Развитие ребенка в школе деятельностный подход

Развитие ребенка в школе деятельностный подход thumbnail

Деятельностный подход
как условие развития у ребёнка
познавательных интересов

Представление педагогического опыта

Быть учителем — это призвание, быть хорошим учителем- это талант, быть хорошим учителем начальных классов – это талант вдвойне, потому что именно этот учитель остается в цепкой памяти маленького ребенка, как первый человек, встретившийся на его долгом и порою трудном пути под названием «школа».

Представление собственного педагогического опыта хочу начать с притчи.

Слайд 3. Однажды в коконе появилась маленькая щель…

Слайд 4. случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.

Слайд 5. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Слайд 6. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Слайд 7. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит.

Ничего не случилось!

Слайд 8. Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

Слайд 9. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.

Слайд 10. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Слайд 11. Деятельностный подход.

Очень часто мы, желая помочь ребёнку, не даём ему сделать усилие, самостоятельно преодолеть трудности, решить проблему. И удивляемся, что теряется интерес к учёбе, нет веры в свои силы. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется с трудом.

Слайд 12. Актуальность.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.

Проанализировав приоритетные жизненные ценности, мною была создана собственная методическая система работы, которая представляет собой взаимодействие целей и задач, методического стиля, особенностей организации учебной деятельности.

Слайд 13. Цель.

Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка.

Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес, как ценнейший мотив учебной деятельности школьника.

Передо мной, как педагогом, стоят вопросы:

Как заинтересовать ребенка учебным предметом?

Как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы?

Как развивать у ребенка потребность и способность искать новое?

Как научить его видеть проблемы?

Слайд 14. Задачи.

Поиск ответов на эти вопросы определил задачи моей методической системы, которые реализуются в содержании учебно-воспитательного процесса. Содержательно-целевой элемент данной методической системы раскрывается с помощью оптимальных способов обучения. Контроль универсальных учебных действий учащихся осуществляется во всех видах их учебно-познавательной деятельности.

Слайд 15. Теория.

Теоретико-методологической основой развития познавательных способностей является системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова.

Сегодня разработан широкий спектр технологий обучения, среди которых особое для меня место занимает деятельностная технология, а именно технология деятельностного метода обучения, разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора, директора Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…», лауреата Премии Президента РФ в области образования Людмилой Георгиевной Петерсон. Данная технология предлагает все необходимое для реализации ФГОС НОО.

Слайд 16. Деятельностный метод.

Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом. Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет систему взаимоотношений «учитель-ученик». Главным его отличием является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность.

Слайд 17. Учебная деятельность.

Кроме того, деятельностный метод создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения и обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет увеличить прочность знаний. Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели.

Слайд 18. Принципы.

Виды деятельности младшего школьника могут быть различными : игровая, исследовательская, контрольно-оценочная, рефлексивная, творческая, практическая. Но к развитию личности они ведут только в том случае, если правильно организована развивающая среда.

Внутренняя программа развития ребенка развертывается на фоне воздействия среды обитания, из которой он свободно и по большей части непредсказуемо, вопреки нашим планам, черпает информацию и весь свой жизненный опыт. Поэтому для детей нужно создавать такие условия для деятельности и общения , которые помогают им развиваться в соответствии с заложенными в них задатками, компенсируя проблемы и недостатки

Читайте также:  Мамайчук помощь психолога ребенку с задержкой психического развития читать

Слайд 19. Роль учителя.

В технологии деятельностного метода существенно меняется роль учителя. Теперь необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Позицию учителя можно выразить так – к классу не с ответом, а с вопросом.

Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, необходимо изменить сам принцип построения урока. Построить исследовательскую работу на уроке с целью добывания нового знания – сложнее, проще самому объяснить материал, но знания , полученные в результате поиска отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Слайд 20. Урок открытия нового знания.

Развивающий урок имеет и особую типологию , и особую структуру , и особые методы : не только индивидуальную, но чаще групповую и парную работу.

Используя на уроках системно — деятельностный подход, решаю следующие задачи:

— помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;

— развиваю творческие способности;

— предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;

— осуществляю личностно-ориентированную направленность;

— помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;

— побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

Предлагаю несколько примеров такой работы:

  • в начале урока дети знакомятся с темой, записанной на доске; урок заканчивается обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к данной теме; выясняется, соответствует ли данная тема содержанию урока, является ли тема основной для урока;

  • тема урока не сообщается; дети в конце урока получают задание сформулировать его тему;

  • называю содержание заданий, которые нужно выполнить на уроке; в конце урока обсуждается их результат.

Слайд 21. Метод проектов.

Метод проектов — ведущий метод моей системы, который опирается на уже имеющийся опыт ребёнка, на его собственный путь искания и преодоления затруднений. Ученик сам исследует изучение какого-либо правила, темы, и ищет научные знания в форме диалога учителя, ученика и другого источника получения знаний. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Слайд 22.

