Развитие ребенка в раннем и предшкольном возрасте

Елена Китаева
Особенности развития ребенка в раннем возрасте
Раннее детство (от 1 до 3 лет) – один из самых важных этапов в жизни ребенка.Основными достижениями этого периода являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. В этом возрасте ребенок входит в социальное пространство человеческих отношений, где происходит развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным.
В этом возрасте у ребенка возрастает интерес к окружающим его предметам, что побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Развитие речевой функции зависит от того, как взрослые общаются с ребенком. Если родители ограничиваются только уходом за детьми, а общению уделяется мало внимания, то они могут резко отставать в развитии речи. Но с другой стороны, если взрослые в общении с ребенком исполняют все, что он хочет, по первому жесту, ребенок также может долго не разговаривать. Взрослые должны стремиться вынуждать ребенка говорить внятно, выражать словами свои желания и только тогда выполнять их.
Развитие активной речи ребенка до полутора лет происходит медленно. В этот период он усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их очень редко. После полутора лет ребенок начинает пытаться произносить слова, но у него пока не хватает речевых возможностей. Малыши в этом возрасте часто задают вопрос «Это что?» К концу второго года ребенок употребляет уже до 300, а к концу третьего года — от 500 до 1500 слов. Поначалу речь ребенка абсолютно не похожа на речь взрослого человека, так как ребенок употребляет такие слова, которыми взрослые обычно не пользуются (такие слова, как «ам-ам», «ням-ням», «тпруа», «бяка», «ав-авка»). Такую речь называют автономной. При правильном речевом воспитании (если взрослые, общаясь с ребенком, будут требовать от него четкого произнесения слов) автономная речь быстро исчезает. В противном случае автономная речь может сохраниться надолго.
В раннем возрасте очень интенсивно развивается память ребенка. Кроме того, она становится ведущей функцией. Память в раннем возрасте полностью непроизвольна, то есть ребенок не совершает никаких специальных действий для того, чтобы запомнить или припомнить что-нибудь. Дети раннего возраста часто удивляют взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихи. Однако такое запоминание ничего не говорит об интеллектуальном развитии ребенка и его индивидуальных особенностях. Это свойственно всем детям раннего возраста и объясняется результатом общей пластичности нервной системы.
В раннем возрасте начинает возникать воображение. Оно также носит непроизвольный характер, то есть возникает внезапно под влиянием эмоций и настроения. В этом возрасте воображение у детей ограничено, так как представляет собой всего лишь воспроизведение действия или ситуации, заимствованных от взрослых. К концу раннего возраста дети могут «сочинять» собственные сказки, однако, это всего лишь умение варьировать предшествующим опытом.
Мышление ребенка в раннем детстве является наглядно-действенным. Все мыслительные операции, направленные на исследование окружающего мира, осуществляются при помощи внешних ориентировочных действий.
Центральным местом в развитии познавательной сферы ребенка является восприятие. В раннем детстве интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие. Восприятие ребенком на всем протяжении раннего возраста тесно связано с выполняемыми действиями. Ребенок в раннем возрасте может достаточно точно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве, когда выполняет какое-то действие.
Дети в раннем возрасте, подражая взрослым, постепенно овладевают свойственными человеку формами поведения в обществе. Под влиянием взрослых начинает формироваться внутренний мир ребенка. Но они не могут вложить в него свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения. Часто воспитательные воздействия взрослых не приводят к желаемым результатам, так как ребенок принимает их в соответствии со своими потребностями и интересами.
Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является непроизвольность, то есть он действует под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Например, если ребенок заплакал от того, что у него отобрали игрушку, его легко можно утешить, если дать взамен другую, или вообще занять его чем-нибудь.
В период с двух с половиной до трех лет ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека. Возникновение и осознание себя как «Я» происходит ближе к трем годам и зависит от общения взрослых с ребенком. В это же время появляется новый тип отношения ребенка к взрослому. Он начинает сравнивать себя с взрослыми и стремится быть более независимым и самостоятельным. У ребенка в отношении взрослого начинают развиваться такие черты, как негативизм, упрямство. Он все хочет делать сам. Такое поведение характерно для кризиса 3-х лет. Это новая ступень в развитии личности ребенка, так как именно переживания кризиса учат ребенка навыкам позитивного общения, умению сравнивать себя с другими, а также развивают сензитивность (чувствительность) ребенка к чувствам других людей. Взрослым необходимо в этот период проявить терпение, уметь договориться с ребенком, найти выход из детского противостояния.
Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы. К концу третьего года жизни игра уже носит сюжетно-ролевой характер. То есть ребенок принимает на себя определенную роль, (например, изображает из себя маму или папу, в точности повторяя позу, жесты, мимику, речь). Поэтому в присутствии ребенка взрослым следует обращать внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Кроме того, ребенок не просто копирует взрослых, а исполняет определенную роль, перевоплощается то в доктора, то в парикмахера, то в шофера. Переход к ролевой игре является новым этапом в умственном развитии ребенка.
Зная возрастные особенности ребенка, можно понять причины того или иного поведения, а также грамотно подойти к развитию умственных способностей и личностных качеств малыша.
Дорогие родители, старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, внимательно наблюдайте за своим малышом, будьте мудры и терпеливы.
Источник
замедление
темпов прибавки массы и длины тела;значительное
повышение двигательной активности,
улучшение координации движений и
дальнейшее развитие моторных функций;быстрое
развитие моторной речи; к концу второго
года формируется фразовая речь, связно
говорит, быстрое развитие психических
функций;все органы
укрепляются, повышается их работоспособность;развиваются
и укрепляются мышцы, скелет;заканчивается
прорезывание молочных зубов;усиливается
деятельность пищеварительных ферментов;отношение
к окружающей среде и опасности
несознательное, ребенок нередко
подвергается большому риску и получает
повреждения (ушибы, падения);основные
физиологические системы обладают
большей степенью зрелости: частота
дыхания урежается до 35-25 в 1 мин, частота
пульса – 120-100 в 1 мин, мочеиспускание
произвольное, стул 1-2 раза в день.
Дошкольный
период (от 3 до 7 лет):
более
медленное, по сравнению с предыдущими
периодами, увеличение массы тела;первое
физиологическое вытяжение (6-8 лет),
значительное увеличение длины
конечностей;начало
замены молочных зубов на постоянные
(5-7 лет);достижение
иммунной системы определенной степени
зрелости, значительное улучшение
памяти;совершенствование
речи: правильное построение фраз,
правильное произношение звуков родного
языка, увеличение запаса слов;появление
различий в поведении детей разного
пола, возникновение сложных взаимоотношений
с разными детьми и взрослыми, формирование
самолюбия,появление
сдержанности эмоций;к концу
данного периода по уровню интеллекта,
развитию речи, произношению звуков
родного языка, развитию моторики, в том
числе и тонкой пальцев рук, ребенок
готов к обучению в школе;организм
продолжает укрепляться;интенсивный
рост лимфоидной ткани;завершение
формирования придаточных пазух носа.
Младший
школьный период (7-11 лет):
завершена
структурная дифференцировка тканей,
усиленно развивается скелет и
увеличивается мышечная сила;молочные
зубы сменяются постоянными;ребенок
из условий домашней среды или детского
сада переходит к школьной жизни,
овладевает необходимыми трудовыми
навыками;возрастает
влияние сверстников;к 12 годам
появляется способность к абстрактному
мышлению;формируются
вторичные половые признаки к концу
периода.
2.6.Старший школьный период (подростковый 12-18 лет):
ускорение
роста (пубертатный скачок роста);значительная
перестройка эндокринного аппарата:
усиление функции половых желез,
щитовидной железы, гипофиза;время
полового созревания;более
развивается абстрактное мышление;чаще
выявляются эндокринные нарушения,
нарушения осанки, ВСД;значительно
повышается мышечная сила, работоспособность;для каждого
ребенка характерен индивидуальный
темп биологического развития.
Возрастная патология в различные возрастные периоды
Педиатрия имеет дело с развивающимся
организмом, постоянно меняющимся и
совершенствующимся. Все внешние вредности
и болезнетворные агенты вызывают в
детском организме различные реакции
вследствие его морфологического,
функционального и биохимического
своеобразия, при этом, чем моложе ребенок,
тем выраженнее особенности:
быстрые
темпы физического и психического
развития, что требует более напряженных
энергетических и обменных процессов,
определяет нестабильность и легко
наступающие нарушения, обмена у детей.снижение
специфической и неспецифической защиты
в связи с физиологической недостаточностью
иммунитета и функциональной незрелостью
кожи, слизистых оболочек, ЖКТ, ферментных
систем.
