Развитие ребенка в социуме шпоры по социальной педагогике

Социальная 
педагогика

1.
Социальный педагог 
как субъект профессиональной 
деятельности: личностная 
характеристика и 
профессиональная 
компетентность.

У соц.пед. в качестве
спец. способностей выделяют следующие:
наблюдательность, способность быстро
ориентироваться в ситуации, интуицию,
эмпатию (способность представить себя
на месте другого человека), рефлексию
и самоконтроль. Соц. Пед. должен обладать
такими проф-ми качествами: общительность,
ориентация на взаимодействие с людьми,
доброта, любознательность, интерес к
работе с людьми, твердость в отстаивании
своей точки зрения, оптимизм, умение найти
выход из спорных ситуаций, старательность,
нервно-психическая устойчивость, умение
общаться. Его проф. компетентность опред.
интеллектом и особенностями нервной
системы: эмоциональной устойчивостью
и работоспособностью в процессе общения,
что противостоит эмоциональной усталости
и развитию синдрома “эмоционального
сгорания”, выдерживать большие нагрузки
в соц.-пед-х, псих.-терапевтических и др.
процессах. Можно выделить след. личностные
качества: 1. гуманистические качества;
2. Псих-кие характеристики (высокий уровень
протекания псих-х процессов, устойчивые
псих. состояния, высокий уровень эмоциональных
и волевых характеристик); 3. психоаналитические
качества (самоконтроль, самокритичность,
самооценка); 4. Псих-о-пед-кие качества
(коммуникабельность, эмпатичность, визуальность,
красноречивость и др.). Понятие проф-ной
компетентности соц. педагога вкл. единство
его теоретической и практической готовности
к осуществлению соц.-пед-кой деятельности
и характеризует его профессионализм.
Рамки компетенции любого специалиста
устанавливаются соответствующим нормативно-правовым
документом — квалификационной характеристикой,
представляющей собой обобщенные требования
к подготовленности специалиста на уровне
его теоретического и практического опыта.
Квалификационная характеристика соц.
педагога состоит из 3 частей: “Должностные
обязанности”, “Должен знать” и “Квалификационные
требования”. 

2.
Сферы профессиональной 
деятельности социального 
педагога.

В сфере образования 
эта должность введена в штатное 
расписание 6 типов образовательных 
учреждений: ДОУ; ОУ; общеобразовательные 
школы-интернаты; образовательные учреждения
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей; спец. учебно-воспитательные
учреждения для детей и подростков с девиантным
поведением; образовательные учреждения
нач. проф-ого образования. Фактически
эта должность может вводиться во всех
соц. учреждениях, которые оказывают помощь
детям, например:  1. в учреждениях здравоохранения; 
2. в учреждениях соц. защиты населения;
3. в учреждениях, относящихся к системе
органов внутренних дел. В зависимости
от условий региона учреждения, оказывающие
помощь детям, могут носить комплексный
межведомственный характер (центры семьи
и детства, центры досуга, центры здоровья
и др.). Соц. педагоги, работающие в этих
учреждениях, проводят первичную диагностику
социума и выявляют детей с проблемами,
дифференцируют проблемы детей, определяют
их причины, пути и способы решения. Они
также должны быть хорошо информированы
о возможностях всех соц. учреждений города,
села, поселка и т. д.  Кроме того, в стране
зарождается волонтерское движение, в
рамках которого социальные педагоги
оказывают помощь детям безвозмездно.