Метод проектов используется на уроке

-при проверке домашнего задания (сообщение, доклад, презентация и т. д.),

-при изучении новой темы (выполнение исследования, творческой работы, проведение эксперимента и т. д.),

-при закреплении изученного (творческие работы).

Проектно-исследовательская деятельность детей на уроках организуется следующим образом: создаю проблемные ситуации, активизирую познавательную деятельность в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построение гипотез. Использую следующие дидактические средства создания проблемных ситуаций: исследовательская задача, проблемный вопрос, моделирование эксперимента.

Слайд 23. Исследовательская деятельность.

Велика роль исследовательской деятельности, как в общем, так и в индивидуальном развитии школьника. Она дает представление о широкой картине мира, обогащает нравственно и эмоционально, развивает воображение, речь, способность выразить себя в слове, развивает собственное творчество.

В процессе учебной деятельности ребята знакомятся с методикой проведения учебных исследований: провожу несколько фронтальных тренировочных занятий с классом. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения исследования.

Работа над исследованием заставляет ребенка наблю­дать различные предметы и явления, принимать во внимание мелкие детали и различия, фиксировать результаты проведенного исследования и представлять материал наглядно. Кроме того, работая над проектом, ребе­нок ставит перед собой цель, продумывает план, а закончив работу, сам ее оценивает. Следовательно, у него формируются умения и навыки:

  • формулировать вопросы;

  • планировать свою деятельность;

  • наблюдать предметы и явления;

  • оценивать свою работу по предложенным критериям.

  • На мой взгляд, в начальных классах проектно-исследовательская деятельность занимает значитель­ное место. Она представляет собой спо­соб организации процесса познания, который обеспечивает поисковую дея­тельность учащихся в открытии факти­ческих знаний и взаимосвязей между ними. Его реализация предполагает ис­пользование таких методов, как наблю­дения, опыты, самонаблюдения и т.д. В ходе наблюдений осуществляется и изучение исследовательских способностей детей.

Ученик осваивает новую позицию — он не просто зритель, слу­шатель, а исследователь себя самого. Это определяет его заинтересован­ность процессом познания: он выдвига­ет гипотезу, выбирает и обосновывает свой путь решения задачи, вступает в дискуссию. У младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над про­ектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача учителя и родителей — поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными за­претами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе.

Проектно-исследовательская деятельность организуется систематически на каждом уроке.

Слайд 24. Результативность проектно-исследовательской деятельности.

Организация проектно-исследовательской деятельности способствует развитию познавательных интересов ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективные и индивидуальные формы работы; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.

Читайте также:  Центр развития ребенка в лианозово

Слайд 25. ИКТ.

Проектно-исследовательская деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, деятельностного обучения и самостоятельной работы учащихся. Практический опыт убеждает, что использование информационных технологий позволяет достичь хороших результатов. Резкое возрастание роли и значения информации требует глубокой подготовленности всех членов современного общества к использованию средств информационной технологии. А значит, востребован выпускник школы, владеющий навыками работы с информацией.

Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность учащимся для осуществления следующих видов деятельности:

     -проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя;

-демонстрации при объяснении нового материала;

-заранее подготовленное выступление — доклад ученика по определенной теме;

   -подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения.

Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.

Слайд 26. Выводы.

Таким образом, полученные результаты указывают на высокую эффективность методической системы в отношении усвоения учащимися универсальной компетентности (мыслительной, деятельностной, коммуникативной, информационной), общеучебных навыков, проектных умений. При этом отмечается возрастание мотивации к обучению и результативное участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательских конференциях.

Слайд 27.

Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.

У моих выпускников сформировано «умение учиться»: они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу; понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника; умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал; а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

Слайд 28. Эффективность работы.

Опытом своей работы я делюсь с коллегами: выступаю на методических семинарах педсоветах. Есть мини-сайт в социальной сети работников образования, где публикуются мои работы и работы моих учеников. В 2011 году была финалистом Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок».

Слайд 29. Притча.

Свое выступление мне хочется закончить притчей.

Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу» Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Слайд 30. Все в наших руках, уважаемые коллеги. И только от нас зависит, какой станет школа будущего.

Спасибо за внимание.

Источник

Доклад по теме: «Деятельностный подход как условие развития у ребёнка познавательных интересов»

Липатова Ирина Михайловна.

2012 год.

Цель: 1.Применение деятельностного подхода на уроках в начальной школе.

           2.Влияние деятельностного подхода на развитие  у детей              познавательных процессов.

        Слайд №1.

Урок есть важнейшее открытие классической педагогики и творческой практики. Ему несколько  сотен лет и ещё долгое время он будет служить воспитанию и образованию подрастающего поколения. Однако общественность начала выражать всё более усиливающееся беспокойство по поводу качества развитости и знаний.

