Развитие ребенка в раннем возрасте статья

Куракина Мария
Статья «Развитие ребенка раннего возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №15

ГОРОДА АРЗАМАСА

Статья

«Развитие ребёнка раннего возраста«

Автор воспитатель МБДОУ детский сад №15 г. Арзамаса

Куракина Мария Петровна.

Развитие ребенка раннего возраста

Птицы в гнезде до осени,

а дети в дому до возраста

(пословица)

Семья — колыбель духовного рождения человека. Ребенок приходит в мир слабым и бесправным, полностью зависящим от взрослого. Его безмерный детский эгоизм естественен, его борьба за свои права и желания закономерна.

Мы, родители, знаем, что на наших детей влияет многое. Мы пристально следим за влиянием улицы, школы, двора, родственников, телевиденья, компьютера. Мы не рождаемся воспитателями, мы ими становимся. Мы воспитываем детей и одновременно учимся их воспитывать. Важно, чтобы дети и родители понимали друг друга. Важно, чтобы дети были необходимы родителям, как родители детям.

Воспитывать детей — это труд один из самых творческих, самых стоящих. Мы создаем новую личность, помогаем ребенку стать хорошим человеком. В семейной жизни к работе воспитателя в детском саду самое главное — терпенье.

«Ребенка воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». (А. С. Макаренко).

«Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими — есть приведение в совершенство воспитания» (Екатерина 2).

На втором году жизни, дети вырастают на 6-7 см и масса их тела увеличивается на 1,5 кг. Ребенку этого возраста свойственны высокая двигательная активность, эмоциональность, повышенная любознательность и познавательная деятельность, стремление к постоянному общению со взрослыми и тяга к сверстникам. Дети начинают подражать и эти способности нужно широко использовать для закрепления и развития гигиенических навыков. Дети должны видеть как умываются, одеваются, причесываются взрослые. С 1,5 лет нужно учить ребенка самому проситься на горшок, но если он и в 2 не умеет это делать, не стоит их наказывать. Основная часть детей овладевают способностью самостоятельно пользоваться горшком к 3 годам. Ребенок не поймет смысла полоскания рта, чистки зубов, но он всегда повторит довольно ловко все эти действия за взрослым.

Малышу до 3 лет нужно помогать чистить зубы с пастой, нужно приучать споласкивать зубную щетку, ополаскивать стакан и ставить щетку на сушку. С 1,5 лет нужно приучать малыша мыть руки и пользоваться носовым платком. Дети, если им показать, строят из кубиков домики, забор, поезд, и др. В 2 года малышам можно разрешать игры с песком и учить из при этом наполнять ведерко, чашечки с водой, готовить из песка куличики и пирожки. Становятся разнообразные игры с сюжетными игрушками. Кукол дети не только качают, но и укладывают спать в кроватки, возят в коляске, кормят. В этом возрасте дети любят играть с крупными игрушками, но для развития движений пальцев,целесообразно давать мелкие игрушки: строительный материал, разъемные коробочки, матрешки. Обязательно, нужно знакомить детей с книжками. Их много не надо, ограничиться 2-3 штуками. Необходимо приучать ребенка бережно относиться к книге, источнику знаний. Огромную пользу приносят систематические занятия с детьми. У них быстрее развивается, становится полнее речь и подражательные действия.

Однако, систематическая чрезмерная нагрузка, обилие игрушек, большое количество взрослых, воспитывающих одного малыша, приводит к перегрузке и задержке развития речи.

Необходимым компонентом воспитания являются похвала, ласка и наказание. Ошибка в воспитании ребенка — чрезмерная ласка — она ведет к развитию эгоизма. Битье ребенка недопустимо. Важно щадить достоинство и самолюбие ребенка, быть строгим, но в то же время справедливым. Решать нужно все в беседе. «Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание» — говорил Лесгафт. Если ребенок левша — это не привычка, не дефект — это индивидуальная врожденная особенность ребенка. Переучивать не имеет смысла, порой оно становится вредным, можно привести к тяжелым невротическим расстройствам (заиканию, недержанию мочи). Очень важно поощрять старания леворукого ребенка. Когда он работает (рисует, лепит и т. д.) лампу поставить справа. Если ребенок стесняется такой своей особенности, ему можно рассказать об известных людях, которые работали левой рукой (например художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, желательно показать картины. Ребенок начинает ориентироваться в окружающей среде, он начинает усваивать названия движений, действий. Не стоит пугаться, если он усваивая слова, но близкие по звучанию слова или сходные по форме предметы нередко путает. Малыш может показать все круглые предметы (шар, мяч,. , свою кровать, свой шкафчик с одеждой, свой горшок. Гуляя по улице можно дать палочку и рисовать ею на песке или снегу.