3.
Этический и профессиональный
кодекс социального
педагога

 
1
.  Не поучать, не показывать, не запрещать.
Вдохновлять и побуждать клиента к действию,
к инициативе, к творчеству, помогая ему
жить, уважая достоинство и уникальность
личности. 2.  Уметь слушать клиента,
проявлять выдержку, понять проблему и
ситуацию, войти в его положение, проявить
деликатность, чувство такта, эмпатийность,
экстравертность. 3.  Быть коммуникабельным,
общительным, контактным, уметь «разговорить»
клиента, совместно определить пути решения
проблемы. 4. Уметь быть неформальным
в работе с клиентом, выполнять роль советчика,
помощника клиента в решении проблем.
5
. Всегда исходить из позиций гуманизма
и милосердия. Не осуждать, не упрекать
клиента, уважать его достоинство, предупреждать
возможности негуманного или дискриминационного
поведения по отношению к личности или
группе людей; защищать клиента от физического
или душевного дискомфорта, расстройства,
опасности или унижения. 6. Соблюдать
высокие нравственные стандарты своего
поведения как представителя профессии,
исключая любые уловки, введение в заблуждение,
нечестные действия. 7. Уметь находить
себе помощников в соц.  работе, поддерживать
участие общественности в развитии соц.
защиты, соц. политики. 8. Вести работу
только в рамках своей компетентности,
нести персональную ответственность за
качество своей работы; не поддаваться
влияниям и нажимам встречающимся на пути
проф. деятельности, беспристрастно выполняя
свои обязанности полностью информировать
клиента о предпринимаемых мерах, характере
оказываемой ему помощи, производимых
записях, собираемых данных. 9. Не использовать
свои проф. отношения в личных целях, участвовать
в обсуждениях и оценках ситуаций только
с проф. целью. Принимать плату за услуги
только добровольно предлагаемую и на
законных основаниях. 10.
Стремиться к постоянному повышению проф.
знаний, мастерства, уровня квалификации,
как специалиста в области соц. работы.
11.
  Защищать и усиливать достоинство
и чистоту профессии. Уважать доверие
коллег в ходе проф. взаимоотношений и
взаимодействия, соблюдая деликатность
и справедливость. 12.
Всеместно помогать людям, информирую
и делая соц. службы доступными различным
группам населения. 13.
Содействовать развитию благосостояния
общества, посредством:  а) расширения
личностных возможностей всех людей, проявления
внимания к ущемленным группам и лицам
с ограниченными физическими возможностями; 
б) активной борьбы против несправедливости
и ущемления на основе нац-ого происхождения,
политических или религиозных убеждений,
сексуальных ориентаций, возраста, брачного
статуса, псих-х или физических недостатков; 
в) создание условий для поддержки уважения
к различиям культур, составляющих общество; 
г) инициатив, направленной на изменения
в политике и законодательстве с целью
улучшения соц. условий жизни и поддерживания
соц. справедливости.

4.
Функции и социальные 
роли социального 
педагога.

аналитико-диагностическую
( 1. изучает и оценивает особенности соц.
микросреды образовательного учреждения,
прогнозирует возможные влияния среды
на школьников; 2. выявляет личностные
особенности и достоинства обучающегося,
его «проблемное поле»; 3. изучает и оценивает
особенности деятельности и обучения
школьника; 4. устанавливает причины неадекватного
поведения детей, подростков, причины
соц. неблагополучия их семей; 5. содействует
выявлению особо одаренных школьников;
6. выявляет обучающихся с эмоциональными
и интеллектуальными задержками в развитии)
Прогностическую
(1. на основе анализа
соц-ной и пед-ой ситуации прогнозирует
процесс воспитания и развития личности
школьника, оказывает помощь в саморазвитии
и самовоспитании его личности, опред.
перспективы развития обучающегося в
процессе социализации; 2. планирует собственную
соц.-пед-кую деятельность на основе анализа
результатов предыдущей работы.) организационно-коммуникативную
(1. способствует включению субъектов воспитательной
деятельности — общественности, учреждений
дополнительного образования и др. в процесс
соц. воспитания подрастающего поколения,
в совместный труд и отдых; 2. позволяет
ему участвовать в формировании гуманистической
системы взаимоотношений в детской и подростковой
среде, оказывать влияние на отношения
детей, подростков и взрослых) коррекционную
(1. старается оградить обучающихся от
негативных влияний соц. среды; 2. осуществляет
коррекцию самооценки школьников и помогает
им избавиться от вредных привычек)
координационно-организаторскую