Уроки стали более походить на схватки учителей с учениками. Когда первые отчаянно пытаются их образумить, а вторые упорно не хотят образумиться.
                                                 
        Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. 

Слайд №2
              Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Великая цель образования – это не знания, а действия». 

Личность ребёнка измеряется тем, как он ведёт себя на уроке, в чём и как себя проявляет, с чем приходит на урок и с чем уходит. И надо чтобы они дети и урок любили друг друга. Вот некоторые высказывания из сочинений учеников  7 классов на тему «Здравствуй урок!» я прочитала в книге Ш.А. Амонашвили

-Здравствуй урок и давай тут же прощаться.

-Что мне делать, урок, если всё время смотрю на часы, когда ты кончишься?

-Урок, тебя надо отправить на заслуженную пенсию.

— Ты мой мучитель, мой плохой сон, мой испорченный день.

-Мне тебя жаль, урок, ты —  жертва учителей.
             
      Вот  почему происходит системный переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.

Что же он означает?

Слайд №3.

Заинтересованность учащихся в учебной деятельности, получение удовольствия от достигнутых результатов.

Слайд 4.

Методологической основой ФГОС второго поколения является системно-деятельностный подход.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено А.Г Асмоловым с целью интеграции системного и деятельностного подходов, до определенного времени  находившихся в оппозиции друг к другу.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка дошкольного возроста

Прежде всего что же даёт  системно – деятельностный подход учителю

Слайд №5. 

Что дает системно-деятельностный подход учителю?

  1. Систематизировать знания об активизации деятельности учащихся
  2. «Увидеть» себя, свой педагогический  опыт в новой системе обучения
  3. Приходить к новому способу обучения  поэтапно
  4. Уже на первых этапах повысить  качество образования
  5. Включиться в инновационный процесс
  6. Вырасти профессионально
  7. Обеспечить достаточную полноту и качество формирования УУД .  

Слайд № 6.

Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. 

Слайд №7.

Очевидно, что знание, которое ребенок сам «открыл», наглядно для него, доступно и сознательно им усвоено… Включение ребенка в деятельность…активизирует его мышление, формирует у него готовность к саморазвитию». В.В. Давыдов

Слайд № 8.

Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, то, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.  Это может быть, как создание проблемной ситуации. Ведь как принято любая проблема требует решения.

Каковы же пути реализации деятельностного подхода

Слайд №9.

А)организация работы над  понятиями, над закономерностями и правилами по законам учебной деятельности: от мотивации и постановки учебной задачи — к ее решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретенных знаний; 

  Б) целенаправленная организация речевой деятельности учащихся применительно к различным речевым ситуациям.  

Слайд №10.

Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели прежде всего это:

— создание и постоянное поддержание у детей   познавательного мотива;

 — осознание того вопроса, на который   требуется, интересно найти ответ.

Слайд №11.

Какие при этом должны быть выполнены действия для приобретения недостающих знаний.

«Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска, поставить перед детьми какую- то проблему…» 

 «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления».

Какие же способы мотивации деятельности детей, формирования активной познавательной позиции использую на уроках

Слайд №12.

1.Задания, для выполнения которых недостаёт знаний. 

2. Заголовки-вопросы.

3. Наблюдения за фактами языка, в том числе за ошибками, для объяснения которых нужны новые сведения. 

4. Вопросы, суждения, ошибки  персонажей.

Проблемные ситуации присутствуют и в учебниках УМК «Начальная школа XXI века» это введение  персонажей, которые ведут между собой диалог, высказывая различные точки зрения. Вопросы: «Кто прав?» становятся отправной точкой дальнейшего поиска.

К примеру на уроках русского языка при изучении темы : «Речевые ситуации». Где встаёт проблема, как вежливо уметь отказать другу или знакомому, если он просит у тебя книгу, а книга не твоя и ты её не можешь дать.

На уроках математике или  русского языка упражняемся в поиске и исправлении специально допущенных ошибок. Проблемность при обучении математики возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и другие задания, представленные в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься.

Любое математическое задание ставит ученика перед определенными трудностями, требующими значительного умственного усилия при выполнении мыслительных операций, приводящих к решению. Проблемные задания ставят ученика в ситуацию, в которой у него должно появиться удивление и ощущение трудности, которое, однако, ученик намерен преодолеть.

  Большая роль в развитии личности отводится игре. В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя решают проблемы, выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда — стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

   В учебный материал можно включить содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания. Такие как: отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах,   быстрее нарисуй, найди, кто спрятался, найди сходство и различие.

Слайд №13.

Какой способ позволяет выполнить указанное условие.

Это правильная постановка учебной задачи, т.е. создание проблемной ситуации на уроке.

Если  представить эти возможности, обеспечить их как фактор школьной жизнедеятельности, то образование в корне изменит свое содержание и формы, станет по-настоящему современным и динамичным. 

Источник