Дисгармония семейных отношений на развитие ребенка

Дисгармония семейных отношений на развитие ребенка thumbnail

Неосознанная
тенденция прародителъства «бабушки-соперницы»
состоит в соперничестве с дочерью или
невесткой в том, чтобы быть лучшей, более
успешной «матерью» внуку. В этом случае
бабушка сосредоточена на поиске ошибок
и промахов родителей ребенка, а все
успехи в воспитании приписывает себе.
Внуки улавливают конфликтность
взаимоотношений членов семьи и либо
винят себя за это, либо прагматически
используют противоречия позиций
взрос­лых.

Оптимальное
поведение бабушек и дедушек состоит в
осознании ими своей собственной особой
роли. Прародители понимают ценность
внуков, появление которых означает
новый этап их жизненного пути, повышение
общественного престижа, удлинение
жизненной перспективы, появление новых
источников удовлетворенности жизнью.
Наряду с оказанием некоторой бытовой
и материальной помощи, бабушки и дедушки
выступают в роли связующего звена между
прошлым и настоя­щим семьи, передают
традиции и проверенные ценности,
окру­жают внуков безусловной любовью.

Дисгармоничная
семья
— это
семья,
которая не выполняет свои функции, не
обеспечивает достаточное удовлетворение
потребностей всех ее членов и ограничивает
возможности их личностного роста
вследствие нарушения ролевой структуры,
отсутствия эмоциональной при­вязанности,
нарушения комму­никативных процессов
и т. д.

Под
дисгармоничной семьей понимается семья,
которая не выполняет свои функции, не
обеспечивает достаточное удов­летворение
потребностей всех ее членов и ограничивает
возможности их личностного роста
вследствие нарушения ролевой структуры,
отсутст­вия эмоциональной привя­занности,
нарушения комму­никативных процессов
и т. д.

Дисгармония
в супруже­ских отношениях создает
не­благоприятный фон для эмо­ционального
развития ребенка
и может стать источником возникновения
преневротического патохарактерологического
радикала (Эйдемиллер Э. Г.,
Юстинкис
В. В., 2000). Любая семья может быть источником
психической травмы как для взрослого,
так и для ребенка. Важ­нейшей чертой
психотравмирующих переживаний является,
как было показано В. Н. Мясищевым, их
центральное место в структуре личности,
их особая значимость для индивида:
«Достаточно взглянуть на любое глубокое
переживание чело­века, чтобы убедиться
в том, что в основе переживаний лежат
взаимоотношения человека с различными
сторонами окружаю­щего, что болезненные
переживания являются лишь следст­вием
нарушенных взаимоотношений» (Мясищев
В. Н., 1995).

Деформация
семейной роли ребенка

В
гармоничной семье дать описание роли
бывает трудно, так как отношения с
ребенком гибки и изменчивы. В дисгар­моничных
семьях родительские позиции неадекватны,
ригидноустойчивы, не изменяются, и
детские роли выявляются достаточно
четко. Патологические роли жестко
закреплены, не поддаются изменению, не
отражают реальные потребности в развитии
семьи и ребенка и вытекают из гиперболизации
неадекватной мотивации родителей
(Спиваковская А. С., 2000). Например, ребенок
может выполнять следующие роли:

• «Любимчик»
(по выражению Э. Г. Эйдемиллера и В. В.
Юстицкиса — «расширение сферы родительских
чувств»). Чрезмерная концентрация на
ребенке возникает чаще всего тогда,
когда супружеские отношения почему-либо
не удов­летворяют родителей
(несоответствие характеров, эмоцио­нальная
холодность и т. д.) или отсутствуют
(развод, смерть одного из супругов).
Нередко при этом мать или (реже) отец,
сами не осознавая, хотят, чтобы ребенок
удовлетворил хотя бы отчасти потребности
во взаимной исключительной привязанности,
которые в гармоничной семье удовлетворя­ются
в психологических отношениях супругов.
Появляется стремление отдать ребенку
(как правило, противополож­ного пола)
«все чувства», «всю любовь». Нередко
мать от- называется от повторного
замужества, карьеры. В подрост­ковом
возрасте у родителей возникает страх
перед самостоя­тельностью детей,
желание удержать их. Характерны заявления
матери о том, что ей никто не нужен, кроме
сына, и многочисленные придирки к его
подругам. Обычно роди­тели при этом
не осознают побудительных мотивов
своего поведения (Эйдемиллер Э. Г.,
Юстицкис В. В., 2000, с. 524).