(1. организует соц. значимую деятельность
детей и подростков в открытой микросреде;
2. включает обучающихся в различные виды
продуктивной деятельности с учетом псих.-пед-х
требований к ней; 3. организует коллективную
творческую деятельность детей с участием
взрослых; 4. координирует деятельность
всех субъектов соц. воспитания; 5. взаимодействует
с органами соц. защиты и помощи) функцию
соц.-пед-кой поддержки
и помощи воспитанникам 

(1. оказывать псих.-пед-кую помощь обучающемуся
в саморазвитии, самопознании, самооценке,
самоутверждении, самоорганизации и самореализации;
2. устанавливать доверительные отношения
с клиентом)  охранно-защитную
(1. использует весь комплекс правовых
норм, направленных на защиту прав и интересов
обучающихся и их объединений; 2. содействует
применению мер гос-ого принуждения и
реализации юридической ответственности
лиц, допускающих прямые или опосредованные
противоправные воздействия на детей;
3. взаимодействует с органами соц. защиты
и помощи) психотерапевтическую
(1. заботится об обеспечении положительного
эмоционального состояния школьников;
2. оказывает им помощь в разрешении межличностных
конфликтов, снятии депрессивного состояния;
3. содействует в создании ситуаций успеха
школьников) соц-о-профилактическую
(1. организует систему профилактических
мер по предупреждению отклоняющегося
поведения и преступного (делинквентного)
поведения детей и подростков; 2. влияет
на формирование их нравственно-правовой
устойчивости; 3. организует систему мер
соц. оздоровления детей из семей группы
соц. «риска».) реабилитационную.
(  организует систему мер по соц.-пед-ой
реабилитации и поддержке лиц (прежде
всего несовершеннолетних), вернувшихся
из мест лишения свободы, спецучреждений,
по разнообразным причинам испытывающих
различные затруднения, которые приводят
к соц. дезадаптации. 

Читайте также:  Новорожденный ребенок развитие по месяцам таблица

5.
Функции социальной 
педагогики.

1. Исследовательская
— предполагает изучение личности, среды,
общины, анализ явлений, процессов, факторов,
закономерностей, влияющих на процесс
социального формирования личности; изучение
исторических аспектов проблемы.

2. Аналитико-проектная
— предполагает анализ воспитательно-образовательных
и средовых социальных процессов, различных
проблем социального воспитания, способов
адаптации личности к природной и социальной
среде, современному обществу, анализ
работы социальных педагогов, коллективов,
различных педагогических центров, определение
приоритетных направлений социального
воспитания и социальной работы.

3. Просветительско-образовательная
— предполагает педагогизацию общества,
обобщение и распространение, пропагандирование
позитивного опыта, широкое просвещение.

4. Организаторская —
включает влияние на вопросы планирования,
организации текущей деятельности, координацию
и объединение различных специалистов,
организаций, решающих проблемы человека,
имеющих отношение к состоянию его кризиса,
к защите его прав.

5. Прогностическая —
предполагает прогнозирование процессов
социального формирования личности на
всех возрастных этапах, развития социальной
среды, формирования социальной политики
средствами социально-педагогической
деятельности. 

6.
Понятие «норма» 
 и «отклонние
от нормы» в социальной
пдагогике. Типы отклонний. 

Норма – это
некое идеальное образование, условное
обозначение объективной реальности,
среднестатистический показатель, характеризующий
реальную действительность, но не существующий
в ней. То, что не соответствует норме,
обозначается другим словом – «отклонение».
Отклонения могут носить как негативный,
так и позитивный характер. Отклонениями
от нормы в развитии ребенка являются
и умственная отсталость и талантливость.
Негативные отклонения в поведении: преступность,
алкоголизм, наркомания и др., оказывают
отрицательное влияние и на процесс соц.
становления человека, и на развитие общества
в целом. Позитивные отклонения: все формы
соц. творчества: экономическую предприимчивость,
научное и художественное творчество
и др., служат развитию соц. системы, замене
старых норм новыми. В соц. педагогике
понятия «норма» и «отклонение» позволяют
выделить определенную точку отсчета,
относительно которой можно уточнять
причины, вызывающие те или иные отклонения,
выяснять, каким образом они влияют на
процесс социализации ребенка, и на основе
этого строить практическую социально-педагогическую
деятельность. Типы
отклонений:

1.  Физические:
болезнь; нарушения зрения; нарушения
слуха; нарушения опорно-двигательного
аппарата.