К 2 годам жизни он должен называть предметы и их назначение. Малыш должен уметь спокойно выполнять просьбы взрослых, выражать просьбу словами, знать свое место за столом, свое полотенце, свой горшок, шкафчик, говорить «спасибо» после еды, «здравствуйте», «до свидания», выполнять нетрудные поручения. Ребенок переходит к многосложным словам и кратким фразам. Слушая взрослых, он может повторить их разговор, грамматически правильно построить фразы. Речь развивается лучше у детей, которые занимаются гимнастикой, много и активно двигаются. Особенно велико влияние игр, занятий, упражнений, в которой участвует кисть, так как импульсы от пальцев, поступая в мозг, активизируют те его зоны, которые выдают речь. Точный режим детского дня — совершенно необходимое условие воспитания. «Привычка к точному часу — это привычка к точному требованию к себе» (А. С. Макаренко).

С 3 года жизни ребенка возрастает в воспитании роль отца. Он обязан включаться в обучение их различными жизненными навыками. Первые проблемы личности пронизаны наивным эгоизмом желания. Он упрям и капризен, потому что желание для него — самое главное. Он нуждается в похвалах, его должны любить, он требует повиновения, по этой причине он может быть завистливым и ревнивым. Происходит перестройка вегетативной и эндокринной системы, происходит бурный рост тела, увеличиваются органы, изменяется нервно-психическая настройка. Изменения пропорций тела происходит за счет более ускоренного роста конечностей, особенно ног. Меняется осанка.

«Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким мы его сделаем к 5 году жизни. » (А. С. Макаренко). Упрямство малыша вполне закономерное его свойство. Степень выраженного упрямства уже зависит от избалованности. Из первоначального детского упрямства формируется взрослая целенаправленность и самостоятельность, таким образом полностью подавлять строптивость ребенка нельзя. Ребенок начинает повышать голос по пустякам (как мама, стучит кулаком по столу (как папа). Испуг является частой причиной детских нервных заболеваний (заикание, тик, нервные припадки, потеря голоса, полная обездвиженность. Нельзя без конца заставлять ребенка идти на горшок. До 3 лет ему не дано понять, что надо помочиться.

Дверь в мир маленького ребёнка открыта нараспашку. Ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит взрослому, поэтому так важно быть внимательным и доброжелательным к ребёнку всегда и везде. Никогда не отталкивайте ребёнка, будьте готовы ответить на любой его вопрос так, чтобы он полностью удовлетворил свою любознательность. Это является залогом успешного развития вашего ребёнка, формирования доверительных отношений с ним и, в дальнейшем, уважительного отношения к родителям и окружающим людям.

Источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №34                                            С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                    ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

Статья

  «Развитие ребёнка в раннем возрасте».

Автор  воспитатель ГБДОУ детский  сад №34 Красногвардейского района                   г. Санкт-Петербурга    Фисан  Елена  Григорьевна.

Санкт-Петербург

2017

        