Внутриутробный этап
Эмбриопатии
– патология эмбрионального периода
– с 16 – го дня беременности до 75 – го
дня включительно. Эмбриопатии
заканчиваются либо гибелью эмбриона
и спонтанным абортом, либо формированием
врожденных пороков развития.Фетопатии
–патология фетального периода – с
76 –го дня до окончания беременности.
В этот период развитие плода зависит
от состояния плаценты. При различных
повреждениях плацента становится
проницаемой для микробов, вирусов и
других неблагоприятных агентов, которые
могут привести к заболеванию плода,
нарушить его развитие, вызвать
преждевременные роды. Поздние фетопатии
характеризуются развитием генерализованной
внутриутробной инфекции с поражением
ЦНС, внутренних органов, а также
формированием хронических воспалительных
процессов.
Винтранатальномпериоде может произойти нарушение
кровообращения в плаценте, что нередко
приводит к асфиксии плода, возможны
родовая травма, заражение плода,
условно-патогенной флорой из родовых
путей, а при наличии инфекции у матери
воспалительных заболеваний органов –
патогенными возбудителями.
Внеутробный период
Период новрожденности
Выявляются
пороки развития, наследственные
заболевания, болезни, обусловленные
антигенной несовместимостью матери и
плода (гемолитическая болезнь по резус
– или групповой несовместимости),
проявления асфиксии, травмы, внутриутробного
инфицирования;В первые
дни жизни возникают гнойно-септические
заболевания, пиодермия, бактериальные
и вирусные поражения дыхательных путей
и кишечника;
В позднем
неонатальном периоде могут выявляться
заболевания, связанные с патологией
внутриутробного и раннего неонатального
периодов.
Грудной
возраста.
Интенсивный
рост и дифференцировка органов, большая
напряженность обменных процессов
становятся фоном, на котором легко
развиваются: гипотрофия, паратрофия,
анемия, рахит, острые расстройства
пищеварения, диспепсии, диатезы.Функциональная
недостаточность дыхательного аппарата
при нарушении режима и отсутствии
закаливания способствуют возникновению
воспалительных процессов в верхних
дыхательных путях, бронхиты, пневмонии;Пассивный
иммунитет, полученный от матери,
постепенно ослабевает, и во второй
половине первого года жизни дети могут
тяжело заболеть корью, ветряной оспой
и другими детскими инфекционными
заболеваниями;
Преддошкольный период.
Острые
расстройства пищеварения, пневмонии,
бронхит, анемия, диатезы встречаются
часто, но протекают легче, чем у детей
грудного возраста;На фоне
физиологической гиперплазии лимфоидной
ткани развиваются тонзиллит, аденоиды,
лимфаденит;Наиболее
частой патологией становятся ОРВИ,
кишечные инфекции, острые детские
инфекции (менингококковая, коклюш,
краснуха, ветряная оспа, корь, скарлатина
и др.);
Дошкольный
период.
Сохраняется
высокая заболеваемость острыми
респираторными и другими инфекционными
заболеваниями с более легким течением
и меньшим количеством осложненийПоявляются
аллергические заболевания (бронхиальная
астма, ревматическая лихорадка,
геморрагический васкулит и др)
Младший школьный возраст.
Остается
высокой частота инфекционных,
желудочно-кишечных, аллергических
болезней.Появляются
проблемы нарушения осанки, ухудшения
зрения;Обнаруживаются
очаги хронической инфекции (кариес,
тонзиллит).
Старший школьный возраст.
Часто
встречаются функциональные расстройства
сердечно-сосудистой системы, вегетативной
нервной системы («юношеское сердце»,
«юношеская гипертония», дисциркуляторные
расстройства в виде акроцианоза и
обморочных состояний);Широко
распространены расстройства питания
(тучность, дистрофия) и заболевания ЖКТ
(гастрит, дуоденит, язвенная болезнь);Выявляются
дефекты развития полового аппарата;Могут
обостриться инфекционно-аллергические
заболевания, туберкулез;Возможны
отклонения в функционировании
эндокринного аппарата (зоб, гипо- или
гипертиреоз и др.).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Ключевым периодом в развитии ребенка является дошкольный возраст, включающий в себя диапазон от 3 до 7 лет. Это очень важное время для становления личности малыша, его эмоционального, интеллектуального и нравственного развития, формирования важнейших для дальнейшей жизни навыков. Поэтому родителям предстоит приложить немало усилий, чтобы вырастить гармоничную личность, готовую к получению среднего образования и к выходу в «большую жизнь».