«Бэби»,
«маленький ребенок» («предпочтение в
ребенке детских качеств»). Даже
повзрослевший воспринимается семьей
только как ребенок, от которого ничего
не зависит. Родители стараются игнорировать
взросление детей, сохра­нить у них
такие детские качества, как
непосредственность, наивность, игривость.
Одновременно снижается уровень требований
к ребенку и стимулируется развитие
психоло­гического инфантилизма.
Нередко родители открыто при­знают,
что маленькие дети им нравятся больше,
а с боль­шими уже не так интересно
(там
же).

Такое отношение может быть обусловлено
боязнью родителей переходить на новую
стадию жизненного цикла, семейных
взаимоотноше­ний, неуверенностью в
своих воспитательных возможно­стях.

«Хулиган»,
«неисправимый», «трудный» и т. и. В основе
этой роли часто лежит «проекция на
подростка собственных нежелательных
качеств». Родитель видит в подростке
черты характера, свойственные самому
себе, но не желает их при­знавать. Это
могут быть, например, агрессивность,
склон­ность к лени, неряшливость,
влечение к алкоголю, негати­визм,
несдержанность. Ведя борьбу с этими
реальными или мнимыми качествами
подростка, родитель (чаще отец) из­влекает
из нее эмоциональную выгоду для себя.
Такие ро­дители много и охотно говорят
о своей непримиримой и постоянной борьбе
с отрицательными чертами и слабостями
подростков, о наказаниях. В то же время
в их высказыва­ниях сквозит неверие
в действенность этой борьбы, так как
ребенок «по натуре» такой
{там же).

«Вундеркинд»,
«надежда семьи». В основе роли лежит
стремление родителей замещающим образом
удовлетворить собственные неудовлетворенные
потребности (например, проблемы с
карьерным ростом, неудачный брак,
ощу­щение собственной неполноценности
и т. д.) и желание компенсировать это
через идентификацию с ребенком. В этом
случае к ребенку предъявляются чрезмерно
завы­шенные требования, а отношение
к нему ставится в силь­ную зависимость
от его успехов в спорте, в искусстве и
т. д. (там
же,

с. 243).

«
Козел отпущения». Ребенок служит
громоотводом для раз­рядки эмоций
родителей, испытывающих конфликтные,
фрустрирующне переживания в семье или
вне ее. В основе этой роли также лежит
механизм замещения, позволяющий
адресовать негативные эмоции лицу, не
способному дать отпор. Ребенок же очень
часто является самым беззащит­ным
членом семьи.

Читайте также:  Анкета для родителей развитие речи ребенка дошкольника ответы

«Судья»,
«примиритель». Ребенок не по возрасту
рано включается в устранение возникающих
в семейной жизни проблем, регулирует и
судит супружеские конфликты. Ро­дители
заняты выяснением взаимоотношений и
вовлекают в конфликты ребенка, не
принимая в расчет его пережива­ния.
Например, они могут потребовать от него
решения о том, кто из родителей виноват,
используют как орудие в борьбе друг
против друга или как посредника для
прими­рения.

Специфические
ролевые отношения могут складываться
в семьях, в которых имеет место значительная
разница в воз­расте между родителями
(муж старше жены более, чем на 10 лет)
(Трифонова Е. В., 2001). Отцы в таких семьях
нередко отличаются авторитарно-симбиотическим
стилем воспитания, но с высоким уровнем
принятия ребенка. Это значит, что при
значительной любви, заинтересованности,
стремлении прово­дить много времени
отцам свойственны авторитарные строгое
отношение и контроль. В данном типе
семей женщина занимает ролевую позицию
«жена-ребенок», что создает предпосылки
для возникновения коалиции матери и ее
ребенка. В результате в семье формируются
партнерские отношения матери с ребен­ком
при подавлении со стороны мужа-отца.

