Развитие ребенка в пространстве и времени
Ирина Гурова
Время и его особенности. Восприятие времени детьми разного возраста
Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное развитие природы, общества, человеческого сознания. Время организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребёнку как будущему члену общества. Умение ориентироваться во времени даёт детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, и, таким образом, готовиться к школе. Уровень развития временных представлений у детей является одним из важных показателей интеллектуальной готовности к школе.
Многие положительные качества развиваются благодаря планированию ребёнком своей деятельности во времени, например, целенаправленность, собранность, организованность и т. д. В игровой, бытовой, познавательной деятельности дети учатся регулировать темп, ритм своих действий, учитывать фактор времени.
Слово «время» происходит от древнерусского «веремя», что означает «вращение».
Время имеет ряд особенностей:
1. Оно характеризуется текучестью: ни одна, даже самая маленькая единица времени не может быть воспринята сразу, «одномоментно», а только в своём последовательном течении, т. е. фиксируется начало какого-либо события, а когда наступает его конец, то о начале можно лишь вспомнить.
2. Время необратимо: нельзя вернуть тот момент, который прошёл. Прошедшее, настоящее и будущее не могут поменяться местами.
3. Время недоступно непосредственному созерцанию: его «не видно», «не слышно». Оно не имеет наглядных форм.
4. Со временем нельзя совершать какие-либо действия. Любые действия протекают во времени, но не со временем. Время можно только прожить.
5. Словесные обозначения времени условны, относительны, нестабильны и носят переходный характер (утро становится днём, а день, в свою очередь, вечером).
Определение времени опирается на общепринятую систему мер – эталонов: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Каждая из этих единиц имеет определённое числовое выражение. Отправной точкой, от которой ведётся отчёт времени, является настоящее, которое разделяет время на прошлое и будущее.
В восприятии времени ведущую роль играют кинестетический и слуховой анализаторы. В различении времени огромную роль играют циклические природные явления: восход и заход солнца, смена дня и ночи, морские приливы и отливы и многое другое. Важнейшие системы организма также работают циклично.
Таким образом, сам жизненный процесс, совершающийся в организме и вне его, с постоянными циклами, ритмами, темпом является основой для переживания времени.
В восприятии времени выделяются: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности.
На восприятие времени существенно влияют различные факторы: вид и содержание деятельности, эмоциональное состояние человека, его возраст, индивидуальные особенности. Вспоминая прошлое, мы оцениваем его по разному: если оно было богато по содержанию, насыщено разнообразными событиями, то кажется нам длительным; если время протекало скучно, однообразно, не было насыщено интересными делами, то оно кажется коротким.
Отношение к настоящему времени несколько иное: чем меньше событий, тем более длительным оно представляется; чем содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно протекает.
Будущее время переживается так: ожидание желательного события удлиняет время, а не желаемого – его сокращает.
На оценку длительности времени влияют эмоции и чувства, переживаемые человеком. Время, заполненное событиями с положительным эмоциональным зарядом, сокращается в переживании, с отрицательным – удлиняется.
Дети и подростки по сравнению со взрослыми склонны недооценивать маленькие и переоценивать большие промежутки времени. Одни склонны недооценивать время, другие – переоценивать его. Для ребёнка незаметно протекает время, заполненное творческой деятельностью с богатым и интересным содержанием. Длительность этого времени кажется ребёнку меньше. Время, заполненное однообразной, малоинтересной деятельностью, кажется более «тягучим».
Освоение времени ребёнком идёт медленно и трудно.
Причинами этого являются:
• Своеобразие времени как формы проявления реальности;
• Несформированность у ребёнка механизмов познания времени;
• Особенности детского мышления и познавательной деятельности в раннем возрасте;
• Небольшой опыт проживания ребёнком жизни во времени.
Долгое время господствовало мнение о принципиальной невозможности познания времени маленькими детьми. Но имеющиеся трудности не следует преувеличивать.
Дети долго не понимают, что время существует объективно, не зависит от сознания, воли или действий людей.
Ребёнок считает, что время подчиняется его желаниям: можно произвольно управлять им, менять его ход, манипулировать им. Ему очень трудно ориентироваться в давно прошедших событиях, представить их длительность, разместить в определённой последовательности и очерёдности в прошлом времени.
