Развитие ребенка в разных семьях

Развитие ребенка в разных семьях thumbnail

Севрюкова Инна
Влияние семьи на развитие ребенка

Статья на тему:«Влияние семьи на развитие ребенка».

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребенка со взрослыми является основополагающим фактором психического развития и психического здоровья детей.

Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Лучше многих слов – личный пример. Приучая к ответственности, контролируйте свои действия, поведение и слова, ведь малыш обязательно все скопирует. Вы не сможете всегда рядом быть со своим ребенком, а вот объяснить, как действовать в той или иной ситуации, вполне возможно.

Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Так что же узнает ребенок в первые годы жизни?

Первое, что он узнает от родителей, кто он и какой он. Если его любят – значит, он хороший, желанный. Если нет — плохой. Если родители восхищаются красотой свой дочери, она будет знать, что красива, это будет даже не знание, а глубокая внутренняя убежденность, если они уверены, что их сын умный и добрый мальчик, то таким он и будет расти. Есть, правда, один нюанс, уверенность родителей должна быть искренней. И, конечно, нельзя не отметить, что верно и обратное, если родители считают ребенка недостаточно умным или расторопным, он и сам научится так к себе относиться.

Второе знание, которое идет из семьи — это базовое представление о мире. Мир может быть для ребенка враждебным, если таковым его видят родители, или наоборот доброжелательным и веселым. Если родители считают себя умнее всех, ребенок вырастет с той же верой. Если мама с папой боятся внешней среды и замкнуты только в своем небольшом мирке, ребенок будет уверен, что мир враждебен и опасен. И что самое удивительное: он раз за разом будет находить тому подтверждения, интерпретируя события и поведение людей, исходя именно из заложенной в детстве модели мира.

И третье, чему учит семья — это роли и отношениям. Что значит быть мужчиной – главой семьи? Как ведет себя настоящая женщина – хранительница очага в доме? Как ссориться и как мириться? На все эти вопрос вольно или невольно своим примером отвечают родители. Ведь первое время они и есть весь мир для ребенка.

Может показаться, что ответственность слишком велика, но тут важно отметить, что именно за счет этого передается и опыт поколений.

Любовь родителей- величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе и мажорного мироощущения. Она является источником отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям.

Семья для ребенка— это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его.

Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:

Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.

Родители являются источником необходимого жизненного опыта.

Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья — это определенный морально- психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Ребенку нужны оба родителя — любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша.

Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности.

От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то, каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком.

Семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую он образует в будущем!

Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности.

Часто молодые родители в своем стремлении как можно лучше и правильнее воспитать ребенка, забывают быть собой, и это моментально чувствует и ребенок, в его картине мира появляется еще один пункт: надо все время стараться быть не тем, кто ты есть. Поэтому я еще раз хочется отметить, что при воспитании ребенка очень важно быть собой, быть честным и искренним, ведь ребенок прекрасно отличает фальшь от истины. И тут нельзя не вспомнить прекрасную английскую пословицу, которая, на мой взгляд, наилучшим образом иллюстрирует именно этот период воспитания ребенка «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Ведь именно, глядя на вас, ребенок учится, каким ему быть. Именно вы, ваше поведение и ваше отношение к миру и людям станет для него образцом.

Семейное воспитание играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка раннего дошкольного возраста. По мнению многих психологов, основы всех необходимых жизненных навыков закладываются именно в семье.

Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.

Время, которое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.

Севрюкова Инна Олеговна. Воспитатель.

Источник

ирина щеглова
Влияние семьи на развитие личности ребенка. Понятие, типы, функции семьи

Понятие, типы, функции семьи

Семья — уникальная подсистема государства, способна успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Семья — это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечны ценности добра, красоты, разумности и любви.

Семья формирует базовое чувство безопасности по отношению к миру и к людям, если развитие и воспитание ребенка происходит благоприятно или же, наоборот, — базовое недоверия, которое служит основной для возникновения различных сложностей в более взрослом возрасте, — той призмой, через которую ребенок воспринимает окружающий мир как тревожный, враждебный, несущий угрозу.

