребенка речь должна быть сформирована. До 5 лет звуки нашего родного языка должны быть в норме.

А проблем по развитию речи у наших детей много.

Так для решения проблем с речью очень помогает ежедневная пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и упражнения на дыхания.

В младшем дошкольном возрасте мы уделяем большое внимание для развития мелкой моторики? Кто может сказать почему? (Так как речь и моторика взаимосвязаны)

Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, усаживаемые за компьютер в раннем возрасте и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали… разговаривать.

Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – все дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не обычными ручкой — карандашом при письме, ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение.

А что такое моторика? (ответы педагогов)

Мелкой моторикой называется способность детей выполнять точные и мелкие движения пальцами и кистями ног и рук в результате скоординированности действий самых важных систем: костной, мышечной и нервной.

Ученые давным-давно доказали, что в коре головного мозга есть два речевых центра.  Центр  Брока и центр Вернике. Центр Брока производит речь, управляя речевой мускулатурой; Центр Вернике распознает собственную речь и речь других людей (слуховой центр). Эти оба центры взаимосвязаны и отвечают за восприятие и воспроизведение речи. И все наши речевые процессы находятся в головном мозге. А рядом с этими центрами находится моторный центр. Моторный центр в головном мозге занимают очень большое место. Если мы начинаем стимулировать моторику пальцев рук, то стимулы попадают в головной мозг и как водный матрас раскачивается у нас и все импульсы попадают в речевые зоны. И так или иначе начиная выполнять упражнения с мелкой моторикой с идет развитие нашей речевой зоны. Так одно из упражнений, которые мы выполняем ежедневно – пальчиковая гимнастика. Давайте с вами разомнемся и поиграем в пальчики.

На поляне дом стоит

Но а к дому путь закрыт

Мы ворота открываем

В этот домик попадаем.

Обратите внимание, я проговариваю медленно, чтобы ребенок успел выполнить движения, затем он подстраивается и проговаривает со мной стишок, сопровождая показ. Даже если ребенок не говорящий, он потихоньку начинает включаться в этот процесс. Начинает издавать отдельные слова, звуки.

Да, следующая у нас игра. Зашли мы в дом, там бабушка сидит.

Бабушка очки надела

У стола, на стул присела

Только книжку развернула

Улыбнулась и уснула.

А дальше, можно пофантазировать и поиграть с пальчиками в другие игры.

Для развития мелкой моторики придумано масса разных игрушек.

Шнуровка — идеальная игрушка для развития устной речи и подготовки руки к письму. Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты — обычное дело взрослых. Сюжетные шнуровки дают более широкое поле для фантазии.

 Пришнуровывая грибы и фрукты к ежику или белочке, можно сочинить сказку о том, как зверек собирал себе плоды на обед. О поразительной связи между развитием мелкой моторики и интеллектом сейчас знают все. Фантастика, но это действительно так: чем быстрее малыш развивает свои тактильные навыки, тем быстрее начинает говорить, быстрее развивается.

Можно использовать счетные палочки. Основное их предназначение очевидно и понятно, но пока дети маленькие мы используем их несколько иначе. Игры со счётными палочками развивают не только тонкие движения рук, но и пространственные представления. Кроме того, во время этих игр можно развивать представления ребёнка о форме, количестве, цвете, а также творческое воображение. Из счетных палочек мы выкладываем различные фигуры, предметы повседневной жизни, окружающие нас предметы.

 Предложите ребенку «построить» из палочек дерево, или домик с заборчиком, солнышко или кораблик. Из счетных палочек совместно с малышом вы можете выкладывать как отдельные предметы, так и целые сюжетные картины. Читая ребенку сказку, например, «Три поросенка», вы можете попросить его, выложить домик одному из поросят, что поможет защитить его от волка. Полет вашей фантазии здесь безграничен.

А также в каждом доме есть бигуди мамины: они очень хороши, чтобы покатать их в ладошках, подержать их. Идет раздражение рецепторов наших пальчиков. Импульсы поступают в головной мозг.

У вас есть два маленьких листочка. На ладошки их положим. Ваша задача сделать из двух листочков – два мячика, но так, чтобы руками друг дружку не помогать.

А еще продаются массажные колечки. Может у кого они ость дома. Делаем массаж каждого пальчика.

Это пальчик мамочка.

Этот пальчик дедушка…

Это изобретение японцев. Полезное как взрослым. Так и детям.

Для развития моторики рук используют массажные мячики, вкладыши, пирамидки.

Вот игра с прищепками. Вырезаем из картона солнышко, тучку, дерево и прищепками ребенок делать лучики солнышку, дождик для тучки .

Достаточно сложно, детям орудовать с прищепками.

Когда дома вывешиваете белье, дайте детям закрепить его прищепками.

А также можно с помощью прищепок сделать массаж пальчиков. Можно собрать елочку из прищепок.

А вот наш любимый горох: закапали игрушечку, надо найти ее, раскопать. Сейчас есть кинетический песок и много других игр которые не только стимулируют речевое развитие и тем самым готовим нашу руку к письму. Взяли карандаш в руки: массаж карандашом…сделали вертолет, вытянули руку вперед, расслабили

Раз-два-три-четыре

Раз-два-три-четыре полетели

Вот такие достаточно простые упражнения, которые дают хорошие результаты.

Но проблемы с развитием речи бывают не только с моторикой рук, если ребенок повзрослел, и вы замечаете, что с речью ребенка, что-то не так, тогда надо обращаться к узким специалистам: неврологам, психотерапевтам, психологам, логопедам, дефектологам.

Мелкая моторика влияет непосредственно на развитие ловкости рук, на дальнейшее формирование почерка и на скорости реакций ребенка.

От того, насколько у ребенка развита мелкая моторика, зависит в дальнейшем его подготовленность к обучению в школе. Если мелкая моторика у ребенка в порядке, то он способен рассуждать и мыслить логически, обладает связной речью, хорошей памятью, воображением и вниманием, умеет концентрироваться, готов к обучению письму.

Источник