В сознании ребёнка события давно прошедших лет и в недавно прошедших событиях могут произвольно отдаляться или приближаться, меняться местами. Часто нарушается логика временных отношений даже в недавно прошедших событиях, и это нисколько не смущает ребёнка. Это проявляется в детских рассказах о каком-либо событии или происшедшем случае или при пересказе худ. произведения: получается, что Дед Мороз раздал подарки раньше, чем постучал в дверь палкой и вошёл в зал.
Несмотря на трудности, дети начинают осваивать время рано и только практически. Ведь ребёнок живёт, подчиняясь времени: через определённые промежутки времени его кормят, укладывают спать, купают.
У маленького ребёнка настоящее господствует над прошлым и будущим. Затем выделяется прошедшее время, а несколько позднее – и будущее. Это проявляется в умении употреблять в речи соответствующие глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времён.
Ребёнок постепенно осознаёт, что одни события быстро наступают и быстро проходят, а наступления других надо ждать. События могут отстоять друг от друга на ту или иную длительность. В речи детей для обозначения временной последовательности начинают использоваться достаточно общие категории: «теперь», «сейчас», «сначала», «потом», «раньше», «после», «скоро». Эти слова появляются в речи около полутора лет.
Время воспринимается ребёнком чрезвычайно конкретно и опосредованно, то есть через косвенные признаки и действия. Косвенными показателями времени для ребёнка служит деятельность, связанная с определённым временем, режимом дня, постоянно чередующаяся во времени, а также действия, природные явления и прочее. «День – это обед», «Вечер – это когда все приходят домой», – говорят дети.
Во второй половине третьего года жизни у детей появляются вопросы, относящиеся ко времени и начинающиеся со слов «когда?», «сколько?»
Но особый интерес ко времени пробуждается у детей к концу 4 года жизни, когда буквально все малыши становятся «почемучками» и задают много вопросов.
С трёх лет и до начала пятого года жизни вопросы о времени группируются ребёнком вокруг собственного «я» («Как я говорила, когда была маленькой?», «Когда я родился?», а несколько позже интерес распространяется на других («Когда ты была маленькая, тоже на колясочке каталась?», «Когда родились все люди?»).
С возрастом увеличивается количество вопросов, направленных на познание ребёнком собственно времени и различных его сторон. Однако многие дети вплоть до 7 лет не осознают вопрос «когда?» как временной и не отличают его от слова «где?».
Уже младшие дошкольники начинают различать части суток. В этом им помогает установление связи с некоторыми качественными признаками и привычными для этого времени делами. Из частей суток дети лучше определяют ночь и утро. Это связано с особыми видами деятельности самих детей в это время и более частым употреблением этих слов взрослыми. Различение дня и вечера часто вызывает трудности у детей.
Довольно трудной задачей для детей является последовательно назвать части суток или по порядку разложить соответствующие по содержанию картинки. В представлении детей сутки имеют постоянную точку отсчёта – утро. С наступлением ночи ничего нет, считают некоторые малыши, не понимая текучести и непрерывности времени.
Большие трудности испытывают дети при освоении смысла слов «вчера», «сегодня», «завтра». Впервые они появляются в речи в середине третьего года жизни ребёнка. Применяются эти слова сначала беспорядочно – одно вместо другого. Только по прошествии года после появления их в речи ребёнок начинает постигать, что каждому «завтра» предшествует «сегодня», а каждому «сегодня» предшествует «вчера». Неравномерно происходит и освоение ребёнком дней недели, месяцев, сезонов. Среди дней недели первыми выделяются те, что связаны с режимом работы детского дошкольного учреждения, отдыхом детей и родителей в выходные дни и характером их деятельности, – суббота, воскресенье, понедельник. Остальные дни запоминаются хуже.
Название месяцев ребёнок связывает с праздниками: Новый год – в январе, в марте есть «Женский день» – 8 марта, а 1 сентября дети идут в школу и т. д.
Представления о временах года осваиваются детьми по мере знакомства с сезонными изменениями и связанной с ними деятельностью людей. Наблюдение ритмически повторяющихся закономерностей в природе и действиях человека приводит детей к верным умозаключениям.
Знание отдельных временных категорий даётся ребёнку легче, чем осознание связей и отношений между ними, поэтому дети часто затрудняются назвать последовательно, по порядку части суток, дни недели, месяцы, времена года. Особые трудности возникают, когда требуется воспроизвести последовательность, начиная с любого элемента, а не с того, который является для ребёнка привычным.