Семья помогает ребенку приобрести необходимый жизненный опыт. Дети, чей жизненный опыт включал широкий набор различных ситуаций и которые научились справляться с проблемами общения, научились находить компромиссы, прощать, радоваться, будут лучшие других детей адаптироваться к новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я»

В процессе близких отношений с матерью, отцом, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей.

Семья — это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях.

Семья формирует ребенка базовые смысловые понятия. В первую очередь:

• отношение к себе;

• стиль отношений с другими людьми;

• представления о себе как о мужчине или женщине;

• нравственные ценности, ощущение о том,»что такое хорошо и что такое плохо»;

• чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.

Семья формирует эмоциональные качества личности ребенка. Эмоциональные стили семьи влияют на формирование эмоциональной сферы ребенка. Свободная экспрессия или эмоциональная сдержанность, запрет на выражение определенных эмоций формируют базовые эмоциональные стереотипы личности ребенка.

Таким образом, семья — основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, вступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное Я. Безусловная любовь к ребенку — та «почва», на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.

Таким образом, семья — это та среда, которая влияет на развитие личности ребенка, его будущее духовное и душевное благополучие.

Семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, здоровый или больной, добрый или очень покладистый или колючий и дерзкий там он свой.

Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний.

Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Зная историю и содержание межличностных контактов ребенка в дошкольном возрасте, мы можем многое понять в его становлении как личности. Общение связано с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется довольно рано. Ее выражением является стремление ребенка к познанию себя и других людей, к оценке и самооценке.

Содержание понятия «семья» раскрывается через ряд положений.

Семья — это группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей. Главная особенность семейного взаимодействия объединить удовлетворение различных потребностей:

• Для удовлетворения связанных с семьей потребностей создается структура семейных ролей.

• Семейная структура и функции семьи закономерно развиваются.

• Психологическое консультирование семьи помогает согласовывать и удовлетворять потребности, связанные с семьей, оптимизировать семейную структуру и способствует развитию семьи.

• Потребность в консультировании семьи возрастает в моменты перехода семьи с одного этапа развития на другой.

• Периодизации развития семьи может определять по совокупности отношений, связанных с семьей, и их значимости.

• На каждом этапе развития семьи существуют специфические задачи, без решения которых невозможно перейти на новый этап.

Известный отечественный психолог В. Дружинин предлагает простую систему своеобразных координат, относительно которых происходит самоопределение психолога в выборе семьи как объекта психологического исследования. Он говорит о том, что исследовательские подходы к семье можно расположить на двух условных шкалах:

«нормальная — аномальная семья»;

«идеальная — реальная семья»;

Рассматривая первую шкалу, Дружинин определяет понятие «нормальная семья» как семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членами и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, Дружинин считает аномальными.

В рамках второй шкалы понятие,«идеальная семья» определяется как нормативная модель семьи, которая принимается как принимается обществом и отражается в коллективных представлениях и культуре, главным образом религиозной, Это, в частности, обозначает, что психологическая структура нормативной православной семьи (в структуру входят особенности распределения власти, ответственности и эмоциональной близости между отцом, матерью и детьми) значительно отличается от структуры католической, протестантской и мусульманской семей. Типы идеальных семей исследуются, главным образом, культурологами.

Под реальной семьей понимается конкретная семья как реальная группа и объект исследования. Дружинин подчеркивает, что при упоминании семьи как предмета исследования необходимо ясно осознать, о каком типе семьи идет речь. Таким образом, психологи исследуют реальные семьи с точки зрения их отклонения от нормы.

Типы семей:

Семья и брак — культурно- исторические явления, претерпевшие значительное изменения в процессе развития человечества. Эти изменения нашли свое выражение в различных типах брачно-семейных отношений.

Представления типологии семей можно разделить на две группы. К первой группе относятся типологии, учитывающие различия семейных структур. Назовем часто используемые основания для выделения типов семьи и брака и соответствующие им категории семей,

• Принадлежность супругов к определенной социальной общности:

1. Эндогамия;

2. Экзогамия.

• Количество брачных партнеров:

1. Моногамия;

2. Полигамия;

• Юридическое оформление брачных отношений;

1. Официально зарегистрированный брак;

2. Фактический («гражданский») брак.