2. Психические: 
задержка психического развития;
умственная отсталость; нарушения 
речи; нарушения эмоционально-ролевой 
сферы; одаренность.

3. Педагогические:
отклонения в получении общего 
образования; отклонения в получении 
профессионального образования.

4. Социальные:
сиротство; отклоняющееся поведение: алкоголизм,
токсикомания, наркомания, проституция,
беспризорность, безнадзорность, бродяжничество,
правонарушения, преступность.

7.
Теория отклонений 
в социальной педагогике. 
 

8.
Развитие ребенка 
в социуме. Биологические 
и социальные факторы 
развития ребенка.

Развитие происходит
под влиянием внешних воздействий 
и внутренних сил. К внешним факторам
относятся окружающая среда, спец. целенаправленная
деятельность по формированию опред-х
качеств личности; к внутренним — биологические,
наследственные факторы. Факторы, влияющие
на развитие, могут быть управляемыми
и неуправляемыми. Развитие означает превращение
как биологического индивида в соц. существо
— личность. В процессе развития ребенок
вовлекается в различные виды деятельности
и вступает в общение, проявляя присущую
ему активность. Это содействует приобретению
им соц. опыта. Биологические
факторы Биологическая наследственность
— понимается передача от родителей к детям
определенных качеств и особенностей,
заложенных в их генетическую программу.
По наследству передаются особенностиНС,
на основе которых развивается опред-ый
тип нервной деятельности. Предполагает
формирование опред-х способностей к
деятельности на основе природных задатков.
Яркое проявление способностей — одаренность,
или талантом. Наследственные заболевания
х необходимо учитывать и в процессе социализации
ребенка. Наряду с наследственностью отрицательно
влияют внешние факторы — загрязнение
атмосферы, воды, экологическое неблагополучие
и др. Все больше рождается физически ослабленных
детей и имеющих нарушения в развитии:
слепых и глухих или потерявших слух и
зрение в раннем возрасте, слепоглухонемых,
детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата и др. Для таких детей деятельность
и общение, необходимые для их развития,
значительно затруднены. Социальные
факторы Социализация —процесс, который
продолжается на протяжении всей жизни
человека. Наиболее интенсивно протекает
в детстве и юности, когда закладываются
все базовые ценностные ориентации, усваиваются
основные социальные нормы и отношения,
формируется мотивация социального поведения.
Различают макро-, мезо- («средний»)
и микро- факторы социализации. На социализацию
оказывают влияние мировые, планетарные
процессы — экологические, демографические,
экономические, соц.-политические, страна,
общество, гос-во, которые рассматриваются
как макрофакторы социализации. К мезофакторам
относятся формирование этнических установок;
влияние региональных условий; тип поселения;
средства массовой коммуникации и др.

Источник

 К микрофакторам
относят семью, образовательные учреждения,
группы сверстников. Эту среду, в которой
происходит развитие, наз-т социумом. 

9.
Влияние среды 
на развитие ребенка 
в социуме.