Некоторые дети долго путают временные категории: «рано» и «поздно», «вчера» и «завтра», «год» и «месяц» и др.
Таким образом, у детей оказывается слабо развитым «чувство времени». Без специального обучения они не умеют определять время по часам. Часы скорее рассматриваются дошкольниками как атрибут интерьера или украшение на руке, чем как прибор для измерения времени.
Имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны.
Однако при целенаправленной педагогической работе дети к концу дошкольного возраста успешно осваивают не только отдельные единицы измерения времени, но и по мере надобности учатся их использовать в практической и интеллектуальной деятельности.
Литература:
— Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. – М.: «Академия», 1996.
— Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: – М., Просвещение, 1974.
— Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: книга для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991.
Источник
Лилия Герасимова
Формирование у ребенка пространственно-временных представлений
Формирование у ребенка пространственно-временных представлений — одно из важнейших условий его успехов в школе. Ориентирование в пространстве, представляющем собой лист тетради, умение видеть расположение знаков на листе бумаги — специфические требования, предъявляемые первокласснику в процессе учебной деятельности. Без умения ориентироваться в окружающем пространстве, без понимания пространственных направлений, отношений и расстояний невозможно усвоение детьми программы 1-го класса. Формированию пространственных представлений способствуют игры с конструктором, кубиками, пазлами, мозаикой, разрезными картинками и т. д. Когда ребенок раскладывает перед собой игрушки, картинки, рассматривает что-то, просите его делать это слева направо и сверху вниз. Так вы подготовите его к тому, что в нашей культуре мы пишем, считаем, читаем именно в этом направлении.
При затруднениях в освоении пространства хороший эффект дает использование внешних опор, которые помогают ребенку наглядно убедиться, что есть левая и правая сторона, верх и низ, и это неизбежно и неизменно. Например, можно повязать на левую руку ребенка красный шнурок (браслет, часы и т. п.) С помощью такой маркировки вы дадите ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом переходит в абстрактный план. Ребенок будет знать, что «слева» — это «там, где красный шнурок». Такие маркеры на первых порах должны присутствовать на ребенке постоянно. После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга, а затем — себя относительно других объектов. Значительные затруднения, как правило, вызывает у детей знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив. Необходимо убедить детей на практике в том, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот»: «Право — где у тебя лево, и лево, где у тебя право». Для этого поможет следующее упражнение: встаньте с ребенком друг за другом и возьмитесь за правые руки. Пусть ребенок убедится, что сейчас ваши правые руки находятся с одной стороны. Теперь повернитесь лицом друг к другу, не разнимая рук. Обратите внимание ребенка на то, что руки оказались перекрещенными. Устойчивый навык в данном случае можно выработать, постоянно обращая внимание ребенка на вещи в руках людей, идущих по улице вам навстречу, а также проводя такую работу по картинкам. Хороший эффект дает также упражнение «Зеркало»: стоя или сидя с ребенком напротив друг друга, попросите его быть «зеркалом» — «отражать» ваши движения. Начните с движений одной рукой, другой, затем двумя.
Следующим этапом в развитии пространственных представлений является переход к двигательным и графическим диктантам. Сначала попросите ребенка выполнять движения по команде: шаг вправо, два шага влево и т. д. Если ребенку не очень сложно, можно вводить в двигательные диктанты повороты на 90 и 180 градусов. Затем можно предлагать ребенку игры типа «Поставь фигуру в угол»: «Нарисуй круг в центре листа, квадрат в правом нижнем углу, овал в левом верхнем углу. Назови углы, которые остались пустыми. Заполни их сам с комментарием» (например, «Рисую звездочку в правом верхнем углу»). На следующем этапе проводится работа на листах в клетку. Размер клетки подбирается в зависимости от возраста ребенка, уровня развития его мелкой моторики и степени сформированности координации глаз-рука (способен ли он не выходить за границы клетки, вести линию по границе клетки и т. д.) Начинайте занятия с тетради в крупную клетку или сами расчерчивайте лист на квадраты подходящего размера, постепенно переходя к более мелкой клетке.