• Структура власти в семье:

1. Традиционная патриархальная;

2. Традиционная матриархальная;

3. Неопатриархальная;

4. Неоматриархальная;

5. Эгалитарная.

• Количество поколений в семье:

1. Однопоколенная;

2. Нуклеарная;

3. Многопоколенная (расширенная, большая, сложная).

• Наличие родителей:

1. Полная;

2. Неполная (материнская и отцовская);

3. Функционально неполная(«квазинеполная»);

4. Особая (сложноорганизованная, смешанна, в том числе бинуклеарная.

• Количество детей в семье:

1. Малодетная;

2. Среднедетная;

3. Многодетная.

Вторая группа типологий охватывает особенности функционирования семей, и прежде всего качество семейной жизни. В этом случае основаниями для типологий выступают следующие признаки.

• Качество выполнения семейных функций:

1. Нормально функционирующая;

2. Дисфункциональная.

• Состояние психологического комфорта:

1. Благополучная;

2. Неблагополучная.

• Способность продуктивно разрешать семейные проблемы:

1. Зрелая;

2. Проблемная.

• Удовлетворенность супругов своим браком:

1. Оба удовлетворены браком;

2. Один из супругов удовлетворен браком, другой нет;

3. Оба не удовлетворены браком.

Представления о структуре семьи лежат в основе большинства типологий, позволяющих выяснить происхождение и доминирование той или иной формы брака, понять своеобразие брачно-семейных отношений [20; 233].

Функции семьи:

Психологи чаще всего приписывают семьи следующие функцию

• Порождение и воспитание детей.

• Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально – воспитательного потенциала.

• Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви

• Создание условий для развития личности всех членов семьи.

• Удовлетворение сексуально – эротических потребностей.

• Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

• Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.

• Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций с ними.

• Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

• Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.

• Рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организациях отдых, снятие с людей стрессовых ситуаций.

Источник

Каждый родитель мечтает вырастить успешного, умного, счастливого ребенка. Все это возможно, при правильном воспитании детей в семье. Взрослые должны придерживаться определенной стратегии, помогающей сформироваться личности. С их помощью ребенок познает мир, учится новому, понимает, как вести себя в обществе, узнает о моральных ценностях. Какой сложится картина мира, во многом определяет атмосфера в доме. Самое важное в воспитании детей в семье — домашняя культура, любовь и индивидуальный подход родителей. Поэтому, воспитательную стратегию важно составить правильно и гармонично.

Содержание:

  • 1 Роль семьи в воспитании детей
    • 1.1 Совместное воспитание ребенка в семье
    • 1.2 Участие отца в жизни ребенка
  • 2 Современный взгляд на метод воспитания
    • 2.1 Принципы семейной педагогики
    • 2.2 Как развивать ребенка
  • 3 Советы родителям по воспитанию детей

1 Роль семьи в воспитании детей

Развитие ребенка в разных семьях

Для ребенка дом — маленький мир, с которого он начинает познавать. Воспитание складывается за счет участия всех членов семьи. Они являются для него эталоном, на который нужно равняться. Семейный институт — первый на жизненном пути человека, который закладывает важные понятия о бытие, социуме, культуре, нормах. Все знания, полученные ребенком от родителей и родных, будут сопровождать его в будущем. Плохо, если «багаж» окажется легким, посредственным, не несущим ценности. Пример: не рассказывали о правилах этикета, почему важно иметь собственное «Я», что самое главное в жизни. Такие дети, оказываются неприспособленными к социальной жизни, не понимают причин трудностей в школе, общении с друзьями. Важно делиться с собственным опытом, объяснять в чем особенность общения между детьми, детьми и взрослыми, только взрослыми. Чем чаще говорить с ребенком, тем более он адаптирован к социуму. Постепенно расширяйте круг общения чадо: приглашайте своих и его друзей, родственников, устраивайте семейные вечера. Не забывайте, ребенку интересно общаться с разными людьми, но чужие не заменят родителей, их наставничество, опеку, заботу.