Как педагог я знаю, что заботливых родителей волнует вопрос, в каком возрасте надо начинать заниматься со своим ребёнком, чтобы обеспечить ему полноценное развитие и подготовку его к обучению в школе. Очень многие родители удивляются, когда узнают, что делать это надо с самого раннего возраста.                                                                                        Учёными доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой.  Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.                                                                                Долгое время работая с детьми раннего возраста, я пришла к убеждению, что в основу обучения детей раннего возраста в первую очередь должно быть положено развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать и других, необходимых в дальнейшем для приобретения определённых умений, знаний, жизненного опыта. Мои наблюдения показали, что для каждого здорового ребёнка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентированных реакций на всё окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности ребёнка. Доказано. что если ребёнок ограничен в получении информации и переработке её в соответствии с возрастными возможностями, темп его развития замедляется. Поэтому так важно сделать жизнь ребёнка разнообразной, интересной, богатой впечатлениями и положительными эмоциями. Сенсомоторные потребности вызывают у ребёнка высокую двигательную активность, а движение — это естественное состояние малыша, способствующее интеллектуальному развитию.                        Раннее детство можно сравнить со свежевспаханным полем. Недаром в народе говорят: «Что посеешь, то и пожнёшь». Очень важно сберечь, а в дальнейшем и развить, у малыша желание познавать новое. А первой ступенькой познания мира является чувственный опыт. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира.                                В раннем возрасте особое внимание я уделяла формированию у ребёнка понятий цвета. формы и величины. Так как ведущим видом деятельности в раннем возрасте является игровая предметная деятельность, сенсорные задания я включала именно в этот вид деятельности.  Выделение цвета, формы и величины объекта является необходимым условием выполнения предметных действий. В качестве таких действий я использовала раскладывание предметов на две-три группы, размещение вкладок в гнёзда, вставка втулок-грибочков  в отверстия доски, действия с пирамидками, мозаикой, нанизывание бус, застёгивание пуговиц. Особое внимание при этом  я уделяла обязательному сочетанию сенсорных и моторных задач.                 Много игр сделано своими руками: «На что похоже», «Спрячь мышку», «Зашей одеяло», «Найди рукавичку», «Подбери ключик», «Подбери по форме», «Большой-маленький», «Построй по росту». Очень активно использую в работе развивающие игры «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша  и методические пособия к ним для самых маленьких; игры «Сложи квадрат» », «Сложи узор», «Рамки Монтессори», «Танграмм» и другие; игры со строительным материалом и разными видами конструкторов.         Маленьких детей привлекает красочность народных игрушек: матрёшек, неваляшек, яиц. Дети приобщаются к родной культуре, у них развивается интерес к истории своего народа, формируется художественный вкус, пробуждается желание создать что-то своими руками. Большое внимание я уделяю занятиям с детьми лепкой, рисованием, аппликацией. Это также способствует развитию мелкой моторики.                                                                                                 Важным средством сенсорного развития малышей является наблюдение. Наблюдения проводятся на прогулке и в группе. Я стараюсь помочь ребёнку увидеть в наблюдаемом главное, ответить на все его вопросы, создать такую развивающую среду, в которой такие его вопросы появляются. Каждому своему занятию я стараюсь придать яркую эмоциональную окраску.                                                                                                                                                            Для того, чтобы обеспечить постоянный интерес  к занимательным играм, занятиям у детей, я привлекаю к этой работе родителей. Я провожу консультации по организации домашней игротеки, даю рекомендации по изготовлению игр, руководству отдельными видами игр, провожу консультации .                                                                                                Дверь в мир маленького ребёнка открыта нараспашку. Ведущая роль в развитии  ребёнка принадлежит взрослому, поэтому так важно быть внимательным  и доброжелательным к ребёнку всегда и везде.  Никогда не отталкивайте ребёнка, будьте готовы ответить на любой его вопрос так, чтобы он полностью удовлетворил свою любознательность. Это является залогом успешного развития вашего ребёнка, формирования доверительных отношений с ним и, в дальнейшем, уважительного отношения к родителям и окружающим людям.         

                                        

Источник

Развитие ребенка раннего возраста

Птицы в гнезде до осени,

а дети в дому до возраста

(пословица)

Семья — колыбель духовного рождения человека. Ребенок приходит в мир слабым и бесправным, полностью зависящим от взрослого. Его безмерный детский эгоизм естественен, его борьба за свои права и желания закономерна.

Мы, родители, знаем, что на наших детей влияет многое. Мы пристально следим за влиянием улицы, школы, двора, родственников, телевиденья, компьютера. Мы не рождаемся воспитателями, мы ими становимся. Мы воспитываем детей и одновременно учимся их воспитывать. Важно, чтобы дети и родители понимали друг друга. Важно, чтобы дети были необходимы родителям, как родители детям.

Воспитывать детей — это труд один из самых творческих, самых стоящих. Мы создаем новую личность, помогаем ребенку стать хорошим человеком. В семейной жизни к работе воспитателя в детском саду самое главное — терпенье.

«Ребенка воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». (А. С. Макаренко).

«Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими — есть приведение в совершенство воспитания» (Екатерина 2).

На втором году жизни, дети вырастают на 6-7 см и масса их тела увеличивается на 1,5 кг. Ребенку этого возраста свойственны высокая двигательная активность, эмоциональность, повышенная любознательность и познавательная деятельность, стремление к постоянному общению со взрослыми и тяга к сверстникам. Дети начинают подражать и эти способности нужно широко использовать для закрепления и развития гигиенических навыков. Дети должны видеть как умываются, одеваются, причесываются взрослые. С 1,5 лет нужно учить ребенка самому проситься на горшок, но если он и в 2 не умеет это делать, не стоит их наказывать. Основная часть детей овладевают способностью самостоятельно пользоваться горшком к 3 годам. Ребенок не поймет смысла полоскания рта, чистки зубов, но он всегда повторит довольно ловко все эти действия за взрослым.