В процессе развития ребенок овладевает и пространством родного языка. Сначала ребенок учится понимать и употреблять в собственной речи предлоги (на, над, под, сзади, за, между и др.) и понятия «выше», «ниже», «ближе», «дальше» и т. п. Позднее он учится понимать и употреблять в речи сложные грамматические конструкции. Осмысление сложных речевых конструкций должно быть сформировано у ребенка к 7–8 годам. В частности, ребенок должен правильно отвечать на подобные вопросы: «Бегемотом съеден крокодил… Кто кого съел?»
Важным параметром оценки сформированности у ребенка пространственных представлений является владение им автоматизированными временными рядами (времена года, дни недели, месяцы). Очень часто ребенок не может усвоить эти ряды не потому, что у него недостаточно знаний об окружающем или с ним недостаточно занимаются, а потому, что у него недоформирована вся система пространственных представлений. Последовательность времен года у ребенка формируется после 5,5 лет, дней недели — после 6,5–7-летнего возраста, месяцев — после 7,5 лет.
Недостаточный уровень развития пространственно-временных представлений у ребенка обнаруживается практически на всех школьных уроках. Поэтому формированию этих представлений необходимо уделить особое внимание в дошкольном детстве.
Источник
Понимание времени и наличие нормальной ориентации в пространстве у ребенка – это залог активного познания им мира и окружающей действительности. Отсутствие этого умения еще больше погружает ребенка-аутиста во внутренний мир, чем тормозит его развитие и угнетает интеллект. Но таких детей можно и нужно развивать, социализировать и по мере возможности – обучать. Но для этого, в первую очередь, их нужно научить правильно мыслить беспредметными образами, ощущать себя и свое тело, видеть и чувствовать окружающий мир.
Перед детскими психологами, психиатрами и коррекционными педагогами достаточно остро стоит проблема развития у детей дошкольного возраста с Ранним детским аутизмом (РДА) пространственно-временных связей и ориентации в окружающем мире. Особенностью этого диагноза являются стойкие нарушения ориентации во времени и пространстве, которые у многих аутичных детей выражены в грубой форме. Это делает трудным, а порой даже невозможным их обучение и социальную адаптацию. Именно поэтому всем родителям, столкнувшимся с проблемой раннего детского аутизма, рекомендуют как можно раньше начать работу со специалистами. Ранняя коррекция имеющихся проблем дает надежду на успешную адаптацию аутичных детей в нашем обществе, их обучение и самостоятельность во взрослой жизни.
Специалисты отмечают, что основной причиной нарушения пространственно-временных связей у детей дошкольного возраста с РДА является видение действительности фрагментами, без ее целостного понимания. Особенности РДА включают в себя отсутствие пространственно-временного представления, не только на психологическом, но и на физическом уровне. Аутичные дети не могут самостоятельно рассчитать количество шагов, которые им нужно сделать для того, чтобы, к примеру, выйти из комнаты. Они испытывают огромные трудности, когда им нужно разложить в определенном порядке картинки или правильно собрать детскую пирамидку. Из-за нарушенной ориентации в пространстве ребенок с РДА плохо осознает даже собственное тело. Этим и объясняются его привычки подолгу рассматривать собственные руки и нежелание смотреть на свое отражение в зеркале. Этому его нужно учить специально, почти насильно привлекая внимание малыша к положению его тела в тот или иной момент. Для этой цели можно использовать зеркала, расположенные на уровне его глаз. Это позволит заставить его обращать внимание на свое отражение.
Отдельных слов заслуживают занятия с аутичным ребенком за столом. Родителям детей, столкнувшихся с проблемой РДА, известно, как сложно заставить их малыша не то, что заниматься, но и просто посидеть более 3 минут за столом. Причиной этого служат все те же нарушения пространственной ориентации. Именно поэтому на поверхность стола рекомендуется нанести рабочую разметку. Она позволит малышу самостоятельно на ней ориентироваться и лучше понимать, что именно от него хотят.
Опытные специалисты, не один год работающие с аутичными детьми, рекомендуют, всю работу, касающуюся интенсивной коррекции ориентации в пространстве, разбить на 4 части:
- Ощущение себя и всех частей своего тела;
- Понимание мест расположения предметов по отношению к своему телу;
- Понимание мест расположения предметов по отношению друг к другу;
- Понимание времени и связывание его с определенными событиями.
Формировать у дошкольников, которым уже поставлен диагноз РДА, ориентацию в пространстве, следует поэтапно. Не закончив первый, нельзя переходить ко второму и т.д. В противном случае возможен риск появления искаженного восприятия, скорректировать которое будет еще сложнее.