Социум рассматривается 
с точки зрения процесса включения 
ребенка в нее и интеграции
через ближайшую социальную среду 
в общество в целом. Среда — это улицы,
дома и вещи, разные общности людей, которые
характеризуются особой системой отношений
и правил, распространяющихся на всех
членов данной общности. С одной стороны,
человек вносит в нее что-то свое, влияет
на нее, изменяет ее, в то же время, и среда
влияет на человека, предъявляет ему свои
требования. Человек может занимать в
обществе несколько позиций. Позиция в
обществе, характеризующаяся опред. правами
и обязанностями, наз-ся соц. статусом.
Статус определяет поведение человека
в обществе. В процессе становления и развития
ребенок может осваивать позитивные соц.
роли и негативные. К позитивным относят
роль члена семьи, член коллектива . Понимание
роли потребителя, умение пользоваться
услугами, предоставляемыми обществом,
ребенок должен освоить с детства. Важная
соц. роль — быть гражданином своего отечества,
любить родину. К негативным ролям относятся
такие, как бродяга. Освоение ребенком
механизма ролевого поведения обеспечивает
успешную включенность в соц. отношения,
дает возможность приспосабливаться,
адаптироваться к новой ситуации. Этот
процесс наз-я соц. адаптацией. В процессе
социализации проявляется потребность
быть «как все». Параллельно в процессе
индивидуального развития личности у
ребенка формируется потребность — проявить
себя, свою индивидуальность. Ребенок
начинает искать способы и средства для
ее выражения, проявлять их, в результате
чего происходит его индивидуализация.
Соц. развитие происходит по 2 направлениям:
социализации и индивидуализации. В процессе
развития ребенка в социуме должна осуществляться
его социализация, которая включает в
себя социальную адаптацию. Если же этого
не происходит, наблюдается другое явление
— дезадаптация, тогда возникает необходимость
в социальной реабилитации ребенка. 

Читайте также:  Развитие способного ребенка в утробе

10.
Источник социального 
развития человека.
Характеристика основных
внутренних и внешних
источников социального
развития человека.

Источники
— это то, что питает и на основе
чего имеет место социальное развитие
человека. Они подразделяются на внутренние
— присущие новорожденному и внешние,
на основе которых происходит реализация
его внутренней соц. обусловленности.
А. К внутренним источникам соц. развития
относятся: Потенциал в виде задатков
и возможностей, полученный от рождения
и приобретенный в процессе жизнедеятельности.
Развиваясь в соответствующих условиях,
человек может достичь в личностном плане
того уровня, к которому он был предрасположен.
Задержка человека в биологическом, физиологическом
или психическом развитии сказывается
на социальном и наоборот. Отставание
в соц. плане сказывается на психическом
развитии. Характерно, что своеобразие
познания ребенком окружающего мира определяется
адекватностью его развития, действий
и поступков. Недостатки в структуре формирования
органов чувств создают трудности при
взаимодействии со средой жизнедеятельности,
изучении ее. Органы чувств динамичны
в своем развитии. Чем с более раннего
возраста они развиваются, тем большего
уровня достигают, и наоборот. Врожденные
рефлексы. Они позволяют ребенку поддерживать
жизнедеятельность, проявлять себя, реализовывать
свои индивидуальные возможности и потребности
в процессе соц. развития и воспитания.
Б. Внешние источники (факторы) соц. развития
ребенка. К ним относится все то, что окружает
и с чем человек непосредственно и опосредованно
взаимодействует. На микроуровне — это
конкретные группы, в которых личность
приобщается к системам норм и ценностей
и которые выступают своеобразными трансляторами
соц. опыта: семья, школьные трудовые коллективы,
неформальные группы и объединения, отдельные
личности. На этом уровне важное значение
имеют все предметы, с которыми взаимодействует
ребенок и с помощью которых происходит
познание им среды: игрушки, игры, мебель,
предметы и т.д. На мезоуровне — это средства
массовой коммуникации, печать, радио,
телевидение, искусство, литература и
пр. Они определяют интересы ребенка,
нравственные ценности и идеалы, общее
восприятие им мира и тех явлений, которые
происходят вокруг него. 

11.Движущие
силы социального развития
человека. Основные
внутренние движущие
силы социального развития
человека. Неосознаваемые
и осознаваемые механизмы
развития человека и
их характеристики.