Малышу до 3 лет нужно помогать чистить зубы с пастой, нужно приучать споласкивать зубную щетку, ополаскивать стакан и ставить щетку на сушку. С 1,5 лет нужно приучать малыша мыть руки и пользоваться носовым платком. Дети, если им показать, строят из кубиков домики, забор, поезд, и др. В 2 года малышам можно разрешать игры с песком и учить из при этом наполнять ведерко, чашечки с водой, готовить из песка куличики и пирожки. Становятся разнообразные игры с сюжетными игрушками. Кукол дети не только качают, но и укладывают спать в кроватки, возят в коляске, кормят. В этом возрасте дети любят играть с крупными игрушками, но для развития движений пальцев, целесообразно давать мелкие игрушки: строительный материал, разъемные коробочки, матрешки. Обязательно, нужно знакомить детей с книжками. Их много не надо, ограничиться 2-3 штуками. Необходимо приучать ребенка бережно относиться к книге, источнику знаний. Огромную пользу приносят систематические занятия с детьми. У них быстрее развивается, становится полнее речь и подражательные действия.

Однако, систематическая чрезмерная нагрузка, обилие игрушек, большое количество взрослых, воспитывающих одного малыша, приводит к перегрузке и задержке развития речи.

Необходимым компонентом воспитания являются похвала, ласка и наказание. Ошибка в воспитании ребенка — чрезмерная ласка — она ведет к развитию эгоизма. Битье ребенка недопустимо. Важно щадить достоинство и самолюбие ребенка, быть строгим, но в то же время справедливым. Решать нужно все в беседе. «Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание» — говорил Лесгафт. Если ребенок левша — это не привычка, не дефект — это индивидуальная врожденная особенность ребенка. Переучивать не имеет смысла, порой оно становится вредным, можно привести к тяжелым невротическим расстройствам (заиканию, недержанию мочи). Очень важно поощрять старания леворукого ребенка. Когда он работает (рисует, лепит и т. д.) лампу поставить справа. Если ребенок стесняется такой своей особенности, ему можно рассказать об известных людях, которые работали левой рукой (например, художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, желательно показать картины. Ребенок начинает ориентироваться в окружающей среде, он начинает усваивать названия движений, действий. Не стоит пугаться, если он усваивая слова, но близкие по звучанию слова или сходные по форме предметы нередко путает. Малыш может показать все круглые предметы (шар, мяч, свою кровать, свой шкафчик с одеждой, свой горшок. Гуляя по улице можно дать палочку и рисовать ею на песке или снегу.

К 2 годам жизни он должен называть предметы и их назначение. Малыш должен уметь спокойно выполнять просьбы взрослых, выражать просьбу словами, знать свое место за столом, свое полотенце, свой горшок, шкафчик, говорить «спасибо» после еды, «здравствуйте», «до свидания», выполнять нетрудные поручения. Ребенок переходит к многосложным словам и кратким фразам. Слушая взрослых, он может повторить их разговор, грамматически правильно построить фразы. Речь развивается лучше у детей, которые занимаются гимнастикой, много и активно двигаются. Особенно велико влияние игр, занятий, упражнений, в которой участвует кисть, так как импульсы от пальцев, поступая в мозг, активизируют те его зоны, которые выдают речь. Точный режим детского дня — совершенно необходимое условие воспитания. «Привычка к точному часу — это привычка к точному требованию к себе» (А. С. Макаренко).

С 3 года жизни ребенка возрастает в воспитании роль отца. Он обязан включаться в обучение их различными жизненными навыками. Первые проблемы личности пронизаны наивным эгоизмом желания. Он упрям и капризен, потому что желание для него — самое главное. Он нуждается в похвалах, его должны любить, он требует повиновения, по этой причине он может быть завистливым и ревнивым. Происходит перестройка вегетативной и эндокринной системы, происходит бурный рост тела, увеличиваются органы, изменяется нервно-психическая настройка. Изменения пропорций тела происходит за счет более ускоренного роста конечностей, особенно ног. Меняется осанка.

«Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким мы его сделаем к 5 году жизни. » (А. С. Макаренко). Упрямство малыша вполне закономерное его свойство. Степень выраженного упрямства уже зависит от избалованности. Из первоначального детского упрямства формируется взрослая целенаправленность и самостоятельность, таким образом полностью подавлять строптивость ребенка нельзя. Ребенок начинает повышать голос по пустякам (как мама, стучит кулаком по столу (как папа). Испуг является частой причиной детских нервных заболеваний (заикание, тик, нервные припадки, потеря голоса, полная обездвиженность. Нельзя без конца заставлять ребенка идти на горшок. До 3 лет ему не дано понять, что надо помочиться.

Дверь в мир маленького ребёнка открыта нараспашку. Ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит взрослому, поэтому так важно быть внимательным и доброжелательным к ребёнку всегда и везде. Никогда не отталкивайте ребёнка, будьте готовы ответить на любой его вопрос так, чтобы он полностью удовлетворил свою любознательность. Это является залогом успешного развития вашего ребёнка, формирования доверительных отношений с ним и, в дальнейшем, уважительного отношения к родителям и окружающим людям.

Источник