В первую очередь, аутичных детей обучают понимать положение предметов и пользоваться предлогами «под» и «на».
Но втором этапе детей-аутистов обучают понимать положение находящихся на одной плоскости предметов по отношению друг к другу и пользоваться предлогами «около» и «рядом».
На третьем этапе ребенка уже можно обучать более сложным отношениям предметов в пространстве и словам – «справа», «слева», «сзади», «впереди», «между», «сбоку» и т.д.
Помочь в развитии пространственных представлений и отношений предметов может и одновременное улучшение тактильных ощущений. Специально для этой цели специалистами разработаны дидактические игры, позволяющие аутичному ребенку с помощью осязания величины, объема, температуры или положения предмета лучше закрепить пространственное представление. Созданы даже целые программы сенсорного интегрирования детей с РДА. В них входит – раскачивание на качелях или гамаках, прикосновение к различным поверхностям, ритмичные движения под музыку и пр. Все это будет способствовать развитию тактильно-зрительного представления об окружающем мире. Одним из главных элементов подобных программ является ползание аутичных детей в специальных туннелях. Это стимулирует их активность с желанием взаимодействовать.
Ранний детский аутизм характеризуется стойким нарушением и пространственной, и временной ориентации. У аутичных детей не развиваются такие понятия, как завтра, вчера или через час. Они живут только настоящим временем. В этом и состоят особенности их искаженного психического развития. Более того, у детей с РДА воспоминания о прошлом носят исключительно избирательный характер, а будущего, даже ближайшего, в их понимании просто не существует. Такие дети не могут ждать. Стоять в очереди или ожидать чего-то для них является каторгой, которая приносит им чуть ли не физические страдания, что существенно отравляет им жизнь. Искаженное восприятие времени, характерное для детей-аутистов, нуждается в немедленной коррекции, которую нужно начинать с раннего возраста. Аутичного ребенка постепенно нужно научить ждать, хорошо помнить прошлое, планировать будущее. Родителям потребуется много терпения для достижения успеха.
Не менее важной частью коррекционной работы с детьми-аутистами дошкольного возраста будет обучение их различать смену времени суток и другие временных характеристики, встречающиеся в нашей жизни. Их нужно научить понимать цикличность тех или иных событий, их непрерывность и смену одного другим. Но знания ими одних лишь названий этих временных событий будет недостаточно. Дети с РДА мыслят образами, поэтому различать время, которое никак не «опредметчено», для них очень сложно. Поэтому им нужно помочь ориентироваться на содержание того, что происходит в тех или иных отрезках времени. К примеру, ночью – мы спим, утром – собираемся в детский сад и т.д. Но для этого им нужно опираться либо на личный опыт, либо на действия окружающих их людей.
Особенности аутичного развития таковы, что ребенок не в состоянии сам установить причинно-следственные связи между происходящими в его жизни событиями. Помочь ему в этом может четкий распорядок дня, при котором одни события плавно сменяются другими. Это позволит снизить уровень тревожности, характерный для детей с РДА, и упорядочить их поведение.
Коррекционная работа, направленная на формирование временных представлений у детей с аутичными особенностями развития, должна быть направлена на решение следующих задач:
- Обучение распознаванию времени суток;
- Определение времени суток по внешним признакам (темно или светло);
- Соотношение времени с суток с выполняемыми действиями;
- Самостоятельное определение времени суток в данный момент;
- Соотношение времени суток с тем, что изображено на картинке;
- Самостоятельное соблюдение распорядка дня в соответствии с определенным временем суток.
Помочь в этой работе поможет создание так называемой видимости времени. Ведь аутичные дети зачастую плохо понимают речь, поэтому им требуется наглядное представление. То или иное время суток должен показывать определенный предмет. Как, к примеру, тарелка означает прием пищи, а кубики – начало игры. Для этого можно воспользоваться карточками. Но работать с ними должны все члены семьи. Как уже было упомянуто выше, детям-аутистам для снижения тревожности нужен четкий распорядок дня, привычку планирования своего дня они перенесут и во взрослую жизнь.
И, подытоживая вышесказанное, нужно отметить, что для эффективной коррекции по улучшению у ребенка с РДА пространственно-временной ориентации необходима комплексная работа профессиональных дефектологов и всех членов семьи. Только в этом случае появляется надежда на успех.
Источник