Нарушения
эмоциональных отношений родителей с
ребенком

Эмоциональные
отношения в семье играют важную
инте­грирующую роль, благодаря которой
члены семьи ощущают себя единой общностью
и чувствуют теплоту и поддержку друг
друга. Отношения любви и симпатии
способствуют уменьше­нию фрустрирующих
переживаний, без которых не обходится
семейная жизнь и воспитание детей.
Нарушение эмоциональ­ных отношений
в семье оказывает негативное влияние
на фор­мирование личности ребенка.

Набор
чувств, которые определяют характер
межличност­ных отношений в семье,
может быть весьма разнообразен. Вы­деляют
две основные группы чувств: конъюнктивные
(сбли­жающие и объединяющие чувства),
такие как одобрение, лю­бовь, принятие,
симпатия, и дизъюнктивные (разъединяющие
чувства), такие как пренебрежение,
равнодушие, антипатия, иг­норирование,
враждебность, недоверие (Андреева Т.
В., 1998).

А.
С. Спиваковская (2000) приводит
трехчленную модель факторов родительского
отношения,

которая описывает, пре­жде всего,
эмоциональный компонент установок
взрослых в от­ношении ребенка. Она
включает следующие шкалы:

симпатия
— антипатия;

уважение
— пренебрежение;

близость
— дальность (межличностная дистанция).

В
результате различного сочетания данных
шкал можно по­лучить восемь различных
типов родительского отношения:

Действенная
любовь

(симпатия, уважение, близость). Роди­тельская
позиция может быть выражена словами
«Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив
и буду помогать ему».

Отстраненная
любовь

(симпатия, уважение, большая дис­танция).
«Смотрите, какой прекрасный ребенок,
жаль, что у меня нет времени для него».
В этом случае внешнее любо­вание
ребенком сочетается с неумением помочь
ему.

Действенная
жалость

(симпатия, отсутствие уважения, близость).
«Хотя ребенок недостаточно умен и
развит, он мой, и я его люблю».

Снисходительное
отстранение

(симпатия, отсутствие ува­жения,
большая дистанция). «Нельзя винить моего
ребенка в том, что он недостаточно
развит».

Отвержение
(антипатия, неуважение, большая дистанция).
«Ребенок вызывает неприятные чувства,
и я не желаю иметь с ним дело».

Презрение
(антипатия, неуважение, близость). «Я
мучаюсь, страдаю от того, что мой ребенок
так неразвит, неумен». Не­редко родители
водят ребенка от одного специалиста к
дру­гому, высказывая неудовлетворение
его способностями и поведением.

Преследование
(антипатия, уважение, близость). «Мой
ребе­нок негодяй, и я докажу ему это!»
Родители пытаются стро­гостью и
жестким контролем «переломить» ребенка.

Отказ
(антипатия, уважение, большая дистанция).
«Я не хочу иметь дела с этим негодяем».
Взрослые отстраняются от участия в
ребенке, признавая за ним силу. Нередко
они взывают к общественности, врачам и
др., чтобы их оградили от ребенка («этого
чудовища»).

Конечно,
перечисленные выше родительские
установки до­вольно редко встречаются
в чистом виде. К тому же с течением
времени они могут изменяться. Однако
данное различение мо­жет быть очень
полезным, позволяя понять, какая установка
родителей на данный момент ведущая.

Обобщая
богатый опыт семейной психотерапии
подростков, Э. Г. Эйдемиллер и В. В.
Юстицкис (2000) выделяют два вида наиболее
часто встречающихся нарушений
эмоционального отношения родителей к
подростку.