Общее описание периода
Для характеристики любого возрастного диапазона принято использовать три составляющие:
- социальная ситуация развития;
- ведущий вид деятельности;
- психические новообразования.
С точки зрения социальной ситуации развития для периода характерна большая самостоятельность малыша, который постепенно начинает выстраивать собственную цепочку отношений, постигает мир при помощи игры, нередко подражая родителям. Ребенок всеми силами стремится включиться во взрослую жизнь.
Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, помогающая не только весело провести время, но и сформировать у ребенка важнейшие понятия, помочь ему сориентироваться в межличностных отношениях и в социуме в целом. Так, играя в «Дочки-матери», дети постепенно начинают осознавать ценность семьи, работы в команде, общения со сверстниками.
С точки зрения новообразований психики дошкольный возраст особенно важен, поскольку именно сейчас происходит развитие наглядно-образного мышления, то есть малыш постепенно начинает переходить от понимания конкретных предметов к постижению абстрактных явлений. Усложняется и развивается память, речь, появляются различные эмоции.
Сколько лет дошкольникам?
В рамках рассматриваемого возраста принято выделять три периода:
- младший (3-4 года);
- средний (4-5 лет);
- старший (5-7 лет).
Каждый из них имеет свои особенности, поэтому понятно, что малыш в 3 года существенно отличается от шестилетнего.
Физическое развитие
В диапазоне от 3 до 7 лет происходит увеличение массы тела, дети становятся выше, конечности удлиняются, молочные зубы начинают постепенно заменяться коренными.
Исследователи выявили такие особенности физического развития дошкольников:
- вес растет примерно на 2 кг в год (с 3 до 5 лет);
- окружность головы до 5 лет каждый год становится больше на 1 см, с 5 до 7 лет – на ½ см;
- окружность груди возрастает на 1,5 см каждый год.
Родителям важно следить за тем, чтобы во время игры или рисования ребенок сидел правильно, в противном случае велик риск нарушения осанки, появления сутулости, сколиоза и проблем со здоровьем.
Основные возрастные кризисы
Специалисты выделяют два кризиса дошкольного возраста, характеристика которых представлена в таблице.
Название | Возможные причины | Основные симптомы | Рекомендации родителям |
Кризис трех лет | Поведение родителей (гиперопека, авторитаризм), отсутствие братьев или сестер, болезненность. Чаще всего возникает у меланхоликов и холериков. | Упрямство, деспотизм, строптивость, негативизм, своеволие, протесты, обесценивание – это семь основных признаков кризиса, выделенных Л.С. Выготским. Дети действуют «назло», нередко вопреки собственным желаниям, имея целью только отказать родителям (например, малыш сам замерз и хочет домой, но упрямство заставляет его не слушаться и продолжать гулять). | Необходимо всеми силами сохранять спокойствие, не кричать на ребенка, поощрять его стремление к самостоятельности. Каждое проявление строптивости должно быть проанализировано. Следует поговорить с ребенком, рассказать о своих переживаниях – именно так он учится выражать свои эмоции и идти на контакт. Навязывать свою волю не надо, важно дать дошкольнику возможность выбора (например, какой мультик посмотреть). |
Кризис семи лет (может также возникнуть в 6 лет) | Нередко совпадает с началом процесса обучения, ребенок получает новую для себя роль, к которой ему предстоит привыкнуть, для него становится важным казаться более взрослым, получить свободу, которую родители пока не готовы предоставить. | Отсутствие послушания, раздражительность, упрямство, потеря прежних интересов. Часто возникают конфликты с учителями и родителями. Дети методом проб и ошибок изучают границы дозволенного, проверяя родителей на прочность. Могут категорически отказываться от ранее им присущих социальных ролей. | Предоставление ребенку большей свободы, пояснение ему, что у каждого человека, в том числе у дошкольника, есть свои обязанности, которые следует выполнять. Право на ошибку позволяет ребенку понять, что он сам несет ответственность за свои поступки. |
Кризисом 6-7 лет завершается дошкольный возраст. Относительно спокойное течение кризисных периодов становится возможным только в случае грамотного поведения родителей, которые понимают, что их подрастающий малыш становится более самостоятельным, и выстаивают взаимоотношения с ним, учитывая эту истину.