Члены семьи и родители, ответственны за интеллектуальное развитие, они стимулируют ребенка к покорению гранитных вершин науки. Если малыши наблюдают пренебрежительное отношение взрослых к саморазвитию, чтению, изучению мира, то перенимают эту манеру. Когда родитель говорит: «книжки для дураков, а мы уже все знаем», » я устаю, мне не до книг», «потом почитаю сказку, лучше поспать» — ребенок истолковывает фразы, так «чтение — малонужное занятие, его можно отложить». Продумайте кто сможет почитать ребенку на ночь, договоритесь с малышом читать не больше одной страницы в будни. Семья должна приучать чадо к умственному развитию, начиная от развивающих игр до занятий в прописях. Если они входят в привычку, то ребенок будет хорошо учится в школе, быстро усваивать информацию, о таких говорят «схватывает на лету». Мотивировать на это должна семья, самостоятельно ребенок к этому не придет.

1.1 Совместное воспитание ребенка в семье

В воспитании детей участвует вся семья, каждый домочадец оказывает влияние на ребенка. Сюда относят родителей, бабушек, дедушек, братьев/сестер, теть — всех, кто окружает чадо. Он наблюдает за взаимоотношениями, копирует их манеры, перенимает реакции взрослых. Важно, чтобы семья придерживалась общей линии воспитания, прививала единые ценности. Если они будут отличаться: сила денег и бескорыстность, главенство физической силы и доброта — ребенок растеряется, придет в ступор. Дисбаланс и подмена ценностей вредит на этапах становления личности. Только когда она сформируется, то сможет самостоятельно выделять приоритеты. Правда, тоже на основе тех, которые привили родные. Поэтому сразу договоритесь с домочадцами провести беседу. Запишите в одну колонку, что по мнению каждого, представляет нравственные ценности, жизненные приоритеты. Согласовывайте ответы. В итоге, должны остаться те, которые действительно нужны. В другую выпишите запреты, что нельзя ребенку. Обсудите, как будет проходить воспитательный процесс. Пример: нельзя бить ребенка, сравнивать с другими, ругать, что не успел на горшок. Если проводить беседы не в стиле семьи, то просто коротко обсудите с родственниками, каких правил придерживаться. Не отчаивайтесь, если будут критиковать и учить, как правильно воспитывать детей. Прежде чем терять контроль, подумайте, есть ли смысл в советах, прав ли человек? Отбросьте эмоции и посмотрите на наставление с другой стороны. Вдруг он действительно говорит так из лучших побуждений, у него есть опыт.

Если совет абсолютно «мимо», то поблагодарите за помощь и… Все! Не заставляйте себя следовать чужим сомнительным рекомендациям. Делайте, как велит родительское сердце и чутье. Но, не забывайте прислушиваться к рассудку. Ищите компромиссы с членами семьи, рассказывайте почему нужно воспитывать так, умейте друг друга слышать. Иначе, скандалы и оживленные споры, навредят ребенку: будет винить себя, считать, что стал яблоком раздора. Совместное воспитание — как плыть на лодке, и грести в одну сторону всем вместе.

1.2 Участие отца в жизни ребенка

Кто катает на плечах, шутит смешнее всех, готов побыть «лошадкой», даже после работы и покатать на могучей спине. В воспитании детей в семье, важную роль играет папа. Вне зависимости от пола ребенка, дочка и сын одинаково нуждаются во внимании и любви отца. На уровне подсознания, он первый защитник. Обычно папы выбирают более строгие стили воспитания, чем мамы. Это объясняется разницей мужчин и женщин. Основной проблемой является неправильное представление, о малозначимой роли отца в жизни ребенка. Мало только обеспечивать едой, одеждой, игрушками. Нужно общаться, проводить совместно время, учить новому. Не расстраивайтесь, если муж только играет с ребенком. Игра — тоже способ развития и воспитания. Предложите найти общие интересы, которыми бы они могли заниматься вместе. Выжигание по дереву, футбол, катание на коньках по выходным, игра на музыкальном инструменте, домино.

Если семья неполная, то найдите представителя мужского пола, который бы компенсировал отсутствие отца. Он его не заменит, но окажет необходимую психологическую поддержку. Это может быть дедушка, крестный, дядя, близкий друг семьи, которому доверяете.