Движущие силы — 
один из факторов, обеспечивают реализацию
источников соц. развития, воспитания
и обучения человека. Они подразделяются
на внутренние и внешние. Внутренние движущие
силы, обеспечивающие реализацию личностного
потенциала, — те, которые присущи только
человеку и способствуют реализации его
индивидуального потенциала в процессе
социализации. К основным относятся неосознаваемые
и осознаваемые биопсихические механизмы.
Неосознаваемые механизмы развития обусловлены
физиологическими и психическими потенциями,
которые человек получает от рождения.
Они функционируют на уровне подсознания
(рефлекторно), присуща ранняя активность
и стабильность. Влияние они оказывают
на психологическое и соц. развитие. Более
всего важна их роль в раннем возрасте.
К движущим силам, обеспечивающим функци-рование
неосознаваемых механизмов человека,
относятся: А. Устремленность в самом раннем
возрасте преимущественно к тому, в ком
ребенок чувствует наибольшую потребность
и защищен-ть. Б. Эмоциональная заразительность
ребенка (эмпатия), проявляется очень рано.
В. Эмоциональная обусловленность активности
и устремленности ребенка. Дитя нуждается
во внимании и ласке, что способствует
укреплению его эмоциональной обусловленности.
Г. Подражательность. Благодаря ей ребенок
неосознанно усваивает первый соц. опыт:
отношения к чему-либо, нормы поведения,
действий и поступков. Д. Внушаемость в
раннем возрасте выступает движителем
действий и поступков ребенка, его отношения
к различным явлениям, реакции на что-либо
и пр. Наибольшей внушающей силой отличаются
те, кто являются авторитетом. Е. Потребность
человека в соц. общении появляется с рож-и
требует удовлетворения. Ж. Любознательность,
как и потребность в общении, существенно
влияет на соц. развитие человека. К осознаваемым
механизмам относят: А. Осознаваемые механизмы,
связанные с психикой человека, такие,
как:  1. Саморазвитие психики человека.
2. Эмоциональная восприимчивость. 3. Волевая
активность. Б. Осознаваемые механизмы,
связанные с развитием сознания — это
такие явления, как: 1. Социальная предрасположенность
к развитию2. Уровень развития сознания
человека как основы социальной пер-ективы.
В. Социально-психологические факторы
среды, выполняющие роль внешних движущих
сил: «эффект доверия»; групповые ожидания,
референтная группа; взаимопомощь и поддержка,
авторитет и др. «Эффект доверия». 

12.
Движущие  силы 
социального развития 
человека. Характеристика 
основных внешних 
движущих сил социального 
развития человека.

движущие 
силы — один из факторов, обеспечивают
реализацию источников соц. развития,
воспитания и обучения человека. Они подразделяются
на внутренние и внешние. Внешние движущие
силы стимулируют, активируют или сдерживают
внутренние движущие силы. С их помощью
можно направлять управлять всем процессом
социального развития и воспитания. К
ним относятся: А. Среда воздействия на
микроуровне: на ран-ем этапе —уход за
ребенком; семья; коллективы и группы;
отдельные личности, мнение и/или деятельность
которых деют значение для ребенка; воспитание.
В. Социально-психологические факторы
среды, выполняющие роль внешних движущих
сил: «эффект доверия»; групповые ожидания,
референтная группа; взаимопомощь и поддержка,
авторитет и др. В самопроявлении значение
имеет доверие со стороны старших, группы.
Умение воспитателя устанавливать такие
отношения создает благоприятные условия,
стимулирующие самопроявление ребенка.
Групповые ожидания — это ожидание выполнения
ролевых предписаний, оценочные стереотипы
окружения. Референтная группа бывает:
условной, реальной, сравнительной, нормативной,
престижной. С ней сталкивается ребенок
уже в детском саду. Особенно сильно ее
влияние в подростковом и юношеском возрасте.
Взаимопомощь и поддержка.  Взаимопомощь
позволяет включаться в работу по оказанию
помощи более слабому. Авторитет — степень
влияния, оказываемого отдельными лицами
отрасли знания или сфере занятости.  

13.
Роль личности 
ребенка в социальном 
совершенствовании.