Неразвитость
родительских чувств

выражается в нежела­нии иметь дело с
подростком и поверхностном интересе к
его внутреннему миру. Родители часто
жалуются, на­сколько утомительны
родительские обязанности, что они
отрывают взрослых от чего-то более
важного и интересного. Причиной
неразвитости родительских чувств могут
быть, в частности, особенности семейного
воспитания (например, то, что сам взрослый
в детстве был отвергнут своими роди­телями
и не испытал семейного тепла). В частности,
жен­щины, на которых их собственные
матери обращали в дет­стве не так
много внимания и не получившие необходимой
поддержки от родителей, склонны применять
карательные меры воспитания (браниться,
шлепать) и срывать гнев на своих детях
(Бэрон Р.,
Ричардсон Д., 1997, с. 94.) Замечено, что у
очень молодых родителей родительские
чувства не слишком сильны, но с течением
времени они, как правило, усиливаются.

Сдвиг
в установках родителя по отношению к
ребенку в за­висимости от пола.

Нередко отношение родителя к ребенку
обусловливается не реальными качествами
подростка, а теми, которые родитель
приписывает его полу — «вообще мужчинам»
или «вообще женщинам». Тогда при наличии
предпочтения, например, женских качеств
наблюдается не­осознанное неприятие
ребенка мужского пола и наоборот. Это
негативное отношение ощущается детьми
и может вести к нарушениям полоролевой
идентификации, использова­нию
неадекватных защитных механизмов и
невротическим реакциям.

Читайте также:  Этапы развития ребенка младшего школьного возраста

Нарушение
коммуникативных процессов в семье

В
процессе общения в семье происходит
согласование взаимных потребностей,
восприятие и интерпретация пове­дения
друг друга, выработка общей позиции и
представле­ний и т. д. Поэтому особенности
семейного общения оказы­вают
значительное влияние на формирование
и развитие личности ребенка. Неэффективная
коммуникация, прояв­ляющаяся в
противоречивых высказываниях или
невербаль­ных проявлениях, рассогласовании
вербального и невер­бального уровней
сообщений, ошибках взаимного воспри­ятия
членами семьи друг друга и собственной
семьи в целом, наличии множества
«закрытых» для обсуждения тем и т. д.,
приводит к формированию у ребенка
коммуникативных и личностных проблем.

Коммуникация
в семье напрямую связана с Я-образом
ре­бенка, для формирования которого
он должен интегрировать сообщения,
получаемые от каждого родителя в
отдельности и от обоих вместе. Если
установки самих родителей расплыв­чаты
или противоречат друг другу, информация,
получаемая ребенком, окажется бессвязной,
что ведет к неполному образу Я и заниженной
самооценке. Ребенок не может действовать
в соответствии с одним из указаний, не
ослушавшись при этом другого. Следовательно,
он неизменно вызывает роди­тельское
неудовольствие. Часто родители, которые
явно кри­тикуют ребенка, на скрытом
уровне поддерживают и способ­ствуют
сохранению этих поведенческих проявлений.
Внешне данный феномен может принимать
различные формы: пустые угрозы,
откладываемое наказание, равнодушие к
симптому, демонстрируемому ребенком,
и принятие его, повышенный интерес к
симптому ребенка или значительное
побочное вознаграждение. В результате
сформировавшая в семье с дис­функциональной
коммуникацией личность «не обладает
средствами для точного самовосприятия
и самовыражения, а также для правильной
интерпретации поступающих извне
сообщений предположения, на которых
основываются ее действия, будут ложными,
а ее попытки приспособиться к окружающей
действительности — беспорядочными и
не­адекватными» (Сатир В., 2001, с. 154).
Впоследствии усвоен­ный в родительской
семье неясный и противоречивый стиль
коммуникации воспроизводится человеком
и в созданной им семье.

Соседние файлы в папке МЕТОДИЧКИ050400.68 1

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

3.3 Дисгармония семейных отношений и подросток

Дисгармония супружеских отношений отрицательно влияет на качество детско-родительских отношений и так же приводит к возникновению личных проблем подростка. Нарушение эмоциональных отношений семье оказывает негативное влияние на формирование личности подростка, приводя к нарушениям полоролевой идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям. Из подростка, выросшего в семье с нарушениями коммуникативных процессов между ее членами, может сформироваться личность, не обладающая средствами для точного самовосприятия и самовыражения, ложно интерпретирующая поступающие извне сигналы и сообщения — «…предположения, на которых основываются ее действия будут ложными, а ее попытки приспособиться к окружающей действительности – беспорядочными и неадекватными» [7, стр. 283].