2 Современный взгляд на метод воспитания

Развитие ребенка в разных семьях

Если раньше придерживались универсальных способов воспитания, то сейчас методы изменились. Многие психологи: Карл Юнг, Алина Делисс, Юлия Гиппенрейтер, советуют определить психотип ребенка. По мнению Карла Юнга, темперамент проявляется уже в раннем возрасте. Понимая, к какому типу относится чадо, можно выработать уместный подход. Вы будете лучше чувствовать ребенка, понимать настроение, причины поступков, особенности характера. Придерживаться одного шаблона воспитания и обучения ребенка в семье — бессмысленно. Родители двух и более детей, могут подтвердить, что у каждого неповторимый характер. То, что действовало со старшим безотказно, на младшего может никак не влиять. Интроверт и экстраверт требуют разного подхода. Найти общий язык и понять меланхолика, будет сложнее, чем сангвиника. Все люди разные, в том числе и дети. Учитывайте это в воспитательном процессе, а еще пол, возраст, характер, историю жизни ребенка.

2.1 Принципы семейной педагогики

Воспитательный процесс в семье состоит из:

  • Чувство равенства и взаимоуважения. Если в семье есть авторитет (чащу мужчина), то это никак не должно унижать достоинство других. Все члены семьи равноценны, в том числе и ребенок.
  • Дружба. Объяснить, в чем ее смысл. Приводить примеры из сказок и жизни. Какая бывает дружба: между членами семьи, соседями, одноклассниками, с животными и т.д.
  • Любовь. Какая бывает любовь, почему важно любить себя и окружающих. Прививать чувство любви и заботы: поливать цветы, обнимать близких, говорить о чувствах.
  • Принятие ребенка, какой он есть. Взрослые могут корректировать поведение чадо, но не пытаться сделать из него своих копий или образов грез.
  • Право на плохое настроение, желания побыть одному.
  • Выделять личное пространство.
  • Не требовать от ребенка, что ему не по силам. Задача взрослых, постепенно его к этому подготавливать.
  • Давать внимание и заботу. Безразличное отношение, инертность семьи — сказывается на психологическом состоянии, изменяет видение мира. Этим детям сложно обрести счастье, добиться уважения в кругу знакомых или одноклассников. Они неуверенные, застенчивые, слабохарактерны.
  • Игра — понятный способ для детей, изучения мира и развития. В форме игры будет легко привить правила, нормы, новые знания.
  • Большинство вредных привычек у детей, можно обнаружить у их родителей. Поэтому боритесь со слабостями. Теперь есть ради кого стараться взять себя в руки.
  • Развивайте положительные качества у ребенка и корректируйте негативные, научите с ними совладать. Можете обратиться к разновидностям детской арт-терапии.
  • Введите доверительные отношения.
  • Поощряйте достижения ребенка. Мотивируйте на новые свершения. Хвалите.

Детские психологи отмечают, что вредит не только безучастность к жизни ребенка, но и гиперопека.

2.2 Как развивать ребенка

Существует множество способов, позволяющих повысить уровень знаний и навыков. Воспитание ребенка в семье, как и развитие — ежедневный процесс. Занятия должны быть разными, чтобы развивать разностороннюю личность. Чередуйте их, чтобы они не наскучили.

  • Чтение. Первые книги крохе читают родители, формируя у него интерес к занятию. Потом он сам начнет делать первые попытки. Поощряйте стремления. Для разнообразия, читайте вслух по ролям. Можно выучить диалоги и разыгрывать кукольные спектакли. Расширяйте жанры книг: от сказок до детских энциклопедий.
  • Теплые беседы. По вечерам делитесь впечатлениями, воспоминаниями. Так, ребенок получает из ваших уст драгоценный жизненный опыт, учится на чужих ошибках, понимает как устроен мир. Постарайтесь «дозировать» негативные истории. Ребенок должен о них знать, но преподносите их правильно. Разъясните, почему так случается, как на это реагировать.
  • Придумывайте вместе сказки, героями которых будет ваша семья. Развивайте у ребенка фантазию, обогащайте внутренний мир. Проектируйте возможные жизненные сюжеты, прививая через них манеры поведения. Пример: праздник, поход в школу, решение спора.
  • Развиваем творческое мышление, оно пригодиться не только для креативных заданий. Такие дети умеют с легкостью выходить из трудных ситуаций, благодаря нестандартному виденью проблемы.
  • «Очумелые ручки». Занимайтесь создание поделок, мастерите. Научите ребенка видеть, как можно использовать повторно ненужные предметы, создавать из них новые.
  • Лепим, творим, вытворяем, в общем занимаемся рукоделием. В распоряжении множество вариантов, найти нечто по душе не составит труда. Скрапбукинг, создание топиариев, лепка из теста, фелтинг, ошибана, вышивка крестиком на картоне. Возможно, одно из них станет хобби.