Включение в активную
самосозидательную деятельность — важнейшее
условие развития. Формами самопроявления 
личности являются: самодеятельно-творческая,
безудержно-активная (гиперактивная),
пассивно-исполнительская, безлично-пассивная
(гипоактивная), протестная (протестно-каприз-я,
протестно-негативная). Самодеятельно-творческая
формируется при «свободном испытании»,
способствует педагогика сотрудничества.
В воспитательной работе такая позиция
ребенка наиболее благоприятна. Безудержно-активная
(гиперактивная) позиция формируется при
предрасположенности ребенка (холерик).
В этом случае недостатки воспитания ведут
к попустительству, вседозволенности.
Пассивно-исполнительская позиция личности
формируется при авторитарном стиле воспитания
и определенной предрасположенности ребенка
(меланхолического характера) и др. Главным
недостатком является безынициативность
ребенка. У него мало оптимизма, стремления
идти вперед, преодолевать трудности,
что негативно сказывается на его развитии.
Такая позиция изменится при педагогически
умелой работе с ним. Безразлично-пассивная
(гипоактивная) позиция формируется при
предрасположенности, заторможенности
ребенка ( меланхолического темперамента)
и недостатках воспитания: попустительстве,
вседозволенности. Переломить ситуацию
довольно трудно. Этому может способствовать
стимулирование мотивации активности
ребенка, активизации его самопроявления.
При получении позитивных результатов
позиция ребенка может постепенно меняться.
Однако ошибки во взаимодействии с ним
будут вести к дальнейшему укреплению
безразличия, негативизма. Протестная
(протестно-капризная, протестно-негативная)
позиция —результат недостатков воспитания
ребенка. Она является либо внутренним
протестом против любых попыток самопроявления,
либо негативной реакцией по отношению
к тому или иному лицу. Им может быть родитель,
который сумел сформировать у ребенка
капризность. Такая позиция может выражать
отношение к воспитателю, который проявил
определенную некорректность в действиях,
оценочных суждениях и пр. Изменить такую
форму проявления ребенка сложнее, так
как она является следствием не только
своеобразия его характера, но и результатом
воспитания. 

Читайте также:  Текст для развития речи ребенка

14.
Социально-педагогическая 
деятельность: сущность 
и содержание. Сравнительная 
характеристика социально-педагогической 
деятельности и 
педагогической деятельности.

Деятельность — 
это целенаправленное преобразование
человеком природной и соц. действительности.
В ее структуру (компонентный состав)
входят: цель, мотив, средства, действия
по их применению и результат. Каждый компонент
деятельности имеет свой соц.-педагогический
потенциал воздействия на субъекта ее
осуществления. Это воздействие отражается
на его личности и поведении. Цель — представление
результата своей деятельности. Мотивы
— это то, что побуждает человека к деятельности.
Средства — это то, что человек выбирает
для использования в процессе деятельности
и посредством чего он добивается достижения.
Результат — это то, чего достигает человек
в итоге деятельности. Все компоненты
деятельности, за исключением действий,
влияют на развитие личности, ее св-в (направленности,
черт характера, способностей); эмоциональной
сферы и проф. важных качеств (обеспечивающих
достижение определенного уровня, и качества
деятельности) Чем больше и интенсивнее
человек включен в деятельность, тем большие
перемены происходят в его личности и
поведении. На определенных этапах это
ведет к качественному изменению личности.
Характер и интенсивность изменении зависит
от вида деятельности, отношения и активности
в ней. Педагогическая —вид общественно-полезной
деятельности взрослых людей, сознательно
направленной на подготовку подрастающего
поколения к самостоятельным действиям
в соответствии с экономическими, политическими,,
нравственными и эстетическими взглядами.
Социально-педагогическая — деятельность
человека, имеющая цели, средства, учитывающая
соц. условия и решаемые проблемы, соответствующий
результат. Социальная — это особый вид
проф. деятельности, направленной на решение
соц. проблем объекта, социальный работник
выступает субъектом; объектом его деятельности
явл. человек, имеющий соц. проблемы и нуждающийся
в помощи специалиста; средством — экономические,
медицинские, психологические, социально-педагогические
технологии, методы и педагогическая техника. 

15.
Понятие, сущность 
и содержание социально-педагогического 
процесса.