Структура гармоничной семьи должна быть целостной и согласованной. Она должна обеспечивать потребности всех членов семьи и соответствовать их возможностям. В дисгармоничных семьях эта структура искажается и, прежде всего, отмечается нарушение позиции ребенка. Ребенок может выполнять следующие роли [11]:

·  «Любимчик». Когда супружеские отношения по тем или иным причинам не удовлетворяют, появляется чрезмерная концентрация на ребенке. Появляется желание отдать ребенку (как правило, противоположного пола) «все чувства», «всю любовь», которые в норме в гармоничной семье удовлетворяются в психологических отношениях супругов. Нередко мать отказывается от повторного замужества, карьеры. При наступлении подросткового возраста у родителей возникает страх перед самостоятельностью детей, желание удержать их, что тормозит наступление у подростков социальной зрелости.

·  «Бэби». Подросток является в семье только маленьким ребенком, от которого ничего не зависит. Родители стараются игнорировать поведение детей, сохранить у них такие детские качества, как непосредственность, наивность, игривость. Это сопровождается снижением требований к ребенку и стимулирует психологический инфантилизм. Такое отношение к детям может быть обусловлено боязнью родителей переходить на новую стадию жизненного цикла семейных отношений, неуверенностью в своих воспитательных возможностях. Для подростка это чревато трудностями во взаимоотношениях со сверстниками.

·  «Хулиган». Родитель видит в подростке черты своего характера, которые он чувствует, но не хочет признавать в самом себе, например, агрессивность, лень, неряшливость, влечение к алкоголю, негативизм, несдержанность. Ведя борьбу с этими реальными или вымышленными качествами подростка, родитель (чаще всего отец) получает от этого эмоциональную выгоду. Такие родители много и часто говорят о непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями своего ребенка, о наказаниях, в то же время в их высказываниях сквозит уверенность, что это не поможет, так как он «по натуре» такой. Парадоксально, но это приводит к программированию и закреплению вредных привычек и асоциального поведения подростка.

·  «Вундеркинд». В основе этой, навязанной ребенку, роли лежит стремление родителей замещающим образом удовлетворить собственные нереализованные потребности (недостаточная самореализация, неудавшийся брак, несложившаяся карьера и т.д.) и желание через идентификацию с ребенком это компенсировать. В этом случае к подростку предъявляются чрезмерно завышенные требования, а отношение к нему ставится в сильную зависимость от его успехов. Это чревато для подростка нервными срывами, ощущением ненужности и избыточным перфекционизмом.

·  «Козел отпущения». Подросток в этом случае служит громоотводом для разрядки эмоций своих родителей, испытывающих конфликтные переживания в семье или вне семьи. В основе этой роли также лежит механизм замещения, позволяющий адресовать негативные эмоции лицу, не способному дать отпор, которым в семье и является ребенок. Подросток в этом случае становится неуверенным в себе, испытывает тревогу и чувство вины, чувствует себя ненужным и нелюбимым. Как правило, находятся подростковые группы вне дома (часто асоциальные или секты), к которым он и присоединяется в поиске эмоциональной поддержки и возможности ощутить себя значимым лицом.

Читайте также:  Ребенку год задержка психомоторного развития

·  «Судья». В этом случае подростка не по возрасту рано включают в сложности семейной жизни, заставляют регулировать и судить супружеские конфликты. Родители, выясняя отношения, вовлекают в конфликт ребенка, не принимая в расчет его переживания, используют его как орудие друг против друга или в роли посредника для примирения.

Приведенные описания хорошо иллюстрируют тот факт, что на детей влияют не только преднамеренные воздействия, но в равной и даже в большей степени все особенности поведения родителей. В дисгармоничных семьях, где родительские позиции неадекватны, утрачивают качество гибкости, становятся непрогностическими, формирование подростка всегда носит проблемный характер.