Коротко о детских страхах
Бояться малыши начинают еще до года, но конкретные и разнообразные страхи появляются у них именно в дошкольный период. Так, в 3-5 лет дети могут опасаться темноты, замкнутого пространства, отдельных сказочных персонажей, боятся оставаться одни. Иногда страх ничем не мотивирован – так, пугать ребенка может безобидная на первый взгляд игрушка, с которой связаны личные неприятные ассоциации.
5-6 лет – тот возраст, когда проявляется себя страх смерти, поэтому родителям надо быть готовыми дать ответ на вопросы малыша о загробной жизни.
Чаще всего детские страхи проходят с возрастом, но в наиболее сложных случаях могут применяться различные коррекционные методы: сказкотерапия, арт-терапия и прочее.
Виды деятельности
Ведущим видом деятельности для дошкольного детства является игра. Дети берут на себя различные роли (родителей и детей, доктора и пациента, продавца и покупателя), придумывают и обыгрывают ситуацию, используя свои знания о взрослой жизни, подражая родителям. Уже в младшем дошкольном возрасте малыши в игровом процессе пытаются повторять за взрослыми. А в среднем и старшем периодах активно используются предметы-заменители (например, сорванная на улице трава становится капустой или луком, а нарезанные бумажки – деньгами при игре в магазин).
Но кроме этого выделяются и другие важнейшие формы деятельности, прежде всего – продуктивная. Поэтому малыши любят рисовать, лепить, собирать фигурки из элементов конструктора, моделировать.
Мнение Эксперта
Таня Охрименко, педагог-психолог: В этом периоде очень важно для родителя уметь наблюдать. То, как проходят его игры и вмешиваться только тогда, когда ребёнок вас просит. Так вы будете больше узнавать о ребёнке и в тоже время давать ему пространство для самостоятельности.
Многие родители начинают обучать дошкольника чтению и письму, английскому языку, счету, простейшим математическим операциям, но в силу возрастных особенностей ребенка делать это следует в игровой форме. Даже 5–6-летний ребенок еще не способен 40 минут просидеть за партой, сосредоточенно занимаясь, но вполне может усвоить информацию, полученную в процессе увлекательной ролевой игры.
Коммуникации
Дети дошкольного возраста общаются как со сверстниками, так и со взрослыми, при этом общение становится более содержательным, речь – богатой, связной и правильной. Чем старше дошкольник, тем общение с близкими ему по возрасту привлекает его больше, чем разговоры с родителями.
Коммуникации сейчас играют очень важную роль, помогая ребенку освоить социальное пространство и найти свое место в нем. Постепенно он начинает осознавать важность совместных действий со сверстниками. Достигший 3-летнего возраста малыш начинает понимать, что он не является центром мироздания, что есть другие люди, значимые для его родных и близких. Так, полной неожиданностью для него становится осознание того, что родители любят друг друга, а если в семье есть еще дети, то родительские чувства касаются также и их.
Именно в период дошкольного детства ребенок постепенно усваивает нормы поведения, осознает, что он не всегда может делать то, что ему хочется. При этом происходит его самоидентификация как личности.
Родителям очень важно понимать специфику дошкольного возраста, поскольку она во многом определяет то, как взрослым следует себя вести с малышом. Так, требовать от него выполнения обещаний пока рано, поскольку собственное слово является самым слабым мотивом, а невыполненные обещания формируют такую черту характера, как безответственность. Гораздо эффективнее будет хвалить его даже за небольшие успехи, чем ругать за неудачи.
Специфика развития мышления
Отличительной чертой дошкольного периода является формирование и развитие наглядно-образного мышления. Сейчас ребенок наделен гибким умом, пытливостью, любознательностью, он забрасывает родителей вопросами «почему?», его память в 4-5 лет меняется с непроизвольной на произвольную.
Дошкольное детство – важнейшее время в жизни ребенка, которое во многом формирует черты его личности: целеустремленность, социальную активность, эмоциональную сферу. Сейчас очень важно помочь малышу развиваться гармонично, используя сюжетно-ролевые игры и корректируя собственное поведение исходя из его растущей потребности в самостоятельности.
Источник