Под соц.-пед-ким процессом
понимают динамику (изменение) развития
соц.-пед-ого явления или сложившуюся последовательность
действий соц. педагога, взаимодействия
воспитателя и воспитуемого, обеспечивающие
достижение опред. соц.-педагогической
цели. По своей сущности соц.-пед-кий процесс
— это целенаправленная последовательность
действий соц. педагога (субъекта), обеспечивающая
наиболее оптимальное достижение определенной
соц.-пед-кой цели в соц-м развитии (коррекции
развития), воспитании (перевоспитании,
исправлении), овладении умениями и навыками
в самообслуживании, обучении, проф. подготовке
объекта. Этот процесс имеет опред. структуру:
он включает субъект и объект, этапы, под
этапы педагогической деятельности. Каждый
этап имеет свои компоненты. Сущ-т опред.
условия среды, которые обеспечивают оптимальное
его протекание (практическую реализацию),
достижение оптимального результата.
Соц.-пед-кий процесс осуществляет специалист
(группа специалистов) — субъект. Субъект
соц.-пед-ого процесса — это подготовленный
специалист, родитель, третье лицо (группа)
по отношению к человеку, на которого направлена
деятельность. Вторым компонентом, определяющим
содержание и направленность соц.-пед-ого
процесса, выступает объект воспитания,
его индивидуальные особенности, возможности,
социальные проблемы, отношение к субъекту
воспитания. Соц.-пед-кий процесс как последовательность
целенаправленных действий можно разбить
на этапы и подэтапы. 1-й — подготовительный;
2-й — непосредственной деятельности (реализации
выбранной педагогической технологии);
3-й — итоговый.

 
16. Общая характеристика
основных компонентов
социально-педагогического
процесса.

Внутренний 
соц. пед. Процесс. Любой процесс состоит
из этапов его развития. Этапы определяются
в зависимости от того, что Изучается в
процессе воспитания, развития, в каких
условиях, в течение какого времени. Внешний
соц.пед. процесс. Эффективность реализации
возможностей внутреннего определяется
внешним социально-педагогическим процессом.
внешний соц.-пед. процесс — целенаправленная
последовательность действий соц. педагога
(субъекта), обусловленная необходимостью
обеспечения прогнозируемого развития
внутреннего соц-пед процесса объекта.
выделяют 2 подхода: структурный и функциональный.
Структурный определяет его компонентный
состав, который может иметь условный
или функциональный характер. Важен для
изучения и анализа характера деятельности
по достижению определенной цели. Функциональный
определяет особенности профессиональной
деятельности конкретного специалиста
на каждом этапе. Важен в процессе поиска
варианта работы соц работника с определенной
личностью, для оценки ее действенности.
Субъект внешнего процесса —соц работник.
Содержание и направленность в ориентируются
на объект соц работы, индивидуальные
особенности, возможности, соц проблемы,
отношение к своей проблеме, возможности
ее решения. Внешний процесс также включает
этапы  деятельности. 1-й — подготовительный;
2-й — непосредственной деятельности (процесс
реализации выбранной педагогической
технологии); 3-й — результативный. Подготовительный
этап включает подэтапы, которые определяют
его содержание. К ним относятся: выявление
особенностей внутреннего социально-педагогического
процесса, цели социально-педагогической
деятельности и способа ее достижения.
По существу, речь идет о подэтапе, который
составляют: Диагностика и выявление индивидуальности
объекта. Социально-агогическая деятельность
имеет адресный характер. Она ориенти-эвана
на конкретную личность. В зависимости
от социальных проем объекта (ребенка,
подростка, юноши, зрелого человека и пр.),
а (1Кже его индивидуальных возможностей,
в том числе компенсатор-лх, или ограничений
(физических, физиологических, психологичес-I),
своеобразия повседневного социального
поведения можно пред-гно осуществлять
прогнозирование деятельности. С учетом
знания человека, закономерностей его
развития соц работник имеет возможность
педагогического прогнозирования. Предметом
соц-пед прогнозирования выступают 2 блока
проблем, связанных с внутренним и внешним
соц-пед процессами: а) прогнозирование
динамики, направленности и интенсивности
изменения явлений, обусловленных внутренним
соц-пед процессом; б) прогнозирование
проблем, обусловленных внешним соц- пед
процессом. Прогнозирование основано
на наличии информации о личности клиента,
на личном опыте и интуиции субъекта соц
работы.

Источник