Заключение

Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Развитие подростка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Больше всего благополучию подростка способствуют доброжелательная атмосфера в семье и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. Родительская любовь – величайший и незаменимый источник развития подростка, эмоций, нравственных качеств, положительного мироощущения, уверенности в себе. Она – условие и неиссякаемый источник отзывчивости, заботы, чуткости, любви к людям. Общение в атмосфере любви, близости, доверия оказывает сильнейшее воздействие на формирование личности подростка. Оно дает простор для его эмоциональных переживаний, реализации потребностей и подлинной школой социальных чувств.

Семья для подростка – это место рождения и среда его обитания. Важность влияния семьи и семейных связей на становление его личности очевидны. Поэтому так важно качество отношений родителей и детей.

В дисгармоничных семьях, где действуют негативные факторы воспитания: неадекватное воздействие факторов материального порядка; бездуховность родителей; авторитаризм или, напротив, либерализм, безнаказанность и всепрощенчество; безнравственность, отсутствие нормального психологического климата, фанатизм во всех его проявлениях, безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности в воспитании, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания и причинение детям нравственных страданий); протипоправное поведение взрослых, — там подросток вырастает незрелой, асоциальной личностью с целым комплексом личных проблем, которые мешают ему адаптироваться в социуме и стать полноценным его членом.

Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общениив противоположность отчуждению и холодности – всему этому подросток учится, прежде всего, в семье, поэтому родителям следует понимать свою ответственность в формировании сбалансированной и разносторонней личности подростка. Для этого воспитание подростка, на мой взгляд, следует начинать… с воспитания самих себя, ведь задачей родителей является создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – здоровье, счастье и благополучие самых дорогих нам людей – наших детей.

Библиография

1. Владиславский В.В. «Все начинается с детства», Мн, 1989

2. Кон И.С. «Психология ранней юности», кн. для учителя, М, 1989

3. Личко А.Е., «Подростковая психиатрия», Л, 1979

4. Малкина-Пых И.Г.«Семейная терапия» Справочник практического психолога, М, Эксмо, 2006

5. Райс Ф.«Психология подросткового и юношеского возраста, СПб, 2000

6. «Психология подростка», учебник под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана, СПб, «прайм-Еврознак», 2007

7. Сатир В.«Психотерапия семьи, СПб, Речь, 2001

8. Торохтий В.С. «Психология социальной работы с семьей», М, 1996

9. Фромм Э., «Душа человека», М, 1998

10.Шнейдер Л.Б. «Семейная психология» учебное пособие для ВУЗов, М, Академический проект, 2008

11.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. «Психология и психотерапия семьи», СПб, Питер, 2000

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 38252
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

… специфические свойства подросткового возраста способны усугубить ситуацию до суицидальной активности. В следующем параграфе попытаемся понять взаимосвязь детско-родительских отношений и суицидальной активности подростков через призму личностной особенности самого подросткового возраста. 2.3 Особенности подросткового возраста в связи с суицидальной активностью Подростковый возраст начинается …

… выше можно заключить, что как положительное, так и отрицательное влияние семьи на личность превышает влияние всех других факторов.   1.2 Влияние детско-родительских отношений на наличие у ребенка психосоматических заболеваний Появление термина «психосоматический», согласно литературе, относится к 1818 г. по Хайнроту, а термина «соматопсихический» — к 1822 г. — Якоби, но сами вопросы …

… из ведущих факторов развития качеств личности. В связи с актуальностью темы, и для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель: исследование влияния детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников. Таким образом, задачи исследования включают в себя изучение межличностных отношений старших дошкольников; изучение взаимоотношений между родителями и детьми; …

… , мы рассмотрели семейные неблагоприятные факторы в процессе развития ребенка, которые могут определить нарушения психологического развития ребенка. 2. Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста   2.1 Организация и методика обследования   Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей влияния детско- …

Источник