Обучение ребенка в семье, сочетается с воспитанием. Поэтому, чадо будет получать двойную пользу от занятий. Проводите их весело — они отложатся в памяти и будут ассоциироваться с самым приятным.

3 Советы родителям по воспитанию детей

Развитие ребенка в разных семьях

Родители несут ответственность за детей, их будущее. Некоторых, это по-настоящему пугает, ведь страшно совершить проступок. Быть мамой и папой не так просто, как кажется. Тяжелый груз изнуряет, бывает родители начинают считать себя плохими. Есть несколько советов, которые могут облегчить родительскую ношу.

  • Признайте — от ошибок никто не застрахован. Смиритесь с этим, а не пытайтесь избежать. Простите заранее ошибки, которые вы можете совершить. Вот увидите, станет легче. Ваше легкое душевное состояние передается и ребенку. Делитесь рассказами про казусы с ребенком, тогда он сможет избежать ваших ошибок, проще относиться к неудачам.
  • Будьте терпеливы.  Развитие и воспитание ребенка в семье длительный и сложный процесс. Чадо испачкалось, разбило дорогую вазу, не может научитьсяопределять время по часам — вспомните сразу Карлсона. «Спокойствие! Только спокойствие». От криков, агрессивных споров, телесных наказаний, ребенок не станет вас лучше понимать. Наоборот, доверие и взаимопонимание, будет трудно вернуть. А вазу можно будет купить новую.
  • Не забывайте, что ребенок, даже маленький, тоже имеет право на плохое настроение. Любому родителю хочется, чтобы чадо всегда улыбалось и бегало довольное. Но нельзя этого требовать. Чтобы не усугублять положение, поинтересуйтесь в чем причина хандры. Поддержите ребенка, попробуйте его порадовать.
  • Питание и режим сна влияет на самочувствие ребенка. Разнообразие в рационе блюд, соблюдение часов сна — улучшает интеллектуальные способности, повышают психологическую устойчивость, физическую активность.
  • Вносим разнообразие в жизнь. Детский сад, школа, дополнительные занятия, дом — однообразие дня психологически истощает. Постепенно, ребенок эмоционально выгорает, угнетает рутина. Но менять что-либо ему сложно. Распорядок входит в привычку, единственным местом отдыха становится дом. Но даже в родных стенах он не может получить расслабления. А выходить из зоны комфорта становится тяжелее. Регулярно выезжайте на природу, дачу, ходите в парк, посещайте мероприятия. У ребенка есть увлечения? Запишитесь в соответствующий кружок, секцию.

Контролировать себя ради дитя.

Пример: папа обжегся, закономерная реакция выпустить пар и выругаться. Ребенок скорее всего продублирует ее в будущем. Хорошо, если близкий готовый объяснить, почему так повторять нельзя. Но вряд ли, отцу понравится, когда его начнет отчитывать в следующий раз ребенок. Это подрывает авторитет главы семейства. Поэтому, нужно справляться с вредными привычками и контролировать реакции.

Плохой пример.

Ребенок еще не знает, что хорошо и плохо. Поэтому отрицательный пример, который показывают взрослые, чадо может расценивать как норму. Его будет трудно переубедить в обратном, ведь основы уже заложены. Если себя так нельзя вести, то почему маме или папе позволительно? Это распространенная проблема в воспитательном процессе. Взрослые должны избавиться от вредных привычек и контролировать себя.

Главное в семейном воспитании ребенка — это любовь. Говорите, как сильно вы любите ребенка, проявляйте внимание, заботу. Дети, растущие в ласке, вырастают счастливыми людьми. Они реже страдают от психологических недугов, добиваются высоких положений в обществе.

Источник